Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). госдолг не в нашу пользу

Значение изменения госдолга для граждан

Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

  1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
  2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
  3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
  4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
  5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.

А что там с госдолгом России?

7 октября 2020 года Министерство финансов увеличило госдолг России на 315 млрд рублей. Как? Через облигации федерального займа. Зачем? Для поддержки экономики в трудный период (связанный в том числе с эпидемией коронавируса). 

Евгений Марченко, аттестованный финансовый консультант при финансовом университете правительства РФ, директор E.M.FINANCE:

— Отношение госдолга РФ к ВВП последовательно снижалось начиная с 2013 года. Основная статья общего госдолга России — внутренние долги. Сейчас правительство приняло курс на увеличение отношения госдолга к ВВП. При этом не планируется перешагивать черту в 20 %, что также считается вполне умеренным показателем по мировым меркам (госдолг США составляет более 100 %). В условиях исторически самых низких процентных ставок сейчас, вероятно, наиболее правильное время для привлечения дешёвых денег.

В отличие от других стран, в России деньги чаще привлекаются за счет «внутренних» инвесторов. Ну, и как вы уже догадались, тут все неоднозначно. С одной стороны, у России относительно «низкие» долговые обязательства — на уровне примерно 20 % от ВВП. С другой стороны, без обязательств нет и «инвестиций» в развитие экономики.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Виды государственного долга

Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:

По инструменту кредитования:

  • ценные бумаги, доступные гражданам государства;
  • общедоступные ценные бумаги;
  • кредиты от правительственных органов других стран;
  • кредиты от международных финансовых организаций;
  • кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).

По принадлежности кредитора к заемщику:

  • внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
  • внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).

Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем точна.

Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.

Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Динамика и прогноз

Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

  • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
  • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
  • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
  • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
  • не ослабевающее санкционное давление.

Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.

Чем грозят санкции против российского госдолга

США уже несколько раз грозились ввести санкции против российского госдолга (и иногда-таки вводили). Что это значит на практике? США запрещают своим внутренним инвесторам приобретать и хранить российские государственные бумаги – то есть ОФЗ.

Чем это грозит России?

Владельцами значительной части ОФЗ (в разные времена – от 30% до 44%) является нерезиденты России – иностранные инвесторы. Чтобы купить ОФЗ, они меняют свои франк, иены и доллары на рубли. Если они будут выходить из ОФЗ, это грозит:

  • обвалом стоимости ОФЗ (и одновременно ростом их доходности – это мы видели в 2018 году после первого пакета санкций);
  • обвалом курса рубля, так как его все будут продавать.

С другой стороны, падение стоимости ОФЗ повлечет повышение их доходности – и внутренние инвесторы будут охотнее скупать российские госбумаги с высоким уровнем надежности. Но вот девальвация рубля – это будет очень неприятно.

Мировой долг

По оценкам аналитиков, по итогам 2020 года мировой госдолг составил 281 трлн долларов. Это огромная цифра, которая более чем в 3 раза превышает мировой ВВП.

Специалисты отмечают, что существенный прирост задолженности произошел по итогам последнего года. Мировая экономика оказалась в сложной ситуации из-за пандемии коронавируса и карантинных ограничений. В течение продолжительного периода времени экономическая жизнь была практически парализована, что пагубно отразилось на благосостоянии граждан по всему миру. Люди теряли работу, у них падали реальные доходы.

В такой ситуации многие государства в мире активно наращивали долги, чтобы помочь населению, а также бизнесу.

Рост госдолга – хорошо или плохо?

Наращивание госдолга в 2021 году – судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.

Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга – мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП – совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года – именно тогда долги государства находились на таком уровне.

Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга – явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.

Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше – если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.

То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают – увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:

  • риск возможных санкций. Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
  • государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов. Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним – то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
  • более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью. Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП – это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40-50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
  • наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее, считает публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам – что отразится на ценах.

Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции – чтобы получить больше доходов.

Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России – привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес – ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Страны с самым высоким и низким госдолгом

Рекордсменом по самому высокому размеру госдолга являются США – они должны кредиторам 26,728 трлн долларов. Затем идут:

  • Италия – 3,016 трлн долларов;
  • Франция – 2,872 трлн долларов;
  • Германия – 2,484 трлн долларов;
  • Ямайка – 2,054 трлн долларов;
  • Испания – 1,519 трлн долларов;
  • Бразилия – 1,115 трлн долларов;
  • Бельгия – 0,719 трлн долларов;
  • Норвегия – 0,634 трлн долларов.

Весь внешний долг Евросоюза составляет 15,378 трлн долларов, а Еврозоны – 11,807 трлн.

Единственная страна с отрицательным внешним госдолгом – Великобритания, ее госдолг равен –10,99 млрд долларов. Также небольшой долг у Никарагуа (0,21 млрд долларов), Сейшелов (0,837 млрд), Косово (1,414 млрд), Суринама (1,581 млрд), Ботсваны (2,27 млрд), Черногории (3,693 млрд).

По отношению госдолга к ВВП «места» распределены так:

  • Япония – 237%;
  • Греция – 177%;
  • Ливан – 151%;
  • Италия – 135%;
  • Сингапур – 126%;
  • Кабо-Верде – 124%;
  • Португалия – 117%;
  • Ангола – 111%;
  • Бутан – 110%;
  • Мозамбик – 109%;
  • США – 107%;
  • Джибути – 104%;
  • Ямайка – 103%.

Это, можно сказать, самые закредитованные страны. Они должны выплатить гораздо больше, чем производят внутреннего продукта.

С другой стороны находятся:

  • Бруней – 2,4%;
  • Афганистан – 7,1%;
  • Эстония – 8,4;
  • Свазиленд – 10,75%;
  • Россия – 12,2%;
  • Бурунди – 13,6%;
  • Кувейт – 14,8%;
  • Конго – 15,7%;
  • Палестина – 16,2%.

У этих стран долгов гораздо меньше по сравнению с ВВП.

У братской Белоруссии, кстати, отношение госдолга к ВВП составляет 26,5%, а у Казахстана – 21,9%. У Китая – 50,5%.

Теперь вы знаете, что такое государственный долг и почему на него нужно обращать внимание, когда вы выходите на международный рынок облигаций. Конечно, только по этому показателю оценивать платежеспособность страны не нужно – но этот индикатор важен в общей картине

Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Санкции против госдолга

Санкции против государственного долга – довольно весомая проблема для любого государства. Российская Федерация пару раз сталкивалась с этим, последствия были не самые приятные. Смысл санкций – в запрете жителям государства (частным инвесторам) покупать госбумаги определенного государства.

В случае с РФ все довольно серьезно. Обычно как минимум треть, а то и половина всех владельцев облигаций федерального займа проживает за рубежом. Для приобретения ОФЗ они меняют свою валюту на рубли. В случае запрета на приобретение ценных бумаг возникнут следующие проблемы:

  • Уменьшение цены ценных бумаг, но повышение их доходности.
  • Уменьшение курса рубля из-за постоянных продаж данной валюты.

Падение курса валюты – очень неприятный процесс. Из-за этого снижается покупательская способность, а стоимость товаров иностранного производства может поражать своей ценой. Но у санкций есть и преимущество – увеличение их доходности.

В 2021 году средний процент доходности оставляет около семи процентов годовых. Это значение может увеличиться на несколько пунктов, что сделает их более привлекательными для российских инвесторов.

Статистика по странам

Для начала отметим, что отсутствие гос. долга часто является показателем не сильной, а слабой экономики, в которую никто не хочет инвестировать. Однако высокий госдолг тоже является плохим сигналом: ведь чем больше накопленная задолженность, тем выше будут процентные ставки, по которым кредиторы согласятся выдавать займы. Причем если темпы роста госдолга превышают темпы роста ВВП, то будет увеличиваться и налоговое бремя для будущих поколений.

Чтобы правильно оценить объем государственного долга, стоит обращать обращать внимание на три вещи:

Какая страна имеет наибольший госдолг? США, причем задолженность с каждым годом растет: страна потребляет много товаров из Китая, которому тоже нужно их куда-то сбывать, чтобы не охлаждать экономику. Такой дисбаланс грозит глобальными проблемами в будущем.

Текущее значение госдолга США более 25 трлн. долл., у Японии и всех стран Еврозоны он примерно в два раза ниже. Посмотреть актуальные показатели можно здесь: .

Америка с большим отрывом лидирует и по внешнему долгу, который составляет более $21 трлн.:

Наибольший внешний долг также наблюдается у экономически мощных Японии и стран Евросоюза, а наименьшие внешние долги в абсолютном выражении – у слаборазвитых островных государств и стран Африки. Актуальные значения смотрите здесь: .

А вот как выглядит отношение задолженностей стран мира к ВВП:

Еще одним способом оценки является отношение суммы внешнего долга к численности населения. Здесь в разных источниках можно увидеть разные данные, вызванные различными методами подсчета задолженности стран. Тем не менее можно говорить о том, что у Японии, США, Сингапура и ряда европейских стран этот показатель находится на уровне нескольких десятков тысяч долларов на человека.

Таким образом, эта задолженность примерно соответствует размеру кредита, требуемого для покупки недвижимости, хотя в некоторых случаях жилье может выйти весьма дорогим. Зато у отсталых Афганистана и Бурунди на человека приходится лишь несколько десятков долларов.

Текущий внутренний долг РФ составляет порядка 13 трлн. рублей или около 170 млрд. $. Внешняя задолженность около $460 млрд., статью о ней смотрите здесь. При этом внутренний показатель госдолга РФ составляет всего лишь 12,2% от ВВП, т.е. Россия занимает пятое место с конца рейтинга всех стран.

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

История госдолга России

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты  — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.

Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Данные и иллюстрации – из открытого доступа

Что такое государственный долг?

Сложность оценки госдолга в том, что в международном праве нет общего, унифицированного способа его подсчета: каждая страна применяет различные методы. Однако в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

В качестве кредиторов государства могут выступать:

  1. Иностранные юридические и физические лица (посредством покупки гос. еврооблигаций).
  2. Граждане страны и отечественные юридические лица (путем покупки гос. облигаций в национальной валюте, в России через приобретение ОФЗ).
  3. Правительственные органы других стран и международные финансовые организации (посредством покупки гос. еврооблигаций или прямого кредитования).

При подсчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед данным государством (неоплаченные налоги и штрафы). То есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности. Например, даже если одно государство кредитует другие страны на более высокую сумму, чем его собственные долги (этому государству должны больше, чем должно оно), то его госдолг все равно считается положительным.

Госдолг и составление сметы бюджета.

Формулирование бюджетных оценок расходов по государственному долгу традиционно производится по методу начисления в системах бюджета и бухгалтерского учета. Такие оценки учитывают совокупный долг на начало финансового года. Кроме того, оцениваются новые долги, которые будут привлечены в течение года

При формулировании этих оценок должное внимание уделяется уровню ожидаемого дефицита, а также объемам внешнего и внутреннего долга, которые будут привлечены как для финансирования дефицита государственного бюджета, так и для удовлетворения требований в отношении ссудных средств. При оценке расходов по внешнему долгу страны с относительно стабильными обменными курсами основывают свои бюджетные оценки на уровне обменных курсов и процентных ставок на конец года

В странах, предусматривающих изменение этих ставок, учитываются средние ожидаемые ставки на следующий финансовый год. Однако ожидаемые ставки являются внутренними расчетами, и, как правило, эти расчеты явно не указываются в пояснительных примечаниях к бюджетной смете. Кроме того, любая огласка этих расчетов может оказать негативное влияние на рынки.

В последние годы, в связи с увеличением бюджетного дефицита и увеличением внешнего и внутреннего долга, в составление бюджета государственного долга были внесены два улучшения. Однако эти улучшения не являются единообразными или универсальными, и практика по-прежнему варьируется от страны к стране.

  1. Первое улучшение связано с тем, что, признавая связь между долгом, налогово-бюджетной политикой и платежным балансом, несколько стран начали готовить различные сценарии для анализа последствий внешнего долга. В качестве неотъемлемой части этого процесса изучаются сценарии заимствований как на текущий, так и на будущие годы, а также анализируются их последствия для таких факторов, как государственные расходы, отношение долга к ВВП и экспорт. Хотя анализ внутреннего долга менее сложен, чем анализ внешнего долга, он также рассматривается как часть сценариев, касающихся финансирования планов развития.
  2. Второе улучшение связано с введением маржи при формулировании бюджетных оценок расходов по государственному долгу. Учитывая неопределенность в движении обменных курсов и процентных ставок, оценки обеспечивают дополнительную маржу, так что дополнительные требования могут быть удовлетворены, не прибегая к дополнительным бюджетам. Эта практика была особенно заметна в странах Латинской Америки с высокой инфляцией. Такая маржа может оказаться недостаточной, когда колебания ставок превышают предполагаемые. Напротив, в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, где существует практика предоставления «резервов» и «надбавок» для удовлетворения дополнительных требований, возникающих в результате непредвиденных ситуаций и более высоких темпов инфляции, сборы по государственному долгу не включаются в эти оценки, возможно потому, что выплаты по государственному долгу могут производиться без какого-либо четкого законодательства в обеих странах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector