Список стран снг в 2021 году
Содержание:
- В эпоху независимости: взлеты и достижения
- СНГ создали одновременно с распадом СССР
- От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей
- Так какую же роль СНГ играет сейчас?
- Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только
- Россия и страны СНГ
- Экономика
- Военный
- Структура и основные цели деятельности СНГ
- Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет
- Экономика Узбекистана и Содружество
В эпоху независимости: взлеты и достижения
Shutterstock/FOTODOM
Ислам Каримов управлял страной вплоть до 2016 года. Он лично принимал участие в урегулировании конфликта с исламскими радикалами, которые с первых дней независимости Узбекистана вели террористическую деятельность в районе Ферганской долины. Также президент оказал заметное влияние на прекращение гражданской войны в Таджикистане. Бывший посол Китая в Узбекистане так говорил о Каримове: «Я восхищался деятельностью первого Президента Узбекистана, который сплотил народ страны, внес огромный вклад в дело сохранения мира и стабильности в Центральной Азии. Ислам Каримов обладал тонким политическим чутьем, являлся опытным и дальновидным государственным деятелем».
При Каримове в Узбекистане выросло число высших учебных заведений. К примеру, был основан Бухарский государственный медицинский институт – один из крупнейших медицинских вузов страны. А в сентябре 1992 года в системе Министерства иностранных дел Республики Узбекистан был образован Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД), ставший настоящей кузницей кадров узбекской дипломатии.
14 декабря 2016 года покойного Ислама Каримова на посту президента сменил Шавкат Мирзиеев. С самых первых дней правления он начал активно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Он создал в стране межведомственную комиссию по противодействию коррупции и принял соответствующие законы.
Благодаря многочисленным экономическим, культурным и социальным реформам уровень жизни в Узбекистане значительно вырос. На сегодняшний день по числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Однако, в отличие от последних, здесь фиксируется более высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения. Таким образом, бо́льшую часть населения составляют дети и молодежь. Ожидаемая продолжительность жизни составляет около 72,9 лет. Отток населения, особенно активный в первые годы независимости, сейчас сократился: в 2019 году республику покинули всего 13,2 тысячи человек.
Основой сельского хозяйства республики, как и в советские годы, является производство хлопка. Однако с обретением независимости аграрный сектор Узбекистана прошел переформатирование, и, помимо хлопчатника, стали активно разрабатываться другие культуры. Так, посевные площади пшеницы выросли с 433,2 тысяч гектар до 1404,1 тысяч гектар, а средняя урожайность увеличилась почти в четыре раза.
Узбекистан является важным экономическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным второй половины 2019 года, общий внешнеторговый оборот страны составил около 30 миллиардов долларов, из них экспорт – около 12,5 миллиардов, импорт – более 16 миллиардов. Крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана являются Китай, Россия, Казахстан, Турция, Южная Корея и Германия.
Таким образом, за годы своей 30-летней независимости Узбекистан превратился в мощную индустриально-аграрную республику, которая идет в ногу со временем, при этом бережно сохраняя вековые традиции своей богатой уникальной культуры.
СНГ создали одновременно с распадом СССР
О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.
Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».
Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.
Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.
В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.
Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.
Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.
От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей
И все же это был не самый светлый период в жизни Узбекистана. Сталинские репрессии, охватившие страну в конце 20-х и продолжавшиеся вплоть до смерти вождя, коснулись каждого региона. По оценкам историков, в наиболее тяжелые годы так называемой «ежовщины» в Узбекистане было репрессировано более 130 тысяч человек, большинство из них расстреляны.
После смерти Сталина Ниязов довольно быстро утратил власть, и его место занял Нуритдин Мухитдинов. Он придерживался совсем другого курса. Так, именно Мухитдинов убедил ЦК разрешить уроженцам Кавказа, которых в 40-х годах насильно переселили в Узбекскую ССР, вернуться домой. Благодаря ему сотни балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев смогли вновь увидеть родные края. Для оказания помощи переселенцам Мухитдинов учредил специальные комиссии. Также в годы его правления были реабилитированы около 40 тысяч невинно осужденных – жертв сталинского террора. Многие из них, к сожалению, посмертно.
Еще одним светлым периодом, который многие узбекистанцы вспоминают с теплой ностальгией, несомненно, было правление Шарафа Рашидова. Он руководил республикой с 1959 по 1983 год и очень много сделал для ее развития. При нем невероятных успехов достигла авиационная промышленность. Это можно проследить хотя бы на примере Ташкентского механического завода (ныне Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова), который при Рашидове вошел в пятерку крупнейших авиационных предприятий мира. С его конвейера сходило более 60 самолетов в год. Отличные показатели демонстрировал и Ташкентский тракторный завод, выпускавший свыше 21 тысячи тракторов, и «Ташсельмаш», производивший более 10 тысяч хлопкоуборочных комбайнов ежегодно.
Именно Рашидов инициировал строительство ведущих тепловых и гидроэлектростанций в Узбекистане, а также серьезно взялся за добычу золота. В период его руководства страной было освоено месторождение Мурунтау – одно из крупнейших в мире. Добыча золота там началась в 1969 году, и уже тогда в год добывалось до 100 тонн драгоценного металла. Для разработки этого месторождения был вырыт самый большой на планете золотодобывающий карьер – его длина составила 3,5 километра, а глубина – 600 метров.
Вдобавок к технологическому и экономическому прогрессу в стране заметно вырос уровень культуры. Особенно преобразился Ташкент: при Рашидове столицу фактически отстроили заново. В городе появились новые парки, театры, музеи, памятники и прочие культурные объекты. А в 1977 году здесь открылось первое во всей Центральной Азии метро.
Так какую же роль СНГ играет сейчас?
Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.
Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.
С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.
Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.
При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.
Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.
Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только
Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.
Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).
Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.
Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:
- товаров;
- услуг;
- капитала;
- рабочей силы.
В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.
Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:
Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.
Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).
Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.
Россия и страны СНГ
Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.
Сотрудничество в системе «Россия — СНГ» осуществляется по таким направлениям:
- промышленность;
- агропромышленный комплекс;
- строительный комплекс;
- транспортная система и коммуникации;
- наука и высшее образование;
- торговля и финансы;
- военно-оборонительный комплекс;
- вопросы безопасности и борьба с терроризмом.
Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.
Экономика
В 1994 году между странами СНГ были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), но соглашение не было подписано. Предлагаемое соглашение о свободной торговле охватывало бы все двенадцать тогдашних членов СНГ и участников договора, за исключением Туркменистана.
В 2009 году было подписано новое соглашение о создании ЗСТ, Соглашения о свободной торговле СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь из одиннадцати премьер-министров СНГ; Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. Первоначально договор ратифицировали только Россия, Беларусь и Украина, однако к концу 2012 года Казахстан, Армения и Молдова также завершили ратификацию. В декабре 2013 года Узбекистан подписал, а затем ратифицировал договор, в то время как оставшиеся две подписавшие стороны, Кыргызстан и Таджикистан позже ратифицировали договор в январе 2014 и декабре 2015 года соответственно. Азербайджан — единственное полноправное государство-член СНГ, не участвующее в зоне свободной торговли.
Соглашение о свободной торговле отменяет экспортные и импортные пошлины на некоторые товары, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут отменены. На том же заседании в октябре 2011 года было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в СНГ.
Коррупция и бюрократия — серьезные проблемы для торговли в странах СНГ.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил членам СНГ заняться цифровизацией для модернизации экономики стран СНГ.
Единое экономическое пространство
После обсуждения создания единого экономического пространства между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) России, Украины , Белоруссии и Казахстана , принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена после встречи в Подмосковье. Ново-Огарево, 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. . Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте.
22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако большинство считает, что победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года, что «вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня невозможно, поскольку экономические принципы и законы ВТО не позволяют этого, мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». . Украина является членом ВТО с 2008 года.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России таким образом был создан в 2010 году единого рынка было предусмотрено в 2012 году, но вместо того, чтобы таможенный союз был переименован в Евразийский Таможенный союз и расширена за счет включения Армении и Кыргызстана в 2015 году.
Экономические данные
Страна | Население (2018) | ВВП (долл. США) | Рост ВВП (2012 г.) | ВВП на душу населения | Индекс человеческого развития (2017) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 г. | 2012 г. | 2007 г. | 2012 г. | ||||
Беларусь | 9 452 617 | 45 275 738 770 | 65 685 000 000 | 4,3% | 4 656 | 6 940 | 0,808 |
Казахстан | 18 319 618 | 104 849 915 344 | 196 642 000 000 | 5,2% | 6 805 | 11 700 | 0,800 |
Кыргызстан | 6 304 030 | 3 802 570 572 | 6,197,000,000 | 0,8% | 711 | 1,100 | 0,664 |
Россия | 145 734 038 | 1 294 381 844 081 | 2 022 000 000 000 | 3,4% | 9 119 | 14 240 | 0,816 |
Таджикистан | 9 100 835 | 3 695 939 000 | 7 263 000 000 | 2,1% | 526 | 960 | 0,650 |
Узбекистан | 32 476 244 | 22 355 214 805 | 63 622 000 000 | 4,1% | 831 | 2137 | 0,710 |
Азербайджан | 9 949 537 | 33 049 426 816 | 71 043 000 000 | 3,8% | 3 829 | 7 500 | 0,757 |
Молдова | 4 051 944 | 4 401 137 824 | 7 589 000 000 | 4,4% | 1,200 | 2100 | 0,700 |
Армения | 2 951 745 | 9 204 496 419 | 10 551 000 000 | 2,1% | 2,996 | 3500 | 0,755 |
Военный
Члены совета в Москве в 2017 году
Устав СНГ учреждает Совет министров обороны, на который возложена задача по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений по вопросам обороны и военного строительства; выносит соответствующие предложения и предложения вниманию Совета глав государств СНГ. Также важна работа совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.
Важным проявлением интеграционных процессов в сфере военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году единой системы противовоздушной обороны СНГ. За прошедшие годы личный состав объединенной системы ПВО СНГ увеличился вдвое на западной, европейской границе СНГ и в 1,5 раза на его южных границах.
Когда Борис Ельцин стал министром обороны РФ от 7 мая 1992 года Евгений Шапошников был назначен главнокомандующий вооруженными силами СНГ ( России : Объединенные Вооружённые Силы снг ), и его сотрудников были выброшены из MOD и Генерального штаба зданий и предоставлены офисы в бывшей штаб-квартире Варшавского договора на Ленинградском проспекте, 41 на северной окраине Москвы. Шапошников ушел в отставку в июне 1993 года.
В декабре 1993 г. был упразднен штаб Вооруженных сил СНГ. Вместо этого «Совет министров обороны СНГ создал в Москве штаб-квартиру по координации военного сотрудничества стран СНГ, 50% финансирования которой обеспечивает Россия». Генерал Виктор Самсонов назначен начальником штаба. Штаб-квартира переехала по адресу 101000, Москва, Сверчков переулок, 3/2, а Ленинградский проспект, 41, теперь перешел в собственность другого российского министерства обороны.
Начальники генеральных штабов СНГ высказались за объединение своих национальных вооруженных сил.
Структура и основные цели деятельности СНГ
Современная структура Содружества представлена несколькими десятками различных органов. Все важные решения обсуждаются и принимаются на Совете глав стран СНГ. На сегодняшний день главой данного Совета является Нурсултан Назарбаев.
В основе деятельности международной организации — принцип равенства её участниц. К главнейшим целям деятельности СНГ можно отнести следующие:
- тесное экономическое, политическое, а также культурное взаимодействие между странами;
- мониторинг за соблюдением прав человека во всех государствах;
- предоставление обоюдной юридической помощи;
- содействие мирному урегулированию всех конфликтов и споров между странами-участницами СНГ.
Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет
Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами. Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства.
Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был – стороны не смогли договориться об исключениях из режима. Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал – но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности.
К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло – до реального документа дело дошло только в 2011 году. То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов.
По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн. В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии – в мае, а в Украине – в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств.
Правда, уже с 2016 года действие Договора о ЗСТ в отношении Украины было приостановлено по инициативе России. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции.
Для остальных государств Договор действует, однако для них само по себе Содружество Независимых Государств уже не играет такой ключевой Роли, как раньше, считает Виталий Манкевич из Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей:
Экономика Узбекистана и Содружество
Россия, Казахстан и Киргизия входят в пятерку главных экспортных партнеров Узбекистана. На страны СНГ приходится 31,2% объема внешней торговли республики. За 2017-2020 гг. товарооборот с ними увеличился с 8,3 млрд. долл. до 14,4 млрд.
Республика ратифицировала важнейшие соглашения стран СНГ в экономической сфере:
- договор о создании Экономического союза от 1993 г.,
- соглашение о создании зоны свободной торговли от 1994 г.,
- решение об Основах таможенных законодательств государств-участников СНГ от 1995 г.,
- договор о зоне свободной торговли от 2011 г., ратифицирован парламентом в 2013 г.
Шавкат Мирзиёев на саммите СНГ 2019 года заявил: «Мы задействуем все возможности для расширения экономического сотрудничества в Содружестве, повышения результативности принятых организацией решений».
Военное сотрудничество
Министр обороны Узбекистана входит в Совет министров обороны государств-участников. Но Содружество не является военно-политическим блоком. В рамках СНГ существует Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
История участия Узбекистана в ОДКБ:
- 1992 г. – подписывает Договор;
- 1999 г. – прерывает членство в организации;
- 2006 г. – возвращается в состав участников;
- 2012 г. – покидает организацию.
В 2012 г. Узбекистан выходит из Договора, так как принимает внешнеполитическую доктрину, в которой объявляет отказ государства от участия в любых военных организациях и блоках. Новая Концепция внешнеполитической деятельности Республики
Узбекистан от 2018 г. сохраняет приверженность тем же принципам:
- оборона;
- опора на дипломатию;
- отказ от участия в военных блоках и договорах;
- отказ от строительства иностранных военных баз на территории страны;
- отказ от использования армии на территории других стран, кроме случаев защиты от военной агрессии.
Узбекистан является членом свыше 100 международных организаций. Руководство страны понимает роль СНГ в жизни республики, но всегда действует в рамках организации согласно своим прагматическим интересам. Цель внешней политики правительства и президента – создать условия развития внутри страны, улучшить жизнь ее людей. Узбекистан использовал, и будет использовать Содружество как средство для ее достижения.