Успеет ли россия достроить северный поток-2 и почему он (не) окупится?

Цель строительства газовой магистрали «Северный поток — 2»

Но зачем «Газпром» начал строительство «Северного потока — 2», если в Европу было до этого проложено несколько трубопроводов, самые большие из них 3.

  1. Во-первых, это Уренгой — Ужгород через газотранспортную систему Украины (ГТС). По территории Украины проложено три магистральных газопровода: «Уренгой – Помары – Ужгород», «Братство», «Прогресс». Они вместе составляют один из крупнейших в мире газотранспортных коридоров. Их суммарная проектная мощность рассчитана на прокачку природного топлива более 100 млрд. м³. По этим газовым магистралям российский газ доставляется до потребителей не только Центральной, Западной, но и Южной Европы. Но сегодня ГТС Украины считается морально и физически устаревшей конструкцией, хотя ещё вполне работоспособной.
  2. Во-вторых, транснациональный крупный газопровод «Ямал — Европа». Его маршрут лежит через Россию, Белоруссию, Польшу и Германию. Проектная мощность составляет 33 млрд м³ в год.
  3. В-третьих, это экспортный газопровод «Северный поток». Он позволяет поставлять голубое топливо в страны Евросоюза напрямую, без посредников. Состоит из 2-х ниток, мощность каждой составляет 27,5 млрд. м³ в год. В сумме они дают 55 млрд. м³. Газ из «Северного потока» идёт на север Европы в Германию, Нидерланды, Францию, Великобританию, Данию и другие страны.

Можно назвать 3 причины, по которым Россия предложила Европе проложить через Балтийское море еще один газопровод — «Северный поток 2»:

  1. Политическая. Россия не хочет быть зависимой от транзита газа через «капризную» Украину.
  2. Экономическая. Добыча газа из Ямала постепенно переносится в арктические области Сибири. А маршрут новой магистрали идёт от этих мест по кратчайшему пути.
  3. Рыночная. Если поставки по «Северному пути» влияют на формировании цены на газ на северном направлении Европы, то запуск нового газопровода позволит России участвовать в торгах, влияющих на цену газа в Центральной и Западной Европе. А в целом на единую цену голубого топлива для Европы.

Сколько осталось?

17 мая 2021 года «Интерфакс» процитировал Матиаса Крузе, генерального консула Германии в Екатеринбурге. Немецкий чиновник сказал, что осталось построить около 80 километров трубопровода. Вообще к концу 2019 года проект был реализован на 93,5%, а потом – заморожен больше, чем на год. За 4 месяца процент готовность увеличилась до 96,7%.

Пройдены самые сложные участки, подготовлена инфраструктура на берегу. При текущих темпах строительства и без внештатных ситуаций осталось… Не больше двух месяцев. Мой прогноз: Россия достроит магистральный трубопровод и пустит его в эксплуатацию. Это произойдёт в третьем квартале текущего года.

«Остается только ждать»

Тем временем запуск «Северного потока – 2», кажется, всё ближе. Как заявил в интервью для Handelsblatt исполнительный директор оператора проекта Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг, строительство СП-2 по Балтийскому морю будет завершено этим летом. По его словам, конечная цель — «запустить трубопровод в этом году». Морской участок первой нитки был достроен еще в июле, и с 11 августа начались пусконаладочные работы по заполнению газопровода газом.

— 28 июля трубоукладочное судно «Академик Черский» полностью выполнило первоначально запланированный объем работ для газопровода «Северный поток – 2».Таким образом, газопровод был завершен на 99%. Трубоукладочная баржа «Фортуна» продолжает работу на заключительном участке проекта. О дальнейших шагах и деталях мы сообщим дополнительно, — заявили «Известиям» в пресс-службе Nord Stream 2 AG.

Газ и тормоз

Трубоукладочная баржа «Фортуна»

Фото: Global Look Press/ZB/Jens Büttner

Возможности ввести проект в строй до конца года есть, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Как заявил эксперт, первая линия проходит этап заполнения газа, это показывает, что систему готовят к скорейшему старту.

— Вторую линию, я думаю, завершат в конце августа, и, таким образом, морская часть будет полностью реализована. Позже начнется этап пусконаладочной работы по второй линии, останется только ждать официальной даты церемонии открытия, — подчеркнул аналитик.

В бундестаге также надеются на ввод газопровода в эксплуатацию до конца 2021 года.

— «Северный поток – 2» — важнейший компонент надежных поставок природного газа в Германию и Европу в целом

Подобные инциденты подчеркивают важность диверсификации поставок. Мы ожидаем, что ввод газопровода в эксплуатацию может произойти сразу после завершения, в любом случае до конца этого года, — заявил «Известиям» официальный представитель партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) в комитете бундестага по экономике и энергетике Штеффен Котре

Депутат ЕП Гуннар Бек, в свою очередь, отметил в беседе с «Известиями», что «Северный поток – 2» — это большой успех российской экономической дипломатии. Однако, по его мнению, если «Зеленые» выиграют парламентские выборы в ФРГ этой осенью, проекту продолжат вставлять палки в колеса.

Газ и тормоз

Порт Мукран, являющийся логистическим центром «Северного потока – 2»

Фото: РИА Новости/Дмитрий Лельчук

Политизация проекта, несмотря даже на решение Джо Байдена, продолжается и в США. 11 августа сенаторы-республиканцы заблокировали назначение десятков кандидатов на должности в Госдепартаменте США. Тем самым они пытаются добиться, чтобы администрация президента ввела новые санкции в отношении СП-2. Однако, как подчеркнул в беседе с «Известиями» политолог Александр Рар, часть Европы «с коммерческим взглядом» сейчас всё-таки просыпается и понимает, что ей надо обеспечить себя газом.

Масштабный проект: цифры и факты

Магистральный газопровод имеет протяжённость 1234 километра и состоит из двух гигантских нитей. Получается, их общая длина – почти 2,5 км. Ветка прошла по дну Балтийского моря через экономическую зону 5 государств: России (118 км), Финляндии (374), Швеции (510), Дании (147), Германии (85)

Обратите внимание: при строительстве удалось обойтись без вторжения на территорию Прибалтики и Польши

Начало реализации проекта – август 2016 года. Драматичным оказался 2020-й год. После санкций США от дальнейшего участия в воплощении проекта отказались европейские партнёры. Оставшиеся километры трубопровода России придётся укладывать самостоятельно. Чем сейчас и занимаются два судна: «Академик Черский» и «Фортуна». Один работает на глубине, второй – на мелководье. И там, и там условия непростые.

«Зеленые апостолы морали»

После переговоров канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом США Джо Байденом в июле вопрос с «Северным потоком – 2» многим показался более-менее решенным. Лидеры нашли компромисс — США пообещали не вводить санкции против владеющей газопроводом компании Nord Stream 2 AG и ее руководства, а Германия заверила, что защитит интересы Украины. Тем не менее сопротивление проекту в Евросоюзе, чьи компании задействованы в строительстве СП-2, всё еще наблюдается. Как рассказал «Известиям» депутат Европарламента Гуннар Бек, некоторые политические силы ЕС по-прежнему не хотят, чтобы СП-2 был запущен.

— В Европарламенте всё еще существует сильная оппозиция проекту. Это касается не только Польши и некоторых других стран Восточной Европы и Балтии. Самопровозглашенные апостолы морали в лице «Зеленых» Германии или либеральных партий Франции всё еще отвергают проект, — заявил «Известиям» евродепутат.

По его словам, с одной стороны, они хотят нанести еще больший ущерб экономике России в эти трудные времена, с другой стороны, не хотят усиления германо-российского сотрудничества.

Однако именно сейчас ЕС сталкивается с газовым кризисом. Сокращение поставок российского газа после аварии на заводе в Новом Уренгое вызвало рост цен в Европе до нового исторического максимума. По данным от 11 августа, цена ближайшего фьючерса с поставкой в сентябре на газовом хабе TTF приблизилась к $570 за 1 тыс. м3. И по некоторым прогнозам, такая динамика может сохраниться.

Газ и тормоз

Встреча Ангелы Меркель и Джо Байдена, июль 2021 года

Фото: Global Look Press/Consolidated News Photos/Doug Mills

Пожар на заводе в Новом Уренгое, который занимается подготовкой газового конденсата «Газпрома», произошел 5 августа. Это привело к тому, что прокачка ресурса по одному из ключевых газопроводов для ЕС «Ямал–Европа» (по нему сырье поступает в Германию из Западной Сибири через Белоруссию и Польшу) резко сократилась. На тот момент объем поставок снизился с 1,9–2,1 млн м3/ч до 1 млн м3/ч. Позднее прокачка выросла в среднем до 1,4–1,6 млн м3/ч, но утром 11 августа вновь упала, опустившись ниже 0,85 млн м3/ч.

11 августа в «Газпроме» прокомментировали данную ситуацию, заверив, что «Газпром экспорт» полностью выполняет свои обязательства по твердым контрактам перед потребителями из Европы и использует все доступные способы поставок газа.

— Газовый рынок стал невероятно политизирован. «Зеленые» Германии, поляки и прибалты всегда выступали против СП-2 и транспортировки газа, якобы скоро можно перейти на возобновляемые источники энергии. Сейчас именно они кричат громче всех о том, что газа Европе якобы не хватает. Где логика, спрашивается, — заявил «Известиям» немецкий политолог Александр Рар.

По его словам, из-за снижения поставок в силу технических обстоятельств ЕС летом явно не замерзает. Тем не менее данная ситуация показывает, что все планы по построению инфраструктурных проектов для транспортировки газа в Европу были реализованы правильно. «Это касается не только СП-2, который становится действительно важным объектом для будущего, но и «Турецкого потока», — добавил эксперт.

Газ и тормоз

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отметил в беседе с «Известиями», что СП-2 в будущем поможет обеспечить энергобезопасность Европе.

— Этот момент (ситуация с сокращением поставок из-за аварии на заводе в Новом Уренгое) показателен в плане диверсификации поставок и роста энергобезопасности. Чем больше магистралей, тем меньше транзитные риски, в случае если на каких-то системах есть локальные сбои. В этом смысле с помощью новых газопроводных магистралей, как СП-2, Россия, по сути, поднимает энергобезопасность Европы, — подчеркнул эксперт.

Когда ждать прибыли?

Понятно, что «СП-2» – во многом имиджевый проект. России нужно избавиться от транзитной зависимости, а ещё – показать всему миру, что США не всесильны. Но вопрос с окупаемостью – весьма болезненный. Непосредственная стоимость проекта (прокладка по дну моря) – не менее 9,5 млрд. евро. Окончательная цифра ещё не озвучена.

Однако большие расходы понесены на строительство газопровода от Ямала до Балтийского моря (в 2-3 раза больше самого «СП-2»). Эксперты называют самый оптимистичный срок окупаемости… 10 лет. Это много. Пессимистичный – 30 лет! Но есть нюанс: за 5 лет Россия заплатит Украине за транзит газа 7-15 млрд. долларов. Если полностью отказаться от её услуг, минимальная экономия за 30 лет составит 42 млрд. долларов, а это полностью перекрывает инвестиции. В чём подвох?

Резюме. Северный поток-2 – дорогая игрушка. Но полезная ли?

Если считать косвенную прибыль в виде отказа от транзита через Украину, то «СП-2» – вполне окупаемый проект. При трёх условиях! Во-первых, его нужно достроить и ввести в эксплуатацию. Вероятность этого события оценивается как очень высокая. Во-вторых, голубого топлива в России должно хватить для поставок в Европу на 30-40 лет. Ну а дальше, наверно, придётся сдавать трубы на металлолом: ещё год протянем.

В-третьих, и это самое важное, продукцию должны покупать потребители из ЕС. А для этого с ними нужно выстраивать конструктивные отношения

Ведь если СП-2 «прикроют» даже спустя 5 лет, Россия понесёт колоссальные убытки. А если через год или два? Поэтому политикам стоит, наконец, заняться выстраиванием конструктивных отношений с зарубежными партнёрами.

Это единственная гарантия отсутствия убытков.

Что не нравится США?

Какое время – такие и войны. США не скрывают, что «СП-2» усилит «энергетическую зависимость» Европы от России. О чём идёт речь – не вполне понятно. Ведь ЕС целенаправленно закупает углеводороды из разных источников. Эксперты, впрочем, называют более прозаическую причину. «СП-2» закроет рынок Евросоюза для американского сжиженного газа.

Кроме того, отдельная ветка позволит отказаться от транзитных услуг Украины. Экспорт газа – существенная статья доходов нашего юго-восточного соседа. США использовала беспрецедентные меры давления, чтобы свернуть проект. Причём в тот момент, когда он был практически готов!

Не хочу ни в чём обвинять общественные организации и экологов, но именно их усилиями реализация проекта затянулась. И я не уверен, что дело – сугубо в защите окружающей природы. Газовые магистрали Украины находятся в аварийном состоянии, но требований экологов остановить транзит почему-то не слышно.

Каковы перспективы вывода новой постороенной магистрали на проектную мощность в 2021 году

Газовый рынок Евросоюза меняется, так как на него пришли новые игроки. По большому счёту это биржевые спекулянты, которые мало что понимают в газовой сфере. Вот поэтому они не конкурируют между собой. От этого голубое топливо становится не дешевле, а дороже. Более того на сентябрь 2021 года его не хватает. Еврокомиссия в бешенстве, цены на газ достигли заоблачных высот — более 600 евро/1000 м3, а в газовые хранилища закачано пока чуть больше 12% голубого топлива, от требуемого количества.

Хотя евро бюрократы во всех бедах со срывом подготовки к зимнему отопительному сезону 2021-2022 гг. обвиняют Россию, она все свои обязательства по поставке газа выполняет. Да, она не рассматривает дополнительные заявки по увеличению объемов голубого топлива, но такого пункта нет в краткосрочных контрактах.

Еврокомиссия обвиняет в рекордном росте цен на газ  в ЕС Россию и «Газпром»

Цена на природное топливо в Европе растёт по причине умело создаваемой паники биржевыми маклерами. Например, на октябрь запланирована остановка на несколько дней газопроводов «Северный поток» и «Ямал-Европа» для профилактических работ. Об этом давно объявлено, но спекулянтам главное подать всё в негативном свете. Но это их стиль, они так работают на любом рынке: хоть на автомобильном, хоть на зерновом.

В свете этого открываются хорошие перспективы для запуска в эксплуатацию газопровода «Северный поток 2». Правда реально помочь в снабжении голубом топливом Европы он не сможет. По техническим причинам через него при пуско-наладочных работах можно прогнать не больше 5 млрд. м3. Но вот на будущее, если будут преодолены все препоны 3-ей декларации энергопакета, он может реально помочь в стабильном снабжении стран Евросоюза голубым топливом.

На 9 сентября 2021 года объявлено об окончании строительства обеих ниток «Северного потока 2». Сейчас юристы «Газпрома» ищут обходные пути для запуска его в ближайшем будущем на полную мощность. По требованию 3 энергопакета российской государственной компании будет разрешено прокачивать газ только по одной нитке. То есть мощность будет использована на 50%.

Предлагаются такие решения:

  • оформить собственником трубы дочку «Газпрома» Nord Stream 2 AG;
  • сделать собственником трубы «Роснефть», которая накопила опыт продажи газа в Европу;
  • сначала продать газ на аукционе, а затем прокачивать его через трубу от имени другого собственника;
  • выждать до тех пор, пока в силу форс-мажорных обстоятельств (наступления холодов), Европа сама выведет газопровод из-под действий всех пунктов 3-его энергопакета.

Главное, газопровод уже достроен. А как сложится его ближайшая эксплуатация, покажет время. Считаете ли вы, что хищническое опустошение наших недр — это лишение потомков национального достояния
нет, ведь это для наполнения бюджета 0%

да, «Газпром» неэффективная компания, которая распродает народное богатство с выгодой для небольшой кучки людей  100%

затрудняюсь с ответом 0%
Проголосовало: 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector