Какая форма правления в российской федерации
Содержание:
- Примечания
- В чем проявляется ассиметричность?
- Форма правления государства
- Как появились государства
- История
- Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения
- Законодательная власть
- Экономическое развитие Татарстана
- Глава государств
- Какие республики входят в состав Российской Федерации
- Перечень республик Российской Федерации
- Власть в республиках
- Принципы заполнения пунктов о гражданской принадлежности
- Форма государственного устройства
- Языки республик
- Устройство
- История образований субъектов в составе РФ
- Почему Россия считается федерацией
Примечания
- ↑ . Конституционный суд Российской Федерации.
- . Журнал «Коммерсантъ Власть» (23 марта 2015). Дата обращения: 5 ноября 2018.
- ↑ . Дата обращения: 19 марта 2021.
- Данная административная единица расположена на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится.
- . constitution.garant.ru. Дата обращения: 27 февраля 2018.
- Закон РСФСР от 03.07.1991 № 1540-I, статья 2
- . constitution.garant.ru. Дата обращения: 27 февраля 2018.
- . constitution.garant.ru. Дата обращения: 28 октября 2019.
- . constitution.garant.ru. Дата обращения: 27 февраля 2018.
- (17 ноября 2005). Дата обращения: 27 февраля 2018.
- ↑ (8 июля 1993). Дата обращения: 27 февраля 2018.
- . IGPI.RU. www.igpi.ru. Дата обращения: 27 февраля 2018.
- . Красный Север (19 февраля 2014). Дата обращения: 27 февраля 2018.
- (недоступная ссылка). old.lawru.info. Дата обращения: 27 февраля 2018.
- (недоступная ссылка). ПРАВА НАРОДОВ. Дата обращения: 27 февраля 2018.
В чем проявляется ассиметричность?
Несмотря на отсутствие суверенитета, некоторые регионы имеют статус государств, о чем написано в их собственных конституциях. Это национальные республики. Корни их особенных прав существовали и в советское время, и в царскую эпоху. Титульные этносы республик вместе со своим языком и культурой находятся под охраной закона, тогда как люди русской национальности, проживающие в других регионах, формально лишены такой специфики.
Учитывая выстроенную вертикаль власти, Россия фактически осталась в том же виде унитарного государства с отдельными автономиями в своем составе, какой была РСФСР. Это не может не провоцировать недовольство внутри страны. Политологи предложили такие рецепты по его ликвидации:
- отменить национальные пункты в республиканских конституциях;
- сделать все регионы равными в правах;
- разрешить каждому субъекту, вне зависимости от национального вопроса, формировать собственное законодательство.
Федеральные указы регламентируют подавляющую часть всего, что происходит в России, оставляя региональным властям право решать лишь незначительные вопросы.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
История
Декларация о государственном суверенитете РСФСР принята 12 июня 1990 года. 25 декабря 1991 года РСФСР получила название Российская Федерация.
21 сентября 1993 года указом президента Ельцина парламент был распущен (4 октября здание Верховного Совета было расстреляно с применением танков), было объявлено об принятии новой конституции путем проведения референдума.
Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года в ходе референдума.
Важные события в истории Российской Федерации: первая чеченская война 1994—1996 г.г., выборы президента летом 1996 года, дефолт 17 августа 1998 года, выборы президента Путина, вторая чеченская война, выборы президента Медведева, конфликт в Южной Осетии, выборы президента Путина на третий срок весной 2012 года, присоединение Крыма к России в марте 2014 года.
Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения
Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)
Начиная с 2005 г., некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных средств их соседей. Процесс слияния завершился 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых слияний не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, при этом русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: бурятский (на двух из объединенных территорий), коми-пермский , корякский . Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) установлены Конституциями входящих в нее республик ( Мордовия , Чечня , Дагестан и др.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, поскольку не фигурирует в Конституции Российской Федерации.
Дата референдума | Дата слияния | Оригинальные сущности | Оригинальные коды | Новый код | Оригинальные сущности | Новая сущность |
---|---|---|---|---|---|---|
2003-12-07 | 2005-12-01 | 1, 1а | 59 (1), 81 (1а) | 90 | Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а) | Пермский край |
2005-04-17 | 2007-01-01 | 2, 2а, 2б | 24 (2), 88 (2a), 84 (2b) | 24 | Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2a) + Таймырский автономный округ (2b) | Красноярский край |
2005-10-23 | 2007-07-01 | 3, 3а | 41 (3), 82 (3а) | 91 | Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3a) | Камчатский край |
2006-04-16 | 2008-01-01 | 4, 4а | 38 (4), 85 (4а) | 38 | Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а) | Иркутская обл. |
2007-03-11 | 2008-03-01 | 5, 5а | 75 (5), 80 (5а) | 92 | Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а) | Забайкальский край |
Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:
- Ненецкий автономный округ (население 2010 г. — 42090 человек) является субъектом с 1993 г., но также согласно Конституции входит в состав Архангельской области.
- Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно входит в состав Тюменской области.
- Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 году (после получения автономии в 1977 году), но также входит в состав Тюменской области.
С расчетным населением в 49348 человек по состоянию на 2018 год, Чукотка в настоящее время является наименее населенным субъектом России, который не входит в состав более густонаселенного субъекта. Он был отделен от Магаданской области в 1993 году. Чукотка — один из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным Австралийскому), и поэтому не вписывается в схему объединения субъектов, чтобы получить выгоду от экономического динамизма страны. сосед.
В 1992 году Ингушетия отделилась от Чечни как для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для того, чтобы получить восточную часть Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свой Пригородный район). Район ). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными вайнахцами , говорящими на вайнахском языке , остаются двумя беднейшими субъектами России, при этом ВРП на душу населения в Ингушетии эквивалентен ВРП Ирака. Однако, согласно статистике 2016 года, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.
До 1994 года Сокольский район Нижегородской области входил в состав Ивановской области .
В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2 511 км 2 (970 квадратных миль)) за счет приобретения части Московской области .
13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из -за пандемии COVID-19 . 2 июля процесс был отменен из-за непопулярности среди населения.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Экономическое развитие Татарстана
Экономика Татарстана относится к самым развитым в Российской Федерации. Она занимает шестое место в стране по объемам производства. Большую роль в республике играет нефтехимическая отрасль. В Татарстане занимаются не только добычей нефти, но и ее переработкой, что приносит в бюджет государства значительные средства и поднимает его авторитет среди субъектов Российской Федерации.
Велика доля машиностроения в промышленном комплексе страны, что притягивает в республику иностранные инвестиции. Согласно сведениям за прошлый год, Татарстан сотрудничал со ста тридцатью мировыми державами, причем импорт и экспорт составляли приблизительно одинаковое процентное соотношение.
С первого десятилетия этого века Республика Татарстана начала реорганизацию жилищного фонда. За шесть лет в стране было введено в эксплуатацию более трехсот тысяч квадратных метров жилья. Параллельно началось строительство городов-спутников Казани и сооружение спортивно-развлекательных учреждений федерального уровня. Это вывело Татарстан на новый уровень на международной спортивной арене, что, в свою очередь, дает бюджету республики дополнительные средства, направляющиеся на развитие экономики региона.
Экономистов уже давно радует ежемесячный прирост в производстве республики, равный 0,1%. Если эта тенденция сохранится, то Татарстан через несколько лет полностью преодолеет свою зависимость от нефтяной отрасли, которая за прошлый год показала себя как крайне нестабильная. Все остальные субъекты Российской Федерации, зависящие от данной отрасли, существенно снизили свой экономический прирост. Республика очень дальновидно направляла полученные инвестиции в развитие химической отрасли, сумев с ее помощью в конечном итоге перекрыть сложившийся дефицит бюджета.
Несмотря на то, что инфляция в республике медленно, но неуклонно растет, уровень жизни в Татарстане остается неизменно высоким. Республика входит в пятерку регионов России с самым высоким уровнем жизни. Сейчас она занимает четвертое место, уступив неизменным лидерам списка — Москве, СПб и Московской области.
Республику Татарстан можно отнести к самым уникальным субъектам Российской Федерации. Социологи и экономисты в ближайшее время предрекают региону бурный рост, который выведет республику на абсолютно новый уровень развития.
Глава государств
Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).
В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом Президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.
Какие республики входят в состав Российской Федерации
В современной России республики занимают до 28 % территории, а проживают в них до 17 % населения. Все республики разнятся и по площади территории, и по численности населения. В то время как некоторые субъекты, подобно Якутии, занимают огромные заснеженные пространства, другие, как, например, Ингушетия, занимают совсем небольшую площадь. Численность жителей Ингушетии едва превышает 488 000 человек, а по территории республика занимает 82 строчку среди субъектов РФ.
В России проживает большое число народов, но далеко не все из них имеют свои государственные образования. Например, на территории Дагестана проживают представители более тридцати национальностей.
Полный перечень республик Российской Федерации выглядит так:
- Адыгея.
- Алтай.
- Башкирия.
- Бурятия.
- Дагестан.
- Ингушетия.
- Кабардино-Балкария.
- Калмыкия.
- Карачаево-Черкесия.
- Карелия.
- Коми.
- Марий-Эл.
- Мордовия.
- Якутия.
- Северная Осетия-Алания.
- Татарстан.
- Тыва.
- Удмуртия.
- Хакасия.
- Чувашия.
- Крым.
Большинство республик, которые сегодня входят в состав России, в советское время обладали статусом автономных советских республик, а некоторые имели статус автономных областей.
Перечень республик Российской Федерации
№ на карте | Флаг | Герб | Республика | Столица | Федеральныйокруг | Площадьтерритории, км² | % от площадитерритории России | Население,чел. | % от населения России | Плотностьнаселения, чел./км² |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Республика Адыгея | Майкоп | ЮФО | 7792 | 0,05 % | 463 167 | 0,31 % | 59,44 | ||
2 | Республика Алтай | Горно-Алтайск | СФО | 92 903 | 0,54 % | 220 954 | 0,15 % | 2,38 | ||
3 | Республика Башкортостан | Уфа | ПФО | 142 947 | 0,83 % | 4 013 786 | 2,77 % | 28,08 | ||
4 | Республика Бурятия | Улан-Удэ | ДФО | 351 334 | 2,05 % | 985 431 | 0,67 % | 2,80 | ||
5 | Республика Дагестан | Махачкала | СКФО | 50 270 | 0,29 % | 3 133 303 | 2,09 % | 62,33 | ||
6 | Республика Ингушетия | Магас | СКФО | 3123 | 0,02 % | 515 564 | 0,33 % | 165,09 | ||
7 | Кабардино-Балкарская Республика | Нальчик | СКФО | 12 470 | 0,07 % | 869 191 | 0,59 % | 69,70 | ||
8 | Республика Калмыкия | Элиста | ЮФО | 74 731 | 0,44 % | 269 984 | 0,19 % | 3,61 | ||
9 | Карачаево-Черкесская Республика | Черкесск | СКФО | 14 277 | 0,08 % | 465 357 | 0,32 % | 32,59 | ||
10 | Республика Карелия | Петрозаводск | СЗФО | 180 520 | 1,05 % | 609 071 | 0,42 % | 3,37 | ||
11 | Республика Коми | Сыктывкар | СЗФО | 416 774 | 2,43 % | 813 590 | 0,57 % | 1,95 | ||
12 | Республика Марий Эл | Йошкар-Ола | ПФО | 23 375 | 0,14 % | 675 332 | 0,46 % | 28,89 | ||
13 | Республика Мордовия | Саранск | ПФО | 26 128 | 0,15 % | 778 965 | 0,55 % | 29,81 | ||
14 | Республика Саха (Якутия) | Якутск | ДФО | 3 083 523 | 18,01 % | 981 971 | 0,66 % | 0,32 | ||
15 | Республика Северная Осетия — Алания | Владикавказ | СКФО | 7987 | 0,05 % | 693 098 | 0,48 % | 86,78 | ||
16 | Республика Татарстан | Казань | ПФО | 67 847 | 0,4 % | 3 894 120 | 2,65 % | 57,40 | ||
17 | Республика Тыва | Кызыл | СФО | 168 604 | 0,98 % | 330 368 | 0,22 % | 1,96 | ||
18 | Удмуртская Республика | Ижевск | ПФО | 42 061 | 0,25 % | 1 493 356 | 1,03 % | 35,50 | ||
19 | Республика Хакасия | Абакан | СФО | 61 569 | 0,36 % | 532 036 | 0,37 % | 8,64 | ||
20 | Чеченская Республика | Грозный | СКФО | 16 171 | 0,09 % | 1 497 992 | 0,98 % | 92,63 | ||
21 | Чувашская Республика | Чебоксары | ПФО | 18 343 | 0,11 % | 1 207 875 | 0,84 % | 65,85 | ||
22 | Республика Крым | Симферополь | ЮФО | 26 081 | 0,15 % | 1 901 578 | 1,30 % | 72,91 |
Власть в республиках
Из 216 человек в высших должностях республик 68 были русские, 141 были из титульной нации. Среди них:
- Главы республики — 61 (из них 44 титульных, 16 русских)
- Спикер парламента — 84 (из них 54 титульных, 30 русских)
- Председатель правительства — 71 (из них 43 титульных, 22 русских)
Национальность глав республик России с 1991 года.
Значение цветов |
---|
из титульного народа республики |
русские |
Другие |
годы | 1991-1992 | 1992-1993 | 1993-1994 | 1994-1995 | 1995-1996 | 1996-1997 | 1997-1998 | 1998-1999 | 1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 |
Адыгея | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Алтай | |||||||||||||||||||||||||||||
Башкортостан | |||||||||||||||||||||||||||||
Бурятия | |||||||||||||||||||||||||||||
Дагестан | |||||||||||||||||||||||||||||
Ингушетия | |||||||||||||||||||||||||||||
Кабардино-Балкария | |||||||||||||||||||||||||||||
Калмыкия | |||||||||||||||||||||||||||||
Карачаево-Черкесия | |||||||||||||||||||||||||||||
Карелия | |||||||||||||||||||||||||||||
Коми | |||||||||||||||||||||||||||||
Крым (*) | |||||||||||||||||||||||||||||
Марий Эл | |||||||||||||||||||||||||||||
Мордовия | |||||||||||||||||||||||||||||
Саха | |||||||||||||||||||||||||||||
Северная Осетия | |||||||||||||||||||||||||||||
Татарстан | |||||||||||||||||||||||||||||
Тыва | |||||||||||||||||||||||||||||
Удмуртия | |||||||||||||||||||||||||||||
Хакасия | |||||||||||||||||||||||||||||
Чечня | |||||||||||||||||||||||||||||
Чувашия |
(*) Оспаривается Украиной с 18-го марта 2014. В составе Украины с до 17-го марта 2014.
Принципы заполнения пунктов о гражданской принадлежности
При заполнении разделов бланков и анкет у каждого неосведомленного российского заявителя могут возникнуть проблема с заполнением подаваемых документов, отчего распространены случаи некорректного их оформления. Особенно популярный и частный вопрос заключается в том, что прописать в строке «гражданство» и «национальность». Эти термины юридически являются разными. В графе «гражданство» нужно указать государство, чьим непосредственным подданным является обращающийся. Корректно прописать полно, а именно, «Российская Федерация», потому что не все инстанции принимают написание «Россия». В разделе национальность нужно обозначить – «русский», «чуваш», «казах», то есть принадлежность заявителя к этнической группе.
Теперь вам должно быть понятно, как писать: страна Россия или Российская Федерация. Также мы попытались описать индивидуальные случаи при оформлении документов в части указания гражданства и национальности.
Сложность с заполнением этих строк может появится в государственном учреждении любой страны. Обычно есть вспомогательная информация по заполнению – бланки, стенды с вариантом образца. В некоторых инстанциях на помощь приходят работающие там специалисты.
В завершение статьи о том, как писать правильно: страна Россия или Российская Федерация, отметим, что обе версии корректны при использовании в устной речи и официальных документах, то есть являются равнозначными и тождественными. Однако в последних рекомендуется придерживаться написания из двух слов, исключая сокращения до двух букв.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Языки республик
Названия городов на языках национальных республик Российской Федерации
Государственными языками республик России, согласно их Конституциям, являются:
- Адыгея — адыгейский и русский (статья 5)
- Республика Алтай — алтайский и русский (статья 13)
- Башкортостан — башкирский и русский (статья 1)
- Бурятия — бурятский и русский (статья 67)
- Дагестан — аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский и русский (статья 11)
- Ингушетия — ингушский и русский (статья 14)
- Кабардино-Балкария — кабардинский, балкарский и русский (статья 76)
- Калмыкия — калмыцкий и русский (статья 17 Степного Уложения)
- Карачаево-Черкесия — абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский и русский (статья 11)
- Карелия — русский (статья 11), статус карельского языка не определён
- Коми — коми и русский (статья 67)
- Марий Эл — марийский (горный, луговой) и русский (статья 15)
- Мордовия — мордовский (мокшанский, эрзянский) и русский (статья 12)
- Саха (Якутия) — якутский и русский (статья 46)
- Северная Осетия-Алания — осетинский (иронский и дигорский диалекты) и русский (статья 15)
- Татарстан — татарский и русский (статья 8)
- Тыва — тувинский и русский (статья 5)
- Удмуртия — удмуртский и русский (статья 8)
- Хакасия — хакасский и русский (статья 69)
- Чечня — чеченский и русский (статья 10)
- Чувашия — чувашский и русский (статья 8)
- Крым — крымско-татарский, украинский и русский (статья 10)
Устройство
Административно-территориальное деление
Российская Федерация является федерацией и делится на субъекты (в отличие от США «государственных земель» нет). Всего субъектов 83, их количество сокращается за счет объединений (было 89). После присоединения Крыма субъектов стало 85 (Республика Крым и город федерального значения Севастополь). Всего выделяют шесть типов субъектов: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ. По состоянию на 2020 год, всего насчитывается: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Столица — Москва.
Управление
Смешанная (или — президентско-парламентская) республика. Оценки государственного строя разнятся, наиболее адекватной представляется «демократия с элементами авторитаризма», как в президентской республике США. Глава государства — президент (на 2015 г — Владимир Владимирович Путин. Высший законодательный орган — «Федеральное Собрание». Двухпалатный парламент (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Есть разделение властей на три классические ветви. Председатель правительства (в разговорной речи — премьер-министр) — Дмитрий Анатольевич Медведев).
Официальный язык — русский.
История образований субъектов в составе РФ
Россия с испокон веков считается самым многонациональным государством. Ещё во времена Российской Империи отношение к национальным традициям народов проходило уважительно, с целью цивилизованного их развития. С приходом к власти большевиков эти традиции продолжили воплощаться в жизнь. Так, стали появляться народные образования, которые процветают до сих пор.
Республики России начали образовываться сразу после Великой Октябрьской 1917 года. Создавались они в результате выделения из губерний и других регионов. Появление образований было определено наличием многих национальностей и народностей в Российской Федерации. В отличие от краёв и областей, образования в РФ были её субъектами. Чуть позже, с 1926 по 1936 года, некоторые из них входили в состав краёв и областей. После принятия Конституции Советского Союза, в который входили все субъекты, организация их практически была завершена.
Почему Россия считается федерацией
Россия занимает седьмую часть суши и объединяет людей, принадлежащих к нескольким десяткам народностей. Внутри ее границ исторически сложилось множество областей. При разработке главных законов молодого государства этот факт был реализован в региональном делении на субъекты федерации. Каждый из них имеет право на собственные:
- конституцию;
- правительство;
- парламент;
- судебную систему.
Всего в Российской Федерации 85 субъектов: 46 областей, 22 республики, 9 краев, 4 автономных округа, 3 города федерального значения и 1 автономная республика. Основой их объединения под управлением Президента служит Конституция России, а не договор, поэтому назвать такое устройство союзом суверенных государств нельзя.