Пенсионный фонд россии
Содержание:
- Все органы фонда
- Цель и задачи Пенсионного фонда РФ
- История Пенсионного фонда
- По каким вопросам можно обратиться в ПФР?
- Обязательное страховое обеспечение
- Государственная пенсия – понятие и разновидности
- Понятие
- Изменения в схеме структуры ПФР
- 1.2. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
- История создания
- ОПС в системе пенсионного обеспечения
- Особенности функционирования
Все органы фонда
Действующая в 2018 году структура ПФР включает следующие органы:
Название органа ПФР | Чем занимается | Дополнительная информация |
Правление | Руководит Фондом.
Проводит единую стратегию управления пенсионной системой России в соответствии с законодательством. Определяет перспективные и текущие задачи Фонда. Издает нормативные акты по вопросам пенсионного и социального обеспечения, а также деятельности ПФР в пределах своей компетенции. |
Согласно структуре Пенсионного фонда РФ – одно на весь ПФР. Расположено в Москве. |
Исполнительная дирекция | Это исполнительный орган ПФР, который занимается:
|
Исходя из структуры Пенсионного фонда Российской Федерации, она одна. Расположена в Москве. |
Отделения | Организуют пенсионное и социальное обеспечение во всех регионах России в соответствии с законодательством, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции.
Руководят, контролируют и финансируют подведомственные территориальные органы Фонда. |
На 2018 год по организационной структуре Пенсионного фонда их 84 |
Управления и клиентские службы | Предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям | Их порядка 2460. В силу действующей структуры Пенсионного фонда России – ведут свою деятельность во всех регионах под руководством отделений ПФР. |
Ревизионная комиссия | Ведомственный финансовый контроль в системе ПФР.
Оценивает надежность финансового контроля. Готовит предложения по повышению эффективности финансового контроля. Подтверждает достоверность бюджетной отчетности. Готовит предложения о повышении экономности и результативности использования средств бюджета ПФР. |
Согласно структуре органов Пенсионного фонда, состоит при Правлении |
Межрегиональный информационный центр | Осуществляет обработку сведений о пенсионных правах граждан в системе обязательного пенсионного страхования, защиту и безопасное хранение данных. Обеспечивает автоматизацию информационной системы Пенсионного фонда, ведет его базы данных и реестры граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. | С учетом структуры органов ПФР, состоит при Исполнительной дирекции. Расположен в Москве. |
Центры по выплате пенсий и обработке информации | Удаленно обеспечивают выплату пенсий и социальных пособий.
Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям. |
Особенность организационной структуры ПФР в том, что эти центры есть не в каждом регионе России, а только в 25. |
Отметим, что схема структуры Пенсионного фонда РФ постоянно совершенствуется. Так, в 2017 году 274 управления и отдела ПФР в 44 регионах РФ были реорганизованы в 141 межрайонное управление.
В итоге, схема структуры Пенсионного фонда РФ в 2018 году включает в себя 2,46 тысяч подразделений, которые каждодневно обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях.
Цель и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.
Необходимость
расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд
повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются
доходные источники и средства которых используются на заранее строго
установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской
Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является
обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут
обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд
Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за
пределами федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.
Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:
— обеспечение совместно
с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
— финансирование
расходов;
— капитализация собственных
средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
— организация и ведение
индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе
обязательного пенсионного страхования;
— работа по взысканию с
граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по
инвалидности в результате получения увечий на производстве;
— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
История Пенсионного фонда
1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.
Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.
В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.
В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.
На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.
По каким вопросам можно обратиться в ПФР?
ПФР может решить сразу несколько вопросов рядового гражданина РФ. Во-первых, в Пенсионный Фонд обращаются, чтобы получить свидетельство СНИЛС. Для этого человеку нужно прийти в отделение ПФР с паспортом, написать заявление.
Во-вторых, в ПФР идут за получением сертификата на материнский капитал.
В-третьих, в Пенсионный Фонд обращаются граждане, потерявшие кормильца, которым положена выплата ежемесячной пенсии. Как и в предыдущем случае таким гражданам нужно собрать ряд определенных документов, прийти в офис ПФР, написать заявление и дождаться его рассмотрения.
В-четвертых, в ПФР можно обратиться за получение других выплат, которые предусмотрены именно этой организацией.
В-пятых, весьма популярны обращения в ПФР для получения различных справок. Например, справка о размере пенсии (для получения кредита пенсионерам), других соцвыплат.
В-шестых, в отделении ПФР обращаются за получением социального пособия на погребение в случае, когда погибает пенсионер.
Руководитель | Дроздов Антон Викторович |
---|---|
Местонахождение главного офиса | 115419, г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2 |
Телефон горячей линии | 8 800 600 44 44 |
Ссылка на форму для обращения граждан | es.pfrf.ru/appeal/ |
Обязательное страховое обеспечение
Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:
- страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
- фиксированной выплаты к страховой пенсии;
- накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.
Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.
Государственная пенсия – понятие и разновидности
Государственные пенсии предназначаются для того, чтобы компенсировать потерянный доход таким группам россиян:
- государственные служащие;
- военные;
- люди, которые принимали участие в Великой Отечественной войне;
- люди, которые пережили ленинградскую блокаду;
- люди, которые пострадали от радиационного воздействия;
- космонавты;
- летчики-испытатели;
- неработоспособные россияне.
Социальная
Для лиц, не имеющих возможности получать страховые выплаты, предусмотрена социальная пенсия (соответственно с законодательным актом номер 166 от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в России»).
Она предоставляется неработоспособным россиянам, которые не могут заниматься трудовой деятельностью по причине пожилого возраста, наличия инвалидности. Для оформления социальной пенсии требуется постоянно проживать в Российской Федерации и иметь статус «неработоспособный».
По старости
Эта пенсия предоставляется россиянам, которые пострадали от радиационного воздействия. Условия появления права на нее, как и ее величина, зависимы от группы граждан, к которым причисляется получатель, исполняемой им работы, от продолжительности проживания на пораженной радиацией территории.
По выслуге лет
Подобная пенсия может быть оформлена такими группами россиян:
- чиновники, которые минимум 15 лет провели на госслужбе;
- военные (соответственно с законодательным актом от 12 февраля 1993 г.);
- космонавты, имеющие стаж размером 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно). Минимум 10 и 7.5 лет должно быть проведено в летно-испытательном составе;
- летчики-испытатели, имеющие стаж размером 25 и 20 лет. 2 трети имеющегося стажа должно быть проведено в летном составе.
По инвалидности
Величина этой пенсии зависима от категории получатели. К получателям государственной пенсии по инвалидности причисляются:
- участники и ветераны Великой Отечественной войны;
- люди, жившие в блокадном Ленинграде и ставшие из-за этого инвалидами;
- военные, которые получили инвалидность из-за болезни либо ранения во время армейской службы;
- люди, которые потеряли трудоспособность из-за техногенной катастрофы в Чернобыле;
- космонавты, которые стали инвалидами, готовясь к полету в космос либо выполняя его.
Рабочий стаж не влияет на эту пенсию. Величина выплат определяется в процентном соотношении к величине социального пенсионного обеспечения.
По потере кормильца
Это пенсионное предоставляется назначается в случае гибели военного, проходившего армейскую службу, либо россиян, попавших под действие радиации, а также при смерти космонавтов, кандидатов в них. Предоставляются деньги неработоспособным родственникам умерших, прежде всего – несовершеннолетним сыновьям/дочерям, матери и отцу, мужу/жене.
Величина выплат зависима от категории, к которой относится получатель. Пенсия родственникам умершего военного, который проходил армейскую службу, предоставляется независимо от наличия работы у членов семьи погибшего.
Понятие
Само название организации пошло от названия выплат, которые получают граждане, когда оказываются нетрудоспособными и нуждаются в государственной финансовой помощи. Такая социальная поддержка называется пенсией. А организация, из бюджета которой осуществляются эти выплаты, называется Пенсионным фондом. Сокращенно аббревиатура данной государственной организации звучит как ПФР.
Основное назначение данного государственного органа – обеспечение граждан страхованием, дающим им гарантии и право на пенсионную поддержку при наступлении страхового случая.
Функции
Помимо основной функции, за ПФР закреплены также и другие, не менее важные. К ним относятся:
- ПФР формирует бюджет фонда за счет внебюджетных средств, которые отчисляются каждым работодателем в виде страховых взносов за работающих у него граждан. Помимо работодателей такие отчисления могут осуществлять сами граждане, а также иные зарубежные граждане и даже лица без гражданства. ПФР осуществляет управление всеми средствами, перечисляемыми ему, а также теми, которые подлежат обязательной выплате гражданам.
- Кроме этого, ПФР осуществляет весь учет страховых взносов, которые поступают в порядке обязательного страхования.
- Также ПФР производит расчет, назначение и начисление всех видов пенсионного обеспечения.
- Помимо основных выплат, ПФР рассчитывает дополнительные социальные выплаты некоторым категориям граждан, имеющим привилегии на их получение.
- ПФР ведет учет всех участников системы, выдавая им персонифицированный номер счета, на котором хранится вся необходимая информация.
- Пенсионный фонд контролирует отчисления работодателей и ведет взаимодействие с ними по поводу своевременной оплаты страховых взносов.
- На ПФР возложена обязанность по выдаче средств материнского капитала, а также дальнейшее их направление на целевые нужды согласно законодательству.
- ПФР обязан регулировать поступления и расходование средств из его бюджета. В случае образования дефицита средств он должен своевременно информировать об этом правительство в целях полноценного исполнения обязательств и сохранения устойчивого состояния пенсионной системы.
- ПФР принимал участие в софинансировании вкладов граждан, которые пошли на накопительную часть обеспечения. Согласно этой программе, граждане, вложившие от 2 до 12 тысяч рублей, должны получить удвоенную сумму при наступлении страхового случая. Однако на данный момент эта программа заморожена до 2020 года.
Изменения в схеме структуры ПФР
Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:
- территориальные управления;
- центры по выплате пенсий и обработке информации;
- клиентские службы Фонда.
В 2017 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.
На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:
- приема граждан;
- первичной оценки представленных документов;
- процессов обработки информации;
- принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.
1.2. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:
Организационная структура Пенсионного фонда РФ
рис.1
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.
В связи с приказом УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 30 сентября 2009 г. № 237-оп структура государственного учреждения, действующая с 01 октября 2009 года представлена в приложении 1.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Таким образом, в Законе отражены особенности и специфика обязательного пенсионного страхования. Для него свойственны руководящая роль государств и его организаторская и законотворческая функции. Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет существование в этом виде страхования единственного страховщика, т. е. субъекта, берущего на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Таким субъектом выступает государство, а точнее — ПФР. Монопольное положение ПФР в роли страхователя объясняется необходимостью осуществлять в соответствии с Конституцией РФ и российским пенсионным законодательством на всей территории страны и в отношении всех граждан единую пенсионную политику и использовать единую пенсионную систему. Объектами могут быть граждане России, иностранцы и лица без гражданства, которые занимались определенным видом общественно полезной деятельности. Это могут быть работники предприятий и организаций, государственные служащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов, учащиеся, студенты, курсанты учебных заведений и другие категории граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование.
История создания
Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой. По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур. Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.
В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.
В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.
В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий. Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.
В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.
В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.
ОПС в системе пенсионного обеспечения
Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.
В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.
Тариф, в свою очередь, разделяется на:
- солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
- индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).
Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.
Страховая пенсия
Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:
- по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
- по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
- по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).
Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.
В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.
Накопительная пенсия
Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).
Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.
Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.
Особенности функционирования
Основным источником поступления денежных средств в ПФР являются страховые взносы, отчисляемые работодателями, а также другими гражданами для накопления будущих пенсий. В России в ПФР отчисляется 22% от установленного официального дохода гражданина. При этом данные средства направляются только из средств работодателя. Из самого дохода сотрудника они не вычитаются.
В 2013 году были введены изменения в Пенсионную систему России, на основании которых граждане имеют право распорядиться своими отчислениями одним из следующих способов:
- направить все 22% на накопление страховой пенсии;
- направить 16% на страховую часть, а 6% на накопительную часть.
Накопление специальной части осуществляется на индивидуальных счетах не только государственного фонда, но и негосударственных. Накопительная часть имеет ряд существенных отличий от страхового обеспечения. Но основания для ее выплат возникают также вместе со страховой пенсией.
Необлагаемые доходы
Работодатели, а также сами граждане должны знать, что есть некоторые виды доходов, которые не облагаются налогами, а также с них не осуществляются страховые отчисления в ПФР. К таким доходам относятся:
- выходное пособие, которое может быть назначено при расторжении трудовых отношений между работодателем и сотрудником при определенных обстоятельствах;
- компенсация, если работник не использовал положенный ему отпуск;
- доходы, которые выплачиваются гражданину, пока он находится в статусе безработного;
- прочие компенсационные или льготные выплаты.