Пенсионный фонд российской федерации и его структура
Содержание:
- Какие сведения передают в ПФР страхователи
- Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета
- Что такое персонифицированный учет
- Изменения в схеме структуры ПФР
- Цели и Задачи Пенсионного Фонда
- Порядок и сроки передачи отчетности
- Все органы фонда
- ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
- 1.2. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
- Порядок ведения и предоставления сведений персонифицированного учета
Какие сведения передают в ПФР страхователи
Сведения, которые накапливаются из кадровых и бухгалтерских документов работодателя, должны передаваться в органы Пенсионного фонда.
К сведениям относится следующая информация:
- ФИО, дата рождения и паспортные данные застрахованного лица;
- место жительства работника;
- место и период работы;
- периоды очередных и вынужденных отпусков;
- суммы произведенных взносов;
- номер СНИЛС.
Именно на основе этих данных происходит анализ трудовой деятельности работника, что позволяет подсчитать страховой стаж и при необходимости установить досрочную пенсию (например, при наличии стажа с тяжелыми или вредными условиями труда). Если гражданин осуществляет неофициальную деятельность, тогда сведения о его работе не передаются в ПФР, что в дальнейшем влияет на размер пенсии.
Важно! Работодатель обязан передавать сведения обо всех работниках. Те граждане, которые самостоятельно оплачивают взносы в ПФ, также сами за себя передают сведения в персонифицированный учет
Один раз в год застрахованное лицо имеет право проверить состояние своего индивидуального счета в системе ОПС. Государство также использует сведения о застрахованных лицах для составления статистики, а также для планирования пенсионного бюджета на год.
Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета
Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:
-
суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;
-
суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;
-
размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.
Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.
Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.
Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.
Что такое персонифицированный учет
Появление данного термина неразрывно связано с решением Правительства РФ от 1998 года создать единую регистрационную базу, предназначенную для сбора, хранения и обработки сведений о страхователях и застрахованных лицах, в частности, тех данных, которые касаются их стажа работы и величины перечисляемых взносов. Более того, постановке на учет в системе подлежат не только официально трудоустроенные лица, но и безработные. Согласно нормам пенсионного законодательства последние вправе получать социальное пособие на покрытие минимальных расходов, размер выплат устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация учетных действий осуществляется согласно предписаниям ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», датируемого 01.04.1996 годом.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”
Задачи и цели ИПУ
Первостепенной задачей персонифицированного учета является упрощение порядка назначения выплат лицам, имеющим право на ПО. Помимо этого, существует ряд второстепенных целей, реализация которых позволяет значительно расширить функциональные возможности системы ОПС. К таковым относят:
- сбор достоверной информации о работающих лицах, ее целевое применение;
- информирование лица, принимающего участие в работе системы ОПС, о состоянии его индивидуального лицевого счета (л/с);
- формирование общей базы данных;
- обеспечение принципа прозрачности, благодаря чему информация относительно установления пенсионных выплат и определения их размера стала более открытой;
- осуществление проверочных действий с целью осуществления контроля над соблюдением законности процедуры перечисления страховых платежей.
Важно! Согласно законодательству постановке на учет в системе ОПС подлежат не только граждане РФ, но и иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность в пределах страны. Процедура регистрации предполагает:
- Присвоение гражданину индивидуального номера (СНИЛС).
- Создание индивидуального л/с, на который впоследствии перечисляются средства, направленные на формирование ПО.
Изменения в схеме структуры ПФР
Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:
- территориальные управления;
- центры по выплате пенсий и обработке информации;
- клиентские службы Фонда.
В 2017 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.
На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:
- приема граждан;
- первичной оценки представленных документов;
- процессов обработки информации;
- принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.
Цели и Задачи Пенсионного Фонда
Важнейший принцип пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он также имеет право выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
Денежные средства ПФР и его находятся в государственной собственности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает:
o целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ);
o организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
o капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
o контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
o организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
o изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
o проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
o разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
o ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально – государственных и административно – территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам.
Перейти на страницу: 1
Порядок и сроки передачи отчетности
Информация о застрахованных лицах предоставляется в ПФР в письменном виде или на электронных носителях. Для каждого способа предусмотрены свои сроки, а также средства.
В письменном виде
Бумажные носители все еще разрешены, хотя страховщик предпочитает электронные формы отчетности по причине простоты дальнейшей обработки данных. Письменные формы также существуют для подстраховки на случай утери данных с электронных носителей.
Кроме того, в РФ пока существуют уголки с недостаточной технической оснащенность, где нет возможности отправлять отчеты современными способами.
Ежеквартальный отчет на бумажном носителе по форме РСВ-1 предоставляет до 15 числа второго месяца после отчетного периода.
Важно! Если штат работодателя превысил предел в 25 человек, тогда сдача отчетности возможна только в электронной форме
На электронном носителе
В электронном виде сведения передаются по защищенным каналам связи. Данная форма отчетности более удобна для страховщика, так как она сокращает время на сбор и обработку информации.
Для подачи сведений используются специальные комплексы «Налогоплательщик» и «Спринтер». Каждый работодатель идентифицируется посредством электронно-цифровой подписи.
Отчетность на электронном носителе предоставляется до 10 числа каждого месяца по форме СЗВ-М. За несвоевременную сдачу отчетности работодателю начисляются штрафные санкции.
Ежеквартальный отчет сдают до 20 числа второго месяца после отчетного периода.
Все органы фонда
Действующая в 2018 году структура ПФР включает следующие органы:
Название органа ПФР | Чем занимается | Дополнительная информация |
Правление | Руководит Фондом.
Проводит единую стратегию управления пенсионной системой России в соответствии с законодательством. Определяет перспективные и текущие задачи Фонда. Издает нормативные акты по вопросам пенсионного и социального обеспечения, а также деятельности ПФР в пределах своей компетенции. |
Согласно структуре Пенсионного фонда РФ – одно на весь ПФР. Расположено в Москве. |
Исполнительная дирекция | Это исполнительный орган ПФР, который занимается:
|
Исходя из структуры Пенсионного фонда Российской Федерации, она одна. Расположена в Москве. |
Отделения | Организуют пенсионное и социальное обеспечение во всех регионах России в соответствии с законодательством, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции.
Руководят, контролируют и финансируют подведомственные территориальные органы Фонда. |
На 2018 год по организационной структуре Пенсионного фонда их 84 |
Управления и клиентские службы | Предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям | Их порядка 2460. В силу действующей структуры Пенсионного фонда России – ведут свою деятельность во всех регионах под руководством отделений ПФР. |
Ревизионная комиссия | Ведомственный финансовый контроль в системе ПФР.
Оценивает надежность финансового контроля. Готовит предложения по повышению эффективности финансового контроля. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности. Готовит предложения о повышении экономности и результативности использования средств бюджета ПФР. |
Согласно структуре органов Пенсионного фонда, состоит при Правлении |
Межрегиональный информационный центр | Осуществляет обработку сведений о пенсионных правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защиту и безопасное хранение данных. Обеспечивает автоматизацию информационной системы Пенсионного фонда, ведет его базы данных и реестры граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. | С учетом структуры органов ПФР, состоит при Исполнительной дирекции. Расположен в Москве. |
Центры по выплате пенсий и обработке информации | Удаленно обеспечивают выплату пенсий и социальных пособий.
Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям. |
Особенность организационной структуры ПФР в том, что эти центры есть не в каждом регионе России, а только в 25. |
В итоге, схема структуры Пенсионного фонда РФ в 2018 году включает в себя 2,46 тысяч подразделений, которые каждодневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях.
ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
(в ред. — Постановления ВС РФ ; Указа Президента РФ ; Федеральных законов , , )
Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1992 года прилагаемые Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в ред. Федерального закона ).
<1> Пенсионный фонд Российской Федерации (России) — ПФР.
2. Установить, что проекты нормативных актов по вопросам, связанным с финансированием выплат за счет средств ПФР, представляются Фонду на предварительную экспертизу для подготовки заключения.
3. Пенсионному фонду Российской Федерации (России):
обеспечить сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях предоставленные ему права;
организовать до конца 1992 года государственный банк данных по плательщикам страховых взносов в ПФР на основе современных аппаратно-программных средств, отвечающих международным стандартам; с 1992 года развернуть подготовительную работу по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличивать размеры государственных пенсий за счет вносимых ими средств;
подготовить и представить в I квартале 1992 года на рассмотрение сессии Верховного Совета Российской Федерации отчет о деятельности ПФР в 1991 году.
4. Банку России предоставить ПФР кредит на 1992 год для обеспечения своевременного финансирования выплаты государственных пенсий с условием его погашения в конце года за счет средств ПФР с учетом выплаты 5 процентов годовых.
5. Финансирование выплаты государственных пенсий и иных выплат, осуществляемое в соответствии с пунктом 4 Положения о Пенсионном фонде Российской федерации (России), производится за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, поступающих в ПФР не позднее чем за 20 дней до начала выплатного периода.
6. Банки осуществляют операции по зачислению во вклады граждан сумм государственных пенсий и иных выплат, перечисляемых на их счета органами, осуществляющими выплату пенсий и пособий, а также прием страховых взносов от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, без истребования комиссионного вознаграждения за эти операции.
7. Правительству Российской Федерации:
принять неотложные меры по предоставлению органам и уполномоченным ПФР служебных помещений;
выделять для ПФР валютные средства, необходимые для приобретения вычислительной и информационной техники;
совместно с ПФР в месячный срок определить порядок возмещения Фонду расходов в связи с назначением досрочных пенсий безработным, а также решить вопросы о порядке и условиях пересылки и доставки государственных пенсий и пособий.
8. Признать утратившими силу с 1 января 1992 года Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1.
Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.ХАСБУЛАТОВ
Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1
1.2. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:
Организационная структура Пенсионного фонда РФ
рис.1
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.
В связи с приказом УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 30 сентября 2009 г. № 237-оп структура государственного учреждения, действующая с 01 октября 2009 года представлена в приложении 1.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Таким образом, в Законе отражены особенности и специфика обязательного пенсионного страхования. Для него свойственны руководящая роль государств и его организаторская и законотворческая функции. Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет существование в этом виде страхования единственного страховщика, т. е. субъекта, берущего на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Таким субъектом выступает государство, а точнее — ПФР. Монопольное положение ПФР в роли страхователя объясняется необходимостью осуществлять в соответствии с Конституцией РФ и российским пенсионным законодательством на всей территории страны и в отношении всех граждан единую пенсионную политику и использовать единую пенсионную систему. Объектами могут быть граждане России, иностранцы и лица без гражданства, которые занимались определенным видом общественно полезной деятельности. Это могут быть работники предприятий и организаций, государственные служащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов, учащиеся, студенты, курсанты учебных заведений и другие категории граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование.
Порядок ведения и предоставления сведений персонифицированного учета
В настоящее время порядок ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах установлен Федеральным законом №27-ФЗ и Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. №766н
Инструкция устанавливает:
· порядок регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;
· порядок предоставления в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведений и застрахованных лицах и порядок приема данных сведений ответственными должностными лицами Фонда;
· порядок проверки и контроля достоверности сведений, предоставляемых в Фонд;
· правила ведения документооборота, хранения и уничтожения документов, содержащих сведения персонифицированного учета.
Регистрация в ПФР осуществляется гражданином (его представителем) лично или через страхователя путем заполнения анкеты застрахованного лица. После проверки анкетных данных застрахованному лицу оформляется страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы Пенсионного фонда сведения о работниках (застрахованных лицах), необходимые для ведения персонифицированного учета. В соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ, страхователями являются все юридические лица (в т.ч. иностранные), их обособленные подразделения, а также индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и осуществляющие прием на работу по трудовым договорам или заключающие гражданско-правовые договоры, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Согласно ст.11 Закона страхователь обязан предоставлять в органы ПФР сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (в т.ч. получающего вознаграждение по договорам гражданско-правового характера). В состав этих сведений включаются:
- суммы заработной платы (дохода), на которые начислялись взносы на обязательное пенсионное страхование;
- суммы начисленных страховых взносов.
Сведения предоставляются на бумажном носителе (страхователем лично или по почте) или в форме электронного документа.
Правлением ПФР принят ряд нормативно-правовых актов, утверждающих формы документов для регистрации и ведения персонифицированного учета, а также установлен порядок их заполнения и направления в органы Фонда.
Форма предоставления сведений о застрахованных лицах утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. № 83п (Форма СЗВ-М).
Форма СЗВ-М включает:
- сведения о страхователе (реквизиты, регистрационный номер в ПФР, наименование, ИНН, КПП, отчетный период, тип формы);
- сведения застрахованных лицах – фамилия, имя, отчество, страховой номер, ИНН (при наличии).
Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 г. № 2п утверждены формы документов для регистрации граждан системе обязательного пенсионного страхования и Инструкция по их заполнению.
В частности, Постановлением утверждены:
· Анкета застрахованного лица (АДВ-1);
· Страховое свидетельство государственного пенсионного (АДИ-1) и обязательного пенсионного страхования (АДИ-7);
· Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1);
· Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К) и другие.
Инструкция по заполнению форм документов персонифицированного учета устанавливает подробный порядок заполнения и передачи данных в территориальные органы ПФР и содержит более 80 различных таблиц.