Закон о банковской тайне в российском законодательстве

Ответственность за нарушение банковской тайны

Коммерческим банкам запрещено отказывать уполномоченному государственному учреждению в выдаче конфиденциальной информации. Некоторые данные службы мониторинга собирают в автоматическом режиме. Это делается с целью снижения риска подозрительных сделок. Учет движения денежных средств позволит избавиться от серьезных ошибок, жертвами которых зачастую становятся сами клиенты банков.

Нарушением системы хранения банковской тайны считается:

  1. Случайное рассекречивание информации в результате технических ошибок и действий сотрудников банка.
  2. Умышленное разглашение секретных данных с целью получения финансовой выгоды.
  3. Передача информации о клиенте коллекторам с нарушением действующих норм законодательства.
  4. Использование предоставленных контактных данных для рассылки уведомлений без официального согласия клиента.

Работники финансового учреждения могут нести даже уголовную ответственность за умышленное нарушение условий хранения банковской тайны. Решить возникший спор можно в рамках мирового соглашения. Обычно банки сообщают клиенту об утечке данных, рекомендуя обратиться в ближайшее отделение выбранного для сотрудничества учреждения для внесения изменений в действующие договоренности. Например, происходит временная блокировка скомпрометированных банковских карт и разных расчетных счетов. Банки готовы осуществить выплату материального и морального ущерба взамен на отказ пострадавшей стороны от возбуждения судебной тяжбы. Если клиент не идет на компромисс, дело о разглашение составляющих банковскую тайну секретных сведений передается в уголовный суд.

Виды наказаний за разглашение конфиденциальных данных:

  • Увольнение ответственного за утечку информации лица с последующим запретом занимать прежнюю должность на протяжении последующих трех лет.
  • Привлечение виновника к оплачиваемому труду сроком до пяти лет.
  • Уголовная ответственность с лишением мошенника свободы на срок до семи лет.
  • Денежный штраф в размере не более 1,5 млн рублей.
  • Конфискация регулярных доходов, получаемых осужденным лицом на протяжении трех последующих лет.

Пострадавшая сторона имеет право требовать полноценное возмещение понесенных убытков и причиненного морального ущерба. Тяжесть наказания зависит от последствий разглашения конфиденциальной информации, поэтому истец обязан в ходе судебного разбирательства доказать факт нанесения ущерба. Нести ответственность за умышленное или случайное разглашение секретных данных, входящих в состав банковской тайны, могут сотрудники финансовых организаций и прочие лица, имеющие доступ к секретным данным, включая представителей государственных инстанций и некоммерческих организаций (БКИ).

Кто и в каких случаях может получить доступ к банковской тайне

Законодательством отдельно регулируется возможность получения доступа к составляющим БТ для физических и юридических лиц. Так как деятельность юридических лиц подразумевает необходимость мониторинга и проверок, состоянием их банковских счетов, а также движением средств на них имеют право абсолютно законно интересоваться государственные службы, такие как:

  • Органы следствия и МВД;
  • ФСС и ПФ;
  • Служба таможни;
  • ФСБ;
  • Органы правосудия;
  • Счетная палата и налоговая инспекция;
  • Росфинмониторинг.

Представителям вышеозначенных организаций банки и прочие финансовые организации обязаны предоставлять сведения, составляющие БТ клиента по первому запросу без возможности отказа. Также, отдельным государственным структурам, например ЦБ РФ, банки обязаны самостоятельно отправлять отдельную информацию относительно изменений состояния счетов клиентов. Физические лица являются чуть более защищенными от раскрытия банковской тайны государственными инстанциями, однако в ситуациях, когда таковые действия предусмотрены законодательством, от банков также может быть затребована конфиденциальная информация, составляющая банковскую тайну относительно того или иного физического лица.

Важный факт

Вне зависимости от того, на какое лицо клиентом была возложена обязанность сохранения БТ, любое лицо, в том числе и должностное из вышеозначенных правоохранительных структур, также несет ответственность за сохранение полученной в ходе следственных действий БТ и её последующее неразглашение ни при каких обстоятельствах.

Кроме государственных служб, отдельным ФЗ также предусмотрена функциональность работы БКИ – Бюро Кредитных Историй. Таковая организация также имеет право по поручению других кредитных организаций затребовать у банка информацию, составляющую банковскую тайну с целью составления общей картины платежеспособности клиента и его благонадёжности относительно банковской системы.

При этом ранее для сбора таковой информации требовалось непосредственное письменное согласие клиента, сейчас же деятельность БКИ в полной мере регламентирована законодательством.

Также, законодательство предусматривает необходимость открытия данных, составляющих банковскую тайну, в случае смерти клиента такового банка. В таком случае, уведомляется нотариальная контора, в которой составлялось завещание либо происходило открытие наследства, а средства скончавшегося клиента делятся по закону или в соответствии с положениями завещания, однако БТ разглашается исключительно нотариусу и непосредственным лицам, вступающим в наследство.

Кроме этого, БТ может передаваться третьим лицам на основании действующего по распоряжению суда исполнительного производства – информация о ней содержится в исполнительном листе.

Допустимо также разглашение части или всей информации, составляющей БТ третьим лицам при заключении в соответствии с законодательством договора про уступку прав требования. Однако такой договор подразумевает ответственность принимающей права требования стороны за последующее хранение БТ.

В каких случаях финансовые организации разглашают банковскую тайну по запросу государственных органов?

Банки предоставляют сведения о клиентах различным государственным контролирующим органам в следующих ситуациях:

  1. Проверка полноты и достоверности сведений, предоставленных кандидатом на замещение государственной должности. Если гражданин впервые устраивается на работу в государственную организацию (например, районный суд, муниципальное образование, Центробанк, государственную корпорацию, фонд социального страхования), служба финансового мониторинга проводит проверку платёжеспособности и материального положения соискателя. По запросу надзорных органов банк обязан предоставить сведения об открытых расчётных счетах, кредитах, коммерческой деятельности, а также раскрыть список операций, проводимых клиентом.
  2. Оценка финансового положения и благонадёжности клиента, подавшего заявку на получение кредита. Если гражданин или организация планирует оформить кредит, финансовая организация подаёт запрос в БКИ (бюро кредитных историй) и банк, обслуживающий расчётный счёт клиента. По запросу кредитного специалиста предоставляется рейтинг будущего заёмщика, а также сведения об уровне дохода частного лица или компании. Справку 2-НДФЛ, подтверждающую уровень официального дохода заёмщика, клиент предоставляет самостоятельно.
  3. Оценка благонадёжности клиента, подавшего заявку на выполнение государственного заказа. Если частное лицо или организация выступает исполнителем государственного заказа (например, на проведение исследовательских работ), заказчик подаёт запрос в финансовую организацию для оценки платёжеспособности и репутации будущего исполнителя.
  4. Предоставление доказательств для суда. Если организация или частное лицо выступает ответчиком по гражданскому или уголовному делу, суд может одобрить ходатайство второй стороны о раскрытии банковской тайны. Запрос подготавливает судебный пристав, перечень требуемой информации зависит от обстоятельств дела.
  5. Контроль хода использования бюджетных средств. Если клиент банка использует средства федерального бюджета или внебюджетных фондов для ведения коммерческой деятельности, представитель счётной палаты РФ может сделать запрос в финансовую организацию для проведения плановой проверки. По запросу государственной счётной палаты предоставляются сведения о контрагентах, счетах и сумме сделок, проводимых клиентом банка.
  6. Общий контроль деятельности и приостановление спорных операций по счетам организации. ФНС (федеральная налоговая инспекция РФ) может запросить в банке сведения о счетах и проводимых клиентом операциях в ходе плановой проверки или приостановления деятельности юридического лица. Обычно налоговая инспекция запрашивает справки об открытых клиентом счетах, остатках денежных средств и проводимых транзакциях.
  7. Таможенная проверка деятельности юридического лица. Если клиент банка проводит закупки декларируемых или подлежащих таможенной очистке товаров, ФТС (федеральная таможенная служба) может запросить сведения о контрагентах и проводимых юридическим лицом транзакциях. Обычно ФТС запрашивает копии документов, подтверждающих операции по купле-продаже товаров, подлежащих таможенному оформлению.

Сведения, относимые к банковской тайне, выдаются установленному списку должностных лиц по предварительно сформированному запросу. Банкам требуется письменное согласие руководителя государственного надзорного органа. Несмотря на обширный перечень организаций, получающих доступ к банковской тайне, на практике госорганы требуют подтверждающие документы только по сомнительным операциям. Например, торговый дом получил 500 тысяч рублей от нового контрагента, ФНС запросила в банке номер паспорта сделки согласно ФЗ-115 (закон о противодействии отмыванию денег). После предоставления договора купли-продажи деятельность торгового дома проходит в обычном режиме.

Государственные контролирующие органы редко подают запросы для разглашения банковской тайны в отношении частных лиц. Исключение составляют случаи получения гражданами крупных сумм денежных средств (от 100 тысяч рублей ежемесячно), резкий рост дохода при отсутствии официального места работы, а также взаимодействие с иностранными контрагентами. Обычно для завершения проверки гражданину достаточно предоставить документы, подтверждающие доход (например, договор купли-продажи автомобиля).

Банковская тайна на западе

Россия – это далеко не первая и не последняя страна, которая приняла данный законопроект. Впервые банковскую тайну начало лихорадить в далёком 2009 году, когда один из швейцарских банков выдал властям США информацию по счетам более чем двух тысяч клиентов, граждан США. Позднее банк был вынужден судится и был оштрафован на 780 миллионов долларов, однако уроком для швейцарских банков это не стало. Уже в 2012 году другой банк выдал информацию по 4.5 тысяч граждан США по требованию правительства США. Только летом 2013 года власть Швейцарии позволила официально сотрудничать нескольким банкам с властями других государств. Кроме того, практически полностью уничтожил банковскую тайну в Швейцарии документ, который неофициально называется «Закон Дювалье». Он позволил замораживать активы членов правительства других государств.

Что касается протестов российских банкиров, то на сегодняшний день они вполне оправданны. Банки не могут за столь короткий срок переделать всю систему, они не готовы к таким переменам. С другой стороны, отсрочка ратификации законопроекта может послабить имидж России на международной арене. Так или иначе, окончательное решение  остаётся за Центральным Банком Российской Федерации. На сегодняшний день банковская тайна в России пока ещё не разрушена.

Развитие института банковской тайны

Развитие института банковской тайны в ее современном понимании началось в XVIII веке в Швейцарии, а первые документированные свидетельства ее существования датируются 1713 годом. В 1713 году Великий Женевский Совет (кантональный совет) принял свод банковских правил, которые закрепляли за банками учетную обязанность “регистрировать своих клиентов и их операции”, однако те же правила запрещали раскрывать эти сведения третьим лицам ни при каких обстоятельствах, за исключением “явно выраженного разрешения городского совета”.

Первые банкиры Женевы были французами-протестантами, а первыми клиентами женевских банков стали французские короли. В этих взаимоотношениях требовалось соблюдение банковской тайны, так как никто не должен был знать, что король-католик пользуется деньгами еретиков

Впоследствии, одним из постоянных клиентов женевского банка был император Наполеон, так же высоко ценивший осторожность швейцарских банкиров

С 1789 года Швейцария выступала как политическим, так и финансовым убежищем для жертв политических потрясений, которые охватили Европу того времени. Учитывая интересы владельцев финансовых ресурсов, швейцарские банки сохранили денежные средства дворян, спасавшихся от Великой французской буржуазной революции. На протяжении XIX века швейцарские банкиры сохраняли деньги различных правительств, сменявших друг друга.

Таким образом, ключевой особенностью женевских банков была их международная деятельность, которая, благодаря неукоснительно соблюдаемому принципу банковской тайны, способствовала росту авторитета Швейцарии в области международного кредитования и финансовых операциях. В результате, во время политических гонений и религиозных гонений граждане других государств переводили свои финансы в Швейцарскую Конфедерацию, а швейцарские банки выступали кредиторами различных государств.

До 1934 года положения о банковской тайне содержались в Гражданском и Трудовом кодексах Швейцарской Конфедерации. В 1934 году Федеральный Совет принял закон “О банковской деятельности” . Закон закрепил юридический принцип банковской тайны и отнес данное понятие к уголовно-правовой сфере, а также включил прямое указание на то, что разглашение банковской тайны является уголовным преступлением. Принятию закона предшествовали судебные разбирательства в 1932 году, в ходе которых были ущемлены интересы двух тысяч французских аристократов, имевших счета в швейцарских банках, а также казни трех немецких граждан в 1934 году, имевших счета в банках Швейцарии, так как по законам фашистской Германии за сокрытие заграничных средств предусматривалась смертная казнь . Данные обстоятельства послужили достаточным основанием для того, чтобы власти Швейцарии приняли закон, предусматривающий обеспечение тайны вкладов клиентов швейцарских банков. В 1937 году в Уголовный кодекс Швейцарии была включена статья, направленная против иностранного шпионажа за сведениями и данными клиентов швейцарских банков.

Созданный с принятием в 1934 году данного закона принцип банковской тайны до недавнего времени считался одним из базовых условий частного финансово-кредитного обслуживания. В 1984 году 73% населения Швейцарии поддерживало сохранение банковской тайны, однако, уже в 2009-2010 годах ее дальнейшее сохранение в неизменном виде поддерживало только 44% граждан Швейцарии . Основная причина изменения отношения к институту банковской тайны заключалась в налоговом конфликте между Швейцарией и США.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну

Если банковская тайна незаконным образом становится известной посторонним лицам, кредитную организацию и ее сотрудников может ожидать административная, уголовная и/или гражданско-правовая ответственность (если клиент решит взыскать нанесенный ему ущерб – 857-я ст. ГК РФ).

Незаконное разглашение банковской тайны наказывается государством, так как такие действия серьезно нарушают права и безопасность клиентов кредитных организаций. Они могут стать жертвами мошенников, вымогателей, других преступных элементов. Предприятиям разглашение информации банком может нанести репутационный урон, раскрыть коммерческую тайну.

Если разглашена банковская тайна, ответственность по КоАП РФ наступает в соответствии со ст. 15.26. В соответствии с п. 2, банк могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 30 000 рублей. Но если будет доказана реальная угроза вкладчикам, размер штрафа увеличивается и составляет от 40 000 до 50 000 рублей. Виновные в этом должностные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП. Им грозит штраф в пределах 4 000 – 5 000 рублей.

Ответственность за нарушение банковской тайны

Обязанность уполномоченных лиц по сохранению банковской тайны подкрепляется определенными мерами ответственности за разглашение таких сведений.

Так, клиент кредитной организации, допустившей нарушение банковской тайны, вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного ему. При этом доказывать факт причинения убытков и их размер должен сам пострадавший, что на практике может оказаться довольно затруднительным.

Уголовная ответственность за незаконное использование информации, образующей банковскую тайну, установлена в ст. 183 УК РФ. В зависимости от тяжести наступивших последствий виновному может быть назначен штраф, принудительные или исправительные работы либо лишение свободы сроком до 7 лет. При этом наказание грозит не только сотрудникам банка, разгласившим сведения, составляющие банковскую тайну, но и другим лицам, имеющим к ним доступ, а также гражданам, которые неправомерно собирают такие сведения.

Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?

Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:

  • Долг передается путем оформления договора об уступке права требования. В данном случае должны быть соблюдены все положения Гражданского Кодекса России о договоре уступки.
  • Если заемщиком по кредиту является физическое лицо, то продажа долга коллекторским компаниям (не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности), возможно лишь в том случае, если подобное оговорено в кредитном договоре, подписанном клиентом-заемщиком.
  • Если же долг гражданина признан судом и кредитору выдан исполнительный лист, он может быть передан любому третьему лицу, даже если должник не давал согласия на такую передачу. (Определение Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015).

Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.

Однако, сотрудники коллекторского агентства, как и служащие банка, обязаны соблюдать меры по сохранению от посторонних лиц информации, являющейся банковской тайной.

Какие сведения она защищает?

Банки оперируют информацией, составляющей банковскую тайну, и обязаны предотвратить ее утечку наружу. Защите подлежат:

  • персональные данные клиентов и банковские реквизиты;
  • сведения об уровне дохода и наличии имущества;
  • состояние счетов и вкладов (факты открытия и закрытия, остатки):
  • сведения об оборотах по счетам;
  • сведения о наличии кредитов и просрочек.

Из текста указанных выше законов следует, что к банковской тайне относятся практически все сведения о клиентах и их денежных потоках. За разглашение этих данных банк и его работников ждет наказание в виде штрафов, увольнений и вплоть до лишения свободы. Напрямую не относятся к банковской тайне:

  • учредительные документы клиентов;
  • открытые данные бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • сведения об уплате обязательных бюджетных платежей и налогов;
  • данные о структуре компании.

В отношениях между банком и клиентом есть и третья сторона – государственные органы, которым нужно знать о законности происхождения средств на клиентских счетах. Банки обязаны угодить и клиентам, которые платят за надежность и безопасность их средств, и быть лояльными к государственным службам, чтобы не потерять лицензию.

Условия разглашения банковской тайны

Банковская тайна по сути является коммерческой, однако, существуют условия ее нарушения. Естественно, это не будет считаться нарушением, а только предоставлением необходимых сведений. Законом определены условия предоставления конфиденциальных сведений и перечислены обстоятельства, когда банк должен сотрудничать со службами, требующими информацию о клиентах. Согласно данному, сведения могут предоставляться:

  • самим клиентам, а также кругу их доверенных лиц;
  • родственникам умерших вкладчиков, когда речь идет о наследстве;
  • судам, в том числе арбитражам;
  • налоговым службам.

Если сведения были представлены другим лицам или службам, то это уже будет считаться нарушением банковской тайны, и клиент имеет право обратиться за защитой в суд.

Не нашли, что искали?

СПРОСИТЕ ЮРИСТА

  • Отзыв лицензии у банка: как получить назад деньги?
  • Что такое коммерческая тайна?
  • Банкротство финансовых организаций: особенности процедуры

Цель «размывания» банковской тайны

Российская Федерация входит в число стран «большой восьмёрки», и в связи с этим необходимо принимать  те законопроекты, которые в других экономически развитых странах уже давно приняты. Закон, рассматриваемый в данной статье, принимается с целью вывода из «тени» денежных средств, которые принадлежат нарушителям закона, связаны с «отмыванием» и другими экономическими преступлениями.

Кроме того, закон приводит российское законодательство в соответствие с требования ФАТФ – организацией, созданной для выявления фактов отмывания денег и борьбой с ними.

В том случае, если Российская Федерация не примет данный закон, то она попадёт в «черный» список вышеуказанной организации как страна, которая не борется с отмыванием денежных средств. Это может повлечь жесткие санкции, вплоть до остановки зарубежных финансовых операций.

Что это такое, согласно закону о банковской тайне?

Банковская тайна — это общемировая практика, вводимая в странах для регулирования деятельности банковских организаций. Так, например, швейцарские банки приобрели столь значительный вес на мировом финансовом рынке отчасти благодаря неукоснительному соблюдению законодательства в этой сфере. Клиенты, обращаясь в их банки, заранее знают, что никто не получит тайные сведения о владельцах счетов, источниках денежных средств и т.д.

В России этот аспект практически полностью регламентируется законом, который в народе называют упрощенно «ФЗ о банковской тайне». На самом же деле юридически правильная отсылка на закон звучит так: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности». В этом правовом акте статья 26 полностью выделена под явление банковской тайны.

Кроме того, т.к. клиентами банка являются и физические, и юридические лица, чьи права защищены общим комплексом правовых актов внутри России, дополнительно деятельность банков регулируется положениями ГК РФ (особенно в области заключения и расторжения договоров, а также статьей 857), Конституцией РФ, Постановлениями ЦБ и дополнительными Федеральными Законами («О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» и прочие).

Закон «О банках» не дает определение самого понятия «банковская тайна», зато подробнейшим образом объясняет, что входит в тайну и какие действия будут ее нарушением. Согласно абзацу первому и второму ст. 26 настоящего закона, банковская тайна — это информация об операциях, счетах, их владельцах и источниках средств, т.е. все перечисленные сведения должны быть защищены от доступа третьих лиц.

Банковской тайной является обязательство не раскрывать эти сведения, но только в согласии с Федеральными Законами РФ, ГК РФ и Конституцией РФ. Обязательство по умолчанию берут на себя кредитные и финансовые организации, Банк России и компании, занимающиеся страхованием вкладов.

Причем юридически тайна и ответственность за ее разглашение делится на несколько разновидностей. Главные два вида возникают по типу правовой категории клиента: ответственность больше, если разглашены сведения вкладчика-юридического лица. Напротив, организацию ожидают меньшие последствия за разглашение информации о частных лицах. Тем не менее, даже несмотря на более мягкие наказания, разглашение тайны что юридических, что физических лиц наказывается в рамках Уголовного Кодекса РФ.

Понятие тайны

Общее определение информации (безотносительно к ее использованию в гражданском обороте) содержится в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации), в соответствии с которой информацией признаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

На основании общей нормы ст. 129 ГК РФ об оборотоспособности объектов гражданских прав можно выделить информацию, находящуюся в свободном обороте, информацию, ограниченную в обороте, и информацию, изъятую из оборота.

Информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ), а также информацию (сведения), составляющую банковскую тайну (ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), по нашему мнению, можно отнести к информации, ограниченной в обороте, и информации, изъятой из оборота.

Проблема соотношения правовых режимов банковской, служебной и коммерческой тайны является дискуссионной, так как действующий ГК РФ не раскрыл их содержания и не установил, каким образом указанные виды информации соотносятся между собой.

Как справедливо отмечает П. Скобликов, различные аспекты обеспечения коммерческой и банковской тайны урегулированы в большом количестве нормативных актов, принятых с неодинаковыми целями и в разное время. Это предопределило немалые противоречия и пробелы в данном сегменте законодательства <1>.

<1> См.: Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования // Российская юстиция. 1997. N 11.

Не вносит ясности в рассматриваемую проблему и Закон об информации, который выделяет общедоступную информацию и документированную информацию с ограниченным доступом. При этом документированная информация с ограниченным доступом, в свою очередь, по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (ст. 10 Закона об информации).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также оперирует понятием «информация с ограниченным доступом», однако не раскрывает этого понятия (ст. 13.14 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона об информации под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что правовой режим конфиденциальной информации урегулирован действующим законодательством достаточно фрагментарно. Если информации, отнесенной к государственной тайне, посвящен отдельный Закон РФ «О государственной тайне», то законодательство о порядке отнесения информации к конфиденциальной отсутствует (п. 5 ст. 10 Закона об информации).

Действующий в настоящее время Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» рассматривает служебную и коммерческую тайну в качестве самостоятельных разновидностей сведений конфиденциального характера. Проблему банковской тайны данный Указ не решает: она не рассматривается ни как самостоятельный вид информации (сведений) конфиденциального характера, ни как составная часть служебной либо коммерческой тайны или сведений, связанных с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Разглашение коммерческой тайны после увольнения

Апелляционное определение №33-19819/2019 от 12.09.2019

За нарушение режима коммерческой тайны законом установлены четыре вида ответственности – дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. ВС указал, что штрафа за нарушение режима коммерческой тайны в трудовом договоре с работником не может быть. В рамках трудовых отношений может быть только дисциплинарная ответственность, поэтому условие о неустойке применять нельзя. А если речь идет о материальной ответственности, то сотрудник, в том числе и бывший, может возместить только прямой действительный ущерб, если его вина установлена.

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить другую коммерческую выгоду». Так сказано в статье 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ).

Под информацией, которая составляет коммерческую тайну, подразумевают сведения, имеющие коммерческую ценность. Эта ценность определяется тем, что они:

не известны посторонним лицам;

к ним нет свободного доступа;

в отношении них введен режим коммерческой тайны.

Коммерческую тайну могут составлять любые сведения научно-технического, производственного, экономического и другого характера, включая секреты производства (ноу-хау). Такие сведения могут быть необходимыми при создании новых технологий, в производстве, маркетинге, менеджменте.

Так, к коммерческой тайне можно отнести:

информацию из управленческой отчетности;

список клиентов и потенциальных сделок;

информацию об условиях заключенных договоров;

методику и принцип ценообразования;

сведения о заработной плате сотрудников.

Заметим, что к сотрудникам, имеющим доступ к коммерческой тайне, можно отнести многих — начиная от секретаря и инспектора по кадрам и заканчивая инженером-программистом или менеджером по продажам.

Если информация, составляющая коммерческую тайну, получена в рамках трудовых отношений, ее обладателем является работодатель.

Уголовная ответственность

Самое суровое наказание установлено статьей 183 УК РФ.

За собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа, угроз или иным незаконным способом:

штраф до 500 000 рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

исправительные работы на срок до одного года;

принудительные работы на срок до двух лет;

лишение свободы на срок до двух лет.

За незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия владельца:

штраф до 1 000 000 рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет;

исправительные работы на срок до двух лет;

принудительные работы на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до трех лет.

В случае если вышеуказанные деяния причинили крупный ущерб (более 2 250 000 рублей) или совершенные из корыстной заинтересованности:

штраф в размере до 1 500 000 рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет;

принудительные работы на срок до пяти лет;

лишение свободы на срок до пяти лет.

В случае тяжких последствий совершенного деяния:

принудительные работы на срок до пяти лет;

лишение свободы на срок до семи лет.

Таким образом, смысла устанавливать в трудовом договоре с сотрудником штраф за нарушение коммерческой тайны у работодателя нет.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector