Приоритет российского права над международным
Содержание:
- Система международного права
- Виды и характеристика источников международного права
- Субъекты и объекты МП
- История межгосударственных отношений
- Тема прав и обязанностей в Конституции РФ
- Что такое международное публичное право?
- Значение приоритета российских законов над международным правом для России
- Конституция РФ как ключевой источник международного частного права
- Что Россия примет, а что нет?
- Конституция РФ. Статья 15. Расшифровка терминов и подробный комментарий.
- Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?
- В чем будет приоритет Конституции?
- Форма права
Система международного права
Новейшая система МП представлена сложной взаимосвязью всех правовых компонентов, которые не противоречат сущности друг друга. Каждая составная часть упорядочивает особую область международных отношений:
- общеустановленные принципы международного регулирования – ядро международно-правового механизма;
- институты МП – совокупность правовых норм, имеющих отношение к одному объекту или утверждающих конкретный статус;
- отрасли МП – единая мини-система юридических норм и институтов, которые объективно взаимосвязаны и специфичны для одной широкой области международного взаимодействия. Для отраслей характерно наличие устойчивых принципов регламентации и развитая кодификация.
Принципы МП
Результатом общественного взаимодействия стало появление единых основ международного права. В МП принципы несут общеобязательный характер и являются мерой законности в международно-правовой системе.
В соответствии с международными правовыми документами выделяют такие принципы:
- суверенное равенство – каждое государство пользуется суверенными правами, тем самым подтверждая свое равенство на мировой арене. При этом участники правовых отношений обязуются не посягать на правосубъектность других государств;
- территориальная целостность и нерушимость границ – юридически закрепленные границы государства не должны стать объектом территориальных притязаний других участников международных отношений;
- мирное урегулирование международных конфликтов и споров – противоречия государств должны решаться путем мирных переговоров, привлечения международного посредничества или судебного разбирательства. Международные разногласия не должны являться угрозой для равновесия в мире;
- неприменение силы и угрозы – воздержание участников от применения силы, направленной против независимости и целостности любого государства. Решение об использовании вооруженной агрессии возможно лишь в случаях, установленных уставом ООН (индивидуальная или коллективная самооборона);
- невмешательство во внутренние дела суверенного государства – внутриполитическое устройство государства не должно подвергаться любому виду вмешательства (интервенция, политическое давление и др.);
- мировое сотрудничество – для укрепления мирового равновесия и урегулирования проблем современности государства обязаны осуществлять международное сотрудничество. Основа данных обязательств – неукоснительное соблюдение нормативной базы международного права;
- самоопределение и равноправие народов – самостоятельно принятые решения народа относительно своего направления развития должны найти поддержку среди других государств. Исключением будут действия, которые нанесут ущерб целостности территории суверенного государства;
- уважение прав и свобод человека – является неотъемлемой частью государственной политики и не должно становиться объектом дискриминации;
- сознательное выполнение международных обязательств.
Виды и характеристика источников международного права
Свое правовое отображение международное право находит в специально закрепленных формах, в которых выражены единые правила взаимодействия между субъектами-участниками.
К основным источникам относят:
- Международный договор – письменный (в редких случаях – устный) документ, закрепляющий соглашение государств относительно выполнения определенных действий или их прекращения.
- Международный обычай – правила, утвержденные путем длительной правовой практики после всеобщего признания их юридического значения.
Нередко к основным источникам относят и общие принципы права – правовые нормы, имеющие обобщенный характер и являющиеся частью правовых систем государств.
Под вспомогательными источниками принято рассматривать судебные решения или документацию организаций, научные труды правоведов.
В основном решение международных и арбитражных судов – это правовое подтверждение международного обычая. Основной юридической силой обладают решения Международного суда. Что касается межправительственных организаций, то решения будут считаться легитимными лишь в том случае, когда будут иметь законную силу. Теоретические выводы, выдвинутые ведущими мировыми юристами для уточнения правовых вопросов, играют немалую роль в развитии международного права. Ведь их доктрины – современный взгляд на устаревшую систему юриспруденции.
Обобщая, можно отметить, международное право – сложная правовая система, на которой базируются все межгосударственные отношения. Субъекты этих отношений не только создают нормы и источники МП, но и в дальнейшем обеспечивают полное соблюдение международно-правовой базы.
Право
- 15 сложных планов по блоку «Право»
- Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
- Система и отрасли российского права
- Права, свободы и обязанности человека
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
Субъекты и объекты МП
Субъектами международного права считаются правосоздающие и правореализующие субъекты, которые наделены особыми возможностями и несут юридическую ответственность.
К первичным субъектам относят суверенные государства и национальные образования, борющиеся за самоопределение. К производным – международные организации, созданные правительствами государств.
Источником правосубъектности (возможности участвовать в правоотношениях) для производных субъектов является учредительная документация, принятая первичными субъектами. Они же являются изначально носителями международных прав и обязанностей.
Объектом международного права может стать все то, что выходит за рамки внутреннего воздействия государства и вмещается в определение «международное сотрудничество». Это интересы всей мировой общественности или одного суверенного участника МП.
История межгосударственных отношений
Первые взаимоотношения между различными народами складывались на рассвете древних цивилизаций. Международные договоренности тогда контролировали вопросы военного времени и предоставление союзнической поддержки. Лидерами таких соглашений стали Древняя Греция и Рим.
В Средневековье ощутимое воздействие на формирование международных принципов оказывала религия. Папа Римский не редко выступал гарантом международных соглашений. Развивалось посольское право. Русское государство этого периода характеризуется активным взаимодействием с Византией. Наиболее значимые договоры заключили князья Олег и Игорь. Укреплению связей с другими государствами впоследствии способствовало крещение Руси по инициативе князя Владимира, а также династические браки, организованные Ярославом Мудрым.
В начале XVII века буржуазные отношения полностью изменили облик международного права. Подписание Вестфальского мира, а после принятие Декларации Независимости США заложили фундамент для реализации прав и свобод человека и наций в целом.
События начала и середины XX века ознаменовали новый этап развития международных отношений. Устав ООН стал основным устанавливающим документом, в котором резко осуждались преступления против человечности и государств, агрессивная политика и навязанные под давлением государственные устои.
Тема прав и обязанностей в Конституции РФ
Для государства свойственно гарантировать равные права и свободы независимо от того, какого пола человек, какой расы, национальности, на каком языке говорит, какого он происхождения, какое у него имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и иные общественные обстоятельства. Запрещено в любой форме ограничивать права людей на основании признаков принадлежности социального, расового, национального, языкового или религиозного характера.
На основании Конституции РФ являются одинаковыми в правах и обязанностях ряд иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство, с рядом граждан РФ. Исключением являются ситуации, которые отображены в ряде федеральных законов или международных договорах РФ.
Замечание 3
Ограничение прав и свобод гражданина и человека допустимо федеральным законом исключительно в том размере, в каком это необходимо для того, чтобы защитить основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы иных людей, обеспечить оборону государства и безопасность страны. Речь об этом идет в ч.3 ст.55.
Для общепризнанных принципов и норм международного права вместе с рядом международных договоров РФ свойственно рассматриваться Конституцией РФ как ключевая часть правовой структуры РФ
В ситуациях, когда международный договор РФ устанавливает ряд иных правил, важно следовать правилам международного договора. Речь об этом идет в ч.4 ст.15 Конституции РФ
Для гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства свойственно быть отнесенным к ведению РФ. В отношении предметов совместного ведения издают ряд федеральных законов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ
Тут важно отметить, что ряд законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ принимают на основании федеральных законов. Как итог, для российского материального, коллизионного и процессуального права, которое применяется относительно иностранных элементов, свойственно формироваться на федеральном уровне и являться единым для государства, ряда субъектов РФ
Это в результате создает важных предпосылок для того, чтобы обеспечивать единообразные условия работы гражданского оборота и участия в нем иностранного гражданина и иностранного юридического лица. К предмету ведения РФ относится внешняя политика, международные отношения и договоры, а также ряд внешнеэкономических отношений.
Конституция РФ допускает институт двойного гражданства. Речь об этом идет в ч.1 ст.62. Для российского гражданина допустимо иметь гражданство иной страны на основании федерального закона или международного договора РФ. То, то гражданин РФ имеет иное гражданство, не умаляет его свобод и прав и не освобождает от ряда обязанностей, которые обусловлены российским гражданством, если иное не предусмотрено рядом федеральных законов или международных договоров РФ.
Для любого, кто на законных основаниях находится в России, допустимо наличие права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Для всех допустимо свободно покидать РФ. Для граждан РФ допустимо свободно возвращаться в РФ. Россия дает гарантии своим гражданам в защите и покровительстве вне ее границ. Конституцией РФ предусмотрено для каждого право на основании международных договоров РФ на обращение в ряд межгосударственных органов по защите прав и свобод личности в ситуациях, когда больше нет внутригосударственных средств правовой защиты. Речь об этом идет в ч.3 ст.46.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Что такое международное публичное право?
Право имеет множество определений, однако ни одна из дефиниций не является общепринятой. Тем не менее, все правоведы и философы признают наличие у права двух признаков – общеобязательности (действие права распространяется на всех) и гарантированности (исполнение требований права подкрепляется мерами принуждения).
Названия бывают обманчивы. Международное публичное право, хотя и именуется правом, не отвечает основным признакам понятия «право». Можно утверждать лишь, что международное публичное право – это особая правовая система, регулирующая отношения между государствами.
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:
- принцип неприменения силы и угрозы силой;
- принцип разрешения международных споров мирными средствами;
- принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
- принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
- принцип равноправия и самоопределения народов;
- принцип суверенного равенства государств;
- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
- принцип нерушимости государственных границ;
- принцип территориальной целостности государств;
- принцип уважения прав человека и основных свобод.
Изучение истории, в том числе новейшей, показывает, что принципы международного права в ряде случаев не согласуются друг с другом, применение их избирательно и непоследовательно.
Приведем несколько примеров. Принцип территориальной целостности государств противоречит принципу самоопределения народов. В частности, США и ряд стран Западной Европы готовы признать независимость Косово в соответствии с принципом самоопределения народов, но настаивают на принципе территориальной целостности государств в случаях присоединения Крыма к России и объявления независимости Южной Осетией.
В нарушение принципов неприменения силы и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию суверенных государств, США и их союзники начинают войну с Ираком, объясняя своим гражданам, что в Ираке нарушаются права человека и разрабатывается оружие массового поражения. После завершения военной операции выясняется, что Ирак оружие массового поражения не разрабатывал, а значит, сотни тысяч погибших иракцев невозможно признать неизбежными потерями. Тем не менее, никто из «защитников прав человека» не наказан.
Известно еще немало примеров, доказывающих, что в международном публичном праве, во-первых, не действует принцип общеобязательности: сильные государства могут по своей воле и, как правило, без последствий нарушать те или иные принципы международного публичного права; во-вторых, не работает принцип гарантированности: сильные государства не привлекаются к ответственности даже в случае очевидных грубых нарушений.
Таким образом, в международном публичном праве можно выделить одиннадцатый универсальный принцип – принцип двойных стандартов, согласно которому идеи обязательности и гарантированности реализуются сильными странами в отношении слабых, а международное публичное право может «подчинять» себе сильное в военном плане государство лишь до тех пор, пока это выгодно последнему.
Значение приоритета российских законов над международным правом для России
После принятия поправок в Конституцию, требования международного права на территории нашей страны действуют только в той части, где не противоречат основному закону Российской Федерации. В случае возникновения нормативного конфликта, приоритет отдаётся Конституции РФ. В первую очередь, такой шаг позволяет российскому законодательству быть выше соглашений Европейской конвенции и решений Европейского суда по правам человека.
Согласно Конституции каждый вправе в соответствии с договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства внутригосударственной правовой защиты. Учитывая новую поправку, например, получив акт Европейского суда по правам человека, лицо, вероятнее всего, будет вынуждено доказывать уже в российских судах, что решение международного органа не противоречит Конституции РФ. А наш суд соответственно должен будет решить, стоит или не стоит исполнять то или иное решение международного органа.
Конечно, при условии прозрачной работы внутренней судебной системы, для простых граждан, поправка о приоритете российского права над международным не должна нести угрозу.
Конституция РФ как ключевой источник международного частного права
Если рассматривать внутренние источники МЧП, то ключевой среди них это Конституция РФ. Для конституционных норм свойственно занимать ключевое место во время создания базиса международного частного права.
Замечание 1
Для Конституции РФ свойственно обладать высшей юридической силой, иметь действие прямого характера и использоваться в рамках территории России
Для законов и иных правовых актов, которые принимаются в РФ, важно не противоречить Конституции РФ
Существует ряд требований Конституции РФ:
законы важно официально публиковать;
для любых нормативных правовых актов, которые применимы к ряду прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, недопустимо использоваться в ситуациях, когда не было их публикации в целях всеобщей информированности.
Основополагающим значением обладает правило ст.8 Конституции РФ относительно одинакового признания и защиты в РФ собственности частного, государственного, муниципального и иного характера. На основании ч.1 ст.34 Конституции РФ для каждого свойственно обладать правом на свободное применение своих способностей и имущества для того, чтобы осуществлять предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность.
Ряд основных прав и свобод человека Конституция воспринимает как неотчуждаемые и принадлежащие каждому с момента рождения. Как непосредственно действующие, ряд прав и свобод человек и гражданина обозначают суть, предмет и использование закона, работу исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, а также их обеспечивает правосудие.
Замечание 2
Ряд положений гл.2 Конституции РФ являются базисом правового статуса человека в России. Сюда же можно отнести и ряд иностранных граждан и людей, у которых нет гражданства.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Что Россия примет, а что нет?
Россия безусловно признает важность участия в деятельности международных судебных инстанций, например, Международного арбитражного суда Стокгольма или Апелляционного суда Всемирной торговой организации, однако в отношении отечественных контрагентов наша страна, согласно последним поправкам, позволит применять только те нормы, которые не противоречат Конституции РФ. Нормы и решения Международного суда ООН также будут имплементироваться в России только в той мере, в которой они не противоречат Конституции РФ, например, по искам Украины не стоит ожидать их положительной имплементации со стороны России, так как они уже сейчас противоречат конституционным требованиям о территориальной целостности России
Нормы и решения Международного суда ООН также будут имплементироваться в России только в той мере, в которой они не противоречат Конституции РФ, например, по искам Украины не стоит ожидать их положительной имплементации со стороны России, так как они уже сейчас противоречат конституционным требованиям о территориальной целостности России.
Если взглянуть на международный опыт, то следует отметить, что в США с момента их образования установлен фактический приоритет национального права над международным, однако в случае США это связано с защитой прав и свобод американских граждан, правовые гарантии которых появились в Конституции США в 1787 г. – в эпоху абсолютных монархий и задолго до подписания ключевых международно-правовых документов в XX веке (но даже в наше время Верховный суд США не рассматривает международные нормы как обязательные к исполнению).
В случае с ЕС речь идет о приоритете европейского права над национальным правом государств-членов, что с момента образования Европейского объединения угля и стали в 1952 г. связано с необходимостью развития экономической и административной интеграции на базе разработки и принятия государствами-членами норм европейского (международного) права.
Однако в Германии – лидере европейской интеграции, международные договоры и соглашения, которые должны быть ратификации Бундестагом, рассматриваются как равные национальному праву.
Конституция РФ. Статья 15. Расшифровка терминов и подробный комментарий.
Пункт 1 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.
1) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории . и иные правовые акты, принимаемые в , не должны противоречить .
Пункт 3 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.
3) подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные не применяются. Любые , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Пункт 4 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.
4) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее . Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные , то применяются правила международного договора.
Расшифровка терминов статьи 15 Конституции РФ.
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт представляет собой документ специально установленной формы, который принимается в пределах компетенции уполномоченного государственного органа.
Правовая система
Правовая система представляет собой связь системы права, правовой культуры и процесса реализации права.
Местное самоуправление
Местное самоуправление представляет собой такую форму организации деятельности граждан, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
Правовое государство
Правовое государство представляет собой государство, в котором права и свободы человека провозглашены высшей ценностью. В правовом государстве в обязательном порядке действует режим законности, соблюдаются права и свободы человека, существуют реальные механизмы защиты своих прав и гарантии обеспечения и защиты нарушенных прав.
Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.
Суд
Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.
Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.
Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.
Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?
Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот», менее известны его слова: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». Единственный метод борьбы с «огромностью» – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.
В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы».
Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.
После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.
Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.
В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.
В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.
Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете «Правда» 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: «Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться».
Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.
В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.
В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.
В чем будет приоритет Конституции?
В этой связи корректнее говорить о том, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции РФ, даже несмотря на то, что сохраняется приоритет международного права (но не всего международного права, а только той части его нормативно-правового содержания, подписанного и ратифицированного Россией, которое не противоречит российской Конституции).
В этой связи, представляются вполне обоснованными предложения Председателя Государственной Думы В.В. Володина проверить все подписанные со стороны Российской Федерации международные соглашения и договоры на предмет соответствия Конституции и проинформировать зарубежных подписантов о том, что в процессе их исполнения Россия будет строго придерживаться своей Конституции, при этом Конституционный Суд РФ может вынести решение об их неисполнении в случае несоответствия Конституции России.
При этом возникает вполне очевидный вопрос, имеющий для нашей страны важное международно-политическое значение: в каких случаях будет необходимо добиваться переподписания международных договоров в соответствии с требованиями российской Конституции, насколько это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, а в каких случаях России будет необходимо выходить из или денонсировать противоречащие Конституции РФ международные договоры с ее участием. Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами
Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами.
Форма права
По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.
Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.
Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.