Успеет ли россия достроить северный поток-2 и почему он (не) окупится?
Содержание:
- Цель строительства газовой магистрали «Северный поток — 2»
- Сколько осталось?
- «Остается только ждать»
- Масштабный проект: цифры и факты
- «Зеленые апостолы морали»
- Когда ждать прибыли?
- Резюме. Северный поток-2 – дорогая игрушка. Но полезная ли?
- Что не нравится США?
- Каковы перспективы вывода новой постороенной магистрали на проектную мощность в 2021 году
Цель строительства газовой магистрали «Северный поток — 2»
Но зачем «Газпром» начал строительство «Северного потока — 2», если в Европу было до этого проложено несколько трубопроводов, самые большие из них 3.
- Во-первых, это Уренгой — Ужгород через газотранспортную систему Украины (ГТС). По территории Украины проложено три магистральных газопровода: «Уренгой – Помары – Ужгород», «Братство», «Прогресс». Они вместе составляют один из крупнейших в мире газотранспортных коридоров. Их суммарная проектная мощность рассчитана на прокачку природного топлива более 100 млрд. м³. По этим газовым магистралям российский газ доставляется до потребителей не только Центральной, Западной, но и Южной Европы. Но сегодня ГТС Украины считается морально и физически устаревшей конструкцией, хотя ещё вполне работоспособной.
- Во-вторых, транснациональный крупный газопровод «Ямал — Европа». Его маршрут лежит через Россию, Белоруссию, Польшу и Германию. Проектная мощность составляет 33 млрд м³ в год.
- В-третьих, это экспортный газопровод «Северный поток». Он позволяет поставлять голубое топливо в страны Евросоюза напрямую, без посредников. Состоит из 2-х ниток, мощность каждой составляет 27,5 млрд. м³ в год. В сумме они дают 55 млрд. м³. Газ из «Северного потока» идёт на север Европы в Германию, Нидерланды, Францию, Великобританию, Данию и другие страны.
Можно назвать 3 причины, по которым Россия предложила Европе проложить через Балтийское море еще один газопровод — «Северный поток 2»:
- Политическая. Россия не хочет быть зависимой от транзита газа через «капризную» Украину.
- Экономическая. Добыча газа из Ямала постепенно переносится в арктические области Сибири. А маршрут новой магистрали идёт от этих мест по кратчайшему пути.
- Рыночная. Если поставки по «Северному пути» влияют на формировании цены на газ на северном направлении Европы, то запуск нового газопровода позволит России участвовать в торгах, влияющих на цену газа в Центральной и Западной Европе. А в целом на единую цену голубого топлива для Европы.
Сколько осталось?
17 мая 2021 года «Интерфакс» процитировал Матиаса Крузе, генерального консула Германии в Екатеринбурге. Немецкий чиновник сказал, что осталось построить около 80 километров трубопровода. Вообще к концу 2019 года проект был реализован на 93,5%, а потом – заморожен больше, чем на год. За 4 месяца процент готовность увеличилась до 96,7%.
Пройдены самые сложные участки, подготовлена инфраструктура на берегу. При текущих темпах строительства и без внештатных ситуаций осталось… Не больше двух месяцев. Мой прогноз: Россия достроит магистральный трубопровод и пустит его в эксплуатацию. Это произойдёт в третьем квартале текущего года.
«Остается только ждать»
Тем временем запуск «Северного потока – 2», кажется, всё ближе. Как заявил в интервью для Handelsblatt исполнительный директор оператора проекта Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг, строительство СП-2 по Балтийскому морю будет завершено этим летом. По его словам, конечная цель — «запустить трубопровод в этом году». Морской участок первой нитки был достроен еще в июле, и с 11 августа начались пусконаладочные работы по заполнению газопровода газом.
— 28 июля трубоукладочное судно «Академик Черский» полностью выполнило первоначально запланированный объем работ для газопровода «Северный поток – 2».Таким образом, газопровод был завершен на 99%. Трубоукладочная баржа «Фортуна» продолжает работу на заключительном участке проекта. О дальнейших шагах и деталях мы сообщим дополнительно, — заявили «Известиям» в пресс-службе Nord Stream 2 AG.
Газ и тормоз
Трубоукладочная баржа «Фортуна»
Фото: Global Look Press/ZB/Jens Büttner
Возможности ввести проект в строй до конца года есть, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Как заявил эксперт, первая линия проходит этап заполнения газа, это показывает, что систему готовят к скорейшему старту.
— Вторую линию, я думаю, завершат в конце августа, и, таким образом, морская часть будет полностью реализована. Позже начнется этап пусконаладочной работы по второй линии, останется только ждать официальной даты церемонии открытия, — подчеркнул аналитик.
В бундестаге также надеются на ввод газопровода в эксплуатацию до конца 2021 года.
— «Северный поток – 2» — важнейший компонент надежных поставок природного газа в Германию и Европу в целом
Подобные инциденты подчеркивают важность диверсификации поставок. Мы ожидаем, что ввод газопровода в эксплуатацию может произойти сразу после завершения, в любом случае до конца этого года, — заявил «Известиям» официальный представитель партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) в комитете бундестага по экономике и энергетике Штеффен Котре
Депутат ЕП Гуннар Бек, в свою очередь, отметил в беседе с «Известиями», что «Северный поток – 2» — это большой успех российской экономической дипломатии. Однако, по его мнению, если «Зеленые» выиграют парламентские выборы в ФРГ этой осенью, проекту продолжат вставлять палки в колеса.
Газ и тормоз
Порт Мукран, являющийся логистическим центром «Северного потока – 2»
Фото: РИА Новости/Дмитрий Лельчук
Политизация проекта, несмотря даже на решение Джо Байдена, продолжается и в США. 11 августа сенаторы-республиканцы заблокировали назначение десятков кандидатов на должности в Госдепартаменте США. Тем самым они пытаются добиться, чтобы администрация президента ввела новые санкции в отношении СП-2. Однако, как подчеркнул в беседе с «Известиями» политолог Александр Рар, часть Европы «с коммерческим взглядом» сейчас всё-таки просыпается и понимает, что ей надо обеспечить себя газом.
Масштабный проект: цифры и факты
Магистральный газопровод имеет протяжённость 1234 километра и состоит из двух гигантских нитей. Получается, их общая длина – почти 2,5 км. Ветка прошла по дну Балтийского моря через экономическую зону 5 государств: России (118 км), Финляндии (374), Швеции (510), Дании (147), Германии (85)
Обратите внимание: при строительстве удалось обойтись без вторжения на территорию Прибалтики и Польши
Начало реализации проекта – август 2016 года. Драматичным оказался 2020-й год. После санкций США от дальнейшего участия в воплощении проекта отказались европейские партнёры. Оставшиеся километры трубопровода России придётся укладывать самостоятельно. Чем сейчас и занимаются два судна: «Академик Черский» и «Фортуна». Один работает на глубине, второй – на мелководье. И там, и там условия непростые.
«Зеленые апостолы морали»
После переговоров канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом США Джо Байденом в июле вопрос с «Северным потоком – 2» многим показался более-менее решенным. Лидеры нашли компромисс — США пообещали не вводить санкции против владеющей газопроводом компании Nord Stream 2 AG и ее руководства, а Германия заверила, что защитит интересы Украины. Тем не менее сопротивление проекту в Евросоюзе, чьи компании задействованы в строительстве СП-2, всё еще наблюдается. Как рассказал «Известиям» депутат Европарламента Гуннар Бек, некоторые политические силы ЕС по-прежнему не хотят, чтобы СП-2 был запущен.
— В Европарламенте всё еще существует сильная оппозиция проекту. Это касается не только Польши и некоторых других стран Восточной Европы и Балтии. Самопровозглашенные апостолы морали в лице «Зеленых» Германии или либеральных партий Франции всё еще отвергают проект, — заявил «Известиям» евродепутат.
По его словам, с одной стороны, они хотят нанести еще больший ущерб экономике России в эти трудные времена, с другой стороны, не хотят усиления германо-российского сотрудничества.
Однако именно сейчас ЕС сталкивается с газовым кризисом. Сокращение поставок российского газа после аварии на заводе в Новом Уренгое вызвало рост цен в Европе до нового исторического максимума. По данным от 11 августа, цена ближайшего фьючерса с поставкой в сентябре на газовом хабе TTF приблизилась к $570 за 1 тыс. м3. И по некоторым прогнозам, такая динамика может сохраниться.
Газ и тормоз
Встреча Ангелы Меркель и Джо Байдена, июль 2021 года
Фото: Global Look Press/Consolidated News Photos/Doug Mills
Пожар на заводе в Новом Уренгое, который занимается подготовкой газового конденсата «Газпрома», произошел 5 августа. Это привело к тому, что прокачка ресурса по одному из ключевых газопроводов для ЕС «Ямал–Европа» (по нему сырье поступает в Германию из Западной Сибири через Белоруссию и Польшу) резко сократилась. На тот момент объем поставок снизился с 1,9–2,1 млн м3/ч до 1 млн м3/ч. Позднее прокачка выросла в среднем до 1,4–1,6 млн м3/ч, но утром 11 августа вновь упала, опустившись ниже 0,85 млн м3/ч.
11 августа в «Газпроме» прокомментировали данную ситуацию, заверив, что «Газпром экспорт» полностью выполняет свои обязательства по твердым контрактам перед потребителями из Европы и использует все доступные способы поставок газа.
— Газовый рынок стал невероятно политизирован. «Зеленые» Германии, поляки и прибалты всегда выступали против СП-2 и транспортировки газа, якобы скоро можно перейти на возобновляемые источники энергии. Сейчас именно они кричат громче всех о том, что газа Европе якобы не хватает. Где логика, спрашивается, — заявил «Известиям» немецкий политолог Александр Рар.
По его словам, из-за снижения поставок в силу технических обстоятельств ЕС летом явно не замерзает. Тем не менее данная ситуация показывает, что все планы по построению инфраструктурных проектов для транспортировки газа в Европу были реализованы правильно. «Это касается не только СП-2, который становится действительно важным объектом для будущего, но и «Турецкого потока», — добавил эксперт.
Газ и тормоз
Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отметил в беседе с «Известиями», что СП-2 в будущем поможет обеспечить энергобезопасность Европе.
— Этот момент (ситуация с сокращением поставок из-за аварии на заводе в Новом Уренгое) показателен в плане диверсификации поставок и роста энергобезопасности. Чем больше магистралей, тем меньше транзитные риски, в случае если на каких-то системах есть локальные сбои. В этом смысле с помощью новых газопроводных магистралей, как СП-2, Россия, по сути, поднимает энергобезопасность Европы, — подчеркнул эксперт.
Когда ждать прибыли?
Понятно, что «СП-2» – во многом имиджевый проект. России нужно избавиться от транзитной зависимости, а ещё – показать всему миру, что США не всесильны. Но вопрос с окупаемостью – весьма болезненный. Непосредственная стоимость проекта (прокладка по дну моря) – не менее 9,5 млрд. евро. Окончательная цифра ещё не озвучена.
Однако большие расходы понесены на строительство газопровода от Ямала до Балтийского моря (в 2-3 раза больше самого «СП-2»). Эксперты называют самый оптимистичный срок окупаемости… 10 лет. Это много. Пессимистичный – 30 лет! Но есть нюанс: за 5 лет Россия заплатит Украине за транзит газа 7-15 млрд. долларов. Если полностью отказаться от её услуг, минимальная экономия за 30 лет составит 42 млрд. долларов, а это полностью перекрывает инвестиции. В чём подвох?
Резюме. Северный поток-2 – дорогая игрушка. Но полезная ли?
Если считать косвенную прибыль в виде отказа от транзита через Украину, то «СП-2» – вполне окупаемый проект. При трёх условиях! Во-первых, его нужно достроить и ввести в эксплуатацию. Вероятность этого события оценивается как очень высокая. Во-вторых, голубого топлива в России должно хватить для поставок в Европу на 30-40 лет. Ну а дальше, наверно, придётся сдавать трубы на металлолом: ещё год протянем.
В-третьих, и это самое важное, продукцию должны покупать потребители из ЕС. А для этого с ними нужно выстраивать конструктивные отношения
Ведь если СП-2 «прикроют» даже спустя 5 лет, Россия понесёт колоссальные убытки. А если через год или два? Поэтому политикам стоит, наконец, заняться выстраиванием конструктивных отношений с зарубежными партнёрами.
Это единственная гарантия отсутствия убытков.
Что не нравится США?
Какое время – такие и войны. США не скрывают, что «СП-2» усилит «энергетическую зависимость» Европы от России. О чём идёт речь – не вполне понятно. Ведь ЕС целенаправленно закупает углеводороды из разных источников. Эксперты, впрочем, называют более прозаическую причину. «СП-2» закроет рынок Евросоюза для американского сжиженного газа.
Кроме того, отдельная ветка позволит отказаться от транзитных услуг Украины. Экспорт газа – существенная статья доходов нашего юго-восточного соседа. США использовала беспрецедентные меры давления, чтобы свернуть проект. Причём в тот момент, когда он был практически готов!
Не хочу ни в чём обвинять общественные организации и экологов, но именно их усилиями реализация проекта затянулась. И я не уверен, что дело – сугубо в защите окружающей природы. Газовые магистрали Украины находятся в аварийном состоянии, но требований экологов остановить транзит почему-то не слышно.
Каковы перспективы вывода новой постороенной магистрали на проектную мощность в 2021 году
Газовый рынок Евросоюза меняется, так как на него пришли новые игроки. По большому счёту это биржевые спекулянты, которые мало что понимают в газовой сфере. Вот поэтому они не конкурируют между собой. От этого голубое топливо становится не дешевле, а дороже. Более того на сентябрь 2021 года его не хватает. Еврокомиссия в бешенстве, цены на газ достигли заоблачных высот — более 600 евро/1000 м3, а в газовые хранилища закачано пока чуть больше 12% голубого топлива, от требуемого количества.
Хотя евро бюрократы во всех бедах со срывом подготовки к зимнему отопительному сезону 2021-2022 гг. обвиняют Россию, она все свои обязательства по поставке газа выполняет. Да, она не рассматривает дополнительные заявки по увеличению объемов голубого топлива, но такого пункта нет в краткосрочных контрактах.
Еврокомиссия обвиняет в рекордном росте цен на газ в ЕС Россию и «Газпром»
Цена на природное топливо в Европе растёт по причине умело создаваемой паники биржевыми маклерами. Например, на октябрь запланирована остановка на несколько дней газопроводов «Северный поток» и «Ямал-Европа» для профилактических работ. Об этом давно объявлено, но спекулянтам главное подать всё в негативном свете. Но это их стиль, они так работают на любом рынке: хоть на автомобильном, хоть на зерновом.
В свете этого открываются хорошие перспективы для запуска в эксплуатацию газопровода «Северный поток 2». Правда реально помочь в снабжении голубом топливом Европы он не сможет. По техническим причинам через него при пуско-наладочных работах можно прогнать не больше 5 млрд. м3. Но вот на будущее, если будут преодолены все препоны 3-ей декларации энергопакета, он может реально помочь в стабильном снабжении стран Евросоюза голубым топливом.
На 9 сентября 2021 года объявлено об окончании строительства обеих ниток «Северного потока 2». Сейчас юристы «Газпрома» ищут обходные пути для запуска его в ближайшем будущем на полную мощность. По требованию 3 энергопакета российской государственной компании будет разрешено прокачивать газ только по одной нитке. То есть мощность будет использована на 50%.
Предлагаются такие решения:
- оформить собственником трубы дочку «Газпрома» Nord Stream 2 AG;
- сделать собственником трубы «Роснефть», которая накопила опыт продажи газа в Европу;
- сначала продать газ на аукционе, а затем прокачивать его через трубу от имени другого собственника;
- выждать до тех пор, пока в силу форс-мажорных обстоятельств (наступления холодов), Европа сама выведет газопровод из-под действий всех пунктов 3-его энергопакета.
Главное, газопровод уже достроен. А как сложится его ближайшая эксплуатация, покажет время. Считаете ли вы, что хищническое опустошение наших недр — это лишение потомков национального достояния
нет, ведь это для наполнения бюджета 0%
да, «Газпром» неэффективная компания, которая распродает народное богатство с выгодой для небольшой кучки людей 100%
затрудняюсь с ответом 0%
Проголосовало: 2