Раздел первый. основные положения

История Конституции в нашей стране

Примерно с 17-18 веков Россию можно считать Конституционным государством. Первые официальные документы, которые в дальнейшем вошли в первую Конституцию были приняты в 18 веке.

Исторический факт: При правлении Анны Иоановны власть ограничивалась «кондициями» — документами, схожими с Конституционными законами. Эта реформа считается первой попыткой создания единого акта, включающего в себя ограничения государственной власти и появление прав у отдельных категорий граждан.

Этап первый

К началу 19 века существовало уже несколько проектов нового законодательного акта, однако императоры не очень торопились вводить документы в силу и рассматривать их сущность: это бы ограничило власть правителя и могло подорвать его авторитет.

Этап второй

Несколько столетий потребовалось для того, чтобы в России появилась первая официальная Конституция. Лишь в июле 1918 года на 5 Всероссийском Съезде Советов. Произошло принятие первого документа, который официально назывался «Основной закон РСФСР».

Он сразу напечатался в «Собрании Узаконений РСФСР». В то время политика страны была направлена исключительно на улучшение условий труда, повышение их квалификации и производительности, поэтому основные статьи включали в себя права и обязанности работников.

Этап третий

Вторая Конституция СССР пришла на смену первой в 1925 году. Была принята в мае на 7 Всероссийском Съезде Советов. Небольшие поправки были связаны с изменением территориального деления страны, а основные статьи остались в прежнем виде.

Этап четвертый

«Сталинская Конституция» — нормативно-правовой акт, принятый в 1936 году частично изменил идеологию и был направлен на построение социализма. В феврале 1935 года И. В. Сталин созвал Конституционную комиссию с целью создания нового закона, суть которого заключалась в изменении политического строя.

Более демократичный документ мог привлечь мировые общественные организации для общего противостояния набиравшему популярность движению – фашизму. Здесь появились такие понятия как свобода слова, совести, чести, достоинства, обеспечение старости работавших людей.

Этап пятый

Предпоследней редакцией современной Конституции стал закон, издавшийся в 1978 году. Одновременно с ней вступила в силу Декларация Верховного Совета РСФСР. «Сталинская» Конституция сменилась на «Брежневскую».

Изменилась структура документа и появились новые главы. Понятие «развитый социализм» превращало государство в общенародное, но классовое разделение так и продолжало считаться актуальным. Политический режим был назван «социалистической демократией», появились новые права на жилище, образование и бесплатную медицину. В Конституции 1978 года впервые было провозглашено, что РСФСР – суверенное государство.

Постоянные и временные конституции

Конституции, относящиеся к конституциям постоянного действия, не означают неограниченного срока своего действия.

Определение 7

Постоянная конституция – конституция, в которой не установлены хронологические границы ее действия и не предусмотрены события, предполагающие ее замену.

Временная конституция – конституция, ограничивающая срок собственного действия, устанавливающая условия, возникновение которых влечет замену постоянной конституцией.

Временные конституции принимаются без созыва учредительных собраний и не выносятся на референдум. Они провозглашаются или главной государства или руководством страны после осуществления государственного переворота. В тексте временных конституций указывается срок действия по решению учредительного собрания конституционного конвента и в результате проведения референдума. Иногда временная конституция без необходимости ее изменений, становится постоянной. К таковой можно отнести Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятой в 1949 году. Этот документа изначально был принят в качестве временной конституцией и первоначальное ее действие распространялось не на всю территорию Германии, а на англо-французскую зону оккупации.

Торг

И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.

Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречен на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.

 Б. Н. Ельцин. (novayagazeta.ru)

Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.

Дом Советов, октябрь 1993 г. (topwar.ru)

Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.

Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внес 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.

Основные положения и принципы

Деидеологизация

Отказ от искусственного внедрения основ социализма в политическую и социальную жизнь российского общества. Интересы государства и отдельной партии перестают считаться высшей ценностью. Высшей ценностью становятся права и свободы человека и гражданина.

Внешний и внутренний суверенитет

Внешний суверенитет: независимость РФ от воздействия других государств в её внешнюю и внутреннюю политику.
Внутренний суверенитет: власть государства ставится выше власти любой организации, существующей в Российской Федерации, и её решения должны быть обязательны для выполнения всеми гражданами.

Принцип разделения властей

Образуются три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их образование обусловлено необходимостью системы сдержек и противовесов для предотвращения перекоса во власти.

Юридическое равенство субъектов Федерации

Все субъекты объявляются равными по отношению друг к другу и по отношению к федеральными органами государственной власти.

Политический плюрализм

Образовывается свободное политическое пространство, в рамках которого обеспечивается многообразие политических сил и конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Свобода экономической деятельности

Закрепляется свобода рынка и предпринимательской деятельности, признается самостоятельность и равноправие экономических субъектов, обеспечивается поддержка конкуренции и защита всех форм собственности на территории РФ.

Сложный порядок изменения и пересмотра конституционных положений

Так как главной целью любой конституции является стабилизация общества, то и сама конституция становится относительно стабильным правовым документом.

Функции

Конституция РФ как особый документ выполняет ряд особых функций. Среди них
следующие:

  • утверждение государственного устройства: установление государственной формы, системы органов
    власти;
  • определение границ государства: закрепляет список регионов, входящих в состав РФ, их
    официальные названия и статус;
  • предоставление гаранта прав и свобод всех жителей страны;
  • определение принципов составления всех законодательных документов в стране.

Важно. Так как Конституция имеет высшую юридическую
силу, никакой закон или другой государственный документ не может иметь противоречия ни с одним
её положением

При возникновении какой-либо спорной ситуации, окончательное решение должно
приниматься в соответствии с положениями Конституции.

Как в России пытались ввести Конституцию

Впервые абсолютную власть монарха в России попытались ограничить в начале XVII. Полномочия правившего в тот момент царя Василия Шуйского ограничили «Крестоцеловальной записью». Скажем прямо,рамки этот документ установил не слишком жесткие.

Следующей попыткой ограничить власть монарха стали «кондиции», которые ввел князь Михаил Голицын в XVIII веке. С их помощью он попытался ограничить власть императрицы Анны Иоанновны,дочери Петра I. Князю это не удалось: императрица порвала документ и стала самодержицей всероссийской.

Разговоры о Конституции и конституционной монархии шли в период правления всех последующих императриц и императоров. Некоторые из них даже приближались к осуществлению этого замысла. Например,декабристы попытались устроить военный переворот и ввести Конституцию силой,но им это не удалось.

Конституция России.

culture.ru.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения , и Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений , и Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в Конституции Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указательА  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Конституции программные и констатирующие

Определение 8

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Определение 9

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Сколько статей в Конституции

Сейчас на территории нашей страны действуют правила, принятые Конституцией от 12 декабря 1993 года (она же действующая Конституция). Вступление данного документа в силу произошло после того, как распался Союз Советских Социалистических республик, а потом у в преамбуле искомого нормативно-правового акта и обознаются ценности, характерные для общества с демократическим укладом.

Конституция нашей страны содержит всего 137 статей

Всего искомый документ состоит из 9 глав, в общей сложности представленных 137 статьями, содержащими основополагающие для страны сведения, определяющие такие системы жизнедеятельности Россиян, как:

  • экономическая;
  • политическая;
  • социальная и т.д.

Изучить все 137 статей вы можете в любое время, так как Конституция размещена в интернете в свободном доступе.

Конституция призвана определять жизненный уклад россиян, являясь для всех нас универсальным руководством

Основные функции КОНСТИТУЦИИ.

Функции конституции отличаются широтой охвата – нормативно-правовой акт такого типа предназначен для регулирования практически всех сфер жизни граждан. Можно выделить несколько основных факторов:

Учредительная функция. Ее суть заключается в том, что конституция считается основой для существования любого правового государства.

Внешнеполитическая

Её важность заключается в регулировании международных политических отношений, в том числе и характера международной политики.

Организаторская. Цель такой функции заключается в описании перспектив развития страны и основных задач, которые предстоит решить правительству и народу.

Идеологическая (присутствует не во всех)

Некоторые нормативно-правовые акты устроены таким образом, что в них дополнительно фиксируется также и политическое коммунистическое учение. Так было в процессе создания Конституции СССР.

Юридическая. Роль конституции в этом случае заключается в правовом регулировании отношений различных сфер деятельности граждан.

Само понятие Конституция означает, что она устанавливает и охраняет экономические, социальные, политические и правовые отношения в обществе страны. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что этот нормативно-правовой акт направлен на обеспечение народного суверенитета, деление власти на три основных ветки (законодательная, исполнительная, судовая), а также и гарантии прав и свобод граждан.

Во многом конституция предполагает отображение особенностей государства и его граждан. Она помогает в вопросах самоидентификации, становится основой для формирования мировоззрения граждан, позволяет проводить контроль различных сфер отношений в срезе человек-человек и человек-государство.

Основы конституции Украины.

Конституция страны становится основным законодательным актом, на котором и строится вся правовая база в целом. Украина не исключение: сегодня правовые отношения между гражданами регулирует документ, принятый 28 июня 1996 года. Основными особенностями нормативно-правового акта являются:

  • главенствующее место в общей иерархии народного права. Законы и различные подзаконные акты обязательно по своему содержанию должны соответствовать конституции страны;
  • уникальная система принятия – документ вступает в действие только после одобрения подавляющим большинством;
  • обобщенная форма изложения. Конституция Украины построена таким образом, что на основании каждой статьи можно создать самостоятельный правовой акт;
  • изменения вносятся только согласно существующим правилам. Сначала разрабатывается законопроект изменений, который должны одобрить депутаты в Раде.

Что содержит главный закон страны

В социальной и правовой действительности любая Конституция становится самостоятельным явлением. Поэтому она обладает совокупностью основных черт, юридических свойств. Благодаря этому выражается индивидуальность документа, качественное своеобразие высшего закона государства. Эти черты помогают подчеркнуть правовую природу любой Конституции.

Конституционное право тоже занимает отдельное место. Механизм конституционного регулирования определяется основными чертами и юридическими свойствами.

Их список включает:

  1. Основа правовой системы.
  2. Стабильность.
  3. Верховенство.
  4. Реальность.
  5. Преемственность.
  6. Перспективность.
  7. Итоговый характер для подписаний.
  8. Легитимность.

Некоторые черты лучше раскрывают роль Конституции в процессах жизни общества, государства.

К таким чертам относят:

  • Стабильность.
  • Реальность.
  • Народность.
  • Основополагающий характер.

Основополагающий характер означает, что Конституция регулирует самые важные явления, связанные с обществом и государством, их взаимодействием.

Внимание! О стабильности документа говорят длительность действия, устойчивость в высокой степени.

Дополнительная информация

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.

Список литературы

1. С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//«Журнал российского права», 2003, N 11. 2.

Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права. – 2002. — № 7. 3. ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России 4. federacia.ru/encyclopaedia/law/ 5. ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России federacia.ru/encyclopaedia/law/ ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//«Журнал российского права», 2003, N 11. Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права. – 2002. — № 7.

Последние поправки

Голосование за поправки в Конституцию прошло 1 июля 2020 года путем референдума. Конституция была обновлена и вступила в действие 4 июля 2020 года. Изменения коснулись 22 статей.

Приведем характеристику поправок.

По отношению к президенту:

  1. Одно лицо может занимать должность президента не больше двух сроков — из пункта 3 статьи 81 было исключено слово «подряд».
  2. Президентом может стать человек, проживающий в России не менее 25 лет (раньше было достаточно 10 лет) и не имеющий счетов и вкладов в иностранных банках.
  3. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьер-министра, президент может распустить нижнюю палату парламента или назначить премьер-министра самостоятельно.
  4. Президент может назначать на должность и освобождать от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти.
  5. Президент назначает генерального прокурора и его заместителей, а также региональных прокуроров.
  6. Президент в праве стать сенатором Совета федерации пожизненно.

По отношению к Совету Федерации:

  1. В Совет Федерации может войти до 30 человек, назначенных президентом. Семь из них могут стать сенаторами пожизненно.
  2. Совет Федерации не дает согласие на утверждение генерального прокурора, его заместителей и региональных прокуроров, а проводит консультации с президентом по их кандидатурам.

По отношению к Государственной Думе:

  1. Государственная Дума утверждает кандидатуру премьер-министра, а не дает президенту согласие на нее.
  2. Государственная Дума утверждает вице-премьеров и министров.
  3. Государственная Дума может выдвигать обвинение в адрес президента для лишения его неприкосновенности.

По отношению к судебной системе:

  1. Количество судей Конституционного суда сократилось с 19 до 11.
  2. Президент может предложить Совету Федерации прекратить полномочия судей Конституционного, Верховного, кассационных и апелляционных судов. Раньше эту процедуру могли осуществлять сами судьи.
  3. Конституционный суд может проверять конституционность законов по жалобам россиян только в случае, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
  4. Конституционный суд по запросу президента должен проверять конституционность законопроектов до их принятия, а также конституционность законов субъектов РФ.

Другие поправки:

  1. Права иметь иностранные счета и вклады лишились помимо президента депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного суда и Верховного суда, а также главы субъектов.
  2. Органы местного самоуправления и органы государственной власти вошли в систему публичной власти и взаимодействуют друг с другом.
  3. Россия стала правопреемником СССР.
  4. Дети стали главным приоритетом политики России. Государство взяло на себя обязанности родителей в отношении сирот.
  5. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов оказалась защита брака как союза мужчины и женщины.
  6. Русский язык стал языком «государствообразующего народа».

Зачатки Конституции

Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.

Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.

После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.

Материальный и формальный смысл конституции

Определение 3

Конституция в смысле материальном представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют основы общественного устройства, государственного устройства и положения гражданина в них, где нормативно-правовые акты по своей юридической силе равны между собой. Конституция в смысле формальном – правовой акт (значительно реже – несколько правовых актов), который имеет наивысшую юридическую силу среди актов внутреннего права и изменяется в усложненном по сравнению с иными законодательными актами порядке.

Но, как и в любых правилах, существуют исключения.

Пример 1

В Великобритании конституция носит лишь материальный смысл. Это связано с тем, что в государстве отсутствует акт высшей юридической силы, который может изменяться в особом порядке, более усложненном. Здесь основы государственного устройства, общественного устройства а также правовой статус гражданина определяется на основе не только законодательными нормами, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными правовыми источниками.

Замечание 1

В некоторых странах в то же время используются нормы, имеющие чисто формальный характер, потому что включены в текст закона

С точки зрения права материального, они не являются нормами особой важности

Вывод 1

При употреблении определения «Конституция», чаще всего подразумевается юридическая конституция в формальном смысле.

Заключение

Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.

Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.

И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector