Промышленность и предприятия россии
Содержание:
- Заводы и предприятия
- Проблемы и тенденции развития
- Сферы промышленности России
- Электроэнергетика
- Каковы главные факторы размещения предприятий пищепрома России
- Оружие и военная техника
- Промышленные центры России
- Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации
- Машиностроение
- Российские продукты, которые хотят все
- Сырье – основа экономики?
- Irbis: отечественный телевизор за маленькие деньги
- Производство рубероида
- Легковые автомобили
- Перспективы промышленности России
- Машиностроение — это… Что такое Машиностроение?
- Нефтяная и газовая промышленность
Заводы и предприятия
Число предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2018 года, в соответствии с официальными источниками Росстат, представлено следующими цифрами:
- Добыча – 17.161.
- Разные типы обрабатывающих заводов и предприятий – 309.846.
- Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 22.520.
В это число входят производственные и промышленные предприятия, холдинги, кооперативы. Они находятся как в частной, так и государственной собственности и занимаются массовым промышленным производством следующих продуктов и товаров:
- Молоко.
- Продукты из мяса.
- Зерна.
- .
- Рыболовство и рыбоводство.
- Химическое производство.
- Товары для рынка в строительной сфере.
- Первичный алюминий.
- Другие металлопрокаты и металлические изделия.
Полный реестр промышленных предприятий можно найти на сайте Министерства промышленности и торговли РФ, а также на сайте Росстата. Здесь представлена статистика, структура, средства в обороте и балансе рынка. Составленный реестр предприятий помогает осуществлять контроль за:
- Индексом объема выпускаемых продуктов.
- Налогами.
- Объемами выпущенного и отгруженного.
- Внедряемыми инновациями.
Проблемы и тенденции развития
Важной проблемой в мировой газодобыче считается безопасность. Существует большое количество рисков
Сюда включается работа под давлением, пожароопасность, низкие температуры. В сфере передачи к представленным выше моментам добавляется сложность и дороговизна обслуживания оборудования. Важно соблюдать технологический регламент, который позволяет поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии.
Приоритетом развития считается газохимия. Эта сфера деятельности поможет в значительной степени изменить возможности использования природного ресурса, выявить новые грани. Еще одним направлением развития считается газификация внутри страны. Согласно статистике в РФ газифицировано около 30% населенных пунктов.
Сферы промышленности России
В силу своей площади Россия отличается разнообразием сфер промышленности. На территории Российской Федерации представлены следующие промышленные отрасли:
Топливно-энергетический комплекс
- Нефтяная промышленность
- Газовая промышленность
- Угольная промышленность
- Сланцевая промышленность
- Торфяная промышленность
- Электроэнергетика
Нефтегазовые вузы России
10 июл
17794
14
Читать позже
Машиностроение и металлообработка
- Производство станков и инструмента
- Электротехническая промышленность
- Транспортное машиностроение
- Сельскохозяйственное машиностроение
- Производство подъёмно-транспортного оборудования
- Приборостроение и электроника
Химическая и нефтехимическая промышленность
- Производство минеральных удобрений
- Производство соды
- Производство химических волокон
- Производство синтетического каучука
- Производство шин
- Производство синтетических смол и пластмасс
- Лакокрасочная промышленность
Лёгкая промышленность
- Текстильная промышленность
- Швейная промышленность
- Меховая промышленность
- Производство ковров и ковровых изделий
- Производство обуви
Пищевая промышленность
- Мясомолочная промышленность
- Производство сахара-песка
- Производство кондитерских изделий
- Производство растительных масел
- Производство алкогольных напитков
- Рыбная промышленность
- Чаеразвесочная промышленность
- Табачно-махорочная промышленность
- Парфюмерно-косметическая промышленность
Электроэнергетика
Цели отрасли производство, передача и сбыт электроэнергии. Электроэнергетика – ключевая отрасль в экономики мира, определяющая технологическое развитие страны.
В электроэнергетике выделяют подотрасли:
- Теплоэнергетика – лидер производства энергоресурсов.
- Гидроэнергетика представляет собой систему гидроэлектростанций. Основной проблемой подотрасли является удалённость гидроресурсов от потребителей энергии.
- Атомная энергетика – занимается производством электрической и тепловой энергии, преобразуя ядерную энергию.
Данная подотрасль развита в странах с дефицитом природных энергоресурсов:
- Франция;
- Бельгия;
- Швеция;
- Болгария;
- Швейцария.
- Ветроэнергетика – преобразует кинетическую энергию воздушных масс в атмосфере в любую форму энергии удобную для использования в народном хозяйстве.
- Альтернативная энергетика – система перспективных методов получения энергии, не имеющих широкого распространения, но представляющих интерес из-за низкого риска нанесения вреда экологической обстановки. К ним относится:
- солнечная;
- волновая;
- градиент-температурная;
- геотермальная;
- приливная;
- эффект запоминания формы.
Каковы главные факторы размещения предприятий пищепрома России
Прибыльность и развитость производителей продовольственных товаров определяется двумя основными факторами: близостью к сырью и спросом среди населения.
Расположение перерабатывающего комплекса в непосредственной близости с сырьевым производителем позволяет сэкономить на транспортных расходах, издержках по хранению. Сырье регулярно поступает в переработку, процесс производства имеет непрерывный цикл, что является основополагающим в стабильности. Ориентация на потребительский спрос необходима организациям, выпускающим изделия с коротким сроком хранения.
На характер размещения отраслевых предприятий пищевой промышленности влияют также следующие факторы:
- Сезонный характер поставки сырья;
- Невозможность сырьевой транспортабельности;
- Экономическая необоснованности логистических мероприятий;
- Характер потребительского спроса;
- Массовая востребованность продуктов питания;
- Существенная доля транспортных расходов в себестоимости продукции и др.
Оружие и военная техника
Основная статья: Российская оборонная промышленность
- См. также: Российское стрелковое оружие • Модернизация российской армии
Военная авиация
БЛА «Охотник»
Беспилотный летательный аппарат «Охотник»
Тяжёлый беспилотник «Охотник» разрабатывается компанией «Сухой»: стелс-технологии, взлётная масса до 20 тонн, имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.
БПЛА на воздушной подушке «Чирок»
Мультикоптерный ударный беспилотник
Военная электроника
Дистанционное обнаружение тротила и гексогена
Гибкий дисплей
Голографический прицел «Валдай ПГ-210»
Бортовые компьютеры для мини-торпед
Промышленные центры России
- Лидером по промышленному производству является Москва. Предприятия машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности, переработки нефти и газа, НИОКР.
- Санкт-Петербург — предприятия пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР.
- Сургут — добыча и переработка нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР.
- Нижневартовск, Омск и Пермь, Уфа — добыча и переработка нефти и газа. В Омске, Уфе, Перми также находятся предприятия машиностроения и пищевой промышленности.
- Норильск — цветная металлургия.
- Челябинск — черная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность.
- Новокузнецк — черная и цветная металлургия, угольная промышленность.
- Краснодарский край — аграрное производство.
Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации
Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.
Историческая справка
Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.
До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.
Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.
Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.
Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения
Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.
Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.
При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.
Проблемы отрасли
Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.
Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.
Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке
Перспективы отрасли
Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.
Ведущие игроки отрасли
Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:
- ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»;
- ООО «Юргинский машиностроительный завод»;
- ОАО «Тяжпрессмаш»;
- ОАО «Южно-Уральский машиностроительный завод»;
- АО «Тяжмаш»;
- ПАО «Ижорские заводы»;
- АО «Суходольский завод специального тяжелого машиностроения»;
- АО «Сибнефтемаш»;
- ОАО «Стройдормаш»;
- ОАО «Анжерский машиностроительный завод».
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.
20.12.2019
Машиностроение
Отрасль российской промышленности, которая специализируется на производстве машин и оборудования. Стране в наследство от советских времен осталась хорошая научно-техническая база, поэтому в этом плане у нас хорошие позиции. Сегодня страна выпускает собственные автомобили, самолеты, сельхозтехнику, вагоны, мотоциклы, велосипеды и многое другое.
Но несмотря на это объемов российского производства растущей экономике РФ не хватает, а по некоторым позициям у отечественной продукции просто нет аналогичного ответа заграничным образцам. По данным ФТС, в 2018 году мы ввезли в страну иностранных машин и оборудования на 112 млрд долларов. Это самая значительная статья российского импорта и примерно половина от общего импорта РФ за весь минувший год.
Российские продукты, которые хотят все
После 2014 года сфера продовольственной безопасности России начала разворачиваться в обратном направлении – вместо наращивания импорта продовольствия, основную роль отдали российским аграриям. С успешностью политики импортозамещения можно долго спорить, но Россия уже давно поставляет на рынки разных стран некоторые виды продовольствия – прежде всего, пшеницу (в Египет, Турцию, Бангладеш и другие страны), рыбу и морепродукты, масложировую продукцию, крахмал, табак, овощи, сахар и многое другое.
Конечно, нельзя утверждать, что с продовольственной безопасностью проблем нет – до сих пор Россия экспортирует сельскохозяйственное сырье, а за границей закупает больше продуктов с добавленной стоимостью. Но внешняя торговля разворачивается в сторону Азии и Ближнего Востока – например, растет экспорт в Турцию и Китай. Однако все же 2/3 поставок продовольствия за границу – это пшеница, рыба и подсолнечное масло.
Тем интереснее будет взглянуть на те российские продукты, которые уже нашли себе рынки сбыта за границей:
кондитерская продукция. Больше всего экспортирует российское подразделение холдинга «Mars», но также популярна продукция фабрик «Славянка» и «Рот Фронт». Больше всего сладостей уходит в Китай (около половины), на втором месте Германия;
мясная продукция
Россия входит в пятерку крупнейших производителей свинины в мире, что было особенно важно в период вспышки АЧС в некоторых странах мира. Кроме того, активно идет экспорт мяса птицы в страны СНГ, Китай, Египет и страны Африки;
лавровый лист
Идет на экспорт в Китай, Канаду, США, Германию, ОАЭ и другие страны;
рыбные продукты. Из них сейчас формируется основа экспорта в США;
молочная продукция. Из-за сокращенного срока годности идет на экспорт в ближайшие страны – Белоруссию и Казахстан.
Многие российские бренды известны по всему миру – например, водка «Пять озер», «Русский стандарт» или «Белуга»; кондитерские изделия «Бабаевский» или «Красный октябрь», «Невский кондитер» и многих других компаний.
Кстати, с экспортом, в том числе продуктов питания, может помочь государство. В России работает Российский экспортный центр, у которого есть программа по продвижению российских брендов за границу. РЭЦ покроет часть расходов на маркетинг, доставку и даже участие в выставках, поэтому в перспективе российские продовольственные компании будут представлены за границей более широко.
Сырье – основа экономики?
Все знают, что экономика России построена на нефти и газе. Конечно, не полностью, но именно колебания на мировых сырьевых рынках особенно сильно влияют на российскую экономику. Достаточно вспомнить декабрь 2014 года и март 2020-го, когда рубль без лишних вопросов падал вслед за ценами на нефть.
Россия добывает и экспортирует несколько сортов нефти – там есть и легкие (дорогие), и более тяжелые сернистые. К последним относится ключевой российский сорт нефти Urals – обычно она торгуется с некоторым дисконтом к североморскому маркерному сорту Brent, но в этом году картина была даже обратной, и Urals была на пару долларов дороже Brent.
Но не все завязано на самой нефти, в России есть сильная нефтепереработка, которая снабжает потребителей внутри страны и за границей нефтепродуктами. Например, если посмотреть на примерный ассортимент продукции компании «Лукойл», то перечень будет обширный:
- бензин и дизельное топливо класса Евро-5;
- сжиженный углеводородный газ (автогаз, который не КПГ и не СПГ);
- природный газ;
- битум, мазут, кокс;
- ассортимент моторных и трансмиссионных масел практически для любого вида транспорта;
- промышленные, индустриальные и другие масла и смазочно-охлаждающие жидкости;
- ассортимент нефтехимической промышленности – нитрил, винилацетат, полипропилен, полиэтилен, и т.д.
Все это и еще много чего другого производит только лишь одна (к тому же частная) компания в одной отрасли. Вообще же отраслей в добывающей промышленности много, и Россия производит много чего еще: уголь, руда, фосфаты, удобрения, каучук, фанера, целлюлоза, черные и цветные металлы, сплавы, ткани, целлюлоза и т.д.
Моторные масла Лукойл
Если говорить проще, то значительная часть сырья, которое используется в промышленном производстве в России, была добыта или произведена тоже внутри страны, а значительная часть всего этого еще и экспортируется.
Irbis: отечественный телевизор за маленькие деньги
«Мое сокровище» – такие отзывы встречаются о телевизорах Irbis. Самое приятное, что никаким «made in china» здесь и не пахнет – производство полностью российское. Есть даже свои специалисты по разработкам. Технику собирают в г. Гвардейское, в Калининградской области. За 6-7 тыс. рублей приобрести такой отечественный телевизор вполне реально.
Работает предприятие более 15 лет. Под маркой выпускается и другая техника: планшеты, смартфоны, ноутбуки, компьютерные устройства для дома и офиса. Даже название приятно переводится – «Снежный барс».
То, что телевизоры полностью выпускают в России, есть свои преимущества. Меню понятное и полностью на русском – никаких ошибок с переводом или латинских символов. Тоже самое касается и инструкции. Функционал хороший. Правда, пользователи отмечают, что с флэшки устройство читает не все форматы видео.
Производство рубероида
Рубероид — это кровельный гидроизоляционный материал, изготовленный на основе специального картона или стеклоткани. Его несколько раз пропитывают тугоплавким битумом и покрывают защитной посыпкой, в качестве которой применяется:
- Строительный песок;
- Сланец, базальт, шлак;
- Тальк, доломит, мёл.
Организовать такое востребованное производство в России несложно: нужно лишь найти помещение площадью от 200 м², обеспечить соблюдение правил пожарной безопасности и приобрести некоторое оборудование. Это:
- Смеситель для битума;
- Стол для размотки основы;
- Линия пропитки битумом;
- Устройство нанесения посыпки;
- Наматывающее устройство.
Легковые автомобили
За последние 20 лет, как считается, в России было окончательно разрушено советское автопроизводство и построено новое. Еще в начале 2000-х российские автомобили с огромным трудом могли конкурировать даже с подержанными иномарками. АвтоВАЗ продолжал выпускать давно устаревшую «классику», не лучше дело шло и на УАЗе, и на ГАЗе, а в Москве вообще закрылся АЗЛК.
В пиковый 2002 год в Россию ввезли 500 тысяч иномарок, а внутри страны произвели менее 1 миллиона новых автомобилей. Сейчас же при примерно том же объеме продаж (1,7 миллиона) более 90% приходится на автомобили, произведенные в России. И это уже давно не только АвтоВАЗ и УАЗ, в России есть много современных заводов, которые принадлежат крупным зарубежным автомобильным компаниям.
Так, в 2019 году на долю заводов зарубежных компаний пришелся достаточно серьезных объем автопроизводства:
То есть, хоть на АвтоВАЗ в целом и приходится почти 550 тысяч произведенных автомобилей, это далеко не единственный производитель в стране, и к нему вплотную подходят предприятия в особой экономической зоне Санкт-Петербурга. При этом остальные изначально российские предприятия заметно отстают – ГАЗ уже выпускает Skoda и Volkswagen, а объемы на УАЗе составляют лишь порядка 1% от общероссийского производства.
Итак, помимо всем известных Laga Granta, Vesta, Largus и XRay, на крупнейших заводах в России производятся такие модели авто:
- завод Hyundai в Санкт-Петербурге – модели Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio;
- завод Nissan в Санкт-Петербурге – модели Nissan X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai;
- завод Toyota в Санкт-Петербурге – модели Toyota RAV4 и Camry;
- «Автотор» в Калининграде – модели Kia cee’d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Hyundai i40, Elantra; BMW X3, X4, X5, X6;
- завод Renault в Москве – модели Renault Duster, Kaptur; Nissan Terrano;
- завод Volkswagen в Калуге – модели Volkswagen Polo, Tiguan, Touareg, Multivan; Skoda Rapid; Audi A6, A8;
- завод Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive в Калуге – модели Mitsubishi Outlander; Peugeot 408; Citroen C4;
- ГАЗ в Нижнем Новгороде – модели Volkswagen Jetta; Skoda Octavia и Yeti;
- АвтоВАЗ в Тольятти – модели Renault Logan, Sandero; Nissan Almera;
- завод Ford-Sollers в Елабуге – модель Ford Transit (после ухода Ford с рынка, в России остался только сегмент LCV);
- завод Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус во Владивостоке – модели Mazda 6, CX-9 и CX-5.
Кроме того, открываются и новые заводы – например, в Тульской области открылся завод китайской компании Haval, который будет производить автомобили с высокой степенью локализации (вплоть до сборки кузовов и окраски), а недалеко от Москвы запущен завод Mercedes, который приступил к производству автомобилей E-class.
Есть новости и об автомобилях исключительно российского производства – это модель Aurus, которую разработали в НАМИ и под которую планируется переоборудовать один из закрывшихся автозаводов. На УАЗе уже достаточно долго разрабатывают «Русский Прадо» (правда, до сих пор особых результатов нет), а АвтоВАЗ только закончил конкурс на название для перспективной модели.
Дальнейшее же развитие российского автопроизводства будет зависеть от того, в какую сторону двинется ситуация с коронавирусом. Так, Китай постепенно запустил свою экономику, но в других странах компании все еще опасаются нового локдауна и не спешат с расширением производства и выводом новых моделей. Примерно то же происходит и в России – пока для бизнеса важнее «пережить» кризис, а о развитии речь пойдет, вероятно, после 2021 года.
Перспективы промышленности России
- Техническое перевооружение и применение новой техники.
- Быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств.
- Курс на импортозамещение.
Перспективные отрасли промышленности России на ближайшие 10 лет
Агропромышленный комплекс.
Аграрный сектор страны в недалеком будущем займет ключевые позиции на мировом рынке сельскохозяйственной продукции.
Перспективным направлением является пересмотр всей системы финансирования, что позволит привлечь высококвалифицированные кадры. Аналитики отмечают высокое развитие АПК в будущем.
Способность МПК зависит от технологий, повышения условий товарности, транспортного обеспечения
В данный момент этому уделяется большое внимание
Машиностроение.
Машиностроение напрямую связано с экономикой страны. В последнее время наблюдаются невысокие, но положительные темпы роста.
Предполагается, что структура заводов станет намного гибче и модульнее.
Произошло снижение стоимости технологии производства. Об этом свидетельствует повышение количества роботов в домах.
Транспортная отрасль.
Транспортная система России является одной из самых протяжённых в мире. С каждым годом объем перевозок грузов и пассажиров разными видами транспорта увеличивается.
Перспективными направлениями являются авиационная и автомобильная отрасль, в водной отрасли роста товарооборота не наблюдается.
Автор поста: Alex HodinarЧастный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.
Машиностроение — это… Что такое Машиностроение?
Машинострое́ние — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
Отрасли машиностроения по группам
Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.
Общее машиностроение
Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
Тяжёлое машиностроение
Тяжёлое машиностроение:
Производство технологического оборудования по отраслям:
- Строительное и коммунальное машиностроение
- Сельскохозяйственное машиностроение
- Нефтегазовое машиностроение
- Химическое машиностроение
- Лесопромышленное машиностроение
Среднее машиностроение
В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
- Автомобильная промышленность
- Тракторостроение
- Станкостроение
- Робототехника
- Инструментальная промышленность
- Оборудование легкой промышленности
- Оборудование пищевой промышленности
- Промышленность бытовых приборов и машин
В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.
Точное машиностроение
Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
- Приборостроение
- Радиотехническая и электронная промышленность
- Электротехническая промышленность
Производство металлических изделий и заготовок
- Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
- Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж
Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.
Крупнейшие представители отрасли
Мировые компании
Компания | Стоимость фондов, млрд $ | Доходы, млрд $ | Прибыли, млрд $ | |
---|---|---|---|---|
General Electric | 750,507 (1)* | 152,866 (9) | 16,819 (4) | |
General Motors | 479,603 | 193,517 (5) | 2,805 | |
Toyota Motor | 227,513 | 172,616 (7) | 10,898 (11) | |
DaimlerChrysler | 248,324 | 176,687 (6) | 3,067 |
*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.
General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.
Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.
Российские компании
*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.
Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.
Крупным игроком на рынке грузовой и строительной техники является группа «Русские машины», а изготовителем продукции нефтегазового машиностроения группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец.
Нефтяная и газовая промышленность
Эти 2 отрасли промышленности России можно назвать ведущими просто потому, что они приносят наиболее крупную часть доходов в федеральный бюджет.
Если мы заглянем в данные ФТС России, то выяснится, например, что в 2018 году Россия экспортировала за рубеж сырой нефти, нефтепродуктов, дизтоплива и природного газа на сумму в почти 290 млрд долларов. Для сравнения, весь экспорт России в 2018 году, куда в том числе входят поставки, например, пшеницы, металлов, машин, оборудования, леса, электроэнергии, составил 452 млрд долларов.
Получается, что примерно 65% нашего экспорта обеспечиваются предприятиями нефтяной и газовой промышленности России. Подробнее на эту тему можно прочитать в нашем материале «Экспорт и импорт РФ – 2019. Объемы, структура, товары».
По оценкам Минэнерго, при существующих сегодня объемах добычи газа голубого топлива нам хватит еще на 100 лет. Коммерчески извлекаемых запасов нефти хватит примерно на 30 лет.