Что такое федеральный закон?

Признаки закона

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Законы РФ, иные НПА в редакции, утратившей силу:

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции, действующей до 01.01.2019 года

Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ в редакции от 18.07.2011 года — редакция утратила силу

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ в редакции от 17.06.2010 года — редакция утратила силу

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 29.09.2011 года, по состоянию на 2012 год — редакция утратила силу

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — редакция утратила силу

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ в редакции от 06.12.2011 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 07.03.2012 года

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции от 03.12.2011 года, с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2012 года

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ в редакции от 12.12.2011 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012 года

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ в редакции от 19.07.2011 года

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ в редакции от 17.06.2010 года

Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ в редакции от 01.07.2011 года

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ в редакции от 11.07.2011 года

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 в редакции от 11.07.2011 года)

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в редакции от 21.04.2011 года по состоянию на 2011 год

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 в редакции от 27.07.2010 года

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» — документ утратил силу с 01.01.2021 года

Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» — документ утратил силу с 01.01.2021 года

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 07.05.2003 года N 263 в редакции от 30.12.2011 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2012 года — утратило силу

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759)

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Кодексы

Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов.

Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Чем кодекс отличается от закона | Помощь Юриста

Конституция РФ определяет верховенство закона. Все законы нашей страны считаются нормативно-правовыми актами государства, которые регулируют правоотношения и обладают высшей юридической силой.

Кодексы считаются федеральными законами, и они представляют собой систематизированные нормативные акты, которые регулируют четко определенную отрасль права. То есть, они представляют собой однородную группу отношений – правила трудовой, административной или же другой дисциплины.

Другими словами, кодекс – это свод законов, причем исключительно систематизированных, которые регулируют одну, четко определенную отрасль права.

Чем отличается кодекс от закона?

Важно Он переписывается «только» раз в полтора года. А вот одни из самых важных норм, которые собраны в Налоговом кодексе или том, что касается административных правонарушений, меняются примерно 20 раз в год, то есть каждые 18 дней

Уследить за ними очень сложно, но таковы реалии времени. Кодекс или федеральный закон: что выше по силе? Этот вопрос довольно непростой и вызывает много противоречий. В соответствии с Конституцией РФ кодексы и федеральные законы наделены равной юридической силой. Ни те, ни другие приоритетов не имеют. Закон – это нормативный акт, принятый после обсуждения в Госдуме, Совете Федераций и подписанный главой государства.

Чем кодекс отличается от закона

Законы в РФ классифицируются на несколько типов:

  1. основной закон государства в виде Конституции;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.

Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.

Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента.

В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

Что имеет большую юридическую силу – кодекс или федеральный закон?

В нынешнем законодательстве РФ существует 20 кодексов. Каждый из них содержит систематизированные нормы одной или нескольких отраслей права.

Самые известные кодексы:

  • Уголовный;
  • Трудовой;
  • Гражданский;
  • Налоговый.

Есть и другие законодательные акты, с которыми рядовым гражданам приходится сталкиваться не часто. Например, Градостроительный, Лесной или Бюджетный кодекс (подробнее о нем – на сайте).

Изменения в кодексе – хорошо или плохо? Казалось бы: все упорядочено, «разложено по полочкам». Живи и работай, руководствуясь имеющимися нормами. А нет, российское законодательство вряд ли можно считать стабильным. Изменения в кодексы вносятся постоянно. Большая часть из них вызвана объективными причинами и является естественным процессом. Например, последнее изменение в Водный кодекс РФ было внесено в 2015 году.

Что важнее кодекс или закон?

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. Имеются в виду инструкции, постановления, предписания и правила.

Разница между законом и кодексом В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения.

В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений. Часть или пункт статьи закона «.

Кодекс можно назвать фз

Кстати, сюда же (пример): со ссылкой на приоритет ГК над законом о нотариате кассация и надзор Казани указали, что доверенность (в рамках ГК) должна выдаваться строго от одного лица строго на одно лицо!(Ну а за две доверки и платить вдвое — ясный пень). #13 IP/Host: .allmedia.ru Re: Юридическая сила — Кодекс или федеральный закон вопрос думаю из теории право. Что значит ГК выше или ФЗ? здесь что такое право и что такое не право? и может ли быть не правовой закон?

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Российский Федеральный закон в правовой системе страны

Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти — законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.

Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны — Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности — например, образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

Порядок принятия и вступления в силу НПА

У каждого нормативного правового акта свой порядок принятия и вступления в силу. Всего их 4 вида:

  1. порядок принятия законов;
  2. после официального опубликования;
  3. с определенной даты;
  4. ратификация.

Для принятия и вступления в силу закону необходимо пройти 3 этапа. На первом этапе проект закона поступает в Государственную думу на рассмотрение. Причем, перед рассмотрением законопроект должен пройти регистрацию в системе автоматизированного делопроизводства и документооборота и предварительное рассмотрение в Госдуме РФ. После этого профильный комитет и Совет Федерации должны одобрить данный проект на дальнейшее рассмотрение.

Каждый законопроект проходит три чтения, которые могут затянуться на несколько месяцев или лет. Принятие решения формируется большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Если Государственная дума одобряет проект, то он в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации, по решению которого будущий НПА или принимается, или отклоняется. При положительном решении законопроект в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ. Окончательное решение принимается именно на стадии подписания документа главой государства в течение 14 дней. Президент имеет право отклонить законопроект на свое усмотрение. Если же проект будет подписан, то на его опубликование дается 7 дней. После этого законопроект считается принятым.

Вступление в силу закона может быть назначено на определенную дату или период. Например, изменения по налоговому законодательству вступают в силу только со следующего расчетного периода, а нововведения в КоАП РФ – с нового месяца.

Другие нормативные правовые документы, кроме законов, вступают в силу без регистрации и рассмотрения в Государственной думе.

Все нормативные правовые акты перед вступлением в силу должны быть обязательно официально опубликованы или в печатных изданиях «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета», или на интернет-портале правовой информации.

Чаще всего после официального опубликования до вступления в законную силу должно пройти от 7 до 10 дней в зависимости от вида НПА. Но бывают и исключения. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 вступил в силу со дня его официального опубликования. Такую информацию можно прочесть в тексте самого НПА или в справочно-правовых системах в справке к документу.

Скриншот документа с интернет-портала правовой информации

Скриншот экрана СПС КонсультантПлюс

Скриншот экрана СПС Гарант

Если нормативные правовые акты затрагивают права, свободы и обязанности людей, устанавливают правовые статусы организаций или содержат сведения, составляющие государственную тайну, то они должны быть дополнительно зарегистрированы в Минюсте. Например, Приказ Минздрава России от 05.03.2021 № 170н, который утвердил методики мониторинга и оценки эффективности программ, направленных на уменьшение воздействия табачного дыма на окружающую среду. Такой документ обязан проходить регистрацию в Минюсте РФ.

НПА международного характера вступают в силу после ратификации, то есть дата утверждается отдельным документом.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования.

Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы. Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер — например, из гражданской и уголовной.

Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм.

Что такое нравственный закон?

Кроме юридической сферы, немаловажное значение в жизни общества имеет и моральная. Весьма распространенной считается теория Канта

Говоря о том, что такое нравственный закон, мыслитель указывал на его императивность. Кант говорил о моральном долге человека. Он выражается в том, что индивиду надлежит вести себя так, чтобы правило его поведения могло стать моделью для всех. Кант считал, что нельзя называть моральным поступок, совершенный под влиянием чувственной склонности, даже если он совпадает с нравственным законом. По мнению философа, поведение человека должно отражать уважение к постулатам. В качестве стержня нравственности выступает добрая воля. Она выражает поступки, которые совершаются только во имя морального долга, но не ради иных целей (из-за выгоды, корысти, чтобы не выглядеть плохим в глазах остальных людей и так далее). Следует также отметить одну из актуальных проблем, рассматриваемых в социальной философии Канта. Она состоит в первенстве морали относительно политики.

Порядок принятия

Утверждение проекта нормативного акта осуществляется в рамках специального процесса. В современных парламентских демократических государствах принятие законов осуществляется представительными органами. Установленная регламентом процедура обеспечивает вынесение на обсуждение проектов актов по действительно актуальным вопросам государственной жизни. Это реализуется, как правило, посредством ограничения круга субъектов, имеющих законодательную инициативу. К ним, в частности, относят депутатов, правительство, главу государства, высшие судебные органы и прочие институты власти.

Сферы законодательства

Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются. Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.

На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс. Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей.

Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные. Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector