Государственный долг и его структура

Почему данные о внешнем долге важны инвесторам и политикам

При фундаментальном анализе трейдинга необходимо взвешенно и объективно понимать существующие алгоритмы финансовой системы, в каждой из стран которой, существуют сильные и слабые стороны (показатели ВВП, внешнего долга, инфляции, золотовалютных резервов, девальвации национальной валюты и др). Эти данные показывают, насколько финансово устойчива экономика страны, ожидают ли ее сложности в ближайшее время или среднесрочной перспективе связи с высоким уровнем госдолга и другими показателями.

Оценивая внешний долг государства, эксперты выводят 3 показателя:

  1. Внешний долг в денежном выражении (часто в долларовом эквиваленте).
  2. Внешний долг на душу населения.
  3. Внешний долг к внутреннему валовому продукту.

Оптимизация внешнего долга

Какие шаги предпринимать для оптимизации внешнего долга? Аналитики рекомендуют:

  • Улучшать кредитную историю (погашать долги своевременно, выполнять взятые перед кредиторами обязательства и т.д.), повышать кредитный рейтинг следствием чего кредиты станут доступными по низкой ставке. Ниже проценты – меньше цена обслуживания долга;
  • Развивать экспорт, сокращать зависимость от импорта. Это улучшит внешний торговый баланс, обеспечит приток, а не отток иностранной валюты, укрепит национальную валюту;
  • Наращивать доходы бюджета. При профиците бюджета излишки поступлений можно направить на увеличение валютных резервов или инвестировать в развитие экономики, при дефиците возникает потребность кредитования с целью закрыть возникшую финансовую брешь;
  • При возникновении проблемы с выплатой долга убедить кредиторов провести реструктуризацию, иначе придется объявлять дефолт.

Внешний долг на сегодняшний день

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2020 год составляет $481 473,0 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $69 460,0 млн. В том числе:

  • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $22 270,0 млн.;
  • владельцам ценных бумаг – $46 139,0 млн.

Внешний долг ЦБ РФ составил $12 890 млн.

Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

Структура внешнего долга

Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

По источникам госдолг подразделяется:

  • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
  • кредиты у международных структур: банков и фондов;
  • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
  • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

Влияние роста внешнего долга

Чрезмерный уровень внешнего долга может ограничить способность стран инвестировать в свое экономическое будущее – будь то через инфраструктуру, образование или здравоохранение, – поскольку их ограниченные доходы идут на обслуживание своих кредитов. Это мешает долгосрочному экономическому росту.

Плохое управление долгом в сочетании с потрясениями, такими как обвал цен на сырьевые товары или серьезный экономический спад, также могут спровоцировать долговой кризис. Это часто усугубляется тем, что внешний долг обычно выражается в валюте страны кредитора, а не заемщика. Это означает, что если валюта страны-заемщика ослабевает, обслуживать эти долги становится намного сложнее.

Высокий уровень внешней задолженности способствовал возникновению некоторых из самых серьезных экономических кризисов за последние десятилетия, включая азиатский финансовый кризис и, по крайней мере, в случае Греции и Португалии, долговой кризис еврозоны.

Последствия

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.

Внешний долг Беларуси

На 2019 год показатели внешнего долга Беларуси такие:

  • в денежном выражении – $38,6 млрд.;
  • на душу населения – $4 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 79%.

При сравнении с Украиной и Россией видим, что у Беларуси наименьший долг в денежном выражении, но при этом самый высокий на душу населения и по отношению к ВВП. Это говорит о более высоком кредитном давлении на экономику страны.

В условиях ограниченного доступа к международному рынку кредитования основным кредитором Беларуси является Россия – сама и через бывший Антикризисный фонд ЕврАзЭС (ныне – Евразийский фонд стабилизации и развития).

Основные кредиторы Беларуси на примере привлеченных займов в 2016 году:

  • ЕФСР — $800 млн.
  • Правительство и госбанки РФ — $552 млн.
  • Банки Китая — $447 млн.
  • МБРР (Международный банк реконструкции и развития) — $134 млн.
  • ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) — $1,8 млн.

Корпоративные долги

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейшего компании, имеющего доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшего акционером выступает государство. Поэтому не исключается, что в случае дефолта иностранным кредиторам можно попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнему долгу экономисты, как правило, пользуются показателем отношений его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: Россия занимает 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика государства – это политика в области налогообложением и государственного расхода. Бюджетный дефицит – это важнейший обобщающий показатель фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственному долгу – в долгосрочном.

Существует различия экономических методов, применяемых государством чтобы балансировать бюджетом и регулирования экономического цикла. Политика, которая направлена на сглаживание колебания экономики и преодоление негативных последствий спадов носит название фискальной политики. Фискальная политика в ходе экономического цикла подразделяет на несколько видов:

Дискреционной фискальной политикой – политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, оказывающую стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада. Она включает: 1. Увеличивать государственные расходы. 2. Снижать налоги. 3. Увеличивать государственные расходы с одновременным снижением налогов.

Если в исходном пункте имеет место сбалансированного бюджета, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономика имеет место вызванная избыточного спроса инфляция, этому случаю соответствует сдерживающей (контрактивной) фискальной политики, которая оказывает сдерживающее воздействие на совокупного спроса в период экономического подъема. Она включает:

1. Уменьшить правительственные расходы. 2. Увеличить налоги. 3. Уменьшить правительственные расходы при увеличении налогов.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительные сальдо правительственного бюджета, в случае когда перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией

Однако важно помнить о том, что размерами чистого национального продукта зависящие не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита и положительного сальдо), но и от абсолютного размера бюджета

Главным показателем бюджета можно считать размер бюджетного дефицита (излишка).

При данной величине дефицита государственным бюджетом его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величину бюджетного излишка его дефляционным влиянием зависит от того, как он будет ликвидируется.

Внешний долг Украины

Поскольку все долги СССР после его распада приняла на себя Россия, другие бывшие республики, включая Украину, начали независимый путь с чистой кредитной истории. Но уже к 1994 году она обросла госдолгом в размере $4,8 млрд., 3/4 которого пришлись на внешние заимствования.

Последующие годы долг в денежном выражении рос разными темпами и к 2000 году достиг $15,2 млрд., причем $12,4 млрд. из этой суммы – внешние долги.

Первая половина 00-х ознаменовалась хорошим экономическим ростом. Сложные времена 90-х оказались позади, разорванные экономические связи местами восстановлены, местами заменены новыми контрактами. Как итог – к 2007 году совокупный госдолг Украины сократился с 48% (в 2000 году) до 12% ВВП.

Далее последовал , сильно ударивший по украинской экономике. Ее валюта (гривна, UAH) девальвировала к доллару США с 5/1 до 8/1, а госдолг к 2011 году вырос почти до 30% ВВП.

На 2019 год показатели внешнего долга Украины такие:

  • в денежном выражении – $78,3 млрд.;
  • на душу населения – $1,8 тыс.;
  • в процентах к ВВП – 63%.

Санкции против госдолга РФ

Недавно стало известно о новой партии санкций, которая затронула госдолг России. С 26 августа 2019 года санкции США вступят в силу. В частности, они требуют от международных организаций не давать Москве в долг. Это условие относится, например, к Всемирному банку и Международному валютному фонду.

Кроме того, санкции запрещают американским банкам принимать участие в первичном размещении госдолга РФ, если он номинирован не в рублях. Кредиты властям России также запрещены, если они передаются не в рублях.

Надо отметить, что разговоры о возможных санкциях в отношении российского госдолга шли давно. Предполагалось, что ограничения могут пойти по двум направлениям. Первое – это полный запрет на владение российским госдолгом. Эксперты и аналитики называли его наиболее опасным, поскольку участникам рынка пришлось бы спешно продавать все бумаги, которые у них сегодня есть на руках, несмотря на убытки. От такого сценария всем было бы плохо, поэтому считалось, что до такого экстремального сценария дело все же не дойдет. Второй вариант предполагал, что запретят покупку только новых выпусков госдолга России.

На деле получилось, что США применили третий вариант с различными исключениями и лазейками. В теории те же американские банки могут не принимать участие в первичном размещении бумаг российского правительства, но санкции им не запрещают покупать те же самые бумаги уже на вторичном рынке.

Правда, есть риск, что инвесторы не станут искушать судьбу, чтобы не попасть на штраф за обход санкций. К американским санкциям прислушиваются даже иностранные компании, хотя соблюдать ограничения должны только бизнес-структуры США. При этом, как показывает практика, порой к ответственности за нарушение санкционного режима привлекают даже иностранных лиц, если они имеют какие-либо активы на территории США. Именно поэтому часто инвесторы предпочитают перестраховаться в вопросе соблюдения санкций только ради того, чтобы не попадать в поле зрения чиновников.

2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией

В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.

По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.

Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.

В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. Лидером здесь является Китай, предоставивший средства в размере $149 млрд. За ним следуют Япония, Германия и Франция.

Министерство финансов РФ, отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.

Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.

Кому и какие долги простила Россия на август 2019 г.

Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.

Самые большие должники:

Куба ($31,7 млрд.). В 2014 года российское правительство списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов.

Ирак ($21,5 млрд.) Россия списывала долги этой стране дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание произведено уже по новому долгу современной России, в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.

Чем грозят санкции против российского госдолга

США уже несколько раз грозились ввести санкции против российского госдолга (и иногда-таки вводили). Что это значит на практике? США запрещают своим внутренним инвесторам приобретать и хранить российские государственные бумаги – то есть ОФЗ.

Чем это грозит России?

Владельцами значительной части ОФЗ (в разные времена – от 30% до 44%) является нерезиденты России – иностранные инвесторы. Чтобы купить ОФЗ, они меняют свои франк, иены и доллары на рубли. Если они будут выходить из ОФЗ, это грозит:

  • обвалом стоимости ОФЗ (и одновременно ростом их доходности – это мы видели в 2018 году после первого пакета санкций);
  • обвалом курса рубля, так как его все будут продавать.

С другой стороны, падение стоимости ОФЗ повлечет повышение их доходности – и внутренние инвесторы будут охотнее скупать российские госбумаги с высоким уровнем надежности. Но вот девальвация рубля – это будет очень неприятно.

Госдолг и составление сметы бюджета.

Формулирование бюджетных оценок расходов по государственному долгу традиционно производится по методу начисления в системах бюджета и бухгалтерского учета. Такие оценки учитывают совокупный долг на начало финансового года. Кроме того, оцениваются новые долги, которые будут привлечены в течение года

При формулировании этих оценок должное внимание уделяется уровню ожидаемого дефицита, а также объемам внешнего и внутреннего долга, которые будут привлечены как для финансирования дефицита государственного бюджета, так и для удовлетворения требований в отношении ссудных средств. При оценке расходов по внешнему долгу страны с относительно стабильными обменными курсами основывают свои бюджетные оценки на уровне обменных курсов и процентных ставок на конец года

В странах, предусматривающих изменение этих ставок, учитываются средние ожидаемые ставки на следующий финансовый год. Однако ожидаемые ставки являются внутренними расчетами, и, как правило, эти расчеты явно не указываются в пояснительных примечаниях к бюджетной смете. Кроме того, любая огласка этих расчетов может оказать негативное влияние на рынки.

В последние годы, в связи с увеличением бюджетного дефицита и увеличением внешнего и внутреннего долга, в составление бюджета государственного долга были внесены два улучшения. Однако эти улучшения не являются единообразными или универсальными, и практика по-прежнему варьируется от страны к стране.

  1. Первое улучшение связано с тем, что, признавая связь между долгом, налогово-бюджетной политикой и платежным балансом, несколько стран начали готовить различные сценарии для анализа последствий внешнего долга. В качестве неотъемлемой части этого процесса изучаются сценарии заимствований как на текущий, так и на будущие годы, а также анализируются их последствия для таких факторов, как государственные расходы, отношение долга к ВВП и экспорт. Хотя анализ внутреннего долга менее сложен, чем анализ внешнего долга, он также рассматривается как часть сценариев, касающихся финансирования планов развития.
  2. Второе улучшение связано с введением маржи при формулировании бюджетных оценок расходов по государственному долгу. Учитывая неопределенность в движении обменных курсов и процентных ставок, оценки обеспечивают дополнительную маржу, так что дополнительные требования могут быть удовлетворены, не прибегая к дополнительным бюджетам. Эта практика была особенно заметна в странах Латинской Америки с высокой инфляцией. Такая маржа может оказаться недостаточной, когда колебания ставок превышают предполагаемые. Напротив, в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, где существует практика предоставления «резервов» и «надбавок» для удовлетворения дополнительных требований, возникающих в результате непредвиденных ситуаций и более высоких темпов инфляции, сборы по государственному долгу не включаются в эти оценки, возможно потому, что выплаты по государственному долгу могут производиться без какого-либо четкого законодательства в обеих странах.

Как покрывается и обслуживается

Взаимоотношения стран в сфере долгов ничем не отличается от аналогичных процессов у физических лиц. Любой кредит необходимо выплачивать, при этом займ облагается процентами. Чем лучше страна закрывает свои обязательство, тем больше кредитов и по более лучшим условиям оно может взять. В противном случае получить деньги будет проблематично. Особенно это касается стран, у которых большие проблемы в экономике и велик риск дефолта.

Любая страна обязана постепенно погашать взятый кредит. Имеется определенный график платежей, в котором указаны даты и суммы, а также дата завершения долга. Для оценки состояния экономики страны используется много разных критериев. Основный из них – присутствие ликвидных активов, среди которых:

  • Наличие депозитов в различных банковских организациях (коммерческих или государственных).
  • Наличие золота в достаточных количествах.
  • Разнообразные активы. Это может быть, например, запас драгоценных камней или полезных ископаемых.

Выплата кредитов происходит за счет финансов, которые накапливаются описанными выше способами. В Российской Федерации все относительно хорошо – количество запасов равно размеру государственного долга. Это позволяет не переживать по поводу «завтрашнего дня» – денег для покрытия всех обязательств хватит.

Внешний Госдолг России

При недостатке ликвидных активов правительство использует не очень комфортные для граждан способы увеличения запасов. Обычно они заключаются в увеличении размеров налоговых и акцизных сборов, а также уменьшении различных обязательных платежей.

Еще один вариант – оформить дополнительные кредиты у иных государств или собственных жителей. Как и в случае с физлицами, можно провести реструктуризацию или просто напечатать деньги. Последний способ активно используется только одним государством – Соединенными Штатами Америки, причем довольно активно.

Что такое внешний долг?

Внешний долг – это деньги, взятые в долг правительством, корпорацией или частным домохозяйством у правительства или частных кредиторов другой страны. Внешний долг также включает обязательства перед международными организациями, такими как Всемирный банк, Азиатский банк развития (АБР) и Международный валютный фонд (МВФ). Общий внешний долг может представлять собой сочетание краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Внешний долг, также известный как внешний долг, в последние десятилетия неуклонно растет с нежелательными побочными эффектами в некоторых странах-заемщиках. К ним относятся замедление экономического роста, особенно в странах с низким уровнем дохода, а также тяжелые долговые кризисы, потрясения на финансовых рынках и даже вторичные эффекты, такие как рост нарушений прав человека.

Ключевые выводы

  • Внешний долг – это деньги, взятые в долг правительством, корпорацией или частным домохозяйством у правительства или частных кредиторов другой страны.
  • В последние десятилетия внешний долг неуклонно растет с нежелательными побочными эффектами в некоторых странах-заемщиках, особенно в развивающихся странах.

Выгодно ли России наращивать внешний долг

Значения государственного внешнего долга, а также долговых гарантий правительства перед нерезидентами влияют на суверенный кредитный рейтинг. Это оценка способности государства выполнять платежи по облигациям и другим ценным бумагам.

Суверенные рейтинги России: есть повод для беспокойства

На август 2020 г. рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Moody’s сохранили для РФ нижний уровень инвестиционной категории. Fitch присвоил России суверенный рейтинг на одну позицию выше минимальной инвестиционной. На практике ситуация означает балансирование на грани спекулятивной категории. Это крайне неутешительный результат, учитывая относительно большой объём золотовалютных резервов России ($590 млрд на август 2020).

Столь печальные оценки рейтинговые агентства объясняют влиянием санкций, низкими ценами на нефть и газ, а также экономическим спадом из-за эпидемии Covid-2019

Понятно, почему поддержание небольшого государственного внешнего долга так важно для России. Это основной фактор, вытягивающий суверенный рейтинг на инвестиционный уровень

Противостоит же ему целый ряд рисков.

Основные риски по обслуживанию внешнего долга связаны не столько с западными санкциями, сколько с сокращением экспортных доходов. По мнению многих аналитиков, санкции в их нынешнем виде уже не несут большой угрозы российской экономике.

Сокращение долга – признак неэффективной экономики

Для современной высокоразвитой экономики важен не сам по себе показатель внешнего долга, а возможности для его обслуживания. Если страна своевременно и в полном объёме выполняет свои обязательства, она привлекательна для зарубежных инвесторов. В мировой системе разделения труда Россия играет роль поставщика сырья и энергоресурсов. Сырьевая экономика не имеет возможностей вкладывать зарубежные инвестиции с высокой прибылью.

Заёмные средства используются в России как «подушка безопасности» при низких ценах на экспортируемые ресурсы. Чем меньше спрос на них, тем сильнее зависимость экономики от внешних займов. Здесь напрашивается аналогия с домохозяйством. Если предприниматель берёт кредит для получения дополнительной прибыли, то нищий – для физического выживания. Во втором случае кредитор устанавливает более высокий процент, закладывая в него риски невозврата.

В условиях западных санкций Россия не может рассчитывать на привлечение кредитов и прямых инвестиций. Поэтому одним из основных инструментов финансирования бюджетного дефицита оказываются облигации федерального займа. Тут-то и проявляется важная роль суверенных рейтингов, зависящих от величины внешнего долга. По этой причине российское руководство готово обслуживать его даже в ущерб экономическому росту.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector