Для кого опасен китай. на территории каких соседних стран он претендует
Содержание:
- Первые разграничения
- Решенные споры
- Как Дальний Восток стал российским
- Острова: много больших разниц
- Первое российско-китайское размежевание
- ЯПОНИЯ: КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА
- Тайвань
- Как сохранить рабочее место
- Реальные претензии Пекина
- Территориальные притязания
- Южно-Китайское море
- Сложные рутинные операции
- ЛАТВИЯ: ПРЕТЕНЗИИ НА ПЫТАЛОВО
- Теперь вершка не отдадим?
- В меру интеллектуальные операции
Первые разграничения
Ещё в 1689 году Русское царство и китайская империя Цин (1644-1912) впервые договорились о разграничении территорий, в результате которого Московия уступила Поднебесной почти все земли на Амуре.
Многие отечественные исследователи рассматривают Нерчинское соглашение как невыгодное. Впоследствии Россия пыталась на дипломатическом уровне пересмотреть условия договора, но вплоть до XIX века, когда Китай был ослаблен войнами со странами запада, этого не удавалось сделать.
В 1858-1860 годах Россия и империя Цин заключают ряд соглашений, которые китайцы впоследствии будут считать неравноправными, поскольку Поднебесная была вынуждена их подписать из-за тяжёлой геополитической обстановки.
В соответствии с договорами граница проходила по естественным преградам, «следуя направлению гор и течению больших рек», а серьёзная демаркационная линия не была проведена: стороны особо не нуждались в ней до середины XX века.
Начало нового столетия ещё более ослабило Китай, что в конце концов привело к революции и падению империи Цин в 1912 году. Поднебесную ждали трудные времена: страна фактически была поделена на части между различными противоборствующими силами, действующими исключительно в своих интересах.
Решенные споры
Шри-Ланка
Спор о статусе острова Качатееву был урегулирован в 1974 году соглашением между двумя странами. Но все же в Высоком суде Мадраса все еще продолжаются некоторые дела, которые были поданы ранее в отношении этого спора, заявленного как незаконно выданное Шри-Ланке .
Бангладеш
Южный Талпатти (как он был известен на международном уровне) или остров Шейха Муджиб (как его называли сторонники Бангладешской лиги Авами ) был небольшой необитаемой прибрежной песчаной косой в Бенгальском заливе у побережья региона дельты Ганга-Брахмапутры . После циклона Бхола в 1970 году он возник в Бенгальском заливе на бангладешской стороне разделяющей реки и исчез до или во время циклона Айла в 2009 году. В марте 2010 года Сугата Хазра из Школы океанографических исследований в Джадавпуре университет , Калькутта , сказала , что остров исчез , и что повышение уровня моря в результате изменения климата является одним из факторов.
По общему мнению, анклавы были частью карточных или шахматных игр с высокими ставками много веков назад между двумя региональными королями, махараджей Куч-Бехара и навабом Рангпура и являлись результатом запутанного результата договора между Королевством Куч-Бехар и Империей Великих Моголов. . После раздела Индии в 1947 году район Куч-Бехар присоединился к Индии, а Рангпур перешел в Восточный Пакистан , который стал Бангладеш в 1971 году. Премьер-министры Индии и Бангладеш подписали в 1974 году Соглашение о сухопутной границе для обмена анклавами и упрощения международной границы. В 1974 году Бангладеш одобрила предложенный договор об обмене всеми анклавами на территориях друг друга, но Индия его не ратифицировала. Еще одно соглашение было заключено в 2011 году об обмене анклавами и враждебными владениями. Пересмотренная версия соглашения была наконец принята двумя странами через 41 год после начала переговоров, когда 7 мая 2015 года парламент Индии принял 100-ю поправку к Конституции Индии. В основной части Бангладеш насчитывалось 111 индейцев. анклавов (17 160,63 акра), тогда как в основной части Индии насчитывалось 51 анклав Бангладеш (7 110,02 акра). Что касается незаконного владения, Индия получила 2 777 038 акров земли и передала 2267 682 акра Бангладеш. Индия ратифицировала соглашение путем внесения поправки в конституцию в мае 2015 года. В соответствии с этим соглашением жители анклава могли продолжать проживать на своем нынешнем месте или переехать в страну по своему выбору. Неблагоприятная Обладание из Berubari отправился в Бангладеш. Немаркированные границы между народами также были окончательно решены в отношении Дайхата-Думабари, речного острова Мухуричар и Пырдива.
Как Дальний Восток стал российским
В 1858 году граф Муравьёв на переговорах в Айгуне сумел добиться от китайских дипломатов признания новой границы между Россией и Китаем – от слияния Шилки и Аргуни она проходила по устью Амура вплоть до моря. Таким образом, весь левый берег Амура стал российским. Принадлежность Приморского края на правом берегу Амура, где к тому времени были основаны русские посты, не была определена в договоре. Для новых переговоров в Пекин был направлен российский посланник граф Николай Игнатьев.
Цинский Китай продолжали преследовать неудачи. В 1859 году англо-французские войска взяли Пекин и разграбили императорскую резиденцию. В этой обстановке граф Игнатьев убедил китайских министров признать весь Приморский край к востоку от реки Уссури владением России. От верховьев Уссури граница отклонялась к западу, шла через озеро Ханка и несколько хребтов. Благодаря этому к России отошла территория, где в том же 1860-м был основан город Владивосток.
В 1861 году была уточнена граница между Россией и Китаем по рекам Амур и Уссури. Она была проведена по бровке правого берега Амура и левого берега Уссури. Таким образом, всё течение этих рек и все их острова отходили к России. Эта граница существовала без изменений больше ста лет.
Острова: много больших разниц
Зато кусают китайский. Уже упомянутый бедовый Помпео на закате своей блестящей карьеры международного провокатора не преминул выдвинуть тезис о «не принадлежности Тайваня Китаю». Китай ощерился: в Конституции этой страны нет поправки, определяющей, что «Действия… направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Китаю, ощерившись, приходится делать заявления. Например, представитель МИД КНР Ван Вэньбинь в ответ на демарш Помпео заявил:
«В мире есть только один Китай, и Тайвань – его неотъемлемая часть. А правительство Китайской Народной Республики – единственное законное правительство, управляющее Китаем».
Надо полагать, поправки, о которой писано выше, в конституции КНР нет лишь пока.
Однако, острова – и полуострова – островам рознь. В своё время Британия молниеносным военным ударом отстояла у Аргентины Фолкленды, никакого, кроме великодержавного, интереса ни для кого не представляющие. И Россия в своё время отстояла Крым, представляющий для государства жизненный интерес на Юге: небратья были готовы отдать полуостров светочам демократии, уже пускающим слюнку на этот «непотопляемый авианосец». Имели бы сейчас и там базы НАТО.
Острова на Амуре мы – худо-бедно – с Китаем поделили, утёрлись, конечно, но закрыли вопрос бескровно. Ничего подобного с Курилами, например, не выйдет: их передача Японии дезавуирует большую часть возможностей Тихоокеанского флота, а значит, и влияния России в регионе. В том числе и экономического.
То же самое с Тайванем. Пока его контролирует Китай – пусть ещё в достаточной степени условно – влияние этой страны в Тихоокеанском регионе весьма масштабно. Потеряй Китай остров – светочи демократии немедленно разместят там свои военные базы, и прощай китайское влияние на юго-востоке Тихого океана… А ведь влияние – это не только раздувание щёк. Это в основном возможности беспрепятственной транспортировки товаров морским путём.
Вот Шпицберген. Он и российский, и норвежский. Российский, правда, в соответствии с его «особым статусом». Однако этот «особый статус» не позволяет устроить на этом острове натовские военные базы. В своё время такую базу очень хотели обустроить на Шпицбергене мы сами – но мировое сообщество это желание СССР забаллотировало. Последний раз вопрос поднимался в далёком 1947 году. С тех пор Шпицберген – мирный остров, даже топливо добывающий лишь для собственных нужд.
Наконец, почему чаще всего именно острова становятся объектами территориальных споров? Может быть, потому что любое посягательство на материковую часть государств – это однозначно война, а по островам вроде можно подискутировать?
Первое российско-китайское размежевание
В середине XVII века казаки начали активно проникать в Приамурье. Русские поселения возникли по обоим берегам Амура – как левому, так и правому, в Маньчжурии. В 1682 году было учреждено Албазинское воеводство – самая восточная административная единица Московского царства.
После поражения русских войск в войне с Китаем в 1685-1686 гг. на переговорах в Нерчинске в 1689 году граница между Россией и империей Цин была проведена по реке Аргунь до её слияния с Шилкой, дальше вверх по Шилке до того места, где к ней ближе всего подходит Становой хребет, а оттуда по Становому хребту до Охотского моря. В результате всё Приамурье больше чем на полтора века осталось в составе Китая.
Так продолжалось до середины XIX века. В это время Китай сотрясали внутренние смуты, чем воспользовались европейские державы. Англия навязала Китаю договоры о свободной продаже опиума. Их невыполнение китайской стороной стало поводом для англо-китайских (Опиумных) войн. К Англии присоединилась Франция.
Российским генерал-губернатором Восточной Сибири в это время был граф Николай Муравьёв (позднее награждённый почётным прозвищем Амурский за присоединение к России новых территорий). Он считал, что России тоже надо пользоваться случаем и расширять владения. С его помощью была организована экспедиция капитана Геннадия Невельского к устью Амура в 1849-1853 гг. По её итогам Россия укрепилась в устье Амура на его правом берегу, то есть на территории, считавшейся китайской.
ЯПОНИЯ: КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА
Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартына Петровича Шпанберга нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.
Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.
Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.
Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.
Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.
На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.
Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.
Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».
Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.
Тайвань
КНР претендует на суверенитет над островом Тайвань (кит. 台湾) и несколькими прилегающими островами. После победы в гражданской войне коммунистов, благодаря поддержке СССР, на остров отступило гоминьдановское правительство Китайской Республики под руководством Чан Кайши. Изначально нейтральная к Тайваню позиция Соединённых Штатов Америки резко изменилась после того, как КНР вмешалась в корейскую войну на стороне КНДР, где США действовали на основе резолюции СБ ООН. Ответные действия США привели к фактической невозможности для КНР захватить Тайвань. КНР рассматривает Тайвань и прилегающие острова как часть единого и неделимого китайского государства. Руководство Китайской Республики (Тайваня) также претендует на суверенитет над всей территорией Китая, хотя в последнее время здесь усиливается движение за то, чтобы объявить Тайвань отдельным государством. Тайвань был официальным представителем Китая в ООН до 1971 года.
В конце 1970-х, используя обострение отношений между СССР и США из-за ввода советских войск в Афганистан, Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).
В китайское руководство, наладив отношения с США и вставшее на путь рыночных реформ, начало с Тайванем переговоры о мирном воссоединении. Но 11 июля они были прерваны, после того как тайваньский президент Ли Дэнхуэй объявил, что КНР и Тайвань — это «две страны по обе стороны Тайваньского пролива».
В президентом Тайваня стал Чэнь Шуйбянь, предложивший провести референдум о независимости острова. После этого китайское руководство, опасаясь этого, стало всё более настойчиво призывать к скорейшему решению тайваньской проблемы.
14 марта Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) одобрило закон «О противодействии расколу страны». Этот документ предусматривает право правительства КНР применить «немирные или же другие необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности» в случае попытки «подрывных элементов, выступающих за независимость Тайваня», отделить остров «от Родины», или в случае «важных изменений, которые могут привести к отделению Тайваня от страны, или же если все условия для мирного объединения будут исчерпаны».
Принятый документ, законодательно закрепляющий возможность применения силы, чтобы предотвратить провозглашение островом независимости, расценивается наблюдателями как попытка усилить психологическое давление на Тайвань и склонить его к переговорам о мирном воссоединении на условиях Пекина.
США не могли не прореагировать, поскольку принятый КНР закон прямо противоречит американскому закону «О безопасности Тайваня», в котором говорится о недопустимости применения силы в интересах решения проблемы единства Китая. Реакция США, естественно, была отрицательной, поскольку по этому закону США имеют перед Тайванем обязательство защитить его в случае агрессии. В конце февраля 2005, предвидя принятие в КНР этого закона, США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов двух стран, которые к тому же состоят в двустороннем оборонном союзе. Теперь же государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что принятый закон «повысит напряжённость в регионе». К её словам присоединилась Япония, выразившая «серьёзную озабоченность» принятым законом.
В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал США и Японию воздержаться от «прямого или непрямого» вмешательства в тайваньскую проблему, являющуюся «внутренним делом» Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао призвал армию готовиться к войне для защиты территориальной целостности Китая. Тем временем ВСНП утвердил новый оборонный бюджет на 2005, увеличенный по сравнению с прошлогодним на 12,6 % (до 247,7 млрд юаней — $30 млрд).
В то же время МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ А. Яковенко, «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций „двух Китаев“ или „одного Китая и одного Тайваня“».
Начиная с 2021 года, Япония также начинает осуществлять активное вмешательство во взаимоотношения между КНР и Тайванем. В первую очередь, это вызвано обеспокоенностью Японии усилением давления КНР на Тайвань, а также существенным усилением военного сотрудничества КНР и РФ.
Как сохранить рабочее место
В областях, требующих высокоразвитых интеллектуальных или эмпатических навыков, машины заменят людей не скоро. Ведь даже самый современный искусственный интеллект — это просто набор алгоритмов. Он не способен придумывать что-то сам, без изначально прописанного человеком кода. Да, ИИ может управлять всеми светофорами города-миллионника или по походке идентифицировать людей в режиме реального времени, но он запрограммирован на решение конкретной задачи с понятным алгоритмом и не умеет принимать решения в нестандартной ситуации.
Роботы не смогут заменить людей полностью, но постепенно будут отнимать у них некоторые обязанности. Чтобы не потерять место работы или не лишиться части зарплаты — учитесь тому, что машины еще не умеют. Развивайтесь в нескольких областях одновременно, чтобы ваш уникальный разноплановый набор знаний и навыков невозможно было заменить.
Реальные претензии Пекина
Не следует думать, будто только наследники гоминдана мечтают о китайском великодержавии. Гораздо более серьёзны претензии Пекина на российские территории.
В 1964 году, уступая шовинистической истерии Мао Цзэдуна, правительство СССР выразило готовность уточнить границу с Китаем и провести её по главному руслу рек Амур и Уссури. Возникшие после этого конфликты задержали реализацию данного проекта, однако при Михаиле Горбачёве соответствующий договор был подписан. Выполняла его уже Российская Федерация. Китаю был передан ряд островов на Амуре и Уссури (в том числе знаменитый Даманский) общей площадью несколько сотен квадратных километров. Только в месте впадения Уссури в Амур, напротив Хабаровска, Китаю была передана компактная территория площадью 337 ква. км, и граница приблизилась к Хабаровску на 15 км.
Сейчас об этом стараются не вспоминать, но когда в конце 1991 года возникла пауза с государственной преемственностью между СССР и РФ, то КНР выступила с официальным требованием восстановить российско-китайскую границу в соответствии с Нерчинским договором 1689-го. Таким образом, Пекин заявил претензию на российскую территорию общей площадью почти миллион квадратных километров с населением более 4 млн человек.
Благодаря тому, что РФ поспешила принять на себя все международные обязательства в части выплаты долгов, ограничения и нераспространения ядерного оружия, дипломатия западных стран, прежде всего США, поддержала правопреемственность РФ от СССР относительно внешних границ. Пекин был вынужден дезавуировать своё заявление.
Однако это не означает, что в Китае отказались от идеи считать российский Дальний Восток своим. Официальная позиция КНР такова: Айгунский и Пекинский договоры были навязаны ей Российской империей под угрозой применения силы, являются неравноправными, а их правовые последствия – нелегитимными. Единственной легитимной границей, с точки зрения Китая, является граница 1689 года. Об этом наглядно рассказывает экспозиция музея китайско-российских отношений в Айгуни – единственного музея на территории КНР, куда официально запрещено пускать граждан России.
Территориальные притязания
Отношения КНР и Тайваня накладывают отпечаток и на международные связи: островное государство не признает территориальные уступки, на которые по тем или иным причинам пошел Пекин. В частности, Китайская Республика не согласна с принадлежностью Тывы России, поскольку до 1911 года ее земли были частью Монголии, входившей в империю Цин.
Также Тайвань не принимает то, что КНР уступила СССР в 1991 году приграничную территорию рядом с Амурской областью и остров Кутузова — крупнейший на реке Уссури. Кроме того, Китайская Республика считает своим весь Большой Уссурийский остров, в то время как КНР и Россия в 2004 году поделили его между собой.
Однако не стоит относиться к этим притязаниям слишком серьезно: Тайвань отказывается признавать все решения КНР, как, впрочем, и само существование этого государства, да и сам статус страны, непризнанной международным сообществом, говорит о многом.
Южно-Китайское море
Региональный конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ), на акваторию которого в разной степени претендуют Китай, Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам и Тайвань.
Филиппины
До 2014 года Филиппины уже вели нефте- и газодобычу на участках, расположенных вокруг острова Палаван, в море Сулу, а также вблизи Тростникового Берега (Reed Bank) в ЮКМ, но заморозила ее после подачи иска в арбитраж Гаагского суда, чтобы оспорить территориальные претензии Китая на эти акватории.
В 2016 году суд в Гааге иск Манилы удовлетворил, отвергнув тем самым притязания Пекина, который де-факто контролирует около 80 % акватории ЮКМ. Но Китай не признал юрисдикцию Гаагской судебной инстанции (в этом его поддерживает и Россия, которая в знак солидарности провела в сентябре 2016 года совместные с Китаем военные маневры в ЮКМ, в сценарии которых эксперты усмотрели отработку совместных боевых действий против ВМС США) и претензии остались.
В 2017 году ситуация обострилась, в связи с намерениями Манилы о возобновлении добычи на спорном шельфе.
Сложные рутинные операции
Ситуация сильно меняется, если операция включает в себя несколько разных простых задач. Современные роботы-пылесосы не умеют спускаться по лестницам, а стиральные машины — сортировать одежду по цвету или типу ткани.
По отдельности же стиральная машина и робот-пылесос хорошо выполняют свои функции, но объединить их в одном механизме сложно, поскольку от них требуются разные действия. Чтобы объединить их функции, нужно разработать сложное устройство, которое сможет и стирать вещи, и пылесосить в труднодоступных местах квартиры.
Именно поэтому робота-разнорабочего до сих пор нет. Его создание — трудоёмкий и дорогой процесс. Живые работники обходятся дешевле умных роботов, поэтому заменять их невыгодно — это никогда не окупится. По этой причине низкоквалифицированный труд заменится машинным в последнюю очередь.
ЛАТВИЯ: ПРЕТЕНЗИИ НА ПЫТАЛОВО
Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.
Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.
Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».
Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».
Теперь вершка не отдадим?
Если не быть узколобым, становится ясно: отданные Путиным Китаю российские земли в Приамурье были обречены. Вопрос в 2004 году стоял лишь о том, сколько и чего отдавать – отдавать пришлось бы по-любому, предшественники Путина постарались.
Возможно, поэтому часть поправок к Конституции, что были одобрены референдумом, содержит тезис о недопустимости даже обсуждения возможности отчуждения российских территорий. Правда, лазейка всё же оставлена: изменять границы России недопустимо «за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами».
То есть теперь так: никакой субъект больше не вправе заявлять о возможности выхода из Российской Федерации. Можно лишь границы Российской Федерации поменять в ту или иную сторону.
В результате, если Конституцию снова не изменят (такого в нашей стране исключать никогда нельзя), ни Курилы как часть субъекта Российской Федерации Сахалинской области, ни Крым как самостоятельный субъект Российской Федерации, отойти другому государству уже не могут. А вот кусочек того или иного курильского острова, или кусочек Крыма – может. Если государство по договорённости с другим государством решит провести делимитацию, демаркацию, редемаркацию своей государственной границы.
Единственное, что в таком случае хотелось бы заметить – и пусть сторонники определённого политического спектра хоть до хрипоты облают. Очень желательно большинству жителей России, чтобы все эти «ции», если им суждено произойти, произошли лишь в сторону расширения. Время собирать камни…
В меру интеллектуальные операции
Специалисты по статистике, учёту и аналитике легко заменяются, причём в большинстве случаев компьютером, а не роботом. То, что раньше делал этаж математиков-статистиков (вспоминаем фильм «Служебный роман»), сейчас выполняет программа Excel, которая посчитает месячный объём работы подразделения за пару минут и без единой ошибки. Поэтому в группе риска на замену находятся бухгалтеры, экономисты и финансисты, которые выполняют примитивную часть работы и вводят первичные данные. То же самое касается и юристов. В специальностях, где работа раскладывается на линейный алгоритм, со временем задачи будут всё больше автоматизированы.
Профессии вне зоны риска: