Диспозиции и санкции уголовно-правовой нормы: понятия и виды

Кто и как регулирует введение санкций ЕС и США

В рамках ЕС, как правило, исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и вводить санкции, является Совет ЕC (The Сouncil of the EU) и Европейская комиссия (European Commission). В США роль такого органа принадлежит в основном президенту и Департаменту по контролю иностранных активов (OFAC).

Порядок и основания введения санкций установлены специальными нормативными актами. В ЕС главное место среди них занимает Договор о функционировании ЕС и Руководящие принципы по реализации и оценке санкций в рамках Общей внешней политики и политики безопасности, на основании которых принимаются отдельные решения и регламенты Совета ЕC.

Также Совет ЕС 7 декабря 2020 принял Регламент № (EU) 2020/1998 по вопросу применения ограничительных мер в случае существенного нарушения прав человека.

В США порядок введения санкций частично регулируется на федеральном уровне (к примеру, Trading With the Enemy Act, International Emergency Economic Powers Act 1977 и Export Administration Act 1979) и частично — путем принятия отдельных актов в отношении конкретной юрисдикции (к примеру, «Глобальный акт Магнитского» (Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) — в отношении Российской Федерации.

Но чем фактически руководствуются компетентные органы при введении санкций?

Несмотря на то, что экономические санкции влекут за собой крайне негативные экономические последствия, на практике они часто вводятся без проведения подробного расследования. В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит следующим образом:

1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами.

2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER).

При принятии решения может учитываться также иная информация, например, полученная от:

  • Региональных представительств ЕС
  • МИД стран — участников ЕС
  • Институтов, осуществляющих исследования на основании грантов ЕС.

3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение.

При подготовке таких отчетов компетентный орган может зацепиться за отдельные формулировки статей в СМИ. Например, «самый активно развивающийся бизнесмен в отрасли» или «бизнесмен получил исключительную лицензию на определенный проект», что может быть интерпретировано как поддержка со стороны государства.

Кроме этого, могут использоваться рейтинги бизнесменов, к примеру, рейтинг Forbes, а для Беларуси — «Ежедневник»

Более жесткие формулировки, указывающие на «некую связь (финансовую, семейную, дружескую и др.)», «финансовую поддержку», «протекцию» и иные аналогичные сведения, однозначно привлекают внимание и могут повлиять на решение о введении санкций

Нельзя также исключать и заказных публикаций, использующих более очевидные формулировки, направленные против конкретного лица. Они могут включать в себя избирательное и однобокое представление фактов, вырванных из контекста, ссылки на несуществующие документы или иные источники (интервью, фото- и видеоматериалы и др.). К примеру, в подобных публикациях могут использовать фотографию плохого качества, где якобы опознают то или иное лицо на совместном семейном мероприятии какого-нибудь чиновника.

Также стоит учитывать, что журналисты, очевидно, не всегда намеренно публикуют недостоверную информацию. Публикации могут быть основаны в том числе на слухах (фейках), ранее опубликованных в других СМИ (в том числе «желтых» СМИ с сомнительной репутацией). Будучи однажды опубликованной в СМИ, одна статья может быть много раз перепечатана, и в итоге недостоверная информация распространяется уже бесконтрольно. Если статья сохраняется в доступе, ее могут перепечатать еще раз через какой-то промежуток времени или вспомнить при появлении нового инфоповода.

Подытожим. Публикации в СМИ — один из существенных факторов, который может повлиять на принятие решения Советом ЕС о включении лица в санкционный список.

Фото с сайта eurasia. expert

Виды санкций и как они влияют на бизнес

К юридическим и физическим лицам могут быть применены:

  • «Вторичные санкции» (англ. —  secondary sanctions). Они направлены исключительно на компании и физических лиц, которые хотя и не подпадают сами под объект введения санкций, тем не менее косвенно «связаны с политическим режимом».
  • Так называемые «секторальные санкции» (англ. — sectoral sanctions), которые вводятся в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики: энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных. В результате введения данного вида санкций запрещается или ограничивается сотрудничество физических и юридических лиц ЕС или США с подсанкционными компаниями.

Сфера действия экономических санкций, как правило, конструируется индивидуально в зависимости от поставленных целей (изменить политический курс, прекратить нарушение прав граждан, демократических принципов и др.), а также способов их достижения в отношении каждой конкретной страны.

Наиболее распространенными видами санкций являются следующие:

1. Торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний из ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта и импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из подсанкционного государства или поступающих на территорию такого государства
Запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США
Запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц

2. Ограничение в отношении подсанкционных лиц на распоряжение активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на счетах, движимым и недвижимым имуществом

3. Ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и др.) между компаниями и физическими лицами определенных государств.

С учетом всего разнообразия санкционных инструментов в «арсенале» иностранных государств, введение определенных видов экономических санкций может фактически вызвать невозможность ведения бизнеса. В том числе осуществления хозяйственных операций (поставок или оплаты товара), привлечения дополнительного финансирования (инвестиций), а также распоряжения акциями, иными ценными бумагами и прочими активами.

При этом замораживание активов — это не конфискация, оно не лишает права собственности, но ограничивает права пользования и распоряжения такими активами (в т.ч. нельзя снять деньги со счета, продать акции компании, продать или сдать в аренду недвижимое имущество и так далее).

Фото с сайта livejournal.com

Санкции – основное понятие и подразделение на категории

Для понимания характера и основных категорий диспозиций важно узнать, что такое положенные за нарушения санкции, в каких случаях они задействуются и каким образом. Санкции, применяемые в УП РФ, подразделяются на три категории:

Санкции, применяемые в УП РФ, подразделяются на три категории:

  1. Кумулятивные санкции.
  2. Относительно-определенные.
  3. Санкции альтернативные.

Относительно-определенные выявляются максимумом и минимумом положенного наказания за совершенное преступником нарушение. К примеру, преднамеренное убийство человека будет наказываться заключением до 15-16 лет, а изнасилование — от 4-5 лет пребывания в колонии до пожизненного. За данное преступное действие нередко присуждается отстранение осужденного от трудовой должности на время до 25 лет.

Кумулятивные законные санкции – это дополнительные формы наказания, применяемые к преступнику одновременно с основным. Наибольший и наименьший предел здесь определяется на основании обстоятельств преступного действия и индивидуальных характеристик нарушителя.

Альтернативные санкции – это применение только одной из положенных форм положенного по закону наказания. Например, по ст. 240.1 «Сексуальные услуги от несовершеннолетнего» предусмотрено несколько форм воздействия:

  • Работы исправительного характера — примерно 240 ч.
  • Полное заключение нарушителя на 2 года.
  • Рабочие процессы по принуждению до 3 лет.

Выбирается форма положенного наказания по системе «или-или». Точный объем наказания выносится на судебном разбирательстве.

Классификация

  • По степени определённости
    • абсолютно определённые — исчерпывающим образом описывают безальтернативную меру юридической ответственности
    • относительно определённые — описывает пределы, в которых может варьироваться санкция (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) в зависимости от решения органа, её применяющего (например, суда)
    • альтернативные — перечисляют меры, из которых применена может быть (по решению уполномоченного органа) только одна (например, либо штраф, либо лишение свободы)
    • неопределённые — применение меры ответственности отдается на целиком на усмотрение уполномоченного органа, например, абсолютного монарха (для современного права неопределенные санкции нехарактерны)
  • По способу обеспечения воздействия правовой нормы
    • принудительные санкции — меры обеспечения имеют характер юридической ответственности и наказания (то есть обеспечиваются методом принуждения)
    • пустые санкции — меры наказания за неисполнение нормы не указаны; такие нормы имеют убеждающее значение, то есть обеспечиваются методом убеждения (например, в российской системе права заметное количество правовых норм не имеют санкций)
    • положительные, или поощрительные санкции — вместо наказания за неисполнение содержат меры вознаграждения (в той или иной форме) за исполнение требований диспозиции, обеспечиваясь, таким образом, методом поощрения. В российской правотворческой практике такие нормы почти неизвестны; в литературе высказывалась мысль, что поощрительные санкции характерны не для правовых, а для корпоративных норм, и для норм иных систем социального регулирования (мораль, обычаи, религиозная регулятивная система).

Классическая структура правовой нормы

История развития уголовного законодательства позволяет сказать, что оно состоит из единственного нормативного правового акта, содержащего наказания за отклонение от общепринятой нормы поведения в целях защиты прав иных членов общества.

Уголовный кодекс, в свою очередь, содержит 2 раздела:

  1. Общую часть.
  2. Особенную часть.

Именно такое деление обуславливает деление статей на статьи-описания и статьи-запреты.

Разделяя понятия нормы и статьи, следует сделать акцент на их отличительных признаках. Статья представляет собой универсальный механизм понимания сути определённых общественных отношений, а норма даёт отсылку к модели поведения в той или иной жизненной ситуации.

Таким образом, в одной статье может содержаться не одна норма, а значит наличие одной нормы в нескольких статьях недопустимо. Хотя зачастую эти понятия путаются и переплетаются. Неправильное построение статей уголовно-правовой спецификации означает проблему в юридической технике, и может привести к невозможности отграничения простых поступков от преступлений.

Классическая структура правовой нормы имеет три части:

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Особенность УК РФ заключается в отграничении набора частей статьи в Общей и Особенной частей. Но, здесь следует сделать оговорку. Если для первой части активно используются гипотезы, то вторая часть «пестрит» диспозициями и санкциям.

К сожалению, в данном вопросе не существует однозначного мнения. Некоторые указывают, что Особенная часть УК содержит все три разновидности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об определении санкции. Так, санкция уголовно-правовой нормы это особая часть статьи из Особенной части УК РФ, которая предусматривает набор карательных методов для целей уголовного наказания.

Виды санкций в уголовном праве:

Абсолютная – указывает на конкретный вид и строго определённый размер наказания. В уголовном праве РФ не содержится подобных санкций, поскольку строго окончательный размер наказания устанавливается только судом на основании множества факторов, исследуемых в заседании.
Относительная – самый распространённый вид санкций, так как предусматривает верхний и нижний пределы каждого из видов наказания

Это единственно возможные санкции применимые российским законодателем.
Альтернативная – предусматривает несколько самостоятельных видов наказания для одной и той же норме.
Кумулятивная – называет наравне с обаятельным видом наказания применение дополнительного, не менее важного по сущности.

Санкции присущи не только уголовному законодательству, они содержатся в гражданском, административном праве, но имея свои специфические признаки.

Как санкции влияют на акции российских эмитентов

Для начала разберем, какие меры предлагается ввести.

  1. Запрет на инвестиции в госдолг РФ (сейчас они формально не ограничены). Это уже отразилось в снижении цен и повышении доходности ОФЗ.
  2. Запрет на покупку евробондов компаний, попавших в «черный список».
  3. Ограничение на долларовые транзакции для крупнейших государственных банков.
  4. Запрет на кредитование компаний нефтегазового сектора и госбанков.

Компании из санкционного списка торгуются на бирже, их акции и облигации покупают инвесторы. Всего под санкциями США и ЕС находится почти 1000 российских организаций, их перечень продолжает расширяться. Но в качестве примера я приведу только несколько крупных госкомпаний, которые присутствуют в портфеле у многих инвесторов: Сбербанк (SBER), ВТБ (VTBR), Русал (RUAL), Роснефть (ROSN), Газпром нефть (SIBN), Транснефть (TRNF_p), Аэрофлот (AFLT), Россельхозбанк (облигации), Газпромбанк (облигации).

На кото-то санкции повлияли сильно, и это видно на графиках. Пример – Аэрофлот, которому обещан запрет на рейсы в США. Полностью возместить выбывшие объемы на другом направлении компания сможет не ранее, чем через 1.5–2 года. Выручка от данного бизнеса сопоставима с полетами во все страны СНГ. Это минус 26 млрд руб. в год, что для акций перевозчика уже стало тяжелым ударом.

Для других эмитентов внешнее давление было компенсировано иными факторами, например, благоприятной конъюнктурой нефтяных цен. Так, в течение торговой сессии 10 августа 2018 года, когда было объявлено о введении пакета санкций по «делу Скрипалей», индекс ММВБ потерял на новостях 1.5%. Акции Аэрофлота (AFLT) лишились 1.9% капитализации. В тот же день акции «Газпром Нефти» (SIBN) выросли на 4.2%. Экспортеры получают выручку в валюте, а большую часть затрат, включая налоги, несут в подешевевших рублях.

Так стоит ли тогда переживать по поводу введения санкций? Ведь положение части эмитентов внешне выглядит вполне стабильным. Сначала разберемся, почему.

  1. Большинство ограничений пока носит символический характер. Например, для Сбербанка закрыто кредитование на западных рынках, но только на срок свыше 90 дней и лишь для новых размещений.
  2. Экономика, благодаря рыночным механизмам, постепенно адаптируется к санкционному режиму. В некоторых отраслях (сельское хозяйство) даже наблюдается импортозамещение.
  3. Иногда санкции удается обходить через дочерние фирмы-прокладки или реимпорт оборудования и технологий из третьих стран.
  4. Многие компании из списка избегают падения бизнеса и котировок акций за счет налоговых льгот, монопольных преференций, субсидий из государственного бюджета.

Однако инвестор обязан принять во внимание возможные риски и последствия. Не все они очевидны, поэтому требуют широкого фундаментального анализа рынка

  1. Новый скачок курса валют. Разброс версий – от 70 до 90 руб. за доллар до конца 2018 года.
  2. Кризис ликвидности, в том числе из-за массового снятия средств со счетов (особенно валютных) населением и юрлицами.
  3. Неконтролируемый рост доходности государственных облигаций. Выход иностранных инвесторов из них усилился после апрельских санкций против Русала. Минфин в 2018 году уже отменил несколько аукционов по размещению ОФЗ из-за низкого спроса и высокой ставки (до 9% при официальной инфляции в 4%). Кроме того, каждое снижение курса рубля пропорционально обесценивает номинированные в нем облигации.
  4. Проблемы с финансированием долга и инвестиционных планов компаний, что ухудшает их показатели по мультипликаторам.
  5. Дальнейшее снижение платежеспособности населения из-за девальвации рубля, что сказывается, например, на акциях потребительского сектора. Ситуация усугубляется отсутствием интереса правительства к поддержанию курса национальной валюты, поскольку дешевый рубль способствует формальному исполнению бюджета в условиях санкций.
  6. Введение вторичных санкций со стороны третьих стран. Пример: даже китайские банки все чаще отказывают в открытии счета гражданам России.

Международно-правовые санкции

В представлении большинства людей слово «санкции» имеет международно-правовое значение. Термин обрел популярность в народных массах после того, как в марте 2014 года в состав Российской Федерации вошла республика Крым.

Международное сообщество посчитало, что Крым был присоединен к России насильственным способом, и отказалось принять законность этого действия, равно как и проведенного по всем международным правилам референдума (народного голосования). Это послужило поводом для применения к РФ ряда экономических санкций, к которым присоединились большинство развитых стран мира.

Согласно международному праву экономические санкции – это система мер запретительного характера, которая имеет своей основной целью блокировать выход того или иного государства на определенные части мирового рынка. Другими словами – это разновидность экономической блокады страны, со стороны одного или нескольких государств, которые ведут активную внешнюю политику и считают те или иные действия первой страны незаконными.

Международно-правовые санкции могут быть применены как только к одному государству, так и к нескольким сразу, если их объединяет общая цель или политика. В этом случае санкциям будет подвержена не только страна, которая нарушила какой-либо международный договор, но и государства, которые считают, что действия страны-нарушителя имели законное основание и не противоречили международным правовым нормам. Видимо поэтому присоединения Крыма к составу РФ согласились принять только некоторые государства. Остальные объявили России экономическую блокаду.

Международные санкции могут носить не только экономический характер. На примере событий 2014 года можно рассмотреть ряд примеров:

  • было ограничено военное сотрудничество РФ с рядом стран;
  • заморозились активы физических и юридических лиц;
  • был введен ряд ограничений на работу нефтяных и оборонных компаний;
  • западным компания запретили финансировать российские организации, а также импортировать свои товары.

В любом случае под санкциями подразумеваются меры, которые обоснованы действующими нормативно-правовыми актами. В быту этим термином можно назвать любое наказание, которое применяется к лицам, нарушившем общественный порядок.

Антироссийские санкции

Отдельного раздела в статье заслуживают санкции против России. Они заключаются в ограничениях, которые были наложены США, Канадой, странами ЕС на юридических и физических лиц.

2013 г. – начало новой истории санкционной риторики в отношении РФ связано со смертью С. Магнитского и предположением западных политиков, что в этом замешаны российские коррупционеры-чиновники. Были наложены экономические ограничения на отдельных лиц и компании.

2014 г. – запрет на въезд и визовые ограничения, блокировка счетов отдельных граждан, запрет инвестиций в Крым для частных лиц и компаний, на получение иностранных кредитов некоторыми банками и энергетическими компаниями России, на экспорт продукции и услуг для нефтяной отрасли, оборонной промышленности. Основная причина – несогласие с присоединением Крыма к России и вина России в дестабилизации обстановки на Украине.

2015 г. – продолжение санкционной политики в отношении отдельных граждан РФ и компаний, значительное расширение списка. Из-за необходимости реализации европейских космических программ были ослаблены санкции в отношении российских космических предприятий.

2016 г. – продолжение санкционной политики, которая ужесточилась в связи с предполагаемым США вмешательством России в выборы.

2017 г. – к причинам давления добавили строительство Северного потока-2.

2018 г. – Россия оказалась виновата в строительстве Крымского моста, кибератаках и в нарушении соглашения о нераспространении оружия массового уничтожения. Расплачиваемся за отравление Скрипалей запретом на импорт некоторых видов продукции, например, газовых турбин, подводных аппаратов.

2019 г. – ЕС вводит ограничения за применение химического оружия, инцидент в Керченском проливе.

2020 г. – к Скрипалям присоединили Навального, США не понравилась экономическая помощь России Венесуэле, а ЕС подозревает нас в поставках оружия в Ливию.

РБК публикует интересную статистику по количеству физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки США в периоды правления Б. Обамы и Д. Трампа.

Основные причины санкционного давления на Россию расположены в порядке убывания количества введенных ограничений:

  1. Присоединение Крыма и дестабилизация обстановки на востоке Украины (293 физических лица и 483 юридических).
  2. Смерть С. Магнитского, коррупция, нарушение прав человека (57 физических лиц и 1 юридическое).
  3. Противники Америки (32 физических лица и 42 юридических).
  4. Кибератаки (44 физических лица и 15 юридических).
  5. Поддержка Сирии (12 физических лиц и 6 юридических).
  6. Торговля с КНДР, Сирией и Ираном (6 физических лиц и 16 юридических).
  7. Применение химического оружия (10 физических лиц и 1 юридическое).
  8. Поддержка Венесуэлы (3 юридических лица).
  9. Поставка оружия в Ливию (1 физическое лицо).

Россия познакомилась с санкционной политикой других стран задолго до 2013 г. Истории известны случаи еще со времен Ивана Грозного, когда Ливонский орден не пустил через свои границы мастеров-иностранцев, которых пригласил царь (1583 г.). Весь XX век мы находились под давлением: бойкотирование олимпиады в 1980 г., запрет на экспорт/импорт некоторых видов продукции, блокировка авиасообщения и пр.

Альтернатива военной угрозе

Хотя страны веками использовали санкции для принуждения или влияния на торговую политику других, торговая политика редко бывает единственной стратегией, применяемой во внешней политике. Он может сопровождаться как дипломатическими, так и военными действиями. Однако санкции могут быть более привлекательным инструментом, поскольку они накладывают экономические издержки на действия страны, а не военные. Военные конфликты дороги, ресурсоемки, уносят жизни и могут вызвать гнев других стран из-за человеческих страданий, вызванных насилием.

Кроме того, для страны нереально реагировать на каждую политическую проблему с помощью военной силы: армии часто недостаточно велики. Кроме того, некоторые проблемы просто не подходят для вооруженного вмешательства. Санкции обычно применяются, когда дипломатические усилия терпят неудачу.

Значение слова «санкция»

1. Юр. Утверждение высшей инстанцией какого-л. акта, придающее ему юридическую силу. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Конституция СССР. На следующий день утром Глеб Голованов был освобожден — районный прокурор не дал санкции на его арест. Березко, Необыкновенные москвичи. || Книжн. Одобрение, разрешение

Для нее важно было прежде всего найти хоть какую-нибудь философскую санкцию своим радикальным стремлениям. Плеханов, Наши разногласия

— Мы охотно поддержали бы вас, — сказал он, — хотя санкцию на это должен дать главный редактор. Каверин, Двойной портрет.

2. Юр. Государственная предохранительная мера, применяемая к правонарушителю. Санкции уголовного суда за взяточничество. Санкции за постановку недоброкачественной продукции.

3. В международном праве: меры воздействия, применяемые к государству, нарушившему свои международные обязательства или нормы международного права. Санкции по отношению к государству-агрессору.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

Санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Советская юриспруденция различала:

уголовно-правовые санкции (лишение свободы и т. п.), налагаемые по решению суда;

административно-правовые (штраф, административный арест), налагаемые административными органами;

дисциплинарно-правовые (смещение на низшую должность, увольнение), налагаемые должностными лицами в отношении подчинённых;

имущественные (неустойка), применяемые судом или арбитражем.

Санкция — акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями;

в уголовно-процессуальном праве санкция — разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем процессуальных действий и принятие процессуальных решений (пункт 39 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ утратил силу в 2007 году, ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ).

Международно-правовые санкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству.

СА’НКЦИЯ, и, ж. . 1. Признание законности какого-н. явления, утверждение чего-н. высшей инстанцией (право). Для того, чтобы распоряжение вступило в силу, нужна с. заведующего. 2. перен. Одобрение (книжн.). Дать свою с. на что-н. или чему-н. 3. Условие, обеспечивающее выполнение закона, договора (право). || преимущ. мн. В международном праве — мероприятия, репрессии против стороны, нарушающей свои обязательства, договоры (нов. полит.). Экономические санкции. Военные санкции.

са́нкция

1. юр. утверждение высшей инстанцией какого-либо акта, придающее ему юридическую силу; официальное разрешение на производство каких-либо действий

2. предохранительная мера, применяемая властями к правонарушителю

3. полит. в международном праве — мера воздействия, применяемая к государству, нарушившему свои международные обязательства или нормы международного права

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подремонтировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Что такое санкции и как они появились

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Латинское слово sanctio – означает «распоряжение, указание». Санкции могут применяться как к отдельным лицам, компаниям и организациям, так и к целым государствам в качестве «наказания» за нарушение международных договоров, Устава ООН и пр. Они разделяются на основные виды:

  • Политические санкции – запрет на въезд, заморозка счетов и недвижимости государственных чиновников и лиц, тесно с ними связанных.
  • Торгово-экономические – когда одна страна или группа стран накладывает ограничения вплоть до полного эмбарго на торговлю с отдельными компаниями или государством в целом.
  • Финансовые – когда вводится запрет или частичное ограничение на инвестиции в финансовые инструменты, расчеты в валюте, доступ к кредитованию, а также отключение от международных платежных систем типа SWIFT.

Санкции могут быть как первичными, так и вторичными – за сотрудничество с тем, кто подпал под санкции. Пример: Иранская компания провела запрещенный валютный платеж через европейский банк. Это грозит ему миллиардными штрафами, которые банк безропотно выплатит, поскольку:

а) до 60% международных расчетов производятся в USD через корреспондентские счета в США;

б) все крупные европейские банки имеют бизнес в Штатах, и для многих из них потеря этого рынка означает, по сути, закрытие самого банка.

Кроме собственно санкций, выделяются еще контрсанкции. Эта мера хорошо знакома россиянам с лета 2014 года, когда было введено продуктовое эмбарго против стран Запада. Нас в первую очередь интересуют финансовые санкции, так как они прямо влияют на портфель и материальное благополучие частного инвестора.

Механизм финансовых санкций против компаний работает следующим образом:

  • Иностранным депозитариям запрещается обслуживать транзакции фирм, попавших в санкционный список;
  • Глобальным инвестиционным фондам закрывается возможность покупки новых (при жестком варианте – всех) выпусков долговых бумаг.

Технически запрет можно нарушить, но тогда инвестору грозит штраф, который как минимум может нивелировать всю полученную прибыль. При запрете на владение иностранный фонд обязан закрыть все имеющиеся позиции по акциям или облигациям. Тем самым компания под санкциями лишается источника зарубежного финансирования.

Особенность санкций в том, что вводятся они одномоментно, а отмена может длиться годами, так как эти меры принимаются в виде закона. Снятие ограничений необходимо провести через все политические инстанции. Однако на деле сказывается не столько сам факт запрета, который касается ограниченного круга лиц и компаний. Гораздо опаснее атмосфера недоверия и повышение уровня риска на все активы, связанные с Россией. Любой банк на Западе теперь трижды подумает, прежде чем открыть счет или провести операцию. Это уже отражается на длительности и дотошности проверок, на скорости проведения операций. Иностранные фонды (такие, как BlackRock, GAM и др.) опасаются обвальной распродажи российских ценных бумаг, из-за чего владеющие ими инвесторы получат убытки. На графике хорошо видно, как введение санкций сказалось на акциях Русала в апреле 2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector