Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Что на самом деле

Хоть по закону преподавателям положены доплаты за “надомников”, многие их не получали. За домашнее обучение школа получает финансирование из фондов, либо от государства. Часто эти деньги идут на нужды школы, либо администрации «в карман», а преподаватель получает обычный расчет, без надбавки. Стимулирующие выплаты также часто не производятся.

Конечно, это исключения из правил и обычно положенные часы преподавателям оплачивают добросовестно. Причем «надомники» приносят выгоду, как самым учителям, так и школе: за них доплачивают как за целый класс. Однако, проезд учителям не компенсируют и им приходится добираться до учеников самостоятельно, даже если те проживают далеко от школы, например в области. Иногда преподаватели могут договориться с родителями, либо проводить занятия в Скайпе, дистанционно.

Какая зарплата у школьного учителя

Базовая ставка учителя, вне зависимости от преподаваемой дисциплины, одинакова. Тем не менее на выходе зарплаты немного отличаются, поскольку они связаны с дополнительными и обычными учебными часами, подработкой в качестве репетитора и другими возложенными обязанностями. Рассмотрим разные предметы и сравним доходы учителей.

  1. Русский язык и литература. Профессия учителя великого и могучего русского языкадовольно востребована, хотя и сложно назвать ее престижной. На рынке труда имеется большое количество предложений. Чтобы зарабатывать больше, филологу впору рассмотреть дополнительные источники дохода: репетиторство, корректура в солидных изданиях и пр. За свой труд учитель может рассчитывать в среднем на 21 тыс. руб. Безусловно, это минимальный показатель, стоит иметь в виду, что в столице доходы выше в 2,5-3 раза.
  2. Английский язык. Если школа неспециализированная, данный предмет преподается дважды в неделю, отчего оплата труда может быть ниже. Между тем английский весьма востребован, потому является отличной перспективой для репетиторства. Учителя получают в среднем 25 тыс.руб., однако в столице при полной занятости они зарабатывают до 100 тыс. руб.
  3. Физкультура. Данный школьный предмет не предусматривает подработок. Надбавки полагаются за проведение спортивных праздников. Физрук в среднем имеет зарплату 15 тыс. руб., потому многие стараются взять две ставки. Инициативный учитель физкультуры может рассчитывать на 20-24 тыс. руб. ежемесячно.
  4. Математика. Царицу наук преподают чаще других предметов, а значит, и уровень зарплат у данных учителей выше. Учитель математики без дополнительных выплат может рассчитывать на 23,2 тыс. руб. ежемесячно.
  5. Физика. Учитель данной дисциплины трудится в основном в государственном и частном заведении, репетитором либо педагогом факультативов. Решительный, инициативный физик, имея желание, может занять должность заведующего учебной частью, замдиректора либо стать самим руководителем школы, гимназии или лицея. В среднем по стране зарплата физика составляет 24,7 тыс. руб.
  6. Химия и биология. Позиции стартового уровня – 14 тыс. руб., тогда как более опытные учителя зарабатывать 45 тыс. руб. Средний показатель по стране находится в пределах 20,5-22,5 тыс. руб.
  7. Информатика. Учителя информатики в среднем зарабатывают 22,7 тыс. руб. К слову, начальный уровень доходов – 13 тыс. руб., а вот опытные преподаватели ежемесячно получают 40 тыс. руб.
  8. История и обществознание. Учитель истории должен обладать глубокими знаниями по своему предмету, разбираться в законодательстве РФ и правах ребенка, владеть основами педагогики и психологии, образовательными методиками. Средняя зарплата по стране – 22 тыс. руб.
  9. Изобразительное искусство. Этот педагог работать может в начальной и средней школе, однако нередко встречается этот специалист в детской художественной школе, изостудии, школе искусств, внешкольных учреждениях. В среднем учитель изо зарабатывает 20,1 тыс. руб.
  10. Музыка. В обычной школе учитель музыки имеет зарплату 23 тыс. руб., а в государственной музыкальной школе доход составляет всего 15-17 тыс. руб. Работа репетитором либо преподавателем в частной школе приносит зарплату от 30 тыс. до 100 тыс. руб., в зависимости от нагрузки, опыта, профессиональных навыков, достижений воспитанников и др.
  11. География. Данный предмет в школе изучается 1-2 раза в неделю, поэтому дисциплина для многих детей тяжелая ввиду огромного объема. Данные специалисты в среднем по РФ зарабатывают 24,8 тыс. руб., в крупных городах доходы вдвое выше.
  12. ОБЖ. Преподаватель этого предмета дает учащимся знания, навыки, которые пригодятся им в будущем. Современные дети полагаются на гаджет, без которого порой ощущают себя беспомощными. Профессионал умеет исправить данное положение вещей с помощью рассказов и моделей жизненных примеров, ведь каждый может оказаться в сложной ситуации. Зарплата учителя ОБЖ в среднем составляет 20 тыс. руб.

Программа «Земской учитель»

Сегодня на фоне широкого расслоения зарплат между отдельными регионами учителя активно переезжают в те субъекты, где им могут предложить больше. При этом школы в малых городах и селах оказались в сложной ситуации из-за острого дефицита кадров.

Чтобы решить эту проблему, Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале этого года предложил в 2020 году запустить программу «Земской учитель» для педагогов, которые согласятся переехать на работу в села и малые города. Такие переселенцы получат от государства единовременную выплату в размере 1 млн рублей, которые можно потратить на любые цели.

Напомним, подобная программа уже действует в отношении врачей. Она была запущена в 2012 году и предусматривает выплату в 1 млн рублей для врачей, которые согласились переехать в сельскую местность, а также 0,5 млн рублей – для фельдшеров.

При этом глава государства призвал освободить участников переезда от уплаты НДФЛ при получении единовременной выплаты. Из-за уплаты подоходного налога в реальности суммы выплат, получаемых на руки, серьезно уменьшаются. Чиновники согласились, что от этой практики нужно избавляться, с тем, чтобы переселенцы чистыми получали указанные суммы.

Обязанности на работе

Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:

  • выбор программы и учебно-методического обеспечения;
  • проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей;
  • использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача;
  • планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок);
  • поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося;
  • контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание;
  • заполнение журнала (в т. ч. электронного);
  • обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока.

Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.

Что нужно знать преподавателю физической культуры:

  • возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
  • утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
  • основы школьной гигиены;
  • возрастную психологию ребенка;
  • методики преподавания каждой темы;
  • спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
  • требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
  • технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
  • способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
  • навыки оказания первой медицинской помощи;
  • правила пожарной безопасности и охраны труда.

Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).

Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

Отчет Медведева о выполнении майских указов Президента РФ

Майский Указы Президента РФ от 2012 года находятся в эпицентре обсуждаемых тем уже шестой год. Правительство РФ регулярно отчитывается о проведенных работах и о возникающих трудностях. Путин держит ситуацию под контролем и поручил Правительству завершить все недоработанные направления по данному вопросу до окончания 2018 года.

В целом ситуация выглядит неплохим образом: Правительству удалось выполнить более 90% предписаний о повышении заработной платы бюджетникам. Выступая перед Государственной Думой с отчетом о работе Правительства, Дмитрий Анатольевич Медведев подтвердил данный факт. А трудности, возникшие в процессе работы, он объяснил следующим образом: «Дело в том, что за выполнение данных Указов Правительство взялось в одной экономической ситуации, а потом эта ситуация изменилась». Сильное торможение в реализации проекта по увеличению заработных плат работникам бюджетной сферы оказал и кризис 2014 года.

Медведев осведомил Президента, что в данный момент по всей стране продолжается активная работа по созданию высокопроизводительных рабочих мест.

22 января 2018 года Премьер-Министр Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение «О выделении в 2018 году ассигнований на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений» № 62-р. В данном распоряжении указана сумма, которая будет выделена из бюджета на выполнение трех «майских Указов» Президента. Итак, сумма 15,4 миллиарда рублей будет зарезервирована в бюджете и в 2018-2020 годах будет направлена на обеспечение выполнения поручений согласно следующим Указам:

  1. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года №597;
  2. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
  3. «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года №1688.

Данный документ был рассмотрен на заседании Правительства РФ и одобрен 18 января 2018 года. В Министерстве Финансов сообщили, что зарезервированный фонд будет распределен следующим образом:

В числовом выражении данное распределение средств на повышение заработных плат бюджетникам будет выглядеть так: в сферу образования будет направлено 7,2 млрд. рублей, в сферу науки — 3,4 млрд. рублей, в сферу здравоохранения — 3,4 млрд. рублей, в сферу культуры — 0,5 млрд. рублей, что в совокупности составит 14, 5 млрд. рублей.

Оставшуюся же часть резерва правительство распределит по своему усмотрению, учитывая итоги конечных показателей повышения заработных плат

А так же необходимо будет обратить внимание на темпы роста среднемесячного дохода населения

Одними из главных получателей средств целевого использования (повышения заработных плат бюджетников) станут:

  1. Министерство образования и науки (около 4,7 млрд. рублей),
  2. Министерство здравоохранения (458,5 млн. рублей),
  3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия (325,8 млн. рублей),
  4. Министерство обороны (250,7 млн. рублей).

Из чего складывается и от чего зависит зарплата учителя

Если раньше в РФ существовала единая тарифная сетка и зарплату начисляли исходя из разрядов, то после 2008 г. учреждения образования стали переходить на НСОТ (новая система оплаты труда). Исходя из нее, в заработную плату входит 3 части:

  1. Фиксированная, или базовая.
  2. Компенсационная.
  3. Стимулирующая.

За достижения и отдельные успехи учителю выплачивают разовые премии, хотя ежемесячная премия считается скорее исключением, нежели правилом.

Базовая часть состоит из общей и специальной. В общую входит количество отработанных учителем часов (аудиторная нагрузка) и численность учащихся в классе. Базовая ставка, как известно, состоит из 18 часов в неделю для учителей средней и старшей школы и из 24 часов в неделю для учителей начальной школы. В специальной части значится проверка тетрадей, ведение проектов, классное руководство, дополнительные уроки с одаренными учениками, доплата за деятельность в коррекционных классах, заведование кабинетом и др. (внеаудиторная нагрузка).

Компенсационная часть включает работу учителя в сложных и особых условиях. К примеру, учитель химии взаимодействует с вредными веществами.

Стимулирующие выплаты полагаются учителю за обеспечение высоких достижений, использование инновационных форм и методов, качество подготовки учащихся и пр. В каждой школе производится учет достижений каждого педагога и определяется шкала оценок.

Таким образом, на зарплату учителя влияет ряд факторов:

  1. Экономика региона, в частности ее благополучие. Традиционно более высокие доходы учителей в развитых регионах. Так, Москва и Дальний Восток отличаются более положительной динамикой, нежели другие области.
  2. Учебная нагрузка. Учитель, который проводит большее количество уроков, а также внеклассных мероприятий, имеет выше зарплату благодаря стимулирующим выплатам и премиям. Если ученик показывает отличные результаты (побеждает в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и пр.), это отражается и на доходах учителя.
  3. Формат учреждения. В частных заведениях заработная плата гораздо выше, нежели в государственных. Это обусловлено платностью образования вкупе с высоким уровнем предоставляемых услуг.
  4. Образование, квалификация.
  5. Стаж учителя.

Рабочие каникулы

Еще одна особенность рабочего времени учителей связана с упоминавшимся выше понятием учебного года. Для образовательного процесса это определяющий фактор: в соответствии с ним составляются все методики, учебные планы, нагрузки и т. д. В нашей стране новый учебный год традиционно начинается 1 сентября, отделяют один учебный год от другого длинные летние каникулы. Кроме того, в течение самого учебного года в зависимости от типа и режима образовательного учреждения предусмотрены периоды, когда учебная работа не ведется (четвертные каникулы в школах, периоды сессий в вузах и т. д.).

Следует помнить, что все каникулярные периоды, если они не совпадают с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей, являются для них рабочим временем (п. 4.1 Приказа № 536).

В каникулярное время, когда учебной нагрузки у преподавателей нет, они могут заниматься педагогической, методической, организационной работой, связанной с реализацией образовательной программы, то есть выполнять те самые дополнительные обязанности. При этом их выполнение в каникулы должно происходить в пределах нормируемой части рабочего времени – установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени сотрудников образовательного учреждения в каникулярный период регулируется локальными актами и графиками работ с указанием их характера (Пример 3).

Бесплатная консультацияЮриста:По любым вопросам

Пример: Набрал займов в МФО из-за ремонта квартиры и лечения болезни. Поздно понял что это неподъемные займы для меня. Звонят, угрожают различными способами воздействия.

Как быть? Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить

Правительства Москвы

Министерства юстицииРоссийской Федерации

Роспотребнадзора Последние вопросы Полное комплексное обслуживание С момента обращения к нам и до полного решения вопроса мы готовы сопровождать своих клиентов, оказывая им необходимые услуги и консультации. Бесплатный детальный анализ ситуации Наши специалисты детально изучат Вашу ситуацию, ознакомятся со всеми имеющимися документами, составят четкую картину проблемы. Работа на результат Мы заинтересованны в успехе Вашего дела!

Ваши победы — наши победы. Мы ориентированные исключительно на результат. Составление документов При необходимости юристы нашей компании возьмут на себя составление всех необходимых документов, для положительно решения дела.

Бесплатная проработка вариантов Только после детального анализа имеющихся документов, погружения в сложившуюся ситуацию – мы сможем проработать пути решения и целесообразность их применения.

Подача документов Берем все на себя. Составление. Сбор необходимого пакета документов. Подача в инстанции. Отслеживание.

Контроль каждого движения дела.

Всегда есть вероятность, что клиенту не нужно идти в суд или составлять претензию и иные документы, так как перспективы выиграть нет и клиент зря потратит время и деньги, хуже того, усугубит свое положение. Именно по этому юристы нашей компании сначала делают бесплатный анализ ситуации, изучают имеющиеся документы, и только после этого предлагают пути решения, если они имееются.

Почему

«Не сдал аттестацию» – обжалованию не подлежит

В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?

– Ну вот, например, моя любимая тема – только в Москве додумались сделать в общем кадровом реестре возможность для всех директоров выставить учителям «черную метку» при увольнении. То есть если учитель, например, увольняется по своему желанию, но при этом он поспорил с директором, директор нажимает значок в кадровом реестре, и все директора московских школ видят, что этого учителя больше не надо брать на работу.

Причем никто из директоров официально не подтвердит, что это есть, но нам, профсоюзу «Учитель», чудом удалось достать пару документов, где департамент регулирует этот вопрос. Я не слышал, чтобы в других регионах была возможность у директора выгнать учителя фактически с волчьим билетом.

Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.

Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?

– В Москве очень оригинальная система аттестации учителей. Она вроде бы неплохая, кажется демократичной, потому что соответствие учителя занимаемой должности оценивает школа. Собирается комиссия, учитель выполняет тесты, отвечает на вопросы – казалось бы, все здорово, но нет в принципе апелляционной инстанции. То есть в ситуации, когда директор или завуч решил по какой-то причине завалить учителя и сказал: «Ты не сдал аттестацию», руководство на уровне Московского центра качества образования, Департамента образования пожимает плечами и говорит: «Мы ничего сделать не можем, у нас так принято по закону».

У нас есть член профсоюза, которую так уволили за то, что она не прошла эту аттестацию. Мы посмотрели тесты, которые она выполняла, и нашли, что еще в 2013 году про них Исаак Фрумин говорил, что это полный бред. Академик Борис Михайлович Бим-Бад по нашей просьбе посмотрел эти тесты и сказал: «Тестовые задания для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности «учитель» весьма аморфны, расплывчаты, не однозначны, они включают в себя сомнительные варианты ответов, ни один из которых не убедителен. <…> В предложенных тестовых заданиях варианты ответов для выбора продиктованы взглядами, вкусами, предпочтениями составителей этих заданий. Поэтому они не могут служить основанием для объективной оценки правильности ответов, оценки, которая имеет жизненно важные для учителя последствия».

Но департамент говорит, что он ничего не может сделать, и мы проиграли дело в городском суде, который сказал: «Нарушений в процедуре не было, оценивать качество тестов мы не можем, а приглашать экспертов не хотим».

Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.

Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.

Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.

Например, с точки зрения закона никто не может требовать от него предоставления какой-то там карты урока – то ли информационной, то ли еще какой-то, – но к нему придут проверять, выяснится, что у него этой карты нет, хотя по закону ее и не должно быть, и к нему начнут придираться. Большинство учителей просто плюет на это и говорит: «Дотянем как-нибудь до пенсии», хотя теперь и пенсия отодвинулась. Все это не способствует тому, чтобы качество образования становилось лучше. Так что эти большие деньги даются очень серьезным нервным напряжением.

Порядок расчета по закону

Доплачивают ли учителю на дому? Если ребенок учится на дому и кроме своей нагрузки преподавателю приходится заниматься с ним, то часы работы с такими детьми добавляются к другой учебной нагрузке. За работу с детьми, находящимися на индивидуальном графике преподавателю доплачивают 20%. Т.к. педагогические работники, осуществляющие обучение на дому, состоят в трудовых отношениях со школой, часы, которые они провели, занимаясь с «надомниками» обязательно включают в тарификацию. Это значит, что расчёт зарплаты за период каникул, в том числе летних, если он не совпадает с основным отпуском, производят на общих основаниях. Работа педагога в осенние, зимние, весенние, летние каникулы оплачивается по тарификации перед началом каникул. Работодатель обязан выплатить педагогическому работнику зарплату за период каникул и за часы индивидуальной работы на дому. Запрещается исключать данные часы из общей нагрузки педагога в каникулы, так как работник производит обучение детей на дому не по почасовой оплате.

Сколько доплачивают учителям за домашнее обучение? Расчет заработной платы педагогов школ, осуществляющих занятия со школьниками, не посещающими учебное заведение по состоянию здоровья, либо детей-инвалидов, должен осуществляться на общих основаниях. Расчет производится следующим образом: отработанные часы умножаются на ставку зарплаты, которая положена учителю, плюс повышающий коэффициент. Полученный результат делится на недельную норму, которая предусмотрена за ставки зарплаты.

Работникам, которые осуществляют преподавание на дому, зарплата выплачивается из средств областного бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector