Глава города — должностные обязанности, права и интересные факты

Политологи — о том, как должна вести себя новая ярославская власть

Политолог Сергей Киселёв считает, что с отставкой Дмитрия Миронова стиль управления областью изменится «с условно силового на условно либеральный».

По мнению политолога Евгения Голубева, у Михаила Евраева иной, чем у Дмитрия Миронова, стиль управления: он «не силовик, а технократ».

— И наверное, это к лучшему. Технократ при принятии управленческих решений будет руководствоваться соображениями рационального порядка, выбирая из двух-трех заранее подготовленных проектов решений, а не думать только о том, как на это посмотрят из Москвы различные башни Кремля, — считает Голубев.

Сергей Киселёв сказал, что для региона десятилетие 2011–2021 годов (в 2011 году партия «Единая Россия» получила рекордно низкий процент голосов на выборах — 29%) стало временем «вытягивания» области до нужных показателей, но сделали это своеобразно:

— Вместо понятного подхода — всем понравиться — был выбран другой: купирование несогласных, выдавливание с политической сцены конкурентов, давление на СМИ. Ярославль потерял практически все инструменты гражданского общества: не стало «Эха Москвы», впервые в истории сотнями задерживали людей на шествиях, даже невинный кинотеатр «Нефть» закрыт. Выборы фактически перестали отражать реальные настроения в обществе, что в итоге и подвело команду Миронова.

Новому врио придется менять многое из того, что сделал Миронов, полагает политолог Киселёв:

Сергей Киселёв назвал главными проблемами региона, на которых должен сконцентрироваться Михаил Евраев, отток выпускников школ на обучение в другие регионы (остается только 25% выпускников). Также он надеется на развитие городской инфраструктуры и социальной среды, появление возможностей для молодежи, системы кредитов для бизнеса, развитие сферы СМИ, возвращение прямых выборов мэра Ярославля, возникновение диалога власти и общества.

Политолог Евгений Голубев тоже перечислил, что, по его мнению, нужно сделать новому главе региона, чтобы не повторить ошибок предшественника.

  1. Выделить несколько приоритетных проблем в области и решить их.
  2. Назначить на должности в правительстве области и в муниципальных образованиях местных руководителей.
  3. Стать открытым к гражданам и СМИ, поддерживать связь с местным бизнесом, доверять мнению местных экспертов.
  4. Обеспечить прозрачность государственных закупок и контроль подрядчиков.
  5. Проводить благоустройство в первую очередь в Ярославле, чтобы заручиться поддержкой горожан.
  6. В течение одного года — двух лет реализовать как минимум один крупный экономический или инфраструктурный проект.
  7. Привлечь в регион инвестиции со стороны промышленно-финансовых групп и высокотехнологичных компаний.

Права и обязанности мэра

В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

  • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
  • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
  • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
  • может созывать внеочередное собрание депутатов;
  • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
  • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом депутатов муниципального образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие – мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Исключение для «полумиллионников»

9 сентября новокузнечане выбирали мэра по старинке – всенародным голосованием. Такой же порядок сохранился в Кемерове. «Полагаю, что такие крупные насёленные пункты должны иметь избираемых глав, которым для управления сложным городским хозяйством, согласования интересов местных сообществ необходим и высокий уровень доверия населения. В противном случае могут возникать серьёзные конфликты, которые решить нанятым «сити-менеджерам» будет не под силу. Вряд ли в обозримой перспективе выборы глав этих городов будут заменены конкурсным отбором. Но если это произойдёт, то региональное руководство допустит серьёзную ошибку», — считает Александр Коновалов.

Как вернуть выборы мэра пытаются в Кирове

До 2005 года кировчане избирали мэра на прямых выборах, как и во многих городах. Последний избранный мэр (он же — глава городской администрации) Василий Киселёв проработал в должности два срока подряд, чего не удавалось ни одному градоначальнику после него. Аналитика КГИ подтверждает, что избранные мэры работают дольше, чем назначенцы: в среднем 5,5 года против трех лет.

После изменений в Уставе города в 2005 году главой Кирова стали назначать председателя гордумы. А сити-менеджер стал назначаться по итогам кадрового конкурса, депутаты лишь утверждали его в должности большинством голосов. Депутат гордумы, член фракции «СР» Альберт Бикалюк в эфире радиостанции «Эхо Кирова» пояснил: расчет был на то, что на должности сити-менеджера будут работать профессионалы, а глава гордумы получит статус главы города, чтобы повысить статус депутата.

Такая модель, согласно выводам КГИ, сохраняла высокую степень влияния региональных властей на формирование высшего кадрового состава в городе, при этом устраняла риск двоевластия и конфликта по линии «глава города – сити-менеджер».

Сейчас кировские справедливороссы предлагают объединить должности главы города (мэра) и сити-менеджера и назначать на нее по результатам прямых народных выборов. Они считают, что мэр таким образом будет подотчетен, прежде всего, своим избирателям и станет более независимым от региональных властей.

В конце октября 2020 года правоохранители задержали бывшего сити-менеджера города Кирова Илью Шульгина по подозрению в должностном злоупотреблении. В начале 2020 года он добровольно покинул пост главы кировской администрации и уехал в Татарстан. Экс-мэр Кирова Владимир Быков, возглавлявший гордуму до 2016 года и областное заксобрание до 2019-го, ожидает суда.

По результатам исследования Комитета гражданских инициатив, уголовное преследование — один из трех самых распространенных сценариев развития карьеры мэра в России. Сторонники возвращения прямых выборов в городах используют это как аргумент. Мол, человек, назначенный, а не избранный, не несет ответственности перед горожанами.

В ноябре этого года члены «Справедливой России» начали процесс возвращения выборов мэра в Кирове. Ранее такие попытки были в Тамбове, Оренбурге, Великом Новгороде, Пскове, Владимире и других городах. Кировские справедливороссы 16 ноября внесли на рассмотрение гордумы проект решения с предложением к областному заксобранию — вернуть прямые выборы мэра. Примерно за месяц до этого идея обсуждалась на встрече депутатов с участниками кировского фонда «Городские проекты». Но так или иначе тема присутствовала в публичном поле давно.

Предложение справедливороссов в гордуме рассматривать не стали. Тогда авторы инициативы предложили создать в гордуме рабочую группу. Предполагается, что после доработки депутаты внесут законопроект в областное заксобрание (ОЗС). И хотя абсолютное большинство мест в регпарламенте у «Единой России», они считают, что его могут одобрить.

— Мы пока не знаем, как оценить шансы. Я думаю, что 50 на 50. КПРФ и ЛДПР концептуально поддерживают эту идею. Роман Титов (вице-спикер ОЗС, член фракции «Единая Россия»), насколько мне известно, считает, что необходимо дождаться изменений в законодательстве в связи с поправками к Конституции. Преобладание «ЕР» в ОЗС — это риски. Но у нас есть запасной ход. Мы начали процесс через гордуму, потому что будет более правильно, если с такой инициативой обратится не отдельная фракция, а законодательный орган Кирова. Но мы можем внести этот законопроект через нашу фракцию в ОЗС, — прокомментировал руководитель регионального отделения «Справедливой России» Алексей Мальцев.

Депутаты гордумы Великого Новгорода голосуют за кандидатуру на должность главы города. Фото из архива «7х7»

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

«Всё за нас решили»?

У нового порядка избрания глав есть плюсы и минусы.

Теперь партий пять. В облсовет прошли представители системной оппозиции
Подробнее

Александр Коновалов полагает, что основное преимущество — в отборе квалифицированных претендентов, знакомых с коммунальным хозяйством, бюджетным процессом, опытом работы в государственных и коммерческих организациях. Он уверен, что конкурсные комиссии не будут рекомендовать депутатам в качестве глав территорий популистов, критиков действующей системы власти, чьи деловые качества вряд ли соответствуют решаемым задачам.

«Но есть и очевидные недостатки. Всё же муниципальный уровень власти ближе всего к населению, к интересам местных сообществ. Для конструктивной работы главам необходим не только профессионализм, но и необходимый уровень легитимности (доверия) граждан. А в этой модели возможны любые расклады, в том числе и приход к руководству муниципалитетом «варягов». Далеко не каждый житель города или района воспринимает положительно такую практику, рассматривая её как реализацию принципа «всё за нас решили», — считает профессор.

Нарушения и подозрительные ситуации на выборах

Наблюдатель Антон Шейнин, рассуждая на тему легитимности выборов в Ярославской области, сказал: «При очень высоких ставках избирательная система на очном голосовании воздержалась от массовых фальсификаций — это радует».

При этом были моменты, которые отмечали избиратели, наблюдатели и СМИ. Так, издание «Ярновости» сообщило о якобы написанной инструкции для неких «сотрудников» и их родственников из Ярославского района, которых обязывали взять открепительное и голосовать в одномандатных округах. На участке в одной из школ Ярославля на бюллетенях не было штампов и подписей.

Главный редактор ведущего в Ярославской области издания 76.ru Анна Ёлкина написала, что ее маму «заставили сделать выбор против ее воли, указав конкретного кандидата и партию». Журналистка нашла плюс в ситуации: «Но у моей мамы есть две дочери, которые проголосовали не по указке». Ёлкина не уточнила, подавала ли ее мама жалобу о принуждении к голосованию.

Общественник Евгений Жаворонков считает, что на выборах были единичные нарушения, но само голосование прошло «спокойно», а его результаты не вызывают протеста. По итогам выборов председатель ярославского облизбиркома Олег Захаров рассказал, что никаких серьезных нарушений комиссия не зафиксировала.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Должностные обязанности

Что же обязан делать мэр на правах хозяина города? Глава муниципального образования является официальным представителем Москвы.

  1. Лично или органами исполнительной власти решает вопросы социально-экономического развития, управляет городским хозяйством.
  2. Формирует состав Правительства Москвы, также как и отправляет его в отставку. Помимо этого, мэр определяет структуру органов исполнительной власти.
  3. Действуя по Уставу, лично выступает от имени города Москвы или поручает это органам исполнительной власти, либо иным должностным лицам, гражданам, фирмам.
  4. Подписывает или отклоняет принятые Московской городской Думой законы.
  5. Заключает договора и подписывает соглашения.
  6. Ежегодно отчитывается перед Московской городской Думой о результатах деятельности Правительства города.
  7. Распоряжениями главы города назначаются представитель от Москвы в Совете Федерации, прокурор, полномочные представители мэра в органах власти, в том числе в городской Думе.
  8. В случаях возникновения экстремальных ситуаций и угрозы жизни и здоровью людей градоначальник имеет право на принятие срочных мер по предупреждению обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации последствий, а затем он обязан уведомить компетентные органы, которые решают эти вопросы.

Порядок формирования должности мэра

Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

  • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
  • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
  • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

Правовой статус мэра

Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.

Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.

В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.

Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.

Главное — доверие

Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли на рассмотрение в Госдуму в начале недели, 27 сентября. Ожидается, что разработанный в развитие поправок к Конституции о единой системе публичной власти документ «усовершенствует механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти». В частности:

— снимается ограничение по количеству сроков для губернаторов;

— все получают должность «глава субъекта» и пятилетние сроки у власти;

— после отрешения экс-губернатор ещё 5 лет не сможет занимать такую должность ни в одном регионе;

— расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента: он сможет сделать предупреждение, выговор, отрешить от должности или временно отстранить от исполнения обязанностей.

Большинство положений документа должны вступить в силу с 1 июня 2022 года — сомнений в том, что ГД одобрит инициативу, ни у кого нет. В Кремле законопроект прокомментировали уклончиво: для Владимира Путина важна сменяемость власти, однако она «не должна быть навязчивой идеей, которая мешает работе». Политологи в свою очередь отмечают, что усиление федерального центра путём унификации регионов связано прежде всего с прицелом на президентские выборы.

«Цель — удержать не просто лояльных, а тех, кто может обеспечить результат на выборах 2024 года. Но самое главное — продолжается строительство системы управления, в которой регионам остаётся меньше и меньше прав, а губернатор становится просто функцией», — предостерегает политолог Константин Калачёв.

Дополнение нормы об увольнении губернаторов по утрате доверия президента системой выговоров и отстранением от должности — ещё один способ обратить внимание на зависимость глав от президента и в случае чего «перевести стрелки». «Это подчёркивает, что губернаторы — в первую очередь люди президента, а не тех, кто за них голосовал — подчинённые в прямом смысле этого слова

И то, что существует на понятийном уровне, становится нормой закона. Для PR и красоты картинки здорово, если главе какого-нибудь региона будет официально объявлен выговор. И все захлопают в ладоши: «Какой у нас хороший президент, не даёт губернаторам расслабиться», — объясняет Константин Калачёв

«Это подчёркивает, что губернаторы — в первую очередь люди президента, а не тех, кто за них голосовал — подчинённые в прямом смысле этого слова. И то, что существует на понятийном уровне, становится нормой закона. Для PR и красоты картинки здорово, если главе какого-нибудь региона будет официально объявлен выговор. И все захлопают в ладоши: «Какой у нас хороший президент, не даёт губернаторам расслабиться», — объясняет Константин Калачёв.

При этом часть политологов не исключает риск использовать норму об увольнении в связи с утратой доверия как инструмент «зачистки». Если сейчас для прекращения полномочий главы региона президенту нужно веское основание — выявление фактов коррупции или конфликта интересов, то в случае принятия законопроекта основанием станет сам факт утраты доверия.

Определить очерёдность претендентов «на вылет» можно по региональным результатам правящей партии на минувших осенних выборах в Госдуму, уверен кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор. Математика простая — чем меньше голосов, тем выше шансы покинуть губернаторское кресло.

«Губернатора в первую очередь оценивают по доверию президента, а доверие президента определяется в том числе результатами выборов», — подчеркнул Конфисахор.

Команда

Вступив на пост мэра, Собянин реализовал масштабные кадровые изменения в правительстве нашей столицы, реорганизовал префектуры, оптимизировал работу подразделений власти города. В этом ему помогала его команда.

Сергей Семенович неоднократно подчеркивал, что при подборе кадров опирался на порядочность, работоспособность и умение людей работать

«Неважно, какое у него образование. Если человек хочет и может делать больше, чем написано в его должностной инструкции, это «мой» человек», — откровенничает политик

Сам Собянин — чиновник с 30-летним стажем, и другой работы для себя не мыслит.

Заместители главы города — это команда, люди на местах, его помощники, формирующие Аппарат мэра. Руководитель этого органа и московского Правительства сегодня — Анастасия Ракова. В обширный кабинет также входят министры различных структурных подразделений, отвечающие каждый за свою сферу — жилищно-коммунальное хозяйство, информационную политику, социальное развитие, строительство, спорт и туризм, конкурентную политику и прочие подразделения.

В аппарате мэра также присутствуют префекты всех московских округов.

Что ждет Ярославскую область после выборов в Госдуму

Декан факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П. Г. Демидова Татьяна Акопова полагает, что ярославцам нужно следить за работой депутатов, которые будут представлять область в Госдуме после выборов. Общественник Евгений Жаворонков настаивает: с победой Анатолия Грешневикова и Анатолия Лисицына регион получил двух депутатов, с мнением которых придется считаться.

— Мы робко вернули себе статус «столицы демократии». Это вызовет беспокойство , жизнь региона будут регулировать еще внимательнее, напряжение возрастет, — добавил Жаворонков.

Подобными мыслями поделился политолог Михаил Красулин:

— Город и область захотят «подрессировать» и «повоспитывать» с помощью бюджетного поводка. Такие садистские наклонности центр иногда проявляет в отношении провинившихся территорий. Полагаю, будет применен комплексный подход «кнут и пряник», когда по одним статьям денежный поток сократят, по другим — сознательно усилят.

Политолог Андрей Дементьев не думает, что региональным властям стоит опасаться «немедленных оргвыводов», в то же время результаты выборов-2021 послужат «очередным сигналом для федерального политического менеджмента о реальном положении дел в Ярославской области и отношении жителей к власти».

Медиаменеджер Алексей Яковлев считает весомой победу экс-губернатора Анатолия Лисицына: «С ним у ярославцев появилась надежда на изменения». В то же время принципиальных перемен в регионе он не ждет, потому что «система одержала победу». В разговоре с «7х7» Яковлев рассуждал о том, что жителям нужно продолжать ходить на выборы, тем более что в 2022 году должны пройти выборы депутатов муниципалитета Ярославля и губернатора области.

— Силой победить систему нельзя, зато она бессильна, когда соотношение правды и лжи уже не скрыть, — добавил он.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector