Как центральный банк выполняет функции регулятора

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Основные инструменты денежно-кредитной политики

Официальная учетная ставкаотносительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

— Обязательные резервычасть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

— Операции на открытом рынке.

— Моральное воздействиерекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

— Разумный банковский надзор — различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

— Контроль за рынком капиталов — порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

— Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

— Специальные депозиты — часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

— Количественные ограничения — потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

— Валютные интервенции — купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

— Управление государственным долгом — эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

— Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

— Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

— Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с фискальной политикой и законодательством.

Шаг 1. Придумать правильное название

Пошаговую регистрацию ООО начинаем с выбора названия. У фирмы должно быть одно полное и может быть еще одно сокращенное название с указанием формы собственности. Дополнительно можно выбрать название на языке народов РФ или иностранном языке (; далее – Закон № 14-ФЗ).

Например:

  • полное – Общество с ограниченной ответственностью «Докиа»;
  • сокращенное – ООО «Докиа»;
  • иностранное – Ltd Dokia.

Назвать ООО можно, как хочется. Даже если в ЕГРЮЛ уже есть такое наименование, или его используют конкуренты с соседней улицы. На регистрацию предприятия ООО это никак не повлияет. Но есть определенные ограничения, о которых нужно помнить.

Вот какие наименования нельзя использовать ().

  1. Официальные наименования. Не пройдет регистрацию фирмы ООО с наименованием, включающим название иностранных государств, органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, названия общественных объединений. Нельзя включать в наименование «Россия» или «Рос», «Таганрог» или «Минюст».
  2. Наименования, которые противоречат морали и общественным интересам. Например, названия, которые включают ругательства, порочат честь и достоинство других людей.
  3. Наименования, зарегистрированные как товарные знаки. Не стоит использовать названия известных брендов или более успешных конкурентов, если они зарегистрировали свое обозначение в Роспатенте. Например, не следует использовать название вроде «Ашан» или «Пятерочка», если планируете открывать продуктовый магазин, – это зарегистрированные товарные знаки.

Само по себе использование такого названия не препятствует регистрации нового ООО – ФНС не откажет. Но вешать на вывеске или писать его на этикетке очень рискованно. Если владелец товарного знака узнает о неправомерном использовании его бренда, он может подать в суд и отсудить компенсацию до 5 млн руб. (). Случаев из практики море.

Неправильно

Правильно

ООО «Dokia»

ООО «Докиа»

ООО «Министерство юстиции»

ООО «Министерские озера»

ООО «Бухари»

ООО «Бухара Групп»

ООО «Кока-кола»

ООО «Кокин стол»

Понятие и основные элементы банковской системы России

Действующая в России банковская система непосредственно регулируется Конституцией РФ, федеральными законами о Банке России и о банках и банковской деятельности. Согласно ст. 2 закона о банках и банковской деятельности, банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банковская система Российской Федерации является двухуровневой. Как видно, элементы банковской системы России как основа ее построения имеют законодательное определение.

Как правило, банковские системы экономически развитых государств являются двухуровневыми. Нижний, или первый, уровень составляют коммерческие банки и иные кредитные организации с их филиалами, а верхний, или второй, уровень — национальные или центральные банки и надзорно-контрольные ведомства. Например, в Германии верхний уровень банковской системы представлен Немецким Федеральным банком и Федеральным ведомством надзора за кредитным делом.

Данное законом определение представляется неполным, так как отражает предельно узкое понимание системы. Названные кредитные организации, Банк России и филиалы и представительства иностранных банков образуют только первую группу участников системы, непосредственно выполняющих ее основные функции по обслуживанию физических и юридических лиц, обеспечению реализации денежно-кредитной политики государства. Вторая группа — это так называемая инфраструктура банковской системы, способствующая выполнению этих функций: бюро кредитных историй, Агентство по страхованию вкладов, государственная корпорация «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), создаваемые кредитными организациями ассоциации и союзы, банковские группы и холдинги, банковские платежные агенты — физические и организации, привлекаемые кредитной организацией для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет, для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.

Однако субъекты второй группы в отличие от первой группы участников банковской системы не вправе осуществлять банковские операции, не проходят процедуру получения от Банка России разрешения на создание в качестве кредитной организации, не подлежат лицензированию Банком России. Поэтому законодатель предельно четко очерчивает круг субъектов, формирующих банковскую систему, исключая доступ широкого круга лиц к осуществлению банковских операций требованием получения лицензии в целях обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Системообразующим элементом, без которого невозможно существование и дальнейшее развитие банковской системы, является Банк России, который непосредственно осуществляет государственное управление банковской системой. Правовой статус Банка России подробнее будет рассмотрен в гл. 5. Основным субъектом банковской системы РФ, осуществляющим банковские операции, является кредитная организация.

Кто контролирует деятельность Центробанка РФ?

Центральный Банк Российской Федерации наделен большими полномочиями: это и полное регулирование финансовой деятельности кредитных организаций (со всеми полагающими санкциями: предписаниями, ограничениями, отзывом лицензии), эмиссия денежных знаков, контроль над федеральной собственностью золотовалютного резерва. Столь широкие функции и полномочия носят масштабный характер, поэтому многих интересует вопрос, а кто же контролирует деятельность самого Центробанка?

Начнем с того, что Центральный Банк РФ не является частью ни исполнительной, ни законодательной власти. Судебной властью Банк России так же не обладает. Все три ветви государственной власти действуют независимо от Центробанка, а он от них. То есть, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О Центральном Банке РФ», все возложенные на него функции, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Разумеется, как и любое подразделение, пусть и независимое, Центральный Банк РФ подотчетен другим структурам. Главным образом Федеральному собранию Российской Федерации.

Банк России должен ежегодно отправлять в Государственную Думу свой годовой отчет. По срокам не позднее 15 мая. Данное обязательство прописано в статье № 25 ФЗ-86. Годовой отчет включает в себя следующие сведения:

  1. перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики;
  2. анализ денежного обращения и финансового рынка РФ;
  3. анализ валютного положения и национальной платежной системы РФ;
  4. годовую финансовую отчетность Центробанка;
  5. аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Центробанка;
  6. информацию главного аудитора Центробанка об эффективности использования денежных средств и другие отчеты.

О ежегодном обязательном независимом аудите финансовой отчетности Центробанка принимает решение Национальный Финансовый Совет. Он же выбирает и аудиторскую организацию для проведения данной проверки. В соответствии со статьей 94 ФЗ-86 Центральный Банк РФ обязан предоставлять аудиторской проверке отчетность и прочие необходимые данные.

Что же касается внутреннего аудита, то он осуществляется службой главного аудитора Центробанка.

Интересный факт! Главный аудитор Центрального Банка России находится в непосредственном подчинении у Председателя Банка.

Центробанк РФ каждый месяц публикует и прочие данные о своей деятельности (баланс, данные о динамике денежной массы, сведенья о денежном обращении, информацию о различных операциях).

Кроме того, в соответствии со статьей 26.1 Федерального Закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 года, Центральный Банк РФ раскрывает информацию о сделках, совершенных с ценными бумагами на организованных торгах. Состав, порядок и сроки которых устанавливаются Советом директоров.

На пресс-конференции 2017 года Президент России В.В. Путин прокомментировал: «Что касается контроля над соблюдением Законов в Центральном Банке России, этот контроль осуществляется. И Прокуратурой, и другими органами. Хочу ещё раз подчеркнуть, что никаких заметных серьёзных правонарушений, связанных с нарушением действующего Закона, в работе Центробанка выявлено не было».

Акционерные коммерческие банки

Эта категория банков является самой распространенной в мире. Первый акционерный банк на территории Российской Федерации появился в середине 19 века в Санкт-Петербурге. Акционерные банки могут быть разделены на открытые акционерные общества и закрытые. Акции ОАО могут приобретать и продавать все желающие. Субъектный состав сделок с бумагами ЗАО существенно ограничен.

Самыми крупными российскими коммерческими банками являются Сбербанк, ВТБ, «Альфа-Банк», «ФК-Открытие» и «Газпромбанк». Эти банки являются самыми прибыльными на территории Российской Федерации. В последнее время популярность набирает «Тинькофф банк». Его особенностью является полный отказ от отделений. Все операции совершаются в интернете. Банк имеет большое количество партнеров, в терминалах которых можно снять наличные с банковской карточки.

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова

Департамент национальной платежной
системы

А.С.
Бакина

ТЦ «Нудоль» Банка России
О. К. Григорьев

Департамент
проектов и процессов

В.С. Казарин

Департамент информационных
технологий

З. Н. Кахруманова

Операционный
департамент

А.А.
Попов

Департамент
финансовых технологий

К.В.
Пронин

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя

О.В. Полякова

Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями

М.Г. Любомудров

Служба текущего банковского
надзора

Б.А.
Шабля

Заместитель Председателя —
руководитель Главной инспекции Банка России

Е.В.
Королева (и.о. заместителя Председателя, и.о. руководителя)

по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину

Департамент обеспечения
банковского
надзора
(в структуре по 30.11.2021 включительно)

А.С.
Данилов

Департамент финансового
оздоровления

А.Ю.
Жданов

Департамент банковского
регулирования
(в структуре по 30.11.2021 включительно)

А.А.
Лобанов

Департамент банковского регулирования и аналитики

Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов

Департамент стратегического развития
финансового рынка

М.А.
Ковригин

Департамент противодействия
недобросовестным практикам

В.В.
Лях

Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг

М.В.
Мамута

Департамент
корпоративных отношений

Е.И.
Курицына

Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций

Л. А. Тяжельникова

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент
финансовой стабильности

Е.О.
Данилова

Служба
анализа рисков

А.П.
Дымов

Департамент международного сотрудничества

А.С. Липин

Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов

Департамент статистики

Е.В.
Прокунина

Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев

«РОСИНКАС»

В.В. Медведев

Департамент наличного денежного
обращения

А.И.
Лахтиков

Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский

Университет Банка
России

А.Ю.
Афонин

Департамент кадровой
политики

П.Н.
Панкин

Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент
закупок Банка России

М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент
денежно-кредитной политики

К.В.
Тремасов

Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев

Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Департамент информационной
безопасности

В.А.
Уваров

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент полевых
учреждений
С.В. Белов

Департамент регулирования
бухгалтерского учета

М.С.
Волошина

Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности

И.Ю.
Грановская

Финансовый департамент

О.И. Солодухина

Административный
департамент
С.Б. Якушин

Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин

Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин

В.Е. Данилов

Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

И.В.
Ясинский

Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин

Департамент
страхового рынка

Ф.Г.
Габуния

Департамент
микрофинансового рынка

И.А.
Кочетков

Департамент инфраструктуры финансового рынка

Л.К.
Селютина

Департамент инвестиционных финансовых посредников

О. Ю. Шишлянникова

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита

Н.Н.
Суриков

Юридический
департамент

А.Г. Гузнов

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент
операций на финансовых рынках

А.В.
Каштуров

Департамент
управления данными

А.А.
Луковников

Департамент по
связям с общественностью

М.В.
Рыклина

ЦБ РФ

Что собой представляет управляющая Центробанком России? ЦБ РФ – специфическое публично-правовое заведение России, передовой банк первого уровня. Важнейший денежно-кредитный и эмиссионный регулятор державы, создающий и воплощающий во взаимодействии с Правительством РФ государственную единую кредитно-денежную стратегию. Наделен особенной компетенцией, к примеру, правом регулирования работы банков и эмиссии денежных купюр.

Банк РФ, выполняя роль наиглавнейшего регулирующего и координирующего органа всей системы державы, выступает органом экономического руководства. Надзирает за деятельностью кредитных структур, отзывает и выдает им лицензии на исполнение банковских процессов, а уже кредитные образования сотрудничают с иными физ- и юрлицами.

Статья 71 Конституции РФ предопределяет, что привилегией денежной эмиссии владеет РФ, а статья 75 уточняет, что эта эмиссия исполняется лишь ЦБ РФ, и оговорена его базовая функция – обеспечение и защита устойчивости рубля, которую он реализует независимо от иных органов госвласти.

Функции, статус, полномочия и цели деятельности ЦБ РФ определяются Федеральным каноном «О ЦБ РФ (Банке России)» прочими федеративными положениями. Центробанк считает себя уполномоченным Госбанка СССР, базовыми целями работы которого являются обеспечение и защита устойчивости рубля российского, укрепление и развитие банковского сектора, обеспечение бесперебойной и эффективной работы платежной системы. Официально является ЦБ РФ лишь с 2002 года.

Так, где зарегистрирован ЦБ России? Известно, что это учреждение как юрлицо зарегистрировано в 1990 году, 2 декабря, в Российской Федерации. Имеет присвоенный базовый регистрационный госномер (ОГРН) № 1037700013020 от 10.01.2003 г.

Шаг 5. Подготовить устав

Устав – это главный документ, которым руководствуется ООО после регистрации. В нем собраны основные правила работы фирмы:

  • как работает и принимает решения общее собрание;
  • нужен ли на собраниях нотариус;
  • если учредитель один, как он решает вопросы бизнеса;
  • кто принимает решения:–гендиректор единолично или совет директоров;
  • какие права и обязанности есть у участников;
  • можно ли продавать свои доли, нужно ли на это согласие партнеров;
  • как выйти из состава участников и другие вопросы.

 У учредителей есть два варианта: выбрать один из типовых уставов или составить свой ().

Типовой устав – это решение на случай, когда вы открываете небольшой бизнес и не хотите заморачиваться с составлением индивидуального устава. Типовой устав не нужно включать в комплект документов для регистрации ООО. Достаточно выбрать подходящий вариант и указать его в заявлении на регистрацию.

Всего есть 36 вариантов типовых уставов. Они отличаются по набору таких условий, как:

  • возможность выхода участника из состава ООО;
  • порядок выбора директора;
  • порядок отчуждения доли в ООО;
  • переход доли в уставном капитале к наследникам и т. д.

Чтобы не перечитывать перед регистрацией каждый, можно использовать . А еще на сайте ФНС России есть специальный сервис выбора типового устава для ООО (service.nalog.ru/statute/) – отвечаете на несколько вопросов, и алгоритм выдает подходящие варианты. А когда выбрали, достаточно указать подходящий вариант в заявлении.

Нетиповой устав нужен при создании крупного многомиллионного бизнеса или когда ни один из типовых уставов не подходит. Например, если учредители после регистрации ООО хотят использовать круглую печать, они должны указать это в уставе (). В типовых вариантах такой возможности не предусмотрено, а внести в них изменения нельзя. Поэтому учредителям придется составить свой устав.

Это длинный и сложный документ. Чтобы вы не тратили время и деньги на его составление, мы приложили образец устава. Пользуйтесь.

Прочтите его совместно с партнерами, если необходимо – внесите изменения, впишите свои данные, распечатайте и подпишите. Устав включается в пакет документов на регистрацию ООО и подается в налоговую. Дополнительно заверять у нотариуса устав не нужно.

Взаимоотношения Центрального банка с государственными и финансовыми структурами

Государственные органы власти

Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.

Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.

Мы уже говорили, что представители исполнительной и законодательной власти участвуют в Национальном финансовом совете.

ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.

Коммерческие банки

Еще раз повторю, что Центральный банк не работает с физическими лицами, т. е. в него нельзя прийти за кредитом или положить деньги на депозит. Для этого существуют коммерческие банки. А вот для них Центробанк – вышестоящий орган, который их контролирует.

Например, ЦБ может лишить лицензии любой коммерческий банк. В последние годы такая чистка приобрела массовый характер. Или наоборот принять меры для санации, т. е. оздоровления какого-либо банка. Сегодня в процессе оздоровления находятся 22 российских коммерческих банка.

ЦБ использует целый ряд инструментов регулирования банковской системы, главной целью которых является защита вкладчиков и кредиторов.

Взаимоотношения Центрального банка России и коммерческих банков

Основное отличие Центробанка от коммерческого заключается в контролирующей роли первого. Он осуществляет функции по общему регулированию деятельности каждого отдельно взятого коммерческого банка.

Банк России использует все экономические способы управления. И лишь в том случае, когда их использование не способно обеспечить достижение необходимого эффекта, Центробанк может в процессе регулирования использовать административные методы управления. Взаимоотношения между Банком Росси и коммерческими банками, которые осуществляют свою деятельность на территории государства, определяются действующим банковским законодательством.

Для того чтобы регулировать коммерческие банки, Центробанк может увеличивать или понижать минимальные ставки обязательных резервов, которые размещаются коммерческими банками в главном банке государства. Также ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банками и может изменять их объемы вмести с процентными ставками.

Размер остатка денежных средств, который подлежит резервированию в Центробанке, определяется на основе данных из бухгалтерского баланса коммерческих банков. В их балансе должны быть учтены все средства, которые были привлечены в качестве кредитов. Отношения экономического характера между коммерческими банками и ЦБ России заключается в том, что последний предоставляет коммерческих банкам кредиты, а те уже, в свою очередь, могут выдавать ссуды хозяйствующим субъектам.

Данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учёта

Форма 101

2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря

Отличительные особенности Центрального Банка России

Главной отличительной особенностью Центробанка уже является его название. Центр – это символ основы чего либо, получается, что Центральный Банк РФ является «центром» всех банков страны. Отсюда и его привилегии: абсолютная монополия эмиссии денежных знаков, регулирование устойчивости национальной денежной единицы, наделение имущественной и финансовой независимостью.

Еще одним принципиальным отличием Центробанка от прочих российских банков является то, что он не оказывает финансовые услуги населению и не кредитует частный бизнес, а является регулирующим органом финансово-экономической системы страны, выступает как бы связывающим звеном между субъектами экономики и Правительством.

Обратите внимание! Получение прибыли не является целью деятельности Банка России!

Уникальность Центрального Банка РФ заключается в том, что он сочетает в себе некоторые черты коммерческого учреждения и государственного ведомства.

Правовой статус как главная отличительная особенность Банка России

Уникальный российский Банк выступает как особый публично-правовой институт в экономической системе страны.

Определяющим звеном правового статуса Центрального Банка является принцип независимости, суть которого отражена в Конституции РФ (статья 75), а так же в первых двух статьях Федерального Закона №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года.

Что же такое принцип независимости? В буквальном понимании, данный принцип означает исключительное право Банка на денежную эмиссию и организацию денежного и валютного обращения.

ЦБ РФ не отвечает по обязательствам ни государства, ни кредитных организаций, и у них это взаимно.

Интересный факт! Банк России имеет право защищать свои интересы в суде! (В том числе в международных судах, а так же судах иностранных государств и третейских судах).

Парадоксальные моменты

Если хорошо вникнуть в правовой статус Центрального Банка, можно заметить несколько парадоксальных моментов. Например, в 75 статье Конституции РФ указано, что ЦБ РФ имеет особый конституционно-правовой статус, который дает ему исключительное право на монопольное осуществление денежной эмиссии и обеспечении устойчивости рубля, независимо от органов государственной власти. То есть, фактически, Банк не зависим в своих решениях, а учитывая функции, которые он выполняет, Центробанк может быть приравнен к государственному органу власти. Но, фактически, банк таковым не является.

А так же нелогичные моменты можно выделить в плане независимости Центробанка. Принцип независимости отражается так же и в финансовой независимости Банка, здесь все просто: свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов. А вот уставный капитал и прочее имущество Центробанка принадлежит Федерации, то есть, является федеральной собственность, а не собственностью банка (вот такая вот независимость).

Все имущество Центрального Банка принадлежит Российской Федерации, но, при этом изъятие имущества без согласия Банка России не допускается.

И вообще все полномочия по пользованию, распоряжению и владению имуществом Центробанка осуществляется самим Банком, в соответствии с установленными государственными целями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector