Виды санкции

Кто и как регулирует введение санкций ЕС и США

В рамках ЕС, как правило, исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и вводить санкции, является Совет ЕC (The Сouncil of the EU) и Европейская комиссия (European Commission). В США роль такого органа принадлежит в основном президенту и Департаменту по контролю иностранных активов (OFAC).

Порядок и основания введения санкций установлены специальными нормативными актами. В ЕС главное место среди них занимает Договор о функционировании ЕС и Руководящие принципы по реализации и оценке санкций в рамках Общей внешней политики и политики безопасности, на основании которых принимаются отдельные решения и регламенты Совета ЕC.

Также Совет ЕС 7 декабря 2020 принял Регламент № (EU) 2020/1998 по вопросу применения ограничительных мер в случае существенного нарушения прав человека.

В США порядок введения санкций частично регулируется на федеральном уровне (к примеру, Trading With the Enemy Act, International Emergency Economic Powers Act 1977 и Export Administration Act 1979) и частично — путем принятия отдельных актов в отношении конкретной юрисдикции (к примеру, «Глобальный акт Магнитского» (Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) — в отношении Российской Федерации.

Но чем фактически руководствуются компетентные органы при введении санкций?

Несмотря на то, что экономические санкции влекут за собой крайне негативные экономические последствия, на практике они часто вводятся без проведения подробного расследования. В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит следующим образом:

1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами.

2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER).

При принятии решения может учитываться также иная информация, например, полученная от:

  • Региональных представительств ЕС
  • МИД стран — участников ЕС
  • Институтов, осуществляющих исследования на основании грантов ЕС.

3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение.

При подготовке таких отчетов компетентный орган может зацепиться за отдельные формулировки статей в СМИ. Например, «самый активно развивающийся бизнесмен в отрасли» или «бизнесмен получил исключительную лицензию на определенный проект», что может быть интерпретировано как поддержка со стороны государства.

Кроме этого, могут использоваться рейтинги бизнесменов, к примеру, рейтинг Forbes, а для Беларуси — «Ежедневник»

Более жесткие формулировки, указывающие на «некую связь (финансовую, семейную, дружескую и др.)», «финансовую поддержку», «протекцию» и иные аналогичные сведения, однозначно привлекают внимание и могут повлиять на решение о введении санкций

Нельзя также исключать и заказных публикаций, использующих более очевидные формулировки, направленные против конкретного лица. Они могут включать в себя избирательное и однобокое представление фактов, вырванных из контекста, ссылки на несуществующие документы или иные источники (интервью, фото- и видеоматериалы и др.). К примеру, в подобных публикациях могут использовать фотографию плохого качества, где якобы опознают то или иное лицо на совместном семейном мероприятии какого-нибудь чиновника.

Также стоит учитывать, что журналисты, очевидно, не всегда намеренно публикуют недостоверную информацию. Публикации могут быть основаны в том числе на слухах (фейках), ранее опубликованных в других СМИ (в том числе «желтых» СМИ с сомнительной репутацией). Будучи однажды опубликованной в СМИ, одна статья может быть много раз перепечатана, и в итоге недостоверная информация распространяется уже бесконтрольно. Если статья сохраняется в доступе, ее могут перепечатать еще раз через какой-то промежуток времени или вспомнить при появлении нового инфоповода.

Подытожим. Публикации в СМИ — один из существенных факторов, который может повлиять на принятие решения Советом ЕС о включении лица в санкционный список.

Фото с сайта eurasia. expert

Классическая структура правовой нормы

История развития уголовного законодательства позволяет сказать, что оно состоит из единственного нормативного правового акта, содержащего наказания за отклонение от общепринятой нормы поведения в целях защиты прав иных членов общества.

Уголовный кодекс, в свою очередь, содержит 2 раздела:

  1. Общую часть.
  2. Особенную часть.

Именно такое деление обуславливает деление статей на статьи-описания и статьи-запреты.

Разделяя понятия нормы и статьи, следует сделать акцент на их отличительных признаках. Статья представляет собой универсальный механизм понимания сути определённых общественных отношений, а норма даёт отсылку к модели поведения в той или иной жизненной ситуации.

Таким образом, в одной статье может содержаться не одна норма, а значит наличие одной нормы в нескольких статьях недопустимо. Хотя зачастую эти понятия путаются и переплетаются. Неправильное построение статей уголовно-правовой спецификации означает проблему в юридической технике, и может привести к невозможности отграничения простых поступков от преступлений.

Классическая структура правовой нормы имеет три части:

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Особенность УК РФ заключается в отграничении набора частей статьи в Общей и Особенной частей. Но, здесь следует сделать оговорку. Если для первой части активно используются гипотезы, то вторая часть «пестрит» диспозициями и санкциям.

К сожалению, в данном вопросе не существует однозначного мнения. Некоторые указывают, что Особенная часть УК содержит все три разновидности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об определении санкции. Так, санкция уголовно-правовой нормы это особая часть статьи из Особенной части УК РФ, которая предусматривает набор карательных методов для целей уголовного наказания.

Виды санкций в уголовном праве:

Абсолютная – указывает на конкретный вид и строго определённый размер наказания. В уголовном праве РФ не содержится подобных санкций, поскольку строго окончательный размер наказания устанавливается только судом на основании множества факторов, исследуемых в заседании.
Относительная – самый распространённый вид санкций, так как предусматривает верхний и нижний пределы каждого из видов наказания

Это единственно возможные санкции применимые российским законодателем.
Альтернативная – предусматривает несколько самостоятельных видов наказания для одной и той же норме.
Кумулятивная – называет наравне с обаятельным видом наказания применение дополнительного, не менее важного по сущности.

Санкции присущи не только уголовному законодательству, они содержатся в гражданском, административном праве, но имея свои специфические признаки.

Социология личности, ее предмет и объект

Такое явление, как социальный контроль, имеет место во всех типах общества. Впервые этот термин использовал французский социолог Габриэль Тард Он, называя так одно из важнейших средств коррекции преступного поведения. Позже социальный контроль стал рассматриваться им в качестве одного из определяющих факторов социализации.

В числе инструментов социального контроля называются формальные и неформальные поощрения и санкции. Социология личности, которая выступает разделом социальной психологии, рассматривает вопросы и проблемы, связанные с тем, как взаимодействуют люди в пределах определенных групп, а также то, каким образом происходит формирование отдельной личности. Эта наука под термином «санкции» понимает также и поощрения, то есть это следствие какого-либо поступка, независимо от того, положительную или отрицательную окраску он имеет.

Последствия санкции

Непосредственным воздействием санкции на импорт для целевой страны является то, что экспортные товары страны не закупаются за рубежом. В зависимости от экономической зависимости целевой страны от экспортируемых товаров или услуг это может иметь разрушительный эффект. Санкция может вызвать политическую и экономическую нестабильность, которая приводит к более тоталитарному режиму, или может создать несостоявшееся государство из-за вакуума власти. Страдания страны-мишени в конечном итоге несут ее граждане, которые во время кризиса могут укрепить правящий режим, а не свергнуть его. Пострадавшая страна может стать питательной средой для экстремизма, что является сценарием, с которым страна-инициатор, вероятно, предпочла бы не иметь дела.

Санкции могут иметь непредвиденные последствия.Например, Организация арабских стран-экспортеров нефти ( ОАПЕК ) ввела эмбарго на поставки нефти в США в 1973 году в качестве наказания за повторные поставки Израилю оружия.ОАПЕК использовало эмбарго в качестве инструмента внешней политики, но последствия распространились и усугубилиобвал мирового фондового рынка в 1973-74 годах. Приток капитала в результате повышения цен на нефть привел к гонке вооружений в странах Ближнего Востока – дестабилизирующей проблеме – и не привел к изменению политики, предусмотренному ОАПЕК. Кроме того, многие страны, на которые наложено эмбарго, сократили потребление нефти и потребовали более эффективного использования нефтепродуктов, что еще больше снизило спрос.

Санкции могут привести к увеличению затрат потребителей и предприятий в странах, которые их вводят, потому что целевая страна не может покупать товары, что приводит к экономическим потерям из за безработицы, а также к производственным потерям. Кроме того, страна-эмитент сократит выбор товаров и услуг, имеющихся у отечественных потребителей, и может увеличить затраты на ведение бизнеса для компаний, которые должны искать поставки в других местах. Если санкция применяется в одностороннем порядке, целевая страна может использовать стороннюю страну, чтобы обойти эффект заблокированного импорта или экспорта.

Что такое экономические санкции

Основные каратели на сегодня:

  1. Европейский союз.
  2. США.
  3. ООН.

На картинке ниже видно, кто и на кого накладывает санкции в современном мире.

Основные формы ограничений:

  • запрет на поставки оружия;
  • замораживание счетов;
  • замораживание имущественных активов (движимого и недвижимого имущества);
  • запрет на въезд определенных лиц;
  • ограничение на торговлю;
  • запрет на оказание финансовой помощи, инвестиции;
  • запрет на ввоз определенных товаров (предметов роскоши, высокотехнологичной продукции, драгоценных металлов);
  • запрет на проведение сделок;
  • запрет на удовлетворение исков;
  • запрет на экспорт/импорт товаров для определенных отраслей (энергетики, космической промышленности, добывающей и обрабатывающей отрасли, ядерной промышленности);
  • запрет на экспорт технологий;
  • запрет на воздушные перевозки.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Скачать книгу

Социальные санкции: плюсы и минусы

Нельзя не признать, что санкции – очень действенный инструмент регулирования поведения людей. Это доказывается и многотысячелетним существованием человечества, и историческими фактами. Там, где люди отказались уважать нормы и традиции, а санкции переставали работать, происходили настоящие катастрофы: разрушались империи, исчезали с лица земли целые народы с их культурой и традициями. Самый яркий пример – Римская империя. Но о ней хотя бы помнят, а многие социумы канули в безвестность, не оставив следа.

Однако, признавая значимость и важность социальных санкций, нельзя не заметить их минусы и даже ощутимый вред, который они могут принести не только отдельным личностям, но и обществу в целом. Вот некоторые явно негативные аспекты социальных санкций:

Вот некоторые явно негативные аспекты социальных санкций:

  • Консерватизм. Общество развивается и меняется быстрее, чем традиции, нормы и, соответственно, защищающие и поддерживающие их санкции. Нередко привычные стереотипы и правила мешают двигаться вперед, а изгоями становятся самые прогрессивные и творческие личности.
  • Возможность использовать социальные санкции в корыстных целях. Отдельные люди или группы всегда находили возможность поставить, казалось бы, справедливые санкции себе на службу в соответствии с поговоркой: «Закон, что дышло – как повернешь, так и вышло».
  • Уравниловка. Уравнивая членов социума, санкции препятствуют проявлению индивидуальности. Ведь наказывается любое поведение, выходящее за рамки стандартного, общепринятого.
  • Жесткость, а нередко и жестокость. Воздействие санкций может нанести серьезный вред психическому здоровью отдельных наиболее чувствительных личностей. К тому же есть социальные группы (например, подростки или криминальные сообщества), где практикуются и физические наказания.
  • Поддержка конформизма, приспособленчества. Необходимость подстраиваться под требования общества, чтобы избежать наказания, побуждает людей приспосабливаться. А конформизм – это часто сделка с совестью, подавление собственной личности, отступление от своих принципов и идеалов.

Однако, несмотря на серьезные недостатки, санкции – пока самая эффективная форма организации сообщества. Какими бы они ни казались нам несправедливыми и подавляющими свободу личности, но ничего более правильного и действенного за десятки тысяч лет своего существования человечество не придумало.

Международно-правовые санкции

В представлении большинства людей слово «санкции» имеет международно-правовое значение. Термин обрел популярность в народных массах после того, как в марте 2014 года в состав Российской Федерации вошла республика Крым.

Международное сообщество посчитало, что Крым был присоединен к России насильственным способом, и отказалось принять законность этого действия, равно как и проведенного по всем международным правилам референдума (народного голосования). Это послужило поводом для применения к РФ ряда экономических санкций, к которым присоединились большинство развитых стран мира.

Согласно международному праву экономические санкции – это система мер запретительного характера, которая имеет своей основной целью блокировать выход того или иного государства на определенные части мирового рынка. Другими словами – это разновидность экономической блокады страны, со стороны одного или нескольких государств, которые ведут активную внешнюю политику и считают те или иные действия первой страны незаконными.

Международно-правовые санкции могут быть применены как только к одному государству, так и к нескольким сразу, если их объединяет общая цель или политика. В этом случае санкциям будет подвержена не только страна, которая нарушила какой-либо международный договор, но и государства, которые считают, что действия страны-нарушителя имели законное основание и не противоречили международным правовым нормам. Видимо поэтому присоединения Крыма к составу РФ согласились принять только некоторые государства. Остальные объявили России экономическую блокаду.

Международные санкции могут носить не только экономический характер. На примере событий 2014 года можно рассмотреть ряд примеров:

  • было ограничено военное сотрудничество РФ с рядом стран;
  • заморозились активы физических и юридических лиц;
  • был введен ряд ограничений на работу нефтяных и оборонных компаний;
  • западным компания запретили финансировать российские организации, а также импортировать свои товары.

В любом случае под санкциями подразумеваются меры, которые обоснованы действующими нормативно-правовыми актами. В быту этим термином можно назвать любое наказание, которое применяется к лицам, нарушившем общественный порядок.

Альтернатива военной угрозе

Хотя страны веками использовали санкции для принуждения или влияния на торговую политику других, торговая политика редко бывает единственной стратегией, применяемой во внешней политике. Он может сопровождаться как дипломатическими, так и военными действиями. Однако санкции могут быть более привлекательным инструментом, поскольку они накладывают экономические издержки на действия страны, а не военные. Военные конфликты дороги, ресурсоемки, уносят жизни и могут вызвать гнев других стран из-за человеческих страданий, вызванных насилием.

Кроме того, для страны нереально реагировать на каждую политическую проблему с помощью военной силы: армии часто недостаточно велики. Кроме того, некоторые проблемы просто не подходят для вооруженного вмешательства. Санкции обычно применяются, когда дипломатические усилия терпят неудачу.

Формальные и неформальные социальные санкции

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе.

Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов.

Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.

Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения.

В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Примеры

Например, работа под названием «Мотивация работы управляющих работников». Гипотезой будет выступать следующее: «Стоит ожидать, что достижение наиболее высокого уровня мотивационной сферы управляющих работников тесным образом связано с максимальной успешностью в их деятельности профессионального плана».

В работе «Документооборот в организации» гипотезой послужат следующие строки: «Предполагается: если разрабатывать мероприятия, связанные с усовершенствованием документооборота фирмы с дальнейшим их внедрением в деятельность структуры, то существенно возрастет эффективность работы отдела документационного обеспечения предприятия в общем».

Последствия от налагаемых санкций

Последствия нарушения международного обязательства, должны быть в зависимости от содержание “первичных” норм, для которых это международное обязательство основано, и их значение для всего международного сообщества. Это относится, прежде всего, в нарушении обязанностей, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, право на самоопределение, защита прав человека, защита окружающей среды, которые следует рассматривать как международные преступления, то есть в качестве особой категории преступления.

Доклад комиссии международного права о работе ее двадцать пятой сессии говорится, что, когда обсуждаются проблемы, касающиеся определения отдельных категорий преступлений”, то есть будет в первую очередь вопрос, возможно ли в наше время, чтобы признать существование различий на основе стоимости нарушениями обязательств в отношении международного сообщества, и, таким образом, определить, в соответствии с нынешним международным правом одной более тяжелой категории международно-противоправных деяний, которые, может быть, можно квалифицировать международными преступлениями”.

Учет всех изменений, таким образом, приобретает решающее значение для достижения положительных результатов в процессе кодификации норм и принципов ответственности в международном праве. Правильное их отражение является одним из законов развития современного международного права. Кодифицированных норм и принципов международно-правовой ответственности необходимо заполнить образуется в области международного космического права. Это, на мой взгляд, одной из целей кодификации в сфере международно-правовой ответственности. В этой работе, считая необходимым коснуться вопросов терминологии и определение места международно-правовой ответственности в общем международном праве. На своей XXV сессии комиссия международного права сочла нужным, чтобы передать преступление, чтобы использовать выражение “противоправное деяние”, а не слово “делом” или других подобных выражений, которые иногда можно принять специальные тени точки зрения некоторых системах национального права. Например, выражение “международно противоправного поведения” с точки зрения русского языка, наверное, более правильным, чем выражение “противоправное деяние”, потому что причиной того, что противоправность часто проявляется в бездействии, а последнее не точно определяется термином “акт”, который, по существу, основывается на действии этих и других причин, комиссия приняла решение и на испанский язык для использования, соответственно, термин “hecho internacionalemente illicito”, и для английского языка, чтобы сохранить термин “международно wrongfull право”, как английский термин акт не такие ассоциации, что этот термин вызывает на французском и испанском языках.

В экс-Советской международно-правовой литературе прочно входит термин “международное преступление”. Термин “противоправное деяние”, на мой взгляд, не вызывается необходимостью. Все эти разумные соображения, которые были установлены, чтобы изменить этот термин на английском, французском и испанском языках на русский язык не имеют значения, потому что термин “международное преступление” в английском языке означает как действие, так и бездействие, и использовать в каждом случае противоправного поведения. Термин “международное преступление” в русском языке используется для обозначения действия или бездействия, которое и представляет собой нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для всего международного сообщества будет использовать термин “международное преступление”.

Д. Б. Левин пишет, что развитие международного права в современную эпоху ведет к выделению в отдельную отрасль права международной ответственности. В этой отрасли, по его мнению, должен включать три основные категории норм и институтов: во-первых, нормы и институты, касающиеся ответственности государства за международное преступление, и определить основания и формы этой ответственности; во-вторых, нормы, касающиеся уголовной ответственности физических лиц за международные преступления.1 в той же отрасли, на мой взгляд, должна быть ответственность государства за ущерб, причиненный в связи с международной деятельностью, которая вытекает из других причин, чем международное право.

Социальный контроль и социальные санкции

Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы – его составные элементы.

Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение социального поведения. Социальный контроль по своей сути — это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.

Социальная санкция — это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля. В более широком смысле социальная санкция — это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям

В более широком смысле социальная санкция — это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение и определяют отношение к совершаемым действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector