Как пройти техосмотр в 2021 году
Содержание:
- Сколько стоит оформление?
- Что грозит за отсутствие техосмотра после нововведений?
- Новые правила и порядок процедуры с 1 марта 2021 года
- Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?
- Изменения в регламенте ТО в 2021 году
- Варианты развития сети пунктов техосмотра
- Электронная диагностическая карта
- Что подлежит обязательной диагностике
- Можно ли ездить без техосмотра?
- Кто подпадает под аннуляцию диагностических карт?
Сколько стоит оформление?
Диагностическая карта по стоимости будет отличаться в разных случаях. При этом, цена не будет зависеть от марки или срока использования транспортного средства.
Здесь можно рассмотреть несколько основных вариантов, среди которых следует выделить:
- Для автомобилей цена на проведение процедуры и изготовление карты не превышает 800 рублей.
- Если дело касаетсямотоциклетного транспорта, то цена составляет не более 240 рублей.
- Когда вы хотите приобрести карту на имеющийся во владении прицеп, то всё будет зависеть от массы и габаритов средства. Прицеп массой до 750 кг обойдется вам в 600 рублей. Если масса от 3,5т, то диагностическая карта стоитнемного больше 1000 рублей.
Что грозит за отсутствие техосмотра после нововведений?
Санкции всего две – и обе они связаны с финансовым наказанием за езду без диагностической карты. Рассмотрим два последствия.
Штраф ГИБДД
Новость включает в себя и хорошее, и плохое.
Положительный момент в том, что штраф за езду без техосмотра вводится не с 1 марта 2021 года, как основная реформа. Последствия от распространения коронавирусной инфекции отодвинули сроки на целый год. Экзекуция со штрафами начнётся лишь с 1 марта 2022 года.
Регресс от страховой
Помимо штрафов, водителей с недействующей диагностической картой ожидает иск от страховой фирмы.
Регресс – это право страховщика требовать с вас суммы, выплаченные потерпевшим при вашей виновности в ДТП. Согласно регламенту, если у потерпевших есть ОСАГО, они обращаются к страховщику, а тот возмещает им ущерб за вас.
Вот и получается, что страховщик в данном случае не нарушает закон, а регресс вполне обоснован.
Для подачи такого требования необходимо выполнение сразу 3 условий:
- Ваша виновность в ДТП;
- Отсутствие у вас диагностической карты о прохождении техосмотра;
- Авария случилась из-за неисправности вашего транспорта.
Закон не оговаривает как быть, если диагностическая карта была аннулирована в ГИБДД. Но, похоже, что и в этом случае страховщики смогут предъявлять регрессные иски к нарушителям. Ответ на этот вопрос даст судебная практика в обозримом будущем.
Новые правила и порядок процедуры с 1 марта 2021 года
Изменения коснулись сразу нескольких пунктов процедуры техосмотра, а также ряда санкций за неисполнение предписаний правительства.
Для удобства, взглянем на новшества в виде сравнительной таблицы со «старой» редакцией:
Что было раньше | Новое с 1 марта 2021 года |
---|---|
Приобретение диагностической карты у оператора, страхового агента или брокера без заезда на станцию технического осмотра | Обязательный порядок прохождения техосмотра автомобиля с заездом на аккредитованные станции ТО – никаких исключений! |
Аннулирование карт было, но не поставлено на поток | Если фактического осмотра на техническом сервисе не было, диагностическую карту могут аннулировать |
Сервис ЕАИСТО работал и раньше, но диагностические карты выдавались через посредников | Использование сервиса ЕАИСТО от МВД, где хранятся все выданные карты в электронном виде. Их можно отслеживать на действительность по запросу уполномоченного органа |
Обязательная фотосъемка автомобилей перед ТО не требовалась | С 1 марта вводится обязательная процедура фотографирования машин, проходящих ТО на станции. Теперь требуется два фото: до и после осмотра. Функция съемки возложена на экспертов-техников |
Координаты и геолокация не использовались | Обязательная привязка к координатам по месту нахождения станции ТО, где осматривают автомобиль на предмет соответствия требованиям безопасности. Допустимые отклонения по геолокации – 150 метров |
Сверки автомобиля с документами часто были формальностью, не учитывались и нарушения в конструкции автомобилей | Операторов обязали тщательно сверять идентификационные данные с тем, что указано в СТС или ПТС. Речь идёт о сверке госномера, кузова, рамы или кабины. Любое несоответствие – это повод для прекращения техосмотра и сообщения о нарушениях в ЕАИСТО |
Доступ к автоматизированной системе по аккаунту любого заинтересованного лица: хоть техника, хоть страхового агента | Отныне чтобы вносить данные в ЕАИСТО, нужна усиленная квалифицированная электронная подпись технического эксперта – это предотвращает нелегальные схемы по оформлению карт «на бумаге» без заезда на станцию ТО |
Ограничений на количество техосмотров за сутки в сервисах не было | Владельцы станций техосмотра должны самостоятельно рассчитать, сколько автомобилей они смогут проверить в течение суток и с учётом людских ресурсов на ТО. Информация подаётся в РСА, где фиксируют допуск такого Центра на каждый день. Превысить его можно лишь на 5%, в остальных случаях сверх показателей система ЕАИСТО не даст зарегистрировать диагностические карты сверх лимита |
Работали только стационарные пункты ТО | |
Теперь штраф касается всех водителей автотранспорта, ездящих без диагностической карты. Размер штрафа за не пройденный техосмотр – 2 000 рублей. |
По сути, из реальных изменений в процедуру техосмотра можно выделить фотофиксацию заезда и выезда автомобиля в сервис. Также раньше не было привязки к координатам станции ТО и передвижных пунктов осмотра. Остальной порядок остался прежним.
Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?
Получается, что если у вас на руках есть диагностическая карта (ДК), полученная до реформы 1 марта 2021 года, то она не аннулируется, а продолжает действовать. Следующий техосмотр нужно проходить после окончания срока действия текущей диагностической карты. Частота ТО всегда зависит от возраста «железного коня».
Если техосмотр был куплен?
Статистика говорит о том, что всего 20% водителей реально проходят осмотр с заездом на станцию технических проверок. Остальные 80% автовладельцев предпочитают не тратить на это время. Им проще «по старинке» заплатить страховому агенту и приобрести диагностическую карту в комплекте с ОСАГО. Ехать никуда не нужно, даже автомобиль можно не показывать – готовь денежку, и техосмотр «пройден».
Новый закон осложнит жизнь тем, кто покупает диагностические карты без фактического заезда на станции техосмотра. Допустим, вы воспользовались лазейкой и успели купить карту до 1 марта 2021 года. Теоретически, при проверке, ГИБДД её может у вас аннулировать. Но в то же время, закон не имеет обратной силы. Ситуация спорная. Наверняка придётся идти в суд и отстаивать свою позицию, ссылаясь на ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122. А с весны ГИБДД начнёт тщательно контролировать все новые документы в системе ЕАИСТО.
Я вносил изменения в конструкцию авто
С первого месяца весны 2021 года всё становится жёстче.
Если конструкция вашего автомобиля не соответствует требованиям безопасности, то по новым правилам вам откажут в прохождении техосмотра, о чём эксперт-техник сделает соответствующую запись в системе ЕАИСТО. Но нарушения можно будет устранить в течение 20 дней, а потом заново показаться тому же эксперту.
Что это за нарушения в конструкции автомобиля? Например, установка «кенгурятника», газо-балонного оборудования (ГБО), незаконная тонировка стёкол, незарегистрированный ксенон и др.
При нарушениях со стороны оператора станции ТО
С марта 2021 года несоблюдение регламента техосмотра автомобилей также приведёт к проблемам с действительностью выданной диагностической карты
И пусть это нарушение со стороны техника (например, он забыл проверить систему или узел автомобиля) – неважно. Выданную вам по итогам ТО карту аннулируют
Специалиста, скорее всего, оштрафуют.
Правда, встаёт вопрос – а как об этом нарушении станет известно ГИБДД? По новым правилам техники должны сделать две фотографии автомобиля: до и после обследования, а после загрузить их в ЕАИСТО. Видеосъемка процедуры осмотра транспорта не предусмотрена. Тем не менее, нарушения со стороны оператора – это одна из причин, по которым техосмотр могут аннулировать. И придётся проходить его заново, и оплачивать по новой.
Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?
Водитель должен заново пройти техническую проверку автомобиля.
Почему так? Диагностическая карта нужна для покупки полиса ОСАГО. Но срок действия техосмотра может не совпадать со сроком действия страховки. Получается, что ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты подошёл к концу. И если в такой ситуации вы вдруг окажетесь виновным в ДТП, а причиной будет заявлена неисправность автомобиля – ждите регресса от страховой компании. Вначале она выплатит компенсацию ущерба потерпевшим в ДТП, а затем предъявит вам иск о взыскании этой суммы.
Изменения в регламенте ТО в 2021 году
- Условия и регламент прохождения технического осмотра автотранспортным средством теперь прописаны более детально. Расплывчатые определения заменены конкретными.
- Согласно новшествам ужесточены условия прохождения диагностики. Более строгими станут наказания, увеличится размер штрафов.
- С 2021 года проходить технический осмотр транспортного средства можно в любом центре СТО, имеющим лицензию на предоставление данного вида услуги.
- По новым правилам, утвержденным Правительством РФ, всю процедуру диагностических мероприятий придется фиксировать с помощью видео и фотокамер. Контроль над действиями оператора возложен на Роспотребнадзор. Такая мера необходима для борьбы с продажей диагностических карт в обход осмотра.
- За отсутствие документа о прохождении технической диагностики увеличен размер штрафов с 22 февраля 2021 года. Теперь он составит 800 руб. Помимо этого, за предоставление ложной информации в АИС наказание стало более строгим — автовладельца могут привлечь к уголовной ответственности.
- Жестче стали требования к автотранспортным средствам. Теперь самостоятельно вносить изменения в конструкцию машины запрещено. Нельзя устанавливать дополнительные детали, не предусмотренные производителем. Также запрет коснется и переоборудования легковых автомобилей на газо-баллонное оборудование.
Аккредитация операторов диагностических центров возложена на федеральные органы и МВД. Операторы, нарушившие регламент проведения осмотра и правила выдачи заключений, будут привлечены к ответственности, в том числе уголовной.
Варианты развития сети пунктов техосмотра
Всем понятно, что количества операторов и пунктов ТО в настоящее время недостаточно, чтобы соответствовать требованиям закона. Поэтому видятся различные варианты экспансии и развития:
- расширение сетей федеральных операторов ТО;
- расширение сетей региональных и межрегиональных операторов ТО (которые часто находятся под бывшими сотрудниками правоохранительных органов);
- появление большого количество малого бизнеса – местных операторов ТО;
- активный приход в этот бизнес самих страховщиков (как было в первый раз, когда техосмотр был передан из ГИБДД в частные руки);
- какая-то смешанная модель;
- и маловероятный вариант – менее 1% – возвращение в лоно ГИБДД.
Электронная диагностическая карта
Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи, начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.
Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.
Они имеют право аннулировать диагностическую карту:
- если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
- если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.
Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.
Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.
В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:
- если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
- если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.
Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:
- если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
- если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.
Продление срока действия распространяется на ТС:
- легковые автомобили,
- мотоциклы,
- грузовые автомобили,
- автобусы.
Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.
Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.
Что подлежит обязательной диагностике
Для получения положительного результата техосмотра автомобиль необходимо подготовить к прохождению диагностики. Если имеются неполадки и неисправности, следует их устранить. В противном случае получить диагностическую карту не получится. Положительное экспертное заключение выдается при условии безотказной работы узлов и целостности деталей ТС.
Обязательный регламент проведения диагностики включает:
контроль системы ГЛОНАСС, если таковой оборудовано ТС.
Основные изменения коснулись некоторых систем, обязательных для осмотра. Сведения о поправках внесены в таблицу ниже:
Система | Требования в правилах до 2021 года | Изменения в редакции правил 2018 |
Рулевой механизм | Недопустимо использовать рулевой привод со следами деформации, повреждениями | Тоже + без ГУР и демпфера, предусмотренных конструкцией изготовителя; износ сальника, подтекание масла для ГУР |
Рассеиватели светотехнических приборов | Разрушение или отсутствие их недопустимо | Тоже + загрязнение и применение средств тонировки, не предусмотренных изготовителем (в том числе пленочных материалов) |
Стклоочистители и стеклоомыватели | Необходимо наличие хотя бы одной из указанных единиц | Недопустимо изменение заводских конструкций. Система очистки лобового стекла должна функционировать |
- ТС комплектуется медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки. Объем огнетушителя для легковых ТС составляет 2 литра, для автобусов и грузовых машин — 5 литров.
- В изменениях прописано требование при замене летних шин на шипованные — они должны устанавливаться на все колеса.
- Если в процессе диагностики выявлена неисправность, то она подлежит устранению.
Можно ли ездить без техосмотра?
Да, можно. Но до определённого момента. Вообще, последствий отсутствия действующей диагностической карты может быть 2:
- штраф за её отсутствие,
- регрессное требование от страховой при определённых условиях.
Давайте подробнее рассмотрим эти 2 тонкости, которые могут грозить водителю за езду с аннулированным ТО.
Штраф
Водителям легковых автомобилей этот штраф не грозит.
Но в будущем всё изменится. В административном кодексе появится новая статья, предусматривающая штраф уже в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты для всех без исключения автомобилей. В настоящий момент дата вступления в силу нового закона отложена до 1 марта 2022 года.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 ноября 2019 года – правда или миф?
- Предъявление сотруднику ДПС QR-кода свидетельства о регистрации в вопросах и ответах
- Отмена штрафа за техосмотр и ответственности при ДТП с отсутствием ТО – это правда?
Регресс по ОСАГО
А вот перспектива получить регрессное требование от страховой компании уже менее призрачная и отдалённая.
Регресс – это право страховщика выставить вам счёт на сумму, которая выплачена потерпевшему при вашей виновности в ДТП. То есть бывают ситуации, когда вы стали виновником в аварии с определёнными нарушениями закона Об ОСАГО, но при этом страховая организация не отказывает потерпевшему в выплате из-за таких ваших нарушений, а выплачивает всё. Вот только потом истребует всю эту сумму с вас.
А вот новый закон о внесении изменений как раз и дополняет этот пункт, указывая, что если срок действия карты истёк в том числе у обычного легкового автомобиля, а ДТП произошло по причине неисправности машины, то регресс становится законным.
Таким образом, для регресса легковому авто должно быть выполнено 2 условия:
- истёк срок действия техосмотра,
- ДТП произошло по причине неисправности автомобиля.
И здесь тоже кроется небольшое заблуждение. Дело в том, что в новом законе речь идёт именно об истечении срока действия ТО, а не об аннулировании. Это совершенно разные события в законодательстве.
Кто подпадает под аннуляцию диагностических карт?
Во-первых, здесь следует сразу отметить, что не на все транспортные средства требуется проходить техосмотр. Так, самая распространённая на дорогах России категория – это легковые автомобили возрастом до 4 лет. Для них не требуется регулярная проверка технического состояния.
Для машин старшего возраста придётся проходить ТО:
- от 4 до 10 лет – техосмотр нужно проходить раз в 2 года,
- старше 10 лет – ежегодно.
Также никто не сможет аннулировать у вас диагностическую карту, если вы честно прошли технический осмотр – фактически заезжали на станцию и прошли все проверки, а также если после этого не вносили никаких изменений в конструкцию (в том числе не меняли тип ламп в фарах на непредусмотренный конструкцией вашей фары, не тонировались, не устанавливали фаркоп, который не прошёл испытания в составе вашей модели автомобиля и так далее).
Таким образом, аннулировать техосмотр смогут только у тех водителей, кто приобрёл его (чаще всего вместе со страховкой ОСАГО) без фактического его прохождения.
Если получили диагностическую карту до 1 марта 2021?
И вот здесь как раз кроется большое заблуждение многих источников недостоверных сведений. Дело в том, что ряд изданий пишет о том, что никакого регулирования новый закон относительно действия во времени не имеет. Это не так!
Новый закон об аннулировании техосмотра будет действовать только для тех карт, которые были оформлены незаконно после его вступления в силу – 1 марта 2021 года. Обратной силы данный ФЗ, как и другие нормативные акты, ухудшающие положения граждан, не имеет.
А теперь «пруфы»! Часть 3 статьи 5 нового закона предписывает:
Таким образом, если вы купили диагностическую карту до начала действия новых правил аннуляции, то она будет действовать до следующего ТО.