Год опасной жизни: что ждет авторынок в 2021-м
Содержание:
Дилеры
Дилерские салоны подняли цены даже на авто самого плохого качества, причём купить у них хороший автомобиль стало практически невозможной задачей.
Дело не только в завышенных расценках, хотя для покупателя это важный аспект. Проблема заключается ещё и в том, что, заплатив немаленькую сумму, водитель не может рассчитывать на удачную сделку.
Машину в приличном состоянии можно купить либо в кредит, либо переплатив не только за неё, но и за комплекс услуг и никому не нужных аксессуаров.
Объясняется всё это отсутствием покупателей и стремлением заработать по максимуму на том, что купят в любом случае.
Причины подорожания подержанных машин
Рост цен на вторичном рынке автомобилей имеет простое объяснение. Экономический кризис и желание людей сохранить накопления в условиях высокой инфляции существенно повысил спрос на поддержанные авто. Сегодня он существенно превышает предложения, что всегда стимулирует рост цен.
К тому же многие автовладельцы, ввиду экономического кризиса, решили отложить планируемую покупку новенького «друга», продолжая эксплуатировать старый транспорт. Повышение утилизационного сбора на 25% также отразилась на стоимости б/у транспорта, причем не в лучшую сторону для покупателя.
Но главной причиной подорожания стала общая ситуация на рынке, а также серьезное повышение мировых цен на металл. Карантинные ограничения привели к массовому закрытию заводов, специализирующихся на производстве комплектующих для транспортных средств. В итоге образовался дефицит, от которого страдают и российские дилеры. Сегодня быстро найти нужную модель практически невозможно, и ситуация только усугубляется.
При этом многие не готовы ждать, переходя на вторичный рынок в поисках машины своей мечты. И особенно высокий спрос наблюдается на автомобили с небольшим пробегом, выпущенные не более 3 лет назад. В среднем стоимость таких авто выросла на 5,2%, притом что ходовые марки подорожали на 2,2%, а авто класса люкс – более, чем на 6%.
Больше всего прибавили в цене такие марки, как Skoda, Mercedes и ВМW. Представители отечественного автопрома также продемонстрировали прирост, который в среднем оказался в два раза меньше.
Стоимость б/у авто во многом зависит от пробега, но сегодня машину с востребованной комплектацией и внушительными цифрами на одометре можно продать на порядок дороже, конечно, при условии, что она будет в хорошем состоянии.
Тем не менее покупать поддержанный автомобиль по-прежнему намного выгоднее нового. Кроме того, его можно реализовать практически по той же цене, чего не скажешь о салонных авто, которые мгновенно теряют в стоимости после покупки на первичном рынке.
Факторы роста цен
Повышение цены на автомобили, отечественные и экспортируемые, стало уже привычным явлением. Из года в год можно наблюдать колебания на рынке авто, при этом вне зависимости от характера различных дестабилизирующих ситуаций ценник неизменно изменяется в сторону увеличения. Не исключением будет и 2021 год. По самым оптимистичным прогнозам, в новом году стоимость легковых автомобилей увеличится в среднем на 10%.
На уровень цен на машины в России значительно влияет состояние рубля на валютной бирже. При этом от курса зависят стоимости импортных марок и отечественных моделей. При падении рубля производители вынуждены пересматривать свою финансовую политику для приближения ее к современным реалиям. Однако, резких действий обычно никто не предпринимает. Производителям также не выгодно стремительное увеличение цены, поскольку оно ведет за собой аналогичное снижение спроса.
Серьезные скачки на валютном рынке можно было наблюдать в марте 2020 года. В то время произошел обвал стоимости нефти, который привел к проседанию курса рубля. Подобная картина за последнее десятилетие наблюдалась не единожды, поэтому она не в новинку для производителей и дилеров. Если нефтяной рынок не стабилизируется, и, соответственно, не произойдет корректировка валютных величин, то цены на автомобили могут вырасти более чем на 15%.
Обычно, производители подстраховываются на случай кризисов и учитывают в своих расходах прогнозируемую величину инфляции и валютные риски. Это позволяет им не остаться в убытке при значительных колебаниях мировой экономики. Планы по производству и продаже готовой продукции (автомобилей и автозапчастей) готовятся несколько месяцев. Поэтому даже в случае резких скачков у производителей есть ресурсы не поднимать ценник в течение определенного промежутка времени.
Производители автомобилей также понимают, что значительное повышение цены приведет к потерям продаж. Уровень дохода российского потребителя и так не успевает догонять инфляционные показатели, и покупка автомобиля для многих семей регулярно откладывается «до лучших времен». Учитывая реалии, быстро и стремительно подниматься стоимость автомобилей в 2021 году не будет. Но тенденции к пошаговому увеличению цены игнорировать нельзя.
Что ждёт авторынок?
На сегодня ситуация такова, что возраст среднестатистической автомашины, которую можно приобрести на вторичке, увеличивается.
К примеру, сегодня в Москве за 1,1 миллиона водителю предложат вариант с пробегом 130 тыс. км и возрастом 9-10 лет, а за популярные марки авто придётся выложить в среднем на 15% больше запланированного.
К примеру, по официальным данным, автомобиль Hyundai Solaris подорожал на 13% и к настоящему времени его средняя стоимость изменилась с 561 до 631 тыс. рублей.
Возросла цена и на другие модели, так Kia Ceed получила наценку 12% и возросла с 699 до 785 тыс. рублей, а Toyota Camry и BMW 5 стали стоить 1429 и 1752 тыс. рублей, подорожав на 210 и 276 тыс. рублей соответственно.
ТОП 20 лучших поддержанных автомобилей 2021 года
При этом нужно понимать, что это среднестатистические данные и в реальности продавцам ничего не мешает увеличивать стоимость.
Несмотря на то, что к настоящему времени ситуация немного успокоилась и рост цен прекратился по причине снижения ажиотажа, снижать ценник на подержанные авто никто не собирается.
Автолюбителям остаётся только смириться с тем, что имеется на данный момент и приобретать машины по завышенным расценкам.
Изменяется и процедура сделки – в настоящее время водители могут оформлять договор купли-продажи через Госуслуги и не исключено, что его полностью переведут на цифровой вариант, так как в таком виде налоговой проще осуществлять контроль за процессом.
Не исключено, что через 3-4 года все сделки придётся проводить исключительно через брокеров или Госавтоинспекцию, а прямые расчёты между физ. лицами будут невозможны.
Выше прогноза
Среди непродовольственных товаров наибольший рост цен к концу года будет наблюдаться в строительных материалах (+25% год к году), табачных изделиях (+19% г/г), мебели и автомобилях (+11% г/г), оценил по просьбе «Известий» старший экономист «ВТБ Капитал» по России и СНГ Александр Исаков. По его словам, в перечисленных категориях накопленный рост цен уже заметно превышает целевые уровни. Стройматериалы и мебель дорожали в том числе в связи с увеличением выдачи ипотеки, а рост цен на сырьевые товары привел к инфляции на металлы и дерево, пояснил эксперт.
Темпы увеличения стоимости древесного сырья в мире весной 2021 года были беспрецедентными и в 3,5 раза превысили средние показатели предыдущих пяти лет, отметила советник президента ЦСР Елена Разумова. Поэтому в первую очередь подорожает всё, что связано с деревообработкой: бумага, мебель, товары для строительства, уверена она. Во-вторых, инфляция сильнее всего ударит по продукции, где используется пластик и нефтехимия: пленки, бытовая химия, текстиль из искусственных волокон. Кроме того, увеличение стоимости металлов на мировом рынке также станет причиной более высоких темпов роста цен на автомобили и посуду, а акцизы на табачную продукцию приведут к ее подорожанию на 12–15%.
Дорого, не богато_2
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
При этом цены на одежду и обувь в этом году вырастут в меньшей степени — на 3–8%, прогнозирует доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова. Это вызвано тем, что многие производители работают по предзаказам, которые уже оплачены и даже отгружены, пояснила она.
Эксперты также заявили, что общий показатель инфляции в 2021 году превысит прогноз Минэка.
— Чтобы инфляция по итогам года составила 5,8% год к году, как ожидает Минэкономразвития, сезонно-скорректированные темпы роста цен в оставшиеся три месяца должны замедлиться до нуля. В последние недели складываются предпосылки для пересмотра прогноза ведомства. По нашим оценкам, рост потребительских цен по итогам года может достигнуть 7,2%, — заявил Александр Исаков.
А по мнению аналитика управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александра Осина, годовая инфляция в 2021 году дойдет до отметки 7,5%. При этом он отметил, что деятельность правительства по сдерживанию темпов роста цен могла бы быть более эффективной.
Дорого, не богато_3
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Напомним, на фоне роста темпов инфляции власти установили предельные отпускные цены на сахар и подсолнечное масло, подорожавшие в декабре 2020-го в годовом выражении более чем на 70 и 23% соответственно. Кроме того, были установлены тарифные квоты на экспорт пшеницы, ржи и ячменя.
Правительство не должно сдерживать цены: ему необходимо бороться с монополиями и не разгонять бюджетные расходы, уверен главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Кроме того, власти обязаны помогать тем, по кому инфляция бьет сильнее всего. В этом контексте выплаты пенсионерам — хороший опыт, но они разовые, а инфляция постоянная, резюмировал эксперт.
Какие машины выгоднее покупать в кризис
Во время кризиса и некоторое время после него автомобили не являются приоритетным товаром для среднестатистического покупателя. Поэтому производителям и дилерам автопрома приходится находить решения для поддержания оптимального уровня продаж.
Одним из таких решений может выступать создание программ лояльности для продажи автомобилей среднего класса, которые также высоко ценятся на вторичном рынке. Любая машина расположена к износу, поэтому через относительно непродолжительный период времени после покупки она значительно теряет в цене (становится дешевле на 30%, а иногда и на все 50%). Выбирая новый автомобиль, покупателю следует ориентироваться на те марки, которые отличаются высокой ликвидностью.
Например, к удачным покупкам можно отнести:
- Renault Sandero;
- Volkswagen Polo;
- KIA Rio;
- Volkswagen Golf;
- Skoda Fabia;
- Suzuki Splash;
- Hyundai Elantra и пр.
Данные виды авто за три года, в среднем, теряют 15-20% от своей изначальной стоимости. Соответственно, их можно будет выгодно продать через несколько лет эксплуатации.
- Новые модели Kia 2020-2021 года
- Замена водительских прав в 2021 году
- GMC Yukon 2021 года
Перекупщики
Начиная с конца весны текущего года количество тех, кто занимается перекупкой авто (как бы, кто к ним не относился), начало сильно снижаться.
Часть из них вынуждены сменить сферу деятельности, поскольку зарабатывали в основном на продаже машин, находившихся в далеко не лучшем состоянии, за счёт их косметического ремонта и сбивания расценок.
Сегодня покупатели стали на много умней используя платные и бесплатные онлайн-базы, подборщики и смотрят тематическое видео на онлайн платформах.
Поэтому сейчас стало на много проще выявить битый автомобиль, побывавший в ДТП, даже если был сделан в нем идеальный ремонт.
Такие машины, из сложности скрытия дефектов, не покупают даже по минимальной цене, что не позволяет зарабатывать как раньше.
А вот цены на автомобили с незначительным пробегом и в хорошем техническом состоянии значительно выросли и люди, получавшие доход благодаря своему умению торговаться, тоже остались не у дел.
Связано это с тем, что многие автовладельцы поняли ситуацию, которая сложилась на вторичном авторынке и отказываются сбавлять цену зная, что все равно продадут машину.
Не говоря уже о дилерских центрах, которые более профессионально подходят к таким вопросам.
А что же автоподборщики?
Бизнес подборщиков автомобилей тоже переживает не лучшие времена.
У большей части машин, имеющихся в продаже, есть свои недостатки, в виде перекраски, необходимости ремонта, а то и скрученного пробега.
Сейчас поддержанную автотехнику в идеальном состоянии практически невозможно найти, а если это и удаётся, то стоит она на 20-30% дороже, чем раньше.
Т.е. покупатель, не осведомленный про ситуацию на рынке, рассчитывает на одну цену, а ему заявляют другую, на которую он не рассчитывает.
Как правило, подборщику необходимо убедить клиента выложить за хорошую иномарку в среднем ценовом сегменте минимум на 250 тысяч больше, чем среднерыночные расценки, чтобы получить хоть какую-то выгоду за свою работу.
Разумеется, далеко не каждому это удаётся. А изредка попадающиеся в продаже качественные бу авто, стоящие недорого, как правило, успевают перехватить перекупщики.
А некоторые автоподборщики вынуждены приобретать машины у конкурентов, чтобы хоть как-то остаться на плаву.
Состояние отечественного автопрома
За последние несколько лет производительность и конкурентоспособность отечественных производителей значительно улучшилась. На российские легковые машины увеличился спрос у покупателей среднего класса. Такие автомобили отвечают соотношению цена-качество и удовлетворяют запросы рядового потребителя. Кроме того, государство регулярно составляет программы, которые направлены на развитие отечественной автомобильной промышленности.
Программы предполагают льготное кредитование на покупку новых автомобилей, которое будет действовать и в 2021 году. Воспользовавшись государственной субсидией, человек может приобрести новый автомобиль на выгодных условиях, так как часть процентной ставки заемщика покрывается государством. Тем не менее, следует учитывать, что в условиях кризиса данную программу могут ужесточить.
Мировой кризис влияет практически на любой бизнес, поэтому коммерсантам приходится тщательно разрабатывать антикризисные стратегии, чтобы остаться на плаву. Для этого они оценивают свои внутренние резервы, пересматривают рациональность использования ресурсов и конкурентоспособность. В случае значительного падения рубля в 2021 году автомобильный рынок будет уделять больше внимания отечественной продукции. В отличие от иномарок, прогноз стоимости таких машин более оптимистичен. В целом, ожидается увеличение цены на 8%. Кроме того, отечественный рынок легче регулировать и контролировать. Поэтому велика вероятность государственного субсидирования, как производства, так и потребительского кредитования, для нормализации состояния данной экономической области.
Прогнозы по вторичному рынку до конца 2021 года – подешевеют ли б/у авто
Дефицит новых моделей явно оживил вторичный рынок. Это спровоцировало продавцов ставить цену выше привычной, поскольку производители до сих пор испытывают сложности с комплектующими. Последствия карантина и массовые закрытия заводов ощущаются до сих пор.
Поэтому покупать б/у транспорт будет выгодно после стабилизации экономической обстановки. Такое мнение опубликовало популярное издание «За рулем». После восстановления первичного рынка цены на вторичном не только стабилизируются, но и снизятся – уверены эксперты.
В свою очередь, Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считает, что во втором полугодии негативные тенденции на вторичном рынке будут сохраняться. По его мнению, цены вырастут еще на 2-7%. Как правило, ближе к зиме спрос на б/у машины немного снижается, поэтому стоит немного подождать, чтобы приобрести авто на более выгодных условиях, хотя давать гарантированные прогнозы все еще не приходится.
Что в итоге?
В общих чертах, несмотря на сложности, ситуация на рынке поддержанных автомобилей стабилизируется, а у водителей появляется возможность вовремя обнаружить обман и избежать проблем с покупкой.
В дальнейшем можно надеяться на то, что купля-продажа машин перейдет в более цивилизованное русло и будет осуществляться с максимумом прозрачности.
Уже сейчас наличие отчётов, доступных в онлайн-базах позволяют избежать приобретения авто в плохом состоянии, скрученным пробегом или побывавшим в ДТП.
Благодаря этому начинает улучшаться отношение к перекупщикам, так как часто люди готовы доплатить, чтобы приобрести надёжное транспортное средство.
Большинству из них без разницы, с кем оформлять договор, гораздо важнее результат, особенно если конечная цена окажется ниже, чем в дилерском центре.
Способствует этому и то, что при наличии интернета покупатели предпочитают увидеть фото экстерьера и интерьера, получить видеоотчёт и проверить машину по номеру вместо того, чтобы лично осматривать выставленные на продажу модели, особенно если ТС находится в другом городе.
Возможность оформить сделку онлайн только добавляет удобств.
Это позволит дилерам и перекупщикам завести свой сайт и при наличии положительных отзывов улучшить работу, так как клиент сразу сможет оценить вероятность успешного приобретения, основываясь на опыте других автовладельцев.
А пока охота на хорошие поддержанные машины в России продолжается.