Запрет сша на сделки с российским госдолгом
Содержание:
- Что такое Внутренний государственный долг (Госдолг).
- График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)
- Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
- Динамика и прогноз
- История выплаты долга СССР
- История госдолга России
- Суть проблемы внешнего долга государства
- Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора
- Санкции против госдолга РФ
- Госдолг Российской Федерации
- Актуальные показатели
- Виды государственного долга
- У нас-то ещё ладно…
- Госдолг и составление сметы бюджета.
Что такое Внутренний государственный долг (Госдолг).
Одна из проблем, с которыми сталкиваются современные развивающиеся страны мира, – это проблема роста внутреннего долга и неприятных последствий для экономики, особенно когда такой долг выходит из-под контроля.
Внутренний долг может иметь положительное влияние на рост в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе, если режим погашения долга превышает платежеспособность, это приведет к избыточному долгу, и в какой-то момент процентная ставка станет выше, чем основной долг и эффект становится отрицательным. На этом этапе возникнет вытеснение инвестиций и ограничения частного сектора из-за нехватки капитала.
Внутренние заимствования, обычно деноминированные в местной валюте, не вызывают осложнений, связанных с внешними кредитными потоками. Напротив, наиболее серьезной проблемой является эффект вытеснения: при внутреннем долге правительства используют частные сбережения, которые в противном случае были бы доступны для финансирования частных инвестиций. Если процентные ставки, определяемые рынком, вырастут, это может снизить инвестиционный спрос. И если процентные ставки контролируются или кредиторы не хотят их повышать, чтобы избежать проблем с неблагоприятным отбором и моральным риском, внутренние государственные займы могут привести к нормированию кредита и сокращению предложения средств для частных инвестиций.
График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $ |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 10 | 7 668 |
Октябрь 2018 | 25 | 6 335 |
Ноябрь 2018 | 40 | 6 953 |
Декабрь 2018 | 56 | 13 207 |
Январь 2019 | 279 | 3 093 |
Февраль 2019 | 504 | 2 650 |
Март 2019 | 5 937 | |
2 квартал 2019 | 1 553 | 15 269 |
3 квартал 2019 | 30 | 9 730 |
4 квартал 2019 | 734 | 16 627 |
1 квартал 2020 | 30 | 9 252 |
Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.
Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.
Динамика и прогноз
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
- падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
- уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
- падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
- ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
- не ослабевающее санкционное давление.
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
История выплаты долга СССР
Изначальный план в связи с долгами был следующим: РФ берёт на себя советские обязательства, а союзные республики взамен отказываются от зарубежных активов Союза. Расчёт был на то, что объём активов превысит суммарную задолженность. Однако это оказалось не так.
Ряд развивающихся стран задолжали России ок. 150 000 000 000 амер. долл. на момент её вступления в Парижский клуб в 1997 г. Однако был такой нюанс: устав организации требовал от новых участников списания должникам их долгов за поставку вооружения, а суть в том, что 80% от размера активов составляла именно эта статья.
Важно! Российское государство обязали списать долги всем бедным и развивающимся странам. В результате по их долгам можно было взыскать всего лишь 8 000 000 000 амер
долл. – менее 5% задолженности СССР.
Итог: после этих изменений российская экономика не потянула выплату задолженности по графику.
Парижский и Лондонский клубы давали отсрочки по очередным платежам.
В 1992 г. РФ была предложена помощь в виде 24 000 000 000 амер. долл., но реально предоставлены были из этой суммы только 13,6 млрд. Вдобавок кредиторы предусмотрели отсрочки на 7 млрд. На выходе получилось, что четверть суммы по факту ушла на обслуживание актуальных обязательств.
Далее российская сторона договорилась с Парижским Клубом насчёт реструктуризации (срок – 10 лет с пятилетним льготным периодом). Планировалось, что по итогу РФ до 2020 г. выплатит 45% все задолженности. Остальные 55% – до 2115 г.
Лондонский Клуб также пошёл на реструктуризацию. Причём был предоставлен льготный период – 6 лет.
Советские долги отдавались как деньгами, так и товарами (строительными, высокотехнологичными и т.п.), а также др. активами.
По состоянию на 2007 г. Россия почти расплатилась перед Парижским Клубом.
Важно! Россия в 2017 г. полностью погасила долг СССР
Минфин перечислил Боснии и Герцеговине 125 000 000 USD за товары, которые Союзу передавала ещё Югославия. Платёж был совершён 8 августа.
Российское государство потратило 26 лет для полного закрытия кредитного “наследства”.
История госдолга России
Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.
В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:
После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.
Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.
Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.
В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.
Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.
Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.
Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.
Суть проблемы внешнего долга государства
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
- В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
- Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
- Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
- Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.
В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.
Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.
Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | ||
Макао | ||
Республика Палау | ||
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора
Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?
В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.
В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.
Санкции против госдолга РФ
Недавно стало известно о новой партии санкций, которая затронула госдолг России. С 26 августа 2019 года санкции США вступят в силу. В частности, они требуют от международных организаций не давать Москве в долг. Это условие относится, например, к Всемирному банку и Международному валютному фонду.
Кроме того, санкции запрещают американским банкам принимать участие в первичном размещении госдолга РФ, если он номинирован не в рублях. Кредиты властям России также запрещены, если они передаются не в рублях.
Надо отметить, что разговоры о возможных санкциях в отношении российского госдолга шли давно. Предполагалось, что ограничения могут пойти по двум направлениям. Первое – это полный запрет на владение российским госдолгом. Эксперты и аналитики называли его наиболее опасным, поскольку участникам рынка пришлось бы спешно продавать все бумаги, которые у них сегодня есть на руках, несмотря на убытки. От такого сценария всем было бы плохо, поэтому считалось, что до такого экстремального сценария дело все же не дойдет. Второй вариант предполагал, что запретят покупку только новых выпусков госдолга России.
На деле получилось, что США применили третий вариант с различными исключениями и лазейками. В теории те же американские банки могут не принимать участие в первичном размещении бумаг российского правительства, но санкции им не запрещают покупать те же самые бумаги уже на вторичном рынке.
Правда, есть риск, что инвесторы не станут искушать судьбу, чтобы не попасть на штраф за обход санкций. К американским санкциям прислушиваются даже иностранные компании, хотя соблюдать ограничения должны только бизнес-структуры США. При этом, как показывает практика, порой к ответственности за нарушение санкционного режима привлекают даже иностранных лиц, если они имеют какие-либо активы на территории США. Именно поэтому часто инвесторы предпочитают перестраховаться в вопросе соблюдения санкций только ради того, чтобы не попадать в поле зрения чиновников.
Госдолг Российской Федерации
После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).
В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.
Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.
В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.
Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.
Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.
К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.
Динамика государственного долга России и его составных частей
Актуальные показатели
Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.
Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.
Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.
Внутренний долг
Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:
- Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
- Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.
Выражаются обязательства в форме:
- Государственных займов.
- Кредитов.
- Выпуска облигаций.
- Долговых обязательств под гарантии правительства.
Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:
- 1993 г. – 3,5 млрд руб.
- 1998 г. – 490 млрд руб.
- 2003 г. – 679 млрдруб.
- 2010 г. – 2 трлн.
- 2015 г. – 7,2 трлн руб.
- 2017 г. – 8 трлн.
- 2019 г. – 9,1 трлн руб.
- В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.
Внешний долг
Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:
- 1994 год – 118 млрд $.
- 1998 год – 182 млрд $.
- 2000 год – 178 млрд $.
- 2003 календарный период – 151 млрд $.
- 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
- 2009 г. – 479 млрд $.
- 2012 г. – 538 млрд $.
- 2014 г. – 728 млрд $.
- 2017 г. – 511 млрд $.
- 2019 г. – 481 млрд $.
Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.
Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.
Виды государственного долга
Классификация госдолга довольно обширна, его разделяют на составные части по следующим критериям:
По инструменту кредитования:
- ценные бумаги, доступные гражданам государства;
- общедоступные ценные бумаги;
- кредиты от правительственных органов других стран;
- кредиты от международных финансовых организаций;
- кредиты, привлеченные из бюджетов субъектов государства (выделяются не во всех странах).
По принадлежности кредитора к заемщику:
- внешний государственный долг (когда кредитор является другим государством либо иностранным юридическим или физическим лицом);
- внутренний государственный долг (когда кредитором является собственное население государства или зарегистрированные на его территории юридические лица).
Иногда внешним госдолгом называют все обязательства, выраженные в иностранной валюте, а внутренним государственным долгом – обязательства в национальных денежных знаках. Однако такая классификация не совсем точна.
Например, американский госдолг перед другими странами выражен в долларах США, то есть в национальной валюте. А значит, исходя из такой классификации можно было бы заключить, что у Америки вовсе нет внешней задолженности. Про объем государственного долга США и полезные факты о нем у меня есть отдельная статья.
Тем не менее эта классификация все же важна, так как обязательства, выраженные в иностранной валюте, являются более сложными для выполнения в условиях серьезных экономических трудностей. Выплатить кредит в национальной валюте можно путем увеличения эмиссии денег, хотя это и будет связано с ростом темпа инфляции. Если же путем увеличения эмиссии покрывать большие валютные долги, то обвал курса национальной валюты будет катастрофическим.
У нас-то ещё ладно…
В 2020 году долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям. По итогам того пандемийного года он и вовсе вырос почти на 40 процентов, до 18,99 триллиона рублей, что составляет 17,8 процента от ВВП. Небезынтересно проследить градацию размеров государственного долга России за несколько последних лет (в миллиардах долларов):
Считается, что само по себе существование госдолга не повод для расстройства, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Вот иллюстрация такой ситуации для разных стран мира:
Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77 процентов от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах – самый большой в мире, $26,945 триллиона, а соотношение с ВВП ($21,48 триллиона по итогам 2020 года) превышает 100 процентов.
У нас ещё неплохо, и такая ситуация сравнительно стабильна, о чём – в таблице ниже:
При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг – явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
На 1 февраля 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 14,795 триллиона рублей, внешний госдолг на ту же дату – $56,260 миллиарда (около 4,290 триллиона рублей по курсу ЦБ на начало февраля), а общий размер суверенного госдолга России – 19,085 триллиона рублей.
Госдолг и составление сметы бюджета.
Формулирование бюджетных оценок расходов по государственному долгу традиционно производится по методу начисления в системах бюджета и бухгалтерского учета. Такие оценки учитывают совокупный долг на начало финансового года. Кроме того, оцениваются новые долги, которые будут привлечены в течение года
При формулировании этих оценок должное внимание уделяется уровню ожидаемого дефицита, а также объемам внешнего и внутреннего долга, которые будут привлечены как для финансирования дефицита государственного бюджета, так и для удовлетворения требований в отношении ссудных средств. При оценке расходов по внешнему долгу страны с относительно стабильными обменными курсами основывают свои бюджетные оценки на уровне обменных курсов и процентных ставок на конец года
В странах, предусматривающих изменение этих ставок, учитываются средние ожидаемые ставки на следующий финансовый год. Однако ожидаемые ставки являются внутренними расчетами, и, как правило, эти расчеты явно не указываются в пояснительных примечаниях к бюджетной смете. Кроме того, любая огласка этих расчетов может оказать негативное влияние на рынки.
В последние годы, в связи с увеличением бюджетного дефицита и увеличением внешнего и внутреннего долга, в составление бюджета государственного долга были внесены два улучшения. Однако эти улучшения не являются единообразными или универсальными, и практика по-прежнему варьируется от страны к стране.
- Первое улучшение связано с тем, что, признавая связь между долгом, налогово-бюджетной политикой и платежным балансом, несколько стран начали готовить различные сценарии для анализа последствий внешнего долга. В качестве неотъемлемой части этого процесса изучаются сценарии заимствований как на текущий, так и на будущие годы, а также анализируются их последствия для таких факторов, как государственные расходы, отношение долга к ВВП и экспорт. Хотя анализ внутреннего долга менее сложен, чем анализ внешнего долга, он также рассматривается как часть сценариев, касающихся финансирования планов развития.
- Второе улучшение связано с введением маржи при формулировании бюджетных оценок расходов по государственному долгу. Учитывая неопределенность в движении обменных курсов и процентных ставок, оценки обеспечивают дополнительную маржу, так что дополнительные требования могут быть удовлетворены, не прибегая к дополнительным бюджетам. Эта практика была особенно заметна в странах Латинской Америки с высокой инфляцией. Такая маржа может оказаться недостаточной, когда колебания ставок превышают предполагаемые. Напротив, в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, где существует практика предоставления «резервов» и «надбавок» для удовлетворения дополнительных требований, возникающих в результате непредвиденных ситуаций и более высоких темпов инфляции, сборы по государственному долгу не включаются в эти оценки, возможно потому, что выплаты по государственному долгу могут производиться без какого-либо четкого законодательства в обеих странах.