Как рассчитать зарплату учителя начальных классов
Содержание:
- Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения
- Заработная плата учителя начальных классов
- Специфика работы
- Формы оплаты труда
- Расчет заработной платы по базовому окладу
- Зарплата учителя за рубежом
- Социальные льготы учителям в 2019 году
- Как учитель может заработать больше
- Сколько в среднем получают учителя
- «Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»
- Что помогало учителям оставаться на плаву
- Рейтинг регионов по средней зарплате учителей 2021
Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения
3.1. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:
- на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.
3.2. Фонд оплаты труда образовательного учреждения (ФОТоу) состоит из базовой части и стимулирующей части:
ФОТоу = ФОТб + ФОТст.
Объем стимулирующей части определяется по формуле:
ФОТст = ФОТоу x ПП,
где ПП — стимулирующая доля ФОТоу. (Рекомендуемый диапазон ПП от 20 до 40%. Значение ПП определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.)
3.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:
ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп,
где ФОТауп — доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;
ФОТпп — доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
ФОТувп — доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;
ФОТмоп — доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.
3.4. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда:
- фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
- фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТувп) устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:
ФОТпп = ФОТоу x ПП,
где ПП — доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, в общем ФОТ. (Рекомендуемое оптимальное значение ПП — 70%. Значение или диапазон ПП определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.)
3.5. Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.
Как правило, при введении новой системы оплаты труда в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.
Однако при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет соответственно увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс.
Тем самым закрепляется заинтересованность руководителя учреждения в обеспечении сбалансированного штатного расписания.
Заработная плата учителя начальных классов
С детьми от 6 до 10 лет работать интересно, но тем не менее сложно. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с миром серьезности и ответственности. Задача учителя не навредить детской любознательности, тяге к знаниям, помочь ребенку стать более усидчивым, внимательным и ответственным. Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов, если возможности участия в крупных региональных и областных мероприятиях сводятся к минимуму, а до экзаменов младшекласснику еще далеко?
Основными переменными при расчете заработной платы будут почасовая ставка, утвержденная директором учебного заведения, количество отработанных часов, количество детей, у которых учитель проводит занятия и процент надбавки, зависящий от категории учителя.
Специфика работы
Тяжело в учении…
Работать учителем очень трудно. Мы уже публиковали про специфику работы учителей отдельный материал. Учителем в начальной школе работать особенно непросто. Более старшие дети уже имеют представление о дисциплине и способны довольно долгое время сидеть и слушать, не вскакивать, не перебивать, не шуметь.
Дети семи–десяти лет быстро устают и отвлекаются. Учителю приходится прилагать огромное количество усилий, чтобы держать их в тонусе. Работа учителя в начальных классах – жизнь на вулкане.
А ведь кроме работы в классе с детьми современный учитель вынужден заполнять прорву всяких документов и отчетов для департамента образования.
А после работы учителя ждут тетрадки с домашним заданием и подготовка к завтрашним урокам. Добавьте к этому необходимость отвечать родителям в чатах класса в Ватсапе или Вайбере.
Родители далеко не всегда адекватны и постоянно чего-то хотят от учителя. Представили? Думаю всем очевидно, что труд учителя весьма тяжел. Идут в учителя начальной школы как правило только те, кто очень любит детей. Другие просто здесь долго не выживут.
Престарелый учитель начальных классов – современная реальность
При такой нагрузке зарплата учителя в большинстве регионов не дотягивает даже до уровня средней. Поэтому молодые специалист не спешат трудоустраиваться в государственные школы. И учат российских детей очень часто пенсионеры.
Формы оплаты труда
В зависимости от того, каким способом работодатель осуществляет начисление заработной платы, большинство современных предприятий используют повременную или как вариант – сдельную форму заработной платы. Она может зависеть в отдельных случаях от количества выработанного времени, произведенной продукции или с учетом обоих факторов.
Основное различие форм заработной платы заключается в том, если с повременной формой заработной платы, денежные средства начисляются согласно тарифной ставке, разряду с учетом времени, отработанного сотрудником.
В некоторых случаях сотрудник также может иметь дело с различными модификациями систем заработной платы, когда на размер выплат оказывают влияние попеременно разные слагаемые выплат.
1. Бестарифный вариант
Бестарифная система оплаты труда ставит на первый план уровень квалификации сотрудника. В свою очередь, он определяется признаками, оговариваемыми сторонами трудового договора во время его заключения.
https://youtube.com/watch?v=wUIeSQ_MCEY
На сегодняшний день существует несколько разновидностей бестарифной оплаты труда:
- Оплата по диапазонам представляет собой систему, согласно которой заработная плата зависит от умения сотрудника грамотно воплощать в жизнь конкретные задачи и получать высокие результаты работы за установленный отрезок времени.
- Оплата согласно коэффициенту трудовой стоимости отличается тем, что главную роль здесь играет отношение заработной платы, получаемой сотрудником по факту к минимальному среднему уровню зарплаты за определённый период. Получившийся в итоге коэффициент является отражением деловых качеств сотрудника и того, насколько эффективно он справляется со своими обязанностями.
Основные признаки:
- Наличие фонда оплаты труда, составленного из фиксированного процента заработка.
- Долевое распределение средств фонда между работниками предприятия.
- Учет личных результатов сотрудников, их достижений, а также качества реализации предъявляемых требований и социального заказа.
2. Смешанная система оплаты труда
Третья, смешанная система оплаты труда может характеризоваться признаками двух рассмотренных нами систем оплаты. На сегодняшний день внутри смешанной системы оплаты труда дополнительно выделяют сдельно-премиальную, повременно-премиальную, повременную с заранее установленным заданием форму.
Расчет заработной платы по базовому окладу
Оплата нелегкого труда учителя рассчитывается тремя методами: по базовому окладу, фиксированной ставке или ученико-часовой оплате труда. Базовый оклад — метод, когда к базовому окладу прибавляются премии за проверку тетрадей, ведение факультативов, количество учеников, число учеников-призеров олимпиад и другие.
Чтобы понять, как рассчитать заработную плату учителю по окладу, необходимо знать ставки по следующим блокам:
- размер оклада учителя;
- специальные выплаты, которые включают в себя отклонения условий труда от нормы, наличие курируемых классов в качестве классного руководителя, присвоенную категорию, проведение собраний с родителями учеников, необходимость проверки тетрадей, работу над учебно-методическими материалами, заведование кабинетом;
- стимулирующие выплаты (к данному блоку относятся поощрения за достигнутые результаты по итогам участия в региональных и областных олимпиадах, успешность сдачи единого государственного экзамена и отсутствие фактов девиантного поведения среди детей).
Зарплата учителя за рубежом
Нам стало интересно, как обстоит ситуация с заработком в иностранных государствах, где, кстати говоря, тоже бушует экономический кризис. Итак, садитесь поудобнее и завидуйте:
- в США в пересчете на рубли педагог в среднем получает от государства оклад в размере 170 000 рублей;
- Великобритания оценивает труд работников образования в 160 000 рублей;
- в Канаде средние показатели установились в размере 220 000 рублей;
- бельгийским учителям платят 165 000 рублей;
- не отстает и Германия – 170 000 рублей;
- скромной выглядит смета по оплате труда работников образования во Франции – 120 000 рублей ежемесячно;
- Швеция буквально носит на руках тех, кто воспитывает и обучает детей – 295 000 рублей;
- в соседней Польше учитель получает 70 000 рублей.
Интересно и то, что школы в этих странах не похожи на российские:
- плохое поведение конкретного ученика обсуждается только с глазу на глаз с его родителями, на общем собрании этот вопрос не выносится;
- запрещено использовать мобильные телефоны;
- особенно уважительное отношение детей к педагогам.
Социальные льготы учителям в 2019 году
- Зарплата сельских педагогов устанавливается не ниже средней по региону. Базовая ее часть увеличивается.
- Необходимость повышения квалификации за средства бюджета (раз в три года).
- Установлены льготы на компенсацию коммунальных платежей, приобретение жилья.
- Расписаны правила разделения бюджетов. Учителя, преподающие в федеральных учреждениях, финансируются за счет средств соответствующего уровня. Всем остальным платят из местного бюджета.
Регион может установить собственные льготы педагогическим работникам. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района.
Как учитель может заработать больше
Сколько получает классный руководитель
За классное руководство предусмотрена доплата, которая составляет 5 тыс. руб., и предоставляется максимум за ведение двух классов. Следовательно, классный руководитель при полной загруженности по внеклассной работе может получить не более 10 тыс. руб. ежемесячно. Каждая доплата предоставляется согласно письменному заявлению.
Выплаты классному руководителю полагаются независимо от общей численности учеников в классе либо классе-комплекте.
Зарплата учителя начальных классов
В среднем заработок учителя младших классов в столице находится на уровне 50 тыс. руб., в то время как показатель по России составляет 29,4 тыс. руб. Отметим, что на размер оклада влияет престижность учебного заведения, количество обучающихся школьников. Опираясь на эту информацию, поступает на школу денежное финансирование.
Чтобы у педагога была возможность зарабатывать больше, некоторые соглашаются заниматься с классом, в котором до 35 человек. За каждого ученика свыше положенной нормы предусмотрена доплата в размере 800 руб.
В ходе расчета заработной платы учителя начальных классов используется повышающий коэффициент 1,2.
Педагогу полагаются доплаты:
- если учитель имеет звание заслуженного – 10 тыс. руб.;
- стимулирующая часть – 16,9 тыс. руб.
Каждый педагог получает баллы за организацию культурно-массовых мероприятий, кружковую деятельность по интересам, экскурсионную и другую внеклассную работу. Между сотрудниками, исходя из количества баллов, распределяются 15%, выплачиваемые фондом оплаты труда. Доходы наиболее активных учителей могут доходить до 90-100 тыс. руб.
Что касается зарплаты в частной школе, ее начисляют за один урок с одним ребенком, и за него платят родители 500 руб. Если класс состоит из 20 школьников, заведение получает 10 тыс. руб. Из них учителю полагается 50%. Зарплата учителя начальных классов после вычетов составляет 80 тыс. руб. в месяц.
Сколько получает учитель в частной школе
Зарплаты учителей, работающих в частных учебных заведениях, отличаются другими условиями. Здесь упор сделан на качестве образования, а бумажная работа второстепенна.
Сегодня и учителя, не имеющие опыт работы, и педагоги с солидным стажем все чаще отдают предпочтение частным образовательным учреждениям. Обусловлено это тем, что учебные заведения свои услуги предоставляют на платной основе, и требования к навыкам и квалификации учителя гораздо выше. В этой связи зарплата в 1,5-2 раза превышает вознаграждение государственных школ или гимназий. Следовательно, если в среднем доходы находятся на уровне 40 тыс. руб., заработная плата учителя младших классов, работающего в частном учреждении, достигает 70-100 тыс. руб. ежемесячно.
Право воспользоваться льготной пенсией по выслуге лет у учителя имеется. Однако стоит учесть, что это возможно лишь при условии, что частное заведение прошло государственную аккредитацию, соответственно, получило лицензирование, и работа считается педагогической деятельностью.
Есть ли у учителя карьерный рост
Действующий учитель вполне реально может быть назначен как завучем, так и руководителем образовательного учреждения. Хотя иногда специалиста приглашают со стороны. При отборе кандидатов на роль руководителя школы, гимназии или лицея смотрят на специалиста, который должен отвечать требованиям, прописанным в законодательстве. В данном случае есть два варианта:
- У учителя должен быть минимум 5-летний стаж, высшее педагогическое образование, курсы управленческого профиля либо менеджера. Необходимый стаж учитель набрать может и в должности завуча.
- У управленца есть диплом в области образования. Менеджер получить преподавательский опыт может в образовательном учреждении.
Следовательно, у кадрового педагога должен быть диплом менеджера и опыт управления, однако порой руководителем назначают специалиста и без такового опыта. Деятельность директора состоит из двух направлений: педагогическое и административное.
Зарплата директора школы состоит из базового оклада и стимулирующих выплат. Произвести расчет заработной платы руководителя вовсе не сложно. Необходимо к должностной ставке добавить 20%.
Если директор школы осуществляет деятельность в праздничные и выходные дни, по законодательству ему положен двойной оклад. Исходя из российского законодательства, зарплата руководителя учебного учреждения не должна превышать 3 зарплат учителей, работающих в этом заведении.
Уровень заработной платы директоров столичный школ колеблется в диапазоне 50-118 тыс. руб.
Сколько в среднем получают учителя
Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.
Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
Педагогические работники образовательных организаций общего образования |
Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования |
|
---|---|---|---|
Российская Федерация |
34 257 |
41 990 |
87 737 |
Белгородская область |
33 312 |
37 666 |
64 878 |
Брянская область |
25 749 |
27 274 |
52 693 |
Владимир |
28 815 |
31 998 |
62 988 |
Воронеж |
26 769 |
29 765 |
61 234 |
Ивановская область |
22 882 |
24 794 |
48 526 |
Калужская область |
31 543 |
35 324 |
74 549 |
Кострома |
26 721 |
28 351 |
56 005 |
Курская область |
26 449 |
29 734 |
60 011 |
Липецк |
28 465 |
31 261 |
64 528 |
Московская область |
51 914 |
55 001 |
104 026 |
Орловская область |
24 723 |
26 908 |
54 879 |
Рязань |
27 050 |
31 094 |
61 496 |
Смоленск |
25 126 |
28 708 |
56 693 |
Тамбовская область |
24 114 |
26 230 |
54 644 |
Тверь |
26 568 |
29 036 |
59 611 |
Тула |
31 429 |
34 182 |
78 128 |
Ярославль |
29 412 |
31 610 |
64 479 |
г. Москва |
— |
96 957 |
144 848 |
Карелия |
37 612 |
39 642 |
81 011 |
Коми |
41 683 |
49 150 |
81 855 |
Архангельская область, в том числе: |
|||
Ненецкий авт. округ |
60 246 |
73 932 |
— |
Архангельская область без авт. округа |
36 637 |
44 014 |
88 558 |
Вологодская область |
35 475 |
37 255 |
70 584 |
Калининград |
31 848 |
33 760 |
64 437 |
Ленинградская область |
45 672 |
47 641 |
82 477 |
Мурманск |
48 278 |
56 459 |
105 750 |
Новгород |
27 352 |
29 212 |
|
Псковская область |
25 329 |
28 090 |
54 039 |
г. Санкт-Петербург |
56 831 |
59 907 |
116 899 |
Республика Адыгея |
25 045 |
27 965 |
57 840 |
Калмыкия |
23 996 |
26 765 |
|
Крым |
25 388 |
30 449 |
56 327 |
Краснодарский край |
30 400 |
33 448 |
67 660 |
Астрахань |
26 342 |
30 232 |
59 743 |
Волгоград |
26 923 |
29 060 |
58 367 |
Ростовская область |
26 165 |
30 561 |
62 833 |
г. Севастополь |
30 720 |
38 980 |
65 026 |
Дагестан |
20 256 |
24 856 |
45 666 |
Ингушетия |
22 381 |
22 890 |
— |
Кабардино-Балкария |
20 398 |
23 194 |
49 833 |
Карачаево-Черкесская Республика |
21 970 |
23 026 |
47 208 |
Республика Северная Осетия — Алания |
20 611 |
24 791 |
50 257 |
Чеченская Республика |
22 139 |
25 774 |
51 660 |
Ставропольский край |
23 838 |
26 646 |
53 449 |
Башкортостан |
30 973 |
33 791 |
67 753 |
Республика Марий Эл |
24 822 |
27 920 |
|
Мордовия |
22 153 |
24 693 |
54 113 |
Татарстан |
29 733 |
33 978 |
76 956 |
Удмуртская Республика |
29 159 |
31 658 |
62 407 |
Чувашия |
25 449 |
27 524 |
62 392 |
Пермский край |
28 848 |
32 876 |
71 160 |
Кировская область |
25 614 |
27 783 |
55 147 |
Нижегородская область |
29 699 |
32 400 |
70 463 |
Оренбург |
27 733 |
32 071 |
60 824 |
Пензенская область |
27 035 |
28 789 |
56 008 |
Самара |
29 234 |
31 877 |
68 247 |
Саратов |
25 922 |
28 648 |
53 659 |
Ульяновск |
25 007 |
27 550 |
56 658 |
Курганская область |
25 639 |
28 125 |
57 802 |
Свердловская область |
36 251 |
40 675 |
77 141 |
Тюменская область, в том числе: |
|||
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра |
59 033 |
67 338 |
141 007 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
75 343 |
92 812 |
— |
Тюменская область без авт. округов |
43 644 |
48 176 |
93 866 |
Челябинск |
28 341 |
33 701 |
68 039 |
Республика Алтай |
26 906 |
28 890 |
— |
Тыва |
28 194 |
32 307 |
— |
Хакасия |
31 008 |
36 604 |
71 754 |
Алтайский край |
24 762 |
28 006 |
56 806 |
Красноярский край |
38 689 |
42 606 |
90 970 |
Иркутская область |
36 584 |
41 216 |
83 577 |
Кемеровская область |
35 599 |
37 412 |
79 177 |
Новосибирск |
32 144 |
35 202 |
72 070 |
Омская область |
26 774 |
31 304 |
63 380 |
Томская область |
33 093 |
37 744 |
84 162 |
Бурятия |
34 252 |
35 427 |
60 785 |
Республика Саха (Якутия) |
52 356 |
62 120 |
130 480 |
Забайкалье |
29 289 |
34 716 |
76 129 |
Камчатка |
63 440 |
69 711 |
122 536 |
Приморский край |
38 438 |
45 232 |
80 214 |
Хабаровский край |
38 539 |
46 032 |
88 593 |
Амурская область |
39 307 |
44 436 |
85 821 |
Магадан |
71 240 |
81 656 |
— |
Сахалин |
75 511 |
89 780 |
— |
Еврейская автономная область |
34 923 |
40 052 |
— |
Чукотский автономный округ |
83 173 |
105 019 |
— |
-
2021-01-10 03:53:10
Браво, Наталия. За три дня поисков ваша статья — первая, в которой интересующая тема изложена понятно и информативно. Остался невыясненным один вопрос. Желаю вам здоровья и успехов в карьере. -
2021-01-18 10:09:53
И что за вопрос?
«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»
В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.
Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)
Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.
Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.
<…> В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору. <…>
Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов
Что помогало учителям оставаться на плаву
В связи с таким тяжёлым положением большим подспорьем для учителей были благотворительные средства. Помощь педагогам предоставляли частные и общественные организации. Одна из форм такой поддержки — стипендии и пособия.
Ещё на этапе обучения будущий учитель мог получать государственную или частную стипендию. Последние обычно были гораздо больше государственных. В учительских семинариях и институтах государственных стипендиатов выбирали по результатам вступительных испытаний. В земских школах подать заявление на стипендию мог любой желающий, если он или она платили земские сборы. При этом получение стипендии, особенно государственной, обязывало учащихся педагогических учебных заведений отработать несколько лет в образовании.
Оказывало государство и прямую материальную поддержку. Пособия от Министерства народного просвещения учителям, учительницам и училищам распределяли губернские и уездные училищные советы. Они же утверждали отчёты инспекторов народных училищ, назначали преподавателей на должность и увольняли неблагонадёжных педагогов. Таким образом, эти советы осуществляли «высшее попечение» над образовательными организациями.
Почётными попечителями отдельных учебных заведений обычно становились жёны крупных чиновников. Так почётной попечительницей Самарской женской гимназии в 1909 году была избрана жена губернатора.
Также во время службы сельские и часть городских учителей исключались из податного сословия. С одной стороны, это снимало с них часть расходов, так как освобождало от некоторых налогов. С другой — из-за этого учителя не могли участвовать в работе организаций, распределявших пособия и выплачивавших пенсии.
Другим источником поддержки нуждающихся учителей были организации взаимопомощи, созданные самими учителями.
Так, в 1899 году было учреждено «Общество взаимопомощи бывших воспитанников Санкт-Петербургского учительского института». В основном оно помогало нуждающимся учителям городских училищ. Подобные общества предоставляли средства либо единовременно — например в случае крайней нужды, либо на постоянной основе — например если учитель заболел. Возвращать эти деньги требовалось только в том случае, если получившие пособия педагоги были в состоянии это сделать. В таком случае возврат считался «нравственной обязанностью».
Правда, деятельность подобных обществ сильно ограничивало Министерство народного просвещения. Оно запрещало создавать им филиалы в уездах, так как по типовому уставу, установленному министерством, общества могли быть только общегубернскими. Земства и педагоги очень критиковали этот запрет.
В целом же, несмотря на обилие источников и видов, материальная помощь учителям в Российской империи была недостаточной и нерегулярной. Общества взаимопомощи не могли развернуть свою деятельность в полную силу из-за ограничений, а частные благотворители чаще всего поддерживали определённые учебные заведения, не заботясь, на что конкретно пойдут средства. Государство же давало поддержку очень избирательно.
Рейтинг регионов по средней зарплате учителей 2021
по федеральным округам
Центральный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
г. Москва |
98 197 |
2 |
Московская область |
57 525 |
3 |
Белгородская область |
38 711 |
4 |
Калужская область |
36 973 |
5 |
Тульская область |
34 923 |
6 |
Ярославская область |
34 221 |
7 |
Владимирская область |
32 885 |
8 |
Липецкая область |
32 778 |
9 |
Воронежская область |
31 308 |
10 |
Рязанская область |
31 224 |
11 |
Тверская область |
31 181 |
12 |
Курская область |
31 093 |
13 |
Костромская область |
30 391 |
14 |
Смоленская область |
29 870 |
15 |
Орловская область |
28 918 |
16 |
Брянская область |
28 331 |
17 |
Тамбовская область |
26 877 |
18 |
Ивановская область |
26 841 |
Северо-Западный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Ненецкий авт. округ |
84 284 |
2 |
Мурманская область |
59 835 |
3 |
г. Санкт-Петербург |
59 766 |
4 |
Республика Коми |
50 839 |
5 |
Ленинградская область |
49 097 |
6 |
Архангельская область без авт. округа |
46 458 |
7 |
Республика Карелия |
42 223 |
8 |
Вологодская область |
37 720 |
9 |
Калининградская область |
34 585 |
10 |
Новгородская область |
30 843 |
11 |
Псковская область |
28 988 |
Южный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
г. Севастополь |
41 574 |
2 |
Краснодарский край |
34 797 |
3 |
Республика Крым |
33 060 |
4 |
Астраханская область |
31 990 |
5 |
Ростовская область |
31 057 |
6 |
Волгоградская область |
30 704 |
7 |
Республика Адыгея |
28 356 |
8 |
Республика Калмыкия |
27 524 |
Северо-Кавказский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Ставропольский край |
28 686 |
2 |
Республика Дагестан |
26 710 |
3 |
Чеченская Республика |
25 765 |
4 |
Республика Северная Осетия — Алания |
25 581 |
5 |
Карачаево-Черкесская Республика |
24 339 |
6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
24 096 |
7 |
Республика Ингушетия |
23 691 |
Приволжский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Пермский край |
35 886 |
2 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
34 726 |
3 |
Нижегородская область |
34 708 |
4 |
Республика Башкортостан |
33 916 |
5 |
Самарская область |
33 914 |
6 |
Оренбургская область |
33 165 |
7 |
Удмуртская Республика |
32 717 |
8 |
Пензенская область |
30 824 |
9 |
Саратовская область |
30 590 |
10 |
Кировская область |
29 811 |
11 |
Ульяновская область |
29 193 |
12 |
Чувашская Республика — Чувашия |
28 788 |
13 |
Республика Марий Эл |
28 234 |
14 |
Республика Мордовия |
26 122 |
Уральский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
99 645 |
2 |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра |
70 374 |
3 |
Тюменская область без авт. округов |
49 933 |
4 |
Свердловская область |
42 745 |
5 |
Челябинская область |
35 282 |
6 |
Курганская область |
29 136 |
Сибирский федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Красноярский край |
45 963 |
2 |
Иркутская область |
42 873 |
3 |
Кемеровская область |
39 331 |
4 |
Томская область |
39 303 |
5 |
Республика Хакасия |
38 260 |
6 |
Новосибирская область |
37 324 |
7 |
Республика Тыва |
35 323 |
8 |
Омская область |
32 690 |
9 |
Республика Алтай |
31 091 |
10 |
Алтайский край |
29 485 |
.
Дальневосточный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
Чукотский автономный округ |
113 350 |
2 |
Сахалинская область |
90 933 |
3 |
Магаданская область |
85 352 |
4 |
Камчатский край |
75 144 |
5 |
Республика Саха (Якутия) |
69 099 |
6 |
Хабаровский край |
48 257 |
7 |
Приморский край |
46 520 |
8 |
Амурская область |
46 498 |
9 |
Еврейская автономная область |
41 864 |
10 |
Республика Бурятия |
38 529 |
11 |
Забайкальский край |
36 081 |
По данным Росстата за 2020 год.