Отношения великобритании и евросоюза в 2021 году

Лондон введет новые иммиграционные правила

До сих пор Великобритания была обязана соблюдать один из четырех базовых принципов ЕС — свободу передвижения рабочей силы. И хотя страна не входит в Шенгенскую зону и всегда имела собственный визовый режим, граждане стран ЕС и Европейской экономической зоны могли относительно свободно жить и работать в Британии.

Brexit изменит эту реальность. Теперь миграция попадает в поле британского законодательства и Лондон намерен ввести новые правила в этой сфере. Какими точно они будут и когда вступят в силу — на данный момент неясно. Однако и правительство Терезы Мэй, и кабинет Бориса Джонсона декларировали схожую цель: ограничить приток неквалифицированных мигрантов из стран ЕС.

Мэй предлагала ввести порог зарплаты в 30 тыс. фунтов стерлингов — лишь те, кто получил подобные рабочие контракты, могли бы рассчитывать на жизнь в Британии. Именно такое ограничение сейчас действует для граждан стран, не входящих в ЕС(рабочая виза Tier 2). Однако, как выяснила The Guradian, Джонсон намерен применить более гибкий подход и ввести для граждан ЕС систему баллов, в которой зарплата была бы лишь одним из показателей(подобно Австралии).

Новые правила могут заработать уже с 1 января 2021 года, сразу после окончания переходного пост-Brexit периода — об этом недавно писала The Independent. Это быстрее, чем планировала Мэй(с 2023 года). Финальное решение правительство Джонсона примет после того, как получит рекомендации консультативного комитета по миграции в ближайшие недели.

Источник

Когда после Второй мировой войны были выдвинуты предложения о Европейском таможенном союзе, в Великобритании возникла широкая политическая оппозиция: Федерация британской промышленности и правительственные министерства экономики выступили против британского участия, поскольку установление общего внешнего тарифа означало бы конец Система торговли Imperial Preference в Британской империи и Содружестве Наций подвергнет британский бизнес усилению конкуренции со стороны континента, в частности, со стороны Германии. Между тем Лейбористская партия считала, что это приведет к увеличению стоимости жизни для британского рабочего класса, вынудив его потреблять более дорогую сельскохозяйственную продукцию из континентальной Европы вместо более дешевой еды из имперских владений, и что то, что они считали господством политики континентальной Западной Европы антисоциалистической христианской демократией поставили бы под угрозу недавно построенное государство всеобщего благосостояния, введенное министерством Эттли . В результате первоначальное отношение Великобритании к шагам в направлении европейской экономической интеграции было довольно отстраненным: она была лишь наблюдателем на переговорах о создании ЕОУС, которые завершились подписанием Парижского договора 1951 года , и аналогичным образом направила государственного служащего среднего звена из Совет по торговле в качестве наблюдателя на министерскую Мессине конференцию , которая привела к Римскому договору .

Вскоре после создания ЕОУС в 1952 году Великобритания стала первой страной, которая учредила делегацию в Люксембурге , где в то время находился Высший руководящий орган (нынешняя Европейская комиссия ). 24 декабря 1953 года Высшее руководство предложило британскому правительству начать переговоры о создании ассоциации. 29 апреля 1954 года британское правительство пригласило высшее руководство в Лондон для начала обсуждения предлагаемой ассоциации, и 21 декабря 1954 года в Лондоне было подписано Соглашение об ассоциации, которое вступило в силу 23 сентября 1955 года. Это был первый пример ассоциации с ЕС. Соглашение .

Соглашение об ассоциации учредило Постоянный совет ассоциации, цель которого — предоставить «средства для постоянного обмена информацией и консультаций по вопросам, представляющим общий интерес, касающимся угля и стали» (статья 6). Первая встреча состоялась 17 ноября 1955 года в Люксембурге. На второй встрече 22 марта 1956 года в Лондоне Высшее руководство и британское правительство договорились начать переговоры по тарифам. В том же году британское правительство также выступило с встречным предложением переговорам по Римскому договору, отстаивая создание более крупной, но менее интегрированной зоны свободной торговли, охватывающей всех членов Организации европейского экономического сотрудничества (ныне ОЭСР): это создала бы европейский торговый блок, но не ввела бы общий внешний тариф, который позволил бы Великобритании поддерживать политику имперских преференций. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Впоследствии политическое мнение в Великобритании сместилось в сторону более тесного взаимодействия с Европейскими сообществами.

Какие страны входят в Евросоюз

Идея объединенной Европы начала овладевать умами после кровавой Второй мировой войны. Тем не менее до политического объединения европейским нациям предстоял долгий путь. На настоящий момент Евросоюз не является государством, это лишь политико-экономическое объединение, которое включает 28 государств-членов:

  • Дания;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Венгрия;
  • Бельгия;
  • Австрия;
  • Италия;
  • Греция;
  • Ирландия;
  • Испания;
  • Германия;
  • Кипр;
  • Латвия;
  • Польша;
  • Болгария;
  • Литва;
  • Мальта;
  • Словения;
  • Словакия;
  • Финляндия;
  • Люксембург;
  • Эстония;
  • Румыния;
  • Хорватия;
  • Португалия;
  • Чехия;
  • Нидерланды;
  • Швеция.

Великобритания и ЕС сегодня

1 января 1973 года, когда Великобритания вступила в ЕС, а точнее в Европейское экономическое сообщество, предшествовавшее нынешнему Евросоюзу, английские политики радовались долгожданному успеху. Дело в том, что страна там оказалась лишь с третьего раза. Первые два заявки отклоняли из-за вето президента Франции де Голля.

Возвращаясь к вопросу, находится Великобритания в ЕС или её там нет, в 2019 году можно дать однозначный ответ: Соединенное Королевство – член Евросоюза. Тем не менее с большой долей уверенности можно говорить, что состоит она там последний год. В 2016 году состоялся всенародный референдум, на котором подданные её величества решали вопрос – быть или не быть в составе объединения. С минимальным перевесом победили сторонники отделения, мотивировавшие свою позицию экономической невыгодностью членства в организации. Выход страны из ЕС намечен на март 2019 года.

Британский сектор финансов и услуг — в режиме ожидания

Соглашение о новых правилах партнерства Великобритании и ЕС сохраняет свободу торговли товарами, но не касается финансов и услуг. На эти сектора, обеспечивающие почти 80% британского ВВП, приходилась львиная доля экспорта Великобритании в страны ЕС. Доступ британского бизнеса на европейский рынок банковских, финансовых, страховых, консалтинговых, юридических и прочих услуг стал предметом отдельных переговоров, которые продолжатся в 2021 году.

С 1 января финансовые организации Великобритании утратили право напрямую продавать свои услуги в странах ЕС. Банкам, инвестиционным фондам и компаниям крупнейшей финансовой площадки Европы — лондонского Сити — придется либо открывать полноценные филиалы в странах ЕС, либо дожидаться от Еврокомиссии разрешения работать в «режиме эквивалентности» (в случае полного соответствия национального регулирования европейскому).

Некоторые крупные финансовые структуры заблаговременно перевели часть своей деятельности из Лондона во Франкфурт, Дублин, Париж или Люксембург.

Фундаментальные изменения для европейского рыболовства

«Битва за рыбу», как называет эту дилемму The Guardian — еще одна из самых проблемных тем ближайшего будущего. После Brexit Лондон откажется от Общей рыболовной политики ЕС — она позволяла всем странам ЕС ловить рыбу в пределах 12 морских миль от британского побережья, а самому Евросоюзу — устанавливать квоты на вылов.

Британские рыбаки давно добивались пересмотра этой политики, считая ее несправедливой. За год в ЕС вылавливали около 6 млн тонн рыбы, половину из них — в водах Великобритании. При этом на долю британских рыбаков приходилось лишь 750 тыс. тонн.

Однако Brexit с 2021 года(после переходного периода) сделает Британию независимым государством, полностью отвечающим за управление рыболовством в своей исключительной экономической зоне — в 200 морских милях от берега.

Поэтому теперь доступ иностранных рыболовных судов к британским водам будет предметом жестких переговоров с ЕС. Брюссель пытается сохранить статус-кво как часть более широкой торговой сделки, однако в Лондоне категорически против такого подхода.

Рыбная война

Наряду с британскими требованиями свои претензии декларируют и страны Евросоюза. Они касаются режима рыболовства в британских водах, который стал еще одной проблемной договоренностью по Brexit. Стороны решили, что европейские суда смогут рыбачить в водах Джерси (остров в проливе Ла-Манш, который принадлежит британской короне) в течение следующих пяти с половиной лет. Для этого им надо получить специальную лицензию, доказав, что они занимались рыболовством в британских водах еще до Brexit.

Однако ЕС не устраивает количество разрешений, которое выдает Лондон. К примеру, недавно лицензию получили лишь 12 французских кораблей из 47 заявленных. В итоге 13 стран Евросоюза во главе с Францией (Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды Португалия, Швеция) подготовили совместную декларацию, в которой обвинили Лондон в нанесении им «значительного экономического ущерба».

Подходят по-английски

Фото: REUTERS/Charles Platiau

«Рыбная война» между Лондоном и Парижем продолжается с весны этого года. Тогда Франция пригрозила, что, если ситуация не изменится, она отрежет остров Джерси от подачи туда электроэнергии, а это 95% островного электричества. Параллельно с этим французские рыбаки начали блокировать порт и столицу острова Сент-Хелиер. Дошло до того, что Лондон направил туда два сторожевых корабля с боевыми пушками на борту; штаб ВМС Франции, в свою очередь, также разместил в Ла-Манше свои наблюдательные корабли. В итоге, не добившись своего, рыбаки блокаду сняли, и столкновений удалось избежать.

Евросоюз ситуацию с рыболовством пристально отслеживает: как заявила «Известиям» представитель Еврокомиссии Вивиан Лунела, Брюссель находится на связи с Лондоном, чтобы все лицензии выдавались в кратчайшие сроки.— Это сложный процесс. Особенно когда речь заходит о небольших судах, которые, по закону, не обязаны электронно регистрировать свои местоположение и деятельность. Тем не менее, комиссия предоставила все возможные и доступные доказательства исторической активности тех, кто ждет разрешения, — сказала она. — Мы приняли к сведению заявления Британии от 28 и 29 сентября о выдаче лицензий, но сожалеем, что с таким количеством выданных разрешений все еще не удалось положить конец этому вопросу.По словам Вивиан Лунелы, Брюссель также принял к сведению недавний призыв стран ЕС. В этой декларации речь о том же, о чем просит комиссия, — а именно необходимость скорейшего решения проблемы, подытожила она.

Риски для европейского сотрудничества в сфере образования и науки

Как ожидается, Brexit серьезно — и скорее негативно — повлияет на кооперацию британских ученых с их европейскими коллегами, а также на университеты и студентов в Британии и ЕС.

Еще несколько лет назад главные из этих рисков сформулировал Кен Мэйхью, почетный профессор в сфере образования и экономики Оксфордского университета:

  • потеря финансирования для британских научных исследований из европейских источников;
  • потеря Британией студентов из других стран-членов ЕС;
  • усложнение возможности нанимать преподавателей из стран-членов ЕС;
  • угроза для возможности британских студентов учиться за границей.

Эти опасения лишь укрепляет статистика научно-образовательного сотрудничества между Британией и ЕС последних лет. К примеру, в денежном исчислении Великобритания получала от Евросоюза в полтора-два раза больше средств на научные исследования, чем выделяла в исследовательский бюджет ЕС. Более 10% финансирования британских университетов поступало из европейских агентств и институций. Brexit фактически обрывает все эти связи.

Наибольшие же опасения касаются программы Эразмус(Erasmus) — некоммерческой программы ЕС по обмену студентами и преподавателями между университетами стран-членов Евросоюза и еврозоны. До сих пор более 50% британских студентов, обучавшихся за рубежом, пользовались возможностями этой программы. Британия остается в Эразмус до конца 2020-го, а вот будет ли она участвовать в программе дальше — остается предметом переговоров.

Ранее британское правительство заявило, что в случае потери доступа к Эразмус запустит собственную программу обмена студентами. Кроме того, Борис Джонсон анонсировал введение нового типа рабочей визы для иностранных выпускников британских вузов — она заработает для тех, кто начнет обучение в 2020 году. Сейчас в вузах Туманного альбиона обучается почти 500 тыс. иностранных студентов, но правительство Британии хочет увеличить их число до 600 тыс. в 2030-м.

Джонсон также заявил, что хочет сделать Британиюсупермагнитом для талантливых ученых» и объявил, что с 20 февраля 2020 года для них вступит в силу новая ускоренная процедура получения рабочих виз.

Как отреагировал Евросоюз?

Евросоюз всеми силами пытался “забрать свое”, пока Британия еще не скрылась за горизонтом, или даже затянуть страну назад в свое “евроболото”. От Лондона в качестве “финансовых обязательств” потребовали выплатить сначала 50-60 миллиардов евро, но потом аппетит ЕС разыгрался и сумма была повышена до 91-113 миллиардов евро. Это было буквальным объявлением экономической войны — все 27 членов евросоюза всеми силами пытались не дать Британии получить свободу. Однако долгие переговоры в итоге вынудили Евросоюз согласиться на 40 миллиардов евро отступных.

Также ЕС не хотел идти на уступки по поводу сохранения Северной Ирландии в зоне Европейского таможенного союза. В итоге был достигнут консенсус — Великобритания останется в Европейском таможенном союзе, а Ирландия — в Европейской экономической зоне. Это соглашение позволило вывести договоры из тупика и обеспечить Лондону хоть какую-то возможность для будущих экономических маневров — после Брексита на движения товаров на “мягкой границе” не будут вводиться дополнительные пошлины.

Наконец, по достигнутым соглашениям британская сторона больше не сможет участвовать в принятии решений в ЕС, но будет вынуждена еще несколько лет придерживаться всех правил организации и продолжать перечислять ей деньги. Пиррова победа? Может быть, но все же победа. И первая ласточка, вылетевшая из Евросоюза. За ней могут последовать и остальные.

Какими будут последствия для Британии и других стран?

Процесс выхода одного из ключевых государств такого сложного интеграционного объединения, как Евросоюз, не может быть простым. Изначально продвижение закона в британском парламенте упиралось в необходимость согласовать условия «развода» с Европой.

В частности, рассматривалось несколько вариантов:

  • выход из ЕС без сделки – одномоментно разрываются все соглашения;
  • выход со сделкой – по каждому сегменту отношений прописываются свои условия выхода;
  • выход с полным сохранением всех действующих договоров.

В результате оказалось, что на 2020 год для Великобритании сохраняется действие большей части соглашений с ЕС – в том числе по Европейскому таможенному союзу, единому рынку, юрисдикции Европейского суда, и т.д.

Тем не менее, официальный Лондон теряет свое представительство в европейских политических институтах вроде Еврокомиссии, Европарламента и советов министров ЕС.

По сути, отмечает Артем Косоруков, на 2020 год Великобритания продолжит существовать внутри Евросоюза, хоть формально перестанет быть его частью:

Но в течение года Борис Джонсон должен будет подготовить новые законодательные акты в ключевых областях, которые пока еще регулируются европейскими правилами, это:

  • сельское хозяйство;
  • защита окружающей среды;
  • торговля;
  • миграционная политика.

Все это крайне важно: например, условия торговли между Соединенным королевством и Евросоюзом определяют, как изменится товаропоток через будущую границу, а законодательство о миграционной политике определит условия пребывания граждан ЕС на территории Великобритании. При этом еще 17 октября прошлого года стало известно, о чем именно смог договориться Борис Джонсон с Евросоюзом

Соглашение, в частности, указывает на то, что нынешний статус-кво в экономических отношениях может быть продлен не только до декабря 2020 года, но и до 2022 года, после чего Британия намерена вести самостоятельную торговую, экономическую и миграционную политику

При этом еще 17 октября прошлого года стало известно, о чем именно смог договориться Борис Джонсон с Евросоюзом. Соглашение, в частности, указывает на то, что нынешний статус-кво в экономических отношениях может быть продлен не только до декабря 2020 года, но и до 2022 года, после чего Британия намерена вести самостоятельную торговую, экономическую и миграционную политику.

Особые правила прописываются в контексте Северной Ирландии: условия товарообмена между этим регионом и другими регионами Соединенного королевства должны быть урегулированы совместно Британией и Евросоюзом.

Однако бизнес продолжает находиться в состоянии неопределенности, так как уже скоро столкнется с мерами Евросоюза по защите своего рынка, считает Артем Косоруков:

Представители бизнеса уже «эвакуируются» на материковую территорию Евросоюза. В частности, уже известно о переводе части бизнеса авиакомпании easyJet в Австрию (куда переехала дочерняя компания easyJet Europe, работающая по внутриевропейским маршрутам.

Также Лондон покидают Европейское банковское управление и Европейское агентство лекарственных средств. Кроме того, европейская штаб-квартира японской компании Panasonic переехала в Нидерланды из Лондона.

Не отстают от этого и британские власти, которые уже подтвердили намерения покинуть Европейское сообщество по атомной энергии и прекратить работу над навигационной системой ЕС – Galileo.

Уход важного бизнеса, в особенности, финансового, может грозить потерями для британской экономики, напоминает Артем Косоруков:

Пока невозможно точно спрогнозировать, какую часть ВВП потеряет британская экономика от Brexit, так как это абсолютно уникальный случай. Но если все пройдет гладко, для ЕС есть риск выхода и других стран.

Референдум Британии 23 июня 2016 года

Продвигая идею референдума, премьер Дэвид Кэмерон был почти наверняка уверен в сокрушении евроскептиков. Однако 23 июня 2016 года навсегда изменило и его политическую карьеру и судьбу его страны:

  • Почти 52% избирателей изъявили желание покинуть еврозону;
  • Явка на голосовании была сверхвысокой: более 70%;
  • Стал очевиден разрыв поколений: молодежь проголосовала за отмену национальных барьеров, в то время как старшее поколение придерживалось противоположного мнения;
  • Разброс по образованию и уровню доходов также имел значение: низкий средний класс и бедняки гораздо охотнее шли за популистскими лозунгами «сепаратистов»;
  • Референдум показал полную несостоятельность экспертного сообщества Британии и служб опросов общественного мнения. Прогнозы практически все единогласно прочили победу сторонников интеграции;
  • Масло в огонь подлили и крупнейшие СМИ, которые буквально заставляли читателей принять проевропейскую позицию. Ряд избирателей пришли на участок лишь для противодействия официозу.

Противодействие Договору о присоединении 1972 г.

Договор о присоединении 1972 , который привел Соединенное Королевство в Европейских Сообществ, уже встречались с оппозицией в парламенте Соединенного Королевства , в частности , от труда «s Питер Шор , который был Теневой лидер палаты общин в то время . Он сказал:

«Это договор, который несет самые серьезные и далеко идущие обязательства. Это договор — первый в нашей истории, — который лишит британский парламент и народ демократических прав, которыми они пользовались на протяжении многих веков. Я могу вспомнить о нем. нет договора, если процитировать только одну характеристику Римского договора, в котором британский парламент соглашается, что право взимать налог с британского народа должно быть передано другой группе, странам или людям за пределами этой страны, и что они должны иметь право бессрочно взимать с нас налоги и решать, как расходовать доходы от этих налогов «.

Было также отмечено, что, если Соединенное Королевство откажется присоединиться к Европейским сообществам, Дания , Ирландия и Норвегия также не присоединятся.

Что произошло после референдума?

Правительство Великобритании сразу предупредило, что подписание всех документов о выходе из ЕС может занять два-три года — и этот прогноз сбылся. Государству предстояло стать первопроходцем в выходе из организации и оно начало движение к этой цели.

  • Британский еврокомиссар был отправлен в отставку, а флаг страны перед зданием Еврокомиссии опущен
  • Дэвид Кэмерон подал в отставку с поста лидера правящей партии и главы кабмина
  • Министром иностранных дел был назначен главный сторонник Брэксита Борис Джонсон
  • Сторонники выхода из ЕС укрепились в британском правительстве
  • Обе палаты британского парламента и лично королева Елизавета II одобрили закон о Брексит
  • Два года длились переговоры Британии и представителей ЕС об условиях выхода из организации

В приоритете торговля

Вместе с тем, несмотря на напряженные отношения между Лондоном и Брюсселем, Евросоюз по-прежнему входит в список британских внешнеполитических приоритетов.

— ЕС всё еще важный партнер Соединенного Королевства во многих сферах, собственно, как и отдельные его государства-члены, — сказал источник «Известий» в Вестминстере. — После Brexit Британия больше не ограничивается общей внешней политикой и политикой безопасности ЕС. Тем не менее королевство часто будет действовать с ней в унисон — из-за аналогичного подхода к правам человека, гуманитарным вопросам, международному праву и теме территориальной целостности независимых государств.

При этом, подчеркнул собеседник, отныне Великобритания несколько иначе расставляет акценты: к примеру, сейчас она хочет укрепить торговые связи со странами Британского Содружества, в частности с Австралией и Новой Зеландией.

Подходят по-английски

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время совместной видеоконференции, сентябрь 2021 года

Фото: ТАСС/EPA/Oliver Contreras

— Британия, конечно, не хочет терять влияние на Европу. Соединенное Королевство, оставаясь в НАТО, выстраивает двусторонние отношения с членами ЕС: здесь и активное военно-техническое сотрудничество с Польшей, и попытки действовать на Украине, и работа с Финляндией и Швецией, — пояснила «Известиям» глава Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. — А недавний союз AUKUS (партнерство в Тихом океане с участием Австралии, Британии и США, создано в сентябре 2021 года. — «Известия») говорит о том, что Лондон пытается действовать в глобальном масштабе.

Как рассказал источник «Известий» в дипломатических кругах королевства, торговые сделки с максимальным числом стран — ключевой приоритет его нынешнего внешнеполитического курса. Сейчас ратифицированы или находятся на стадии переговоров соглашения с 62 государствами, из которых самые значительные — Канада и Япония.

При этом с ближайшим союзником — Соединенными Штатами — торговой сделки пока нет. Вашингтон не идет на нее, даже несмотря на то что Лондон делает ему большие уступки по другим международным вопросам — причем в ущерб своим интересам.

— Британия хотела бы развивать отношения с Китаем — еще при Дэвиде Кэмероне (премьер страны с 2010 по 2016 год. — «Известия») была провозглашена «золотая эра» двусторонних отношений, — говорит Елена Ананьева. — Однако США вынудили Лондон отказаться от строительства у себя атомной станции при участии Пекина и прекратить сотрудничество с компанией Huawei при создании сети 5G. Получается, что Британия идет на уступки, а Штаты при этом не заключают с ней торговое соглашение.

Подходят по-английски

Фото: ТАСС/Zuma

Проблема не только в том, что США были против Brexit, но и в уже упомянутом протоколе по Северной Ирландии: в конгрессе очень сильно влияние американцев ирландского происхождения (к ним относится и президент Джо Байден), это лобби предупреждало, что если мир в СИ будет нарушен, то никакого торгового соглашения не будет, подчеркнула эксперт.

Что же касается отношений с Россией, то, по словам собеседника «Известий» в Вестминстере, ждать в ближайшее время позитивных изменений не стоит — слишком много для этого препятствий. Но есть несколько сфер на человеческом уровне, в которых Москва и Лондон могут поддерживать теплые и здоровые отношения, — это культура, спорт, туризм, подытожил источник.

Последствия

Международная торговля

Всего после аннулирования членства в Европейском союзе Великобритания планирует заключить соглашения о взаимной торговле с 40 государствами. Помимо Швейцарии (см. ниже) в приоритете для Лондона — также США. Дональд Трамп, в свою очередь, уже поприветствовал более тесное сотрудничество обеих стран.

Шотландия

На фоне подачи г-жой Мэй заявки о выходе из ЕС вновь активизировался сепаратизм в Шотландии. 28 марта 2017 года парламент Шотландии 69 голосами против 59 наделил региональное правительство мандатом для ходатайства у Лондона второго референдума о независимости. Данное решение, однако, само по себе не имеет юридической силы: для проведения референдума нужно согласие правительства всего Королевства. До сих пор Тереза Мэй постоянно отвергает идею о втором референдуме по статусу Шотландии.

По задумке правительства Шотландии, референдум должен состояться ещё до истечение 2х летнего срока для окончательного выхода Великобритании из ЕС (т.е. по данному плану референдум о независимости от Лондона должне быть проведён осенью 2018 или — в крайнем случае — начале 2019 года).

Напомним, что в рамках голосования по Brexit население Шотландии большей своей частью проголосовало за сохранение членства в ЕС.

Последствия для Швейцарии

Для Швейцарии Великобритания входит в десятку важнейших торговых партнёров.

В настоящее время двусторонние экономические отношения пока ещё регулируются соглашениями Швейцария-ЕС. Однако потеряв членство в Евросоюзе, Лондон также более сможет использовать упомянутые соглашения.

Поэтому Премьер-министр Тереза Мэй, чтобы Великобритания не потеряла привилегированный доступ на швейцарский рынок, теперь должна позаботиться о заключении с Берном соответствующего международного договора.

Обе стороны подчёркивают желание для скорейшего достижения соглашения по всем аспектам взаимной торговли. Как Йоханн Шнайдер-Амманн (президент Швейцарии в 2016 году), так и Дорис Лойтхард (президент на 2017 год) не раз указывали на готовность незамедлительно начать переговоры с Лондоном.

Как желает официальный Лондон, договор Швейцария-Великобритания не обязательно следует начинать разрабатывать «с нуля». По мнению министра торговли Великобритании Лиама Фокса, достаточно лишь внести соответствующие изменения в текст действующих между Конфедерацией и Евросоюзом соглашений.

Кто и зачем придумал брексит?

Нельзя назвать одного человека, кому принадлежит идея Брексит. Интересно то, что о возможном выходе говорили все 47 лет, пока Королевство было в составе ЕС. Многих сегодня волнует вопрос: почему Британия хочет выйти из Евросоюза, и интересно то, что, вступив в 1973 году в сообщество, через 2 года был проведен первый референдум о выходе из него. Тогда британцы высказались за то, чтобы все же остаться в нем. Ситуация накалялась, рост экономики замедлился, рост цен на нефть был стремительным, а рабочий класс становился все беднее.

 
В середине 80-х годов Маргарет Тэтчер заложила идеи выхода из ЕС, которые не потеряли актуальности и сейчас.

Довольно часто слышались настроения, что во всем виновен Брюссель, а Британия стала просто членом ЕС, а не великой страной. Не удалось спасти ситуацию Дэвиду Кэмерону, который добился для страны в европейском сообществе определенных уступок. После референдума 2015 года, курс евро к фунту немного упал, составив 0,71, но показатель не был критичным и на мировой экономике это особо не сказалось.

Что будет с Ирландией?

Еще во время обсуждения выхода, страны ЕС настаивали на том, что граница между Северной Ирландией и Ирландией не должна быть восстановлена. Вопрос должен быть решиться в минувшем году, но пока что точного плана нет. Тереза Мэй заявляла о том, что не допустит установки границы, а значит, и сохранение членства Ирландии в ЕС. На текущий момент наблюдается рост количества заявок от подданных Северной Ирландии и Великобритании на получение ирландского гражданства, чтобы в перспективе остаться в ЕС.

Что будет с Шотландией?

Аналогичная ситуация и в Шотландии. Большинство ее жителей надеется вернуться в ЕС как самостоятельная государственная единица. На референдуме 62% шотландцев проголосовали за то, чтобы остаться в составе европейского общества. Лидер национальной партии госпожа Стерджен уже заговорила о том, что готовит референдум на выход из Великобритании, а Борис Джонсос сказал, что вопрос был решен еще в 2014 году, когда 55% жителей страны проголосовали за то, чтобы остаться в составе Соединенного Королевства. Намечается еще один раскол?

Где королева?

23 января Королева подписала Закон о выходе, тем самым поставив окончательную точку в этих политических разногласиях. Даже несмотря на то, что она чаще всего подписывает все законы, одобренные парламентом, некоторые скептики ожидали, что может быть монарх и не поставит свою подпись под документом. Интересно то, что пока эксперты думали, что будет с евро после Брексита, на официальную валюту ЕС процесс практически не повлиял. Елизавета II, как и положено Королеве, ни в каких публичных мероприятиях участия не принимала. СМИ также сообщили, что она заболела.

Судьба резидента: полгода на регистрацию в Великобритании

Лондон и Брюссель договорились о гарантиях для тех своих граждан, кто постоянно проживал в Великобритании или странах ЕС на 31 декабря 2020 года. Они сохранят свои социальные права (медицинское страхование, пенсионные гарантии, страхование на случай безработицы). Правда, европейцам необходимо до 30 июня зарегистрировать свой статус резидента Великобритании, в противном случае их постоянное пребывание на острове станет незаконным.

Французская газета Le Monde недавно отмечала, что для европейцев, работающих в Великобритании более 5 лет, регистрация не является проблемой — они получают бессрочный статус «постоянного резидента» страны. Однако целый ряд категорий граждан ЕС сталкиваются с проблемами при регистрации.

Французская пресса оценивает в 3 – 4 миллиона человек число выходцев из 27 государств ЕС, живущих на британской территории. В странах Евросоюза живет и работает более миллиона британцев.

Подвесили сделку

На протяжении последних нескольких недель Джонсон постоянно встречается или созванивается с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. В начале декабря казалось, что стороны уже стоят на пороге сделки и у парламентов есть еще месяц на ратификацию, а также возможность обговорить отдельные части соглашения.

Крайний срок

Борис Джонсон и Урсула фон дер Ляйен

Фото: REUTERS/Olivier Hoslet

Немаловажную роль в этом играет ирландский вопрос. В 1998 году было принято Белфастское соглашение, или Соглашение Страстной пятницы, положившее конец сепаратизму северных ирландцев. Взамен британские власти пообещали Дублину и Белфасту, что граница между частью Соединенного Королевства Северной Ирландией и членом ЕС Ирландией должна быть открытой. Однако выход Британии из Евросоюза предполагал, что она автоматически восстановится.

При этом игнорировать ирландский вопрос британцы не могут по политическим, историческим и особенно экономическим причинам. Северная Ирландия — один из самых дотационных регионов в Великобритании, а экономики Северной Ирландии и Республики Ирландия очень тесно взаимосвязаны.

В самом начале осени британские власти опубликовали законопроект о внутреннем рынке. Его цель — регулировать торговые отношения между разными частями Соединенного Королевства. Так, предполагается, что Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия смогут торговать, не оглядываясь на правила ЕС, устанавливать свои требования к продукции.

Также подразумевается отсутствие физической границы между Ирландией и Северной Ирландией и проверок на ней. Британское правительство получает возможность устанавливать собственные требования к экспорту. Этот документ вызвал возмущение в Брюсселе, поскольку некоторые его пункты не соответствуют принципам международного права, а также противоречат основной сделке, которую ЕС и Британия с таким скрипом заключили в прошлом году.

Крайний срок

Порт Дублин

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Artur Widak

Месяц назад законопроект рассмотрели в британском парламенте. В результате верхняя палата — палата лордов отклонила документ, посоветовав убрать проблемные пункты. Документ отправился на второй круг, где палата общин вновь проголосовала за спорные положения.

Впрочем, перед встречей с Урсулой фон дер Ляйен Джонсон все-таки согласился убрать из законопроекта спорные поправки. Таким образом, представители Евросоюза получают возможность находиться в Северной Ирландии, когда власти Британии проверяют попадающую туда продукцию. Так, Брюссель получает возможность следить за применением Лондоном тарифов ЕС к товарам, которые идут в Ирландию, входящую в Евросоюз, транзитом через Северную Ирландию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector