Новые правила техосмотра и новые диагностические карты: что изменится в 2021 году?
Содержание:
- Новые правила проведения техосмотра
- III. Требования к диагностическим линиям
- Какие штрафы и последствия при ДТП могут быть при езде без техосмотра
- Что такое диагностическая карта
- Условия прохождения техосмотра
- Размер штрафа за езду без техосмотра
- Чем грозит фиктивный техосмотр или его отсутствие?
- Где и когда начнут приходить «письма счастья»?
- Зачем она требуется
- С какой целью оформляют диагностическую карту
- Кому и когда по закону положено проходить техосмотр?
- Что такое техосмотр?
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Что грозит, если на момент ДТП была страховка, но не было техосмотра?
- Сколько?
Новые правила проведения техосмотра
Реформа обязывает водителей транспортных средств всех категорий регулярно проходить техосмотр. Те же требования обязательны и для несамоходной техники — все прицепы также должны иметь актуальную диагностическую карту. Остальные правила, касающиеся автовладельцев, можно свести к пяти пунктам.
- Все автомобили, пребывающие в специализированные пункты для техосмотра, обязаны провести фотосъемку данного процесса. Автомобиль должен быть снят до и после прохождения процедуры. На изображениях должны указываться географические координаты, а готовые снимки отправляются на сервер ЕАИСТО. Техосмотр отныне можно будет пройти не только по месту регистрации транспортного средства: владельцы могут провести процедуру в любой точке РФ.Это новое для процедуры ТО, до 1 марта 2021 года фотофиксация не требовалась. Однако многие могли пройти процедуру технического осмотра не только по месту регистрации ТС и до введения нововведений.
- Обязательна процедура заверения диагностической карты электронной подписью специалиста-техника, проводившего ТО. Электронная подпись — уникальна, подделать ее невозможно. Так власти стараются персонифицировать ответственность за махинации с техосмотром и сразу же вычислять недобросовестных экспертов.Это новое для процедуры техосмотра автомобиля. Ранее выдавался документ с печатью и подписью на унифицированном бланке.
- Для выезда за рубеж можно распечатать документ и предъявлять его на бумажном носителе. В пределах РФ достаточно будет предъявлять электронный документ о прохождении ТО.Для пересечения границы это правило для диагностической карты действовало и раньше. То же касается и ДК ТО, которую можно было возить в виде фото на смартфоне. Более того, как правило службы ГИБДД этот документ не интересовал.
- Все конструктивные изменения, не предусмотренные заводом – изготовителем, могут остановить прохождение ТО. Машину могут не допустить к процедуре из-за избыточных установок или из-за отсутствия обязательных узлов. Так, препятствием может служить и самовольная установка ГБО, отсутствие бачка стеклоочистителя и даже использование наклеек на фары.Ранее действовали более мягкие административные нормы. С 1 марта текущего года их нарушение может привести даже к изъятию авто на штрафстоянку до момента их устранения и уплаты штрафов.
-
Более серьезная ответственность владельцев при отсутствии легальной процедуры прохождения ТО:
- ГИБДД могут изымать документы на автомобиль при фиктивной карте ТО или ее отсутствии,
- ГИБДД в случае выявления агрегатов на автомобиле, которые не соответствуют его модификации (сигнал, фары, ГБО и т.д.), смогут временно забрать у вас ТС до устранения нарушений,
- страховщики будут более пристально относиться к выплатам по ОСАГО и проверять подлинность диагностической карты ТО для возможности выставления регрессного иска виновнику ДТП.
Очень подробно изменения описаны ранее в нашей авторской статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта на нашем ресурсе.
К иным нововведениям, которые не касаются процедуры прохождения ТО, относится передача права надзора за всеми операторами сервиса:
- все пункты ТО курировались Российским союзом автостраховщиков (РСА),
- сейчас право контроля и выдачи разрешений на осуществление подобной деятельности перешло в службу Ространснадзора.
III. Требования к диагностическим линиям
- Диагностическая линия должна быть укомплектована средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием, необходимыми для проведения в полном объеме технического осмотра определенных категорий транспортных средств или видов городского наземного электрического транспорта в зависимости от массово-габаритных характеристик проверяемых транспортных средств.Допускается укомплектование в единичном экземпляре средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием, указанным в подпунктах 1.6, 1.7, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1-5.6, 6.1, 6.2, 7.1-7.3 приложения к настоящим Требованиям, диагностических линий (за исключением передвижных диагностических линий), расположенных в одном производственном помещении или сооружении.Средства технического диагностирования и гаражное оборудование, размещаемые на диагностических линиях, в том числе на передвижных диагностических линиях (далее — средства технического диагностирования и гаражное оборудование), должны обеспечивать проведение технического диагностирования транспортных средств в соответствии с правилами проведения технического осмотра транспортных средств, правилами проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящими Требованиями. Средства технического диагностирования и гаражное оборудование должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении к настоящим Требованиям.
-
Пункт 12 утратил силу с 01.09.2021 г. Роликовый стенд для проверки тормозных систем должен быть рассчитан на технически допустимую максимальную массу, приходящуюся на ось транспортного средства:
- не менее 3,0 т для транспортных средств категории M1, N1, O2 при пределе измерения тормозных сил не менее 6,0 кН;
- не менее 6,0 т для транспортных средств категории M2 при пределе измерения тормозных сил не менее 18,0 кН;
- не менее 8,0 т для транспортных средств категории N2, O3 при пределе измерения тормозных сил не менее 20,0 кН;
- более 8,0 т для транспортных средств категории M3, при пределе измерения тормозных сил не менее 22,0 кН;
- не менее 13,0 т для транспортных средств категории N3, O4 при пределе измерения тормозных сил не менее 30,0 кН.
- Для роликовых стендов, изготовленных до 1 января 2008 г., относительная погрешность измерения тормозной силы не должна превышать +/- 7 %4.
- Для проверки отработавших газов транспортных средств экологических классов 2, 3, 4 с принудительным зажиганием допускается применение четырехканальных газоанализаторов, обеспечивающих измерение содержания CO, CH и соответствующих по метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0; I. Для проверки отработавших газов транспортных средств, не оснащенных системами нейтрализации, допускается применение газоанализаторов, обеспечивающих измерение содержания CO и соответствующие по метрологическим характеристикам приборам классов I; II.
- Пункт 15 утратил силу с 01.09.2021 г. Допускается применение приборов для проверки света фар, изготовленных до вступления в силу настоящего приказа, с относительной погрешностью измерения силы света, не превышающей +/- 15 %.
- Средства измерений, используемые для технического диагностирования, должны быть метрологически поверены в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
- Средства фотофиксации транспортного средства, проходящего технический осмотр, должны формировать фотографическое изображение транспортного средства с характеристиками согласно требованиям фотографическому изображению, утвержденным в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 170-ФЗ.
Какие штрафы и последствия при ДТП могут быть при езде без техосмотра
Несмотря на рассмотренные выше исключения, для большинства автовладельцев езда без техосмотра может обернуться непредвиденными и очень неприятными расходами. Ведь теперь у страховых компаний есть право взыскивать в порядке регресса полную сумму ущерба с водителей, которые попали в ДТП с полисом ОСАГО, заключенным без представления диагностической карты или свидетельства о прохождении ТО (письмо Банка России от 11.08.2020 № ИН-015-53/119).
Что касается штрафов за езду без техосмотра, то в 2021 году такое наказание (от 500 до 800 руб.) предусмотрено лишь при управлении транспортом следующих категорий (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ):
- легковым такси,
- автобусом,
- грузовым автомобилем для перевозок людей (более чем 8 мест для сидения),
- специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов.
Для водителей личных легковушек в текущем, 2021 году, наказания за езду без техосмотра не предусмотрено. Однако, уже с марта 2022 года административные штрафы введут для всех водителей. Фиксировать указанные правонарушения предполагается с помощью дорожных камер, сверяя регистрационный номер автомобиля с базой ЕАИСТО. Штраф за езду без техосмотра должен приходить не чаще одного раза в сутки и для водителей планируется в размере 2 тыс. руб.
Что такое диагностическая карта
Талоном техосмотра авто называют специализированный документ, который оформляется и выдается на транспортное средство, успешно прошедшее технический осмотр. Бумага выдается на руки автовладельцу. В бланке отражаются все виды работ, анализов и обследований, которым подверглась машина на специальной станции. Диагностическая карта подтверждает, что транспортное средство проверено, его состояние соответствует требованиям, и допускается к эксплуатации.
Владельцу транспорта, чтобы не получить штраф за отсутствие страховки и техосмотра автомобиля, важно помнить о сроках проведения диагностики. Транспортные средства для личного использования:
- Возраст ТС до 3 лет — диагностическая карта оформляется при покупке авто.
- Возраст машины от 3 до 7 лет — техобслуживание проводят раз в два года.
- Авто старше 7 лет — ежегодное диагностическое обследование.
Периодичность проведения для иных целей эксплуатации ТС:
- коммерческие перевозки — каждые 6 месяцев (полгода);
- перевозки опасных грузов — ежегодно;
- учебные авто, независимо от срока эксплуатации ТС — ежегодно.
Ключевая цель технического осмотра и диагностики — выявить неисправности и обезопасить участников дорожного движения от аварий и опасных ситуаций. Для пресечения нарушений введены меры административной ответственности. Но чем грозит отсутствие техосмотра, санкции определяются в зависимости от категории правонарушителей.
Условия прохождения техосмотра
В КоАП РФ четко прописаны указания относительно времени прохождения техосмотра, в зависимости от возраста и вида транспорта.
Такси, грузовые автомобили весом более 3,5 тонн, автобусы вместимостью более 8 человек и спецтранспорт подлежат техосмотру каждые полгода.
Но эти критерии вовсе не обязывают каждого владельца автомобиля либо мотоцикла проводить техосмотр своевременно. Все зависит от формы эксплуатации транспортного средства.
Кому стоит опасаться штрафов?
В 2019 году изменений не планируется: как и в предыдущем, действуют нормы, согласно которым штрафуются за отсутствие ТО только водители:
- такси;
- автобусов;
- автотехники, перевозящей опасные грузы.
У них инспекторы имеют законное право требовать диагностическую карту и проверять ее актуальность, поскольку степень ответственности водителей такого транспорта априори более высокая.
Остальные водители даже по запросу лица при исполнении не обязаны предоставлять данный документ, а значит, просрочка техосмотра для них не критична, и штраф за это они точно не получат.
Размер штрафа за езду без техосмотра
По новым правилам при отсутствии техосмотра водитель должен будет заплатить 500-800 рублей. Это указано в статье 12.1 КоАП. При первичном нарушении величина штрафа составит 500 рублей. Попавшись повторно, водитель заплатит уже 800 рублей и может лишиться прав на срок до трех месяцев.
Оштрафовать за не пройденный технический осмотр могут водителей следующих транспортных средств:
- микроавтобусов, автобусов, маршруток и прочих пассажирских ТС;
- такси;
- грузовых автомобилей;
- машин транспортирующих опасные грузы.
Водители вышеописанных ТС обязаны регулярно . Периодичность – раз в полгода. Если же техосмотр не пройден автомобилем категории «B», то водителя не оштрафуют. Но даже несмотря на отсутствие наказания, автомобилистам придется пройти проверку по следующим причинам:
- диагностическая карта необходима для получения страхового полиса;
- езда на авто, не прошедшем проверку, повышает риск возникновения ДТП.
Также новый закон предлагает внести изменения в принцип прохождения ТО. Чтобы гарантировать подлинность документов, прохождение процедуры будут снимать на видео.
Кто платит штраф
Денежное взыскание, выписываемое за отсутствие технического осмотра, должен оплатить не владелец авто, а непосредственно водитель. Такое нововведение мотивирует своевременно проходить ТО те транспортные компании, которые располагают личным автопарком.
Кто рискует получить штраф за езду без техосмотра
Штраф за отсутствие диагностической карты может быть выписан водителям следующих ТС:
- автобусы;
- такси;
- спецтехника;
- грузовики.
К автомобилистам, управляющим вышеперечисленными транспортными средствами, предъявляются особые требования ввиду более высокой степени ответственности. При отсутствии диагностической карты, водителя могут оштрафовать на сумму до 5000 рублей. В качестве дополнительной меры используется лишение ВУ сроком до трех месяцев.
Некоторые страховщики не требуют от своих клиентов предоставления диагностической карты при покупке полиса. Однако при наступлении страхового случая водитель может получить отказ в выплате компенсации по причине отсутствия ТО.
Как оплатить штраф за езду без техосмотра
Существует несколько способов внесения средств:
Перед внесением платежа нелишним будет обратить внимание на комиссию. Например, перевод денег с электронных кошельков является платным, а Госуслуги, напротив, позволяют получать скидки при внесении средств через портал
Чем грозит фиктивный техосмотр или его отсутствие?
Все автомобили, которые выезжают на дорогу, должны пройти техосмотр. Но что касается ответственности за нарушение этой нормы, все не так очевидно – напрямую наказать водителя за отсутствие ДК или за фиктивный техосмотр в данный момент попросту не получится.
Многие СМИ пишут, что с 1 марта инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя, управляющего ТС без диагностической карты, и ссылаются на статью 12.5 КоАП РФ. Однако все не совсем так – эта статья вступает в силу с 1 марта 2022 года. Соответственно, чуть меньше, чем через год водителей действительно начнут штрафовать за это нарушение на 2000 рублей. Сейчас получить штраф за отсутствие техосмотра могут только водители такси, автобусов и некоторых грузовиков.
Но, хоть прямой ответственности за езду без техосмотра в России пока нет, нарушать закон не стоит. И вот почему:
- без техосмотра нельзя оформить полис ОСАГО, а езда без страховки наказывается штрафом в размере от 500 до 800 рублей;
- если инспектор ГИБДД остановит автомобиль и выяснит, что водитель «купил» техосмотр (например, в базе нет фотографий или они явно поддельные), то он вправе аннулировать диагностическую карту;
- если автомобиль с поддельным техосмотром или вообще без него попадет в ДТП, страховая компания выплатит сумму ущерба потерпевшей стороне. Но после этого страховщик сможет предъявить всю эту сумму виновнику аварии по правилу регресса.
Серьезнее всего в данном случае выглядит право регресса для страховой компании. Лимит ответственности страховщика – 400 тысяч рублей за ущерб имуществу и 500 тысяч за ущерб здоровью потерпевшего. Соответственно, при регрессе виновник рискует «попасть» на крупные долги, особенно если в ДТП пострадает дорогой автомобиль.
Как рассказал нам Андрей Лихачев из компании Хелп Консалтинг, в случае с регрессом возможны два варианта:
- если у виновной стороны на момент ДТП закончился срок диагностической карты (хотя на момент оформления полиса ОСАГО она все еще действовала), страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а потом взыщет его с виновника;
- если у виновника ДТП есть диагностическая карта, но техосмотр он прошел «фиктивно», страховщик может вообще отказать в выплате потерпевшей стороне. Дело в том, что из-за фиктивного техосмотра страховая компания может признать договор страхования недействительным – соответственно, возмещения по нему нее будет вообще. Отметим, что страховщики достаточно редко прибегают к этому варианту – доказать, что машина не проходила техосмотр (до 1 марта), слишком сложно.
Весной прошлого года автовладельцам разрешили оформлять полисы ОСАГО даже без техосмотра – из-за режима самоизоляции пункты оказались закрыты, поэтому власти дали отсрочку до конца сентября. И если водитель не оформил ДК до 1 октября, в случае ДТП после этой даты он рисковал попасть под регресс от страховой компании.
Нынешняя отсрочка в полгода работает по-другому – всем ранее выданным ДК, которые заканчиваются после 1 февраля 2021 года, добавили по 6 месяцев к сроку действия. Соответственно, даже если водитель попадет в ДТП, под регресс он не попадет – потому что формально считается, что он прошел техосмотр в срок. А доказывать, что техосмотр был фиктивным (по старым правилам) страховщик вряд ли станет.
Где и когда начнут приходить «письма счастья»?
Система способна заработать не раньше введения административной ответственности за отсутствие техосмотра. Допустим, если законодательный барьер будет разрешён на осенней сессии Госдумы, первые «письма счастья» можно ждать уже в следующем году. Кстати, лояльность за отсутствие техосмотра в 2020-2021 гг. была связана с пандемией COVID-2019.
Но, как утверждают официальные лица, пик эпидемии уже пройден. Поэтому водителям надеяться на послабления из-за коронавируса не стоит. К слову, штрафы собираются повысить не только за непройденный техосмотр. Езда без полиса ОСАГО тоже возможно подорожает до 5000 рублей. В целом законодатель хочет довести санкцию до средней стоимости страховки. А она приблизилась вплотную к 5800 руб.
Зачем она требуется
Требование наличия диагностической карты при заключении страхового договора является обязательным.
Это условие закреплено в поправке к федеральному закону о гражданской ответственности автовладельцев.
Оно вступила в силу с 2013 года, при этом изменился:
- формат документа о техническом состоянии автомобиля;
- условия выдачи;
- сроки действия.
Отсутствие техдокумента при проверке полиса означает, что страховка фальшивая, и выплаты по ней не будет.
Данные, отраженные в освидетельствовании, влияют на принятие решения по заключению договора. Чем отличается КАСКО от ОСАГО читайте в этой статье.
Если в заключении будут указаны существенные неполадки, то страховщик вправе отказать в выдаче полиса.
На видео – общая информация о диагностической карте:
Документ обязателен к приему, независимо от окончания срока действия: не требуется соблюдения лимита времени до его прекращения. Если указанное в карте число следующего техосмотра наступает завтра, то это не означает, что она недействительна для ОСАГО.
На лист формата А4 вынесены все данные и реквизиты организации, сделавшей заключение. В нем охарактеризовано функциональное состояние систем страхуемого автомобиля. Сведения подтверждаются подписью специалиста, делавшего диагностику, и заверяются печатью организации.
При первичной проверке свидетельство кодируется 21-значным шифром, который сохраняется в течение всего срока страхования, независимо от владельца и номерного знака.
В результатах тестирования указываются:
- параметры, по которым выявлены несоответствия;
- отклонения в работе узлов и систем;
- возможность/невозможность применения.
Диагностирование не требуется, если срок использования автомобиля не превышает 3-годичный период. При возрасте от 3 до 7 лет техническое заключение действительно 2 года. Если транспортное средство старше 7 лет, то проходить контроль придется ежегодно.
Автотранспортные средства, имеющие 3-летнюю льготу:
- легковые (кроме используемых для коммерческой перевозки);
- грузовые с тоннажем до 3,5 т;
- некоммерческие прицепы и полуприцепы;
- мотоциклы, мотороллеры.
Для легковых, маршрутных такси, автобусов периодичность техконтроля – 2 раза в год, что нужно учитывать для расширенной страховки.
Для определения конца льготного трехгодичного срока, надо учитывать не календарный год, а текущий (дату выпуска). В 2020 году страховщикам не понадобятся диагностические карты для текущего, 2017, 2020 годов. Для 2020 года необходимо учитывать число и месяц выпуска. Что такое коэффициент терриотрии ОСАГО читайте в этом материале.
При оформлении новой машины предъявляется ее паспорт. Пройти техосвидетельствование с помощью компьютерной диагностики можно в автотехстанциях, чьи адреса имеются на сайте Российского Союза Автостраховщиков, либо в отделении ГИБДД. Здесь же часто находятся страховые агенты, предлагающие заключить договор обязательного автострахования, но для этого нужно иметь при себе документы для оформления.
Техцентры практикуют оформление проверки без осмотра автомашины, по заявленным данным. Для чего потребуется предъявить:
- данные о годе выпуска;
- марке;
- пробеге;
- ПТС.
С какой целью оформляют диагностическую карту
Диагностическая карта (ДК) представляет собой официальный документ, подтверждающий техническое обследование машины путем визуального осмотра и использования различных специфических процедур. В ней содержится информация об общем состоянии техники и готовности к ее безопасному использованию. ДК в свое время стала заменой стандартного талона ТО, и сегодня оформляется даже в электронном формате. У нее есть срок действия, указанный на бланке. Получают документ для подтверждения исправного состояния.
Сведения о составлении и выдаче карты предоставляются в 2-х экземплярах, а данные заносятся в общую базу. Система автоматизирована, информация хранится в ней в течение 5 лет. ДК необходима в момент подписания договора ОСАГО. Без нее страховка действует только 20 дней. На протяжении этого периода потребуется обязательно пройти техосмотр и представить бумагу компании для выдачи полноценного документа.
Кому и когда по закону положено проходить техосмотр?
В ст. 15 № 170-ФЗ “О техническом осмотре…” говорится, что для юридических и физических лиц частота проведения ТО легковых, а также грузовых автомобилей (до 3,5 т), находящихся в собственности, напрямую зависит от «возраста» ТС.
Возраст автомобиля, лет |
Срок действия диагностической карты |
Менее 3 |
Не нужно проходить ТО |
3-7 |
2 года |
Более 7 |
1 год |
Первая часть указанной статьи говорит о необходимости ежегодного прохождения ТО для следующих транспортных средств (независимо от возраста):
-
грузовые машины с разрешенной массой более 3,5 тонн;
-
учебные автомобили;
-
спецмашины, оснащенные приборами для подачи звуковых и световых сигналов.
В ст. 15 ч. 1 №170-ФЗ сказано, что подвергаться техосмотру через каждые 6 месяцев должны следующие группы ТС:
-
автобусы;
-
легковые такси;
-
грузовые автомобили, оборудованные для перевозки 8 и более человек (не считая места водителя);
-
транспортные средства и прицепы к ним, предназначающиеся для транспортировки опасных грузов.
Согласно п. 6 ст. 15 №170-ФЗ каждый водитель имеет право обратиться в специализированную организацию для прохождения техосмотра, не дожидаясь окончания срока действия предыдущего ТО.
Что такое техосмотр?
Под техосмотром в России подразумевается процедура проверки работоспособности транспортного средства. По ее итогам выносится решение о запрете дальнейшей эксплуатации машины или о допуске к езде.
Проверка проводится по 65 пунктам
Основное внимание уделяется следующим узлам и системам автомобиля:
-
фары и осветительные устройства;
-
стеклоочистители и стеклоомыватели;
-
рулевая и тормозная системы;
-
двигатель;
-
колеса и шины.
Согласно последним нововведениям техосмотр невозможно пройти без наличия:
-
знака аварийной установки;
-
автомобильной аптечки;
-
огнетушителя.
По итогам проверки водителю выдается диагностическая карта, в которой указывается, что автомобиль отвечает всем требованиям и пригоден для эксплуатации. Если при проведении техосмотра были выявлены какие-либо неисправности, то владельцу предоставляется 20 дней для их устранения и повторного прохождения ТО.
Если последующая проверка проводится в пределах указанного срока, то услуга не требует оплаты. Если автомобилист не успевает устранить нарушения за 20 суток, то для прохождения техосмотра необходимо представить новую квитанцию.
Штраф за отсутствие техосмотра
В России имеется административная ответственность в виде штрафов за вождение транспорта без техосмотра. Не все это знают, но не каждого водителя могут оштрафовать сотрудники ГИБДД при обнаружении отсутствия диагностической карты.
Штрафы назначаются:
- Водителям любого общественного транспорта: такси, автобусов, маршрутных такси;
- Водителей транспорта, занимающихся перевозкой грузов, признанных опасными.
Автолюбители из этих категорий могу быть наказаны штрафом в размере 500 — 800 руб.
Всем остальным водителям штрафы за отсутствие техосмотра не назначаются.
При этом, забывать про прохождение техосмотра все же нельзя, законом предусмотрены иные меры для подталкивания водителя к обязательному диагностированию.
Дело в том, что получить полис ОСАГО без диагностической карты теперь нельзя. А уже за езду без страховки предусмотрены санкции, которые мало понравятся водителям.
В отношении оформления полисов ОСАГО закон также претерпел некоторые изменения. Ранее заключение договора ОСАГО было возможно только если до окончания срока действия диагностической карты осталось не менее полугода. Теперь сделать ОСАГО могут все водители, имеющие талон о прохождении техосмотра, даже если его срок истечет на следующий день после получения полиса.
Что грозит, если на момент ДТП была страховка, но не было техосмотра?
Но есть всё же два вредных последствия, на которые влияет отсутствие технического осмотра в момент дорожно-транспортного происшествия у водителя:
- регрессное требование от страховой компании к водителю-виновнику ДТП, если у него не было действующего техосмотра и при ряде условий,
- штраф за отсутствие технического осмотра (пока не вступил в силу).
О штрафе поговорим немного ниже, а пока рассмотрим главную опасность для водителей.
Регрессное требование, но очень условно!
Регресс – это право. В нашем случае право страховщика истребовать с причинителя вреда, то есть виновника аварии, сумму страхового возмещения, которую страховая возместила потерпевшему.
Говоря проще, страховщик сначала выплачивает всё, как положено, потерпевшему. Но затем взыскивает весь этот размер выплаты с виновника в свою пользу
И снова обратите внимание, что для потерпевшего ровным счётом ничего не меняется – в этом случае всё также не будет отказа в выплате по ОСАГО, так как виновник ДТП был без техосмотра. Просто страховщик будет дальше разбираться с виновником самостоятельно
Так вот, если у виновника в случае ДТП нет техосмотра, то у страховой компании, действительно, может появиться право регрессного требования. Но, как мы указали выше, это очень условно. И для возникновения такого права должно совпасть несколько факторов:
- во время ДТП у одного из участников нет действующего технического осмотра,
- этот участник признан виновником происшествия,
- само ДТП произошло по причине неисправности автомобиля без техосмотра.
И вот этот последний критерий является обязательным для возникновения права регресса у страховщика к причинителю вреда. Например, автомобиль «догнал» сзади другую машину по той причине, что у того отказали тормоза. При этом, у «догнавшего» не было диагностической карты. Или у машины отлетело колесо, которое влетело и повредило чужое имущество. Это как раз те ситуации, когда отсутствие техосмотра влияет на выплату ОСАГО.
Но ещё раз повторим. Здесь всё ещё, как и ранее, не работает правило «нет техосмотра – нет выплат». Потерпевший получает страховое возмещение, и для него ничего не меняется. Меняется только сумма денег в кармане виновника автомобиля без диагностической карты.
Сколько?
Новый штраф за непройденный техосмотр составит 2 000 рублей.
Вместе с тем, исключается , которая предусматривала до этого штраф 500-800 рублей за езду без техосмотра для водителей такси, грузовых авто и автобусов.
Старый штраф | Новый штраф |
---|---|
500-800 рублей – выписывался по части 2 статьи 12.1 КоАП за отсутствие диагностической карты только у водителя такси, грузового автомобиля или автобуса с числом мест более 8. | 2 000 рублей – будет выписываться для всех водителей, в том числе обычных легковых автомобилей, за непрохождение техосмотра и отсутствие диагностической карты. |
Официальная трактовка: |
Официальная трактовка:
11. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей. |