Статья 67 конституции россии

Высшая юридическая сила конституции российской федерации

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.

Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ.

Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.

), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд.

2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15).

Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п.

2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Юридическая сила нормативных актов

Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.

Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.

Эта структура состоит из:

  • решений Президента;
  • федеральных законов;
  • правительственных постановлений;
  • нормативных правовых актов министерств.

Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.), то по данной проблеме могут создаваться федеральные нормативные акты, а также и региональные. В этом случае федеральные акты будут стоять выше, чем региональные.

В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт — это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

Для этих целей предусмотрены следующие меры:

  • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
  • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
  • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. принята на референдуме, является писаной и изменяется в жестком порядке.

Конституция РФ имеет прямое действие. Она действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы перестают ей соответствовать. Благодаря прямому непосредственному действию конституционных норм граждане имеют возможность опираться на них в процессе осуществления своих прав.

Конституция РФ обладает верховенством. Все акты, от кого бы они ни исходили, не могут быть приняты, если они противоречат Конституции. Если же акт противоречит Конституции, но он был принят до ее вступления в действие, то его необходимо привести в соответствие с Конституцией.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Из этого следует, что при столкновении конституционной нормы с другими правовыми нормами всегда должна быть применена конституционная норма.

Еще одной особенностью Конституции является особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Но в нашей стране учрежден специальный орган для осуществления конституционного контроля – Конституционный суд РФ. Его исключительной компетенцией является толкование Конституции, а также соответствие конституционности действующего законодательства и не вступивших в законную силу международных договоров.

Содержательными особенностями Конституции являются:

  • комплексное, но в то же время сжатое закрепление основ устройства государства и негосударственных институтов;

  • приоритет в регулировании прав и свобод граждан по сравнению с их обязанностями;

  • учрежденные федерализм, республиканская форма правления и демократический правовой режим.

Замечание 1

Структура Конституции состоит из преамбулы и двух разделов, В первый раздел включено девять глав и 137 статей. Во второй раздел входит 9 пунктов и он называется «Заключительные и переходные положения».

Юридическая сила актов

Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.

Утвержденная публичным голосованием Конституция обладает наибольшим правовым весом в РФ. Это не просто закон, но и правовой базис государства. Любые законы или подзаконные акты, характеризующиеся высшей юридической силой, соглашения ни в коем случае не должны противопоставляться Конституции.

Законы, характеризующиеся высшей юридической мощью в Российском государстве, принимают как:

  • законы о поправках к действующей Конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • федеральные кодексы.

Почему Конституцию РФ принято называть Законом Высшей юридической силы?

Самый высший государственный закон

Конституция РФ называется Законом Высшей юридической силы, так как этот документ обладает самой высокой юридической силой по сравнению с разной правовой документацией, принятой системой.

  • Любые Законы и правовые акты, которые принимаются в нашей стране, должны быть ориентированы на договорной конституционный документ РФ, так как они не могут противоречить этому документу.
  • Самый важный государственный юридический документ является главнее любого установленного указа, распоряжения. Это и указывает на высшую юрид. силу.

В главном договорном документе отражается соотношение всех социальных юридических граней страны. Конституция — это фундаментализм для соцразвития конкретного законодательного правопорядка. Главное свойство этого Закона заключается в стабильности. Действие данного документа длится на протяжение большого срока, без внесения изменений.

В чем будет приоритет Конституции?

В этой связи корректнее говорить о том, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции РФ, даже несмотря на то, что сохраняется приоритет международного права (но не всего международного права, а только той части его нормативно-правового содержания, подписанного и ратифицированного Россией, которое не противоречит российской Конституции).

В этой связи, представляются вполне обоснованными предложения Председателя Государственной Думы В.В. Володина проверить все подписанные со стороны Российской Федерации международные соглашения и договоры на предмет соответствия Конституции и проинформировать зарубежных подписантов о том, что в процессе их исполнения Россия будет строго придерживаться своей Конституции, при этом Конституционный Суд РФ может вынести решение об их неисполнении в случае несоответствия Конституции России.

При этом возникает вполне очевидный вопрос, имеющий для нашей страны важное международно-политическое значение: в каких случаях будет необходимо добиваться переподписания международных договоров в соответствии с требованиями российской Конституции, насколько это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, а в каких случаях России будет необходимо выходить из или денонсировать противоречащие Конституции РФ международные договоры с ее участием. Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами

Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами.

References (transliterated)

  1. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: Ucheb. 4-e izd., dop. i pererab. M.: Norma, 2007. S. 36.
  2. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: Ucheb. 10-e izd., pererab. i dop. M.: Norma — INFRA-M, 2013. S. 36, 37.
  3. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: Ucheb. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Velbi, Prospekt, 2008. S. 25.
  4. Chirkin V.E. Konstitutsionnoe pravo: Ucheb. dlya bakalavrov. M.: MPSU; Voronezh, 2013. S. 25.
  5. Ranchinskaya P.O. Spetsifika vzaimodeistviya rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava v oblasti mezhdunarodnogo kommercheskogo arbitrazha // Pravo i politika. 2013. N 10. S. 104 — 107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.10.9581.
  6. Mozhuga V.V. Mesto mezhdunarodnykh soglashenii v sisteme publichnogo prava Rossiiskoi Federatsii. Osobennosti ierarkhicheskoi zavisimosti razlichnykh mezhdunarodnykh soglashenii v ramkakh EvrAzES // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2014. N 1. S. 63 — 86. DOI: 10.7256/2306-9899.2014.1.10614. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_10614.html.
  7. Razumov Yu.A. Nekotorye konstitutsionno-pravovoye osobennosti realizatsii norm mezhdunarodnogo prava v voennoi sfere v zarubezhnykh stranakh // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2013. N 1. S. 171 — 183. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.1.684. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_684.html.
  8. Poltorakov A.Yu. Geostrategiya sovremennogo gosudarstva: politiko-ekonomicheskie dilemmy // Mezhdunarodnye otnosheniya. 2013. N 3. S. 104 — 107. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.3.7954.
  9. Shemshuchenko S.O. Dvustoronnie investitsionnye soglasheniya: tipichnaya struktura, ponyatiya i formulirovki polozhenii // Pravo i politika. 2012. N 12. S. 104 — 107.
  10. Kalamkaryan R.A. Vklyuchennost’ Rossiiskoi Federatsii v deyatel’nost’ Mezhdunarodnogo Suda OON v dele obespecheniya mezhdunarodnoi zakonnosti i pravoporyadka // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2013. N 2. S. 85 — 118. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.2.691. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_691.html.
  11. Grigor’eva O.G. Teoreticheskie osnovy mezhdunarodnoi pravovoi pomoshchi po grazhdanskim delam v yuridicheskoi nauke sovetskogo gosudarstva // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2013. N 1. S. 215 — 306. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.1.344. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_344.html.
  12. Erpyleva N.Yu. Mezhdunarodnyi grazhdanskii protsess: institutsionno-normativnyi mekhanizm pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2012. N 10. S. 104 — 107.
  13. Erpyleva N.Yu. Mezhdunarodnyi grazhdanskii protsess: institutsionno-normativnyi mekhanizm pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2012. N 9. S. 104 — 107.
  14. Fardeeva I.N. Rol’ sub’ektov Rossiiskoi Federatsii v prigranichnom sotrudnichestve s Evropeiskim Soyuzom // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2012. N 1. S. 26 — 35. DOI: 10.7256/2306-9899.2012.1.496. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_496.html.
  15. Grigor’eva O.G. Uchastie SSSR v sozdanii mezhdunarodnykh osnov pravovoi pomoshchi po grazhdanskim delam // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2012. N 1. S. 76 — 115. DOI: 10.7256/2306-9899.2012.1.349. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_349.html.
  16. Voronina N.A. Soyuznoe gosudarstvo Rossiya — Belarus’: opyt pravovogo regulirovaniya // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2013. N 3. S. 52 — 67. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.3.9061. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_9061.html.
  17. Yaroshkina M.E. Rol’ Rossii v razvitii integratsionnykh protsessov v Tsentral’noi Azii v ramkakh EvrAzES // Politika i Obshchestvo, N 2. 2010.
  18. Shebanova N.A. Mezhdunarodnye obyazatel’stva i aktivy byvshego SSSR: problemy razdela i itogovoe reshenie // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2013. N 3. S. 88 — 166. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.3.8764. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_8764.html.
  19. Mozhuga V.V. Faktory, vliyayushchie na ierarkhicheskuyu zavisimost’ istochnikov publichnogo prava v Tamozhennom soyuze // NB: Mezhdunarodnoe pravo. 2013. N 4. S. 1 — 15. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.4.10104. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_10104.htm.

Библиография

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Норма, 2007. С. 36.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Норма — ИНФРА-М, 2013. С. 36, 37.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Велби, Проспект, 2008. С. 25.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма — ИНФРА-М, 2011. С. 159.
  5. Конституционное право России: Курс лекций / Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2007. С. 32.
  6. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. С. 33, 34.
  7. Чиркин В.Е. Конституционное право: Учеб. для бакалавров. М.: МПСУ; Воронеж, 2013. С. 25.
  8. Ранчинская П.О. Специфика взаимодействия российского и международного права в области международного коммерческого арбитража // Право и политика. 2013. N 10. С. 104 — 107. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.10.9581.
  9. Можуга В.В. Место международных соглашений в системе публичного права Российской Федерации. Особенности иерархической зависимости различных международных соглашений в рамках ЕврАзЭС // NB: Международное право. 2014. N 1. С. 63 — 86. DOI: 10.7256/2306-9899.2014.1.10614. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_10614.html.
  10. Разумов Ю.А. Некоторые конституционно-правовые особенности реализации норм международного права в военной сфере в зарубежных странах // NB: Международное право. 2013. N 1. С. 171 — 183. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.1.684. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_684.html.
  11. Полтораков А.Ю. Геостратегия современного государства: политико-экономические дилеммы // Международные отношения. 2013. N 3. С. 104 — 107. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.3.7954.
  12. Шемшученко С.О. Двусторонние инвестиционные соглашения: типичная структура, понятия и формулировки положений // Право и политика. 2012. N 12. С. 104 — 107.
  13. Каламкарян Р.А. Включенность Российской Федерации в деятельность Международного суда ООН в деле обеспечения международной законности и правопорядка // NB: Международное право. 2013. N 2. С. 85 — 118. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.2.691. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_691.html.
  14. Григорьева О.Г. Теоретические основы международной правовой помощи по гражданским делам в юридической науке советского государства // NB: Международное право. 2013. N 1. С. 215 — 306. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.1.344. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_344.html.
  15. Ерпылева Н.Ю. Международный гражданский процесс: институционно-нормативный механизм правового регулирования // Право и политика. 2012. N 10. С. 104 — 107.
  16. Ерпылева Н.Ю. Международный гражданский процесс: институционно-нормативный механизм правового регулирования // Право и политика. 2012. N 9. С. 104 — 107.
  17. Фардеева И.Н. Роль субъектов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве с Европейским союзом // NB: Международное право. 2012. N 1. С. 26 — 35. DOI: 10.7256/2306-9899.2012.1.496. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_496.html.
  18. Григорьева О.Г. Участие СССР в создании международных основ правовой помощи по гражданским делам // NB: Международное право. 2012. N 1. С. 76 — 115. DOI: 10.7256/2306-9899.2012.1.349. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_349.html.
  19. Воронина Н.А. Союзное государство Россия — Беларусь: опыт правового регулирования // NB: Международное право. 2013. N 3. С. 52 — 67. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.3.9061. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_9061.html.
  20. Ярошкина М.Е. Роль России в развитии интеграционных процессов в Центральной Азии в рамках ЕврАзЭС// Политика и общество, N 2. 2010.
  21. Шебанова Н.А. Международные обязательства и активы бывшего СССР: проблемы раздела и итоговое решение // NB: Международное право. 2013. N 3. С. 88 — 166. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.3.8764. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_8764.html.
  22. Можуга В.В. Факторы, влияющие на иерархическую зависимость источников публичного права в Таможенном союзе // NB: Международное право. 2013. N 4. С. 1 — 15. DOI: 10.7256/2306-9899.2013.4.10104. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_10104.htm.

Понятия и юридические свойства Конституции РФ. Порядок пересмотра Конституции РФ

Под конституцией в юридической науке понимается основной закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества. Конституция как нормативный правовой акт занимает самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства и отличается от других правовых актов. Под сущностью Конституции следует понимать ее глубинную природу (чью волю она выражает), баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Под свойствами Конституции Российской Федерации понимаются ее отличительные особенности как нормативно-правого акта. К ним относятся:

– верховенство в системе нормативно-правовых актов государства.

Данное свойство формулируется в ст. 15 Конституции Российской Федерации:

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»;

– конституция закладывает основные начала всех отраслей национальной правовой системы;

– конституция имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 15).

Выделяется несколько уровней прямого действия Конституции:

а) непосредственная реализация конституционных норм и способов их защиты гражданами Российской Федерации и иными физическими лицами, а в случае, предусмотренном конституционным законодательством, и юридическими лицами;
б) применение конституционных норм судами при разрешении конкретных дел;
в) применение норм конституции в конституционном судопроизводстве при реализации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

– Конституция Российской Федерации является базой текущего законодательства. Б. С. Эбзеев утверждает, что конституция представляет собой более или менее совершенную общую модель организации общества и взаимодействия его структур, определяет место человека в этом обществе.

Принятие новой Конституции повлечет пересмотр и переработку всех отраслей национального законодательства.

– Особый порядок принятия конституционных поправок. Основные положения об изменении норм Конституции содержатся в главе 9 Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

День Конституции

Конституция – это основной договорной документ. Он важен для каждого гражданина. Здесь прописаны главные права современного человека. На страницах Конституции отражены определения важных государственных систем:

  • Судебная.
  • Экономическая.
  • Политическая.
  • Правовая.

Конституция является настолько важным для человека и для страны документом, что ему отведен отдельный праздничный день.

Данное торжество имеет определенную историю. В 1993 году в стране был принят особый документ. Это своеобразный свод нормативов и правил, по которым обязан жить каждый гражданин.

Так появилась действующая Конституция России, на данный момент являющаяся фундаментом сильного и стабильного государства. С 1993 года страна живет по официальным Положениям и Законам, обозначенным в Конституции. Что касается торжества и праздничного дня, то День Конституции в России празднуется 12 декабря.

Тема прав и обязанностей в Конституции РФ

Для государства свойственно гарантировать равные права и свободы независимо от того, какого пола человек, какой расы, национальности, на каком языке говорит, какого он происхождения, какое у него имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и иные общественные обстоятельства. Запрещено в любой форме ограничивать права людей на основании признаков принадлежности социального, расового, национального, языкового или религиозного характера.

На основании Конституции РФ являются одинаковыми в правах и обязанностях ряд иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство, с рядом граждан РФ. Исключением являются ситуации, которые отображены в ряде федеральных законов или международных договорах РФ.

Замечание 3

Ограничение прав и свобод гражданина и человека допустимо федеральным законом исключительно в том размере, в каком это необходимо для того, чтобы защитить основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы иных людей, обеспечить оборону государства и безопасность страны. Речь об этом идет в ч.3 ст.55.

Для общепризнанных принципов и норм международного права вместе с рядом международных договоров РФ свойственно рассматриваться Конституцией РФ как ключевая часть правовой структуры РФ

В ситуациях, когда международный договор РФ устанавливает ряд иных правил, важно следовать правилам международного договора. Речь об этом идет в ч.4 ст.15 Конституции РФ

Для гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства свойственно быть отнесенным к ведению РФ. В отношении предметов совместного ведения издают ряд федеральных законов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ

Тут важно отметить, что ряд законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ принимают на основании федеральных законов. Как итог, для российского материального, коллизионного и процессуального права, которое применяется относительно иностранных элементов, свойственно формироваться на федеральном уровне и являться единым для государства, ряда субъектов РФ

Это в результате создает важных предпосылок для того, чтобы обеспечивать единообразные условия работы гражданского оборота и участия в нем иностранного гражданина и иностранного юридического лица. К предмету ведения РФ относится внешняя политика, международные отношения и договоры, а также ряд внешнеэкономических отношений.

Конституция РФ допускает институт двойного гражданства. Речь об этом идет в ч.1 ст.62. Для российского гражданина допустимо иметь гражданство иной страны на основании федерального закона или международного договора РФ. То, то гражданин РФ имеет иное гражданство, не умаляет его свобод и прав и не освобождает от ряда обязанностей, которые обусловлены российским гражданством, если иное не предусмотрено рядом федеральных законов или международных договоров РФ.

Для любого, кто на законных основаниях находится в России, допустимо наличие права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Для всех допустимо свободно покидать РФ. Для граждан РФ допустимо свободно возвращаться в РФ. Россия дает гарантии своим гражданам в защите и покровительстве вне ее границ. Конституцией РФ предусмотрено для каждого право на основании международных договоров РФ на обращение в ряд межгосударственных органов по защите прав и свобод личности в ситуациях, когда больше нет внутригосударственных средств правовой защиты. Речь об этом идет в ч.3 ст.46.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Четыре признака суверенитета по Л.Дюги

Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:

  1. Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
  2. Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
  3. Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
  4. Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.

В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.

Определение 3

Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.

Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.

Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.

Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.

Вывод 2

Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.

Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.

Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.

Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector