Где и зачем нужны искусственные дорожные неровности, особенности их установки

Монолитные и разборные – какими должны быть ИДН?

История искусственных дорожных неровностей (ИДН), которых в народе называют «лежачими полицейскими», уходит корнями в США начала XX века. Тогда усилиями Генри Форда и других промышленников страна переживала бум автомобилизации, а владельцы расположенных у дорог фермерских хозяйств переживали за сохранность своего скота. Чтобы заставить автомобилистов снизить скорость, и были придуманы искусственные неровности.

Сейчас ИДН активно применяются в городской местности – они востребованы там, где автомобилисты склонны ехать с более высокой скоростью, чем это допустимо. На практике чаще всего неровности монтируют перед пешеходными переходами (как правило, возле школ и детских садов – где скорость сильно ограничивается), или в жилых зонах (где быстрее 20 км/ч двигаться вообще нельзя).

Основной принцип действия «лежачего полицейского» – водитель вынужден снизить скорость, чтобы не повредить свой автомобиль на искусственной неровности (и вообще не вылететь с дороги). Они обозначаются специальными знаками, а также хорошо видны на дороге, поэтому полной неожиданностью для автомобилистов обычно не являются.

Все требования к ИДН собраны в одном документе – ГОСТ Р 52605–2006 (который регулярно обновляется). Так, ИДН должны соответствовать таким требованиям:

  • конструкция – монолитная (асфальтобетон) или сборная (из резины и полимерных материалов);
  • длина – соответствует ширине проезжей части (максимум – можно отступить по 20 см с каждого края дороги);
  • профиль – для монолитных может быть волнообразный или трапециевидный, для сборных это одинарные и двойные ИДН;
  • максимальная высота – 7 см для монолитной конструкции и от 5 до 6 см для сборно-разборной;
  • на дороге обязательно должен быть водоотвод (потому что лужа после ИДН влияет на аварийность);
  • на дороге должно быть искусственное освещение;
  • на участке дороге обязательно должны быть знаки «Искусственная неровность» (1.17 и 5.20) и дорожная разметка 1.25;
  • сборные конструкции на зиму лучше разбирать (для более простой уборки снега).

Монолитные конструкции отличаются тем, что они в разы больше, чем сборно-разборные. Например, для ограничения скорости до 40 км/ч монолитный ИДН должен быть в длину более 6 метров, а чтобы ограничить скорость до 20 км/ч – от 3 до 3,5 метров. Это нужно, чтобы городской транспорт, который часто ездит по одним и тем же улицам, не портил ходовую часть. Правда, для улиц с городским движением длина монолитных ИДН еще больше – вплоть до 12,5 метров.

Монолитная конструкция

Для сравнения, сборно-разборная конструкция, призванная уменьшить скорость до 30 км/ч, должна быть в длину по хорде от 50 до 70 см, а при скорости до 40 км/ч – от 0,9 до 1,1 метров. Естественно, что при такой геометрии конструкции неровность чувствуется гораздо сильнее.

Сборно-разборная конструкция

Естественно, что «лежачие полицейские» делят общество на две части – автомобилисты ими недовольны (например, считая, что скорость можно снижать и без них), а для пешеходов это лишний инструмент защиты на дороге. Поэтому кто-то хочет установить ИДН, а кто-то – убрать его. Разберемся в обоих ситуациях.

Что если установить лежачий полицейский без согласования

Такое же наказание будет за «демонтаж знака»:

  1. Величина штрафа будет составлять от 5 до 10 тыс. рублей для физических лиц, а для должностных лиц – до 25 тысяч рублей.
  2. Самый большой штраф предусмотрен для юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

Такое же наказание последует и за незаконную установку лежачего полицейского. Саму «неровность» потом демонтируют.

Для того чтобы убрать преграду и не платить потом штраф, необходимо обратить в ГИБДД или администрацию района. Сделать это можно как через интернет, так и лично. Там будет нужно заполнить заявление и указать причину, по которой «лежачий полицейский» необходимо убрать.

Если аргументировать такое желание, то, скорее всего, ответ районной администрации и территориального ГИБДД будет положительным. В таком случае не нужно будет делать это самостоятельно, демонтаж будет произведён специальными службами.

Можно ли установить ИДН самостоятельно?

Нет. Даже если вы не просто считаете, что водители должны снижать скорость на конкретном участке дороги, а видите из прочитанного выше, что ИН обязаны установить по ГОСТу в этом месте, и прочитали целиком и полностью параметры «лежачего» по Госстандарту, то самостоятельно её сооружать нельзя.

Этим, как мы уже описывали выше, занимаются специальные учреждения. И не одно, а несколько: первое выступает заказчиком, другое – исполнителем, и так далее.

Единственный правильный алгоритм действий здесь следующий.

  1. Сначала необходимо найти организацию, которая является балансодержателем данной дороги. Чаще всего это местный департамент транспорта или Центр организации дорожного движения. В Москве, к примеру, таковым является «Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы».
  2. Однако, обратиться желательно в несколько структур, так как решения о необходимости и/или обязанности установки лежачего полицейского в конкретном месте принимаются совместно с другими органами. Таковыми могут являться специально созданные комиссии по транспорту или конкретно по оборудованию населённого пункта искусственными неровностями, префектура и реже другие.
  3. Далее находим их официальные сайты и выясняем, возможно ли оставить на них официальное онлайн-обращение, чтобы затем вы получили входящий номер заявления.
  4. По результату рассмотрения вам должны будут ответить (хотя, порядок ответа всё же устанавливается местными регламентами властей). Как правило, сроки рассмотрения обращений граждан стандартные – 30 дней с возможностью продления ещё на столько же.

Что грозит, если я всё же поставлю искусственную неровность?

Разумеется, незаконно самовольно установленного лежачего полицейского демонтируют. Причём, если это монолитная конструкция, то за ваш счёт – сначала дорожники уберут помеху для дорожного движения, а затем вам предъявят счёт за демонтаж.

А если я уберу установленную ИН?

Вам будет грозить то же наказание, что и выше, так как оно применяется не только за умышленное создание помех в дорожном движении, но и повреждение технических дорожных сооружений. Но и не забываем про возмещение стоимости новой установки лежачего полицейского.

Лежачий полицейский не по ГОСТу: как получить компенсацию?

Повредил машину из-за «лежачего полицейского» не по ГОСТу — что делать?

«Лежачие полицейские», особенно в мегаполисах, помогают избежать массы аварий, ведь главная их задача — снизить скорость потока и предотвратить возможные наезды (чаще всего на пешеходов).

Но что делать, когда штурм искусственной неровности грозит испортить подвеску или кузов вашего автомобиля? Каким требованиям должен соответствовать «лежачий полицейский» и как быть, если без нарушений при его установке не обошлось?

ГОСТ Р 52605–2006, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (ныне действующая редакция от 09.12.2013) определяет технические требования, правила эксплуатации и контроля искусственных неровностей.

Согласно ему «лежачие полицейские» могут быть двух видов: монолитныеиз асфальтобетона и сборно-разборные из высокопрочной резины, полимерных материалов, устойчивых к механическим повреждениям.

ГОСТ устанавливает как общие для всех типов «полицейских» требования, так и критерии, обязательные для каждой из этих видов конструкций.

Общие требования к «лежачим полицейсксим»

Длина «лежачего полицейского» должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение не более 0,2 м с каждой стороны дороги.

На том участке проезжей части дороги, где будет устанавливаться неровность, должен быть водоотвод.

Участок дорог, где установлен «лежачий полицейский», должен содержать предупреждающий знак 1.17 «Искусственная неровность», знак особых предписаний 5.20 «Искусственная неровность» и дорожную разметку 1.25 (шахматные квадратики).

Как проверить, соответствует ли «лежачий полицейский» ГОСТу?

Когда «лежачий полицейский» становится причиной серьезных повреждений машины, первое, что нужно выяснить, — соответствует ли он ГОСТу.

В самом стандарте сказано, что техническое состояние искусственной неровности контролируется визуально. Если это сборно-разборная конструкция,нужно проверить, на месте ли все ее элементы, в каком они состоянии, плотно ли прилегают к покрытию дороги.

Поверхность неровностидолжна обеспечивать высокий коэффициент сцепления с дорогой,на ней должны быть световозвращающие элементы,ориентированные по направлению движения машин. Состав конструкции должен быть прочным и при этом эластичным.

 Не могут отсутствовать отдельные ее части, неприемлемо, чтобы выступали или были открыты элементы крепежа.

 После демонтажа «полицейского» должны быть убраны все крепежи (ответные части обычно вгоняются в асфальт), заделаны все отверстия на дороге и ликвидированы дорожные знаки и разметка.

Осматривая монолитную конструкцию, нужно проверить, есть ли на ней просадки, выбоины и иные повреждения. Кроме того, конструкция должна соответствовать всем техническим требованиям, перечисленным в ГОСТе.Ну и, конечно, «лежачий» должен быть установлен законно (об этом ниже):важно наличие разрешения на возведение неровности на тех участках дороги,где это оговорено ГОСТом. Контроль за состоянием «лежачих полицейских» осуществляют сотрудники ГИБДД, поэтому при обнаружении отклонений обращаться нужно именно к ним. Инспекторы выносят балансодержателю дороги предписание об устранении обнаруженного недостатка

Контроль за состоянием «лежачих полицейских» осуществляют сотрудники ГИБДД, поэтому при обнаружении отклонений обращаться нужно именно к ним. Инспекторы выносят балансодержателю дороги предписание об устранении обнаруженного недостатка.

Срок устранения дефекта не должен превышать трех суток (п. 5.4  ГОСТа). В противном случае на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — в размере 100–200 тыс. рублей (п. 27 ст. 19.5.

КоАП РФ).

Как устанавливают ИДН

  • Асфальт, на котором будет неровность, моется и чистится от пыли, грязи и луж. Иногда срезается его верхний слой для лучшего сцепления с раствором;
  • В некоторых случаях дорожники пользуются формой для заливки бетона, но чаще создают «лежачего полицейского» без специальных ограничителей;
  • Новому дорожному объекту дают время застыть, после чего наносят специальную разметку и ставят предупреждающие знаки.
  • Поверхность дорожного полотна в месте будущей установки должна быть ровной, без выбоин и ям;
  • Перед монтажом необходимо убедиться в качестве асфальта, проверить его толщину. На основе этой информации подбираются крепежные болты;
  • Далее составляется сама конструкция ИН. Детали должны быть плотно соединены между собой без стыков и щелей;
  • Количество используемых элементов зависит от ширины дороги. Нельзя допускать просветы по бокам более 20 см — такая лазейка позволит водителям объезжать препятствие одной стороной машины. Это приведет к неправильному распределению нагрузки на ИН и, как вследствие, ее поломки;
  • Перед установкой намечаются точки будущих дырок для креплений, просверливаются специальным инструментом;
  • «Лежачий полицейский» укладывается на отведенное место и прикручивается особыми анкерными болтами. Крепеж должен быть полностью затянут;
  • При монтаже надлежит обязательно использовать все крепления;
  • Реализовывать работы по установке ИН имеют право только специализированные организации, имеющие право доступа к таким работам, необходимые лицензии и разрешения.

Если готовы оплатить установку сами или объединиться с соседями, то шансы на появление ИДН на вашей территории заметно возрастут, как и время рассмотрения заявки.

Видео о том, как безопасно проезжать «лежачие полицейские»:

«Почти все из лежачих полицейских установлены не по ГОСТу и могут повредить автомобиль», — уверен казанский автолюбитель .

Полезное может быть опасным

Корреспондент «АиФ-Казань» Алия Шарафутдинова узнала, какой должна быть искусственная неровность по закону.

Лежачие полицейские предназначены для того, чтобы на определенном участке дороги автомобилист снизил скорость. Как сообщили в ГИБДД по Казани «лежачих» устанавливают в целях обеспечения безопасности дорожного движения и принудительного снижения скорости транспорта применяется техническое средство организации дорожного движения. Для них есть общий стандарт ГОСТ Р 52605-2006, принятый в 2008 году.

Лежачие полицейские на улицах Казани Фото: АиФ-Казань / Алия Шарафутдинова

«Однако, искусственные неровности могут быть не только полезны, но и опасны, — уверен казанский автолюбитель Фарид Яруллин. — Не мудрено, ведь многие современные автомобили имеют низкую посадку и даже при движении со скоростью 40 км/час подпрыгивают на «полицейском», получая удар подвески».

С «законными» искусственными неровностями также можно выиграть дело. Например, если «лежачий» неисправен и на дороге торчит какая-то его часть, то ответственные организации должны устранить дефект в течение трех дней. Можно смело подавать в суд.

Очень часто в местах, где находятся различные социально значимые объекты — дошкольные учреждения, школы, больницы и так далее, поперек направления транспортного потока непосредственно перед пешеходным переходом специально устраивают искусственную неровность, так называемый лежачий полицейский.

Венской конвенцией в 1968 году была принята единая система дорожных знаков действительных во всем мире. Это позволяло водителю, приехавшему в чужую страну ориентироваться на дороге даже не зная языка. Однако в отличие от западных городов, указатель, обозначающий искусственную неровность, появился на российских улицах только в 2006 году. Сам по себе «лежачий полицейский» предназначен для поддержания установленного скоростного режима для автотранспорта на конкретном отрезке проезжей части.

Что такое «лежачий полицейский» и какое имеет правильное название

«Лежачий полицейский» – разговорное бытовое название намеренно возведенного препятствия на автомобильной дороге. Термин был заимствован из Англии, где такое устройство называют «sleeping policeman» – спящий полицейский.

Более правильное название — искусственная неровность (ИН). Именно так его называют в соответствии с ГОСТ Р 52605 – 2006 г. «Технические средства организации дорожного движения…». Искусственная неровность представляет собой специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств.

Располагается перпендикулярно центральной оси дороги и является одной из комплекса мер по успокоению дорожного движения, призванного снизить интенсивность скоростного потока с целью обеспечения безопасности.

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Ос* ноеные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ» (ФГУП «РОСДОРНИИ») по заказу Федерального дорожного агентства

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и Техническим комитетом по стандартизации ТК418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И 8ВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N9 295-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация. уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Стандартинформ. 2007

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

fl

ГОСТ Р 52605-2006

Переезд через лежачего полицейского: особенности, правила

Сейчас в России существует большое количество лежачих полицейских, которые установлены не по правилам. Это искусственная возвышенность, высота которой более 7 см. Такие неровности несут угрозу целостности автомобиля, являются незаконными. Часто подобные возвышенности монтируются самостоятельно, возле жилых домов, гаражей, или магазинов. Делать этого ни в коем случае нельзя. Необходимо полное соблюдение правил установки.

Переезд через лежачего полицейского, особенности, правила:

  • Разрешено создавать лежачих полицейских исключительно на дорогах с асфальтным, или цементным покрытием. На грунтовой дороге подобных насыпей, возвышенностей быть не должно.
  • Перед каждым лежачим полицейским должен быть соответствующий знак. Если на этом отрезке дороги имеется несколько искусственных неровностей, должен быть предупреждающий знак. Часто их монтируют на участках трасс, где необходимо снижение скорости до 40 км/ч. Это своего рода предупредительные меры, чтобы водитель снизил скорость.

На перекрестке

Знак и разметка «лежачего полицейского»

В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ Р 52605 – 2006 г. искусственная неровность на проезжей части в обязательном порядке должна быть оборудована техническими средствами для доступного информирования участников дорожного движения:

  • знаком 5.20, обозначающим границы неровности;
  • разметкой 1.25, нанесенной непосредственно на ИН.

Приближение к участку дороги с одной или несколькими неровностями, смонтированными для принудительного снижения скорости, обозначается предупреждающим знаком 1.17 «Искусственная неровность», который устанавливается:

  • за 50 – 100 м до ИН в черте населенного пункта;
  • за 150 – 300 м – за пределами города.

Знак 1.17 может быть установлен совместно:

  • с запрещающим знаком 3.24 с указанием максимально разрешенной скорости для проезда данного участка;
  • со знаками особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» или 5.21 «Жилая зона»;
  • со знаком дополнительной информации 8.1.1 о расстоянии до неровности;
  • со знаком приоритета 2.5, сообщающим о запрете движения без остановки;
  • с предупреждающим знаком 1.23 «Дети».

Участок дороги с ИН должен быть освещен в любое время суток, а на поверхности неровности должны присутствовать светоотражающие элементы.

Лежачий полицейский – обезопасим себя и своих детей

Раньше можно было встретить такие ограничители, выполненные прямо на месте установки. Поперек дороги накладывался слой асфальта, который и играл роль лежачего полицейского. Это была кропотливая и долгая работа, которая не увенчалась успехом: не всегда неровности получалось сделать правильной высоты. Минус такого решения – сложности демонтажа без повреждения полотна.

Производители позаботились о нашем здоровье и предложили уникальное решение – искусственные ограничители из резины и пластика. Такие изделия производятся с соответствиями со стандартами и правилами ГОСТ. Запрещено укладывать лежачие полицейские произвольных размеров: строго контролируется этот момент. Перед местом, где будет расположена искусственная неровность, необходимо установить дорожные знаки с ограничением скорости.

Все по закону

ГОСТ Р 52605–2006, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (ныне действующая редакция от 09.12.2013) определяет технические требования, правила эксплуатации и контроля искусственных неровностей.

Согласно ему «лежачие полицейские» могут быть двух видов : монолитные из асфальтобетона и сборно-разборные из высокопрочной резины, полимерных материалов , устойчивых к механическим повреждениям .

ГОСТ устанавливает как общие для всех типов «полицейских» требования , так и критерии , обязательные для каждой из этих видов конструкций .

Общие требования

  1. Длина «лежачего полицейского» должна быть не менее ширины проезжей части . Допустимое отклонение не более 0,2 м с каждой стороны дороги.
  2. На том участке проезжей части дороги , где будет устанавливаться неровность, должен быть водоотвод .
  3. Установка происходит на дорогах с асфальтобетонны ми и цементобетонны ми покрытия ми на участках с искусственным освещением .
  4. Участок дорог , где установлен «лежачий полицейский», должен содержать предупреждающий знак 1 . 17 « Искусственная неровность », знак особых предписаний 5 . 20 « Искусственная неровность » и дорожную разметку 1 .2 5 (шахматные квадратики).

Специальные требования

Максимальная высота монолитного « полицейского » не может превышать 0 , 07 м , а длина зависит от разрешенной на конкретном участке дороги скорости . Максимальная высота элементов сборно-разборной конструкции находится в диапазоне от 0,05 до 0,06 м включ ительно . Длина зависит от предельно допустимой скорости .

Случаи , в которых можно / нельзя устанавливать « лежачего », отражены в пп . 6 . 2 и 6 . 3 п . 6 ГОСТа Р 52605–2006 .

Лежачий полицейский можно установить

Лежачий полицейский устанавливать нельзя

В начале опасного участка:

— перед детскими и юношескими учреждениями;

— перед детскими площадками;

— перед местами массового отдыха;

— перед другими объектами массовой концентрации пешеходов;

— на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения;

— на дорогах и улицах местного значения;

— на парковых дорогах и проездах.

на дорогах федерального значения

Перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 5.21 «Жилая зона».

На дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек).

Перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

На остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширений проезжей части.

По всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга.

На мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами.

За 10–15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

На расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов.

На магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения.

На подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств.

Над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.

Сборно-разборная конструкция

Цифры действительно впечатляют. При асфальтобетонной неровности ее высота не может быть более 7 см, а при разборной конструкции — 6 см. На своем опыте могу сказать, что соблюдения данных требований, лично я еще не встречал.

Выделим также места, где размещение лежачих полицейских не допускается:

  • на автодорогах с федеральным значением;
  • на дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек);
  • на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и боковый расширений проезжей части;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами;
  • на расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов;
  • на магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения;
  • на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;
  • над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.

Удачи вам, будьте внимательны и аккуратны. В следующем выпуске мы расскажем о ДТП, которое произошло из-за открытого на дороге люка .

В статье использованы изображения с сайтов

Статья об искусственных дорожных неровностях — где и зачем они нужны, правила и методы установки. В конце статьи — интересное видео о том, как безопасно проезжать «лежачие полицейские».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector