Егэ. экономика. тема 14. монополия и её виды

Содержание:

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

  • Высокие налоги, которые позволяют сократить доходность монополий.
  • С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами.
  • На монополии устанавливается государственная собственность.
  • Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
  • Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

  • Активизация рыночных структур, которые имеют высокий уровень конкурентной способности и которые в состоянии оказать глобальное противодействие монополиям. Воплощается определенный перечень мероприятий по либерализации рынков.
  • Комплексное и прямое предотвращение деятельности монополии, подавление ее работы через законодательство путем осуществления активных действий.
  • Жесткий контроль не только над ценовой политикой компании, но и над уровнем ее рентабельности.

Основные признаки монополии

ОАО «Газпром» осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% — в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом, которые являются долями в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами.

Чистая монополия

На рынке может возникнуть ситуация, когда какая-либо компания начинает выпуск абсолютно нового товара. Но в отличие от чистой монополии, государство не защищает ее от возможных конкурентов. В таком случае возникает открытая монополия, которую можно отнести к одному из видов монополии чистой. Какой-то промежуток времени фирма является единственным поставщиком нового товара. Конкуренты таких компаний появляются на рынке несколько позже.

Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом. У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.

Определение объема производства, цены и максимизация прибыли

Естественная монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и максимизации прибыли.

Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину — постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста (кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нисходящей.

Существуют три значения нисходящей кривой спроса.

1. Цена превышает предельный доход. Чистый монополист или фактически любой производитель в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена (см. рис. 26.1). Чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.

Так как предельный доход есть, по определению, изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным.

Когда валовой доход достигнет своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

2. Монополист диктует цену и объем производства. Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена — количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным.

При понижении цены валовой доход будет уменьшаться.

Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками.

Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос: какую комбинацию цены и количества выберет чистый монополист? — ответ один: это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

3. Максимизация прибыли. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Сущность термина

Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» — один и «полио» — продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги.

Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.

Описание ФЗ 147

Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.

Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:

Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:

  • цели настоящего Федерального закона;
  • сферу применения;
  • определения общих понятий;
  • сферу деятельности;
  • службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.

Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:

  • методы управления деятельности;
  • подробное описание государственного надзора;
  • обязанности субъектов;
  • стандарты раскрытия сведений.

Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:

  • перечень служб регулирования естественных прав;
  • права и функции соответствующих органов;
  • причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
  • осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.

Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.

Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:

  • процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
  • причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
  • процедура осуществления предписаний;
  • порядок обжалования решений.

Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»

В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения — совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.

Основные изменения и дополнения:

  • был введен понятийный аппарат;
  • были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
  • разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
  • установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
  • ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
  • субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
  • установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
  • отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
  • были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.

Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.

Перечень организаций

Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.

Выделяется 3 вида организаций:

  • реестр по субъектам в ТЭК;
  • реестр по субъектам на транспорте;
  • реестр по субъектам в сфере связи.

Примером естественной монополии является

Данная работа Примером естественной монополии является (Контрольная) по предмету (Макроэкономика и государственное управление), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — Примером естественной монополии является по предмету Макроэкономика и государственное управление отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы. Работа — Примером естественной монополии является, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2021 г. В работе Примером естественной монополии является (Макроэкономика и государственное управление) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Макроэкономика и государственное управление рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Монополистическая конкуренция примеры. Примеры монополистической конкуренции в России

Под термином «конкуренция» понимается борьба между субъектами рынка за лучшие результаты деятельности и условия функционирования. Существуют различные критерии классификации данного экономического процесса. В зависимости от соотношения предложения и спроса выделяют следующие разновидности конкуренции:

  • чистую;
  • монополистическую;
  • олигополистическую.

При чистой конкуренции на рынке присутствует большое число продавцов и покупателей, которые равноценны. У присутствующих субъектов нет возможности влиять на цены. Они определяются предложением и спросом. Продаваемая продукция однородна. Отсутствуют барьеры, которые могли бы препятствовать входу или выходу с рынка.

Монополистической конкуренции присущи следующие свойства: на рынке присутствует достаточное количество покупателей и продавцов; имеются невысокие преграды для попадания в отрасль; фирмы изготавливают разнородную продукцию. Ниже будут приведены примеры монополистической конкуренции в России.

При олигополии доминирует на рынке небольшое количество продавцов. Вступить в отрасль очень сложно, так как высокие барьеры препятствуют этому. На рыночную ситуацию фирмы могут влиять своими решениями. Компаниям-олигополистам не обязательно изготовлять дифференцированную продукцию.

Примеры монополистической конкуренции в России на рынке мобильной связи.

Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, ВымпелКом, Ростелеком, СМАРТС, HCC и др.).

Компании предлагают людям различные услуги, выгодные линейки тарифов. Каждому новому продукту присущи отличительные особенности.

Монополистическая конкуренция является наиболее выгодным типом рыночной структуры. Общество получает определенные преимущества

Компании стремятся привлечь внимание людей и заинтересовать своими новыми предложениями, качественной и усовершенствованной продукцией. Спектр услуг, который они предлагают, постепенно расширяется, а ценовая планка опускается

Наличие огромного количества фирм-конкурентов препятствует образованию монополий. Благодаря этому у компаний нет возможности воздействовать на общий уровень цен и повышать его. Войти на рынок другим фирмам и предложить качественно новый продукт вполне возможно.

Зарождение антимонопольного законодательства в России

Первые попытки урегулировать и уменьшить скорость создания монополий были предприняты в России в 1908 году. Однако они встретили резкое сопротивление, а дальнейшие исторические события отодвинули создание законопроекта на неопределенный срок.

Далее правительство СССР создало собственную монополию – командную экономику. В стране была исключена сама возможность создания конкуренции вплоть до 1990 года и утверждения закона «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны».

После распада СССР набирало обороты развитие антимонопольного законодательства. Вначале вступил в действие законопроект, который ограничивал влияние трестов на рынок товаров. Он дорабатывался множество раз, и в 2004 году был создан Федеральный антимонопольный комитет.

Важно! На сегодняшний день ФАС контролирует рынок сбыта товаров, строго следит за деятельностью предприятий в соответствии с антимонопольной политикой. Если товарооборот предприятия превышает 35% от общего в сфере, оно вносится в специальный реестр и становится объектом пристального контроля со стороны государства

Монополии примеры в мире. Примеры монополий

Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель , который регулирует количество товара и его цены.

В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен . Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.

Состояние экономики, в которой доминирует один субъект , характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.

Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).

Классические примеры олигополии – самолето- и судостроение, производство оружия. Здесь конкуренция (что это такое?) происходит между двумя, тремя поставщиками.

Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии»

11 июня 2010

В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее — Реестр субъектов естественных монополий), и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 N 59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.

В соответствии со ст. 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

ФАС России считает, что в случае исключения районных газораспределительных организаций (далее — районные ГРО) из Реестра субъектов естественных монополий, при совершении сделок по передаче районными ГРО в аренду основных производственных средств и нематериальных активов, необходимо получение предварительного согласия органа регулирования естественной монополии на совершение таких действий. Правовым основанием в данном случае является фактическое осуществление в условиях естественной монополии районными ГРО своей основной деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей, транспортировке газа потребителям после исключения из Реестра субъектов естественных монополий.

В случае, если в результате сделки по передаче районными ГРО основных производственных средств и нематериальных активов, субъекты естественной монополии фактически перестают осуществлять хозяйственную деятельность в условиях естественной монополии, в ФАС России необходимо направить подтверждающие сведения о прекращении прежней деятельности по транспортировке и подаче газа потребителям (сведения об основных показателях хозяйственной деятельности районных ГРО, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках).

Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии»

Текст разъяснений официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах. Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка. Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Искусственная монополия

Это понятие весьма емкое. По мнению некоторых экспертов, естественная монополия, описанная выше, является одним из подвидов монополии экономической (искусственной). В этом случае речь идет о таких компаниях, которые смогли завоевать лидирующее положение на рынке.

Каким образом возникает искусственная монополия? Примеры появления главенствующих предприятий указывают на вероятность двух путей достижения цели. Первый из них кроется в успешном развитии производства, а также в концентрации капитала, и, как следствие, в увеличении масштабов деятельности. Второй путь является более быстрым. Его основой служит централизация капитала, то есть добровольное объединение или поглощение обанкротившихся организаций. При этом масса мелких и средних предприятий превращается в более крупное. Возникает искусственная монополия. Она охватывает определенный сегмент рынка сбыта и не имеет конкурентов.

В настоящее время широкое распространение получили искусственные монополии. Примеры таких объединений — это концерны, тресты, синдикаты и картели. Каждый предприниматель стремится к завоеванию монополистического положения. Оно позволяет устранить целый ряд рисков и проблем, связанных с конкурентами, а также занять на рынке привилегированную позицию. При этом монополист способен оказывать влияние на прочих участников рынка и навязывать им свои условия.

Создание искусственной монополии может происходить и другим путем. Государство своими законодательными актами способно предоставить право выпуска продукции или оказания услуг только одному предприятию. Таким образом также возникают искусственные монополии. Примеры тому есть в большинстве стран мира. Это организации, основанные на государственных преференциях. Пример в России — компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения работы на рынке другим перевозчикам, ее конкурентам.

Примером естественной монополии могут служить

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе лежат особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

олигополистические с небольшим числом производителей — рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно;

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную электронную торгово-закупочную площадку (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Антимонопольная политика государства

Законы:

« О естественных монополиях» ( 1995),

 « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991).

« О недобросовестной конкуренции» ( 1998).

Некоторые положения закона, виды недобросовестной конкуренции:

  • Незаконное использование фирменного наименования, товарного знака
  • Копирование, воспроизводство внешнего оформления товара
  • Навязывание покупателям дополнительных услуг
  • Реклама, содержащая некорректные отзывы о конкурентах
  • Искажение или скрытие в рекламе сведений о товаре
  • Прямое регулирование цен — это установление максимально допустимых цен, например, на некоторые лекарства, предметы первой необходимости.
  • Налогообложение – снижение налоговой ставки для малого бизнеса и повышение для крупного.
  • Регулирование естественных монополий (например, регулирование цен на электроэнергию,  инициирование  властями конкуренции – права  обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет наибольшую сумму.
  • Административный контроль монополизированных рынков: финансовые санкции против нарушителей антимонопольного законодательства, расформирование фирм, уличённых в нечестной конкуренции и др.
  • Использование организационного  механизма,  заключающегося в профилактике монополизации рынков путём либерализации рынка. Цель: сделать монополизацию рынков невыгодной: снижение таможенных пошлин, поддержка среднего и малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования и т.д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector