Центробанк и его функции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦБ РФ 5

1.1 Роль Центрального банка России в реализации денежно- кредитной политики 5

1.2 Функции и операции ЦБ РФ, направленные на проведение денежно- кредитной политики государства 7

ГЛАВА

2. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 13

2.1 Сущность содержания денежно кредитной политики 13

2.2. Особенности денежно-кредитной политики Банка России 15

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 22

3.1 Теоретические концепции эффективности денежно кредитной политики 22

3.2 Повышение эффективности денежно кредитной политики ЦБ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Приложения 31

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова

Департамент национальной платежной
системы

А.С.
Бакина

ТЦ «Нудоль» Банка России
О. К. Григорьев

Департамент
проектов и процессов

В.С. Казарин

Департамент информационных
технологий

З. Н. Кахруманова

Операционный
департамент

А.А.
Попов

Департамент
финансовых технологий

К.В.
Пронин

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя

О.В. Полякова

Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями

М.Г. Любомудров

Служба текущего банковского
надзора

Б.А.
Шабля

Заместитель Председателя —
руководитель Главной инспекции Банка России

Е.В.
Королева (и.о. заместителя Председателя, и.о. руководителя)

по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину

Департамент обеспечения
банковского
надзора
(в структуре по 30.11.2021 включительно)

А.С.
Данилов

Департамент финансового
оздоровления

А.Ю.
Жданов

Департамент банковского
регулирования
(в структуре по 30.11.2021 включительно)

А.А.
Лобанов

Департамент банковского регулирования и аналитики

Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов

Департамент стратегического развития
финансового рынка

М.А.
Ковригин

Департамент противодействия
недобросовестным практикам

В.В.
Лях

Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг

М.В.
Мамута

Департамент
корпоративных отношений

Е.И.
Курицына

Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций

Л. А. Тяжельникова

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент
финансовой стабильности

Е.О.
Данилова

Служба
анализа рисков

А.П.
Дымов

Департамент международного сотрудничества

А.С. Липин

Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов

Департамент статистики

Е.В.
Прокунина

Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев

«РОСИНКАС»

В.В. Медведев

Департамент наличного денежного
обращения

А.И.
Лахтиков

Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский

Университет Банка
России

А.Ю.
Афонин

Департамент кадровой
политики

П.Н.
Панкин

Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент
закупок Банка России

М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент
денежно-кредитной политики

К.В.
Тремасов

Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев

Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Департамент информационной
безопасности

В.А.
Уваров

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент полевых
учреждений
С.В. Белов

Департамент регулирования
бухгалтерского учета

М.С.
Волошина

Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности

И.Ю.
Грановская

Финансовый департамент

О.И. Солодухина

Административный
департамент
С.Б. Якушин

Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин

Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин

В.Е. Данилов

Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

И.В.
Ясинский

Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин

Департамент
страхового рынка

Ф.Г.
Габуния

Департамент
микрофинансового рынка

И.А.
Кочетков

Департамент инфраструктуры финансового рынка

Л.К.
Селютина

Департамент инвестиционных финансовых посредников

О. Ю. Шишлянникова

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита

Н.Н.
Суриков

Юридический
департамент

А.Г. Гузнов

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент
операций на финансовых рынках

А.В.
Каштуров

Департамент
управления данными

А.А.
Луковников

Департамент по
связям с общественностью

М.В.
Рыклина

Взаимоотношения Центрального банка с государственными и финансовыми структурами

Государственные органы власти

Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.

Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.

Мы уже говорили, что представители исполнительной и законодательной власти участвуют в Национальном финансовом совете.

ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.

Коммерческие банки

Еще раз повторю, что Центральный банк не работает с физическими лицами, т. е. в него нельзя прийти за кредитом или положить деньги на депозит. Для этого существуют коммерческие банки. А вот для них Центробанк – вышестоящий орган, который их контролирует.

Например, ЦБ может лишить лицензии любой коммерческий банк. В последние годы такая чистка приобрела массовый характер. Или наоборот принять меры для санации, т. е. оздоровления какого-либо банка. Сегодня в процессе оздоровления находятся 22 российских коммерческих банка.

ЦБ использует целый ряд инструментов регулирования банковской системы, главной целью которых является защита вкладчиков и кредиторов.

Что это даст бизнесу? А физическим лицам?

А.А. Алиев:

– ЦБ России в последнее время активно борется с ценовой нестабильностью, через инструмент таргетирования инфляции. Это важный критерий для жизни людей и ведения бизнеса. При низкой инфляции банки снижают стоимость капитала, деньги для бизнеса более доступны. Упрощается финансовый и инвестиционный потенциал для бизнеса. Активность бизнеса в последствие может дать пользу, выраженную в росте ВВП.

Физическим лицам номинально это обеспечивает более высокий уровень дохода, при прочих равных условиях. Также устойчивые цены способны поддерживать постоянный потребительский спрос.

Список использованной литературы

1. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) : Федер. закон РФ от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ.

2. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : Федер. закон РФ от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ.

3. О банках и банковской деятельности : Федер. закон РФ от 2.12.1990 г. № 395-1.

4. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требований по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций : Положение Банка России от 14.07.2012 г. № 273-П.

5. Об обязательных нормативах банков : Инструкция Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И с изменениями и дополнениями.

6. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: Инструкцию Банка России от 14.01.2014 г. № 109-И с изменениями и дополнениями.

7. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: Положение Банка России от 10.02.20013 г. № 236-П с изменениями и дополнениями.

8. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело: учебное пособие / под ред. И.Т.Балабанова. – СПб.: Питер, 2015.

9. Жуков, Е.Ф. Деньги Кредит Банки: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: «Банки и биржи», Юнити, 2014. – 579 с.

10. Макеев, С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? / С.Р. Макеев // «БДМ. Банки и деловой мир». 2016. № 135.

11. Симановский, А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. 2015. № 5.

12. Симановский, А.Ю. Текущий банковский надзор: Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. 2015. № 5

13. Фетисов, Г.Г. Организация деятельности Центрального Банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2013.

14. Марков А.М. Проблемы банковского устройства РФ // Вопросы экономики, № 10, 2015.

15. Ефимова Л. Финансовая природа Центрального банка Российской Федерации // Хозяйство и право. 2015. № 5.

16. Кашкин С. Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России// Российская юстиция. 2014. № 10.

17. Гейвандов Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации //Государство и право. 2013. № 6.

18. Степанов С.В. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2016 года // Эксперт, 2016, № 1.

Инструменты, методы, цели и принципы ДКП

Монетарная политика в своей деятельности использует следующие инструментальные способы:

  1. Устанавливает стойкий процент по всем видам финансовых операций, ориентирующихся на ключевую ставку.
  2. Регламентирует для всех структур и подразделений, включая финансовые организации, четкое исполнение резервных требований.
  3. Выполняет действия на открытых торгах (продажа и покупка казначейских билетов и ценных бумаг).
  4. Проводит рефинансирование всех существующих кредитных учреждений.
  5. Участвует в валютных операциях. Здесь происходит установление действующего курса мировых валют.
  6. Определяет реальный монетарный индикатор, который ориентируется на рост денежной массы.
  7. Принимает решения о введении прямых количественных ограничений по определению лимитов на рефинансирование действующих кредитных учреждений.
  8. Проводит обращение облигаций от своего имени среди финансовых структур.

ЦБ является открытым органом, поэтому рассказывает о своей деятельности на официальном сайте и в печатных СМИ на регулярной основе, давая подробные комментарии и разъяснения по проводимой монетарной политике. Как уже указывалось выше, целью ДКП ЦБ считается поддержание ценовой политики, с имеющимися низкими показателями инфляции. Чем меньше ее процент, тем выше благосостояние населения.

Стремление к ценовой стабильности определяет принципы монетарной политики, которые создают благоприятные условия для предпринимателей и покупательской способности, так как:

  • защищают все виды доходов в рублях от обесценивания, что позволяет осуществлять планирование долгосрочных расходов;
  • поддерживают граждан с небольшим уровнем дохода, позволяя им покупать промышленные и пищевые товары первого уровня необходимости;
  • повышают доступность кредитного финансирования компаний и коммерческих банковских учреждений;
  • способствуют упрощению финансового и инвестиционного планирования в предпринимательской среде;
  • делают все возможное для того, чтобы повысить доверие к рублю, снижают обязательства в экономике и обороте валютных активов.

Также важным принципом монетарной политики считаются меры по таргетированию инфляции, которые являются предсказуемыми и прозрачными, основанными на процентных показателях инфляции, с допустимостью некоторых колебаний около установленных 4% ставки. При любых отклонениях от цели (таргета), ЦБ выявляет причины и принимает меры для того, чтобы устранить отклонения.

Первая мера для выравнивания показателей – это плавающий валютный курс, при сдерживающих границах со стороны государства, который помогает влиять на интервенцию мирового валютного рынка. Также ЦБ может проводить операции не только с национальной валютой, а и с иностранной, что помогает восстановить утраченные позиции денежного обращения и пополнить финансовые резервы, согласно бюджетным правилам.

Одновременно, Центральный Банк осуществляет макроэкономический прогноз по динамике цен на товары и финансовые операции на текущий и будущий периоды, а также разрабатывает единый документ, в котором отражает направления государственной денежно-кредитной деятельности. Документ охватывает характеристику российской экономики на рассматриваемый период, предоставляет параметры оценок, которые будут применяться по отношению к инфляции и денежным операциям, оценивает перспективы роста экономики и платежного баланса по всем направлениям проводимой политики.

Поскольку экономика страны во многом зависит от состояния топливного мирового рынка, то в документе развития обязательно указываются перспективные цены для нефти и газа, а также остального ряда товарной продукции, относящейся к экспорту. Такие рекомендации и прогнозы помогают Правительству правильно разработать бюджет, что обусловливает государству благоприятную почву для макроэкономических событий.

К целям денежно-кредитной политики, помимо показателей инфляции, определения ключевой процентной ставки по займам, составления документа-плана развития финансовой составляющей экономики, поддержки национальной валюты, сдерживания валютной интервенции, относят также регулирование оборота денежной массы, количество выпущенных знаков Казначейством и Монетным двором, наличие и приумножение денежной базы, состояние золотовалютного резерва.

История Центробанка РФ и его особый статус

Первая гос. структура, выполнявшая функции Центробанка, возникла в России в 1860 году, получив наименование Государственный банк Российской империи. Он был важнейшим инструментом реализации экономической политики правительства в финансовой сфере, кредитовавшим промышленность и торговлю, а также руководившим банковскими операциями, которые производились примерно в 800 казначействах.

Новейшая история Банка России началась с его учреждения 13 июля 1990 года под наименованием Государственный банк РСФСР. После распада Советского Союза и упразднения Госбанка СССР Центральный банк РСФСР (Банк России) принял все его активы, пассивы и имущество на территории РФ, а вскоре получил и нынешнее название.

В начале 1990-х годов ЦБ РФ организовал создание в стране сети первых коммерческих банков. В собственности Банка России также оказались пакеты акций «совзагранбанков», превратившихся в «росзагранбанки», которые в течение 2000-2005 гг. были выкуплены у регулятора банком ВТБ.

Финансовым мегарегулятором российский Центробанк стал 1 сентября 2013 года, после упразднения и интеграции в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и ряда других надзорных органов.

В нынешнее время ЦБ РФ — не государственный банк России. Согласно ст. 75 Основного закона и положениям вышеупомянутого 86-ФЗ регулятор выполняет свои функции независимо от федеральных и других органов власти. Государство и Центробанк не отвечают по обязательствам каждой из сторон.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Основные инструменты денежно-кредитной политики

— Официальная учетная ставкаотносительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

— Обязательные резервычасть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

— Операции на открытом рынке.

— Моральное воздействиерекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

— Разумный банковский надзор — различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

— Контроль за рынком капиталов — порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

— Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

— Специальные депозиты — часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

— Количественные ограничения — потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

— Валютные интервенции — купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

— Управление государственным долгом — эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

— Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

— Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

— Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с фискальной политикой и законодательством.

Раскрытие экономического понятия

Денежно-кредитная политика ЦБ (ДКП) включает в себя часть экономической политики государства, направленной на повышение материального уровня благосостояния граждан России. Заключается это в обеспечении стабильности цен и стремлении к предупреждению роста инфляции. Данную направленность деятельности ЦБ называют также монетарной политикой. В выполнении возложенных полномочий она базируется на обеспечении комплекса мер по защите национальной валюты, доходов, сбережений, финансового и инвестиционного планирования, и проявляется в виде мягкой и жесткой форм. При этом ДКП использует прямые и косвенные методы и инструменты.

Монетарная политика контролирует деятельность государства в финансовом обороте и кредитной области, регулируя количество денежных средств, находящихся в обращении

Уделяется внимание и доступности займов по их социальному спросу

ДКП определяет, сколько национальной и мировой валюты находится в обороте, какова ставка кредитов. Так, например, если оборот денег непрерывный, и займы являются доступными, то экономические процессы будут развиваться быстро, несмотря на постоянное повышение цен. Если кредиты являются дорогими и недоступными для большинства предприятий и людей, а денежных средств в обращении очень мало, значит, экономика растет медленно, способствуя увеличению инфляции, которая может привести к экономическому кризису и падению уровня жизни населения всей страны.

В период наступающего финансового кризиса ЦБ старается сделать все возможное, чтобы простимулировать отрасли низкими процентными ставками, а при экономическом росте ограничить ее перегрев, принимая меры к предпринимателям, повышающим цены на производимую товарную продукцию. В связи с этим, каждый год в Центральном Банке готовят проект, который имеет форму документа, с перечислением основных направлений деятельности, касающихся ДКП государства.

Главным инструментом монетарной политики является ключевая ставка – процент, с помощью которого ЦБ выдает займы коммерческим банкам. При низкой ставке займы имеют небольшой процент, поэтому брать кредиты выгодно. Высокие показатели свидетельствуют о том, что денежных средств, поддерживающих экономику, крайне мало, поэтому кредиты у государства брать не рекомендуется.

Особого внимания заслуживает вопрос об инфляции. Ценовая стабильность в стране должна обеспечиваться низкой инфляцией. Ее показатели не должны быть больше 4 %. Успешность монетарной политики определяется меньшими значениями (2, 3).

Ставка рефинансирования (учетная ставка) и ключевая ставка ЦБ РФ

Обратите внимание, в таблице приведены ставки рефинансирования (учетная ставка), а с 01.01.2016 – ключевые ставки ЦБ РФ. С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату

С этой даты ЦБ не устанавливает самостоятельное значение ставки рефинансирования (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

Срок, с которого установлена ставка Размер ставки рефинансирования (%, годовых) Документ, в котором сообщена ставка
13.09.2021 6.75 Информация Банка России
26.07.2021 6.5 Информация Банка России
15.06.2021 5.5 Информация Банка России
26.04.2021 5 Информация Банка России
22.03.2021 4.5 Информация Банка России
27.07.2020 4.25 Информация Банка России
22.06.2020 4.5 Информация Банка России
27.04.2020 5.5 Информация Банка России
10.02.2020 6 Информация Банка России
16.12.2019 6.25 Информация Банка России
28.10.2019 6.5 Информация Банка России
09.09.2019 7 Информация Банка России
29.07.2019 7.25 Информация Банка России
17.06.2019 7.5 Информация Банка России
17.12.2018 7.75 Информация Банка России
17.09.2018 7.5 Информация Банка России
26.03.2018 7.25 Информация Банка России
12.02.2018 7.5 Информация Банка России
18.12.2017 7.75 Информация Банка России
30.10.2017 8.25 Информация Банка России
18.09.2017 8.5 Информация Банка России
19.06.2017 9 Информация Банка России
02.05.2017 9.25 Информация Банка России
27.03.2017 9.75 Информация Банка России
19.09.2016 10 Информация Банка России
14.06.2016 10.5 Информация Банка России
01.01.2016 11 Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У Информация Банка России
14.09.2012 8.25 Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У
26.12.2011 8 Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У
03.05.2011 8.25 Указание Банка России от 29.04.2011 N 2618-У
28.02.2011 8 Указание Банка России от 25.02.2011 N 2583-У
01.06.2010 7.75 Указание Банка России от 31.05.2010 N 2450-У
30.04.2010 8 Указание Банка России от 29.04.2010 N 2439-У
29.03.2010 8.25 Указание Банка России от 26.03.2010 N 2415-У
24.02.2010 8.5 Указание Банка России от 19.02.2010 N 2399-У
28.12.2009 8.75 Указание Банка России от 25.12.2009 N 2369-У
25.11.2009 9 Указание Банка России от 24.11.2009 N 2336-У
30.10.2009 9.5 Указание Банка России от 29.10.2009 N 2313-У
30.09.2009 10 Указание Банка России от 29.09.2009 N 2299-У
15.09.2009 10.5 Указание Банка России от 14.09.2009 N 2287-У
10.08.2009 10.75 Указание Банка России от 07.08.2009 N 2270-У
13.07.2009 11 Указание Банка России от 10.07.2009 N 2259-У
05.06.2009 11.5 Указание Банка России от 04.06.2009 N 2247-У
14.05.2009 12 Указание Банка России от 13.05.2009 N 2230-У
24.04.2009 12.5 Указание Банка России от 23.04.2009 N 2222-У
01.12.2008 13 Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У
12.11.2008 12 Указание Банка России от 11.11.2008 N 2123-У
14.07.2008 11 Указание Банка России от 11.07.2008 N 2037-У
10.06.2008 10.75 Указание Банка России от 09.06.2008 N 2022-У
29.04.2008 10.5 Указание Банка России от 28.04.2008 N 1997-У
04.02.2008 10.25 Указание Банка России от 01.02.2008 N 1975-У
19.06.2007 10 Телеграмма Банка России от 18.06.2007 N 1839-У
29.01.2007 10.5 Телеграмма Банка России от 26.01.2007 N 1788-У
23.10.2006 11 Телеграмма Банка России от 20.10.2006 N 1734-У

Денежно-кредитная политика

Основной целью денежно-кредитной политики, которую проводит ЦБ, является обеспечение инфляции в пределах 4 %. Эта цифра зафиксирована в проекте политики на 2019 – 2021 годы. И основным инструментом для достижения этой цели является регулирование ключевой ставки.

Кроме регулирования ставки есть и еще ряд инструментов. Например:

  • установление предельных размеров резервов коммерческих банков,
  • валютные интервенции,
  • выпуск облигаций,
  • регулирование денежной массы в стране.

Следует иметь в виду, что влияние этой политики на экономику в целом и благосостояние отдельного гражданина носит долгосрочный характер и не может проявиться здесь и сейчас. Поэтому для разработки действительно эффективных инструментов ЦБ составляет прогнозы и оценивает риски.

Понятие и основные элементы банковской системы России

Действующая в России банковская система непосредственно регулируется Конституцией РФ, федеральными законами о Банке России и о банках и банковской деятельности. Согласно ст. 2 закона о банках и банковской деятельности, банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банковская система Российской Федерации является двухуровневой. Как видно, элементы банковской системы России как основа ее построения имеют законодательное определение.

Как правило, банковские системы экономически развитых государств являются двухуровневыми. Нижний, или первый, уровень составляют коммерческие банки и иные кредитные организации с их филиалами, а верхний, или второй, уровень — национальные или центральные банки и надзорно-контрольные ведомства. Например, в Германии верхний уровень банковской системы представлен Немецким Федеральным банком и Федеральным ведомством надзора за кредитным делом.

Данное законом определение представляется неполным, так как отражает предельно узкое понимание системы. Названные кредитные организации, Банк России и филиалы и представительства иностранных банков образуют только первую группу участников системы, непосредственно выполняющих ее основные функции по обслуживанию физических и юридических лиц, обеспечению реализации денежно-кредитной политики государства. Вторая группа — это так называемая инфраструктура банковской системы, способствующая выполнению этих функций: бюро кредитных историй, Агентство по страхованию вкладов, государственная корпорация «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), создаваемые кредитными организациями ассоциации и союзы, банковские группы и холдинги, банковские платежные агенты — физические и организации, привлекаемые кредитной организацией для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет, для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.

Однако субъекты второй группы в отличие от первой группы участников банковской системы не вправе осуществлять банковские операции, не проходят процедуру получения от Банка России разрешения на создание в качестве кредитной организации, не подлежат лицензированию Банком России. Поэтому законодатель предельно четко очерчивает круг субъектов, формирующих банковскую систему, исключая доступ широкого круга лиц к осуществлению банковских операций требованием получения лицензии в целях обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Системообразующим элементом, без которого невозможно существование и дальнейшее развитие банковской системы, является Банк России, который непосредственно осуществляет государственное управление банковской системой. Правовой статус Банка России подробнее будет рассмотрен в гл. 5. Основным субъектом банковской системы РФ, осуществляющим банковские операции, является кредитная организация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector