Разница между законом и указом. как устроены нормативные правовые документы в россии, как они принимаются и вступают в силу?
Содержание:
- Названия и цитирование актов
- Может ли приказ быть локальным нормативным актом?
- Как создаются НПА
- Начало и срок действия нормативных актов
- Органы, их издающие
- Внешние ссылки [ править ]
- Юридическая сила актов
- Границы действенности нормативно-правовых актов
- Виды нормативных правовых документов
- Нoрмативный правовой акт
Названия и цитирование актов
Акты, принятые парламентом Англии , изначально не имели названий и могли быть формально процитированы только со ссылкой на парламентскую сессию, на которой они были приняты, причем каждый отдельный акт был обозначен годом и номером главы. Официальные клерки начали добавлять описательные названия к зарегистрированным актам в качестве справочного пособия; Со временем заголовки стали включаться в текст каждого законопроекта. С середины девятнадцатого века также стало обычной практикой, чтобы у актов было короткое название , как удобная альтернатива иногда длинным основным названиям. Закон о коротких заголовках 1892 года и его замена Закону о коротких заголовках 1896 года дали короткие заголовки многим актам, в которых они раньше отсутствовали.
Числовое цитирование актов также изменилось с течением времени. Первоначальный метод основывался на году (или годах) царствования, когда проводилась соответствующая парламентская сессия. На большинстве территорий это было заменено простой ссылкой на календарный год, с первым принятым актом, являющимся главой 1, и так далее.
В Соединенном Королевстве законодательство обозначается годом и номером главы. Каждый акт нумеруется последовательно в зависимости от даты получения королевского согласия. например, 43-й акт, принятый в 1980 году, будет называться 1980 г. Глава 43. Полная ссылка включает (краткое) название и будет «Закон о мировом суде 1980 г. C. 43».
До 1980-х годов акты австралийского штата Виктория были пронумерованы в непрерывной последовательности с 1857 года; таким образом, Закон 1977 года о совершеннолетии был № 9075 1977 года.
Может ли приказ быть локальным нормативным актом?
На практике сложилось, что приказ может являться локальным нормативным актом (ЛНА) с точки зрения его содержания. Однако далеко не любой приказ – это ЛНА. Напомним, что локальные нормативные акты
– это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
В ТК РФ прямо упоминаются только некоторые ЛНА, например правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ), положения об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ), персональных данных (ст. 87 ТК РФ), служебных командировках (ч. 4 ст. 168 ТК РФ) и др.
Чаще всего ЛНА принимаются в виде положений, инструкций, регламентов, политик и утверждаются приказом (но могут утверждаться и уполномоченным должностным лицом – генеральным директором и пр.). Однако в некоторых случаях все необходимые нормы могут включаться непосредственно в текст приказа. Например, согласно ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, должен быть определен коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами. Если перечень небольшой, то работодатели нередко устанавливают этот список не отдельным ЛНА, а прямо в тексте приказа перечисляют работы / профессии / должности. К форме ЛНА в виде приказа
ни проверяющие, ни суды претензий не высказывают. Проблемы на практике чаще возникают, если работодатель не ознакомит работников в должном порядке с таким приказом (содержащим нормы, которые должны быть установлены в ЛНА, согласно ТК РФ).
Также не стоит путать подобные приказы с приказами, действие которых распространяется на ограниченный круг лиц, в частности, приказы о приеме на работу, увольнении, переводе, выплате премий и пр. – они касаются конкретных работников, прямо в них поименованных, поэтому не являются ЛНА.
Таким образом, определяющим признаком, относится ли документ (в т.ч. приказ) к ЛНА или нет, является его содержание – есть ли там признак именно нормативности:
- данный акт рассчитан на неоднократное применение в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (т.е. его действие не прекращается после однократного исполнения какой-либо обязанности) и
- распространяется на заранее неопределенный круг лиц (т.е. в нем не перечислены конкретные Ф.И.О. сотрудников), – например на весь персонал предприятия или на всех работников, которые занимают либо будут занимать в будущем определенную должность.
Как создаются НПА
Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.
Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:
-
Создание проекта:
- выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
- материально-техническое обеспечение проекта,
- схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
- подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
- Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
- После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
- Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Органы, их издающие
В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.
Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.
К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.
Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.
В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.
Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.
Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.
Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.
Внешние ссылки [ править ]
- Акты Парламента и нормативные акты доступны бесплатно в режиме онлайн на условиях авторского права Crown в Национальном архиве ( ).
- от Информационного бюро Палаты общин.
vтеЗакон | |
---|---|
Базовые предметы |
|
Другие предметы |
|
Источники права |
|
Законотворчество |
|
Правовые системы |
|
Юридическая теория |
|
Юриспруденция |
|
Юридические учреждения |
|
|
Авторитетный контроль |
---|
Юридическая сила актов
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
- подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
- решения.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
- Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
- Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
- Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Решения
Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.
Границы действенности нормативно-правовых актов
Предусмотрены рычаги ограничения действия правовой нормы, содержащей в себе правило общественного поведения. Локализация юридической силы нормативно-правового акта осуществляется: во временных рамках, на определенный круг лиц или в пределах определенной территории.
Временные рамки
Действие правового акта начинает исчисляться с момента его официального введения и до момента его отмены.
Принятый нормативно-правовой акт приобретает общеобязательность для граждан с даты, указанной в нем самом или с момента наступления конкретного обстоятельства, которое указано в нем. Правовые акты, для которых не предусмотрена обязательность официального опубликования, рассылаются по местам назначения и начинают действовать с даты получения их адресатом.
Что касается непосредственно правовых норм, выраженных в форме закона, в России они начинают действовать через десять суток с момента их официального опубликования. Исключение касается законов, изменяющих действующие положения Конституции. Они могут применяться со дня их опубликования. Указы Главы российского государства, равно как и постановления Правительства, касающиеся прав и свобод, интересов людей, регламентирующие правовое положение органов исполнительной власти федерального уровня, начинают действовать по истечении 7-дневного срока с даты их обнародования.
Акты Президента и органа исполнительной власти России, касающиеся вопросов государственной тайны, приводятся во исполнение на всей территории страны с даты их подписания. Особое временное действие установлено для норм налогового законодательства. Законы по налоговым вопросам федерального значения вступают в действие через один месяц с даты их опубликования. Те федеральные правовые акты, которые изменяют действовавший Налоговый российский Кодекс, применяются с 1 января года, который наступит после года принятия.
Территориальные субъекты России наделены правом самостоятельно устанавливать срок ввода в действие принимаемого местного правового акта, прописав его в своем Уставе.
Основным моментом прекращения действия нормативно-правового акта является дата, следующая за днем окончания срока действия, который был предусмотрен для этого акта, и прописан в нем. Дополнительными основаниями могут служить: принятие нового правового акта по тому же вопросу, который отражал предшествующий документ; ликвидация обстоятельств, для регулирования которых был принят акт; утрата юридической силы путем выражения всеобщего неодобрения; вынесение в отношении акта вердикта Конституционного российского суда о противоречии его нормам основного закона.
На территории Российской Федерации правовые акты в форме закона не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до момента его принятия. Следовательно, невозможно применение санкций такого акта к участникам регулируемого им правоотношения, которое состоялось до даты введения этого закона в действие. Исключительный случай – вводимые законы, которые смягчают или отменяют наказание за правонарушение. Они распространяют свое действие на общественные отношения, возникновение которых состоялось ранее даты принятия данного закона (ст. 54 Конституции).
Определенная территория
Действие письменных норм может быть осуществлено на всей государственной территории или на конкретной ее площади. Например, законы федерального значения имеют обязательную силу на всей территории страны. Законы субъектов России применимы в пределах его границ. Юридическая значимость нормативно-правовых актов распространяется за пределы российских территориальных границ. Они имеют действие на территории иностранных государств, где находятся посольства, дипломатические ведомства России.
Определенный круг лиц
Нормативные правовые акты обязательны для всего населения страны, но из данного правила есть исключения.
Например, законодательные нормы о воинской обязанности, а также закрепляющие права избирателей, распространяются только на российских граждан и не касаются лиц без гражданства, иностранцев. Правовые акты конкретной отрасли права или сферы общественной жизни применимы не для всех людей и организаций. Приказы Министерства обороны касаются только военнообязанной категории граждан. Решения в области энергетической промышленности оказывают влияние только на работников предприятий этой сферы деятельности
Особое внимание заслуживают дипломаты. Они наделены политической неприкосновенностью
К ним не могут быть применены санкционные меры законов уголовного права.
Виды нормативных правовых документов
Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:
- международные акты;
- законы;
- подзаконные акты;
- региональное законодательство.
Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.
Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).
Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):
- Конституция;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы и кодексы.
Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.
Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.
Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.
Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):
- акты Президента РФ;
- акты Правительства РФ;
- нормативно-правовые акты ведомств и министерств.
Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.
К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.
Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).
Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.
Нoрмативный правовой акт
Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Замечание
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:
- законы;
- подзаконные акты.
Виды законов
- Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
- федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
- законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов
- указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
- постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
- нормативные акты муниципальных органов;