Статья 5 конституции россии

Содержание:

Немного истории

Во времена существования Российской империи автономных образований не существовало, происходило жесткое подчинение центру — Петербургу. Первые автономии начали появляться только после падения самодержавия в 1917 году. Когда на большей части территории государства уже закончилась гражданская война, республики России начали возникать на территории бывшей империи. Хотя на территории среднеазиатских владений автономии появились сразу после Февральской революции — летом 1917 года, например, Кокандская и Туркестанская автономии.

Что касается районов уже образованных, эти процессы стали происходить только к 1920 году и позже. Автономию своим территориям уже давала РСФСР — Россия. Удмуртская республика была одной из первых, хотя изначально называлась Вотской автономной областью. Столицей является город Ижевск.

В Российской федерации не происходит крупных национальных и конфессиональных выступлений. Черным пятном на все времена останется Чеченская операция. Но нужно понимать, что в тех событиях активное участие принимали внешние силы, которые толкали местных националистов на получение так называемой независимости.

Особый статус

Создание Советского государства, а позже и обновленной России потребовало от политиков принимать сложные решения. И некоторые республики вошли в состав Российской Федерации со своими условиями.

Первой из таких территорий стала Чечня, которая пыталась добиться полной независимости, что закончилось долгими военными действиями и, наконец, установлением мирного договора. Согласно ему Чеченская республика обладает определенным суверенитетом, но является частью России.

  • Татарстан в 1992 году не стал подписывать Федеративный договор и провел референдум о суверенитете. В результате в конституции субъекта РФ Татарстан указывается, что он не стремится выйти из состава России, но добивается юридического закрепления новых принципов взаимоотношений. Сегодня эта территория носит статус ассоциированного государства, действующего на базе взаимного делегирования полномочий и объектов ведения.
  • Башкортостан также потребовал для себя особых условий. В частности, одноканального бюджета, самостоятельности в ведении внешнеэкономических переговоров, независимости судебной системы и больших привилегий в плане обращения с республиканской собственностью.
  • С оговорками подписала Федеративный договор и Тыва, обозначившая себя как суверенное государство.

Внимание! У отдельных категорий граждан возникает вопрос: не является ли Казахстан частью территории Российской Федерации с особым статусом. Нет, это государство является независимым и выступает в качестве одного из основных партнеров России в международных отношениях

Тем не менее, Казахстан входит в состав Содружества независимых государств, каждый знает, что это была попытка в 90-х годах удержать политические и экономические связи между частями бывшего Советского Союза, которая оказалась неудачной. Однако Содружество существует и даже имеет некоторую эффективность.

Значение республик в составе России

Субъекты в составе РФ занимают четвёртую часть территории Российской Федерации и на ней проживают более 160 национальностей. На протяжении всей истории существование образований было тесно связано между собой и с другими субъектами России. Роль их очень важна для РФ. В северной части страны хорошо развиты предприятия по добычи газа, нефти, леса и природных ископаемых. Саха (Якутия) известна своими месторождениями драгоценных металлов и алмазов. Образования центральной части России известны своими сельскохозяйственными угодьями. На территориях Башкирии и Татарии добывают в больших количествах нефть, что сильно их отличает в росте экономики.

Южные республики страны известны своими курортами и лечебницами. К ним сейчас добавился и Крым, самый дотационный субъект. Субъекты России, ранее, были не очень популярны и изведаны туристами из зарубежных стран. Благодаря развитию туризма в стране, у иностранных гостей появились большие возможности познакомиться с субъектами России. А также, этому способствует и проведение спортивных соревнований мирового масштаба.

Ниже мы приведём список республик России и их столицы:

  1. Республика Коми—Сыктывкар;
  2. Мордовия—Саранск;
  3. Республика Саха(Якутия)—Якутск;
  4. Северная Осетия(Алания)—Владикавказ;
  5. Тыва—Кызыл;
  6. Чеченская Республика—Грозный;
  7. Чувашия—Чебоксары;
  8. Хакасия—Абакан;
  9. Удмуртия—Ижевск;
  10. Дагестан—Махачкала.

Еще 12 республик:

  1. Ингушетия—Магас;
  2. Башкортостан—Уфа;
  3. Алтай—Горно-Алтайск;
  4. Адыгея—Майкоп;
  5. Кабардино-Балкария—Нальчик;
  6. Калмыкия—Элиста;
  7. Карачаево-Черкесская Республика—Черкесск;
  8. Татарстан—Казань;
  9. Марий Эл—Йошкар-Ола;
  10. Карелия—Петрозаводск;
  11. Бурятия—Улан-Удэ;
  12. Республика Крым—Симферополь.

Найдено научных статей по теме — 15

Киргизская Республика в составе ЕАЭС

Ажекбаров Каныбек Ажекбарович, Ишенов Бейшенбек Чонмуранович

Кыргызская Республика, участвуя в интеграционных процессах, с самого начала и на протяжении всей истории независимости неоднократно подтверждала свое участие в построении единого таможенного пространства в рамках Евразийского экон

О праве выхода республик из состава Российской федерации

Маргиев Алан Владимирович

Статья посвящена одной из наиболее спорных проблем в науке конституционного права праве выхода субъектов из состава федеративного государства.

К истории вопроса о республиках в составе Российской Федерации

Мулукаев Р.С.

В статье рассматривается история создания республик национально-территориальных субъектов Российской Федерации, характеризуется процесс их государственного становления, раскрывается содержание и значение утвержденной Президентом Р

Республики в составе Российской Федерации и их правовой статус

Громов К.Э.

Анализ законодательства показывает, что в отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами.

Гендерные особенности кадрового состава науки республики Беларусь

Антонова Т. А.

На основе данных государственной статистики анализируются гендерные особенности кадрового состава науки Республики Беларусь в 2013 г.

Духовная составляющая инвестиционного процесса в республике Карелия

Курило Анна Евгеньевна, Немкович Евгений Григорьевич

В статье рассматривается возможность модернизации социально-экономической системы региона на основе духовной составляющей.

Саудаханов М. В.

Статья посвящена изучению профиля кадрового состава полиции в Республике Аргентина. Автор проводит анализ и делает выводы.

Динамика развития инфраструктурной составляющей Чеченской республики

Увайсаева А.Г., Абдулкадырова М.А.

Представлены результаты исследований темпов восстановления экономики региона, рассмотрена социальная и производственная инфраструктура, обоснована необходимость выделения региональной инфраструктуры в качестве отдельного объекта в

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Тагаев А.У.

В статье рассматриваются порядок формирования, состав и структура Парламента Республики Казахстан и меры его совершенствования.

Налоговая составляющая дефицита бюджета Республики Северная ОсетияАлания

Козаева Ольга Тариеловна

В статье отмечается, что в современных условиях существуют определенные проблемы формирования доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания и входящих в него бюджетов.

Юридические свойства конституций республик в составе Российской Федерации

Попова В. В.

Рассмотрены такие юридические свойства конституций республик в составе Российской Федерации, как учредительный характер, легитимность, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

Вновь прибывшие

Недавние события, прошедшие на территории Украины, привели в состав РФ Крым, бывший когда-то российской территорией, затем украинской и снова вернувшейся к историческим корням. И вопрос, сколько республик входит в состав России, получил новый ответ.

Население Крыма очень разнообразно, здесь проживают:

  • русские,
  • украинцы,
  • татары,
  • белорусы,
  • армяне,
  • азербайджанцы,
  • узбеки и еще порядка 10 национальностей.

Именно преобладание русского населения и привело к проведению референдума в 2014 году о присоединении к России или продолжении существования в составе Украины. После перехода в состав РФ была утверждена новая Конституция, закрепившая юридический статус территории, а также государственную символику и органы власти. Возглавляет этот субъект федерации президент, резиденция которого находится в столице республики Крым – Симферополе. Правительство составляет Совет министров .

Внимание! Столица республики Крым город Симферополь – самый крупный на территории этого административного образования. Сходную численность населения имеет Севастополь, имеющий отдельный юридический статус

Помимо описанных в статье субъектов в состав России входят:

  • Алтай со столицей Горно-Алтайском,
  • Бурятия с центром в Улан-Удэ,
  • Калмыкия и ее столица – Элиста,
  • Коми со столицей в Сыктывкаре,
  • Марий Эл, где статус столицы присвоен Йошкар-Оле,
  • Мордовия со столицей в Саранске,
  • Удмуртия и ее центральный город Ижевск,
  • Хакасия со столицей Абаканом.

Все эти территории очень разные, каждая по-своему уникальна и отличается собственными:

  • климатическими условиями,
  • составом населения и народными традициями,
  • наличием полезных ископаемых,
  • известными людьми, внесшими свой вклад в развитие всего государства и многим другим.

Разная вера, разные легенды о происхождении, отличающиеся законы. Однако объединяет все эти территории тот факт, что они входят в состав самого большого государства в мире – Российской Федерации.

Субъекты РФ

Полный состав России

Как статус региона влияет на его экономику

Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.

Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:

То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.

Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:

Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.

Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.

А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:

Место Безработица Неофициальная занятость
Регион Значение, % Регион Значение, %
1 Москва 2,0 Москва 4,0
2 ЯНАО 2,4 Чукотский АО 5,5
3 Санкт-Петербург 2,7 ЯНАО 6,5
4 ХМАО-Югра 2,8 Мурманская область 6,9
5 Московская область 3,8 ХМАО-Югра 8,3
6 Республика Татарстан 3,9 Ненецкий АО 8,6
80 Чеченская Республика 16,0 Республика Крым 41,1
81 Карачаево-Черкесская Республика 16,2 Республика Алтай 41,3
82 Республика Дагестан 17,4 Республика Дагестан 47,0
83 Республика Северная Осетия – Алания 17,7 Республика Ингушетия 49,1
84 Республика Тыва 19,4 Кабардино-Балкарская Республика 49,8
85 Республика Ингушетия 30,1 Чеченская Республика 62,1

Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.

История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.

При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.

Продолжение образований

После известных политических событий начала девяностых годов прошлого века, когда прекратил своё существование СССР, а Россия стала самостоятельным государством, стали реформироваться и республики в составе РФ. Это свершалось благодаря тому, что бывшие автономии и области становились обладателями большей независимости.

Так, в середине 90-го года суверенитета добился каждый субъект, ряд преобразований произошёл и в автономных областях. Так, был реорганизован ряд республик на Кавказе и Алтае. Разделение Чечено-Ингушетии привело к созданию двух суверенных образований. Однако, речь о выходе из состава Российской Федерации никогда не ставилась. У каждого образования, входящего в состав Российской Федерации, есть дни национальных праздников, которые широко отмечают все народности, согласно их традициям.

История образований субъектов в составе РФ

Россия с испокон веков считается самым многонациональным государством. Ещё во времена Российской Империи отношение к национальным традициям народов проходило уважительно, с целью цивилизованного их развития. С приходом к власти большевиков эти традиции продолжили воплощаться в жизнь. Так, стали появляться народные образования, которые процветают до сих пор.

Республики России начали образовываться сразу после Великой Октябрьской 1917 года. Создавались они в результате выделения из губерний и других регионов. Появление образований было определено наличием многих национальностей и народностей в Российской Федерации. В отличие от краёв и областей, образования в РФ были её субъектами. Чуть позже, с 1926 по 1936 года, некоторые из них входили в состав краёв и областей. После принятия Конституции Советского Союза, в который входили все субъекты, организация их практически была завершена.

История республик РФ

Большинство современных национальных автономий были сформированы на заре Советской России, когда большевики всеми силами стремились заполучить национальные элиты себе в союзники, активно раздавая суверенитет всем желающим народам.

Однако путь к современному состоянию дел был долгим, и на нем республики проходили многочисленные трансформации, в том числе довольно болезненные. Одной из первых Советских Республик была Терская СР со столицей во Владикавказе, входившая в состав РСФСР. Впоследствии ее много раз реформировали и создавали на ее территории отдельные автономные образования.

После Великой Отечественной войны многие народы СССР были подвергнуты массовым контингентным репрессиям.

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Государственно-правовые признаки образований

Практически каждый субъект является государством, об этом говорит присутствие законодательной власти, способности самостоятельно принимать конституцию, определяющую дальнейшую организацию на территории образования. Однако, все законодательные акты не должны отличаться от положений Конституции Российской Федерации. Органы власти в субъектах образуются в результате выборов среди народов и народностей, живущих на их территории. А также республика является гарантом государственности всех национальностей, проживающих там.

Одним из признаков государственности является наличие своих территорий и границ, которые считаются открытыми между всеми образованиями на территории Российской Федерации. Принятое законодательство субъекта действует только в пределах её территории. У каждого образования есть свой флаг, свой герб и свой гимн и, естественно, своя столица. А также, у каждой республики есть свой президент, Верховный суд, прокурор, который подчиняется Генеральному прокурору России, свой Конституционный суд.

Официальные языки

Хотя русский является единственным федерально официальным языком в России , есть несколько других официально признанных языков в различных округах России — статья 68 Конституции РФ допускает только различные республики России установить официальные (государственные) языки , кроме русского. Это список языков, признанных государственными в конституциях республик России:

Язык Языковая семья Федеральный субъект (ы) Источник
Абаза Северо-Западный Кавказ  Карачаево-Черкесия
Адыгейский Северо-Западный Кавказ  Адыгея
Алтай Тюркский  Республика Алтай
Башкирский Тюркский  Башкортостан см. также региональный закон
Бурятский Монгольский  Бурятия
Чеченский Северо-Восточный Кавказский  Чечня , Дагестан 
Чувашский Тюркский  Чувашия
Крымскотатарский Тюркский  Республика Крым
Эрзя Уральский  Мордовия
Ингуш Северо-Восточный Кавказский  Ингушетия
Кабардинский Северо-Западный Кавказ  Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия 
Калмыцкий Монгольский  Калмыкия
Карачаево-Балкарский Тюркский  Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия 
Хакасский Тюркский  Хакасия
Коми-Зырян Уральский  Республика Коми
Холм марийский , луговый марийский Уральский  Марий Эл
Мокша Уральский  Мордовия
Ногайский Тюркский  Карачаево-Черкесия , Дагестан 
осетинский Индоевропейский ( иранский )  Северная Осетия — Алания
Татарский Тюркский  Татарстан
Тувинский Тюркский  Тува
Удмуртский Уральский  Удмуртия
украинец Индоевропейский ( славянский )  Республика Крым
Якутский Тюркский  Республика Саха

Конституция Дагестана определяет «русский язык и языки народов Дагестана» как государственные, хотя исчерпывающий список языков не приводится. 14 из этих языков (включая русский) являются языками литературной письменности; поэтому они обычно считаются официальными языками Дагестана . Это, помимо русских , следующие: агульский , аварский , азербайджанский , чеченский , даргва , кумыкский , лакский , лезгинский , ногайский , рутульский , табасаранский , татский и цахурский . Все они, кроме русских , чеченцев и ногайцев , являются официальными только в Дагестане и ни в одной другой республике России. В проекте «Закона о языках Республики Дагестан» перечислено 32 языка; Однако этот законопроект так и не был реализован.

Карелия — единственная республика в России, где русский язык является единственным официальным языком. Однако существует специальный закон о государственной поддержке и защите карельского , вепсского и финского языков в республике, см. Следующий раздел.

Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ

О понятии федерации и ее признаках, а также об отличительных свойствах уже говорилось в пункте «Форма государственного устройства: понятие и виды». В России реализована именно эта форма государственного устройства.

Тем не менее каждая федерация, в том числе и российская, имеет свою специфику. К принципам федеративного устройства РФ относятся:

  • государственная целостность. РФ состоит из национальных республик, краев, областей, городов федерального значения, одной автономной области, автономных округов;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ. Самоопределение народов означает не отделение, а право на развитие своей самобытности, языка, культуры. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на сецессию, то есть на выход из федерации;
  • равноправие субъектов РФ.

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., федеративным договором от 31 марта 1992 г., который был подписан в Кремле РФ подавляющим большинством субъектов федерации. Не подписали его Татарстан и существовавшая тогда Чечено-Ингушетия. С республикой Татарстан был заключен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики Татарстан» в феврале 1994 г.

Элементами конституционно-правового статуса являются:

  • государственный суверенитет;
  • территориальное единство. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории (с учетом положений п. 4 ст. 15 Конституции).

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается одноименным законом;

  • единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гражданство. Гражданин республики является одновременно гражданином РФ. Утрата федерального гражданства влечет и потерю гражданства республики в составе РФ;
  • наличие общих для всех территорий органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд);
  • единая федеральная система права, которая включает в себя:
    • федеральные нормативно-правовые акты;
    • нормативные акты субъектов федерации (уставы, законы);
    • нормативные акты местных органов.

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству;

  • наличие федеральной собственности. Это объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти; объекты оборонного производства, а также отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства; объекты, составляющие основу национального богатства (заповедники, курорты), государственная казна, музеи, объекты историко-культурного наследия;
  • единая денежно-кредитная система (п. 1 ст. 75 Конституции);
  • наличие единых вооруженных сил;
  • единый государственный язык. В РФ признаются равные права народов России на сохранение, развитие и поддержку государством их языков;
  • право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. Заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. Она обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир;
  • наличие государственных символов: флага, герба и гимна;
  • наличие своей столицы. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва.

Сестры по Конституции

Созданию Российской Федерации в ее нынешнем виде предшествовали тысячелетия, в ходе которых перекраивались карты и изменялись статусы субъектов РФ. Двадцатый век в этом плане стал знаковым для территориальных субъектов.

В первые же годы после окончания революции некоторые бывшие губернии стали превращаться в республики. Касалось это преимущественно областей, и ранее обладавших автономией, но входивших в состав империи. Точно также они стали частью РСФСР.

Помимо уже существовавших образовались и новые республиканские субъекты, отделившиеся от других субъектов, например, Аджария и Абхазия выделились от Грузии. Последней в тот период образовалась Тувинская республика. Сколько республик в тот момент входило в состав государства? Принято было говорить о 15 союзных, однако на самом деле их было больше. Просто объявлять о статусе других территорий было не принято, а Россия считалась единым субъектом, входящим в СССР.

Важно! Конец двадцатого столетия ознаменовался новым разделом страны и образованием новых субъектов РФ. В это время многие территории смогли добиться для себя определенных привилегий, а некоторые вовсе отделились от России

В результате состав республик России и их столиц изменился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector