Гособоронзаказ: какие расходы можно производить в рамках трех миллионов рублей без указания идентификатора государственного контракта?

Раздельный учет результатов ФХД

Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.

Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

ВАЖНО!

Правила раздельного учета результатов ФХД перестали работать для соглашений, которые оплачиваются деньгами, подлежащими казначейскому сопровождению. Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести такую регистрацию результатов следует из закона о бюджете и подзаконных актов.

По новым правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу и формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности не отличается от других получателей целевых средств. Все исполнители утверждают порядок его ведения в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Вот основные правила для получателей целевых средств:

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам. Подробнее: «Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу».
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление проводится по особым требованиям.

Как работать с отдельным банковским счетом?

Отдельный банковский счет – это не обычный расчетный счет. Расходование денежных средств с этого счета строго регламентировано 275-ФЗ. Есть ряд статей, на которые расходование денежных средств строго запрещены, например, дивиденды, кредиты (как погашение, если они выданы не под выполнение данного контракта, так и выдача), а также на любые расходы, не связанные с выполнением гособоронзаказа.

Кроме того, даже если предприятие хочет профинансировать затраты, связанные с выполнением ГОЗ, необходимо учитывать следующие особенности:

  • Поставщикам нужно платить на отдельные банковские счета (ОБС) в том же уполномоченном банке, в котором открыл свой ОБС Головной исполнитель.
  • Прибыль можно перевести себе на расчетный счет только после полного выполнения контракта обеими сторонами (и поставщиком, и покупателем).
  • Существуют критерии приостановки операций на отдельных банковских счетах, например, заработную плату или налоги беспроблемно можно выплатить с ОБС только в размере, не превышающем 50% от суммы контракта.
  • Чтобы заплатить иностранному поставщику, его участие в кооперации Гособоронзаказа необходимо утвердить у Государственного заказчика.
  • На расчетные счета своим поставщикам (включая арендную плату, канцелярские товары и прочие накладные расходы) предприятие может использовать только 5 млн (если это головной исполнитель) или 3 млн (если это исполнитель) рублей в каждый календарный месяц с каждого отдельного банковского счета.

У каждого исполнителя возникает вопрос – нельзя ли обойтись без открытия ОБС? А если исполнитель изучил законодательство, то вопрос продолжается… ведь у нас контракт менее 3 млн руб.

275-ФЗ никоим образом не устанавливает связи между суммой контракта и обязанностью производить расчеты через отдельные банковские счета. Все расчеты по гособоронзаказу должны производиться с использованием отдельных банковских счетов, это требование 275-ФЗ. При этом у каждого исполнителя, открывшего ОБС, есть возможность использовать 3/5 млн руб. для расчетов на расчетные счета своих поставщиков. С 11 мая 2021 года отменена обязанность уведомлять такого поставщика об участии в кооперации контракта ГОЗ.

Но возможность не означает обязанность. Зачастую крупным предприятиям, выполняющим небольшое количество контрактов, не хватает этих денег даже для того, чтобы профинансировать свои накладные расходы, не говоря о платежах своим прямым поставщикам.

Поэтому необходимость открытия отдельного банковского счета диктуется не неграмотностью покупателя или его «плохим» характером, а необходимостью выполнения гособоронзаказа за счет целевых средств.

Ограничения при работе с ГОЗ

Головным исполнителем, т.е. лицом, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, может быть только юридическое лицо. То есть индивидуальный предприниматель не может заключить договор с государственным органом непосредственно.

Исполнителем же, то есть лицом, заключившим контракт с головным исполнителем или исполнителем, может быть и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель.

Государственным заказчиком же по ГОЗ может выступать не только Министерство обороны, но и другие государственные органы (Например, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба охраны, МВД, Государственные корпорации Роскосмос, Росатом).

Однако вместе с возможностью предприятия или индивидуального предпринимателя (ИП) заработать необходимо учитывать такую особенность работы в гособоронзаказе как обязательность расчетов с использованием отдельных банковских счетов в уполномоченных банках в том случае, если госзакачик – Минобороны или Роскосмос либо лицевых счетов в Управлении Федерального Казначейства в том случае, если госзаказчиком выступают иные государственные органы.

Помимо того, что у предприятия (или ИП) есть возможность заключить контракт, у него должна быть возможность получить за его выполнение деньги. И на этом этапе возникает такая особенность работы в гособоронзаказе как обязательность расчетов с использованием отдельных банковских счетов в уполномоченных банках (если госзакачик – Минобороны или Роскосмос) либо лицевых счетов в Управлении Федерального Казначейства (если госзаказчик – иные органы).

И если работа с личными счетами в УФК в гособоронзаказе ничем не отличается от других госконтрактов, то с отдельными счетами совсем другая картина.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за НАРУШЕНИя НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ГОЗ

За нарушение законодательства в сфере ГОЗ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена санкции за нарушения законодательства в сфере ГОЗ в части использования средств и ведения раздельного учета:

• за включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией), — административный штраф:

– на должностных лиц —50 000 руб.;

– на юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции 14.55.2);

• за совершение действия (бездействия), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта, — административный штраф:

– на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ст. 14.55.2);

• за грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — административный штраф:

– на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

– на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. (ст. 15.37).

К сведению

Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 %.

Уголовным кодексом РФ предусмотрены более серьезные наказания.

Например, за расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, должностное лицо получателя бюджетных средств наказывается (ч. 1 ст. 285.1):

• штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,

• либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

• либо арестом на срок до шести месяцев,

• либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное: группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается (ч. 2 ст. 285.1):

• штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,

• либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

• либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К сведению

Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 руб., особо крупным размером — 7 500 000 руб.

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016).

Письмо Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355.

Форма отчета утверждена Постановлением № 47.

Приказ Министра обороны РФ от 08.10.2018 № 554 «Об определении порядка и сроков представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47, а также порядка истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и сроков его представления» (далее — Приказ № 554).

Приказ Минобороны России от 19.11.2018 № 670 «Об определении состава и формата представления головным исполнителем, исполнителем информации, содержащейся в отчете об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренном Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47, и подлежащей передаче в единую информационную систему, содержащую информацию о расчетах по государственному оборонному заказу» (далее — Приказ № 670).

Шаг 5. Установка ПО ViPNet Client

  1. Запустите установочный файл Client_RUS_xxxx.exe.
  2. Ознакомьтесь с условиями лицензионного соглашения и нажмите кнопку «Продолжить».
  3. В окне «Способ установки» нажмите кнопку «Настроить».
  4. Во вкладке «Выбор компонентов» отключите установку модуля «ViPNet Деловая Почта».
  5. Во вкладке «Информация о пользователе» заполните поля «Пользователь» и «Организация». Нажмите кнопку «Установить сейчас».
  6. В окне с сообщением об успешной установке нажмите «Закрыть» и перезагрузите компьютер, нажав кнопку «Да».
  7. Инструкция по установке ПО ViPNet Client размещена в разделе «Инструкции» — Инструкция по установке ПО ViPNet Client.

Отчетность по гособоронзаказу

Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Обеспечение исполнения контракта

44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).

275-ФЗ установил такие особенности.  Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не  устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).

Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.

Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ  предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г.  В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.

Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.

Общие положения 275-ФЗ

Федеральный закон № 275 от 29.12.2012 регулирует государственный оборонный заказ. Акт закрепляет принципы работы по ГОЗ и методологию расчета цен. Законодательно 275-ФЗ с последними изменениями и комментариями на 2020 год уже принят. Но не забывайте отслеживать и возможные изменения.

В отличие от государственных и муниципальных закупок, в заказе продукции ГОЗ участвуют три стороны: заказчик, исполнитель и головной исполнитель. Головной исполнитель и исполнитель кооперируются и реализуют для заказчика гособоронзаказ. Закон № 275 регламентирует деятельность каждого участника закупочного процесса и определяет правила, по которым работают все стороны.

Все закупки по ГОЗ проводятся в соответствии с Федеральным законом № 275. Если расшифровывать 275-ФЗ для чайников, то нормативы интерпретируются следующим образом: законодательный акт закрепляет основные понятия и правила взаимодействия сторон при реализации гособоронзаказа, определяет необходимость казначейского и банковского сопровождения, открытия специальных счетов, регулирует порядок и принципы ценообразования, устанавливает полномочия вышестоящих органов.

Государственное регулирование цен описано в главе 4 275-ФЗ. В этом блоке определяются цели и принципы госрегулирования, методы расчета и виды цен. Основные принципы ценообразования:

  • применение правового обеспечения для всех участников ГОЗ и мер антимонопольного регулирования;
  • снижение расходов поставки;
  • поддержка прибыльности;
  • обоснованность издержек;
  • соблюдение баланса интересов сторон.

При заключении контракта по ГОЗ применяются ориентировочные (уточняемые), фиксированные и возмещающие издержки цены. Порядок применения цен регулирует правительство РФ.

Изменения Закона о государственном оборонном заказе в 2020 году

C 01.01.2019 275-ФЗ применяется с изменениями, внесенными в него Федеральным законом № 263-ФЗ от 29.07.2018. Этим документом пересмотрена терминология нормативного акта. В частности, изменилось значение терминов «уполномоченный банк» и «отдельный счет». Так, ранее уполномоченным банком могла стать только кредитная организация, выбранная головным исполнителем. Теперь же такой статус может получить и банк, определенный Правительством в рамках правил, установленных 275-ФЗ.

Функции отдельного счета пополнены операциями, разрешенными на основании п. 16 ст. 8.4 275-ФЗ, но только после исключения такой кредитной организации из категории уполномоченных банков.

Основные обязанности исполнителя оборонного заказа установлены в ст. 8 275-ФЗ. ФЗ-263 внес в их перечень изменения: в частности, теперь указано, что головной исполнитель обязан предоставлять госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта. Такая обязанность исполняется головным исполнителем в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Статья 6 закона об оборонном госзаказе также изменена, но уже Федеральным законом № 571-ФЗ от 27.12.2018, вступившим в силу 08.01.2019. Норма дополнена новым правилом. С момента вступления законодательного акта в силу закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Уже сформирован законопроект об очередных изменениях в закон об оборонном госзаказе. 26.11.2018 он был опубликован на официальном сайте проектов нормативных актов Министерством обороны. Проект вносит изменения, призванные обеспечить соблюдение принципа целевого расходования средств при выполнении государственного оборонного заказа, и прозрачность операций, осуществляемых головными исполнителями.

Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году

Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2017 году данный акт подвергался не единожды изменениям.

Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2018?
Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.

Кроме того, фз 275 о госзакупках (последняя редакция 2020), содержит следующие нововведения:

  • к основным обязанностям заказчика добавилось информирование об отнесении банка к банкам, которые вправе осуществлять банковское сопровождение в соответствии с требованиями норм ФЗ № 275;
  • норма 8.1 Закона № 275-ФЗ о банковском сопровождении также подпала под изменения. В 2020 года банк должен обладать соответствующей лицензией в целях работы в сфере гособоронзаказа. При принятии Правительством РФ положительного решения банк вносится ЦБ в специальный перечень. В процессе осуществления заказа исполнитель (головной) обязан выбрать из указанного перечня тот банк, который в течение всего времени действия контракта будет осуществлять банковское сопровождение.

Особое внимание следует обратить на принятые в 2020 году подзаконные нормативные правовые акты в области гособоронзаказа

Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2020 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы

При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа

С 2020 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы. При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа

Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2020 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы

При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.

ФАС предлагает увеличить минимальную норму прибыли по контрактам в сфере гособоронзаказа

СОЧИ, 14 июня. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует расширить круг участников-исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ) путем увеличения минимальной нормы прибыли оборонных предприятий. Об этом сообщил журналистам в пятницу замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Даниил Фесюк

«Мы выходим с предложением о том, чтобы поднять минимальную границу рентабельности с учетом ключевой ставки рефинансирования Центробанка, то есть добавить к нижней границе размер ключевой ставки. Потому что контракты в оборонной отрасли длительные, а деньги стоят денег. Мы считаем, что это более справедливый подход, чем просто фиксация какого-то значения. Мы хотим, чтобы расширялся круг участников-исполнителей ГОЗ, а для этого они должны видеть, что вложение в эту сферу тоже эффективно и оно может приносить доход», — сказал Фесюк в рамках всероссийской конференции «Гособоронзаказ: заказчик — исполнитель — продукция» в Сочи.

Сейчас предельная норма прибыли рассчитывается по формуле 20% + 1%, где 20% прибыли умножаются на собственные издержки предприятия по исполнению гособоронзаказа, а 1% — на привнесенные издержки, в которые могут входить покупка комплектующих изделия, услуги других исполнителей, заготовки, полуфабрикаты и т. д.

При этом размер плановой рентабельности, учитываемый при расчете цены на продукцию, не должен быть ниже 5% от плановых собственных затрат исполнителя. В самом контракте на исполнение заказа прописываются рассчитанный размер прибыли по гособоронзаказу в абсолютных величинах, а не в процентах плановой рентабельности, и остается неизменным в ходе исполнения госконтракта. Согласно предложению ФАС, именно к этой нижней границе должна быть добавлена ставка рефинансирования Центробанка, которая с 17 июня 2020 года будет составлять 7,5%.

Всероссийская конференция «Гособоронзаказ: заказчик — исполнитель — продукция» в третий раз проходит в Сочи. Участниками мероприятия стали 80 топ-менеджеров и руководителей департаментов предприятий, работающих с государственным оборонным заказом. Конференция продлится до 14 июня.

Как рассчитывается прибыль исполнителя

Понятно, что итоговой целью для поставщика является получение прибыли, и ГОЗ не исключение. Но нужно учитывать, что и себестоимость, и норма прибыли исполнителя такого контракта регулируется государством. Есть постановление № 1465 от 2 декабря 2017 года, в котором перечисленные все возможные методы определение цен на продукцию, а также нормы прибыли коммерческих исполнителей. Например, при применении затратного метода правила такие:

  • если исполнитель производит продукцию самостоятельно, то на сумму себестоимости он может накинуть 20% в качестве прибыли;
  • если комплектующие закупаются, то норма прибыли составляет лишь 1%.

Такой подход симулирует именно производителей, а не перекупщиков.

Себестоимость и прибыль головного исполнителя прописываются в контракте. Но бывает, что ему удается на чем-либо сэкономить и его затраты снижаются. В таком случае стороны могут подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.

Что включается в издержки по ГОЗ

Представим состав прямых издержек по гособоронзаказу в таблице:

Вид затрат по статьям калькуляции Норматив — пункт в Приказе № 334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения)
Оплата труда — основная зарплата и дополнительная оплата труда служащих, которые непосредственно участвуют в производственном процессе
Страховые взносы на обязательное социальное страхование — уплата страховых взносов на ОСС (в том числе пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний)
На подготовку и освоение производства. Подразделяется на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты
На специальную технологическую оснастку — изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии техоснастки целевого назначения
Специальные — включаются в себестоимость пропорционально количеству изготовленной продукции или трудоемкости годовой производственной программы отдельной статьей калькуляции
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ
Специальное оборудование для научных или экспериментальных работ
Привнесенные затраты по работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями

Привнесенные затраты — это издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.

Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет.

Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу.

Не зная броду, не лезьте в ГОЗ

К сожалению, ввязываясь в ГОЗ, поставщики зачастую оказываются в ситуации, когда деньги лежат на счету, а потратить их на разрешенные операции невозможно. И они, намучившись с банком, закрывая кассовые разрывы всеми возможными и невозможными способами, навсегда зарекаются работать с ГОЗ.

Этих проблем можно избежать. И для этого нужно всего лишь подумать о движении денежных средств до подписания контракта. Какие будут у вас обязательства, как вы их будете выполнять, что нужно для предотвращения кассовых разрывов, позволяют ли условия финансирования контракта выполнить его без проблем.

Разбираемся с ценообразованием

Давайте обратимся к нормативке, а именно ПП 1465, в частности на п. 58, в котором написано: «При определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54-56 настоящего Положения, не применяется».

Вывод: по меньшей мере, цены не на всю продукцию формируются с учетом ограничений. Если говорить коротко, то для рядовых исполнителей существует два метода ценообразования: затратный и метод сравнимой цены.

Метод сравнимой цены заключается в формировании цены на продукцию на уровне, не превышающем рыночный. И предприятию нужно ориентироваться только на конъюнктуру рынка. Возвращаясь к п.58 ПП 1465, можно убедиться, что при этом методе уровень прибыли не ограничен. И именно этим способом формируют цены 99.9% торговых предприятий и часть производственных предприятий, которые выпускают неуникальную продукцию. Получается, основным требованием к продукции для формирования цены сравнимым способом являются наличие конкурентов, с ценами которых вы можете сравнить свои цены.

Затратный способ же предприятия применяют в том случае, если нет конкурентного рынка продукции, поставляемой по ГОЗ. Чаще всего это предприятия-производители, поставщики уникальной продукции. В этом случае предприятие считает плановую себестоимость и добавляет прибыль, размер которой ограничивается формулой 1+20. Нет, это вовсе не 21%. Это 20% на собственные затраты (материалы, заработная плата основных производственных рабочих, накладные расходы) и 1% на привнесенные затраты (покупные полуфабрикаты, комплектующие и услуги сторонних организаций).

Таким образом, исполнитель ГОЗ самостоятельно определяет, каким способом он будет формировать цену на продукцию/товар/работу/услугу и должен уметь обосновать свой выбор

Завышение цены при поставках по ГОЗ чреваты штрафами в двойном размере от суммы «сверхприбыли», поэтому умение сформулировать четкий ответ на вопрос «А почему цена именно такая?» не просто важно, а необходимо для защиты интересов предприятия

Открытие лицевых счетов: основные шаги

Чтобы принять участие в закупках по ГОЗ, головному исполнителю и исполнителям 2-го и 3-го уровней по 275-ФЗ следует открыть специальные лицевые счета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819.

Счёт открывается в специально уполномоченном банке, через него проводятся все расчёты в рамках выполнения гособоронзаказа. При выполнении нескольких госконтрактов для каждого необходим свой счёт.

Участник закупки в рамках ГОЗ направляет в территориальный орган казначейства требующиеся документы для открытия счёта. Ведомство в течение двух дней проверяет сведения об организации. Затем не позднее следующего дня по окончании проверки:

  • при положительном результате проверки открывает лицевой счет
  • при отрицательном результате — направляет в адрес организации уведомление, указав причину отказа (ПП № 1819)

Особенности регистрации участников в ЕИС

Для закупок по ГОЗ (за исключением закрытых) нужна регистрация в ЕИС в соответствии с требованиями ст. 24.2 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725.

Сотруднику, ответственному за работу в ЕИС, необходимо:

  1. Зарегистрировать руководителя фирмы на портале госуслуг.
  2. Создать на сайте госуслуг профиль своей организации.
  3. Сформировать профиль организации в ЕИС.
  4. Далее следует регистрация в ЕРУЗ и автоматическая аккредитация на 8-ми всероссийских ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок.

Если организацией пройдена процедура регистрации в ЕИС, то учётную запись можно применять и при участии в закупках по гособоронзаказу.

Регистрируясь в ЕИС, вы получаете возможность доступа к закупкам всех федеральных торговых площадок на период до трёх лет

Обратите внимание: процедуру регистрации на следующий срок надо начинать не раньше чем за 6 месяцев и не позже 3 месяцев до дня окончания регистрации

При этом происходит автоматическое внесение организации в ЕРУЗ.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Скачать

Что еще нужно учитывать

Важно понимать, что определенная часть закупок в рамках ГОЗ не публикуется в ЕИС, поскольку связана с государственной тайной. Проводятся они на площадке ЭТП АСТ ГОЗ

Зарегистрироваться на ней лучше заранее, поскольку процесс в довольно длительный. Регистрация позволит принимать участие не только в торгах по оборонке, но и в закрытых процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Отдельные закупки потребуют лицензии ФСБ, получить которую довольно сложно.

На этапе приемки контракта по ГОЗ товару или результату исполнения работ будет оказано повышенное внимание. Это значит, что при малейшем несоответствии требованиям приемки не будет

Еще один важный момент — национальный режим. Он действует абсолютно во всех закупках в рамках оборонного заказа. Не применяется он лишь в случаях, если объект закупки не производится на территории Таможенного союза.

Возникает логичный вопрос: зачем поставщикам все эти сложности? И на него есть вполне конкретный ответ — в рамках гособоронзаказа конкуренция ниже, чем в обычных закупках. Именно потому, что многие потенциальные поставщики обходят его стороной из-за нежелания связываться со сложностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector