Жилищный кодекс российской федерации 2021 года

Содержание:

История ЖК РФ

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать
Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была
проста: забрать дома у богатых и отдать бедным. Возможно, сейчас такое решение
выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось
приблизительно 4 м2 на человека. По факту эта средняя цифра была значительно меньше:
ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна
обеспеченная семья.

Справка. Как и любой другой нормативный акт, ЖК РФ
регулярно изменяется и дополняется. Последние изменения вступят в силу 12 января 2019 года.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г.,
утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой
экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный
Кодекс Российской Федерации.

Последние изменения ЖК РФ

Последние поправки в ЖК РФ связаны с принятием Федерального закона от 27.12.2019 №473-ФЗ:

  1. Модификации подверглось распределение полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в жилищной сфере. Так, федеральные власти теперь вправе определять условия для признания многоквартирных домов аварийными, а также признавать таковыми те дома, которые принадлежат государству. В случае же, если такие дома находятся в региональной или муниципальной собственности, право определения этого дома как аварийного принадлежит соответственно властям субъекта РФ или местным властям;
  2. В законе теперь появилась возможность как признать отдельную квартиру непригодной для проживания, так и признать целиком аварийным дом, в котором много квартир. В таком случае он подлежит сносу или реконструкции. В таких домах все квартиры автоматически считаются не предназначенными для проживания. Кроме того, жильцы теперь не будут нести ответственность за самовольную перепланировку, произведенную в доме, являющимся аварийным;
  3. Изменения касаются и правил изъятия земельных участков для нужд государства. Теперь в случае такого изъятия при расчете размера компенсации ущерба помимо всего прочего будет учитываться и рыночная стоимость доли земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, принадлежащей жильцу на праве общей собственности;
  4. Региональные власти теперь могут предусмотреть для собственников квартир в аварийных домах дополнительные меры по предоставлению жилья при условии отсутствия у них других мест жительства. Кроме того, граждане, которые приобрели квартиру в аварийном доме, подлежащем сносу или реконструкции, теперь имеют право на выплату компенсации за такое помещение в том же порядке, что и при изъятии для нужд государства.

Последние изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ

Последние поправки в закон вносились 31 декабря 2017 года, а новая редакция вступила в силу с 11 января 2018 года. В ходе последних изменений дополнения были внесены в следующие статьи:

Статья 20

В ч 1 ст 20 была добавлена информация относительно:

  • требований к сохранности общего имущества в многоквартирном доме;
  • правил повышения и понижения оплаты за коммунальные услуги;
  • условий их предоставления собственникам.

Также в ст 20 была изменена часть 4.2. Согласно новым изменениям, для проведения проверки жилищных помещений и органов государственной власти необходимо наличие приказа главного жилищного органа на основании Президентских документов.

Статья 44

В ст 44 был добавлен подпункт, в котором идет речь о действиях лиц, которые приняли от застройщика ключи от квартиры в многоквартирном доме. После получения прав доступа на жилплощадь, собственники вправе:

  • принимать участие на общих собраниях;
  • озвучивать свои решения, относительно происходящих изменений.

Выше перечисленные действия гражданам разрешается совершать только при условии, что дом находится в эксплуатации в течение 1 года.

Статья 45

Ст 45 была дополнена частью 3.1. Согласно внесенным поправкам, управляющий многоквартирным домом должен вести реестр собственников, который должен содержать следующую информацию:

  • ФИО граждан, получивших ключи от квартиры;
  • их идентификационный номер;
  • номер квартиры, которую приобрел человек;
  • в случае, если это юридическое лицо, то указывается его регистрационный номер;
  • размер доли каждого гражданина, если собственников много.

Каждый владелец жилого надела должен в течение 5 дней после получения извещения предоставить выше перечисленные данные управляющему кооперативу. Также он подписывает соглашение о сохранности личных данных.

Статья 46

После последней редакции закона, в ст 46 была изменена 1 часть. Согласно внесенным изменениям, после проведения общего собрания собственников многоквартирного дома, уполномоченное лицо предоставляет управляющему ЖКХ подлинники вынесенных решений.

Ниже рассмотрены статьи, в которые не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения:

Статья 16

В ст 16 перечислены объекты, которые относятся к жилым помещениям:

  • жилой дом или его часть;
  • комната;
  • квартира или доля в ней.

Статья 30

В ст 30 ФЗ 188 перечислены права и обязанности хозяина жилого помещения. К ним относятся:

  • пользование и распоряжение личной территорией по своему усмотрению, не нарушая положения Кодекса;
  • сдать собственность в аренду третьему лицу по договору найма;
  • следить за сохранностью предоставленного жилья;
  • соблюдать права и свободу соседних граждан, не нарушая общественный порядок;
  • не разрушать государственное имущество и сохранять квартиру в надлежащем виде;
  • заключение соглашений с коммунальными службами.

Статья 34

В ст 34 ЖК РФ описан порядок пользования жилым помещением на основании контракта пожизненного проживания с иждивением. Такой тип людей использует жилую территорию на тех же условиях, что и каждый собственник.

ФЗ 188 ст 46

В ст 46 описан процесс принятия решений собственников на общем собрании многоквартирного дома. Выводы по поставленным вопросам принимаются на основании большей части голосов, принимающих в собрании участников.

После получения подлинников о принятом решении с собрания, управляющая компания должна в течение 5 дней реализовать указанные в документе требования и направить бумагу в высший государственный орган.

На основании положений ст 46 ЖК, участники собрания вправе принимать решения только по вопросам, вынесенным на повестку дня.

Любой собственник жилой территории вправе обжаловать решение, принятое на общем собрании многоквартирного дома. Он обладает такой возможностью, если:

  • голосовал против;
  • не присутствовал на собрании;
  • его права были нарушены.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 188

188 ФЗ Жилищный Кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 22 декабря 2004 года, и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

Жилищный кодекс в последней редакции стал доступен 1 июля 2017 года. Изменения коснулись части 1 статьи 174, в которой сказано, что средства фонда капитального ремонта могут пойти на покрытие расходов по ремонту, на погашение кредитов и займов для реализации капремонта. Непосредственные изменения коснулись фразы «работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации». В новой редакции фраза звучит «работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».

Статья 34 ФЗ 188

Раскрывает суть и порядок пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Гражданин, который проживает на таких условиях, пользуется теми правами, которые описаны в статье 33 жилищного кодекса (если иные в договоре не предусмотрены).

Согласно постановлениям статьи 33 кодекса о жилье, гражданин, проживающий в помещении на особых условиях или по договору пожизненного содержания, пользуется всеми правами и благами, как и собственник помещения. Ответственность о жилье в таком случае, лежит на обеих сторонах договора.

ФЗ 188 ст 46

Эта статья жилищного кодекса описывает правила принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Статья 46 федерального закона 188 (ЖК РФ) состоит из 7 частей, ниже комментарии к каждой из частей:

  • Решение общего собрания в многоквартирном доме принимается большинством голосов от общего числа участников. Принятое решение, по закону, должно быть оформлено протоколом. Как решение, так и протокол, являются официальными документами со всеми исходящими последствиями в случае несоблюдения постановлений. Лицо, которое было инициатором собрания, должно предоставить копию решения в управляющую организацию. Срок – не позднее десяти дней после проведения мероприятия. После получения документов, управляющая компания направляет копии в государственный жилищный надзор, где они хранятся 3 года.
  • Присутствующие не имеют права, согласно части 2 статьи 46 жилищного кодекса, принимать решения, которые не указаны в повестке дня. Также не обладают правом изменять вопросы, которые необходимо решить, и которые уже были указаны в повестке дня.
  • Решения, которые были приняты на общем собрании, обязательно должны быть донесены до сведения всех жильцов. Ответственный за это – инициатор собрания. По закону и положениям 46 статьи, выделяется 10 дней на это.
  • Документы, в частности, решения и протоколы, хранятся в том месте и по тому адресу, которое было принято совместно на этом собрании.
  • Принятое решение и обязанность его выполнения касается всех жильцов, даже тех, кто не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения.
  • Если принятым решением собрания были нарушены права и законные интересы определенного гражданина по федеральному закону 188, который принимал участие, но голосовал против, или который не принимал участие, то он вправе обжаловать постановление в суде. Заявление подается в суд в течение 6 месяцев.
  • Когда в многоквартирном доме все помещения принадлежат одному собственнику, он единолично принимает решения и оформляет их письменно.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

  • Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
  • Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
  • Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
  • Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
  • Статья 5. Жилищное законодательство
  • Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
  • Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
  • Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
  • Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
  • Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
  • Статья 11. Защита жилищных прав
  • Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
  • Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
  • Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

  • Статья 15. Объекты жилищных прав
  • Статья 16. Виды жилых помещений
  • Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
  • Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
  • Статья 19. Жилищный фонд
  • Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
  • Статья 21. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

  • Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
  • Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
  • Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

  • Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
  • Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
  • Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
  • Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
  • Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

Структура ЖК РФ

Основной документ, регулирующий жилищные
правоотношения, состоит из десяти разделов и девятнадцати глав, которые содержат более двухсот
статей.

  • закрепляет основные термины и положения;
  • очерчивает рамки прав и обязанностей субъектов жилищного права;
  • дает разъяснения определениям «жилой фонд», «жилое помещение»;
  • регламентирует процесс присвоения статуса помещению: жилое/нежилое, переустройства.
  • закрепляет право собственности и прочие вещные права на жилище: пользования, сдачи в наем;
  • определяет круг прав лиц, не являющихся владельцами (членов семьи, проживающих вместе и т.
    п.).

Третий
раздел описывает порядок передачи и эксплуатации жилья по договору
социального найма
: заключение, дополнение, прекращение договора, а также права и обязанности
сторон (например, ремонт за счет нанимателя).

Раздел IV рассматривает порядок предоставления сотрудникам служебных квартир и жилья из
специализированного фонда.

Разделы пятый и шестой регулируют правила создания, деятельности, реорганизации и роспуска жил. товариществ,
строительных кооперативов: права и обязанности участников; порядок набора членов организации,
схемы распределения жилых помещений между участниками.

Раздел VII определяет обязанности, порядок и размер оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Раздел VIII посвящен многоквартирным домам:

  • выбор способа управления домом;
  • требования к совету дома;
  • различия между управлением дома, находящегося в государственной или городской (сельской)
    собственности.

Девятый
раздел определяет порядок выполнения капитального ремонта в многоквартирных
домах: общие положения, формирование соответствующих фондов, порядок выполнения ремонта крыш,
подвалов, коммуникаций.

Раздел
X, добавленный в 2014 году и имеющий огромное значение для регулирования
жилищных взаимоотношений, называется «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными
домами». Теперь предприятия, желающие управлять активами и счетами многоквартирного фонда,
обязаны пройти аттестацию и получить лицензию.

Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества
в многоквартирных домах и порядке его финансирования

Статья 166 Жилищного кодекса РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 167 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 168 Жилищного кодекса РФ. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 169 Жилищного кодекса РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 170 Жилищного кодекса РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фондаСтатья 171 Жилищного кодекса РФ. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонтСтатья 172 Жилищного кодекса РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонтаСтатья 173 Жилищного кодекса РФ. Изменение способа формирования фонда капитального ремонтаСтатья 174 Жилищного кодекса РФ. Использование средств фонда капитального ремонта

Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

Статья 175 Жилищного кодекса РФ. Специальный счетСтатья 175.1 Жилищного кодекса РФ. Специальный депозитСтатья 176 Жилищного кодекса РФ. Особенности открытия и закрытия специального счетаСтатья 177 Жилищного кодекса РФ. Совершение операций по специальному счету

Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта
региональным оператором. Деятельность регионального оператора
по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах

Статья 178 Жилищного кодекса РФ. Правовое положение регионального оператораСтатья 178.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператораСтатья 179 Жилищного кодекса РФ. Имущество регионального оператораСтатья 180 Жилищного кодекса РФ. Функции регионального оператораСтатья 181 Жилищного кодекса РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператораСтатья 182 Жилищного кодекса РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 183 Жилищного кодекса РФ. Учет фондов капитального ремонта региональным операторомСтатья 184 Жилищного кодекса РФ. Возврат средств фонда капитального ремонтаСтатья 185 Жилищного кодекса РФ. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператораСтатья 186 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью регионального оператораСтатья 187 Жилищного кодекса РФ. Отчетность и аудит регионального оператораСтатья 188 Жилищного кодекса РФ. Ответственность регионального оператора

Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Статья 189 Жилищного кодекса РФ. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190 Жилищного кодекса РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения​Статья 191 Жилищного кодекса РФ. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

Специфика жилищного права

Современная трактовка юристов по жилищному праву имеет две точки зрения:

  • жилищное право следует включать в свод гражданского права;
  • жилищное право – самостоятельная область закона.

Жилищные правоотношения

Под этим термином понимают всю сферу норм и
правил, применимых к действиям, производимым с жилым фондом:

  1. владение, пользование жилым помещением;
  2. контроль, содержание и ремонт жилищных активов;
  3. пользование личными жилыми помещениями и общими метрами (чердак, подвал, подъезд)
    собственников;
  4. управление многоквартирными домами;
  5. размер и погашение коммунальных платежей;
  6. исключение из жилищного реестра, если объекты не отвечают принятым нормам;
  7. перепланировка квартир, комнат;
  8. деятельность жилищных кооперативов, застройщиков, товариществ собственников и т. д.

В в общем смысле жилищные правоотношения регулируются методами гражданского и административного
права, которые подразумевают равные роли участников и выбор линии поведения. Но некоторые виды
отношений носят императивный (запрещающий, требующий) характер.

Пример императивного
регулирования

Ст.
59 ЖК РФ устанавливает, что в случае освобождения обособленного жилого
помещения в квартире с несколькими владельцами, указанная комната в первую очередь
предоставляется гражданам, живущим в этой квартире и нуждающимся в улучшении жилищных условий,
или гражданам, имеющим метраж менее, чем это установлено нормами.

Объекты и субъекты жилищного права

В законотворческой литературе до сих пор нет устоявшегося единого мнения, что конкретно нужно
считать объектом жилищного права.

Предыдущие своды законов оперировали понятиями «дом», «квартира», «комната». Кодекс в последней
редакции применяет не слишком конкретный термин «жилое помещение»: дома, квартиры и их
части.

Пример важности точного определения объекта жилищного права

Известно, что закон позволяет собственнику выселить
(выписать) из квартиры проживающих с ним родственников, но существуют и известные ограничения.
Так, нельзя выселить нетрудоспособного члена семьи, не имеющего другого жилья.

Допустим, владелец хочет выписать престарелого отца, аргументируя свое решение тем, что тот по
факту проживает у второго сына. Однако, в ходе разбирательств было установлено, что брат
владельца проживает с семьей в однокомнатной квартире, а отец вынужден жить в кухне.

Далее суд обращается к нормам
ЖК РФ и устанавливает, что «квартира» в целом является объектом жилищного права, но ее
отдельные части – кухня, коридор, санузел – под понятие «жилое помещение» никак не подпадают.
Таким образом, удовлетворить иск о выселении невозможно.

Субъекты жилищного права – это стороны, лица, принимающие участие в правоотношениях, связанных с
жильем.

Перечень субъектов ЖК РФ:

  1. РФ, субъекты РФ, администрация муниципальных образований;
  2. органы, ведущие учет граждан, нуждающихся в жилье, и, собственно, эти граждане;
  3. члены кооперативов и товариществ;
  4. владельцы и пользователи;
  5. наниматели по соц. найму;
  6. члены семьи нанимателя (супруги, родители, дети).

В качестве пользователя помещения могут выступать исключительно граждане, физ. лица: в жилых
помещениях запрещено размещать производственные мощности.

Как реализуется право на жильё

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей. Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права

Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, , 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст. 35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица. В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Раздел 3.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования

  • Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
  • Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
  • Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Основные положения

Базовые положения или иначе – принципы жилищного
законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой
статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое
    право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному
в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции
разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять
строительство всеми доступными способами.

Нарушенные жилищные права, согласно положениям ЖК РФ, должны быть восстановлены. Исполнение
этого принципа достигается с помощью гражданско-правовых актов:

  • возврат изначально существовавшего положения (например, аннулирование сделки купли-продажи,
    отмена прекращения регистрации);
  • понуждение к исполнению обязанностей;
  • возмещение убытков.

Изменения ЖК РФ от 01.01.2019

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так,
    предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться
    поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей,
    находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с
    бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на
    капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

Должен сам

При пассивности собственников ЖК РФ предусматривает в качестве временной меры проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, сказал Дмитрий Гордеев. Число многоквартирных домов, которыми управляют компании, отобранные властью, снизилось с 139,3 тыс. в 2009 году до 61,7 тыс. в 2019-м, отметил эксперт. Сегодня доля таких объектов составляет около 3% от числа всех многоквартирных домов, рассказал он.

Но, как писали «Известия», сегодня около 90% решений или протоколов собраний собственников жилья по поводу выбора и смены УК могут быть фальсифицированы.

— Собственник должен сам управлять своей собственностью. Государство же сегодня не может справиться и с имеющейся: со школами, детсадами, поликлиниками. Имеются в виду долги за коммунальные ресурсы, текущее содержание и капремонт, — поделился мнением Андрей Широков.

Из существующей сегодня задолженности за ЖКУ в 1,33 млрд рублей больше половины относится к бюджетным организациям, указал он. Долги населения составляют только примерно 300–400 млн рублей, добавил Андрей Широков.

Управляй и властвуй

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— Создание регоператоров — движение не в правильном направлении, повышающее коррупционную составляющую рынка и лишающее граждан права на самостоятельный выбор. Необходимо, наоборот, двигаться в сторону коммерческого и свободного рынка управления ЖКХ, вернуть понятие прибыли и инвестиционной привлекательности отрасли, — отметил генеральный директор ПАО «ГИТ» Сергей Минко.

По мнению эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, реализация этого предложения потребует, по сути, пересмотра всего ЖК РФ. Но при этом такое решение может благотворно сказаться на сфере ЖКХ, если будет реализовано, как в Москве, добавил эксперт.

— Роль собственников в последние годы становится всё более формальной и сводится к тому, чтобы направлять жалобы и платить вовремя, — всё остальное взяло на себя государство. Но наиболее оптимальным вариантом будет использование регоператоров для обслуживания социального жилья и ветхих домов, — считает он.

В подготовленной Минстроем стратегии отражено создание новой централизованной модели управления домами, полагает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Сусана Киракосян. Но, по ее мнению, введение нового оператора требует четкого определения его статуса и полномочий, а также обоснования необходимости такого субъекта, уверена она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector