Аккредитация учебного заведения: правила, этапы и сроки проведения
Содержание:
- Какие функции у аккредитационной комиссии
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ БЛАНКА СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
- Аккредитация учреждений образования: что это такое?
- Порядок прохождения
- Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?
- Документы для прохождения аккредитации
- Какие существуют степени аккредитации
- 3.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
- Понятие государственной аккредитации
- ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ВЫДАВАЕМОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, НАУЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
- Как проверить учебное заведение на наличие аккредитации
- Обзор документа
- Оформление лицензии в сфере высшего образования
- Процедура проведения аккредитации
Какие функции у аккредитационной комиссии
Министерство науки и высшего образования предъявляет определенные требования к процессу проведения аккредитации специальной комиссией:
Проверка проводится как в главном учебном корпусе, так и в филиалах ВУЗа.
Комиссия исследует качество обучения студентов, а еще дает оценку состава педагогов, уровня научной деятельности преподавателей.
Аккредитация проводится без предупреждения – для ВУЗов это должно быть неожиданностью.
Особое внимание уделяется официальному сайту ВУЗа, наличию полной и правдивой информации, достоверным данным об уровне лицензии. В соответствующем разделе должно быть указано: полный перечень специальностей, доступные формы обучения (заочная, дневная, вечерняя), наличие военной кафедры.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ БЛАНКА СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
В соответствии с Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 522 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3520; 2009, N 21, ст. 2564), приказываю:
1. Утвердить формы бланка свидетельства о государственной аккредитации, выдаваемого образовательным учреждениям и образовательным организациям, созданным в иных организационно-правовых формах (далее вместе — образовательные учреждения), и научным организациям, и приложения к свидетельству о государственной аккредитации:
1.1. формы бланка свидетельства о государственной аккредитации, выдаваемого:
образовательным учреждениям, за исключением дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) (приложение N 1);
дошкольным образовательным учреждениям и образовательным учреждениям дополнительного образования детей (приложение N 2);
научным организациям, учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) (приложение N 3);
1.2. формы приложения к свидетельству о государственной аккредитации, выдаваемого:
образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы (приложение N 4);
образовательным учреждениям, научным организациям, реализующим профессиональные образовательные программы (приложение N 5).
2. Признать утратившим силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении форм бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) среднего и высшего профессионального образования и приложения к свидетельству о государственной аккредитации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2005 г., регистрационный N 7109. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 43).
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2009 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.И. Круглова.
Руководитель Л.Н.ГЛЕБОВА
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.06.2009 N 1281
Аккредитация учреждений образования: что это такое?
Начнем с того, что в России действуют федеральные образовательные стандарты – это эталон, которого обязаны придерживаться все учебные заведения в стране. Так вот, государственная аккредитация учреждений образования является своеобразным знаком качества. Она подтверждает, что учебное заведение обучает своих студентов именно в соответствии с федеральным стандартом, преподаватели на занятиях дают нужные знания, организация обеспечена материально-техническими средствами, учебными пособиями и методическим материалом.
Кроме вузов, процедуре подвергаются организации, которые обучают по программам среднего профобразования в сферах ядерной энергетики, обороны, транспорта и связи, безопасности. Качество подготовки студентов не проверяется.
Как правило, аккредитация учреждения проводится раз в пять-шесть лет (конкретных программ – после их выпуска). После этого образовательная организация может пройти аккредитацию повторно.При этом, если у учебного заведения есть филиалы, каждый из них должен быть аккредитован отдельно.
Занимается аккредитованием и выдачей лицензий на образовательную деятельность Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а все данные заносятся в специальный Реестр образовательных учреждений.
Порядок прохождения
Алгоритм взаимодействия с аттестационной комиссией следующий:
- Подача пакета документов в комиссию под расписку, фиксация в журнале регистрации.
- Передача документов в комиссию не позднее 7 календарных дней с момента регистрации.
- Решение вопроса о допуске претендента к аккредитации на заседании комиссии и назначение срока ее проведения не позднее 10 календарных дней с даты регистрации документов.
Первичная и первичная специализированная аккредитации медработников содержат этапы:
Этап |
Содержание, кто проходит |
Процедура |
---|---|---|
Тестирование |
Оценка накопленных теоретических знаний и навыков, требуемых для выполнения профдеятельности (профстандарты) и освоения профессиональных компетенций (ФГОС) |
Тестовое задание формируется автоматически из 60 вопросов из Единой базы оценочных средств, сформированных Методическим центром аккредитации специалистов. На выполнение дается 1 час. При выполнении более 70% заданий правильно ставится отметка «сдано». Несданным тест считается, если решено менее 69% вопросов |
Оценка навыков в условиях симуляции |
Оценка навыка практических профессиональных манипуляций в соответствии с требованиями госстандарта с применением тренажеров и(или) манекенов |
Для специалистов с высшим мед-, фармобразованием этот этап состоит из 5 задач, подбираемых случайным образом. На выполнение одного отводится 10 минут. Для медработников со средним мед-, фармобразованием дается 1 практическое задание, на выполнение которого отводится 30 минут. За правильностью манипуляций следят не менее 3 членов комиссии, заполняя оценочные листы. Оценка «сдано» или «не сдано» выставляется по результатам проверки оценочных листов, по критериям первого этапа |
Решение ситуационных задач |
Проходят врачи группы специальностей «Клиническая медицина», фармацевты с высшим образованием, лица, получившие среднее медобразование с возможностью выполнения функций лечащего врача (медсестры). Не проходят специалисты после курсов профпереподготовки |
Этап проходит в форме решения 2 ситуационных задач, каждая из которых состоит из 12 вопросов. На подготовку ответов дается час времени. Этап засчитывается при наличии семнадцати и более правильных ответов |
Оценка портфолио |
Проходят все категории работников. Оценка рабочих навыков, стажа и баллов НМО |
Портфолио формирует претендент самостоятельно, указывая сведения об образовании и прохождении курсов повышения квалификации, переподготовки |
Прохождение плановой (периодической) аккредитации отличается от того, как проходит первичная аккредитация медработников, как содержанием, так и процедурой проведения.
Этап |
Процедура |
|
---|---|---|
Оценка портфолио |
Рассмотрение документов |
Оценка рабочих навыков, стажа и баллов НМО |
Тестирование |
Оценка накопленных теоретических знаний и навыков, требуемых для выполнения профдеятельности (профстандарты) и освоения профессиональных компетенций (ФГОС) |
Тестовое задание формируется автоматически из 60 вопросов. На выполнение дается 1 час. При выполнении более 70% заданий правильно ставится отметка «сдано». Не сданным тест считается, если решено менее 69% вопросов |
Претендент не проходит экзамен, если имели место:
- оценка «не сдано» за один из этапов;
- неявка, пропуск этапа;
- выявление факта использования шпаргалок или гаджетов.
Претендент имеет возможность снова пройти проваленный этап. На это дается три попытки, после которых подачу документов разрешат повторить только через 1 месяц. Решение комиссии специалист вправе обжаловать в Минздраве.
Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?
В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.
Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия — это не одно и то же. Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке. Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу
Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве
Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца — только установленного.
Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».
Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).
Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях
В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.
Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.
Важно: общественная аккредитация учреждений допобразования не приравнивается к государственной и не дает предусмотренные ею «льготы»
Документы для прохождения аккредитации
Руководство учебного заведения должно передать вместе с заявлением на проведение аккредитации в Рособрнадзор пакет документов (Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г.):
- копия регистрационного свидетельства ВУЗа;
- частные учебные организации – копии паспортов/удостоверений личностей руководящего состава;
- доверенность, выданная уполномоченному лицу, на предоставление интересов ВУЗа;
- данные обо всех образовательных программах, необходимых для получения аккредитационного сертификата;
- заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего выполнение учебных программ;
- копия договоров о создании на базе ВУЗа лабораторий, исследовательских центров для осуществления научной деятельности, филиалов, факультетов, кафедр, отдельных специальностей;
- данные о ранее проведенной аккредитации;
- копия квитанции об уплате государственной пошлины;
- опись всех документов.
Решение о выдаче аккредитационного сертификата будет приниматься в течение 10 дней с момента приема заявления от ВУЗа (ФЗ №273 от 29.12.2012 г.). Этой датой считается день регистрации в соответствующем учетном регистре Рособрнадзора и выдачи Уведомления о принятии заявки для рассмотрения по существу.
Пакет документации, собранный ВУЗом для аккредитации, может передаваться следующими способами: уполномоченным представителем в отделение Рособрнадзора, в электронной форме, подписанные ЭЦП или заказным письмом с описью вложений и бланком уведомления. Документы проверяются на соответствие таким требованиям:
- Наличие у ВУЗа лицензии на образовательную деятельность.
- Отсутствие неисполненных предписаний.
- Истечение 1 года с момента подачи предыдущего заявления на аккредитацию, в которой было отказано.
- Отсутствие актов о приостановлении действия аккредитационного сертификата или профильной деятельности ВУЗа.
- Правильность заполнения всех документов.
Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, то в течение 10 дней с момента регистрации заявления на адрес ВУЗа будет направлено уведомление о несоответствии. При отсутствии нарушений комиссия дает заключение, которое рассматривает Аккредитационная коллегия Рособрнадзора и выносит решение, которое передается в Рособрнадзор в течение 3 дней после завершения экспертизы. Сертификат, выданный общеобразовательному учебному заведению, предлагающему основные профессиональные программы, будет действителен в течение 6 лет. Свидетельство государственной аккредитации выдается на 12 лет организациям, проводящим обучение по основным образовательным программам.
Аккредитационная комиссия может привлекать к процессу проверки экспертов, на основании распорядительного акта. С приглашенными специалистами заключаются договора, они по результатам исследований составляют акты.
Какие существуют степени аккредитации
При проведении аккредитационной процедуры в ВУЗах используются 5 ступеней:
- 1, 2 – гимназии, лицеи, техникумы, колледжи, прочие специальные учебные учреждения.
- 3, 4 – университеты, институты, академии, использующие при обучении студентов Болонскую систему (2 или 3 семестра). Такие заведения должны иметь хорошую репутацию, индивидуальные программы обучения, мощную исследовательскую и научную базы, собственные средства массовой информации.
- 5 – университеты, академии национального значения.
Для автошкол теперь аккредитация стала обязательной. Без сертификата они больше не имеют права осуществлять учебную деятельность. К автошколам предъявляется ряд требований: наличие определенной материальной и технической базы, официального сайта с достоверной информацией о существующих программах, медицинского класса, тренажеров, легкового автомобиля с прицепом. Деятельность всех автошкол контролируется государством.
3.Аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
Государственная аттестация и аккредитация образовательных учреждений являются основными формами проверки и подтверждения качества образовательных услуг, оказываемых этими учреждениями.
Государственная аккредитация образовательного учреждения – это юридическое признание его прав и способности осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Аккредитованные образовательные учреждения могут пользоваться печатью с изображением государственного герба РФ. Для негосударственных общеобразовательный учреждений последствием государственной аккредитации является включение в схему централизованного государственного или муниципального финансирования.
Она проводится федеральными и иными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными органами (субъектов РФ) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Закон не предоставил право обжаловать в суд отказ в аккредитации. Однако, поскольку нет и запрета повторного обращения за аккредитацией, образовательное учреждение может повторно, но не ранее чем через 12 месяцев, обратиться с аналогичным заявлением.
Существует также общественная аккредитация образовательного учреждения, которая способствует повышению его престижа, увеличению количества обучающихся, преобразованию в нетиповое образовательное учреждение высшей категории.
Аккредитация и аттестация образовательных учреждений неразрывно связаны между собой. Аттестация всегда предшествует аккредитации. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положительное заключение о его аттестации. Порядок аттестации и аккредитации образовательных учреждений устанавливается различными нормативными актами, в зависимости от типа учреждения и реализуемых им образовательных программ. Но общая схема и принципы осуществления аттестации и аккредитации аналогичны.
Рассмотрим их на примере учреждений общего и начального профессионального образования. Их аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с Положением, которое было утверждено приказом Минобразования от 22 мая 1998 г. (с изменениями от 11 августа 2000 г.).
Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Основными принципами ее осуществления являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.
Понятие государственной аккредитации
Процедура аккредитации заключается в проверке работы образовательной организации, ее результатов и достижений, а также всей документации. Основной целью этого мероприятия является подтверждение того, что учреждение работает на основании предусмотренных законодательством федеральных стандартов и программ.
Во время этого процесса руководство вуза должно подготовить программы, используемые для обучения студентов разным профессиям и специальностям.
Во время экспертизы проверяется вся документация
Для выявления расхождений или проблем проводится аккредитационная экспертиза, которая определяет, насколько содержание и качество обучения студентов соответствует федеральным стандартам. Проверяющие должны убедиться, что учреждение обеспечено разными техническими средствами, пособиями или иными материалами, необходимыми для обучения молодых людей.
Обычно процедура проводится раз в 5 или 6 лет, а если выпускается новая программа, то проверка реализуется в этот же год.
Если у вуза имеется филиал, то он отдельно проходит аккредитацию.
ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ВЫДАВАЕМОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, НАУЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Приложение N | |||||||||
к СВИДЕТЕЛЬСТВУ | |||||||||
о государственной аккредитации | |||||||||
от » | » | г. | |||||||
Регистрационный N | |||||||||
Серия | N | ||||||||
наименование аккредитационного органа | |||||||||
Перечень общеобразовательных программ, прошедших государственную аккредитацию | |||||||||
полное наименование образовательного учреждения (организации), научной организации или филиала с указанием места нахождения | |||||||||
N | Образовательная программа, направление подготовки (специальность), профессия | ||||||||
код | наименование | уровень (ступень) образования | профессия, квалификация (степень, разряд) | ||||||
код | наименование | вид программы (основная, дополнительная) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
Распорядительный документ аккредитационного органа о государственной аккредитации: | Распорядительный документ аккредитационного органа о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения к нему: | ||||||||
__________________________________ вид документа (приказ, распоряжение) от «__» __________ ____ г. N _____ | ___________________________________ вид документа (приказ, распоряжение) от «__» _____________ ____ г. N ____ | ||||||||
руководитель аккредитационного органа | подпись | фамилия, имя, отчество | |||||||
М.П. | |||||||||
Примечание. В случае переоформления свидетельства о государственной аккредитации при реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений в графе 3 указывается срок государственной аккредитации по образовательной программе, если он отличается от срока действия свидетельства.
Как проверить учебное заведение на наличие аккредитации
Каждый абитуриент перед поступлением в учебное заведение может самостоятельно проверить наличие у него аккредитации. Для этого есть два способа:
Если студент будет получать образование в ВУЗе, не прошедшем аккредитационной процедуры, то он может не получить диплом, либо выданный ему документ не будет иметь государственного образца. В том случае, когда учебное заведение, в котором учится человек, лишится аккредитации, то его учредитель обязан перевести студента в другой ВУЗ, в котором присутствует такая же образовательная программа.
Если аккредитации лишится филиал, то законодательство позволяет студентам завершить учебу в головном ВУЗе.
Обзор документа
При приостановлении действия госаккредитации образовательной организации лица, завершившие освоение основных образовательных программ, проходят итоговую аттестацию. Лицам, успешно прошедшим такую аттестацию, выдаются документы об образовании или о квалификации. Их образцы самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
В случае приостановления госаккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организацией обеспечивают перевод обучающихся в другие организации, имеющие госаккредитацию по основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности.
За нарушение прав обучающихся, в т. ч. права на перевод в случае приостановления действия госаккредитации, выдачу документов об образовании и о квалификации по не имеющим госаккредитации образовательным программам, образовательная организация несет ответственность в порядке, установленном законодательством России.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Оформление лицензии в сфере высшего образования
Учреждениям, предоставляющим услуги в области высшего образования, дополнительного профобразования и прохождения аспирантуры, необходимо лицензировать свою деятельность. Лицензия на высшее образование выдается только некоммерческим структурам. Если ВУЗ лицензирован, но открывает филиалы в других городах, то ему необходимо получить дополнительное разрешение на оказание обучающих услуг по другим адресным данным.
Без оформленной лицензии все бумаги о высшем образовании, выданные организацией, являются не действительными. А учредители НКО, предоставляющей услуги в образовательной сфере могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Для оформления лицензии в сфере высшего образования нужно собрать и предоставить в соответствующие органы полный комплект документации, включающий в себя
- копии уставных документов, которые нужно прошить и заверить у нотариуса;
- подтверждение записи в едином госреестре, также нотариально заверенную копию свидетельства;
- справку, подтверждающую, что лицензиат зарегистрирован в налоговой инспекции по месту осуществления своей деятельности;
- далее нужно подготовить всю документацию для подтверждения, что получателю разрешения по закону принадлежат все необходимые площади для проведения обучающих процессов, что они полностью оборудованы учебными кабинетами, помещениями для практики, для занятий спортом и спортивных мероприятий, для оказания медицинской помощи, приема еды и других занятий;
- справку-подтверждение о полном оснащении материально-техническими ресурсами для работы в образовании согласно предоставленным программам обучения;
- заключения пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы о соответствии зданий и помещений всем требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам;
- документы о преподавательском составе, о квалификации и стаже педагогов;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- подробная опись предоставляемой документации.
Как и при лицензировании других направлений образовательной деятельности, все документы заверяются нотариусом или подписываются руководителем. Пакет документации подается в государственный орган для дальнейшего рассмотрения. Около 3-х дней специалисты проверяют документы на правильность оформления и на наличие всех необходимых справок, подтверждений и других бумаг. Если есть ошибки или не хватает каких-либо документов, весь пакет возвращается на исправление. Если вся документация подготовлена правильно, на протяжении двух месяцев проводятся проверки документов на достоверность и организации на соответствие созданных условий обучения. Затем соискатель получает или лицензию или отказ.
Таким образом, можно потратить много времени и средств на подготовку помещений, материально-технической базы, обучающих материалов, на поиск сотрудников и многие другие организационные моменты, а в результате получить отказ от лицензирования. Поэтому необходимо очень внимательно и ответственно подойти к решению всех вопросов, связанных с получением образовательной лицензии. Оптимальный вариант – обратиться к специалистам, предлагающим услуги для лицензирования в сегменте образования, и разбирающимся во всех тонкостях и нюансах поставленной задачи. Они возьмут на себя решение всех вопросов – от подготовки документов до решения любых возникающих проблем.
Процедура проведения аккредитации
Аккредитацию специалистов проводит аккредитационная подкомиссия. Для каждого вида аккредитации формируется определенная подкомиссия, состоящая из специалистов по конкретному направлению, имеющих действующие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации.
Для каждого вида аккредитации предусмотрены свои этапы, представленные ниже в таблице:
Первичная аккредитация | Первичная специализированная аккредитация (СУЗ) | Первичная специализированная аккредитация (ВУЗ) | Периодическая аккредитация |
---|---|---|---|
Тестирование | Тестирование | Тестирование | Портфолио |
Оценка практических навыков (симуляция) | Оценка практических навыков (симуляция) | Оценка практических навыков (симуляция) или решение ситуационных задач | |
Решение ситуационных задач (для специальностей «Клиническая медицина») | Решение ситуационных задаx (для выпускников 2020 года и позднее) |
Тестирование для специалистов проводится в течение 60 минут, для людей с проблемами со зрением время может быть увеличено до 120 минут по медицинским показаниям или по решению аккредитационной подкомиссии. Тестирование состоит из 60 вопросов-тестов, которые в автоматическом режиме выбираются из заданий Единой базы оценочных средств, которая формируется Методическим центром аккредитации специалистов.
Если специалист ответил правильно на 70% вопросов и более, то тестирование считается сданным. Лицо, проходящее аккредитацию, допускается к следующему этапу.
Если количество правильных ответов 69% и менее – специалист не сдал тестирование, и его не допускают к следующему этапу.
Оценка практических навыков в симулированных условиях проводится с использованием тренажеров и манекенов. В некоторых случаях могут привлечь стандартизированных пациентов, то есть определенного человека, который будет изображать из себя пациента. Выбор ситуационной задачи осуществляется с помощью Единой базы оценочных средств.
На данном этапе аккредитационная подкомиссия оценивает деятельность специалиста в практических ситуациях:
- правильность выполнения заданий;
- правильность последовательности действий.
Если аккредитация принимается у лица, окончившего ВУЗ, количество ситуационных задач должно составлять не менее 5. Если проводится оценка практических знаний специалиста, имеющего среднее образование, то ему могут поставить только 1 ситуационную задачу.
Специалист, имеющий высшее образование, должен выполнить одно задание в течение 10 минут. Если медик окончил СУЗ, то время на выполнение ситуационной задачи составляет 30 минут.
Результат оценки проставляется сразу после выполнения задания и указывается в процентах. Если специалист «получил» 70% правильных действия и более, то он сдал данный этап аккредитации. Если 60% и менее – не сдал.
Еще один из этапов аккредитации – решение ситуационных задач. По каждой из них специалист должен ответить на 12 вопросов. Лицо, проходящее аккредитацию, решает две такие задачи, то есть отвечает на 24 вопроса.
На решение каждой ситуационной задачи выделяется 30 минут. После решения задачи система определяет процент правильных ответов и действий. При 70% и более правильных ответов оценивается как «сдано». Если правильных ответов 69% и менее – «не сдано».
После прохождения аккредитации аккредитационная подкомиссия составляет протокол, в котором прописываются результаты каждого этапа и выносится решение о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию.
В тестировании результаты оглашаются сразу после сдачи теста, на всех остальных этапах результаты становятся известны позднее.