Что означает канцлер? права, полномочия должности и роль в федеральном правительстве
Содержание:
- Порядок избрания
- Президент Германии: что он может и как его избирают?
- Современный пост немецкого канцлера
- История
- Немного истории
- Как работает немецкое правительство?
- Президент Германии
- Права и полномочия должности
- История
- Кто в доме хозяин?
- Президенты Германии – список президентов по порядку их правления
- Пост немецкого канцлера
- Что значат для России итоги выборов в Германии: мнение политологов
Порядок избрания
Федеральным канцлером может стать любой человек, достигший 18-летнего возраста и имеющий немецкое гражданство.
Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов членов Бундестага, а Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.
Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, производит его назначение в течение 7 дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение 7 дней либо произвести его назначение самостоятельно, или же распустить Бундестаг.
Президент Германии: что он может и как его избирают?
Как уже было сказано выше, полномочия официального главы немецкого государства невелики. В первую очередь он представляет свою страну на международной арене: принимает верительные грамоты иностранных послов, участвует в различных мероприятиях, наносит визиты.
Есть у него и ряд функций, связанных с внутриполитическими вопросами, но они строго регламентированы. Например, президент имеет право помилования заключенных. Однако главным является другое: он участвует в назначении на должности ключевых политических фигур Германии – канцлера и федеральных министров.
Президент Германии вносит на рассмотрение Бундестага кандидатуру канцлера, утверждает решение парламента и, в случае необходимости, освобождает его от должности. По представлению канцлера он назначает и увольняет министров, утверждает судей, офицеров и некоторых других чиновников. Если депутаты не могут избрать канцлера или правительство лишается поддержки большинства депутатов, то президент имеет право распустить парламент. Все вышеперечисленные полномочия носят, скорее, формальный характер.
Кроме того, именно президент осуществляет контроль за законодательной деятельностью депутатов парламента, а также подписывает все принятые законы. За всю историю страны немецкие президенты только восемь раз отказывались подписывать законы, принятые парламентом.
В отличие от многих своих коллег, президент Германии не является главнокомандующим страны. В мирное время эту функцию выполняет министр обороны, а в военное – канцлер.
Президента ФРГ выбирает Федеральное собрание – специальный орган, состоящий из депутатов Бундестага и представителей регионов страны.
Должность занимает претендент, набравший простое большинство голосов. Требования к претендентам изложены в 54 статье конституции страны. Занять эту должность могут только гражданин Германии, имеющий избирательное право, не младше сорока лет. Президент может переизбираться только один раз, срок одной его каденции – пять лет.
При вступлении в должность президент зачитывает присягу перед депутатами Федерального собрания. Обычно на эту должность избирается заслуженный политик с незапятнанной репутацией.
Современный пост немецкого канцлера
С 2005 г. и по нынешнее время, находясь на 4-м сроке полномочий, канцлером Германии является Ангела Меркель. Она вошла в историю как первая женщина на этой должности и самая влиятельная женщина планеты по версии журнала Forbes.
Ангела Меркель
Таким образом, канцлер – сильный, влиятельный политический лидер, наделенный широкими правами и полномочиями для осуществления исполнительной власти в государстве. В Германии, и в ряде других европейских стран с парламентской формой правления, это официальная должность главы федерального правительства, эквивалентна чину премьер-министра.
История
Фридрих Эберт , президент 1919–1925, нарисовал Ловисом Коринтом в 1924 году.
Рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург (в центре) у Рейхстага, 1 января 1931 года.
Рейхстаг, 12 сентября 1932 года: канцлер Франц фон Папен (стоит слева), который хочет объявить об отставке, наверху справа президент Рейхстага Герман Геринг ( НСДАП ), который смотрит в другую сторону.
Пауль фон Гинденбург , президент 1925–1934, нарисовал Макс Либерманн в 1927 году.
Reichspräsident был создан в качестве своего рода Ersatzkaiser , то есть замена для монарха , который не царивший в Германии до 1918 г. роли нового президента , следовательно , было проинформировано о том , по крайней мере , частично, что играет Kaiser по системе конституционных сменяется монархия . Говорят , что Хьюго Пройс , автор Веймарской конституции, принял совет Макса Вебера относительно срока полномочий и полномочий президента, а также метода, с помощью которого будет избран президент. Говорят, что структура отношений между рейхспрезидентом и рейхстагом была предложена Робертом Редслобом .
11 февраля 1919 года Национальное собрание избрало Фридриха Эберта из Социал-демократической партии (СДПГ) 379 голосами против 277 первым рейхс-президентом. Находясь на своем посту, он несколько раз использовал чрезвычайные декреты, в том числе для подавления путча Каппа в 1920. Его президентский срок внезапно закончился с его смертью в 1925 году. На последовавших за этим выборах Гинденбург в конечном итоге стал кандидатом от политических правых, в то время как Веймарская коалиция объединилась вокруг Вильгельма Маркса из Центристской партии . Многие правые надеялись, что, придя к власти, Гинденбург разрушит веймарскую демократию изнутри, но в годы, последовавшие за его избранием, Гинденбург никогда не пытался свергнуть Веймарскую конституцию.
В марте 1930 года Гинденбург назначил Генриха Брюнинга главой первого «президентского кабинета», который не пользовался поддержкой рейхстага. В июле Гинденбург своим указом утвердил национальный бюджет, а когда рейхстаг отменил этот закон, он распустил законодательный орган. В последующие годы произошел взрыв законодательства в виде указов, тогда как раньше эта власть использовалась лишь от случая к случаю.
В марте 1932 года Гинденбург, хотя и страдал от старости , решил баллотироваться на переизбрание. Адольф Гитлер был его главным противником, но Гинденбург выиграл выборы со значительным отрывом. В июне он заменил Брюнинга на посту канцлера Францем фон Папеном и снова распустил рейхстаг, прежде чем он смог принять вотум недоверия. После повторного созыва в сентябре он снова был распущен.
После краткого назначения генерала Курта фон Шлейхера канцлером в декабре Гинденбург отреагировал на растущие гражданские волнения и нацистскую активность, назначив Гитлера канцлером в январе 1933 года. Последовал роспуск парламента, после которого правительство Гитлера с помощью другой партии смогло заручиться поддержкой большинства в Рейхстаге. 23 марта Рейхстаг принял Закон о полномочиях , который положил конец демократии. С этого момента почти вся политическая власть принадлежала Гитлеру.
Правительство Гитлера издало закон, предусматривающий, что после смерти Гинденбурга (которая произошла в августе 1934 года) слияние офисов президента и канцлера в лице Гитлера. Однако теперь Гитлер называл себя только фюрером и рейхсканцлером («лидер и канцлер»), не используя титул рейхспрезидента. Закон был «одобрен» постановочным референдумом 19 августа.
Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года, когда Вторая мировая война в Европе подходила к концу. В своем « Последнем политическом завещании» Гитлер намеревался снова разделить два офиса, которые он объединил: он назначил Карла Дёница новым президентом, а министр пропаганды Йозеф Геббельс должен был сменить его на посту канцлера. Геббельс покончил жизнь самоубийством вскоре после Гитлера, и через несколько дней Дёниц приказал 7 мая капитулировать военную (а не политическую) Германию, что положило конец войне в Европе . К тому времени он назначил Людвига фон Крозига главой правительства, и они оба попытались собрать правительство. Однако это правительство не было признано союзными державами и было распущено, когда его члены были схвачены и арестованы британскими войсками 23 мая во Фленсбурге .
5 июня 1945 года четыре оккупационные державы подписали документ о создании Контрольного совета союзников , в котором не упоминалось имя предыдущего правительства Германии.
Немного истории
Термин «канцлер» появился в Европе еще раннем Средневековье. Изначально так называли главного писца при дворах феодальных правителей. Эта работа была уважаемой и требовала от чиновника серьезных знаний и умений. Постепенно канцлеры превратились в ближайших советников сановных особ. Со временем в ряде европейских стран так стали называть высших должностных лиц, отвечающих за важнейшие политические вопросы. Так было во Франции, Польше, Российской империи. Были канцлеры и у правителей германских земель.
Должность «федерального канцлера» учредили в Германии в период объединения немецкого государства. Это случилось в 1867 году, через год после образования Северогерманского союза. В имперский период ее переименовали в «рейхсканцлера». Назначал на должность и снимал с нее император – верховный правитель Германии. Рейхсканцлер не имел права законодательной инициативы и непосредственно подчинялся императору.
В 1918 году, после крушения монархии, канцлер стал подотчетен парламенту страны и назначался президентом. В период республики должность канцлера была довольно слабой по своим полномочиям, что во многом и позволило нацистам захватить власть в 1933 году.
После разгрома Третьего Рейха дисбалансы в системе власти Германии были ликвидированы. Полномочия канцлера были увеличены, федерального президента – значительно урезаны. В последующем развитие немецкой политической модели шло по пути укрепления «канцлерской» демократии, создания новых механизмов парламентского контроля над исполнительной властью.
Как работает немецкое правительство?
Несмотря на значительные полномочия и право назначать правительство Германии, канцлер не имеет право вмешиваться в работу министерств. Он вносит предложение (директиву), дальше идет обсуждение вопроса, после чего министерство выносит свой вердикт. Канцлер должен быть проинформирован о любых важных решениях министерств.
Разногласия в правительстве ФРГ решаются коллегиально. При их принятии канцлер имеет особый вес, но в любом случае он должен подчиниться общему решению, даже если не согласен с ним.
Федеральный канцлер – не только глава исполнительной власти, но и мощная политическая фигура, поскольку одновременно он является и лидером правящей партии, которая обеспечивает поддержку правительства в парламенте.
В подчинении канцлера находится Федеральная канцелярия, которой управляет назначенный министр или секретарь. В этом органе есть специалисты по каждому министерству, которые предоставляют канцлеру экспертную информацию в границах своей компетенции. Также канцлеру подчиняется Федеральная служба разведки. Ее бюджет входит в общий перечень расходов канцелярии.
Президент Германии
Как и в любом европейском государстве, президент Германии является главой страны. Впервые в 1949 году приняли решение об избрании президента, после официального слияния ФРГ и ГДР, вследствие чего была создана общая для всей страны западногерманская система политического правления.
С целью проведения выборов президента в Германии формируется Федеральное собрание, участниками которого являются депутаты парламента (бундестага) и отдельные представители (делегаты) некоторых земель, выбираемые для этого непосредственно земельными парламентами. Выборы осуществляются путем общего голосования сформированного собрания, а президентом становится кандидат, набравший большее число голосов. Вновь избранный федеральный президент будет возглавлять государство в течение 5 лет с правом переизбрания не более 1 раза.
Чтобы стать кандидатом в президенты Германии нужно соответствовать таким критериям:
- возраст баллотирующегося должен быть более 40 лет;
- необходимо иметь гражданство Германии;
- гражданин должен обладать правом избираться в депутаты бундестага.
Обратите внимание! Стать главой государства может любой гражданин Германии, независимо от своих политических взглядов. После выборов Президент приносит присягу на служение государству во благо народа
После выборов Президент приносит присягу на служение государству во благо народа.
Сразу стоит заметить, что президент в Германии — это формальное должностное лицо, имеющее в большей степени репрезентативную функцию.
К основным должностным обязанностям немецкого президента относятся:
- официальный прием международных представителей;
- посещение дружественных стран мира и участие в международных приемах с целью представления собственного государства;
- подбор главы правительства (канцлера) и представление его перед парламентом;
- принятие присяги от избранного главнокомандующего;
- может стать инициатором роспуска парламента (при невыполнении последним поставленных целей);
- наделен полномочиями назначать и отстранять министров, ранее заявленных канцлером;
- занимается утверждением и отстранением всех федеральных судей, служащих, офицеров и унтер-офицеров;
- заверяет и обнародует принятые законы;
- может использовать право помилования на федеральном уровне (но не амнистировать).
Нужно добавить, что в большинстве случаев, его права назначать и снимать с должностей тоже сугубо формального характера, ведь предварительно принятие решений осуществляется другими органами власти неподконтрольными президентскому влиянию.
Действующим президентом Германии сегодня является Франк-Вальтер Штайнмайер, занявший свой пост с 19.03.2017 года.
Права и полномочия должности
Конституция Германии 1949 г. (Основной закон ФРГ) наделяет бундесканцлера широкими правами и полномочиями для проведения государственной политики, из-за чего германскую политическую систему называют «канцлерской демократией». Человек, занимающий этот пост, выполняет такие функции:
- формирует кабинет министров, внося на рассмотрение президенту предложения о назначении (увольнении) министров;
- возглавляет кабинет министров и ведет его заседания;
- устанавливает директивные указания, принимает постановления, создает проекты законов;
- определяет цели внутренней, внешней политики и пути их реализации;
- организует правительственную деятельность в соответствии с правилами, принятыми кабинетом министров и утвержденными президентом;
- может быть лидером партии (или коалиции партий), занимающей большинство мест в парламенте;
- соблюдает соглашения, достигнутые с партнерами по коалиции;
- назначает заместителя (вице-канцлера). В коалиционном правительстве на эту должность обычно выдвигается член партии партнера по коалиции;
- в состоянии обороны страны становится верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии;
- ставит бундестагу вопрос о доверии («вотум доверия»). Если это предложение не поддержала большая часть депутатов, президент может решить распустить парламент.
Немецкий парламент (бундестаг)
Бундесканцлер избирается каждые 4 года немецким парламентом. Его кандидатура выдвигается президентом. В период срока правления вместе со всем кабинетом министров может быть отстранен от должности по процедуре «конструктивного вотума недоверия», т. е. путем проведения в парламенте выборов его преемника.
История
Офис был первоначально учрежден Stellvertretungsgesetz 1878 года (Закон о депутации), который предусматривал назначение имперским канцлером заместителя, официально известного как Allgemeiner Stellvertreter des Reichskanzlers (генеральный заместитель имперского канцлера). Помимо генерального заместителя, который будет отвечать за все дела канцлера, канцлер может назначать заместителей с ограниченными полномочиями. Закон был пересмотрен 28 октября 1918 года, когда была исключена возможность назначения депутатов с ограниченными полномочиями, а вице-канцлеру было предоставлено право выступать в парламенте.
В Веймарской республике этот пост считался менее важным и обычно занимал министр юстиции или внутренних дел. Самым известным должностным лицом является Франц фон Папен , бывший канцлер, сформировавший коалиционное правительство национал-социалистов и консерваторов. Адольф Гитлер стал канцлером, а Папен вице-канцлером. Вскоре стало очевидно, что должность вице-канцлера не давала никаких полномочий и не подходила для сдерживания Гитлера.
В Федеративной Республике (с 1949 г.) канцлеры не были заинтересованы в том, чтобы разрешить депутату использовать этот титул для саморекламы. С 1966 года стало обычным, что партнер правящей партии по коалиции получал министерство внешних дел, которое также назначали заместителем. Министерство экстерьера считалось самым важным постом в кабинете министров после канцлерства. Эта традиция угасла во время правления Меркель отчасти потому, что политические тяжеловесы партнера по коалиции выбрали другое министерство по личным предпочтениям.
Кто в доме хозяин?
Политическая система Германии сложна. Она состоит из большого числа элементов, содержит множество сдержек и противовесов – ничего похожего на российскую «вертикаль власти». Злые языки утверждают, что таким образом ее создатели стремились сделать невозможным сценарий 1933 года – когда нацисты вполне демократическим путем пришли к власти.
Германия – это федеративное демократическое государства, формой правления которого является парламентская республика. Согласно немецкой конституции, главой Германии является президент, которого избирает Федеральное собрание. Это специальный орган, состоящий из депутатов немецкого парламента и представителей различных земель.
Срок полномочий президента – пять лет. В настоящий момент эту должность занимает Франк-Вальтер Штайнмайер.
Несмотря на высокий официальный статус, президент Германии выполняет в основном представительские функции. Он принимает верительные грамоты у иностранных дипломатов, подписывает законы, принятые парламентом, утверждает и освобождает от должности канцлера страны, а также федеральных министров, судей и других чиновников. Президент имеет право распустить парламент Германии, если правительство утратит поддержку большинства депутатов. Должность президента появилась в 1949 году.
Высшим исполнительным органом власти страны является правительство. Его главой является канцлер – по сути, премьер-министр Германии. Он избирается большинством депутатов парламента ФРГ, после чего формирует кабинет министров. Именно канцлер определяет внешнюю и внутреннюю политику страны.
Большинство министерств имеют свои представительства в федеральных землях, через которые они и проводят свою политику. Исключением является оборонное ведомство, МИД, министерство транспорта, финансов, внутренних дел.
Ангела Меркель трудится на посту канцлера ФРГ с 2005 года. Она является первой женщиной на этой должности. Всего же в новейшей истории страны было восемь канцлеров. Первым эту должность занял Конрад Аденауэр в 1949 году.
Согласно немецкой конституции, человек может избираться на пост канцлера ФРГ неограниченное количество раз. Хотя Ангела Меркель и кажется политическим долгожителем, Канцлер Германиид по сроку пребывания на посту канцлера принадлежит Гельмуту Колю. Он занимал высший пост в Германии на протяжении 16 лет.
Президенты Германии – список президентов по порядку их правления
В анналах Новейшей истории Германии с 1948 года насчитывается полтора десятка федеральных президентов, включая нынешнего главу немецкого государства:
К. Арнольд – от ХДС;
К. Арнольд
Т. Хойс – от СДП;
Т. Хойс
К. Г. Любке – от ХДС;
К. Г. Любке
Г. В. Хайнеман – СДП;
Г. В. Хайнеман
В. Шеель – СДП;
В. Шеель
К. В. К. Карстенс – от ХДС;
К. В. К. Карстенс
Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер – от ХДС;
Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер
Р. Херцог – от ХДС;
Р. Херцог
Й. Рау – от СДПГ;
Й. Рау
Х. Кёлер – от ХДС;
Х. Кёлер
Й. Бёрнзен – от СДПГ;
Й. Бёрнзен
К. В. В. Вульф – от ХДС;
К. В. В. Вульф
Х. Л. Зеехофер – от ХСС;
Х. Л. Зеехофер
Й. В. Гаук – независимый;
Й. В. Гаук
И, наконец, Ф.-В. Штайнмайер – от СДПГ.
Ф.-В. Штайнмайер
Пост немецкого канцлера
Первые упоминания о канцлерах датируются еще средневековьем. Тогда при феодальных дворах были цеха переписчиков, их глав и называли канцлерами. Официально пост «федерального канцлера» появился впервые еще в 1867 году, такое звание получал председатель правительства Северогерманского Союза, а в Германской империи был рейхсканцлер. При императоре рейхсканцлер не был наделен особыми полномочиями, не мог повлиять на законодательство, а его назначением занимался император, он же им и управлял.
Только начиная с 1918 г. канцлер стал подчиняться парламенту. Причиной для отстранения канцлера могло стать недоверие от рейхстага. Только после прихода к власти Адольфа Гитлера с национал-социалистическими партиями, было принято решение об ограничении в правах федерального президента, и расширились полномочия федерального канцлера.
С настоящего времени на пост канцлера президент самостоятельно выбирает достойного претендента и предлагает его на рассмотрение конгрессменам. Предложенного кандидата могут как одобрить, так и отклонить, объявив вотум. Должность канцлера, по сути, является более низкой в классификации государственных служащих, но его полномочия позволяют ему практически полностью самостоятельно регулировать внутреннюю, так и внешнюю политику Германии. Это, в свою очередь, говорит о более высоком статусе канцлера по отношению к президенту. Поэтому к этому выбору подходят довольно серьезно, ведь канцлер выбирается на четырехлетний срок, и от него напрямую будет зависеть будущее Германии.
Так как по факту канцлер — это глава исполнительной власти в Германии, следовательно, он наделен огромным спектром обязанностей и полномочий:
- Канцлер, согласно закону, наделен правом устанавливать директивы, но при этом должен отвечать за их реализацию;
- Он самостоятельно может определять количество министров необходимых для полноценной работы правительства, выбирать и убирать министров с занимаемой должности, а также обозначать их обязанности (хотя формально, право назначения министров остается у президента);
Обратите внимание! При широте своих полномочий, канцлер не может влиять на деятельность федеральных министров и вмешиваться в процесс принятия ими решений!
- Канцлер самостоятельно выбирает себе заместителя, при этом вице-канцлер может быть однопартийцем канцлера;
- Канцлеру полностью подчинены правительственный пресс-центр, Федеральная разведывательная служба;
- Будучи главой кабинета министров, канцлер влияет на способы ведения внешней и внутренней политики Германии;
- В случае наступления боевых действий, становится главнокомандующим боевых сил страны.
Как видим, власть федерального канцлера весьма велика, следовательно, именно он обладает решающим голосом во многих сферах деятельности государства.
Начиная с ноября 2005 года бессменным канцлером Германии стала Ангела Меркель (первая женщина канцлер), занимающая свой пост уже четвертый срок. Многие по праву считают ее успешным и прагматичным лидером, способным принимать обдуманные решения, принятые на основании реальных фактов. Однако, как заявила канцлер, это ее последний срок, она готова передать бразды правления следующим поколениям.
Что значат для России итоги выборов в Германии: мнение политологов
Член-корреспондент РАЕН, эксперт по Германии Александр Сосновский считает, что кто бы ни стал канцлером, это не повлияет на один из главных вопросов в отношениях России и Германии — сертификацию «Северного потока — 2».
«Северный поток — 2» будет сертифицирован — здесь практически нет никаких сомнений. Конечно, будут попытки дискредитировать проект, особенно если к власти в Германии в той или иной коалиции придет партия «Зеленых». Это резкие противники «СП-2», и они настроены антироссийски. Так что легких путей не ожидается, но проблем не будет», — сказал он.
Сергей Марков: социал-демократ лучше
Политолог Сергей Марков уверен, что из двух кандидатов на роль канцлера Шольц — более предпочтительная кандидатура с точки зрения России.
«Оба кандидата неплохи, но социал-демократический кандидат, без сомнения, лучше», — сказал он.
По его словам, он предпочтителен «личностно и политически». Среди социал-демократов больше сторонников нормализации отношений с Россией.
Если коалицию в правительстве будут создавать христианские демократы, они с большой вероятностью включат туда «Зеленых», которые известны антироссийской позицией, но это компенсируется включением туда левых, которые исторически хорошо относятся к России, отметил он.
Александр Рар: любой канцер продолжит политику Меркель
Немецкий политолог Александр Рар считает, что для России нет принципиальной разницы, кто из двух кандидатов займет пост.
«Будущее правительство, если его возглавит Лашет или Шольц, будет придерживаться решений правительства Меркель», — заявил он.
И тот, и другой, по его словам, поддержат «Северный поток — 2», однако социал-демократ будет придерживаться более прагматичного подхода к России, уверен политолог. При этом ждать настолько близких отношений с Россией, как при Вилли Брандте или Гертхарде Шредере не стоит, отметил Рар. Германия встроена в европейский консенсус. Поляки, прибалты, румыны «просто задушат» любого канцлера, если они посчитают, что он слишком сближается с Россией.
Угрозой для России мог бы стать только канцлер из «Зеленых», отметил он. В этом случае возможны даже провокации против России. При этом в правительстве «Зеленые» не представляют угрозы, считает Рар. Даже если пост главы МИД займет их кандидат Чем Оздемир, у которого «меняется выражение лица, когда он говорит о России», общую политику будет определять не он, а канцлер.