Социальная защита в россии

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Что такое органы социального обеспечения

Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утвержденного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

С целью осуществления социальной поддержки людей, которые нуждаются в общественной помощи государством, созданы специальные структуры — органы социального обеспечения. Их основной функцией является содействие улучшению жизни нуждающихся и социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи и поддержки.

Государство, заботясь о благополучной жизни своих граждан, регулярно утверждает круг лиц, которым при регистрации определенных жизненных ситуаций, оказывается социальная помощь. Ее цель — выровнять социальное положение граждан, сделать так, чтобы никто не считал себя одиноким и беспомощным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Помощь может оказываться в виде социального обеспечения — определенных законами выплат, услуг либо благ натурального происхождения. Она связана с невозможностью граждан самостоятельно обеспечивать себя, а также имеющихся на попечительстве нетрудоспособных членов семьи. Кроме денежных выплат социальным законодательством предусмотрено предоставление определенным категориям граждан социальных услуг, а также льгот на некоторые оплаты (например, жилищно-коммунальные услуги, покупку медикаментов, протезирование, проезд в транспорте и т.п.).

Организацией и контролем оказания населению социальной помощи уполномочены заниматься органы социального обеспечения. Структура их системы оговаривается в ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 442. Кроме деятельности бюджетных структур по социальной защите населения, в Российской Федерации функционируют внебюджетные фонды, к которым отнесены:

  1. Пенсионный фонд РФ.
  2. Фонд социального страхования РФ.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Совместная деятельность по социальной защите населения сводится к следующим мероприятиям:

  • определение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий для студентов;
  • разработка системы мер для профилактики и снижения уровня безработицы;
  • помощь в воспитании детей многодетным семьям, в т.ч. выплата им пособий;
  • контролирование деятельности по соблюдению прав детей и др.

Согласно ст. 8, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в вопросе социального обслуживания отнесены:

  1. Регулирование на правовом уровне, а также обеспечение гарантии социального обслуживания в субъектах согласно возложенным полномочиям.
  2. Принятие решения по уполномоченному органу субъекта РФ, определение профильной организации (согласно полномочиям).
  3. Руководство предоставлением социальных услуг различными организациями, в т.ч. общественными.
  4. Разработка схем взаимодействия структур при осуществлении социального обслуживания населения.
  5. Установление количественной численности сотрудников в организациях социального обслуживания, хозяйственной части их функционирования.
  6. Контроль исполнения норм питания пациентов социальных организаций.
  7. Ведение реестров поставщиков социальных услуг и пр.

Функциональной обязанностью органов социального обеспечения является управление этой работой. Непосредственно управление делят на общее и оперативное.

Осуществление управления происходит в соответствии со спецификой организационных и правовых форм соцобеспечения. Сюда относятся:

  • социальное страхование;
  • социальное обеспечение определенных категорий зоны риска;
  • социальная помощь государства.

Исполнителем общего управления выступает Правительство. Оно ответственно за следование государственной соцполитике и соблюдение конституционных прав каждого гражданина касательно сферы социальной защиты. В качестве таких прав рассматриваются охрана здоровья, качественные медуслуги, социальное обеспечение. Кроме того, на государстве — решение тех проблем, которые стоят перед многодетными семьями, а также одинокими матерями или отцами.

Оперативное управление — функция, которая требует принятия экстренных мер, поэтому осуществляется органами исполнительной власти. Ответственность возлагается на Министерства образования и науки, обороны и прочие, а также организации, которые им подведомственны.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Порядок получения помощи

При наступлении события, попадающего под юрисдикцию соцслужб, гражданин или его официальный представитель должен прийти в ближайшее к дому отделение УСЗН. Работник СОБЕС скажет, какие документы потребуются для постановки на учет или получения единовременной выплаты. Их список также есть на сайте УСЗН и на портале госуслуг.

Соцработники обязательно проверят правильность заполнения заявления и все представленные документы. При необходимости гражданина могут посетить для оценки жилищных условий и финансового состояния. После проведения всех требуемых процедур СОБЕС принимает решение о том, нуждается ли заявитель в соцподдержке

Положительное решение направляется в городскую или региональную администрацию.Важно! При трудоустройстве или изменении материального положения получатель пособий обязан проинформировать УСЗН. На пренебрегших этим правилом граждан накладывается штраф

Деньги, полученные после улучшения материального положения, подлежат принудительному возврату.

Документы для оформления

Конкретный перечень документов зависит от вида соцпомощи, на которую претендует гражданин. У кандидата на получение льгот могут потребовать:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • трудовую книжку;
  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о рождении;
  • медицинское заключение о присвоении инвалидности;
  • справку о совместном проживании с инвалидом или несовершеннолетним;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака.

Важно! Заявление лучше заполнять при соцработнике. Специалист подскажет, какую информацию указать в бланке, а какие графы не заполнять

Формы

Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.

Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:

  • рождение ребенка;
  • пенсионный возраст;
  • потеря здоровья или кормильца;
  • отсутствие работы;
  • заболевание.

Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:

  • денежные выплаты;
  • натуральные блага;
  • услуги в доме интернате, хосписе, любом социальном заведении, соответствующем случаю для содержания в нем – старость, сиротство, не излечимая болезнь.

Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.

Государственная помощь

В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:

  • доступного здравоохранения, образования;
  • пенсионного содержания;
  • соц. обслуживания с предоставлением услуг;
  • льготных программ по санаторно-курортному лечению;
  • разработки мер для сокращения социального неравенства;
  • материальной или натуральной помощи многодетным семьям, к примеру, заселение в квартиры из государственного фонда.

Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:

  • назначение пособий, льгот, компенсаций;
  • предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС;
  • покупка нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания.

Важно! Социальное содержание состоит из выплаты пенсий и обслуживания граждан в стационарных заведениях.

Социальное страхование

Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.

Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.

Социальная помощь

Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.

Факты проверяют и назначают:

  • денежное пособие;
  • горячее питание;
  • бесплатное получение лекарств.

Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.

Дополнительное участие оказывают:

  • общественные организации;
  • благотворительные фонды;
  • добровольные взносы от разных по статусу лиц.

Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:

  • компенсационного характера, когда создают равные условия субъектам, имеющим неравные возможности – инвалидам, сиротам.
  • стимулирующей формы, которые побуждают изменить положение.

Внимание! Какой бы ни была социальная помощь, она снижает уровень финансового краха, дает уверенность, что все изменится в лучшую сторону.

Горячая линия и телефон соцзащиты населения

Основной горячей линией для всех является телефон +7-(495)-60-600-60. Это справочная, где и можно получить всю необходимую информацию. Кроме того, есть еще один номер +7-(495)-58-788-89, отличающийся от предыдущего только тем, что он многоканальный. Как следствие, если не получится дозвониться по первому номеру, всегда есть второй.

Вот их контактные данные:

Отделы Номера
Общий отдел

+7-(495)-58-788-89

+7-(495)-60-618-76

Отдел по работе с гражданами +7-(495)-60-615-20

+7-(495)-60-615-02

Пресс-служба Минтруда +7-(495)-60-618-18,

+7-(495)-60-617-63

+7-(495)-60-618-62

По вопросам труда и занятости +7-(495)-69-888-22
По вопросам пенсий

+7-(496)-98-246-44

+7-(495)-98-247-15

По вопросам социального страхования +7-(495)-66-803-33
По вопросам поддержки детей +7-(495)-37-453-06

Следует учитывать, что для разных регионов существуют отдельные номера. В качестве примера рассмотрим варианты для Москвы, Краснодарского края и Казани.

Телефон для Московской области

Дозвониться в соцзащиту Московской области можно при помощи контактного телефона горячей линии 8-(498)-60-284-50. Там же можно обсудить вопросы касающиеся трудоустройства по номеру 8-(498)-60-206-99. Есть и другие номера, напрямую ведущих к министру, его заместителям или советнику:

Кто Номер
Министр соцразвития +7-(498)-60-284-10
Замминистра соцразвития +7-(498)-60-207-11

+7-(498)-66-801-61

+7-(498)-60-284-13

+7-(498)-60-284-13

Первый замминистра соцразвития +7-(498)-60-284-12
Советник министра 8-(498)-60-284-03

Горячая линия для регионов

В каждом регионе есть свое отделение соцзащиты, с которого и нужно начинать общение с данным министерством. И только потом, если никакого результата не будет – идти дальше. Приведем примеры контактных данных для Краснодарского края и Казани.

Для Краснодарского края

В Краснодарском крае органы соцзащиты населения располагаются по адресу: г.Краснодар, ул.Чапаева, д.58. Телефоны для связи:

  • 8-(861)-25-964-60.
  • 8-(861)-25-903-36.
  • 8-(861)-25-903-27.

При необходимости также можно написать письмо на электронную почту: msrsp@krasnodar.ru.

Для Казани

В Казани органы соцзащиты населения находятся по адресу: г.Казань, ул.Волгоградская, д.47. Телефоны для связи:

  • +7-(843)-55-721-13.
  • +7-(843)-55-721-12.
  • +7-(843)-52-390-74.

Адрес электронной почты: mtsz@tatar.ru

Что такое социальная защита населения и для чего она нужна

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

  • социальная помощь – выплата пособий, компенсаций, субсидирование, и другие меры, которые помогают человеку выйти из трудной жизненной ситуации. Основное отличие социальной помощи – она оказывается регулярно;
  • социальная поддержка – мероприятия, которые помогают снизить влияние жизненных трудностей. Такие мероприятия единичны, что отличает их от социальной помощи.

Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.

В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.

В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.

Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.

Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Другие способы связи

Помимо обращения по номеру телефона, также можно написать письмо на бумажном носителе. Адрес для корреспонденции: город Москва, ул.Ильинка, д.21, 3-й подъезд.

И более простой, доступный, а главное – эффективный метод, написать обращение прямо на сайте Минтруда. Для этого нужно:

  • Ознакомиться с порядком приема обращений. Также рекомендуется просмотреть предварительно список типовых вопросов. Возможно там уже будет дан ответ.
  • Зайти в личный кабинет на сайте Госуслуг или Минтруда.
  • Заполнить форму обращения. Не рекомендуется пропускать какие-то поля или предоставлять заведомо неверные данные.

Отправить заявление и ждать ответа.

Основные принципы

Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:

  • соблюдение честного партнерства при взаимоотношении частных организаций с государственными структурами;
  • экономической справедливости, каждый гражданин должен сам себя и свою семью обеспечить, а государство выравнивает их возможности, справедливым распределением средств;
  • адаптивности, система должна усовершенствоваться;
  • приоритета государственных программ, государство помогает людям достичь материального уровня для нормальной жизни, если они сами не способны себя обеспечить.

Справка! В соц. обеспечении присутствуют превентивные меры соцзащиты, когда региональные учреждения определяют факторы риска общественного направления, организуют предоставление услуг.

Краснодар

В городе Краснодаре представлено несколько отделений службы соцзащиты, которые курируют разные жилые районы.

  1. Западный округ: Краснодар, улица Дзержинского, 4. Телефон +7 (861) 224-97-60.
  2. Карасунский округ: Краснодар, Садовая улица, 13/2. Телефон +7 (861) 237-15-89.
  3. Прикубанский округ: Краснодар, Фестивальная улица, 16. Телефон +7 (861) 226-47-63.
  4. Центральный округ: Краснодар, Железнодорожная улица, 4. Телефон +7 (861) 275-16-88.

Работают все отделения по единому графику с 9:00 до 18:00 по будним дням.

Для жителей Краснодара и всей Кубани актуален сайт http://www.sznkuban.ru/.

Жители некоторых населённых пунктов имеют возможность записаться на личный приём непосредственно на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector