Классификация нормативных актов по юридической силе в российской федерации
Содержание:
- Нормативные акты министерств и ведомств
- Роль законных актов в юриспруденции
- Термины и разграничения
- Функции Конституции
- Понятие формы (источника) права
- Статья 90 Конституции РФ
- Высшая юридическая сила конституции российской федерации
- Российский Федеральный закон в правовой системе страны
- Кто устанавливает законы РФ?
- Кто издает федеральные законы в рф
- Порядок издания приказов и распоряжений
- Сфера образования
- Уровни нормативных актов
- Органы, их издающие
Нормативные акты министерств и ведомств
Нормативно-правовые акты министерств и ведомств должны быть изданы исключительно как постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Акты, которые издаются в другом виде (к примеру, письмо или телеграмма) не должны быть нормативно-правового характера. Обязательное условие для того, чтобы нормативно-правовые ведомственные акты вступили в силу – они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованы. Такие требования действительны для всех актов относительно вопросов прав, свобод и обязанностей граждан и правового статуса организаций. Данные акты должны вступить в силу как правило когда прошло 10 дней с момента, когда их официально опубликовали в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты, содержащие сведения, которые являются государственной тайной или другие конфиденциальные сведения должны вступать в силу со дня, когда их зарегистрировали в Министерстве юстиции РФ (в случае, если в самих актах не установлен более поздний срок).
Замечание 2
Некоторые ведомственные акты (ГОСТ или СНиП) не обязательно должны быть зарегистрированы. Данные акты, включая другие нормативно-правовые акты, признанные в Министерстве юстиции РФ, не подлежат государственной регистрации а должны быть опубликованы в порядке, которые определяется в соответствующих ведомствах, которые их утвердили.
Для нормативных актов по налоговым и таможенным вопросам предусматривается специальный порядок того, как они вступают в силу. Данные акты в большинстве случаев вступают в силу после того, как истекает один месяц с официальной публикации и не раньше первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. То, как вступают в силу акты таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана имеет определенные особенности. Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, где устанавливаются новые налоги и сборы, должны вступать в силу не раньше, чем 1 января года,который следует за годом, когда они были приняты, но не раньше чем 1 месяц со дня, когда они были официально опубликованы.
В таблицах, размещенных на ресурсе Google Docs по адресу: goo.gl/N6mH9, можно ознакомиться с источниками опубликования и порядком того, как вступают в силу законы и различные нормативно-правовые акты, специальным порядком вступления в силу актов по налоговым и таможенным вопросам, а также актов, которые не подлежат государственной регистрации. Более подробную информацию можно найти в справках, представленных в СПС.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу на основании порядка, который установлен законодательством соответствующих субъектов. В соответствии с общим правилом нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу не раньше, чем через 10 дней после того, как их официально опубликовали в источниках, которые указаны в законодательстве субъекта.
Определение 2
Официальное опубликование нормативно-правовых актов органов гос.власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Собрании законодательства Республики Дагестан».
Официальное опубликование нормативно-правовых актов исполнительных органов власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Вестнике Министерства юстиции Республики Дагестан». Публикация нормативно-правовых актов также возможна как отдельное издание.
Статьи 59-60 Закона Республики Дагестан от 1 6.04.1 997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан».
Вывод 1
Для получения информации о порядке вступления в силу НПА органов местного самоуправления, необходимо ознакомиться с уставом соответствующих муниципальных образований.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Роль законных актов в юриспруденции
Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.
Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями
Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия
В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки. Данные виды законодательных актов – это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия. Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.
Термины и разграничения
Приказы и распоряжения сходны между собой, являясь распорядительными документами руководства по отношению к персоналу, инструментами, посредством которых происходит процесс управления организацией. По сути, это локальные нормативные акты, в которых задокументированы решения руководства.
Действующие нормативно-правовые документы не содержат четкого определения этих понятий и их разграничения. Они есть, к примеру, в «Кратком словаре видов и разновидностей документов», увидевшем свет в 1974 году. Многие формулировки словаря, касающиеся финансовых и организационных реалий экономики, на сегодняшний день устарели, но, взяв их за основу, можно получить такие определения.
Приказ – единоличный локальный правовой акт, издаваемый руководителем компании или его заместителем, исполняющим соответствующие обязанности в момент издания приказа. Он предназначен для решения вопросов основной деятельности или кадровых вопросов. Приказом называют также правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления или его структурного подразделения с целью решения задач, стоящих перед органом. Может иметь отношение к широкому кругу руководителей, независимо от подчиненности, и иметь силу не ЛНА, а общего нормативного акта.
Распоряжение – издается руководителем компании, его заместителями по оперативным вопросам, главным образом организационного характера. Они касаются исполнения приказов, правил, инструкций, иных нормативных актов; механизмов доведения решений высшего руководства до руководителей низших рангов и рядовых работников. Часто распоряжение ограничено по времени действия и касается ограниченного круга лиц.
На заметку! Приказание – специфическая форма распорядительного документа, характерная для воинских учреждений. Издается командиром, начальником учреждения.
Функции Конституции
- Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
- Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
- Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
- Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции — это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
- Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.
Понятие формы (источника) права
Источник (форма) права – это внешний способ выражения государством норм права.
Если содержанием права является совокупность правил поведения. А его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.
Источник права различают в материальном смысле (материальные условия жизни общества и потребности людей), в идеологическом смысле (доктрина, мораль, правосознание), в формально-юридическом смысле (как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм).
Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность и общеизвестность. Обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок. Формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права. Общеизвестность – качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия. Г.Ф.Шершеневич указывал, что понятие источника права является не вполне точным (источник происхождения, существования, изготовления, познания и т.д.), предлагая категорию «форма права», под которой понимаются «различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм». Правовая форма как категория обозначает всю правовую реальность в отличие от формы права. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера».При этом в самой форме права различается ее внутренняя (структура права, т.е. отрасли, институты, нормы права) форма и внешняя (система нормативно-правовых актов или система законодательства).
Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль. В конкретной системе права обычно признается несколько источников права, но их значение в каждый исторический период может быть неодинаково. В ходе исторического развития изменяются не только представления об источниках права, но и их виды.
Итак, источники права – это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения. Среди источников права наиболее известными и значимыми являются правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор.
Статья 90 Конституции РФ
1.
Строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения После подписания закон подлежит обязательному опубликованию.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
1. В комментируемой статье определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ. Распоряжения Президента носят главным образом ненормативный характер и обычно касаются конкретных лиц либо отношений.
Например, распоряжениями Президента регламентируются вопросы работы Администрации Президента.
Высшая юридическая сила конституции российской федерации
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:
1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.
Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ.
Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.
), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд.
2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15).
Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п.
2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы
Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Российский Федеральный закон в правовой системе страны
Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти — законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.
Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны — Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.
Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности — например, образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.
Кто устанавливает законы РФ?
Многие люди задумываются о том, кто составляет законы в России.
Вопрос действительно очень серьезный. Ведь все законы, которые приобретают юридический статус, являются.
Вопрос, что главнее закон или же договор , достаточно риторический.
Вполне очевидно, что договор базируется на законодательстве, никак иначе. То есть, закон считается основой. На вопрос, кто разрабатывает федеральные законы , можно ответить односложно – существует целая схема, которая начинается с момента разработки проекта и его внедрения в жизнь.
На вопрос, что главнее закон или кодекс , ответить однозначно – не получиться.
Кто издает федеральные законы в рф
Как принимаются законы в России Законодательный процесс в РФ Юридическая техника Предмет и методы юридической техники Понятие и виды юридической техники Структура юридической техники Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован. В самой общей классификации различают: Конституция есть основной страны, из которого исходят все остальные правовые акты. Иерархия нормативно-правовых актов РФ.
Правовая система Российской Федерации Таким образом, нами далее будет рассмотрено понятие, виды нормативно-правовых актов, их иерархия и многое другое.
Порядок издания приказов и распоряжений
Приказы и распоряжения имеют в основном сходный порядок формирования, издания и контроля исполнения:
- инициирующие действия, в основе которых лежит причина издания документа;
- сбор информации, ее анализ;
- формирование проекта приказа, распоряжения на основе проведенной работы;
- регистрация замечаний и предложений заинтересованных сторон, согласование;
- подписание документа;
- регистрация документа;
- доведение до сведения исполнителей.
Инициатива может исходить от руководителя компании либо от руководителей отделов (докладные записки, служебные записки, служебные письма руководителю). Издание документа может иметь плановый характер и опираться на нормы принятых ранее ЛНА, например, приказ о проведении инвентаризации.
Согласование и доработка, если она необходима, ведется с учетом мнения работников, профсоюза, низовых руководителей, а в некоторых случаях и внешних организаций, привлеченных к решению проблемы, о которой идет речь в документе (вышестоящего руководства организации, экспертов). В других случаях приказ или распоряжение не требует этапа доработки.
Работа ведется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016, требования к оформлению документов которого распространяются на распоряжения и приказы.
Сфера образования
Образовательную среду регламентирует Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: «№ 273-ФЗ от 29.12.2012». Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта.
Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д. В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
Органы, их издающие
В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.
Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.
К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.
Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.
В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.
Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.
Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.
Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.