Статистика разводов и браков в россии 2020-2021: таблицы по годам и регионам

Государственно-правовые признаки образований

Практически каждый субъект является государством, об этом говорит присутствие законодательной власти, способности самостоятельно принимать конституцию, определяющую дальнейшую организацию на территории образования. Однако, все законодательные акты не должны отличаться от положений Конституции Российской Федерации. Органы власти в субъектах образуются в результате выборов среди народов и народностей, живущих на их территории. А также республика является гарантом государственности всех национальностей, проживающих там.

Одним из признаков государственности является наличие своих территорий и границ, которые считаются открытыми между всеми образованиями на территории Российской Федерации. Принятое законодательство субъекта действует только в пределах её территории. У каждого образования есть свой флаг, свой герб и свой гимн и, естественно, своя столица. А также, у каждой республики есть свой президент, Верховный суд, прокурор, который подчиняется Генеральному прокурору России, свой Конституционный суд.

Как статус региона влияет на его экономику

Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.

Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:

То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.

Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:

Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.

Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.

А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:

Место Безработица Неофициальная занятость
Регион Значение, % Регион Значение, %
1 Москва 2,0 Москва 4,0
2 ЯНАО 2,4 Чукотский АО 5,5
3 Санкт-Петербург 2,7 ЯНАО 6,5
4 ХМАО-Югра 2,8 Мурманская область 6,9
5 Московская область 3,8 ХМАО-Югра 8,3
6 Республика Татарстан 3,9 Ненецкий АО 8,6
80 Чеченская Республика 16,0 Республика Крым 41,1
81 Карачаево-Черкесская Республика 16,2 Республика Алтай 41,3
82 Республика Дагестан 17,4 Республика Дагестан 47,0
83 Республика Северная Осетия – Алания 17,7 Республика Ингушетия 49,1
84 Республика Тыва 19,4 Кабардино-Балкарская Республика 49,8
85 Республика Ингушетия 30,1 Чеченская Республика 62,1

Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.

История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.

При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.

Федеративное устройство России — края, областя, республики, округа, города

Согласно Конституции 1993 года пятой ее статье — Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. В состав нашей родины входят 83 субъекта (региона): 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения. Также, на период до 2050 года Российской Федерацией арендован город Байконур в Казахстане, вместе с комплексом космодрома Байконур.

Территория России разделена на восемь федеральных округов, которые, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не являются субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации). Каждый федеральный округ объединяет несколько субъектов (регионов) Российской Федерации.

Областные центры – города России

Россия – это федеративное государство, которое имеет административно-территориальное деление. Это значит, что вся территория поделена на части (области, республики, края, автономные округа). Основной целью такого раздела является упрощение управления такой большой страной. Не стоит также забывать и о городах федерального значения, они имеют собственную форму самоуправления. Одним из таких городов является столица нашей Родины – Москва, она же является областным центром России.

Еще два других города с подобной организационной формой власти – это Санкт-Петербург и с недавнего времени Севастополь. Эти города имеют особое значение для страны и для мира, а Санкт-Петербург долгое время был столицей Российской империи.

Какие же есть еще крупные областные центры России? Сюда следует отнести города-миллионики, которые к тому же являются и административными центрами:

  • Новосибирск;
  • Казань;
  • Екатеринбург;
  • Омск;
  • Самара;
  • Челябинск;
  • Нижний Новгород;
  • Ростов-на-Дону;
  • Уфа.

Края

1 Алтайский 168 000 2 419 400 Барнаул 01 60 муниципальных районов, 11 городских округов
2 Забайкальский 431 500 1 106 600 Чита 76 31 муниципальный район, 3 городских округа
3 Камчатский 464 300 321 800 Петропавловск-Камчатский 30 11 муниципальных районов, 3 городских округа
4 Краснодарский 75 500 5 225 800 Краснодар 03 37 муниципальных районов, 7 городских округов
5 Красноярский 2 366 600 2 828 200 Красноярск 04 44 муниципальных района, 17 городских округов
6 Пермский 160 200 2 635 800 Пермь 57 42 муниципальных района, 6 городских округов
7 Приморский 164 700 1 956 400 Владивосток 05 22 муниципальных района, 12 городских округов
8 Ставропольский 66 200 2 786 100 Ставрополь 07 26 муниципальных районов, 9 городских округов
9 Хабаровский 787 600 1 344 200 Хабаровск 08 17 муниципальных районов, 2 городских округа

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов

. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

  • 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
  • 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования

по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Рейтинг регионов РФ по числу детей на одну женщину

Любопытен также еще один статистический показатель рождаемости, который называется Суммарный коэффициент рождаемости. Говоря простым языком, он отражает среднее число новорожденных в расчете на одну женщину. Более точное определение звучит так:

Коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель.

В среднем по России в 2020 году этот показатель составил 1,51.

Регионы с наибольшим и наименьшими значениями суммарного коэффициента рождаемости в 2020 году:

Субъект РФ

Суммарный коэффициент рождаемости

Республика Тыва

2,97

Чеченская Республика

2,57

Ненецкий автономный округ

2,26

Республика Алтай

2,09

Сахалинская область

1,97

Российская Федерация

1,51

Пензенская область

1,23

Саратовская область

1,23

Смоленская область

1,16

Республика Мордовия

1,12

Ленинградская область

1,06

Планируется, что этот показатель будет расти. По оптимистичному прогнозу к 2030 году в среднем по стране он должен достигнуть 1,669.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Поделиться в соц. сетях

См. также

Федеративное устройство России
Республики Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия
Края Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский
Области Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская
Города федерального значения Москва • Санкт-Петербург
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий 1 • Ханты-Мансийский — Югра 2 • Чукотский • Ямало-Ненецкий 2
1 Входит в состав Архангельской области 2 Входит в состав Тюменской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Области России” в других словарях:

Землетрясения. Опасные и безопасные области России — 20% территории России относится к сейсмоактивным районам (в том числе 5% территории подвержено чрезвычайно опасным 8 10 балльным землетрясениям). За последние четверть века в России произошло около 30 значительных, то есть силой более семи баллов … Энциклопедия ньюсмейкеров

Области Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Области РФ — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Области применения систем спутниковой навигации — Развитие рынка перевозок, в первую очередь, дорогих и опасных грузов объективно диктует необходимость в системах позиционирования, использующих спутниковую навигацию, радиосвязь и электронные карты. Первые системы такого рода были чрезвычайно… … Википедия

Области Казахстана — Республика Казахстан административно разделена на 14 областей и 3 города республиканского значения. город Астана столица государства город Алма Ата город республиканского значения город Байконур город республиканского значения, находится вместе с … Википедия

Области тьмы — Эта статья о фильме. Об книге см. Области тьмы (книга). Без Лимита Limitless … Википедия

Серпуховский район Московской области — Серпуховский район Герб Флаг (описание) … Википедия

Список археологических культур России — Содержание 1 Европейская часть России 1.1 Палеолит 1.1.1 Нижний палеолит … Википедия

Администрация Брянской области — Администрация Брянской области … Википедия

Стабильнее и доходнее

Первое место среди регионов по социально-экономической устойчивости в России занял Ямало-Ненецкий автономный округ, на втором оказалась Магаданская область, а на третьем — Чукотка. Таковы данные исследования ФоРГО, подготовленного на основе мониторинга социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2020 года.

Также в первой десятке рейтинга оказались Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Москва, ХМАО, Якутия, Мурманская область и Санкт-Петербург. Всего исследование коснулось 20 из 85 субъектов России. Его авторы объясняют это тем, что в него вошли только лидеры социально-экономического развития с самыми высокими показателями. Речь идет в том числе о среднемесячной заработной плате, прожиточном минимуме, отношении регионального продукта (стоимость всех произведенных в субъекте товаров, работ и услуг) к численности населения.

Во второй десятке, согласно указанным местам с 11-го по 20-е, расположились Красноярский край, Тюменская область, Коми, Московская область, Камчатский край, Иркутская, Ленинградская и Калужская области, Хабаровский край и Татарстан.

Где жить хорошо3

Фото: ТАСС/Анатолий Струнин

Согласно данным исследования, самый высокий уровень средней зарплаты в Магаданской области, самый низкий — в Татарстане. По показателю отношения прожиточного минимума к среднему доходу лидер — Магаданская область, самый низкий показатель среди двадцатки лидеров в Хабаровском крае. Если говорить о показателе отношения регионального продукта к численности населения, то наиболее высокий — в Ненецком автономном округе, наиболее низкий среди двадцатки лидеров — в Иркутской области.

— Рейтинг учитывает целый комплекс показателей. В данном случае по итогам 2020 года наибольшее влияние на позиции регионов-лидеров оказали как такие факторы, как объемы производства, его стабильность, так и определяемые этим размеры средних заработных плат и стоимость жизни. Такие параметры характерны прежде всего для добывающих субъектов, а также для столиц, где высок сам по себе экономический потенциал во всех видах экономической деятельности, — пояснил «Известиям» итоги исследования глава ФоРГО Константин Костин.

По его словам, неблагоприятный климат и трудные условия проживания диктуют необходимость относительно высоких уровней доходов населения в таких регионах. Это прежде всего Магаданская, Мурманская области и Республика Саха-Якутия.

При этом в ФоРГО считают, что нельзя говорить о недоработках губернаторов, которые из-за низких экономических показателей в рейтинг не попали. Ведь это обусловлено разными геополитическими и демографическими характеристиками субъектов, не в каждом из которых есть ресурсы для создания промышленных центров. По его мнению, правительство России вряд ли сможет это экономическое неравенство изменить, так как в его обязанности входит задавать правила и ставить перед регионами общие задачи.

Где жить хорошо2

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

— Важно, чтобы эти правила обеспечивали максимум возможностей главам регионов в их координирующей и управленческой деятельности. При этом надо понимать, что данные возможности были, есть и будут для разных регионов различными

Ровно поэтому огромное значение имеет четкая и своевременная реализация всех этапов национальных проектов. Поскольку их главная цель, чтобы во всех регионах, вне зависимости от удаленности, урбанизированности, экономического потенциала, люди имели возможности для нормальной и комфортной жизни, — пояснил Константин Костин «Известиям».

Впрочем, правительство пытается справиться с региональным неравенством. Сейчас для десяти субъектов — республик Адыгея, Алтай, Тува, Марий Эл, Чувашия, Карелия, Калмыкия, Алтайского края, Курганской и Псковской областей — действуют индивидуальные программы социально-экономического развития. На 2020–2024 годы правительство утвердило выделение им из федерального бюджета 50 млрд рублей.

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Области России, список по алфавиту

Пермская область 1 декабря 2005 вошла в состав нового Пермского края, образованного в результате слияния области с Коми-Пермяцким автономным округом по итогам референдума, проведённого 7 марта 2003.

Камчатская область 1 июля 2007 вошла в состав нового Камчатского края, образованного в результате слияния области с Корякским автономным округом по итогам референдума, проведённого 23 октября 2005.

Читинская область 1 марта 2008 вошла в состав нового Забайкальского края, образованного в результате слияния области с Агинским Бурятским автономным округом по итогам референдума, проведённого 11 марта 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector