Часть 2. участковая избирательная комиссия — ключевое звено в организации подготовки и проведения выборов всех уровней

Содержание:

Введение

Портал ЦИК РФ содержит некоторую информацию по составам избирательных комиссий, в частности участковых избирательных комиссий (далее — УИК). Информация, как это принято у ЦИК, представлена в виде, неудобном для использования, но благодаря навыкам российских граждан, в частности Сергея Шпилькина, она была собрана в единую таблицу. Таблица собрана из данных ЦИК РФ по состоянию на 1 сентября 2021 года и содержит сведения о 842749 членах УИК с правом решающего голоса.

К сожалению, деятельность УИК определяется не только законом, но и персональным составом УИК. Руководители УИК (особенно председатель и секретарь) обычно играют в этой деятельности бóльшую роль, другие члены – меньшую. На поведение членов избирательных комиссий влияют их характер и привычки, о которых у нас, естественно, нет данных и которые плохо поддаются количественному оцениванию. Огромную роль в поведении членов играет их место работы, и это был бы объективный параметр, который надо было бы изучать при исследовании деятельности комиссий. Эти данные обязательно известны территориальным избирательным комиссиям (ТИК), которые и формируют составы УИК и назначают их председателей. Но система избирательных комиссий скрывает эти сведения, вероятно предполагая нежелательные для организаторов выборов результаты.

Таким образом, из имеющейся в публичном доступе информации мы использовали лишь информацию о субъекте выдвижения, то есть о том, какая организация или какой орган предложил территориальной комиссии назначить данного члена УИК. Эти данные известны для всех основных четырех уровней избирательных комиссий (УИК, ТИК, региональных комиссий и ЦИК РФ).

Отметим невысокое качество представленной на портале ЦИК информации. Во-первых, у 385 членов УИК информация о субъекте выдвижения отсутствует. Во-вторых, в некоторых случаях очевидно, что информация устарела. Так, например, два члена комиссии выдвинуты партией «Новая Россия», ликвидированной еще в 2015 году, и, наоборот, новая и активная на нынешних выборах партия «Новые люди» выдвинула в комиссии лишь трех членов. Заметим также, что в настоящее время, как всегда перед выборами, идет активная обновление составов избирательных комиссий.

В данном исследовании нас интересует распределение членов и руководителей УИК по субъектам выдвижения, а также различие регионов по структуре субъектов выдвижения.

Избирательные комиссии

Иерархия избирательных комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
  • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
  • Избирательная комиссия города (не обязательна);
  • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
  • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д. 

Внутренняя структура избирательной комиссии

Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен. Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

  • член УИК (Председатель);
  • член УИК (Секретарь);
  • член УИК (Зам.председателя);
  • рядовые члены УИК.

Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе. 

По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

  • Председатель — «Патриоты России»
  • Секретарь — «Единая Россия»
  • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства. 
  • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

Есть некоторые особенности:

  1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
  2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий. 

Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%. 

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ

Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
до 1000 избирателей — 3 — 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2001 избирателя — 7 — 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
более 2000 избирателей — 7 — 16 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. В случае совмещения дня голосования на выборах Президента Российской Федерации со днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления либо со днем голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов избирательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета.
3. Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может составлять менее 15 дней. Сообщение о формировании участковых избирательных комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений.
4. На избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в труднодоступной или отдаленной местности, в местах временного пребывания избирателей, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до дня голосования.
5. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до дня голосования руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
6. При формировании участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации:
1) требование о максимальном количестве членов участковой избирательной комиссии, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не применяется, если на избирательном участке зарегистрировано более 3000 избирателей;
2) предложение по кандидатуре в состав участковой избирательной комиссии, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента Российской Федерации выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, подлежит обязательному учету только в случае, если гражданин Российской Федерации, который обладает активным избирательным правом и кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства.
7. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вышестоящая территориальная избирательная комиссия выдает удостоверения, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Компенсация (основная часть)

Итак, основная часть заработка – это компенсация по окладу с основного места работы. Она считается по среднему – как зарплата за 12 месяцев, поделенная на количество отработанного времени. Если человек не работал, то ему выплачиваются средства по таблице, приведенной ниже. 

А вот, если зарплата у работника более высокая, то он может претендовать только на то, что указано в таблице, так как средства в бюджете не резиновые. 

Внимание! Оплата производится за час отработки, из расчета 40-часовой рабочей недели. 

Соответственно, если средний оклад ниже, чем в таблице, идти работать в УИК уже не особо выгодно – зарплата не порадует. 

Субъект Российской Федерации

Размер компенсации

за полный месяц работы

(руб.)

Республика Адыгея (Адыгея)

31793

Республика Алтай

36186

Республика Башкортостан

38706

Республика Бурятия

41724

Республика Дагестан

30109

Республика Ингушетия

30162

Кабардино-Балкарская Республика

29908

Республика Калмыкия

31695

Карачаево-Черкесская Республика

29926

Республика Карелия

46330

Республика Коми

56780

Республика Крым

33571

Республика Марий Эл

32190

Республика Мордовия

31097

Республика Саха (Якутия)

76623

Республика Северная Осетия – Алания

30508

Республика Татарстан (Татарстан)

39588

Республика Тыва

43924

Удмуртская Республика

35953

Республика Хакасия

43519

Чеченская Республика

29611

Чувашская Республика – Чувашия

31890

Алтайский край

29983

Забайкальский край

46980

Камчатский край

83133

Краснодарский край

37666

Красноярский край

53986

Пермский край

41203

Приморский край

49699

Ставропольский край

33708

Хабаровский край

52455

Амурская область

52433

Архангельская область

52151

Астраханская область

39037

Белгородская область

37376

Брянская область

31960

Владимирская область

34343

Волгоградская область

35599

Вологодская область

42779

Воронежская область

36374

Ивановская область

28165

Иркутская область

49654

Калининградская область

37497

Калужская область

43656

Кемеровская область – Кузбасс

43435

Кировская область

32402

Костромская область

32085

Курганская область

32679

Курская область

35952

Ленинградская область

48271

Липецкая область

36800

Магаданская область

102397

Московская область

57087

Мурманская область

68795

Нижегородская область

37449

Новгородская область

32472

Новосибирская область

41120

Омская область

37488

Оренбургская область

35011

Орловская область

31921

Пензенская область

32762

Псковская область

31486

Ростовская область

35563

Рязанская область

36381

Самарская область

38747

Саратовская область

33365

Сахалинская область

91577

Свердловская область

43154

Смоленская область

32862

Тамбовская область

30557

Тверская область

35010

Томская область

47373

Тульская область

39878

Тюменская область

50634

Ульяновская область

32653

Челябинская область

38693

Ярославская область

37922

Город Москва

100506

Город Санкт-Петербург

68383

Город Севастополь

35527

Еврейская автономная область

46689

Ненецкий автономный округ

91677

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

79057

Чукотский автономный округ

121314

Ямало-Ненецкий автономный округ

110759

Самую низкую зарплату члены избирательных комиссий на выборах 2021 года получат в Ивановской области, а самую высокую – на Чукотке. 

Если человек из Ивановской области получает зарплату 100 тысяч рублей, а ему за выборы заплатят компенсацию из расчета в 28 тысяч, то это, конечно, крайне неприятно. 

КАК СЧИТАТЬ: например, оклад из таблицы 30557 рублей, делим на 120 часов в месяц = 255 рублей. Умножить на фактическое количество отработанных часов на выборах из табеля. 

Компенсация выплачивается независимо от должности – и председателю, и обычному члену УИК платят одно и то же. А вот размер дополнительного вознаграждения уже порядком отличается от должности. 

Сколько часов работают и сколько получают на руки члены УИК?

Помимо вышеприведенных ставок, зарплата члена УИК зависит от количества отработанных часов. И здесь все считается очень индивидуально, и как конкретно будет проводится подготовка и информирование в 2021 году, предсказать довольно сложно. 

Многое зависит и от количества членов УИК, от распределения обязанностей:

До 1001 избирателя

От 3 до 9 человек

ОТ 1001 до 2001

От 7 до 12

Свыше 2000

От 7 до 16

19 сентября в некоторых регионах России пройдут референдумы, а значит, количество членов комиссий может быть увеличено. Однако, голосование может идти 3 дня (17, 18, 19 сентября), а со 8 августа по 13 сентября будут организованы дежурства для приема заявлений и информирования, ежедневные по 4 часа. 

И если человек нагружен по максимуму: 20 часов дежурства, 36 часов на выборах, то только компенсация составит около 15 тысяч рублей (если по окладу 255 рублей в час), и вознаграждение около 3000-5000 рублей. 

А если он выйдет один раз на дежурство, и поработает только в день выборов (как это часто и бывает), то заплатят ему около 5000-6000 рублей. 

Для непостоянных членов УИК средние зарплаты примерно следующие:

Должность

Зарплата за все выборы

Председатель

8000-30000

Заместитель

5000-24000

Секретарь

6000-18000

Остальные члены комиссии

5000-16000

Во время прошлого голосования по поправкам в Конституцию, обычные члены избиркома получали на руки 10-11 тысяч рублей. 

Сколько заплатят 19 сентября 2021 года – пока неизвестно. Но само финансирование ЦИК выросло с 15,8 до 20 миллиардов рублей, причем, в расчет принималась именно зарплата на местных и региональных избирательных участках. 

Большая часть людей идет работать в УИК либо по партийному (служебному) направлению, либо по велению души. Работа, кстати, весьма интересная, много случается интересных знакомств, поэтому нередко обслуживанием выборов занимаются по велению души. 

Примечание:О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда» на выборах в Госдуму от 23 июня 2021 года от ЦИК

У нас четыре уровня комиссий, и каждый уровень очень сильно управляется соответствующей администрацией

У нас четыре уровня комиссий, и каждый уровень неявно, но очень сильно управляется соответствующей администрацией: ЦИК – администрацией президента, региональные комиссии – администрацией субъекта федерации, ТИКи и УИКи – местными администрациями. Управление в основном производится не посредством прямых указаний сверху, а посредством соответствующего подбора кадров коллегиального органа.

Хороший пример – назначение председателя ЦИК РФ, якобы избираемого из состава ЦИК. И в случае с Чуровым, и в случае с Панфиловой эта «избираемость» была наглядно продемонстрирована. Избирательные комиссии субъектов Федерации даже формально наполовину назначаются региональной администрацией, а вторая половина назначается законодательным органом, который сильно подвержен влиянию администрации.

Территориальные комиссии формируются региональными комиссиями. Большинство региональных комиссий расположены в здании региональной администрации и поддерживают тесный контакт с последней

В каждой региональной администрации есть заместитель высшего должностного лица (губернатора), отвечающий за проведение выборов и их результат (вспомните разоблачения этой системы, появившиеся из-за дела Гайзера), поэтому формирование ТИК находится под их тщательным вниманием

Резюме. Стать членом избиркома можно. В теории

Удивлён, насколько сложен процесс формирования избирательной комиссии. Разумеется, это сделано ради безопасности. Нельзя ведь доверить процесс и подсчёт голосов кому попало? Если серьёзно, то для попадания в избирком придётся потрудиться. Самый простой путь – выдвинуться от общественного объединения или политической партии.

Даже если кандидат поставлен территориальным избиркомом в резерв, это не гарантирует попадание на участок. Вмешаться в деятельность комиссий на законных основаниях трудно. Значит, члены участковых комиссий будут отбираться не всегда прозрачно. В интернете много пишут про блат… Не исключаю, что попасть на участок по знакомству проще, чем без оного.

Но нужно понимать, что это – работа, причём на 5-летний срок. Да, участие в процессе вознаграждается, но лёгким такой труд назвать нельзя. И мне почему-то кажется, что гражданам с определёнными политическими предпочтениями и «яркой» биографией стать членом избиркома будет непросто.

Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ

Статья 14. Окружные избирательные комиссии

Окружная избирательная комиссия образуется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, если число избирателей в округе превышает 10 тысяч человек.
При проведении выборов должностного лица местного самоуправления, а также при образовании одного многомандатного округа для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Положения окружные избирательные комиссии не создаются.
Если окружные избирательные комиссии не образованы, их полномочия осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.
Окружные избирательные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе не менее семи членов комиссии и утверждаются представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением суда. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются членами комиссии тайным голосованием на первом заседании комиссии.
Окружные избирательные комиссии:
осуществляют контроль исполнения настоящего Положения на территории соответствующего избирательного округа;
рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий и принимают решения по жалобам и заявлениям;
регистрируют кандидатов по соответствующему округу и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
обеспечивают соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными избирательной комиссией муниципального образования на подготовку и проведение выборов по избирательному округу;
устанавливают результаты выборов по избирательному округу и передают их в избирательную комиссию муниципального образования, обеспечивают передачу документации, связанной с подготовкой и проведением выборов, в архив муниципального образования;
утверждают текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
организуют досрочное голосование, составляют списки досрочно проголосовавших.
Окружные избирательные комиссии организуют печатание и рассылку всем избирателям брошюры, содержащей сведения о всех зарегистрированных по данному округу кандидатах. Информация о каждом кандидате размещается на площади не менее одного листа формата А4. Соответствующие сведения предоставляются окружным избирательным комиссиям самими кандидатами. Оплата изготовления и рассылки брошюры производится за счет средств, выделяемых на организацию выборов.
Окружные избирательные комиссии осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
Решения окружной избирательной комиссии в пределах ее полномочий являются обязательными для исполнения участковыми избирательными комиссиями.

Формированием УИКов реально занимается управа

Московская власть уже в 1996 году поняла, что формирование подконтрольных комиссий – один из способов влияния на выборы. С тех пор формирование ТИК находится под пристальным контролем префектур и управ. Анализ, который мы проводили в те годы, показал интересную закономерность: у префектур и управ есть подручные организации, от имени которых составляются заявки на включение в ТИКи и УИКи (http://www.votas.ru/oik01.html; http://www.votas.ru/oik03.html; http://www.votas.ru/tik_zak.htm; http://www.votas.ru/oik.htm). Причем у каждой префектуры свои подручные организации, за исключением Российского объединения избирателей.

Конечно, со временем префектуры и управы расширяют и изменяют свой круг связанных с ними организаций. Когда-то очень активными были Общемосковская федерация профсоюзов, советы ветеранов ВОВ. Но принцип остается тем же.

31 августа на заседании ТИК района Войковский мне напомнили об этом. Мы ввели в УИКи новых членов, а я проанализировал, кто же их выдвигал. Еще раз повторю, что формированием УИКов реально занимается управа, благо секретарь нашей комиссии как раз начальник орготдела.

Итак, наибольшее число новых членов УИК – выдвиженцы неясных «собраний избирателей по месту работы». Их 23 человека. Следующей идет Региональная общественная организация инвалидов — патриотическое объединение инвалидов войны в Афганистане и воинов-интернационалистов «ПАНДЖШЕР» — 12 человек. Занятно, что «афганцы» оказались в основном (10 из 12) женщинами: никто не запрещает управе вставлять в бланки «ПАНДЖШЕРа» женские имена. Аналогичная ситуация с другими ветеранами – Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс-Меркурий»; у них три женщины из четырех. Третье место по числу назначенных – семь человек – занимает существующее только на бумаге Общероссийское общественное движение «Российское объединение избирателей». Управа позаботилась и о партиях.

Я, конечно, попытался объяснить членам своей ТИК, что из этого списка торчат уши местной администрации. Увы, в списке УИК-резервистов остальные субъекты выдвижения тоже кажутся мне очень искусственными. 

Что говорит закон о статусе члена УИК?

Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: 

п. 18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Увольнение с работы

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Основные права члена УИК с правом решающего голоса

Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: 

п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

  • а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
  • б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
  • е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Что в теории?

Порядок проведения выборов, а также виды избирательных комиссий закреплены в ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Полномочия органов при проведении референдума, выборов президента и депутатов Госдумы урегулированы соответственно ФЗ №5-ФКЗ от 28.06.2014, ФЗ №19 от 10.01.2003, ФЗ №20 от 22.02.2014. В ст.20 Закона №67 приведён перечень избиркомов:

  • ЦИК;
  • избирком субъекта РФ;
  • избирком муниципального образования;
  • окружные комиссии;
  • территориальные комиссии;
  • участковые комиссии.

Так вот, попасть в ЦИК тяжело: это постоянно действующий госорган, где служащие наделены 5-летним сроком полномочий. Из 15 членов по пять назначает Госдума, Совет Федерации и Президент. Если вдруг решите попасть в ЦИК, знайте: без высшего образования туда не берут.

Все остальные уровни избиркомов формируются на основании ст.22 ФЗ №67. В ней указано, что списки потенциальных членов представляют политические партии и общественные объединения. Избиркомы субъектов РФ тоже действуют на постоянной основе с 5-летними полномочиями. Туда тоже просто так не попасть: список формирует высшее должностное лицо и законодательный орган субъекта.

Куда может попасть обычный человек?

Теоретически простой смертный вправе найти место в территориальной или участковой избирательной комиссии. Вторая альтернатива – реальная. Возникает первая трудность: нужно как-то оказаться в списке предложений по кандидатурам в состав органа. Его формирует либо политическая партия, либо избирательное объединение. Сложно.

К кандидату избиркома предъявляются минимальные требования: членом ИК может стать совершеннолетний гражданин РФ без судимости. Проблемы могут возникнуть у тех, кто имеет паспорт другого государства. Ввиду определённых ограничений по месту работы, нужно доказать, что соискатель не имеет «запрещённой профессии».

Не могут стать членом избиркома:

  1. Лица, не имеющие гражданства РФ;
  2. Ограниченно или полностью недееспособные;
  3. Несовершеннолетние;
  4. Депутаты, прокуроры и судьи;
  5. Граждане, имеющие судимость либо привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Понадобятся некоторые документы:

  • ксерокопия паспорта;
  • справка с места работы или трудовая книжка, иной документ, подтверждающий род деятельности;
  • две фотографии 3х4 см;
  • письменное согласие на назначение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector