Долг сша

Содержание:

Виды государственного долга

Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:

По инструменту кредитования:

  • ценные бумаги, доступные гражданам государства;
  • общедоступные ценные бумаги;
  • кредиты от правительственных органов других стран;
  • кредиты от международных финансовых организаций;
  • кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).

По принадлежности кредитора к заемщику:

  • внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
  • внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).

Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем точна.

Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.

Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.

Что такое государственный долг?

Сложность оценки госдолга в том, что в международном праве нет общего, унифицированного способа его подсчета: каждая страна применяет различные методы. Однако в традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

В качестве кредиторов государства могут выступать:

  1. Иностранные юридические и физические лица (посредством покупки гос. еврооблигаций).
  2. Граждане страны и отечественные юридические лица (путем покупки гос. облигаций в национальной валюте, в России через приобретение ОФЗ).
  3. Правительственные органы других стран и международные финансовые организации (посредством покупки гос. еврооблигаций или прямого кредитования).

При подсчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и юридических лиц перед данным государством (неоплаченные налоги и штрафы). То есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности. Например, даже если одно государство кредитует другие страны на более высокую сумму, чем его собственные долги (этому государству должны больше, чем должно оно), то его госдолг все равно считается положительным.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

Внешний долг Беларуси

На 2019 год показатели внешнего долга Беларуси такие:

  • в денежном выражении – $38,6 млрд.;
  • на душу населения – $4 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 79%.

При сравнении с Украиной и Россией видим, что у Беларуси наименьший долг в денежном выражении, но при этом самый высокий на душу населения и по отношению к ВВП. Это говорит о более высоком кредитном давлении на экономику страны.

В условиях ограниченного доступа к международному рынку кредитования основным кредитором Беларуси является Россия – сама и через бывший Антикризисный фонд ЕврАзЭС (ныне – Евразийский фонд стабилизации и развития).

Основные кредиторы Беларуси на примере привлеченных займов в 2016 году:

  • ЕФСР — $800 млн.
  • Правительство и госбанки РФ — $552 млн.
  • Банки Китая — $447 млн.
  • МБРР (Международный банк реконструкции и развития) — $134 млн.
  • ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) — $1,8 млн.

Почему данные о внешнем долге важны инвесторам и политикам

При фундаментальном анализе трейдинга необходимо взвешенно и объективно понимать существующие алгоритмы финансовой системы, в каждой из стран которой, существуют сильные и слабые стороны (показатели ВВП, внешнего долга, инфляции, золотовалютных резервов, девальвации национальной валюты и др). Эти данные показывают, насколько финансово устойчива экономика страны, ожидают ли ее сложности в ближайшее время или среднесрочной перспективе связи с высоким уровнем госдолга и другими показателями.

Оценивая внешний долг государства, эксперты выводят 3 показателя:

  1. Внешний долг в денежном выражении (часто в долларовом эквиваленте).
  2. Внешний долг на душу населения.
  3. Внешний долг к внутреннему валовому продукту.

Чем грозят санкции против российского госдолга

США уже несколько раз грозились ввести санкции против российского госдолга (и иногда-таки вводили). Что это значит на практике? США запрещают своим внутренним инвесторам приобретать и хранить российские государственные бумаги – то есть ОФЗ.

Чем это грозит России?

Владельцами значительной части ОФЗ (в разные времена – от 30% до 44%) является нерезиденты России – иностранные инвесторы. Чтобы купить ОФЗ, они меняют свои франк, иены и доллары на рубли. Если они будут выходить из ОФЗ, это грозит:

  • обвалом стоимости ОФЗ (и одновременно ростом их доходности – это мы видели в 2018 году после первого пакета санкций);
  • обвалом курса рубля, так как его все будут продавать.

С другой стороны, падение стоимости ОФЗ повлечет повышение их доходности – и внутренние инвесторы будут охотнее скупать российские госбумаги с высоким уровнем надежности. Но вот девальвация рубля – это будет очень неприятно.

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697
Октябрь 2018 521 2 147
Ноябрь 2018 151 1 378
Декабрь 2018 374 1 833
Январь 2019 262 1 287
Февраль 2019 429 1 552
Март 2019 259 1 671
2 квартал 2019 1 044 4 614
3 квартал 2019 931 3 902
4 квартал 2019 993 4 430
1 квартал 2020 925 3 845

Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.

Почему растет госдолг США?

Здесь все довольно просто — в США с начала 1980-х существует постоянный бюджетный дефицит. Начиная с этого времени лишь на коротком отрезке 1998-2001 годов стране удавалось избежать негативного баланса. Именно эти годы появляются не случайно — это пиковые года пузыря доткомов, когда американский рынок акций и особенно индекс NASDAQ росли невиданными темпами, давая огромный доход и привлекая миллиардные инвестиции.

Однако вслед за взлетом последовали три года отрицательной доходности рынка, а через несколько лет случился мировой кризис 2008 года. Так что уменьшение дефицита видится реальным лишь с помощью поднятия налогов или при сокращении расходов, что вызовет недовольство населения. Учитывая рекордно низкую популярность нынешнего президента, сложно предположить такой шаг с его стороны.

Вместе с тем для кредитора важна его репутация. К примеру, ряд небольших стран с нестабильной и зависимой от сырья экономикой имеет очень маленький внешний долг не в силу разумных действий правительства, а в силу того, что им из-за высоких рисков просто крайне нелегко получить кредит. США же всегда могут найти вариант займа у какого-то государства, чтобы покрыть свой долг перед другим.

В качестве аналогии можно привести внутренние Займы Свободы в 1917-19 годах — первые выпуски раскупались неохотно и правительство США (помимо мощной рекламной компании) увеличило ставки по последующим займам, повысив их привлекательность. Т.е. пообещай немного больше — и получишь новый займ, отложив проблему «на потом». Со своими гражданами по Займу Свободы США тем не менее рассчитались, хотя девальвация доллара к золоту 1933 года привела к заметным потерям в реальной стоимости по одному из выпусков.

Может быть некоторые помнят, что летом 2011 года Барак Обама обсуждал возможность технического дефолта страны, поскольку госдолг США подошел к установленному в то время лимиту. Страна оказалась перед выбором — либо объявить себя банкротом в отношении внешних долгов, либо повысить планку госдолга.

Нетрудно понять, какой вариант был выбран — лимит был повышен на 2.1 трлн. $. К тому же имея возможность неограниченной эмиссии долларов США оставляют для себя дополнительный путь к отступлению — впрочем, чреватый повышенной инфляцией, так что бездумно использовать его не будет даже Трамп.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

На что казначейство тратит деньги?

Как я говорил ранее, госдолг — это накопленный дефицит бюджета государства. Давайте посмотрим, какие расходы составляют большую часть этого дефицита в 2020 году.

  Medicare / Medicaid и другие программы здравоохранения

На 2020 год на программы медицинского обслуживания, которые включают Medicare и Medicaid, будет выделено в общей сложности 1,3 триллиона долларов.

  Программа социального обеспечения и пенсии по инвалидности

С целью финансового обеспечения пенсионеров и инвалидов, общие расходы на социальное обеспечение и другие расходы составляют приблизительно 1,1 триллиона долларов.

  Расходы на оборону (не ветеранские льготы)

Это представляет собой часть национального бюджета, которая выделяется на военные расходы. На оборонный бюджет США в 2020 году выделено 746 миллиардов долларов. Это около 15% бюджета США.

  Прочие расходы

Транспорт, льготы для ветеранов, международные отношения и государственное образование, также являются расходами, которые берет на себя правительство. Интересно, что общее общественное мнение состоит в том, что расходы на международные отношения потребляют много ресурсов и затрат, но на самом деле такие расходы несравнимо малы.

  Войны в Ираке, Сирии, Пакистане и Афганистане

Участие в войнах дорого обходится США и увеличивает государственный долг. По данным исследования, проведенного Институтом Уотсона в Университете Брауна, с 2001 года на эти проекты было потрачено около 5,9 триллионов долларов.

Почему внешний долг может стать проблемой для государства

Долг – это и проблема, и благо. Думаем граждане многих стран хотели бы жить так, как союзники США (в Люксембурге, Гонконге, Германии, Японии) с долгами, чем без «этих долгов». Например,

  • начинающий учитель в Люксембурге получает зарплату в 6 тыс. евро в месяц;
  • опытный педагог — 10 тыс. евро.

Минусы накопления внешнего долга:

  1. При отсутствии свободных денежных средств на дату выплаты государство вынуждено тратить валютные запасы, сокращая ЗВР, т.е. уменьшая свою финансовую подушку безопасности.
  2. Каждый кредит нужно вернуть с процентами, т.е. отдаешь всегда больше, чем берешь.
  3. Высокая долговая нагрузка чревата понижением кредитного рейтинга, что оборачивается более высокой процентной ставкой, т.е. отдавать нужно еще больше.
  4. Кредиты по низкой ставке от международных доноров (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) вынуждают правительство идти на определенные меры, которые могут не совпадать с их видением развития страны или быть непопулярными в народе, т.е. среди избирателей. Например, отказ от льготной цены на газ, сокращение зарплат и пособий пока доходы бюджета не позволят тратить больше.
  5. Чем сильней долговое бремя страны, тем ниже интерес со стороны инвесторов. Они опасаются грядущего кризиса со всеми его последствиями – высокой инфляцией, девальвацией и т.д.

Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав

Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.

Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.

Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.

Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.

Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.

Гос-во Год
2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
Евросоюз 76,76 74,63 72,41 70,16
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.

Мы привели лишь часть прогноза от 2017 г. по 185 государствам. Ввиду данного факта, можно обнаружить, что текущие обстоятельства несколько отличаются от предсказанных, но общие тенденции сохранены.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.

Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Данные и иллюстрации – из открытого доступа

Почему Америку так охотно кредитуют другие государства?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учесть несколько важных факторов, существенно влияющих на желание других стран инвестировать в экономику США:

  • Мы говорим о самой развитой державе мира. Америка имеет этот статус уже более ста последних лет. Экономика и производство данного государства находятся на высочайшем уровне и постоянно совершенствуются. Местные товары пользуются огромным спросом в других странах. Нефтяная промышленность, фармацевтика, высокие технологии, биохимия, авиастроение и производство автомобилей – все это непрерывно развивается и спонсируется государством. Кроме того, ВВП США ежегодно дает прирост на 3%. Это очень высокий показатель, который говорит о стабильности державы.
  • В этой стране есть множество корпораций-миллиардеров, которые известны во всем мире. Их капитализация с легкостью покрывает государственный долг США. Чтобы данные не были голословными, рассмотрим конкретный пример нескольких компаний с громкими именами. Общая капитализация всего шести американских финансовых «монстров» (Microsoft, Apple, Facebook, Berkshire Hathaway и Alphabet) равняется величине задолженности США перед Китаем и Японией. А как известно, именно эти страны являются главными инвесторами. И я назвала только пятую часть всех крупных финансовых корпораций, суммарная капитализация которых составляет порядка $100 млрд.
  • США является страной, которую охотно посещают туристы со всего мира. Здесь есть масса интересных достопримечательностей, которые каждый сезон привлекают более 70 млн гостей.
  • Эта держава сохраняет низкий уровень инфляции (2%) и доступные кредитные ставки. Это является положительным фактором для открытия здесь бизнеса. Каждый год сюда переезжает более 1 млн человек, причем это все далеко не граждане Южной Америки. США – это страна возможностей, где каждый желающий легко сможет наладить реализовать себя в качестве основателя небольшой частной фирмы. Именно поэтому перспективные предприниматели так охотно селятся в Америке и своей деятельностью инвестируют в местную экономику огромные денежные средства.
  • Здешнее образование очень ценится. Дипломы американских вузов котируются по всему миру. Выпускники гарантированно найдут престижную и высокооплачиваемую работу. Именно поэтому стоимость обучения в США весьма высока. Но данный пункт тоже является одной из ветвей инвестирования внутренней экономики страны, что стимулирует и внешние вливания.
  • Если раньше производство американских брендов в основном базировалось на территории азиатских государств, то теперь вся промышленность постепенно возвращается на родину. Правительство предпочитает строить высокотехнологичные заводы, оснащенные современным оборудованием, контролируемым всего парой грамотных сотрудников, отказываясь от оплаты тысяч посторонних рук. И это действительно позволяет сэкономить немалые деньги.
  • Америка является одним из лидеров по объему экспорта продуктов сельского хозяйства. Речь идет как о поставках зерна, так и готовых мясных полуфабрикатов.
  • Как показывает онлайн-счетчик, госдолг США фиксируется в национальной валюте данной страны. Доллар признан самой популярной, стабильной и крепкой денежной единицей мира. С его помощью проходят сделки на территории множества иностранных государств.

Различные авторитетные агентства присваивают Америке очень высокий кредитный рейтинг, которым могут похвастаться лишь единичные мировые державы. За счет этого США получают крупные займы по выгодным ставкам и имеют огромные вложения со стороны других государств.

Не стоит относиться к величине внешней задолженности как к негативному показателю. Дело в том, что международные кредиты выдаются по принципу, который аналогичен работе с частными лицами. Чем выше уровень развития страны и жизни граждан, тем проще ей получить финансовую поддержку под низкие проценты. Стабильность в экономике, а также промышленной сфере позволяют привлечь самых выгодных кредиторов. США в этом плане находится на высоте, поэтому никто из инвесторов не ставит под сомнение реальную возможность государства в дальнейшем рассчитаться по своим обязательствам.

Но как же относятся к сумме внешнего долга сами американцы? Надо сказать, что весьма неоднозначно. Многие переживают, что дефицит бюджета станет причиной повышения налоговых сборов, уменьшения заработной платы и социальной помощи. Однако большинство свято верят, что выбивать долги просто никто не будет, так как в серьезный конфликт с США другие страны вступить не решатся.

Каким бывает госдолг?

  • Капитальный долг — это когда государство должно и привлеченные деньги, и проценты по ним (как в примере с банком — депозит и проценты);
  • Текущий долг — только сумма процентов (доходов), если наступил срок их погашения;
  • Внешний госдолг — долги перед «международными инвесторами» (например, перед другими странами);
  • Внутренний госдолг — обязательства перед «внутренними инвесторами» (организации, граждане);
  • Валовый госдолг — это «внешний» + «внутренний» госдолг, да еще и в «капитальной» форме (он-то чаще всего и выражается в процентах от ВВП).

Конечно, есть и другие виды госдолга, но тут как всегда в любой науке — сколько ученых, столько и мнений (в нашем случае экономистов).

Виды внешних долгов

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Различие между госдолгом и внешним долгом

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Любые санкции мы можем обойти

Салтыкову-Щедрину приписывают ставшую крылатой фразу: «Суровость законов Российской Империи компенсируется необязательностью их исполнения». Сейчас впору распространить смысл этого чудесного изречения на всю санкционную политику в коллективного Запада отношении России.

И наши деловые партнёры из Западных стран (без кавычек) похоже, научились у нас такому отношению к вредоносной политике своих правительств.

Заинтересованные в использовании те же российских облигаций федерального займа (ОФЗ) западные инвесторы давно используют схему, позволяющую обойти возможные ограничения.

РИА Новости цитируют мнение генерального директора УК «Спутник – Управление Капиталом» Александра Лосева:

«Санкции действенны только для евробондов с расчётами в долларах и депозитарным учетом в Euroclear и Clearstream, потому что лишь в этом случае OFAC Минфина США способно контролировать их выполнение. Запрет на ОФЗ бесполезен, потому что инвесторы, которых интересуют эти бумаги, приобретают не сами ОФЗ, а процентные и валютные свопы (обмены платежами или активами. – Прим. ред.), привязанные к доходности ОФЗ и форвардным курсам «доллар-рубль».

Если же западным инвесторам запретят покупать ОФЗ напрямую, средства направят через посредников, в том числе российских.

Один из возможных механизмов противодействия санкциям – использование компаний с особым статусом, не раскрывающих конечных бенефициаров. Кроме того, нерезидентам ничто не мешает задействовать криптовалюты или иные цифровые активы, источник и направление которых отследить невозможно.

А что там с госдолгом США?

Хотя в России по телевизору и в интернете можно услышать негативные прогнозы в отношении будущего американской экономики из-за госдолга страны, в действительности у американцев не все так плохо.

  • Во-первых, если сравнивать с ВВП, сейчас величина задолженности составляет примерно 106 % (согласитесь, в сравнении с Японией 106 % уже не так впечатляют).
  • Во-вторых, как мы с вами уже выяснили, расплачиваться с долгами «одномоментно» от США никто не требует, а привлеченные государственными ценными бумагами деньги уже работают на экономику. Так, американские облигации по-прежнему остаются одними из самых востребованных в мире.
  • В-третьих, госдолг — штука непостоянная. За всю историю США были периоды, когда государство вело политику его снижения относительно уровня ВВП.

Наконец, будем честны — никто не захочет, чтобы США сразу взяли и погасили всю «задолженность». Почему?

Американская Федеральная резервная система теоретически может напечатать 26 трлн долларов и раздать их всем, кому должна. Но представьте, как сильно обесценится доллар после такой эмиссии. Те, кому отдадут деньги, сами же будут недовольны. И американцы тоже будут недовольны. И вся мировая экономика пострадает — короче, в итоге все будут недовольны.

Исторические уровни долга

Валовой федеральный долг

В этой таблице указан федеральный долг США как процент от валового внутреннего продукта , или ВВП, каждый год после Второй мировой войны. Валовой федеральный долг, показанный ниже, достиг 102,7% ВВП на конец 2012 года, это самая последняя доступная цифра; это был самый высокий процент с 1945 года и первый годовой показатель, превысивший с тех пор 100%. (Валовой федеральный долг в таблице включает внутригосударственный долг — то есть деньги, которые одна ветвь федерального правительства должна другой. Когда эта последняя сумма вычитается, оставшаяся сумма называется государственным долгом.)

Сессия Конгресса Годы Президент Партия президента Отношение долга к ВВП на начало периода Отношение долга к ВВП на конец периода Изменение долга (в миллиардах долларов) Изменение отношения долга к ВВП (в процентных пунктах )
1941–1945 Рузвельт Демократичный 100% 117,5% +203 +67,1
1945–1949 Рузвельт, Трумэн Демократичный 117,5% 93,1% -8 -24,4
1949–1953 гг. Трумэн Демократичный 93,1% 71,4% +13 -21,7
1953–1957 Эйзенхауэр Республиканец 71,4% 60,4% +6 -11,0
1957–1961 Эйзенхауэр Республиканец 60,4% 55,2% +20 -5,2
1961–1965 Кеннеди, Джонсон Демократичный 55,2% 46,9% +30 -8,3
1965–1969 Джонсон Демократичный 46,9% 38,6% +43 -8,3
1969–1973 Никсон Республиканец 38,6% 35,6% +101 -3,0
1973–1977 Никсон, Форд Республиканец 35,6% 35,8% +177 +0,2
1977–1981 Картер Демократичный 35,8% 32,5% +288 -3,3
1981–1985 Рейган Республиканец 32,5% 43,8% +823 +11,3
1985–1989 Рейган Республиканец 43,8% 53,1% +1 050 +9,3
1989–1993 Буш-старший Республиканец 53,1% 66,1% +1 483 +13,0
1993–1997 Клинтон Демократичный 66,1% 65,4% +1 018 -0,7
1997–2001 Клинтон Демократичный 65,4% 56,4% +401 -9,0
2001–2005 куст Республиканец 56,4% 63,5% +2 135 +7,1
2005–2009 куст Республиканец 63,5% 84,2% +3,971 +20,7
2009–2013 гг. Обама Демократичный 84,2% 102,7% +6 061 +18,5

Примечания:

  • Часть долга, включенного в эту диаграмму для каждой президентской администрации, может включать долги, добавленные в рамках следующей президентской администрации.
  • Информацию о чистых изменениях рабочих мест за соответствующие периоды см. В разделе « Рабочие места, созданные во время президентских сроков в США» .

Государственный долг

Долг США с 1940 по 2011 год. Красные линии обозначают «государственный долг», а черные линии обозначают общий государственный долг или валовой государственный долг. Разница заключается во внутригосударственном долге , который включает обязательства перед государственными программами, такими как социальное обеспечение. На верхней панели показан долг, дефлированный до долларов 2010 года; вторая панель показывает долг как процент от ВВП.

Государственный долг — это валовой долг за вычетом внутригосударственных обязательств (таких как деньги, которые государство должно двум целевым фондам социального обеспечения , программе страхования по старости, потере кормильца и инвалидности и программе социального страхования по инвалидности ).

Динамика внешнего долга

Центральный банк РФ даёт следующую статистику по изменению внешнего долга Российской Федерации и её золотовалютным резервам.

ОГУ ОДКР Банки Проч. Всего ЗВР
01.01.1994 111,8 3,9 1,3 0,8 117,9 7,6
01.01.1995 118,5 4,7 2,3 1,2 126,7 6,5
01.01.1996 114,8 10,3 4,7 2,9 132,7 17,2
01.01.1997 125,8 12,9 8,7 5,5 153,0 15,3
01.01.1998 136,4 13,5 18,2 14,8 182,8 17,7
01.01.1999 138,9 19,5 10,0 20,0 188,4 12,2
01.01.2000 133,2 15,7 7,7 21,5 178,2 12,4
01.01.2001 116,7 11,9 9,0 22,4 160,0 27,9
01.01.2002 103,0 8,1 11,3 23,9 146,3 36,6
01.01.2003 96,8 7,5 14,2 33,8 152,3 47,7
01.01.2004 98,2 7,8 24,9 55,1 186,0 76,9
01.01.2005 97,1 8,2 32,3 75,7 213,4 124,5
01.04.2005 92,7 7,8 34,4 84,4 219,4 137,3
01.07.2005 90,9 9,0 37,6 90,3 227,9 151,5
01.10.2005 71,8 9,2 43,3 102,3 226,8 159,5
01.01.2006 71,1 10,9 50,1 124,9 257,1 182,2
01.04.2006 69,5 16,5 57,2 129,9 273,2 205,8
01.07.2006 66,4 12,4 66,7 143,2 288,8 250,5
01.10.2006 45,3 9,0 78,4 136,4 269,3 266,1
01.01.2007 44,7 3,9 101,1 163,3 313,1 303,7
01.04.2007 43,3 8,7 110,8 191,9 354,9 338,8
01.07.2007 40,7 8,1 130,9 219,2 399,1 405,8
01.10.2007 39,6 12,8 147,6 237,6 437,8 425,3
01.01.2008 37,3 1,9 163,6 260,9 463,9 478,7
01.04.2008 36,8 2,5 171,4 272,1 483,0 512,5
01.07.2008 34,6 3,2 192,8 303,6 534,4 568,9
01.10.2008 32,5 3,3 197,8 307,0 540,8 556,8
01.01.2009 29,4 2,7 166,2 282,0 480,5 426,2
01.04.2009 27,3 2,4 146,4 270,0 446,3 383,8
01.07.2009 30,0 3,9 141,6 290,3 465,9 412,5
01.10.2009 31,1 12,2 135,8 294,6 473,9 413,3
01.01.2010 31,3 14,6 127,2 294,0 467,2 439,4
01.04.2010 31,3 12,2 129,0 290,8 463,3 447,4
01.07.2010 35,4 11,9 122,1 287,9 457,4 461,2
01.10.2010 34,8 12,2 140,0 289,5 476,6 490,0
01.01.2011 34,5 12,0 144,2 298,1 488,9 479,3
01.04.2011 35,3 12,4 149,1 312,6 509,6 502,4
01.07.2011 35,1 12,7 159,0 331,9 538,8 524,5
01.10.2011 33,3 11,8 157,3 325,2 527,7 516,8
01.01.2012 33,2 11,2 162,8 337,8 545,1 498,6

C 2012 года по настоящее время

Изменения внешнего долга России, в миллионах долларов США:

Государство Частн. долг Общий долг Междн. рез. Облиг. США
01.01.12 221 595 317 290 538 884 498 649 145 672
01.04.12 230 956 326 565 557 521 513 491 155 436
01.07.12 257 563 313 089 570 652 514 317 156 183
01.10.12 277 197 321 729 598 927 529 893 171 147
01.01.13 298 930 337 490 636 421 537 618 164 379
01.04.13 355 057 336 615 691 672 527 708 149 400
01.07.13 366 124 341 640 707 764 513 772 131 599
01.10.13 371 567 344 693 716 260 522 580 149 897
01.01.14 375 905 352 959 728 864 509 595 131 777
01.04.14 375 558 340 334 715 892 486 131 116 395
01.07.14 379 595 353 184 732 779 478 250 114 547
01.10.14 351 581 329 276 680 857 454 240 108 939
01.01.15 304 892 295 009 599 901 385 460 82 208
01.04.15 278 944 278 351 557 295 356 365 66 530
01.07.15 276 958 279 382 556 340 361 571 82 126
01.10.15 277 537 259 352 536 890 371 267 82 014
01.01.16 268 137 250 351 518 489 368 399 96 896
01.04.16 267 703 252 418 520 121 387 008 82 500
01.07.16 264 392 258 623 523 015 392 757 88 219
01.10.16 262 815 255 515 518 330 397 743 74 584
01.01.17 252 102 259 650 511 752 377 741 86 160
01.04.17 255 103 266 492 521 595 397 907 104 896
01.07.17 254 907 272 120 527 027 412 239 103 146
01.10.17 259 289 270 225 529 514 424 766 104 978
01.01.18 253 655 264 559 518 213 432 742 96 898
01.04.18 255 528 264 733 520 262 457 995 48 724
01.07.18 231 140 259 660 490 801 456 749 14 907
01.10.18 215 609 254 916 470 525 459 163 14 629
01.01.19 207 482 247 198 454 680 468 495 13 180
01.04.19 222 132 246 531 468 663 487 803 12 134
01.07.19 225 455 254 392 479 847 518 363 8500
01.10.19 220 256 254 657 474 913 530 923 10 695
01.01.20 225 404 266 014 491 418 554 359 10 510
01.04.20 205 644 252 287 457 932 563 473 6853
01.07.20 216 068 266 728 482 795 568 872 5879
01.10.20 210 690 252 976 463 666 583 426 6155
01.01.21 595 774
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector