Запреты митингов, штрафы и блокировки. 8 законов, принятых госдумой за один день под новый год

Содержание:

Одиночный пикет Ильдара Дадина

Ильдар Дадин — известный активист российской оппозиции. Он стал первым в РФ осужденным именно по уголовной, а не административной статье из-за проведения протестных акций. Правда, позже суд аннулировал приговор, так как в нем были найдены нарушения.

В апреле 2017 года Дадин также был задержан за проведение пикета у здания МВД в Москве. Пикетчик выдвигал требование отправить в отставку Начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по карельской республике — Александра Тереха. Эта акция — пример того, как можно попасть в ОВД из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность.

7 июля в Москве его арестовали за одиночное пикетирование у здания ФСБ. На этот раз он проигнорировал распоряжение, что во время чемпионата мира по футболу все протестные акции в столице должны согласовываться с властями и осуществляться лишь в специально оговоренных местах. То есть, с официальной точки зрения, он действительно нарушил законодательное положение о проведении публичного мероприятия без уведомления (статья 20.2 ФЗ РФ). В итоге активист был оштрафован на 20 тысяч рублей.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон 54 о митингах был принят Государственной Думой 4 июня 2004 года, а одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года. Последние изменения в этот закон были внесены 7 июня 2017 года. 54 ФЗ о собраниях и митингах был составлен, оформлен и принят, чтобы предоставить гражданам права на проведение мирных собраний, митингов или пикетирований. Шествия и правоотношения между митингующими гражданами и государственными органами регулируются данным законом. В него входит три главы и 19 статей.

Содержание закона о проведении митингов:

  • В первой главе оформлены общие положения. Тут описано, что кроме описываемого закона мирные митинги и демонстрации регулируются Конституцией. Шествия и демонстрации на тему референдума или политические, предвыборные агитации регулируются ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Но религиозные шествия, обряды и церемонии относятся к другому закону, ФЗ 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». В первой главе описаны термины и их определения, описано, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг, демонстрация, шествие и пикетирование, как выглядит уведомление о публичном мероприятии и что такое регламент таких мероприятий. Описаны принципы проведения публичных мирных митингов, они должны быть законными и граждане участвуют в них добровольно;
  • Глава вторая регулирует порядок, способы, основные положения и нюансы проведения каждого вида мероприятий:
    • как проходит организация, кто может быть организатором;
    • описаны права участников демонстраций и ограничения;
    • обязательно — письменное уведомление о проведении публичных мероприятий, во второй главе, седьмой статье оформлена форма для подачи заявления на проведение митинга;
    • какие места выбирать, и какое время;
    • как должна проходить предварительная агитация для разных мероприятий;
    • описаны по пунктам права, обязанности и полномочия государства и сотрудников всех органов, как-либо относящихся к происходящим действиям;
    • если лицо считает, что его права были нарушены сотрудником федерального органа, рекомендуется проверить ФЗ 54, были ли действия работника законными;
    • рекомендуется участникам и организаторам узнать, какие могут быть основания для прекращения действий и как проходит порядок приостановления митинга;
  • Третья описывает гарантии законодательства и государства гражданам на право проведения публичного мероприятия. Тут же описано, каким образом можно обжаловать прекращение проведения демонстраций или любых других действий, на которые у гражданина есть права.

О праве на проведение мирных митингов, демонстраций без оружия и собраний написано в Конституции Российской Федерации, в статье номер 31.

Что такое пикет?

Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.

Этот вид протеста имеет отличия. Главная разница заключается в том, что акция может проводиться без предварительных соглашений с кем-либо, и в ней может участвовать лишь один человек. Отсутствие в законодательстве пункта о необходимости согласования одиночных пикетов скорее всего можно объяснить его предполагаемой незначительностью. Ведь пикетчик в одиночку не может охватить большое собрание людей, выражая свои требования. Он также не сможет создать особых помех в плане общепринятого порядка в сопоставлении с другими формами публичных мероприятий

Но правильная и хорошо продуманная тактика регулирования таких пикетов помогает удачно разрешать некоторые проблемы, привлекать внимание граждан к принципиальным политическим, экономическим или культурным вопросам

Чтобы такая гражданская инициатива не была бессмысленной, а ее участники не были привлечены к разного рода ответственности по статьям, нужно хорошо знать, что в таком случае предписывает закон, а также следует разбираться в определенных формальностях организации общественных мероприятий.

Требования к участнику

Основные предписания следующие:

  • являться гражданином РФ;
  • быть совершеннолетним (18 лет);
  • средства наглядной агитации должны соответствовать нормам закона РФ.

При этом можно сидеть или стоять, но нельзя передвигаться, пользоваться плакатами и транспарантами, распространять среди интересующихся листовки, отвечать на вопросы граждан, представителей прессы и других СМИ с тем, чтобы пояснить мотивы своих действий и своих убеждений по указанной проблеме. Законом не запрещается выкрикивать лозунги, но только используя свой голос без усилителей. Однако делать это не рекомендуется, так как такие звуки могут расцениваться уже как митинг.

Приоритет согласованных мероприятий и другие мероприятия в гайд-парках

Акции, проводящиеся в гайд-парке без согласования, часто в более уязвимой позиции, чем согласованные.

Закон Астраханской области обязывает организатора мероприятия, не требующего согласования, приостанавливать или прекращать свою акцию, если она совпала с согласованной. В Свердловской области тоже запрещено проводить мероприятия, не требующие уведомления, одновременно с заранее согласованными. Информация о последних должна быть опубликована в интернете.

По закону Тамбовской области, гайд-парк следует освободить до начала согласованной акции. При этом документ не предполагает публикации списка готовящихся мероприятий и не ясно, как о них должны узнавать организаторы.

В некоторых региональных законах регулируется проведение в гайд-парках не только общественно-политических акций (митингов и прочих), но и ярмарок, концертов, спортивных соревнований и прочих массовых мероприятий. В Забайкальском крае проведение акций в гайд-парках «допускается», только если «в данных местах не начата подготовка и проведение иного публичного мероприятия» или даже «культурного, спортивного, развлекательного или другого подобного мероприятия».

Но чаще региональные законодатели, напротив, проговаривают приоритет митингов и других публичных мероприятий «перед всеми прочими». В Башкирии, Северной Осетии, Чукотском автономном округе, Кемеровской и Воронежской областях можно проводить в гайд-парках концерты, ярмарки и прочие массовые мероприятия «в случае отсутствия информации о проведении публичного мероприятия». В законах не уточняется, как должна распространяться информация о готовящейся акции, если она не требует согласования.

В Камчатском и Приморском крае гайд-парки можно использовать только по назначению: для «коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений» и «публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».

Основные запреты

К ним относятся: публичный призыв к осуществлению террористических актов, экстремистской деятельности или оправдание терроризма. В понимание «экстремистская деятельность» входит:

  • распространение и демонстрирование атрибутов нацизма;
  • фабрикация экстремистских лозунгов и их распространение;
  • общественные воззвания к осуществлению вышеописанных действий;
  • преднамеренно ложное обвинение представителя, который занимает государственную должность в РФ, в совершении вышеперечисленных деяний.

Кроме перечисленного, нельзя использовать музыкальное оформление, аудиозаписи, танцевать, петь, издавать стучащие звуки, устраивать акробатические номера, произносить агитационные призывы, создавать помехи для прохожих и транспорта, распивать алкоголь, вредить чужому имуществу. Когда пикет будет закончен, необходимо убрать все атрибуты и оставленный мусор.

Полицейские могут задержать пикетчика, если, по их мнению, во время акции со стороны несогласных с позицией протестанта нарастает агрессия и появляется угроза для его жизни. Некоторые пикетчики не согласны с такой позицией и уже обращались с жалобами по этому поводу в Конституционный суд России, который дал разъяснения, что действия полиции действительно должны соответствовать степени угрозы. В таких случаях опасность для протестующего должна быть не надуманной, а настоящей.

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.

Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

  • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
  • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
  • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.

В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

Организатором не может быть:

  • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
  • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
  • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.

В последней редакции закона изменения не внесены.

Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Акции в Южно-Сахалинске

В Южно-Сахалинске 9 февраля 2019 г. состоялось несколько одиночных пикетов против передачи Южных Курил Японии. Гражданские активисты с плакатами рассеялись по разным районам города. Эти акции не имели политического характера, участники — обычные горожане. Все мероприятия прошли мирно. Полицейские не мешали участникам протеста. Данная акция была спланирована правильно и не нарушала предписаний законодательства РФ.

Резюмируя, можно сказать, что несмотря на все сложности закона, акция одиночного пикетирования является вполне реальной формой протеста. Одиночные пикеты разрешены и гарантированы Конституцией РФ. Тем не менее имеется много ограничений в их проведении. Именно поэтому, решившись на такой вид протеста, надо вооружиться знаниями закона и соблюдать все правила одиночного пикета. В таком случае акция будет максимально продуктивной и не повлечет за собой штрафных санкций.

Замена согласования на информирование и требования к срокам информирования

Во многих регионах проблему накладок несогласуемых мероприятий решили тем, что фактически вернули для них процедуру согласования. Местные законы требуют от организаторов письменно «информировать» органы власти о планируемой акции.

Сроки «направления информации» могут кардинально отличаться в зависимости от региона. А в некоторых региональных законах (в Рязанской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Еврейской автономной области, Коми) они вообще не указаны.

В некоторых регионах (в Калмыкии, Калининградской и Костромской областях) для акций в гайд-парках сроки такие же, как для других мест: от 15 до 3 дней до акции для пикетов и от 15 до 10 дней для остальных мероприятий (как на схеме ниже). Разница между мероприятиями, требующими и не требующими согласования, здесь фактически стирается.

Обычно в законах устанавливается диапазон: первый и последний день, когда можно «информировать» об акции.

От первого дня зависит приоритет мероприятий. Если начинать согласовывать акцию разрешается раньше, чем информировать о мероприятии, не требующем согласования, то к началу срока «информирования» гайд-парк уже может оказаться занят согласованной акцией. Такую ситуацию мы наблюдаем в Краснодарском и Пермском крае, Псковской и Нижегородской областях: в этих регионах информировать об акции в гайд-парке можно самое раннее за 10 дней — на пять дней позже, чем подавать уведомление об обычном митинге.

В ряде регионов (в Якутии, Удмуртии, Новосибирской, Смоленской, Брянской, Ульяновской областях) срок начала «информирования», напротив, вообще не ограничен. Теоретически организатор может забронировать площадку так рано, как пожелает, — если никто не сделал этого еще раньше.

Последний день информирования определяет, насколько заранее следует организовывать мероприятие. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе и в Ставропольском крае информацию можно передавать самое позднее за 10 дней. В том числе и для пикетов, хотя не в гайд-парке уведомление можно было бы подавать еще в течение недели. Хуже оказываются сроки и для пикетов в гайд-парках в Смоленской, Новосибирской, Нижегородской, Ленинградской областях (самое позднее за пять дней до акции) и в Санкт-Петербурге (за четыре).

В Брянской области и в Якутии организаторам, наоборот, дается больше времени. Информацию следует передать не позднее двух дней до акции. Если один из них выпадает на воскресенье или праздничный день — то трех.

В Москве и ряде других регионов информировать можно самое позднее за три дня до акции, причем о мероприятиях любых форматов, а не только о пикетах (как за пределами гайд-парков). В Якутии, Ульяновской, Брянской и Псковской областях организаторы получают еще один дополнительный день: если акция не требует согласования, «информировать» здесь разрешается за два дня.

В Красноярском крае организаторов не обязывают сообщать об акции до 1500 участников, но они вправе это сделать в свободной форме. В этом случае информация о готовящейся акции будет опубликована.

Изменения в не так давно появившиеся правила пользования гайд-парками внес в июне 2018 года Пленум Верховного суда. Его постановление не запрещает проводить несколько мероприятий одновременно, пока общее количество участников не выше предельной заполняемости. Однако оно обязывает организатора заранее выяснять информацию о других запланированных акциях, независимо от того, требуется согласование или нет. Суды, оценивая выполнение обязанностей организатора, должны учитывать, проинформировал ли он органы власти о готовящейся акции.

Иными словами, Верховный суд потребовал заранее сообщать органам власти о любых акциях в гайд-парках. Если в региональном законе не определены сроки, то они приравниваются к срокам подачи уведомления для обычных акций.

Общее описание

Проведение культурно‑массовых и спортивных мероприятий в Санкт‑Петербурге вне предназначенных для этого мест должно быть согласовано в установленном порядке.

Культурно‑массовое мероприятие:

  • церемония;
  • кино‑, видео‑ и фотосъемка;
  • театрализованное представление;
  • концертная программа;
  • фестиваль и другие культурно‑развлекательные мероприятия, проводимые в местах, не предназначенных для этих целей.

Спортивное мероприятие:

  • спортивные фестивали, конкурсы, соревнования;
  • физкультурно‑спортивный праздник; спартакиада;
  • марафонский пробег;
  • автопробег;
  • велогонка;
  • регата;
  • спортивный парад;
  • показательные выступления спортсменов и другие зрелищные спортивно‑культурные мероприятия, проводимые в местах, не предназначенных для этих целей.

Рассмотрение уведомлений о проведении в Санкт‑Петербурге культурно‑массовых мероприятий осуществляется администрацией района Санкт‑Петербурга (Администрация) при количестве участников культурно‑массового мероприятия до 500 человек включительно в соответствии с местом его проведения.

Рассмотрение уведомлений о проведении в Санкт‑Петербурге спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест осуществляется Администрацией при количестве участников спортивного мероприятия до 100 человек включительно в соответствии с местом его проведения (описано в данной услуге).

Комитет по культуре Санкт‑Петербурга рассматривает уведомления о проведении в Санкт‑Петербурге (см. здесь):

  • культурно‑массового мероприятия при количестве участников свыше 500 человек независимо от места его проведения;
  • культурно‑массового мероприятия:
    • на Дворцовой пл.;
    • Исаакиевской пл.;
    • пл. Искусств;
    • пл. Островского;
    • пл. Декабристов;
    • Невском пр.;
    • Стрелке Васильевского острова;
    • стадионе имени С.М. Кирова;
    • территории перед стадионом имени С. М. Кирова, Петербургским спортивно‑концертным комплексом, Дворцом спорта «Ледовый дворец» (вне зависимости от количества участников);
  • культурно‑массового мероприятия на территории двух и более районов Санкт‑Петербурга (вне зависимости от количества участников).

Комитет по физической культуре и спорту рассматривает уведомления о проведении в Санкт‑Петербурге спортивных мероприятий (см. здесь):

  • при количестве участников спортивного мероприятия свыше 100 человек независимо от места его проведения;
  • при проведении спортивного мероприятия на Дворцовой пл., территории перед стадионом «Санкт‑Петербург», спортивно‑концертным комплексом «Петербургский», спортивным комплексом «Юбилейный», спортивно‑концертным комплексом «Ледовый дворец», на Невском пр. (вне зависимости от количества участников);
  • при проведении спортивного мероприятия на территории двух и более районов Санкт‑Петербурга (вне зависимости от количества участников).

Уведомление о проведении мероприятия подается его организатором в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга по принадлежности вопроса не ранее 30 и не позднее 15 дней до намеченной даты его проведения..

Полное наименование:

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Банкам запретили отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без причин. При подозрении в отмывании денег или финансировании терроризма — можно

Банкам теперь запрещено отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без объяснения причин. Причем это касается как граждан, так и бизнеса. Отказ от обслуживания становится возможен лишь при обоснованном подозрении в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма.

Сейчас получить отказ или даже столкнуться с закрытием счета можно, например, если банк не получил документы, подтверждающие добросовестность клиента. То же может произойти, если кредитная организация сочтет ту или иную операцию подозрительной. При этом банки не обязаны объяснять, чем мотивировано решение.

Ранее директор банковского института Высшей школы экономики, профессор Василий Солодков рассказал The insider, что сложившаяся практика внесудебной блокировки счетов, которая существует сейчас, по сути является антиконституционной. По его словам, то, что банки обязывают объяснять причины блокировки, – хорошо, но это не снимает вопрос антиконституционности данного действия.

Одновременное проведение мероприятий разрешено

Прямое разрешение встречается в законах очень редко и с самыми неожиданными дополнительными условиями.

Закон Алтайского края разрешает проводить одновременно любое количество акций, пока они не превышают предельную численность и заполняемость гайд-парка. При этом организаторы должны сами договориться между собой об очередности. В результате, хотя разрешение есть, на практике его применить нельзя. Ведь стоит организаторам договориться об очередности, как мероприятия перестанут быть одновременными.

В Оренбургской области на «специальных площадках» можно проводить одновременно несколько мероприятий, если они «не объединены единым замыслом и общим организатором». Видимо, законодатели опасаются, что под видом нескольких акций будет проводиться одна большая. При этом из закона следует, что одновременно может проводиться несколько акций с числом участников до 100 человек каждая.

В Саратовской области в гайд-парках разрешено проводить одновременно собрания и пикеты, если участники соблюдают минимальное расстояние — оно установлено пятой статьей того же закона. В ней речь идет о минимальном расстоянии между одиночными пикетами, которое здесь приравнивается к 50 метрам.

В Калининградской области из двух акций, не требующих согласования, в приоритете оказывается та, которая началась раньше. Однако вторую разрешается проводить в то же время, если в гайд-парке «имеются иные свободные сектора» и при условии, что «их параллельное проведение не создаст взаимных помех».

Нормативное регулирование

Основные сведения о правилах проведения митингов или аналогичных мероприятий, содержатся в нескольких нормативных актах. К ним относится:

  • Статья 31 Конституции. На основании данного документа государство гарантирует любому гражданину право на свободные и мирные собрания или митинги. Ранее процедура могла выполняться без разрешения властей, но правила изменились после принятия ФЗ №54.
  • ФЗ №54. Он непосредственно касается правил, по которым необходимо проводить собрания, шествия, пикеты или митинги. Здесь приводятся основные условия, при которых обеспечиваются безопасные мероприятия.
  • Постановление Конституционного Суда №14. В нем указывается, что государство имеет право и обязательство регулировать проведение мирных собраний. Это необходимо, чтобы сохранить баланс между частными и общественными интересами. При этом у граждан сохраняется возможность для отстаивания собственной позиции или выдвижения значимых инициатив, касающихся разных вопросов. Своими действиями россияне могут влиять на решения, которые принимают представители власти.

Многие решения КС подтверждают, что для реализации права граждан на мирные собрания требуется выработка понятных правил, которые не нарушают права и свободы, а также соответствуют демократии.

По закону митинги представлены открытыми, мирными и доступными для каждого гражданина акциями, которые реализуются на основании инициативы граждан или различных объединений, которые могут быть политическими, религиозными или какими-либо другими.

Допускается во время данных мероприятий пользоваться разными транспортными средствами. Основной целью таких действий граждан выступает свободное выражение своего мнения, выдвижение инициатив или требований по разным вопросам, которые касаются экономики, политики, а также культуры или социальной жизни государства.

Акция Алены Поповой

В 2018-м правозащитник и общественный деятель Алена Попова провела одиночный пикет: это был протест против поведения депутата Госдумы Слуцкого. Поводом для протеста также стала работа комиссии Государственной думы, которая, разбираясь в истории с депутатом Слуцким, не нашла нарушений этических норм в его поведении.

По словам Алены, изначально она и ее сторонники планировали организовать массовую акцию в марте 2018 на Театральной площади, но их заявка не была принята представителями закона. После этого единомышленники решили провести серию одиночных пикетов против Слуцкого. Для этих целей ими были созданы картонные изображения депутата.

У здания Госдумы, где женщина осуществляла протест, к ней подошли представители полиции и попросили ее уйти.

По ее словам, первоначально ей в вину было вменено сооружение быстровозводимой разборной конструкции (имелось в виду картонное изображение депутата). Вследствие этого она была задержана, поскольку при применении таких конструкций пикет должен быть согласован с представителями власти. Соответственно пункту 2 статьи 20-й Федерального закона ей грозил штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Но через несколько часов она была освобождена за недостаточностью оснований для ареста.

Алена заявила, что она и другие ее единомышленники будут продолжать устраивать одиночные пикеты до тех пор, пока не будет принята и согласована их заявка на проведение массового мероприятия. Их цель — внесение в законодательство РФ поправок о сексуальных домогательствах.

Отличия между разными акциями

Массовые мероприятия, с помощью которых граждане привлекают внимание общественности и властей, могут быть представлены в нескольких разновидностях, обладающих определенными отличиями. К ним относится:

  • Митинг. Массовая акция, при которой большое количество людей присутствует в конкретном месте, благодаря чему они могут выражать свое мнение, касающееся значимых проблем. Обычно затрагиваются политические или экономические вопросы.
  • Пикет. С его помощью выражается публично мнение одного человека или нескольких лиц. Процесс не предполагает движение участников, а также не применяются какие-либо звукоусиливающие средства. При этом граждане, стоя на одном месте, демонстрируют плакаты или транспаранты. Допускается использование разборных конструкций.
  • Демонстрация. Она представлена организованным и публичным выражением настроения общественности. Для этого группа граждан демонстрирует разные плакаты или транспаранты, а также другие наглядные материалы во время передвижения. Допускается использование разных автомобилей.

Важно! Для любого такого публичного мероприятия требуется разрешение от властей.

Запрещены или разрешены массовые мероприятия в РФ

На основании ст.31 Конституции у россиян имеется право на митинги, собрания, шествия, пикеты или демонстрации, но процедуры выполняется только без использования оружия, а также в мирных целях.

Поэтому если граждане желают выразить свое мнение по какому-либо вопросу, то они могут проводить разные мероприятия, касающиеся политических, экономических или иных вопросов. Но предварительно придется предупредить власти о планируемом событии, а также получить официальное разрешение.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Внимание! Власти часто отказывают в проведении митингов, которые негативно воспринимаются населениям, например, представители ЛГБТ сообщества редко могут получить согласие на акции, призванные обратить внимание на защиту их прав, поскольку чиновники ссылаются на закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных отношений.

Запрещенные места

К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:

  • местности, находящиеся в близости от опасных объектов производства;
  • ж/д магистрали, нефте-, газопроводы, участки, где расположены высоковольтные линии передач;
  • территории, которые прилегают к резиденциям президента, зданиям судов или к учреждениям лишения свободы;
  • пограничные зоны (исключение — наличие специального разрешения).

Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.

Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии «Яблоко» Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector