Эволюция жилья: как новые стандарты развития территорий помогают девелоперам строить лучше

Проблемы комплексного освоения земель

Хотелось бы сказать, что, несмотря на большой интерес к подобным застройкам, специалисты отмечают ряд проблем этих проектов, которые тормозят их реализацию.

В первую очередь это отсутствие законодательной базы. Об этом мы уже упоминали не единожды.

Также необходимо продумать и помощь на уровне государства, которая должна выражаться в привлечении инвесторов к подобным проектам. Ведь если учесть, что зачастую в КОТ входит еще и дорожное строительство, то нетрудно представить, как дорого это обходится застройщику. Некоторые просто не в состоянии потянуть такие масштабные проекты, хотя интерес к ним довольно высок.

Зачастую проблема КОТ заключается и в невозможности нескольких застройщиков договориться друг с другом. При создании консолидации они получили бы не только объединение своих усилий, но и смогли бы воплотить в жизнь более качественный проект, созданный в едином стиле.

Какие дома попадут в программу КРТ?

Региональная власть субъектов РФ или муниципальная власть на местах может принять решение о введении режима КРТ на той или иной территории – это называется адресная программа КРТ. Дома на этой территории будут расселять, затем сносить и уже на их месте строить новое жилье. Региональные власти сами устанавливают, какие именно дома можно отправлять под снос в рамках КРТ. Это могут быть:

  • дома с высокой степенью износа крыши, фасада, внутренней отделки (норматив степени износа устанавливают региональные власти);
  • дома, в которых слишком дорогой капитальный ремонт (стоимость определяют региональные власти);
  • дома, построенные «в период индустриального домостроения по типовым проектам» (к этой категории будут относиться так называемые «хрущевки», «брежневки»);
  • дома, которые находятся в «ограниченно работоспособном состоянии» (что будет включаться в данный термин передается на установку властей субъекта РФ);
  • дома, в которых нет тех или иных централизованных инженерных систем (какие именно это будут системы определяется властями субъекта РФ).

Кроме вышеперечисленных категорий, в КРТ могут быть включены и другие дома, если они находятся по соседству с теми, что указаны в этом списке. Также законом предусмотрена возможность изымания и сноса частных домов. Индивидуальные дома могут быть изъяты у собственников, если их признают изношенными или, если в них просто отсутствует инженерно-техническое обеспечение, то есть частные дома будут оцениваться по тем же критериям, что и многоквартирные (которые указаны в списке выше). С другой стороны, в нем же оговаривается, что такие дома и участки изымать нельзя, если дом не изношен.

То есть главный фактор, определяющий возможность изымания и сноса как многоквартирных, так и частных домов – износ постройки.

Риски нового закона

В процессе обсуждения еще тогда законопроекта, члены Государственной Думы РФ смогли выявить ряд минусов или, по-другому, рисков, на которые может натолкнуться его реализация. Например:

  • Застройщики и власти могут подтасовывать решения собственников жилья, добиваясь одобрения 2/3. Может иметь место даже подделка документов.
  • За месяц можно не успеть провести собрание собственников, на котором должны присутствовать 50% жильцов. А если дом не провел собрание, его автоматически записывают в КРТ.
  • Вероятнее всего собственникам вместо жилья в центре предложат «равноценное» жилье на окраине, так как закон это не ограничивает. А если данный произвол не ограничен, то скорее всего так и будут поступать, поскольку это дешевле.
  • Общественные обсуждения и публичные слушания, через которые в ряде случаев будут проходить проекты КРТ, на деле проводятся полуфиктивно и реально не мешают застройщиками и властям действовать по своему плану.
  • Закон и сейчас позволяет застройщикам при желании расселять дома, но это для них слишком дорого, так как жильцы возражают и требуют много денег. Теперь же им фактически позволяют принудительно выкупать жилье по рыночной цене.
  • Под угрозой оказывается историческая застройка городов, например, многочисленные конструктивистские дома, которые по многим параметрам подходят под КРТ.

По мнению авторов законопроекта, реализация нового закона с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан. При этом соблюдаются права жильцов, поскольку именно они принимают окончательное решение по включению дома в КРТ.

Тем более в России с каждым днем растет количество ветхого и аварийного жилья, но региональные и местные власти не хотят признавать его таковым, чтобы не тратить деньги на расселение. Новый закон дает механизм расселения старого жилья за счет застройщиков.

Территория комплексного жилищного освоения ГК КОРТРОС

Один из новых объектов Группы – жилой комплекс «Гулливер» – строится в самом центре Перми на месте заброшенной больницы. Две трети зеленых насаждений больничного парка, включая столетние дубы и липы, сохраняются. Они украсят собой группу высотных зданий комплекса (от 9 до 34 этажей), спроектированную в парижском архитектурном бюро Anthony Beshu

При проектировании жилых комплексов и микрорайонов в компании уделяют огромное внимание ландшафту. Леса и водоемы, примыкающие к территории застройки, рассматриваются как важнейший рекреационный ресурс

Их облагораживают, приводят в порядок. Это дает людям возможность, живя в городе, наслаждаться природой, чистым воздухом и полноценно отдыхать.

Сложно поверить, что спальный район в промышленном уральском городе может быть не очередным «бетонным гетто», а настоящим уголком Европы – комфортным, безопасным, зеленым. В то, что из крана городской квартиры может идти вода питьевого качества, а энергоэффективность тепловых сетей достигать 90%. Но все это реальность, возникшая благодаря технологиям, применяемым в рамках флагманского проекта КОТ Группы компаний КОРТРОС (район «Академический» в Екатеринбурге). Вот уже 10 лет он является площадкой для отработки инновационных инженерных и архитектурных решений, которые впоследствии воплощаются во многих других проектах КОТ.

Главные преимущества, которые дает подобный подход и застройщику, и городу, и будущим жильцам:

  • комфорт и привлекательность городской среды
  • знаковые архитектурные объекты для регионов
  • комплексное и сбалансированное градостроительное решение
  • значительный рыночный потенциал
  • охват различных потребительских сегментов
  • соблюдение принципов сохранения природной среды и энергоэффективности
  • устойчивое развитие территорий

Проиллюстрируем их на примере нескольких объектов комплексного освоения территорий ГК КОРТРОС.

Район «Академический», г. Екатеринбург

  • Площадь земельного участка – 1 300 га
  • Население – 325 000 человек
  • Жилая площадь – 9 млн. кв. м
  • Автомобильные стоянки – 160 000 м/мест
  • Социально-торговые объекты в зоне пешеходной доступности – 1,8 млн. кв. м
  • Общественные, деловые, спортивные и культурные объекты – 2,4 млн. кв. м

Единый архитектурный стиль района «Академический» обеспечивается общим архнадзором со стороны «Valode & Pistre» – французского конструкторского бюро, разработавшего генеральный план и планировочное решение района.

Трансформация промзоны

Заместитель генерального директора по девелопменту строительной группы «СМ.Сити» (Красноярск) Евгений Ковальский, в свою очередь, отметил позитивную роль стандарта в развитии жилищного строительства, однако он считает, что такой документ должен был появиться лет двадцать назад.

Его компания начала задумываться о строительстве качественного жилья в начале 2000-х годов, получив в собственность территорию бывшего завода в центре Красноярска, на берегу Енисея. Это был не престижный для жизни район с самым дешевым жильем, несмотря на то что географически он находится в центре города. С момента сдачи первой новостройки ЖК «Южный берег» прошло десять лет, построено 16 многоквартирных домов, проект еще не завершен, но ситуация уже переломилась. Так, пять лет подряд одна из улиц жилого района становится самой дорогой на вторичном рынке Красноярска. Стоимость коммерческой недвижимости здесь в полтора-два раза выше, чем в других новостройках.

В первую очередь этого удалось добиться за счет того, что девелопер при строительстве жилья разделил общественные и приватные пространства, сделав четкую границу между двором и улицей.

Одни обсуждают, другие зарабатывают

Стандарт комплексного развития территорий призван повысить качество жилой среды, создать условия для благополучия жильцов, их реализации и развития, а также социального взаимодействия. Он состоит из шести книг и четырех каталогов, и его разработка велась на протяжении почти трех лет — с сентября 2016-го по май 2019 года. По данным Минстроя, научная и экспертная база стандарта объединяет более 200 экспертов из десяти стран мира, специализирующихся более чем в 15 областях знаний, к разработке методического руководства были привлечены более 20 ведущих российских и международных научных институтов.

Документ, в частности, регламентирует, что 90% объектов торговли, услуг и досуга повседневного спроса должны быть расположены рядом с домом, более 50% жителей должны пользоваться комфортным общественным транспортом, до 40% площади застройки должно быть занято объектами коммерческой и общественно-деловой инфраструктуры, высота домов не должна превышать девяти этажей. Как сообщает ДОМ.РФ, все это должно создать функционально разнообразные, компактные и безопасные населенные пункты с комфортным жильем и высокой транспортной доступностью.

Как будет происходить снос или реконструкция?

В адресной программе будет устанавливаться очередность сноса или реконструкции домов. Такая очередность сноса указанных домов будет определяться с учетом их технического состояния. То есть чем в более критичном и аварийном состоянии находится дом, тем ранее он будет включен в программу и снесен. В целях реализации данной программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ. Регионы будут вправе:

  1. определить содержание программ по сносу и реконструкции;
  2. утвердить порядок её формирования и утверждения;
  3. определить источники финансирования программы;
  4. утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;
  5. определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

Региональные власти субъектов РФ или местные власти обязаны публиковать информацию о том, какие дома подпадают под КРТ, на официальных сайтах правительства субъекта федерации, официальных муниципальных сайтах либо в специальных системах, через которые идут голосования и общественные обсуждения (если такие имеются).

В режиме оффлайн власти обязаны разместить информацию о планах КРТ на общедоступных информационных стендах, расположенных в людных местах, либо непосредственно на информационных стендах дома, подлежащего сносу.

Важным аспектом является факт того, что после принятия решения о КРТ властями (региональными или местными) публикуется его проект и проводятся собрания жителей многоквартирных домов. К проведению данных собраний законодатель устанавливает ряд требований:

  • Срок проведения этих собраний ограничен (самое меньшее – месяц).
  • Если в течение установленного срока собрание не проведено, дом автоматически записывается в КРТ и подлежит сносу, то есть автоматически допускается, что принято положительное решение жителей.
  • Чтобы провести собрание, нужно 50% жильцов или нанимателей (по социальному найму) квартир.
  • Чтобы принять решение о внесении дома в проект КРТ, нужно решение 2/3 собственников.
  • Если для проведения КРТ нужно менять градостроительные документы (например, генеральный план или правила землепользования), придется также проводить общественные обсуждения или публичные слушания.
  • Когда собрания пройдут и решение жильцов будет вынесено в пользу КРТ, объявляются торги по КРТ и выбирается компания-застройщик, которая и будет заниматься расселением, сносом и строительством новых домов.

Жилье допускается включать в КРТ и сносить только в случае положительного решения на то жильцов. Сторонники закона подчеркивают, что окончательное решение будет за жильцами. В случае отрицательного решения собрания жильцов, дом будет исключен из программы КРТ.

Таким образом, при наличии адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов, создаваемой и контролируемой региональным правительством, органы государственной власти – как федеральные, так и региональные – получают возможность вести деятельность на обновление жилой среды. Кроме того, закон предусматривает возможность проведения комплексного развития по инициативе владельцев объектов недвижимости.

В отличии от Москвы, реновация подразумевает себя не исключительный снос и постройку нового дома, но и реконструкцию старого. Тем не менее, в законе определены четкие критерии, по которым можно определить – реконструировать ли дом, или сносить. Так, снесенным может быть дом, чей капитальный ремонт слишком дорог, где существует большой износ основных частей дома (например, крыши), чей ремонт нецелесообразен. Максимальную цену капитального ремонта и максимальные показатели износа будут установлены каждым субъектом отдельно: это необходимо для обеспечения разумных нормативов в каждом климатическом поясе; от севера до юга. Выполнять все это может как сам инициатор программы, так и юридическое лицо, имеющее не менее пяти лет опыта участия в капитальном строительстве.

Право на участие в КРТ можно получить на конкурсе или аукционе, порядок проведения которого также установлен данным законом. Финансироваться это будет как средствами бюджета, так и средствами инвестора, привлечь которого может как застройщик, так и орган исполнительной власти. Конкретные источники финансирования должны быть указаны в договоре.

Минусы КОТ

Несмотря на то что мы уже перечислили множество явных преимуществ комплексного строительства, у него существуют и минусы, о которых сами покупатели часто забывают. В первую очередь это длительность проекта. Так как одновременно возводить весь микрорайон застройщик не может, то он вводит дома в эксплуатацию в несколько очередей. Когда речь идет о масштабных проектах, то это могут быть строения не только второй, но третьей и даже четвертой очереди. Данный нюанс необходимо учитывать, приобретая квартиру в подобном комплексе.

Также некоторые специалисты относят к минусам КОТ и возведение объектов инфраструктуры по остаточному принципу. Обычно все необходимое для комфортного проживания покупатели получают только после сдачи в эксплуатацию последнего дома. А это может занять и пять лет после заселения первых жильцов. Поэтому сегодня прорабатывается закон, который обяжет застройщиков параллельно домам возводить и инфраструктуру района.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ

Первым на реализацию крупного девелоперского проекта решился Виктор Вексельберг, возглавляющий группу «Ренова». Возможно, это обстоятельство позволит ему в дальнейшем выйти в лидеры строительной отрасли и стать флагманом программы «Доступное жилье». Запланированный им новый район Академический будет находиться на юго-западе Екатеринбурга. Его общая площадь составит 2500 га: 1200 га – лесопарковые зоны, 1300 га – застройка. Здесь будет построено более 9 млн кв. м жилья и 4,2 млн кв. м социальных объектов, коммерческой и другой недвижимости для 325 000 горожан. Жилье будет пяти классов: эконом (51%), средний (33%), бизнес-класс (11%), элитное жилье (4%), таунхаусы (1%). Строительство первой очереди запланировано на 2007–2015 годы. За это время в Академическом будет возведено около 4,5 млн кв. м жилья и более 2,3 млн кв. м нежилой застройки.

Новый район будет снабжаться теплом и электроэнергией за счет собственных генерирующих мощностей. Кстати, «Ренова» собирается сделать производство электроэнергии собственным бизнесом. С центром Екатеринбурга Академический свяжут три автомагистрали (правительство Екатеринбурга пообещало выделить миллиард рублей на их строительство). Сейчас по проекту подготовлена вся градостроительная документация и генеральный план. Его созданием занималось французское архитектурное бюро Valode et Pistre Architectes. В ближайшие месяцы «РеноваСтройГруп» объявит тендер для привлечения генподрядчика, строительных компаний, производителей строительных материалов и проектных бюро. Но этим проектом строительные амбиции Вексельберга не ограничиваются. Дочерняя компания «Реновы» – «Ренова-СтройГруп» – совместно с тем же французским бюро Valode et Pistre Architectes приступила к разработке проекта развития еще одного уральского города с миллионным населением – Перми. Уже ведутся переговоры о комплексной застройке трех микрорайонов города: Ива-1, Ива-2 и Курья-2. Инвестиции в строительство в общей сложности могут составить также около $10 млрд. Кроме того, власти Краснодара одобрили планы реконструкции центра города на участке в 400 га, также подготовленные девелоперским подразделением «Реновы». Здесь в 100 кварталах планируется снести ветхие здания и построить новое жилье, торговые комплексы и офисы. На весь проект понадобится более $2 млрд.

ШЕРЕМЕТЬЕВО

«Московское речное пароходство» и ряд акционеров группы «Ист Лайн», по данным газеты «Коммерсантъ», в ближайшие пять лет рассчитывают вложить свыше $4 млрд в строительство 5 млн кв. м жилья, офисов и складских помещений недалеко от терминала «Шереметьево-1». Это второй крупный проект возле аэропорта в Москве компании Coalco после Большого Домодедова. Здесь на территории 750 га в 2007 году планируется начать комплексную застройку бизнес-парка площадью 1,8 млн кв. м, из которых 1 млн кв. м придется на офисы класса A, 800 000 кв. м – на жилье бизнес-класса, четырехзвездную гостиницу на 500 номеров.

РУБЛЕВО-АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Проект стоимостью $3 млрд в 3 км от МКАД по Новорижскому шоссе – один из первых проектов комплексной застройки в России. Он считается самым проработанным с точки зрения градостроительной концепции. В отличие от большинства поселений на Рублевке здесь вместе с жильем будут сразу возводить всю социальную инфраструктуру. В Рублево-Архангельском будут представлены все форматы качественного жилья, не только luxury. Предполагается возведение около 2,7 млн кв. м, где будут проживать около 30 000 человек. Архитектурное бюро «Джон Томпсон и партнеры» постарается воссоздать кварталы уютных городов старой Европы в центре Архангельского. В настоящее время проект финансируется только компанией «Нафта-Москва». «Нафта» ищет соинвесторов, в том числе и за рубежом – проект несколько раз выставлялся на международных выставках. Территория Рублево-Архангельского включена в генеральный план городского поселения Красногорск. Комплексная застройка планируется на территории в 430 га.

ДРУГИЕ РЕКОРДСМЕНЫ

По миллиону квадратных метров рассчитывают построить совладельцы компании «ВиммБилль-Данн» и структура «БазЭла» компания «Мособлжилстрой». Оба проекта оцениваются в $1 млрд. Компания Олега Дерипаски застраивает микрорайон Павшино в подмосковном городе Красногорск на участке в 84 га. Основатели «Вимм-Биль-Данн» Сергей Пластинин, Давид Якобашвили и Гавриил Юшваев собираются построить офисно-жилой комплекс рядом с «Большим Сити». Год назад бизнесмены приобрели 100% ЗАО «4-й московский мельничный комбинат» под крупный девелоперский проект. Точный объем будущего комплекса пока неизвестен: он находится в разработке.

Отказ от «советских окраин»

По словам Ковальского, около 70% жилья Красноярска — старая советская застройка, которая совершенно не соответствует современному представлению о комфортных домах. Он считает, что людей морально не устраивает такое жилье и его поменяют на более комфортное при первой же финансовой возможности. «Поэтому нужно переставать строить «советские окраины», — заключил девелопер.

С ним соглашается руководитель департамента архитектуры и строительства Воронежской области, выпускник программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ Андрей Еренков.

«О том, что российские города стали менее гармоничными, более агрессивными и безликими, бесконечно говорится со всех трибун. Налицо рост массового неудовлетворения. В этой связи появление стандарта является своевременным и актуальным», — отметил он.

Еренков пояснил, что для чиновников в первую очередь важна просветительская роль стандарта, который учит отличать хорошие решения от неудачных, что особенно актуально в контексте реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Кроме того, документ полезен в качестве доказательной базы в диалоге с застройщиками, у которых нет мотивации строить качественное жилье, так как возведенные по старым принципам новостройки тоже продаются неплохо.

Для того чтобы мотивировать застройщиков, Минстрой России рассматривает возможность финансового стимулирования регионов для строительства качественного жилья по стандарту комплексного развития территорий. «На данный момент пока в правилах финансирования у нас нигде это не прописано. Но мы действительно об этом думаем, потому что всегда помимо агитации есть еще и финансовый стимул. Может быть, через какое-то время субъектам это предложим», — сказал журналистам на семинаре министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Глава Минстроя отметил, что на данном этапе важно рассказывать регионам об успешном опыте применения стандарта комплексного развития территорий. «А после этого, конечно, подумаем, как их финансово стимулировать», — добавил он

Якушев допустил, что для этого можно использовать уже существующие программы стимулирования жилищного строительства или расселения аварийного жилья.

Министр при этом подчеркнул, что применение стандарта комплексного развития территорий имеет экономическую выгоду для застройщиков, так как за счет этого повышается стоимость квартир в таких новостройках, а люди гораздо охотнее селятся в благоустроенных микрорайонах.

Кроме того, по словам Якушева, банки при рассмотрении заявок от девелоперов на проектное финансирование обращают пристальное внимание на концепцию застройки микрорайона, городскую среду, так как это влияет на продажи. Генеральный директор ДОМ.РФ Александр Плутник, в свою очередь, добавил, что качественные проекты жилищного строительства продаются быстро — это позволяет застройщикам ускорять оборот вложенных средств.. Однако в ближайшее время стандарт комплексного развития территорий не планируется делать обязательным, так как государство понимает, что для этого требуется переходный период

Якушев отметил, что двух-трех лет для этого не хватит, поскольку такой срок сопоставим с циклом строительства одного дома. «Если говорить в целом о внедрении стандарта на всей карте России, я думаю, что это как минимум два политических цикла», — пояснил он. При этом министр подчеркнул, что применение стандарта комплексного развития территорий потребует серьезных компетенций как от застройщиков, так и от чиновников, которые влияют на градостроительную политику. Впрочем, опыт девелоперов из российских регионов показывает: применение подходов стандарта в добровольном порядке уже сейчас позволяет строить жилье, которое действительно нравится покупателям.

Однако в ближайшее время стандарт комплексного развития территорий не планируется делать обязательным, так как государство понимает, что для этого требуется переходный период. Якушев отметил, что двух-трех лет для этого не хватит, поскольку такой срок сопоставим с циклом строительства одного дома. «Если говорить в целом о внедрении стандарта на всей карте России, я думаю, что это как минимум два политических цикла», — пояснил он. При этом министр подчеркнул, что применение стандарта комплексного развития территорий потребует серьезных компетенций как от застройщиков, так и от чиновников, которые влияют на градостроительную политику. Впрочем, опыт девелоперов из российских регионов показывает: применение подходов стандарта в добровольном порядке уже сейчас позволяет строить жилье, которое действительно нравится покупателям.

СТРУКТУРА

  • Отдел мониторинга и анализа комплексного развития территорий
  • Отдел развития территорий в Дальневосточном федеральном округе
  • Отдел развития территорий в Сибирском  и Уральском федеральных округах
  • Отдел развития территорий в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
  • Отдел развития территорий в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах
  • Отдел методологического обеспечения

Заместитель директора департамента

Галь Максим Евгеньевич

Заместитель директора департамента

Контакты приемной

+7 (495) 647-15-80 (доб. 63015)

Петрова Анна Денисовна

+7 (495) 647-15-80 (доб. 63000)

Почта ДКРТ

Договор о комплексном освоении территорий

Этот документ считается важнейшим, когда мы говорим о подобных проектах. Для его подписания была разработана даже специальная законодательная база, где учитываются все его нюансы.

Мы приведем лишь некоторые моменты, отраженные в нем:

  • застройщик обязан подготовить всю проектную документацию по КОТ, в которую не только входит планировка участка, но и отмечены все будущие объекты инфраструктуры;
  • право подписания договора существует только у представителя госструктур и юридического лица, выигравшего торги;
  • чаще в договоре отражена необходимость передачи всех инженерных сетей на баланс города в установленные рамками соглашения сроки;
  • сроки действия документа и тому подобные пункты.

В целом можно сказать, что среди всех нюансов, связанных с КОТ, вопросы заключения договоров отработаны наилучшим образом.

В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА

До сих пор официально нет четких критериев, по которым тот или иной крупный жилищный проект может быть отнесен к нацпроекту «Доступное жилье». Хотя в числе таковых называют уже не менее двадцати: микрорайон Академический в Екатеринбурге, Большое Домодедово, Новый город в Чувашии, Старый аэропорт в Брянске, Славянка, Новая Ижора в Ленинградской области и др. Критерии только формируются. Первый вице-премьер и куратор нацпроекта «Доступное жилье» Дмитрий Медведев пообещал оформить их официально к началу 2007 года. В настоящее время формируется пакет нормативных документов, которые определяют, что должны делать власти, а что – девелопер. Так, новый Градостроительный кодекс с 1 октября 2005 года обязывает администрации городов предоставлять под застройку участки со всей необходимой инфраструктурой. Но на такую подготовку в местных бюджетах не хватает денег, поэтому все расходы на инфраструктурное обустройство территорий девелоперы, как и раньше, берут на себя. «Эта норма Градостроительного кодекса не работает, – констатирует Наталья Чукаева, директор департамента маркетингового анализа УК «Масштаб». – У местных органов власти нет четких механизмов и практики подготовки участков под застройку. И, кроме того, они не заинтересованы в этом, так как лишаются чрезвычайно доходного инструмента распределения земли».

С ней согласен и Виктор Новичков, заместитель генерального директора проекта «Рублево-Архангельское»: «Вопрос инфраструктуры остается главной проблемой в комплексной застройке. Сегодня государство готово участвовать в ее решении, однако конкретных инструментов этого участия и нормативных регулиру ющих документов пока не создано». По его словам, эта работа только началась. «Такая ситуация будет продолжаться до 2009 года, пока у муниципалитетов не появятся градостроительные планы», – резюмирует вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector