Инструменты денежно-кредитной политики банка россии
Содержание:
- Что отличает нынешнюю политику от проводимой на западе политики и от политики начала 2000-х?
- Обязательные требования по резервам
- Операции на открытом рынке
- Регулирование центральными банками ситуации на финансовом рынке
- Инструменты реализации монетарной политики
- Курсовая политика Банка России в 1999–2010 годах
- Субъекты денежно-кредитной политики. Центральный банк
- Инструменты политики в России
- Информационная открытость Банка России
- Что такое монетарная политика Центробанка?
- Классификация инструментов
- Прямые воздействия и косвенные
- Независимость денежно-кредитной политики
- Какие инструменты планирует использовать ЦБ РФ в 2015–2017 гг.?
- Виды сделок РЕПО
- Типы денежно-кредитной политики
- Что это даст бизнесу? А физическим лицам?
- Требования монетарной политики
- Литература
Что отличает нынешнюю политику от проводимой на западе политики и от политики начала 2000-х?
Н.В. Грызунова:
– Отличие только в развитости финансового рынка и уровне системных рисков. Везде пропорциональное управление и комплекс упреждающих мер. Везде требование Базель II и Базель III. Везде новая система отчётности XBRL.
В странах G9 классификация кредитных организаций по видам лицензий началась гораздо раньше, поэтому теперь разнообразнее, а ограничения на операции, создающие банковские кластеры гораздо шире, чем сейчас в РФ.
Например, в Германии есть универсальные банки, кооперативные, специализированные, сберегательные кассы, строительные кассы и другие.
В США – трёхуровневое разделение банков по территориальному признаку. В стране 12 федеральных резервных банков, осуществляющих эмиссию, – это первый уровень. На втором уровне находятся национальные банки, имеющие право вести деятельность на территории страны и за её пределами. На третьем уровне – банки, которые имеют право работать только в рамках своего штата.
А. А. Алиев:
– В РФ только с 1 июня 2017 года все кредитные организации по умолчанию признаются банками с универсальной лицензией. Для продолжения деятельности банки должны были увеличить размер капитала до 1 миллиарда рублей, в противном случае с первого января 2019 года им необходимо было получить статус банка с базовой лицензией, или изменить свой статус на небанковскую кредитную организацию, или получить статус микрофинансовой компании.
Н. В. Грызунова:
– По состоянию на 14 октября 2020 года в России действуют 378 коммерческих банков, из них 131 – с базовой лицензией и 48 – небанковские кредитные организации. За 2019 год банковская система РФ уменьшилась на 38 банков. Для сравнения: за 2018 год банковская система России уменьшилась на 77 банков. Эта градация говорит о росте концентрации и управляемости банковского капитала.
Обязательные требования по резервам
Требования по резервам являются еще одним важным инструментом ДКП. Согласно закону о банках и банковской деятельности все кредитные организации обязаны исполнять данные требования.
Эффект здесь достигается примерно такой же, как в случае с ключевой ставкой. Иными словами, если ЦБ утверждает правила по повышенному объему хранения средств на резервном счете, то банки сокращают кредитование населения, в результате чего в экономику поступает меньше денег. Соответственно, когда ЦБ снижает требования, то свободных денег у банков становится больше, что влечет за собой рост кредитования и риски для ускорения инфляции.
Операции на открытом рынке
В 2014 году правительство России использовало все возможные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ с целью удержать падение рубля. Большое значение отдавалось операциям на открытом рынке. Сюда можно отнести массовые продажи национальной валюты, которые должны были увеличить спрос на рынке и привести к падению котировок. Одна из последних масштабных операций проводилась в декабре 2014 года. После того как правительство потратило порядка 3 миллиардов, а курс валюты так и не изменился, продолжил свое падение, рубль было принято отпустить в «свободное плавание» с целью сохранить ЗВР страны. Это говорит о том, что самым мощным инструментом кредитно-денежной политики является именно эмиссия, но и она сегодня уже не действует. Роль ЦБ в стабилизации ситуации минимальная, а стоимость валюты формируется естественным спросом и предложением.
Регулирование центральными банками ситуации на финансовом рынке
Центральные банки во всем мире, активно используя инструменты денежно-кредитной политики, прибегают не только к рыночному регулированию, но и к административному. Для рыночного регулирования принято использовать прямые методики влияния, а для административного – косвенные. Инструменты для регулирования финансового сектора можно назвать экономическими переменными, которые постоянно корректируются денежными властями и применяются для корректировки операционными переменными. Рычаги представляют собой масштабные финансовые операции, которые могут реализоваться не только центральными банками и правительством, но и мелкими коммерческими структурами, но по указанию ЦБ.
Инструменты реализации монетарной политики
Центральные банки используют ряд инструментов для формирования и реализации денежно-кредитной политики.
- Первый — это покупка и продажа краткосрочных облигаций на открытом рынке с использованием вновь созданных банковских резервов. Это также известно как операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке традиционно ориентированы на краткосрочные процентные ставки, такие как например ставка по федеральным фондам США.
Центральный банк добавляет деньги в банковскую систему, покупая активы — или изымает их, продавая активы — и банки в ответ легче дают в займ деньги по более низким ставкам — или, сложнее и дороже, по более высоким ставкам — до тех пор, пока не будет достигнута цель центрального банка по процентной ставке. Операции на открытом рынке также могут быть нацелены на конкретное увеличение денежной массы, чтобы банки могли легче предоставлять средства в займ путем покупки определенного количества активов в процессе, известном как количественное смягчение (QE). - Второй вариант, используемый денежно-кредитными властями, — это изменение процентных ставок и необходимого залога, которое центральный банк требует для срочных прямых ссуд банкам, выступающим в качестве кредитора последней инстанции. Эта ставка также известна как учетная ставка или ставка дисконтирования.
Установление более высоких ставок и требование большего количества залога, что является примером сдерживающей (жесткой) денежно-кредитной политики, будет означать, что банки должны быть более осторожными при кредитовании или риске банкротства. И наоборот, кредитование банков по более низким ставкам и более мягким требованиям к залоговому обеспечению позволит банкам предоставлять более рискованные кредиты по более низким ставкам и работать с меньшими резервами. - Власти также используют третий вариант: резервные требования, которые относятся к средствам, которые банки должны удерживать, пропорционально депозитам, сделанным их клиентами, для обеспечения того, чтобы они могли выполнять свои обязательства.
Снижение этого требования к резервам высвобождает больше капитала для банков, чтобы предлагать займы или покупать другие активы. Между тем повышение обязательных резервов имеет обратный эффект, сокращая банковское кредитование и замедляя рост денежной массы. - В дополнение к стандартной мягкой и жесткой денежно-кредитной политике, нетрадиционная денежно-кредитная политика также приобрела огромную популярность в последнее время.
В периоды крайних экономических потрясений, таких как финансовый кризис 2008 года, ФРС США загружала свой баланс триллионами долларов в казначейские били и ценные бумаги с ипотечным покрытием (MBS), вводя новые программы кредитования и покупки активов, которые сочетали в себе аспекты дисконтное кредитование, операции на открытом рынке и количественное смягчение (QE). Денежно-кредитные органы других ведущих экономик мира последовали их примеру: Банк Англии, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии проводили аналогичную политику. - Наконец, помимо прямого влияния на денежную массу и среду банковского кредитования, центральные банки обладают мощным инструментом, позволяющим формировать рыночные ожидания путем публичных заявлений о будущей политике центрального банка. Заявления центральных банков и заявления о политике двигают рынки, и инвесторы, которые правильно догадываются о том, что будут делать центральные банки, могут получить значительную прибыль.
Некоторые руководители центральных банков намеренно стараются быть непрозрачными для участников рынка, полагая, что это максимизирует эффективность изменений денежно-кредитной политики, сделав их непредсказуемыми и не «привязанными» к рыночным ценам заранее. Другие выбирают противоположный курс действий, будучи более открытыми и предсказуемыми в надежде, что они смогут сформировать и стабилизировать рыночные ожидания и обуздать волатильные рыночные колебания, иногда вызванные неожиданными изменениями в монетарной политике.
Курсовая политика Банка России в 1999–2010 годах
С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.
При этом задачей Банка России было последовательное сокращение вмешательства в процессы рыночного курсообразования и подготовка к переходу к плавающему валютному курсу, необходимому для реализации независимой денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение внутренней ценовой стабильности мерами процентной политики (режима инфляционного таргетирования).
С 2005 года Банк России в качестве операционного ориентира курсовой политики начал использовать рублевую стоимость бивалютной корзины из доллара США и евро. Для данного показателя Банком России был установлен интервал допустимых значений (операционный интервал), на границах которого осуществлялись валютные интервенции (конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом и внебиржевом сегментах межбанковского валютного рынка; до 2005 года Банк России осуществлял валютные интервенции только в сегменте рубль/доллар США), препятствующие чрезмерным колебаниям стоимости бивалютной корзины. Границы операционного интервала пересматривались Банком России с учетом тенденций в динамике показателей платежного баланса России и конъюнктуры внутреннего валютного рынка.
С учетом возрастающей роли евро во внешнеэкономических операциях России и по мере развития соответствующего сегмента внутреннего валютного рынка доля евро в структуре бивалютной корзины последовательно увеличивалась. С февраля 2007 года структура бивалютной корзины состояла 45 евроцентов и 55 центов США. Использование данного механизма позволило сглаживать колебания курса рубля к основным мировым валютам, при этом обеспечив более гибкое курсообразование.
В конце 2008 — начале 2009 года Банк России продолжил изменение механизма курсовой политики, пересмотрев его параметры с учетом резкого изменения условий внешнеэкономической деятельности России, определяющихся ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках (см. Годовой отчет Банка России за 2008 и 2009 годы). С февраля 2009 года Банк России перешел к использованию механизма автоматической корректировки границ интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема совершаемых интервенций. При введении данного механизма в феврале 2009 года ширина плавающего операционного интервала составляла 2 рубля и затем несколько раз увеличивалась Банком России в целях повышения гибкости курсообразования.
В октябре 2010 года Банк России объявил об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины. Фиксированные верхняя и нижняя границы на уровне 41 и 26 рублей за бивалютную корзину действовали с 23 января 2009 года.
Субъекты денежно-кредитной политики. Центральный банк
Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства, а также коммерческие банки.
Объекты денежно-кредитной политики – это спрос и предложение на денежном рынке.
Вкратце и условно можно описать механизм денежно-кредитной политики так:
- Центральный банк своими действиями изменяет величину реального предложения денег в экономике.
- Банковский сектор реагирует изменением процентной ставки при предложении кредитов и депозитов.
- Совокупные расходы (в том числе инвестиционные) в экономике изменяются в ответ на изменение процентных ставок.
- Объем предложения на рынке изменяется в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Денежно-кредитная политика может быть жесткой и гибкой. Жесткая политика стремится поддержать денежную массу на заданном уровне. Чаще всего проводится в условиях высокой инфляции. Гибкая денежно-кредитная политика направлена на поддержание процентной ставки на нужном уровне. Такая политика строится на изменении предложения денег в экономике в зависимости от изменения спроса на деньги. Одновременно зафиксировать и массу денег, и процентную ставку обычно не получается. Такое массированное регулятивное воздействие может не найти понимания в деловых кругах и у населения, что чревато политическими последствиями.
Уже неоднократно упоминавшийся центральный банк требует отдельного пояснения. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег и организует денежное обращение и проводит в жизнь государственную денежно-кредитную политику. А также выступает кредитором для иных кредитных организаций через систему их рефинансирования.
В теории центральный банк при рыночной экономике должен быть независим и действовать самостоятельно. Независимый центральный банк выступает сдерживающим фактором для правительства – он не дает возможности монетарного финансирования дефицита бюджета.
Лишенное возможности чеканить монету правительство может получить необходимые средства для покрытия расходов только двумя путями: чрез налогообложение и займы. Если же правительство не лишено такой возможности, то исторически это вело к повсеместной проблеме порчи монет государственной властью – уменьшении содержания благородных металлов, уменьшения веса монеты, переход к бумажным деньгам и часто необузданная печать девальвированных и не обеспеченных товаром и золотом бумажных денег (гиперинфляция). Иными словами, стабильность денежной массы может вступать в противоречие с текущими целями правительства. Независимый центральный банк лучше справляется с поддержанием стабильности валюты. Эта функция настолько важна, что в Российской Федерации даже закреплена в части 2 статьи 75 Конституции: “Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти”.
Независимость центрального банка особенно важна при принятии непопулярных решений. Автономия может быть политическая – способность единолично установить цель денежно-кредитной политики. Экономическая автономия означает возможность без вмешательства и на свое усмотрение применять весь имеющийся инструментарий (в том числе денежную эмиссию).
Однако, юридическая независимость не означает фактической независимости. Экономистами разработано несколько индексов для оценки независимости центральных банков. Наибольшую известность получил индекс, предложенный Кукерманом – индекс GMT.
Инструменты политики в России
Основные инструменты денежно-кредитной политики России формируются Центральным банком. В 2012 году был представлен документ, который определял полномочия и возможности ЦБ РФ в аспекте регулирования процессов на финансовом рынке на ближайшие три года. Финансовый документ должен был стать прямым руководством к действию, которое должно было помочь избежать сложной экономической ситуации которая сложилась сегодня. По факту, описанные в бумаге полномочия ЦБ РФ не дали ожидаемого результата, и теория осталась только теорией. К сожалению, еще пока далека от идеала российская денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, которые она ставит и использует, не всегда соответствуют реальному положению дел. Можно сказать лишь о некоторых ограничениях со стороны ЦБ РФ, которые приносят определенный эффект:
- Контроль над процентными ставками, формирование некого коридора с максимумами и минимумами.
- Целевое кредитование.
- Резервные требования обязательного типа.
- Установление нормы ликвидности.
- Проведение операций на открытом рынке.
- Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования.
Информационная открытость Банка России
Банк России стремится вести активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики. Повышение уровня понимания и доверия к политике Банка России, снижение неопределенности относительно решений Банка России способствует увеличению действенности денежно-кредитной политики, то есть усилению ее влияния на решения субъектов экономики всех уровней, а, следовательно, на инфляционные ожидания и инфляцию.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и Годовой отчет Банка России проходят публичное обсуждение с участием представителей государственной власти и профессионального сообщества, включая обсуждение в Правительстве Российской Федерации, представляются на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
Что такое монетарная политика Центробанка?
Монетарная политика представляет собой совокупность экономических мероприятий, посредством которой регулируются денежно-кредитные процессы государства для стабилизации экономики. При помощи монетарной политики достигаются следующие цели:
- Стабильность уровня цен;
- Стабильность уровня ВВП;
- Обеспечение полной занятости ресурсов;
- Равновесие платежного баланса страны.
Задачи монетарной политики:
- Достижение устойчивости национальной валюты;
- Формирование правил денежного обращения, их изменение и контроль за выполнением;
- Посредством изменения денежной массы в обращении осуществляется влияние на экономическую конъюнктуру.
Классификация инструментов
Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей:
- Отталкиваясь от объекта, на который планируется оказывать воздействие, это может быть, как спрос на деньги, так и их предложение.
- В зависимости от продолжительности воздействия на объект выделяют краткосрочные воздействия и долгосрочные.
- Путем определения специфики параметров регулирования. Они могут быль количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита.
- В зависимости от формы воздействия, инструменты могут быть как прямыми, так и косвенными.
- Число объектов воздействия определяет общий или селективный характер инструментов.
Прямые воздействия и косвенные
Инструменты денежно-кредитной политики центральных банков чаще всего трактуют как прямые и косвенные. Прямые воздействия способны изменить операционные показатели. Это и лимиты процентных ставок, и объем маржи, и объем операций. Данную категорию методик принято использовать для регулирования работы банковской системы. Эффективность прямых влияний максимальна, если в стране слабо развит финансовый рынок или на рынке кредитов кризис. Неправильное применение прямых воздействия может простимулировать не только отток средств из государства, он может привести к активизации теневой экономики.
Косвенные инструменты политики используются для изменения доминирующих параметров валютного рынка. Изначально они оказывают влияние на резервный баланс центрального банка, на его процентные ставки и на сами денежно-кредитные взаимоотношения в рамах государства. Изменение процентных ставок влечет за собой изменения в рыночных процентных ставках, модернизацию объема и структуры операций у коммерческих финансовых институтов. Косвенные «рычаги» можно отнести к процессу функционирования денежных рынков, следовательно, их применение не становится причиной дисбаланса в денежно-кредитном секторе.
Независимость денежно-кредитной политики
Во времена Бреттон-Вудской системы трансграничное движение капитала было затруднено. Страны Европы занимались внутренними проблемами, главной из которых бало восстановление национальной экономики, опираясь на план Маршалла. Иначе говоря, страны нуждались в автономной денежно-кредитной политике. Стабильность достигалось фиксированным валютным курсом.
Однако, с разрушением Бреттон-Вудской системы подавляющее большинство стран сделало выбор в пользу мобильности капитала. Возникает трилемма Манделла – “невозможная троица” или “несовместимая троица” в денежно-кредитной политике.
А именно только два направления могут быть совместимы:
- Достижение мобильности капитала.
- Фиксированный валютный курс.
- Автономная денежная политика.
Сейчас чаще звучит вопрос о “счастливой троице”. Ее три постулата:
-
- Сильная международная валюта.
- Плавающий курс.
- Крепкие финансовые институты
.
При отсутствии данных условий страна не может интегрироваться в мировой рынок капитала. Если курс национальной валюты фиксирован и присутствует свободное движение капитала, то процентные ставки в местной валюте будут меняться в унисон с зарубежными рынками. Центральный банк, вероятно, в данном случае будет лишен возможности насаждать собственную процентную ставку.
Гибкий валютный курс означает возможность отклонения от мировых тенденций процентных ставок. Тогда возникает угроза абсорбции внешнего шока. Валютный курс может стать крайне нестабильным. Волатильности на валютных рынках можно избежать, если ориентироваться на процентную политику других стран (то есть их центральных банков).
Развитые страны экономически давят на развивающиеся страны. В условиях глобализации денежно-кредитная политика лишена былой самостоятельности, что ставит развивающиеся страны в крайне уязвимое положение.
Можно выделить пять каналов, по которым страны с ключевыми валютами распространяют эффект своей денежной политики на остальной мир:
- В попытке предупредить приток спекулятивного капитала национальный центробанк устанавливает заниженные процентные ставки.
- В странах с ключевой валютой денежная политика сказывается на доходности по облигациям, а через это на доходность по облигациям в других странах (так называемое балансирование портфеля). Особенно это заметно при проведении операций на открытом рынке путем широкомасштабных интервенций.
- Если в стране с ключевой валютой более низкая процентная ставка, она будет давить на валютный курс развивающейся страны.
- Так как возможны заимствования в иностранной валюте, то политика Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка напрямую влияют на условия заимствования в остальной части мира. Иначе говоря, большая часть долгов во всем мире – это долги в долларах США и евро.
- В развивающиеся страны возможен приток капитала из развитых стран. Это выступает дополнительным источником финансирования и может вызвать бум кредитования.
Надо отметить, что интересы большинства инвесторов перемещаются в развитые страны. Рост мировой экономики в ближайшее время будет умеренным, взрывного роста не ожидается, и это явление носит глобальный характер. Обычно для описания воздействия политики одной страны на политику другой страны обозначается словом spillovers. МВФ ввел в оборот еще одно новое слово – spillbacks. Это попытка предупредить ФРС о том, к чему ведет политика “легких” денег. Spillbacks – это обратная связь в экономике. Политика нулевой процентной ставки, политика сверхнизких процентных ставок и особенно резкий отказ от такой поитики не может не скзаться на остальных странах мира.
МВФ призывает центральные банки стран с основными валютами проводить понятную другим странам политику, чтобы они сумели подготовиться к spillovers и spillbacks. Выход видится в кооперации и четком оповещении о планируемых шагах.
Какие инструменты планирует использовать ЦБ РФ в 2015–2017 гг.?
В соответствии с планом, ЦБ РФ в период с 2015 по 2017 гг. будет продолжать реализовать меры для увеличения потенциала рефинансирования в пределах операций РЕПО. В перспективе имеется расширение Ломбардного списка путем пополнения его ценными бумагам, которые будут соответствовать установленным требованиям. ЦБ ставит в качестве цели активное развитие финансового рынка, увеличение его емкости. Банк России готовится к активному содействию процветанию механизмов секьюритизации, которые возможны только при условии активного участия в процессе кредитных организаций. Продолжатся процессы рефинансирования в течение 1 месяца. Залогом по ним будут выступать нерыночные активы, поручительства и золото. Это даст возможность управлять задолженностями, сохраняя их на уровне максимально эффективного управления ставками денежного рынка. Актуальными останутся ежемесячные аукционы. На них будет предоставляться право по предоставлению кредитов на срок до 3-х месяцев при плавающей процентной ставке. Система инструментов денежно-кредитной политики уже в ближайшей перспективе будет дополнена операциями своп с золотом на 1 и 7 дней, на аукционной основе и по фиксированной ставке.
Виды сделок РЕПО
Основные виды сделок
- Прямое РЕПО;
- Обратное РЕПО.
Сделками прямого РЕПО называются сделки продажи ценных бумаг кредитору с обязательством обратной покупки заемщиком.
Сделками обратного РЕПО (англ. Reverse repo) называются сделки покупки ценных бумаг заемщиком с обязательством обратной продажи кредитору.
Обратное РЕПО — это то же самое соглашение РЕПО с точки зрения покупателя, а не продавца. Следовательно, продавец, выполняющий транзакцию, назвал бы его «РЕПО», а покупатель в той же транзакции назвал бы его «обратным РЕПО». Таким образом, «РЕПО» и «обратное РЕПО» — это абсолютно одинаковые транзакции, которые описываются с разных точек зрения контрагентами сделки.
Термин «обратное РЕПО и продажа» используется для описания создания короткой позиции по финансовому инструменту, когда покупатель в операции REPO немедленно продает предоставленные продавцом ценные бумаги на бирже. В дату закрытия сделки покупатель приобретает соответствующие ценные бумаги и передает их продавцу, тем самым закрывая короткую позицию.
Виды сделок по сроку существования
- Сделки внутри дня — сделки прямого и обратного РЕПО совершаются в один и тот же день.
- Овернайт (англ. Overnight) — соглашение с датой погашения «на следующий день». Обе части сделки заключаются на спот рынке (первая часть — today, вторая — tomorrow).
- Срочное REPO — срок соглашения превышает один день.
- Действующие REPO — срок исполнения второй части фиксирован, но еще не наступил.
- Открытые REPO — срок погашения не устанавливается.
Срочные и открытые договоры обратного выкупа
Основное различие между срочным и открытым РЕПО заключается в количестве времени между продажей и обратным выкупом ценных бумаг.
REPO, которые имеют определенную дату погашения (обычно следующий день, неделю или месяц), являются срочными соглашениями обратного выкупа. Брокер продает ценные бумаги клиенту с условием, что он выкупит их обратно по более низкой цене в определенный день. Клиент получает право пользования ценными бумагами на срок действия сделки, а брокер получит проценты, указанные как разница между начальной ценой продажи и ценой обратного выкупа. Процентная ставка является фиксированной, и проценты будут выплачены клиентом по истечении срока погашения. Термин «срочное РЕПО» используется для инвестирования денежных средств или ценных бумаг, когда стороны знают, на какой срок заключена сделка.
Соглашение об открытом РЕПО (также известное как РЕПО по требованию) работает так же, как и срочное РЕПО, за исключением того, что брокер соглашается на сделку без заранее установленной даты погашения. Сделка может быть прекращена любой из сторон путем направления уведомления другой стороне. Если открытое РЕПО не прекращается, оно автоматически переносится каждый день. Проценты выплачиваются ежедневно или ежемесячно, а процентная ставка периодически пересматривается в зависимости от рыночной ситуации.
Открытое РЕПО используется для инвестирования денежных средств или финансовых активов, когда стороны не знают срока окончания сделки. Но почти все открытые соглашения закрываются в течение одного-двух лет.
По месту заключения сделки
- Биржевые — сделка заключается на бирже, которая является гарантом соблюдения всех условий сделки.
- Внебиржевые — сделка заключается вне биржи. Параметры сделки определяют сами участники.
- Трехстороннее РЕПО — в сделке участвует третья сторона. Клиринговый агент или банк проводит операции между покупателем и продавцом и защищает интересы каждого из них. Он удерживает ценные бумаги и гарантирует, что продавец получит наличные деньги в начале действия договора, а покупатель переводит денежные средства в пользу продавца и поставляет ценные бумаги по достижении срока погашения.
Контрагенты, участвующие в биржевых сделках РЕПО
На российском рынке все биржевые сделки заключаются на МосБирже. Контрагентами, которые присутствуют на бирже и участвуют в сделках, являются:
Типы денежно-кредитной политики
В общих чертах денежно-кредитную политику можно разделить на два типа:
Мягкая денежно-кредитная политика
Если страна сталкивается с высоким уровнем безработицы во время замедления или рецессии, денежно-кредитные органы могут выбрать экспансионистскую (мягкую, стимулирующую) политику, направленную на ускорение экономического роста и расширение экономической активности. В рамках мягкой денежно-кредитной политики органы денежно-кредитного регулирования часто понижают процентные ставки с помощью различных мер, что способствует увеличению расходов и делает экономию денег относительно невыгодной.
Увеличение денежной массы на рынке направлено на увеличение инвестиций и потребительских расходов. Более низкие процентные ставки означают, что предприятия и частные лица могут получить кредиты на удобных условиях для расширения производственной деятельности и увеличения расходов на дорогостоящие потребительские товары. Примером такого мягкого подхода являются низкие или нулевые процентные ставки, поддерживаемые многими ведущими экономиками по всему миру после финансового кризиса 2008 года.
Жесткая монетарная политика
Увеличение денежной массы может привести к более высокой инфляции, повышению стоимости жизни и стоимости ведения бизнеса. Сдерживающая (жесткая) денежно-кредитная политика, повышение процентных ставок и замедление роста денежной массы нацелены на снижение инфляции. Это может замедлить экономический рост и увеличить безработицу, но часто необходимо для охлаждения экономики и ее сдерживания.
В начале 1980-х годов в США, когда инфляция достигла рекордно высокого уровня и колебалась в диапазоне двузначных цифр около 15%, ФРС подняла базовую процентную ставку до рекордных 20%. Хотя высокие ставки привели к рецессии, ФРС удалось вернуть инфляцию в желаемый диапазон от 3% до 4% в течение следующих нескольких лет.
Что это даст бизнесу? А физическим лицам?
А.А. Алиев:
– ЦБ России в последнее время активно борется с ценовой нестабильностью, через инструмент таргетирования инфляции. Это важный критерий для жизни людей и ведения бизнеса. При низкой инфляции банки снижают стоимость капитала, деньги для бизнеса более доступны. Упрощается финансовый и инвестиционный потенциал для бизнеса. Активность бизнеса в последствие может дать пользу, выраженную в росте ВВП.
Физическим лицам номинально это обеспечивает более высокий уровень дохода, при прочих равных условиях. Также устойчивые цены способны поддерживать постоянный потребительский спрос.
Требования монетарной политики
Денежно-кредитным органам обычно дается политический мандат для достижения стабильного роста ВВП, поддержания низкого уровня безработицы и поддержания валютных курсов (форекс) и темпов инфляции в предсказуемом диапазоне.
Банк России (ЦБ РФ) отвечает за денежно-кредитную политику в России. В США эту функцию выполняет Федеральный Резервный Банк. Федеральная резервная система (ФРС) имеет то, что обычно называют «двойным мандатом»: обеспечивать максимальную занятость при сдерживании инфляции.
Проще говоря, ФРС обязана сбалансировать экономический рост и инфляцию. Кроме того, он направлен на поддержание относительно низких долгосрочных процентных ставок. Его основная роль заключается в том, чтобы быть кредитором последней инстанции, предоставляя банкам ликвидность и контролирующий контроль, чтобы предотвратить их банкротство и распространение паники в секторе финансовых услуг.
Литература
Витчукова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: курс лекций. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. — 164 с.
Голубев Г.М. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государства в переходный период: Учеб. Пособие. Спб.: Изд-во СпбГТУ, 2000. 52 с.
Третьякова С.Н. Современная концепция денежно-кредитного регулирования: монография – Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2016. — 323 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 19-го англ. Изд. — М.: Инфра-М., 2015. — 1028 с.
Юдина И.Н. Теория и практика проведения денежно-кредитной политики в странах с формирующимися рынками. — М.: Инфра-М. 2017, 109 с.