54 фз о митингах

Описание закона

Настоящий ФЗ-54 был принят Государственной думой 4 июня 2004 года. Когда как последние поправки в законе осуществлены 7 июня 2017 года.

Федеральный закон №54 создан на основе Конституции Российской Федерации. Учитываются нормы и принципы международных аспектов. Также обладает и другими нормативно-правовыми документами. Их содержание позволяет проводить демонстрации, митинги, собрания, пикетирования и шествия по мирным условиям.

Президент Российской Федерации самостоятельно определяет условия проведения подобных собраний. Дополнительные требования представлены в Правительстве РФ. Члены партий, согласно ФЗ-54, самостоятельно принимают принципы международных соглашений и издают свои правила и нормы поведения по закону.

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.

Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

  • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
  • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
  • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.

В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

Организатором не может быть:

  • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
  • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
  • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.

В последней редакции закона изменения не внесены.

Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Запрещенные места

К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:

  • местности, находящиеся в близости от опасных объектов производства;
  • ж/д магистрали, нефте-, газопроводы, участки, где расположены высоковольтные линии передач;
  • территории, которые прилегают к резиденциям президента, зданиям судов или к учреждениям лишения свободы;
  • пограничные зоны (исключение — наличие специального разрешения).

Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.

Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии «Яблоко» Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.

Что такое пикет?

Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.

Этот вид протеста имеет отличия. Главная разница заключается в том, что акция может проводиться без предварительных соглашений с кем-либо, и в ней может участвовать лишь один человек. Отсутствие в законодательстве пункта о необходимости согласования одиночных пикетов скорее всего можно объяснить его предполагаемой незначительностью. Ведь пикетчик в одиночку не может охватить большое собрание людей, выражая свои требования. Он также не сможет создать особых помех в плане общепринятого порядка в сопоставлении с другими формами публичных мероприятий

Но правильная и хорошо продуманная тактика регулирования таких пикетов помогает удачно разрешать некоторые проблемы, привлекать внимание граждан к принципиальным политическим, экономическим или культурным вопросам

Чтобы такая гражданская инициатива не была бессмысленной, а ее участники не были привлечены к разного рода ответственности по статьям, нужно хорошо знать, что в таком случае предписывает закон, а также следует разбираться в определенных формальностях организации общественных мероприятий.

Банкам запретили отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без причин. При подозрении в отмывании денег или финансировании терроризма — можно

Банкам теперь запрещено отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без объяснения причин. Причем это касается как граждан, так и бизнеса. Отказ от обслуживания становится возможен лишь при обоснованном подозрении в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма.

Сейчас получить отказ или даже столкнуться с закрытием счета можно, например, если банк не получил документы, подтверждающие добросовестность клиента. То же может произойти, если кредитная организация сочтет ту или иную операцию подозрительной. При этом банки не обязаны объяснять, чем мотивировано решение.

Ранее директор банковского института Высшей школы экономики, профессор Василий Солодков рассказал The insider, что сложившаяся практика внесудебной блокировки счетов, которая существует сейчас, по сути является антиконституционной. По его словам, то, что банки обязывают объяснять причины блокировки, – хорошо, но это не снимает вопрос антиконституционности данного действия.

Федеральный закон № 54

Федеральный закон № 54 от 19 июня 2004 года о митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях (далее — ФЗ № 54) был принят Госдумой 4 июня, а одобрен Совфедом РФ 9 июня 2004 г. Последние поправки в этот закон были внесены 7 июня 2017 г.

В этом законе отражены права граждан РФ на проведение мирных различных собраний, демонстраций, пикетов и др. Положениями ФЗ № 54 регулируют правоотношения между участниками протестов и госорганами.

Что представляет собой закон?

ФЗ № 54 состоит из 3 глав и 19 статей. В 1 главе приведены общие различные положения и основные термины («демонстрация», «митинг» и др.).

Во 2 главе отражен порядок, конкретные законные способы, основные положения и нюансы проведения протестных мероприятий, а в 3 — гарантии участникам этих собраний. О праве на мирные акции говорится в ст. 31 Конституции РФ.

Основные поправки в ФЗ № 54

Крайние поправки в ФЗ № 54 были внесены ФЗ № 107 от 7 июня 2017 г. В 2012 г. в первый закон добавили такую информацию:

  • ст. 5 настоящего закона дополнили поправкой о том, что лица с судимостью не могут быть официальными организаторами собраний, различных демонстраций, митингов или иных подобных мероприятий. При неисполнении конкретных обязанностей последние лица несут административную ответственность за тот вред, который причиняют участники протестов;
  • в ст. 6 внесена информация о том, что участникам митинга или другого протестного мероприятия нельзя скрывать свое лицо маской. Также, в этой статье введен запрет на ношение на протестную акцию оружия, взрывчатки, горючих разнообразных жидкостей и алкоголя;
  • ст. 7 дополнили положением об организации одиночного пикета. До его официального проведения теперь не отсылают отдельное уведомление в тот местный орган самоуправления, за которым закреплена конкретная территория;
  • в ст. 8 внесена поправка об обязанности региональной власти установить специальные отдельные места для общественного обсуждения насущных общественно-политических вопросов (Гайд-парки). После получения официального разрешения мирную акцию проводят только в указанном месте;
  • ст. 9 дополнили информацией о продолжительности публичного мероприятия. Теперь протестные акции проводят в такой период — с 7 до 22 часов. Это правило не применяют по отношению к собраниям, которые посвящены отдельным памятным датам РФ (например, празднование 9 мая);
  • в ст. 10 внесена поправка о том, что теперь организаторы проводят агитацию только после официального согласования с региональными или местными властями;
  • ст. 12 дополнили информацией о законных основаниях для отказа со стороны государства в проведении мирного протеста. Такое возможно только в случае подачи уведомления лицом, которое не является организатором, или в этой заявке указана территория, где запрещено проводить публичные мероприятия.

На заметку! В статью 3.2 КоАП РФ ввели такой новый вид наказания правонарушителей (в том числе и участников протеста, которые нарушают ФЗ № 54), как «обязательные работы». Срок исполнения — 20-200 часов. Такое наказание отбывают не более 4 ч. в день.

Акция Алены Поповой

В 2018-м правозащитник и общественный деятель Алена Попова провела одиночный пикет: это был протест против поведения депутата Госдумы Слуцкого. Поводом для протеста также стала работа комиссии Государственной думы, которая, разбираясь в истории с депутатом Слуцким, не нашла нарушений этических норм в его поведении.

По словам Алены, изначально она и ее сторонники планировали организовать массовую акцию в марте 2018 на Театральной площади, но их заявка не была принята представителями закона. После этого единомышленники решили провести серию одиночных пикетов против Слуцкого. Для этих целей ими были созданы картонные изображения депутата.

У здания Госдумы, где женщина осуществляла протест, к ней подошли представители полиции и попросили ее уйти.

По ее словам, первоначально ей в вину было вменено сооружение быстровозводимой разборной конструкции (имелось в виду картонное изображение депутата). Вследствие этого она была задержана, поскольку при применении таких конструкций пикет должен быть согласован с представителями власти. Соответственно пункту 2 статьи 20-й Федерального закона ей грозил штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Но через несколько часов она была освобождена за недостаточностью оснований для ареста.

Алена заявила, что она и другие ее единомышленники будут продолжать устраивать одиночные пикеты до тех пор, пока не будет принята и согласована их заявка на проведение массового мероприятия. Их цель — внесение в законодательство РФ поправок о сексуальных домогательствах.

Требования к участнику

Основные предписания следующие:

  • являться гражданином РФ;
  • быть совершеннолетним (18 лет);
  • средства наглядной агитации должны соответствовать нормам закона РФ.

При этом можно сидеть или стоять, но нельзя передвигаться, пользоваться плакатами и транспарантами, распространять среди интересующихся листовки, отвечать на вопросы граждан, представителей прессы и других СМИ с тем, чтобы пояснить мотивы своих действий и своих убеждений по указанной проблеме. Законом не запрещается выкрикивать лозунги, но только используя свой голос без усилителей. Однако делать это не рекомендуется, так как такие звуки могут расцениваться уже как митинг.

Физлица, получающие иностранное финансирование на политическую деятельность, признаются иноагентами

Госдума в третьем чтении приняла закон о признании физлиц и незарегистрированных общественных объединений, получающих финансирование из-за рубежа, иноагентами за политическую деятельность в России.

Под «политической деятельностью» подразумевается организация и участие в митингах и шествиях, а также участие в выборах, деятельности политических партий и формирование общественно-политических взглядов и убеждений (в том числе с помощью опросов и исследований).

Включенные в реестр объединения должны будут каждый квартал информировать Минюст об объеме и целях получаемого зарубежного финансирования и расходовании этих средств.

Статус иноагента также может быть присвоен иностранным журналистам с аккредитацией в России. СМИ должны будут маркировать материалы физлиц и организаций с таким статусом.

При этом членам НКО-иноагентов разрешается входить в состав общественных советов в федеральных органах власти.

Одиночный пикет Ильдара Дадина

Ильдар Дадин — известный активист российской оппозиции. Он стал первым в РФ осужденным именно по уголовной, а не административной статье из-за проведения протестных акций. Правда, позже суд аннулировал приговор, так как в нем были найдены нарушения.

В апреле 2017 года Дадин также был задержан за проведение пикета у здания МВД в Москве. Пикетчик выдвигал требование отправить в отставку Начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по карельской республике — Александра Тереха. Эта акция — пример того, как можно попасть в ОВД из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность.

7 июля в Москве его арестовали за одиночное пикетирование у здания ФСБ. На этот раз он проигнорировал распоряжение, что во время чемпионата мира по футболу все протестные акции в столице должны согласовываться с властями и осуществляться лишь в специально оговоренных местах. То есть, с официальной точки зрения, он действительно нарушил законодательное положение о проведении публичного мероприятия без уведомления (статья 20.2 ФЗ РФ). В итоге активист был оштрафован на 20 тысяч рублей.

Основные запреты

К ним относятся: публичный призыв к осуществлению террористических актов, экстремистской деятельности или оправдание терроризма. В понимание «экстремистская деятельность» входит:

  • распространение и демонстрирование атрибутов нацизма;
  • фабрикация экстремистских лозунгов и их распространение;
  • общественные воззвания к осуществлению вышеописанных действий;
  • преднамеренно ложное обвинение представителя, который занимает государственную должность в РФ, в совершении вышеперечисленных деяний.

Кроме перечисленного, нельзя использовать музыкальное оформление, аудиозаписи, танцевать, петь, издавать стучащие звуки, устраивать акробатические номера, произносить агитационные призывы, создавать помехи для прохожих и транспорта, распивать алкоголь, вредить чужому имуществу. Когда пикет будет закончен, необходимо убрать все атрибуты и оставленный мусор.

Полицейские могут задержать пикетчика, если, по их мнению, во время акции со стороны несогласных с позицией протестанта нарастает агрессия и появляется угроза для его жизни. Некоторые пикетчики не согласны с такой позицией и уже обращались с жалобами по этому поводу в Конституционный суд России, который дал разъяснения, что действия полиции действительно должны соответствовать степени угрозы. В таких случаях опасность для протестующего должна быть не надуманной, а настоящей.

Закон о штрафах для соцсетей и видеохостингов

Принят закон о крупных штрафах для YouTube, Twitter, Instagram и Facebook за неудаление запрещенной информации с призывами к экстремизму, пропагандой наркотиков или детской порнографией.

Если правонарушение совершено повторно, штраф для граждан возрастет и составит от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 500 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц — от 1/20 до 1/10 совокупного размера суммы выручки. При этом штраф не может составить менее 4 млн рублей.

За неудаление информации штрафы для граждан составят от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц — от 3 млн до 8 млн рублей.

ФЗ 54 с последними изменениями

Последние изменения 54 ФЗ о собраниях и митингах датируются 7 июня 2017. Они были введены законом номер 107.

Во второй статье, в пункте номер один фраза «а также» исключена, вместо нее была введена информация — на таких встречах граждане могут встретиться с депутатами и задать им интересующие вопросы.

Были произведены изменения в статье пятой, часть четвертая, пункт десять. Там была добавлена информация, что депутатам не нужны отличительные знаки организаторов на публичных мирных мероприятиях, достаточно иметь нагрудный знак депутата.

Была произведена редакция статьи семь, первой ее части. Согласно этой измененной информации депутатам необязательно подавать письменное уведомление самостоятельно в орган исполнительной власти Российской Федерации. За депутата это может сделать его представитель, помощник или имеющий полномочия сотрудник, работающий в органах. Подают депутаты и их представители уведомления обязательно не раньше десяти дней и не позднее пяти до начала мероприятия.

Больше всего изменений на протяжении существования описываемого закона произошли в статье номер пять, в которой описаны лица, имеющие право на организацию публичных мирных мероприятий:

  • В 2012 году была добавлена информация о том, что организовывать митинги или демонстрации не могут люди, имеющие непогашенные судимости или совершившие тяжкие преступления;
  • В этом же году было добавлено право организатора мероприятия на требование у сотрудников специальных органов контроля на территории проведения митинга и удаление с территории нарушителей;
  • Добавлена и новая обязанность, организатор должен следить и требовать от каждого участника соблюдения общественного порядка, а также он обязан следить за тем, чтобы количество участников демонстрации не превышало норму. Если лица, участвующие в собрании или митинге имеют при себе и надевают маски или другие маскирующие объекты, организатор обязан потребовать изъять маскировку или удалить граждан с территории.

При нарушении своих обязательств, организатор мероприятия несет гражданско-правовую ответственность.

Скачать действующую редакцию закона о митингах

54 ФЗ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях был создан для регулирования правоотношений митингующих или участников демонстраций с государством и окружающими гражданами. Он помогает контролировать собрания и защищает граждан Российской Федерации. При помощи него жители имеют право отстаивать свои права, высказывать свое мнение и собираться большими группами.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector