Как происходит присвоение квалификационной категории
Содержание:
- Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?
- Продолжительность срока действия квалификационной категории
- Порядок проведения аттестации
- Вход на сайт
- Порядок и условия проведения аттестации
- Что предлагают сделать
- Нужно ли повышать квалификацию?
- Что такое национальная система учительского роста
- Как пройти аттестацию на директора или заместителя директора школы
- Где искать работу учителем
- Очередная и досрочная аттестации
- Обязанности учителя начальных классов
- Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории
Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?
Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:
-
Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.
-
Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.
Нормативно-правовая база
Продолжительность срока действия квалификационной категории
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.
При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия.
В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.
Порядок проведения аттестации
Заявление учителей на аттестацию, как отмечалось выше, рассматривается 30 дней. На протяжении этого времени:
- Определяется аттестационный период для каждого сотрудника.
- Отправляется письменное уведомление учителям о том, где и когда будет проведена проверка.
Каждое заявление от учителя рассматривается отдельно на специальном заседании. Это и есть аттестация. Она считается правомочной присваивать категорию и принимать решения, если присутствует, как минимум 2/3 представителей от общего положенного числа.
Вне зависимости от того, присутствует или нет учитель на аттестационном официальном заседании, члены комиссии тщательно оценивают его деятельность. Проверяются такие важные факторы как:
- результаты работы;
- связь между деятельностью и направлениями, по которым осуществляется повышение квалификации.
Решение принимают исключительно в отсутствии самого аттестуемого. Проводится открытое голосование. Принятый вердикт — это большинство голосов, высказавших определенное мнение. Если решения за и против равны, желаемая категория все равно присуждается. Если учитель в силу своей деятельности является членом комиссии, он может присутствовать при голосовании, но голос его не считается.
Если в процессе голосования становится понятно, что желаемая категория не может быть присуждена выносится отказ. Любое решение относительно педагога сообщается ему сразу после подсчета голосов.
Вход на сайт
Перечни должностей основных категорий специалистов отрасли, которым могут устанавливаться указанные надбавки, и порядок их установления определяются соответствующими министерствами, республиканскими органами государственного управления (образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, социальной защиты, по архивам и делопроизводству, Белтелерадиокомпанией).
При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы и у другого нанимателя выплата надбавок основным категориям специалистов, имеющим квалификационные категории, производится на общих основаниях, как и основным работникам.
Это интересно: Субсидия На Квартиру Кому Положена 2021 Московская Область Сумма
Порядок и условия проведения аттестации
Лица, которым необходимо (очередная аттестация) или которые желают досрочно пройти аттестацию (досрочная аттестация), подают заявление в аттестационную комиссию с 20 декабря по 5 января или с 1 августа по 15 августа.
Аттестация осуществляется в соответствии со специальностью, указанной в дипломе об образовании, или документе о переподготовке с присвоением соответствующей квалификации по занимаемой должности. В случае преподавания нескольких дисциплин аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.
Аттестация педагогических работников проводится в два этапа:
- квалификационное тестирование;
- комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.
Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых проводится ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.
Для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц создаются экспертные советы и аттестационные комиссии соответствующих уровней, состоящие из нечетного количества членов, но не менее 5 человек. Аттестуемый педагогический работник, если он является членом комиссии, не может принимать участие в голосовании при рассмотрении своей кандидатуры.
По каждому педагогическому работнику организации образования экспертный совет выносит заключение (рекомендовать/не рекомендовать для аттестации), которое предоставляется аттестационной комиссии соответствующего уровня ежегодно не позднее 1 августа или 1 декабря текущего года.
По результатам аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:
- соответствует заявляемой квалификационной категории;
- не соответствует заявляемой квалификационной категории.
При принятии аттестационной комиссией решения «не соответствует требованиям квалификационной категории» на присвоение квалификационной категории в случае досрочной аттестации действующая квалификационная категория сохраняется.
В случае решения комиссии «не соответствует требованиям квалификационной категории» на подтверждение квалификационной категории, действующая категория снижается на один уровень, в результате чего понижается и заработная плата работника.
При переходе со второй, первой, высшей квалификационных категорий на квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер»:
- в случае неподтверждения заявляемой квалификационной категории после повторного прохождения национального квалификационного тестирования действие имеющейся квалификационной категории сохраняется;
- при следующем неподтверждении квалификационная категория продлевается на один год;
- при повторном неподтверждении квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог».
Педагогическим работникам и приравненным к ним лицам, которым присвоены квалификационные категории «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог — мастер» сохраняется квалификация должностей:
- «педагог-модератор» — «учитель второй категории»;
- «педагог-эксперт» — «учитель первой категории»;
- «педагог-исследователь» и «педагог-мастер» — «учитель высшей категории».
Новая квалификационная категория и соответствующий уровень оплаты труда оформляются приказом руководителя организации образования и устанавливаются с 1 сентября следующего учебного года.
В случае успешного прохождения аттестации выдается удостоверение, сроком действия 5 лет, не позднее 31 августа или 31 декабря текущего года.
Что предлагают сделать
О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.
Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.
Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.
Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:
- единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
- базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
- единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
- для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.
Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.
О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).
Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.
В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.
Нужно ли повышать квалификацию?
Все работники образования обязаны проходить курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года. Без этого не получится подтвердить свое соответствие занимаемой должности или повысить квалификационную категорию. У нас вы можете дистанционно* окончить курсы по разным вопросам работы учителя начальных классов – от охраны здоровья детей до методов и приемов преподавания шахмат или основ религиозных культур и светской этики. Обучение подтверждается выдачей удостоверений о повышении квалификации.
Советы начинающим специалистам – как стать хорошим учителем начальных классов?
Помните, что физиологическая адаптация детей к школе продолжается всю начальную ступень обучения. Облегчите этот процесс, чтобы длительное напряжение и переутомление не сказались на здоровье ваших учеников. В течение каждого урока или внеурочного занятия меняйте виды деятельности, избегайте задач, в которых детям приходится долго фиксировать взгляд на одном предмете или выполнять монотонные движения, отдавайте предпочтение наглядным методам обучения и практическим заданиям.
Регулярно проводите персональную работу с учениками, у которых наблюдаются проблемы с адаптацией к школе. Разъясняйте им непонятные темы, давайте поручения, помогающие вписаться в коллектив
Особое внимание обращайте на детей, у которых есть особенности в поведении или психофизическом развитии.
Используйте с детьми активно-положительный стиль педагогического общения. Настраивайте учеников на работу, будьте требовательными и заинтересованными в результатах работы всего класса и каждого ребенка в отдельности
Оказывайте детям поддержку в трудные минуты, находите время для неформального общения.
Старайтесь, чтобы обучение и воспитание были единым комплексным процессом. Например, изучая литературное произведение на уроке чтения, разбирайте с детьми поступки героев и вместе давайте им морально-нравственную оценку.
Ежедневно работайте над созданием в классе благоприятного социально-психологического климата. Организуйте разнообразные коллективные мероприятия, старайтесь включать в учебную и внеучебную деятельность всех детей, в том числе неактивных, с низким социальным статусом. Будьте в курсе переживаний и радостей каждого ребенка. Во время замечайте и разрешайте конфликты.
Поощряйте социальную активность и креативность детей. Научите их задавать вопросы, если что-то непонятно, предлагать свои идеи по учебной и внеучебной деятельности, делится радостями и искать поддержки у сверстников и взрослых, когда возникают какие-то трудности.
Используйте в работе игровые приемы. Вплоть до 10-11 лет игра остается ведущим видом деятельности ребенка, поэтому способствует лучшему усвоению учебных материалов, формированию правильных моделей поведения.
Каждый день анализируйте свою деятельность, ищите новые эффективные методы и приемы обучения, обращайтесь к опытным коллегам за советами.
Учитель начальных классов закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, участвует в самой активной фазе социальной адаптации ребенка. Поэтому в эту профессию должны идти люди, которые готовы к трудностям, любят детей, умеют прислушиваться к опыту старших коллег и подстраивать его под условия современного образования.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Что такое национальная система учительского роста
История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.
Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.
Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.
И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.
Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).
Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:
- профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
- внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
- главный критерий роста – профессиональный стандарт;
- аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.
Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).
Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.
Как пройти аттестацию на директора или заместителя директора школы
Отдельно следует отметить аттестацию руководящего состава школы, которая проходит на основании ч. 4 ст. 51 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Аттестация направлена на проверку знаний и умений, а также уровень квалификации кандидата на будущую руководящую должность.
Руководитель образовательного учреждения должен иметь высшее образование и отвечать требованиям должностных справочников и профстандартов. Дополнительные требования прописывают в своих приказах муниципальные органы каждого субъекта Российской Федерации.
Рассматривая тему как пройти аттестацию на заместителя школы, то отметим, что аттестация руководящего состава образовательного учреждения проходит целенаправленно:
- для оценки будущего руководителя при приеме на работу;
- для оценки действующего руководителя на соответствие должности.
Порядок аттестации и сроки проведения определяет приказ, изданный на уровне субъекта Российской Федерации (города, района и т.д.). Каждый орган местного самоуправления издает свой нормативный акт с перечислением этапов прохождения аттестации.
Стандартные шаги аттестации директора, заместителя директора и других руководящих должностей обычно проходят следующим образом:
- Министерство образования данного субъекта издает приказ, в котором утверждаются участники аттестационной комиссии.
- Формируется список кандидатов на руководящую должность или тех, кто уже работает на ней.
- Предоставляются документы на прохождение аттестации.
- За неделю до процедуры аттестации кандидатов или действующих руководителей уведомляют для подготовки и явки к комиссии.
В случае, если кандидат не явится на заседание комиссии, дата проверки переносится. Для действующих руководителей в этом случае применяется дисциплинарная ответственность, но это еще не значит, что директор школы не прошел аттестацию.
Для прохождения аттестации каждое муниципальное управление формирует свой список документов. Обычно предоставляются следующие документы:
- заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
- отчет о результатах выполнения программы образовательного развития за год; выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
- справка об отсутствии судимости кандидата или действующего руководителя.
От аттестации директора, заместителя директора и других руководящих должностей школы освобождаются:
- беременные женщины и женщины, которые на момент аттестации находятся в декретном отпуске;
- руководители, проработавшие на своей должности менее одного года; руководители, назначенные государственными органами.
Результаты аттестации на руководящую должность образовательной организации формируются следующим образом. Если аттестуемый не проходил собеседовании с комиссией или получил отрицательный ответ, то результат приравнивается к неудовлетворительному прохождению аттестации. Оба случая говорят о том, что аттестуемый не прошел проверку своих знаний и навыков на руководящую должность в школе.
Когда действующий директор школы не прошел аттестацию есть вероятность его сокращения и перевод на уровень кандидата на должность руководящего состава. Но такой исход реализуется только после решения муниципальных органов города или района.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой в помощь педагогам и школьникам предлагает электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроки русской словесности, уроки для дошкольников, уроки по иностранным языкам.
Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом!
Скорее оформляйте подписку, скачивайте необходимые материалы, записывайтесь на обучение и получайте полезные знания!
Специальные предложения:
1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.
2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.
Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!
Материал из Справочной системы «Образование»
Где искать работу учителем
Многие студенты идут работать в школу, параллельно обучаясь заочно в магистратуре. Некоторые из них выбирают учебные заведения, которые оканчивали сами. Искать работу можно, самостоятельно посещая различные государственные и частные школы и предлагая свою кандидатуру, просматривая интернет-сайты с актуальными вакансиями.
Некоторые студенты остаются работать в школах, где проходили педагогическую практику (на 3-ем курсе института). Чтобы этот вариант сработал, требуется за время практики проявить себя, как квалифицированного сотрудника (проявить все свои умения и навыки, чтобы заслужить уважение других учителей).
Искать работу необходимо в течение учебного года (до мая), так как летом работодатель может быть в отпуске. Получить место в школе могут и молодые специалисты без опыта работы, но с дипломом, так как стать школьным учителем без него невозможно.
Сколько зарабатывают школьные учителя
В России зарплата школьного учителя складывается из количества отработанных часов, квалификации, выполнения дополнительных обязанностей (ведение классного руководства и пр.). На оклад преподавателя влияют регион, выбор учебного заведения (государственная или частная школа, лицей и пр.), специализация (насколько редким и востребованным является предмет обучения).
Эта профессия очень востребована, согласно сайтам по поиску специалистов, по стандартной ставке учителя в школе требуются работники на зарплату от 20 до 50 тысяч рублей.
Не всегда удается узнать, сколько стоит рабочий день педагога, и сколько часов нужно отработать, чтобы получить одну ставку учителя в школе. Но Трудовой Кодекс сообщает о том, что учитель не может работать в неделю более 36 часов. Сокращенная рабочая неделя установлена законодательно. Получается, что выработка учителя школы на ставку в часах не может превышать 7,2 часа в день.
Узнать, сколько платят учителям в школе, можно на любом сайте по поиску сотрудников, в центре занятости или в самой школе.
Очередная и досрочная аттестации
Аттестация педагогов и приравненных к ним лиц подразделяется на очередную и досрочную.
Очередная аттестация, как уже было отмечено, проводится раз в 5 лет и подразумевает полную проверку итогов деятельности педагогического работника согласно его должностным квалификационным характеристикам.
Досрочная аттестация проводится по желанию самого педагога с целью преждевременного повышения квалификационной категории и исключает необходимость ожидания срока в 5 лет.
Пройти досрочную аттестацию могут работники, удовлетворяющие одному из следующих требований:
1. на квалификационную категорию «педагог-модератор»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне района, города;
- лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием»;
- лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня В1 (по шкале CEFR);
- лица, имеющие академическую степень магистра;
- лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
- лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету;
2. на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований районного/городского уровня;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад районного/городского уровня;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне (городов Астаны, Алматы и Шымкента);
- лица, являющиеся выпускниками программы «Болашақ»;
- лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора;
- лица, владеющие английским языком на уровне не ниже B2 (по шкале CEFR) и преподающие предметы на английском языке;
- лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;
- лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету.
3. на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровня;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад областного уровня или участниками республиканского или международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;
- лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее пяти лет.
4. на квалификационную категорию «педагог-мастер»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад республиканского уровня или участниками международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, авторские технологии обучения и воспитания.
Обязанности учителя начальных классов
Полный список можно посмотреть в должностной инструкции и в профессиональном стандарте педагога
Обратите внимание: руководство школ имеет право менять перечень обязанностей учителей по своему усмотрению. Но в список наверняка войдут:
- Работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В частности, педагог обязан обеспечивать нужный уровень подготовки учеников, опираться на рекомендации стандарта при составлении планов занятий, проведении уроков, в воспитательной работе. Если вы решите учиться на учителя начальных классов, обязательно выбирайте программы с изучением правил работы по ФГОС НОО.
- Охрана здоровья и жизни детей во время уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий и пр. Оказание доврачебной помощи при необходимости.
- Разработка рабочей программы для начальных классов (с учетом образовательной программы школы и требований руководства), обеспечение ее выполнения. Составление планов учебной и внеучебной деятельности на четверть и на каждое занятие.
- Индивидуальная работа с учениками: помощь в освоении трудных тем, работа с мотивацией детей, воспитательные беседы, общение с родителями по поводу конкретных проблем и пр.
- Соблюдение режима проверки тетрадей. Учитель начальных классов должен проверять классные и домашние работы ежедневно, а проверку и разбор ошибок по контрольным готовить к следующему уроку по конкретному предмету. Тетради для контрольных работ учитель обязан хранить в классе в течение всего года.
- Ведение учебной документации, контроль посещаемости и успеваемости, подготовка и сдача отчетов руководству школы.
- Регулярное прохождение курсов повышения квалификации по профессии учитель начальных классов. Учиться по таким программам нужно раз в 3 года, оплата обучения — обязанность работодателя.
- Проведение родительских собраний, участие в педсоветах, семинарах, конференциях, работа в методических объединениях.
Также в списке обязанностей — строгое соблюдение локальных нормативных актов, утвержденных руководством школы.
Основания для отказа в прохождении аттестации для установления квалификационной категории
По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?
Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.
После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:
- если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;
- если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;
- если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности;
- если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:
- несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;
- истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;
- прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);
- незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.