1234,образование снг: кратко

Реакция Комитета СССР по надзору за Конституцией

Беловежские соглашения это один из спорных вопросов отечественной историографии. Однако даже простейшее изучение этого вопроса показывает, что распад Союза и создании СНГ проходил с противоречиями действующей Конституции СССР. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие:

  • Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа — незаконны.
  • В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР — является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы.
  • Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации (Армения, Грузия и Азербайджан). Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями.
  • Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями.
  • У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним.

Перевыборы Ельцина

Ельцин сумел убедить избирателей, что он является гарантом прогресса, демократии и свободы. Большое значение для победы Б.Н. Ельцина на выборах имел ряд его указов социальной направленности (о ликвидации долгов по зарплате, пенсиям и т.д.), а также начало переговоров с чеченскими лидерами о прекращении боевых действий. В итоге Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре над лидером коммунистов Г.А. Зюгановым.
Однако борьба президента и Думы продолжалась. Главным предметом разногласий оставалось кризисное положение российской экономики, следствием чего стала частая смена правительств. Финансовый кризис августа 1998 г. обострил политическую ситуацию, в условиях которой Госдума попыталась отстранить президента от власти, но неудачно.
19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу. КПРФ хотя и набрала наибольшее число голосов по сравнению с другими партиями (24 %), но большинство в Думе получили партии либеральной направленности. Результаты выборов оказали непосредственное влияние на решение Б.Н. Ельцина уйти в отставку.

31 декабря 1999 г. он передал исполнение обязанностей  президента РФ В.В. Путину. В ходе досрочных выборов 26 марта 2000 г. В.В. Путин набрал 52,5 % голосов избирателей, что означало его победу в первом туре.

Туры и цены

Антистресс на Байкале
5 дней: Иркутск — Тажеранские степи — Малое море, программа оздоровления — о. Огой — о. Ольхон — Иркутскc 04.07.2021 по 29.08.2021от 31 000 руб. 1/2 DBLБайкальские прогулки
8 дней: Иркутск — Тальцы — Листвянка — трекинг по КБЖД — трекинг Большие Коты — Малое море — о. Огой — Тажераны — Иркутскc 17.07.2021 по 14.08.2021от 47 400 руб. 1/2 DBLБайкальская Ривьера
Тур «Комфорт+» в мини-группе. 8 дней: Иркутск — Тажеранские степи — о. Огой — о. Ольхон — Ушканьи о-ва — Гремячинск — Иволгинский дацан — Улан-Удэc 20.08.2021 по 27.08.2021от 73 000 руб.Летние краски Байкала
8 дней: Иркутск — Тальцы — Листвянка — Кругобайкальская железная дорога — Малое море — о. Ольхон — о. Огой — Иркутскc 23.06.2021 по 18.08.2021от 47 000 руб. 1/2 DBLПо Саянскому кольцу на собственном автомобиле
7 дней, 1500 км, проживание на турбазах: Абакан — Саяно-Шушенская ГЭС — Шушенское — Саяны — Тува — юрточный комплекс Бий-Хем — Кызыл — монастырь Устуу-Хурээ — турбаза «Снежный барс» — Казановка — Абакан — долина Царейот 27000 руб. 1/2 DBLПо Саянскому кольцу
экскурсионно-этнографический тур, 7 дней: Абакан (Хакасия) — Минусинск — Шушенское — Саяны — Кызыл (Тува) — шаманская церемония — буддийский монастырь Устуу-Хурээ — Хакасия — тайга — Казановка — Абаканc 16.09.2020 по 04.05.2021Великое Саянское кольцо
экскурсионно-этнографический тур, 10 дней: Красноярск — Шушенское — Саяны — Тува — юрточный комплекс Бий-Хем — Кызыл — шаманская церемония — горловое пение — Хакасия — фольклорная программа — тайга — Казановка — Абакан — долина Царей — Красноярскc 15.07.2020 по 01.09.202188 000 руб. 1/2 DBL

Членство в Содружестве Независимых Государств

Согласно Уставу СНГ членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ (22 января 1993 г.). Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Кроме того, страны — не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.

Государство — участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.

В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего Союза ССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, «Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ».
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Подробнее о событиях читайте в спецпроекте ТАСС «Украина: хроника евразийского раскола».  

Ночь на доработку договора

Практически одновременно с тем, как в Москве начались обсуждения нового формата Союза суверенных государств, некоторые участники этого процесса — президент РСФСР Борис Ельцин, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук — начали собственные переговоры о будущих взаимоотношениях своих государств. Довольно быстро они договорились о том, что встречу, на которой будет обсужден этот вопрос, нужно провести в Белоруссии, поскольку, как позднее говорил об этом президент Шушкевич, «Москва давить будет, Украина тоже большая». 6 декабря в Минск вылетел Борис Ельцин, в тот же день в белорусскую столицу отправился и украинский президент.

Михаил Горбачев с семьей в сопровождении охраны по прилету в Москву из Крыма после провала путча ГКЧП 22 августа 1991 года

Основой для переговоров, которые перенесли из Минска в государственную охотничью резиденцию «Вискули» в центре Беловежской пущи, стали, по воспоминаниям Станислава Шушкевича, заготовки договора, разработанные еще в феврале 1991 года, но не использованные в связи с итогами всесоюзного референдума. Теперь же они были извлечены на свет и представлены российской стороной сначала делегации Белоруссии, а затем и Украины. Но если белорусская сторона готова была подписать этот документ, то украинская, для которой важнейшим вопросом переговоров было предоставление республике полной и всеобъемлющей независимости, настояла на переработке текста документа. Как вспоминал Леонид Кравчук, межгосударственная группа специалистов занималась работой над новым проектом документа всю ночь, и утром 8 декабря он был представлен трем президентам. Глава Украины, по его словам, «подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований», и так же оперативно на нем поставили подписи два других президента — Ельцин и Шушкевич.

Создание организации

8 декабря 1991 г. главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.

21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).

В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. — Молдавия.

Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ — основной документ организации.

Положения Соглашения

Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 года это документ, который состоял из 14 статей. Наиболее важными и интересными статьями являются следующие:

  • «1». Создается Содружество независимых государств (СНГ) вместо СССР.
  • «2». Каждое государство обеспечивает равенство прав для граждан своего государства и граждан союзных республик.
  • «10». Каждый участник Содружества может добровольно и в одностороннем порядке покинуть организацию, уведомив об этом других участников союза.
  • «11». На территории государств, подписавших соглашение, не допускается действие норм законодательства третьих стран, включая СССР.

Остальные пункты носят менее интересный характера, где в целом обсуждаются вопросы сферы взаимодействия между союзниками.

Интересным для понимания логики происходящего является начало соглашения, где указываются причины, по которым СССР должен быть распущен,и по которым страны должны продолжить самостоятельное существование. В конце концов — почему именно эти 3 страны подписали документ? Ответ прост — потому, что именно эти страны подписали Договор от 1922 года. Получается простейшая логика — если мы создали, мы можем и распустить. В действительности и в 1922 году не только 3 страны заключали Договор, и в 1991 году реалии были таковыми, что законно распустить Союз отдельные его представители не могли.

Беловежские соглашения визуально создавали иллюзию сохранения (частичного преобразования) Союза. Они заменяли СССР на СНГ. Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Если упростить: для СССР работала схема «Союз — государства», а для СНГ работала схема «Государство — Союз». Это не тот случай где перемена мест значение не меняет. Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора.

Заявление о подписании документа

После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением. Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего:

  • Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами
  • Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране.
  • В стране огромное количество межнациональных конфликтов.
  • Назрела необходимость проведения преобразований.

Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР.

СНГ создали одновременно с распадом СССР

О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.

Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».

Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.

Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.

В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.

Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.

Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.

Что значит «государство-член», «государство-участник» и «ассоциированный член»?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. — Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Новообразование

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще собрались главы РСФСР, Украины и Белоруссии. Они подписали Соглашение, в котором говорилось о прекращении существования государства Советский Союз и об образовании СНГ. Горбачев на встрече не присутствовал. В течение 4-х дней Верховные Советы этих республик ратифицировали документ.

Отрицательное отношение Горбачева к ликвидации Союза уже ничего не изменило. 13 декабря руководители среднеазиатских республик, собравшиеся в Ашхабаде, изъявили желание присоединиться к Содружеству, если все члены будут равны во всех смыслах и будут иметь статус учредителей. Сформулированную в Алма-Ате декларацию о целях и идее СНГ 21 декабря подписали руководители 11 республик (за исключением 3-х Прибалтийских и Грузии).

Объединяющим звеном для создания Содружества стало: • длительное совместное пребывание республик в пространстве общих идеологии, экономики, образования, культуры; • желание каждой республики строить свою государственность; • стремление к демократии и правопорядку.

В намерения собравшихся входило создание координационного аппарата, работающего в соответствии с принципами и регламентом, разработанными и принятыми всеми участвующими сторонами на добровольных началах. СНГ не должно было быть новым государством даже с минимальным приоритетным влиянием на своих учредителей. Ему хотели придать роль «спасательного круга», советчика и помощника в новой для всех ситуации.

Командование оборонным комплексом и ядерный контроль оставались в единых руках.

Организационные вопросы решались в течение года. Уже на первой встрече 30 декабря 1991 г. главы государств назначили руководящий орган – Совет глав государств. Также был учрежден Совет глав правительств. Подписанное соглашение узаконивало право государств-членов иметь свою армию.

После принятия устава в январе 1993 г. Содружество Независимых Государств стало полноценной дееспособной организацией. К апрелю 1994 г. под эгидой СНГ объединились все бывшие советские республики, за исключением прибалтийских. Кроме действительных, в отдельных проектах могут участвовать ассоциированные члены (имеют права в соответствии с заключенным с ними договором). Наблюдателям разрешается присутствовать на заседаниях структур организации по разрешению Совета глав государств.

ООН воспринимает новые 15 государств как правопреемников соответствующих республик на момент выхода из состава СССР и не признает никаких территориальных или политических претензий, уходящих корнями в историю. Отсюда возникло Содружество Непризнанных Государств (Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и Южная Осетия).

Цели

Содружество должно было стать инструментом взимодействия: • на международной арене; • в общем экономическом пространстве; • в вопросах обороноспособности; • в разрешении внутри- и межгосударственных конфликтов; • на ниве образования, спорта, культуры, защиты прав человека; • в борьбе с преступностью.

Путч вместо союза

Такой результат референдума стал поводом для разработки проекта нового государственного объединения — Союза суверенных республик, который, по идее Михаила Горбачева и его сподвижников, должен был прийти на смену СССР. Однако и этим планам не суждено было сбыться: крест на них поставила попытка государственного переворота, предпринятая 19-21 августа 1991 года членами ГКЧП. Эти события стали своего рода спусковым крючком для процесса настоящего бегства национальных республик: в период с 30 августа по 9 сентября о выходе из состава Советского Союза заявили все еще остававшиеся в нем, кроме РСФСР и Казахской СССР.

За сохранение Советского Союза еще до проведения референдума высказывалось подавляющее большинство взрослых жителей СССР

Стремление национальных республик СССР отправиться в самостоятельное плавание изо всех сил поддерживали государства по ту сторону уже качающегося, но еще существующего «железного занавеса». Достаточно привести такой пример: проведенный в Грузии референдум о независимости день в день признали США, а Эстония уже 17 сентября 1991 года была принята в ООН. Подливали масла в огонь и стремительно формирующиеся национальные и националистические партии в бывших советских республиках, которые в качестве своей главной задачи ставили достижение полной государственной независимости. С учетом всего этого очередная попытка сохранить Советский Союз хотя бы в виде эрзац-структуры под названием Союз суверенных государств, подписание договора о котором сорвал августовский путч ГКЧП, тоже была обречена на неудачу. И тем не менее, переформатировав идею союза в идею конфедеративного государства, ее инициаторы во главе с Михаилом Горбачевым продолжали работу над проектом договора. Они рассчитывали на его подписание в начале декабря 1991 года, однако и этим планам не суждено было сбыться.

Руководящие органы СНГ

  • Совет глав государств СНГ
  • Совет глав правительств СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел стран СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Межпарламентская ассамблея СНГ
  • 28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

Ещё статьи

Что означает выражение Гол как соколЧто означает выражение «Непутевый человек»Что означает выражение волосы дыбом

↑ Функционирование

Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившее сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооружёнными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т. д.

Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты (по крайней мере формально). Помимо полноправных участниц, статусом наблюдателей в СНГ являются Монголия и Афганистан. Первая имеет со странами бывшего СССР особо тесные связи – её неофициально называли «шестнадцатой советской республикой».

Вторая – глубоко отставшая во всех сферах страна с полуфеодальными порядками, но имевшая неудачную попытку строительства социализма и присоединения к восточному блоку. Также в состав СНГ пожелали войти страны бывшей Югославии, однако эти заявления пока что не были претворены в жизнь.

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

Последствия распада СССР

Основные последствия развала СССР

  • Возникновение независимых государств. Большая часть советской территории отошла России, которая стала крупнейшей страной мира, но республики в Азии и Прибалтике отделились. Также независимость получили Грузия, Армения, Украина и Беларусь. Это стало основным и самым ярким последствием распада СССР – геополитическая обстановка изменилась и в Европе, и во всём мире. При этом Россия, правопреемница Советского Союза, сохранила за собой статус мощной ядерной державы, с которой нельзя не считаться.
  • Глубокий экономический кризис. Начался он ещё в 80-х годах в Союзе из-за неудачных экономических реформ и других причин, но последствия развала СССР его лишь усугубили. После отделения союзных республик и их превращения в суверенные государства хозяйственные связи между бывшими разными регионами бывшего Союза оказались разорваны, и экономика, без того уже слабая, затрещала по швам. Производство и промышленность пришли в упадок.
  • Рост русофобских настроений. Во многих бывших республиках начались гонения на русское население, которые нередко выливались в насилие. В результате началась массовая миграция русского населения из этих бывших республик в Россию.
  • Образование СНГ. Чтобы поддержать хрупкие связи между новыми государствами, ещё вчера бывшими одним целым, было создано Содружество Независимых Государств, или СНГ. Эта международная организация существует и поныне, её формирование можно назвать положительным последствием распада СССР. Ну, положительным на фоне того, что это была довольно успешная попытка сделать хоть что-то хорошее после масштабной геополитической катастрофы.
  • Начало мировой глобализации. До развала СССР мир был двухполярным, поделённым на сферы влияния Советского Союза и США, но распад самой большой страны мира подтолкнул глобализационные процессы. На какое-то время мир стал однопополярным, так как США стали единственной сверхдержавой на планете. Потом, правда, Россия окрепла, а вместе с ней и Китай.
  • Рост влияния США и стран НАТО. Тут причины очевидны – их основной соперник только что развалился.
  • Экономические и политические проблемы в развивающихся странах Африки. Это не самое очевидное последствие развала СССР, но его нельзя игнорировать – в ходе борьбы за влияние США и Советский Союз поддерживали множество развивающихся стран, выделяя им деньги и другую помощь, стремясь обзавестись как можно большей поддержкой. Но по итогам распада СССР помощь сразу прекратилась – России стало не до Африки, а США утратили мотивацию вливать деньги в развивающиеся страны. Зачем, если на тот момент США и так фактически одержали победу? Резкое сокращение помощи привело к глубоким кризисам и государственным переворотам во множестве африканских государств.
Внутренняя и внешняя политика Олега Вещего
Таблица Великих географических открытий. Причины и последствия.

Суверенное бегство

1990 год навсегда вошел в историю позднего СССР как период «парада суверенитетов». В это время республики Советского Союза одна за другой начали в одностороннем порядке заявлять о своей независимости. Первыми это сделали страны Балтии: 11 марта объявила себя независимой Литва, 4 мая — Латвия, а 8 мая — Эстония. 23 августа 1990 года декларацию о независимости приняла Армения, а 28 октября о переходном периоде к независимости заявил Верховный совет Грузии. Ответом Москвы на этот процесс стала выдвинутая президентом Михаилом Горбачевым в декабре того же года идея подписания нового Союзного договора, который учитывал бы стремление союзных республик к независимости и в то же время позволил бы сохранить СССР как единую государственную структуру. Но с учетом центробежных тенденций в стране это было утопическое предложение: уже в марте 1991 года состоявшийся в Грузии референдум большинством голосов поддержал объявление республики независимой, что и было формально объявлено 9 апреля.

Митинг в поддержку независимости Эстонии, конец 1980-х

Не изменил ситуацию и проведенный 17 марта 1991 года первый и единственный всесоюзный референдум, на который был вынесен единственный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» О своем отказе от участия в этом голосовании объявили уже назвавшиеся независимыми республики — Армения, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также Молдавия. В итоге голосовали жители только девяти союзных республик, население которых в подавляющем своем большинстве — 76,43% — ответили «Да» на вопрос референдума.

Реакция руководителей СССР

События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты. Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена:

  1. Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик.
  2. Сохранение названия государства.
  3. Проведение референдума о статусе СССР.

Как известно референдум о статусе СССР прошел 17 марта 1991 года. В нем приняло участие чуть более 185 млн жителей СССР, что составляло чуть более 80% от всех жителей СССР наделенных правом голоса. 76,4% проголосовавших поддержали тему референдума о сохранении СССР. По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Референдум поддержало 90% проголосовавших.

Этапы деятельности

За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.

К этим этапам относятся:

  1. Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
  2. 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
  3. С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.

Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.

[править] Мнения

Формально СНГ помогает странам-членам взаимодействовать друг с другом. Сразу после распада СССР это действительно было приблизительно так.

Однако, учитывая, что сейчас на территории, входящей в СНГ действуют несколько других интеграционных объединений (Союз России и Белоруссии, среднеазиатские группы государств, ГУАМ и др.), а реальное сотрудничество между странами-членами СНГ крайне неравномерно и зависит в основном от двусторонних отношений, можно заключить, что эта организация перешла в разряд существующих формально или близка к этому. Время от времени та или иная группа политологов «хоронит» СНГ.

Оригинальное (и, возможно, близкое к истине) мнение принадлежит Владимиру Путину, который однажды сказал, что СНГ создавалась для «цивилизованного развода» стран-членов.

Состав стран бывшего СССР

15 союзных республик, составлявших Советский союз к моменту его распада, появились на карте мира, как самостоятельные государства.

Некоторые государства, входившие ранее в СССР, связаны различными политическими, экономическими и военными объединениями, одно из которых — СНГ (Содружество Независимых Государств).

На территории бывшего СССР полностью или частично находятся:

Страна Примечания
 Абхазия  частично признанное государство
 Азербайджан  суверенитет с 1989, независимость с 1991 г.
 Армения  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Белоруссия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Грузия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Казахстан  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Киргизия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Китай  о. Даманский, часть о. Большой (верховья р. Аргунь в Читинской обл.), о. Тарабаров (Иньлундао) и около половины Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао) у Хабаровска, Порт-Артур (Люйшунькоу), Дальний (Далянь)
 Латвия  суверенитет с 1989, независимость с 1991 г.
 Литва  суверенитет с 1989, независимость с 1991 г.
 Молдавия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Нагорно-Карабахская Республика  непризнанное государство
 Польша  части Западной Украины и Западной Белоруссии
 Приднестровье  непризнанное государство
 Россия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Таджикистан  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Туркмения  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Узбекистан  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Украина  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Финляндия  полуостров Ханко (Гангут), полуостров Порккала-Удд
 Эстония  суверенитет с 1988, независимость с 1991 г.
 Южная Осетия  частично признанное государство
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector