Как принимаются федеральные законы в рф? особенности законотворческого процесса в россии

Понятие законодательной инициативы

Все российские Федеральные законы принимаются после прохождения некоторых традиционных этапов. Первым важным этапом является выдвижение нормотворческой инициативы. Правом подобной инициативы обладают многие представители власти. Это президент, депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, судьи Верховного и Конституционного судов, а также члены Правительства.

Круг субъектов правотворческой инициативы не так уж и широк. Более того, некоторые субъекты обладают подобным правом лишь в сфере своего профессионального ведения. Кроется ли какая-то несправедливость в том, что далеко не каждый человек в нашей стране может предлагать и формировать законы? Конечно же, никакой несправедливости здесь нет. Граждане РФ сами формируют Парламент и наделяют полномочиями отдельных должностных лиц. Последние выступают в качестве народных представителей при любых попытках законотворчества. Таким образом, Федеральные законы в РФ принимаются всем населением, но не без помощи посредников.

Внесение законопроекта – законодательная инициатива

1. Внесение законопроекта – законодательная
инициатива.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом
законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета
Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному
Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их
ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены
представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.

Определенные категории законопроектов, касающиеся
финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства РФ – это законопроекты о введении или отмене налогов,
освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении
финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального бюджета

Именно Правительство
обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики,
несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что
делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое
заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих
неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть
из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики
Правительства

Кто принимает федеральные законы в РФ

Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство — закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

Признаки закона

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

С чего начинается закон

Принятие закона начинается с инициативы. Её может предложить не каждый, Конституция ограничивает число “инициаторов”. В их число входят:

  • Президент
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ
  • Законодательные органы субъектов
  • Конституционный суд
  • Верховный суд

Как правило, инициаторами принятия новых законов выступает Государственная Дума — это её основная задача.

Есть инициатива — что дальше?

Когда один из депутатов выступает с определенной инициативой, он должен её правильно оформить и отправить председателю Государственной Думы. Председатель регистрирует документ в общей базе, присваивает ему номер. После оформления и регистрации законопроект необходимо проверить — он не должен противоречить основным принципам Конституции. Для этой проверки законопроект отправляют в профильный комитет.

Чаще всего инициативы о законах происходят из Думы.

Подтверждение за подтверждением

В случае, если профильный комитет не увидел нарушений, законопроект отправляется в Совет Госдумы. В него входят:

  • Председатель ГД
  • Первые заместители
  • Заместители Председателя ГД
  • Руководители фракций

Также законопроект могут отправить президенту, министрам или в определенный суд для получения отзывов и комментариев о возможном законе. Однако это необязательная процедура.

Совет Госдумы определяет комитет, который будет отвечать за законопроект (в Госдуме есть множество комитетов, каждый отвечает за отдельную сферу). Внутри комитета обсуждаются различные дополнения и условия, которые могут изменить законопроект. Комитет может привлекать к работе сторонних людей (как правило, помощи просят у учёных, экспертов).

Депутаты голосуют за законы.

Принятие закона

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. На этом этапе уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Утверждение закона Советом Федерации

Этот орган существует для дополнительной проверки необходимости принятия закона, его качества, наличие средств для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается две недели.

Конституция (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

К их числу относятся федеральные конституционные законы и законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового регулирования;
  • валютного регулирования;
  • кредитного регулирования;
  • таможенного регулирования,
  • денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • статуса и защиты Государственной границы РФ;
  • войны и мира.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления, внесенного этим комитетом.

Затем Совет Федерации большинством голосов (для конституционного закона — большинством не менее трех четвертей голосов) принимает одно из следующих решений:

  1. одобрить закон;
  2. отклонить закон без обсуждения;
  3. обсудить его на заседании палаты.

Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению Советом Федерации, в течение 14 дней не представлен на заседание для рассмотрения, он считается принятым и направляется Президенту Российской Федерации для подписания.

Подписание закона Президентом Российской Федерации

Президент РФ выполняет координирующие функции между ветвями власти. Подписание законопроекта Президентом в двухнедельный срок можно рассматривать в этом ключе. Кроме того, это еще один способ контроля правовых актов, по которым будет жить вся страна. Президент может не подписать закон (право вето), но обычно после этого следует разъяснение причин такого решения.

Последовательность принятия федеральных законов представлена на схеме.

Как видим, законотворческая процедура довольно сложна. На принятие даже небольшого законопроекта уходит не менее полугода. Крупные нормативные акты, например кодексы, готовятся порой несколько лет. Но даже если бы парламент заседал сутками, ему не под силу детально урегулировать все социальные вопросы: жизнь постоянно усложняется, изменения происходят в нарастающем темпе.

Вот почему в законах находят отражение лишь наиболее важные вопросы, составляющие суть политики государства. Менее значимые вопросы, а также вопросы специального характера, касающиеся Конституции РФ, доверяется регулировать в нормативном порядке исполнительным органам. И такое положение дел существует практически во всех странах.

Три чтения

Федеральные законы принимаются Государственной Думой лишь после того, как пройдут три одобрительные процедуры. Речь идет о чтениях закона — трехступенчатой системе рассмотрения нормативных актов.

На первом чтении парламентарии обсуждают и рассматривают лишь самые основные положения закона. Создается профильный комитет, который берет на себя ответственность за рассмотрение и подготовку закона. Если представители Думы делают какие-то замечания, то именно комитет старается их исправить.

Второе чтение предполагает более детальное рассмотрение закона. Уже исправленный текст рассматривают в целях обнаружения новых ошибок и проблемных мест. Если вновь были выявлены неточности, документ дорабатывается ответственным комитетом.

На третьем чтении никакие дополнения и изменения в закон не вносятся. Законопроект зачитывается в последний раз, после чего отклоняется или принимается. Федеральный закон, одобренный Государственной Думой, отправляется в верхнюю палату Парламента — Совет Федерации.

Роль Президента

В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы — показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего — он не имеет на это права.

В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов — он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

Процедура принятия закона в РФ

Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.

Основные стадии принятия закона:

1. Законодательная инициатива. Самостоятельно составлять законопроект имеет право:

  • Президент РФ.
  • Депутаты Государственной Думы.
  • Совет Федерации.
  • Правительство РФ.
  • Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.

2. Анализ законопроекта в гос думе. Проект рассматривается в три этапа:

  • При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
  • При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
  • При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.

3. Одобрение закона Государственной Думой. Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.

4. Рассмотрение в Совете федерации. ФЗ принимается, если количество голосов членов совета за его вступление в силу больше половины. Федеральные конституционные законы одобряются, если количество голосов в их пользу превышает 70%. Одобрение или отклонение осуществляется в течение 14 дней.

5. Подписание документов президентом. Рассматриваемый, принятый и одобренный законопроект передается Президенту РФ. Он рассматривается главой государства в течение 14 дней, затем одобряется, либо отклоняется. Отклоненный документ отправляется обратно в Государственную думу для повторного анализа и внесения изменений. Если за документ проголосовали более 66% депутатов, он одобряется без согласия президента. В этом случае президент обязуется подписать законопроект в течение 7 дней.

6. Публикация и вступление в силу принятого законопроекта. Подписанный президентом документ в течение одной недели должен быть опубликован. Вступление в силу закона осуществляется через 10 дней.

Кто разрабатывает законы?

Законы РФ разрабатываются правительством Российской Федерации, после чего отправляются в Государственную думу на рассмотрение. Вместе с ними дополнительно предоставляется следующий список материалов и документов:

  • Финансовый отчет экономической сферы России и предварительный социальный прогноз;
  • Данные об исполнении бюджетного минимума за квартал прошлого года;
  • Документы об оценке наличия денежных средств в федеральных бюджетах в будущем финансовом году;
  • Пояснительная записка, текст которой содержит сведения об изменении положений в Федеральном законе.

Когда закон приобретает юридическую силу?

Принятый законопроект приобретает юридическую силу и начинает действовать в последней редакции со дня одобрения и принятия его Государственной думой. Конституционный закон приобретает юридическую силу в момент его одобрения членами парламента. Сразу после этого он публикуется. Но, обычно, он вступает в силу через несколько дней после его принятия.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, “Российская газета”, “Собрание законодательства РФ”. Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации
принятого Государственной Думой федерального закона.
Принятый
Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на
рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование
поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением
законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам,
подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон
рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов
Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и
отклонен.

Дьявол в мелочах

Порядок весьма сложный, но при этом – логичный. Однако на каждой стадии возникают нюансы, которые могут повлиять на результат:

  • Инициатива. Согласно ст.104 Конституции РФ, правом инициировать рассмотрение будущего закона наделены Президент, парламентарии и сенаторы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный и Верховный суд России.

    Важный нюанс! Получается, что один гражданин или даже группа единомышленников не может самостоятельно внести проект. Нужно действовать через народных избранников – парламентариев, или через государственный орган.

  • Рассмотрение проекта в 3 чтениях. В первом – документ анализируется в целом, и на этой стадии велики шансы, что его «завернут». Во втором чтении – вносятся поправки, идут дебаты о финальном тексте проекта. В третьем – документ либо получит законодательную жизнь, либо будет отвергнут Госдумой.
  • Сенаторский надзор – с изъяном. Если Совет Федерации отклонил проект, то он возвращается в Госдуму для повторного рассмотрения. Но если 2/3 депутатов проголосуют за принятый текст, сенаторам придётся уступить.
  • Президентское сито. Высшее должностное лицо вправе заблокировать любой закон – то есть, вообще любой. Пусть даже за него проголосовало 450 депутатов и 187 сенаторов. Но если обе палаты парламента после отклонения закона повторно проголосуют минимум двумя третями, закон будет принят.

Это интересно! Президент назначает 17 сенаторов из Совета Федерации.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Наложение вето президентом РФ

После одобрения верхней и нижней палатами парламента РФ закон отправляют на подпись к президенту РФ. На протяжении 2 недель глава государства подписывает его или накладывает президентское вето.

Внимание! Вето считают инструментом сохранения прочного баланса государственной власти. При его применении отклоняют различные абсурдные законопроекты, принятые Парламентом РФ

При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ. Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок.

Важно! Согласно ч. 3 ст. 107

107

Конституции РФ, вето преодолевают в том случае, если за ФЗ в 1 редакции голосует более 2/3 депутатов нижней палаты Парламента РФ и более 67% сенаторов Совфеда.

В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю.

Кто именно принимает федеральные законы в РФ?

  1. В первую очередь рассмотрение и принятие законопроектов формируется посредством заседания государственной думы. В данном случае, производится процедура рассмотрения законопроекта, впоследствии, формируется процесс голосования. Причем, федеральный закон считается принятым исключительно в том случае, если он набрал большее количество голосов от общего количества депутатов;
  2. После такого процесса, законопроект в течение пяти дней должен быть передан на повторное рассмотрение, но уже совету федераций. Тут также идет процесс дискуссий и изучений законопроектов. Одобрение законопроект может получить исключительно в том случае, если за него проголосует более половины общего числа палаты, совета федераций. Если же в течение 14 дней законопроект также и не был рассмотрен, то в данном случае, может быть оформлена согласительная комиссия. Именно данная комиссия изучит еще раз все особенности законопроекта, а также оценит претензии членов совета федераций, после чего, данный законопроект снова возвращается на пересмотр государственной думе;
  3. Если же государственная дума не согласна с теми изменениями, которые предлагает совет федераций, то производится повторное голосование, и если более двух третьих голосов будет на стороне законодательства, то оно будет считаться принятым. Если же государственная дума согласна с теми изменениями, которые предлагает внести совет федераций, производится процесс переработки текста законопроекта, после чего, снова производится вся структуру принятия закона.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector