Сигнал полиции

Специальные сигналы МВД во время катастроф

Сотрудники МВД обязаны принимать участие в ликвидации последствий различных катастроф. Для общего сбора и получения инструкций объявляют план «Тайфун» МВД. Если произошла техногенная катастрофа, к примеру, взрыв на АЭС, то будет объявлен план «Тайфун-1». Если случилось наводнение или землетрясение, то есть катастрофа природного характера, то инструкциям о ликвидации ЧС следуют согласно плану «Тайфун-2».

Планы действий при получении сигнала о ЧС техногенного и природного характера не сильно отличаются друг от друга. Сотрудники МВД обязаны сохранять общественный порядок и не допускать паники среди населения. К тому же, все силы МВД в случае катастрофы бросаются на эвакуацию людей и обеспечения их безопасности. Ко всему прочему, во время плана «Тайфун» МВД может объявить и другие планы.

Например, если на дорогах образовались заторы из машин, то сотрудники ДПС должны следовать плану «Туман» МВД. А если вдруг люди подумают, что во всём виновато правительство, и решат захватить какое-нибудь правительственное здание, то оперативники обязаны будут следовать плану «Лавина» по пресечению мятежа. Такой план, например, использовали во время августовского путча 1991 года.

  • Каких духов боялись, а с какими дружили наши предки
  • Откуда появилась традиция чокаться за столом
  • Почему только священникам разрешено носить головные уборы в храме
  • Советским солдатам давали бром. Или нет?
  • Сокровища Неглинки — загадочной подземной реки Москвы

Как организована система оповещения личного состава о ЧС

Чрезвычайная ситуация — это не только природная или технологическая катастрофа или террористический акт. Любое свершившееся преступление тоже считается чрезвычайной ситуацией, требующей вмешательства сотрудников МВД. В любом случае об объявленном специальном сигнале МВД личный состав узнаёт благодаря системе оповещения. Для быстроты привлечения сотрудников, нужных для выполнения поставленной задачи, используют все каналы связи: циркулярную, телефонную и автоматические системы оповещения. В случае, если таковая связь отсутствует, дежурная часть МВД отправляет к сотрудникам посыльных.

Посыльные обязаны доставить оперативникам памятки, где указаны их дальнейшие действия. Все средства и силы органов внутренних войск и дел, если они задействованы в ходе оповещения, приводятся в готовность № 2 и № 1. В первом случае личный состав переходит на казарменное положение, проверяются все средства связи и транспорт. В это время состав не вооружается и задачи перед ним ещё не ставятся.

Непосредственно к выезду для ликвидации ЧС сотрудники МВД готовы только после объявления готовности № 1. Тогда им выдают боеприпасы и оружие и объясняют дальнейший план действий. При этом личный состав обязан следовать объявленному плану с кодовым названием.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком). ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?

Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка)

Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

Специальные сигналы для сбора личного состава МВД

Представим, что некий Коля явился в здание аэропорта в компании террористов с бомбой и потребовал предоставить ему самолёт до Австралии. В таком случае объявляется план «Набат». МВД объявит план «Вихрь», если Коля решил угнать пароход с пассажирами. А если о планах Коли совершить диверсию в метро или на железной дороге стало известно в правоохранительных органах, то будет объявлено о планах «Тоннель» и «Сигнал». Но вдруг Коле удалось совершить своё преступление, повлекшее за собой крупные разрушения и жертвы, и скрыться — что тогда?

В этой ситуации в силу вступает план «Вулкан» МВД, точнее «Вулкан-5». Если Коля был не один, а в составе банды, то ловить их будут согласно плану «Вулкан-2». У плана «Вулкан» имеется также и региональный дублёр, который называется план «Сирена» МВД. А план «Вулкан-1» или план «Заря» МВД обычно вводит, если становится известно о беспорядках в тюрьмах или СИЗО. В любом случае все эти планы по сути являются ответвлениями от одного общего сигнала о ЧС — плана «Эдельвейс» МВД.

«Эдельвейс» — это специальный сигнал МВД о сборе личного состава внутренних дел и состава внутренних войск, а также членов оперативного штаба. Используется он для предупреждения и пресечения преступлений, носящих террористический характер. Впрочем, силы МВД участвуют не только в поимке преступников, но и в ликвидации различных катастроф.

«Двойники» и «такси» с мигалками

На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.

До 2012 года в стране было около 7 тысяч автомобилей со спецсигналами – это именно «гражданские» автомобили (не полиция или «скорые», а чиновники). Другие водители были этим явно недовольны, из чего выросло целое движение «Синие ведерки» – когда владельцы приклеивали на свои машины ведерки, очень напоминающие «мигалки» (и формально ничего не нарушали – хоть их и наказывали за нарушение правил перевозок багажа).

В итоге ситуация сдвинулась с мертвой точки, и в 2012 году число гражданских авто с «мигалками» уменьшили до тысячи, а сейчас их вообще не больше 600. Право пользоваться такими сигналами сохранили немногие чиновники: члены правительства, администрации президента, руководство силовых органов (ФСБ, Росгвардия, Генеральная прокуратура, СК РФ, Минобороны), а также губернаторы. Еще 12 «мигалок» закреплены за Госдумой.

На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.

В регионах, отмечает один оппозиционный политик, ситуация еще хуже. Например, если «мигалку» согласовывают на один конкретный автомобиль, появляются его «клоны» с такими же госномерами – и у каждого из них будет свой спецсигнал. А руководство ГИБДД в регионах попросту закрывает на это глаза – лишь бы такие автомобили не выезжали в Москву.

План «Перехват», по которому ловят преступников

Предположим, некий Ваня, не наделённый совестью и интеллектом, решил взять соседскую машину, чтобы прокатиться с ветерком. При этом разрешения у хозяина он не спросил, вскрыл замок в автомобиле и поехал. А сосед, наблюдавший за его действиями из окна, отреагировать самостоятельно не успел и позвонил в полицию, заявив об угоне. Тогда полицейские обязаны объявить о введении плана «Перехват-1».

После получения этого специального сигнала МВД сотрудники полиции города обязаны занять оговоренные места и начать патрулирование по маршруту. Если своими силами поймать угонщика не представляется возможным, то полицейские могут обратиться за дополнительной помощью. К примеру, к розыску угнанной машины могут привлечь пожарных, таксистов, водителей общественного транспорта и даже рядовых граждан. Примечательно, что если с момента оповещения о свершившимся преступлении прошло не более 15 минут, то вводят план «Перехват-1». А если прошло больше часа, то вводится план «Перехват-2». Во время выполнения последнего плана полицейские, как правило, не выставляют заграждений на дорогах, в отличие от «Перехвата-1».

По всем постам дорожной полиции рассылают ориентировку на преступника и сообщают марку и номер угнанного автомобиля. Сотрудники ДПС во время действия планов «Перехват» имеют право останавливать подозрительные автомобили и проводить их досмотры. В случае, если преступник пойман и препровождён в участок, по всем каналам связи объявляют, что план «Перехват» свёрнут. В некоторых регионах у плана «Перехват» есть дубли, например, план «Квадрат» МВД или план «Квартал».

А вот если задержанный угонщик Ваня каким-то образом сумел связаться с приятелем Колей, и тот пошёл в участок с ружьём, чтобы вызволить друга, то вводится план «Крепость».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector