Импортозамещение в россии. чего достигли за 5 лет?
Содержание:
- Насколько все получилось?
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 сентября 2019 г. N 3638 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в спортивной индустрии Российской Федерации»
- ИТ-отрасль сомневается в успехе
- Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России
- Ускоренное импортозамещение
- Какие товары включены в программу
- Что вообще включало в себя импортозамещение
- 44-фз и импортозамещение
- IT
- Импортозамещение в сфере IT-технологий
- Импортозамещение на «гражданке»
- Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах
Насколько все получилось?
Импортозамещение – процесс длительный. Так, Россия отказалась от яблок из Польши, но чтобы нарастить производство своих, нужно несколько лет. Как минимум, чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру. Но с момента крымских событий прошло уже 7 лет, а программа импортозамещения существует больше 6 лет – так что времени, чтобы дать хотя бы промежуточную оценку результатам, прошло уже достаточно.
На официальном уровне программу импортозамещения, конечно же, называют успешной – как минимум, об этом рассказывает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом чиновник посетовал на страны, которые ввели санкции – если бы не это, Россия не вводила бы ответные меры, а российские производители могли бы конкурировать с иностранными.
Тем временем, экспертные оценки показывают – больше всего от санкций (то есть, контрсанкций) выиграли сельхозпроизводители и представители IT-сферы.
Например, производство продуктов питания по годам показывает, что однозначного тренда нет – по большинству позиций производство выросло, но по каким-то есть спад. С другой стороны, рост совсем не такой, как обещали чиновники на старте программы:
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мясо крупного рогатого скота (свежее) | 220 | 190 | 178 | 199 | 185 | 203 | 195 | 205 | 227 | 242 | 248 |
Свинина (свежая) | 755 | 815 | 942 | 1232 | 1438 | 1655 | 1947 | 2171 | 2415 | 2491 | 2788 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы | 2774 | 3028 | 3405 | 3610 | 3979 | 4340 | 4464 | 4839 | 4877 | 4840 | 4768 |
Изделия колбасные | 2439 | 2486 | 2533 | 2502 | 2475 | 2445 | 2436 | 2259 | 2282 | 2282 | 2361 |
Рыба живая, свежая или охлажденная | 1151 | 1395 | 1399 | 1461 | 1168 | 1176 | 1341 | 966 | 1001 | 954 | 968 |
Филе рыбное мороженое | 71,7 | 86,2 | 94,3 | 108 | 110 | 123 | 141 | 146 | 155 | 163 | 174 |
Замороженные овощи и фрукты | 24,5 | 38,4 | 40,2 | 45,3 | 45,8 | 55,4 | 71,7 | 62,6 | 55,9 | 83,7 | 100 |
Фрукты, ягоды и орехи сушеные | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 10,1 | 12 | 12,2 | 11 | 15,6 | 16,8 | 22,2 | 24,7 |
Молоко | 4944 | 4926 | 5267 | 5386 | 5349 | 5449 | 5569 | 5390 | 5457 | 5425 | 5514 |
Сливки | 80,6 | 83,4 | 95,2 | 103 | 115 | 121 | 125 | 133 | 150 | 163 | 188 |
Творог | 377 | 383 | 396 | 371 | 387 | 416 | 410 | 486 | 501 | 469 | 491 |
Масло сливочное | 210 | 217 | 214 | 225 | 250 | 256 | 251 | 270 | 267 | 269 | 282 |
Сыры и продукты сырные | 437 | 432 | 451 | 435 | 499 | 589 | 605 | 464 | 467 | 540 | 566 |
Продукты кисломолочные | 2388 | 2318 | 2430 | 2521 | 2520 | 2445 | 2492 | 2896 | 2819 | 2793 | 2751 |
А как подсчитали независимые эксперты, за 8 лет с начала программы импортозамещения государство практически не удалось достичь поставленных целей – например, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов (и связано это больше с климатом).
Тем не менее, даже в Национальном рейтинговом агентстве отмечают – достижения в российском импортозамещении есть:
- импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;
- растет выпуск мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);
- производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;
- производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.
С другой стороны, введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение – часть продукции теперь ввозится из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Белоруссия, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая, а фрукты из Эквадора.
Что касается других сфер экономики, то в IT избавиться от импорта так и не удалось – Россия по-прежнему импортирует больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство до сих пор не очень развитое, а для некоторых импортных товаров до сих пор нет российских аналогов. Однако российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже больше половины объема.
На некоторые отрасли импортозамещение почти не повлияло – например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, российские препаратов продается всего 20% (а в госзакупках – 35%).
Одной из причин, как считает Мария Ермилова, стали ошибки в планировании программы импортозамещения – например, Фонд развития промышленности почему-то помогал не тем проектам, которые особенно нуждались в помощи:
Так что оценить, была ли программа импортозамещения успешной или провальной, нельзя – она слишком масштабна, чтобы давать такие простые оценки. Лучше попробуем определить сильные и слабые стороны программы.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 сентября 2019 г. N 3638 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в спортивной индустрии Российской Федерации»
24 октября 2019
В целях организации в Минпромторге России работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый мероприятий по импортозамещению в спортивной индустрии Российской Федерации (далее — План).
2. Возложить на Департамент развития промышленности социально значимых товаров (Колобов Д.В.):
а) координацию деятельности предприятий, участвующих в реализации ;
б) мониторинг реализации .
3. Возложить на Департамент стратегического развития и корпоративной политики (Ученов А.А.) координацию работ по мониторингу, экспертно-аналитическому и методологическому обеспечению реализации .
4. Административному департаменту (Заболотный А.А.) опубликовать на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Кадырову Г.М.
Врио Министра | С.А. Цыб |
Утвержден Минпромторга Россииот 30 сентября 2019 г. N 3638
План мероприятий по импортозамещению в спортивной индустрии Российской Федерации
Nп/п | Шифр | ОКПД2 | Технологическое направление (продукт, технология) | Срок реализации проекта, год | Начальная доля импорта (по состоянию на 2018 год), % | Плановая доля импорта по итогам 2024 года, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 05СИ1 | 32.30.11 | Лыжи и коньки (горные лыжи, крепления для горных лыж, роликовые коньки) | 2019-2024 | 95 | 80 |
2 | 05СИ2 | 32.30.12 | Обувь лыжная (ботинки для сноуборда) | 2019-2024 | 100 | 85 |
3 | 05СИЗ | 32.30.14 | Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах (силовые тренажеры, беговые дорожки и велотренажеры) | 2019-2024 | 99 | 85 |
4 | 05СИ4 | 32.30.15 | Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе; плавательные бассейны и бассейны для гребли (спортивные сани, инвентарь для баскетбола, клюшки и шайбы для игры в хоккей, оборудования гребных дистанций и бассейнов при спортивном плавании) | 2019-2024 | 95 | 80 |
5 | 05СИ5 | 30.12.11 | Суда парусные (спортивные суда для парусного спорта) | 2019-2024 | 80 | 40 |
ИТ-отрасль сомневается в успехе
Представители отечественных компаний по разработке ПО сомневаются в успешной реализации целей нового роадмапа. Как сообщил изданию исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Ренат Лашин, в своем нынешнем виде «карта» нуждается в доработке. «Часть ее разделов не заполнена, необходимо будет уточнять многие показатели в процессе ее исполнения. Но показатель, закрепленный в плане, достижим и может быть даже перевыполнен при наличии финансовой и нормативной поддержки государства», – заявил он.
Замдиректора компании «Рексофт» Максим Кутузов отметил, что в настоящее время доля российского ПО в отечественной промышленности, минимальна. «В основном предприятия работают на западном софте, который разрабатывался десятилетиями, а потом еще годами кастомизировался под российского заказчика. Заменить существующие системы в короткий срок крайне сложно. Разработка такого уровня для промышленности – это вдумчивое и аккуратное проектирование, отработка пилотов, скрупулезное выявление всех недочетов, многочисленные интеграции со смежными системами и только затем промышленное внедрение», – сказал он «Ведомостям».
Ситуация усугубляется и неразберихой с интеллектуальными правами, считает руководитель отдела аналитики «СерчИнформ» Алексей Парфентьев. «Многие вендоры используют чужие библиотеки, движки, компоненты иностранного производства в составе своего решения, их доля часто доходит до 60-70%. Это означает, что номинально отечественное ПО в случае санкций не сможет обновляться или вообще перестанет работать», – сказал он изданию, подчеркнув, что в ряде случаев подобное может привести к серьезным последствиям. В качестве примера он привел ситуацию, когда оставшееся без обновлений или просто неработающее ПО обеспечивает работоспособность стратегического промышленного объекта.
Парфентьев добавил, что сомневается в успешном достижении главной цели «дорожной карты». Он не верит, что к 2024 г. 60% используемого российской промышленностью ПО будет отечественным.
Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России
С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.
Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.
После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.
Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.
Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.
После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали данные товары производить.
Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.
https://youtube.com/watch?v=uhLPFLXkHz0
Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.
Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.
Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.
На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.
Ускоренное импортозамещение
Правительство утвердило «дорожную карту» по внедрению в российскую промышленность отечественного ПО для автоматизации производственного процесса и управления бизнесом, пишут «Ведомости». Документ под названием «Новые производственные технологии» разрабатывался специалистами «Ростеха» и «Росатома». Он охватывает период до 2024 г. (то есть ближайшие два с половиной года) и затрагивает, помимо прочего, ПО для автоматизации проектирования промышленной продукции, системы управления бизнесом предприятий (ERP), системы взаимоотношения с клиентами (CRM), ПО для кадрового документооборота, а также программы для управления оборудованием, его ремонтом и обслуживанием и ряд других систем.
На запрос CNews о целях, которые преследует новая «дорожная карта», представители Минцифры России сообщили, что к ним относятся «развитие промышленного ПО и стимулирование его внедрения на предприятиях промышленности (вне зависимости от доли государственного участия)».
Представители аппарата российского вице-премьера Дмитрия Чернышенко заявили CNews, что дорожная карта «Новые производственные технологии» «предлагает рынку безболезненный план перехода на отечественное ПО, которое способно заменить зарубежные разработки и сделать предприятие независимым от внешних решений». «Российской промышленности по-прежнему отведена ведущая роль в структуре ВВП, это значит, что от работоспособности производства зависит не просто доходность отдельных структур, а экономический рост страны и благосостояние наших граждан», – добавили они.
Российская промышленность пока очень зависит от иностранного ПО
Новая «дорожная карта» нацелена в первую очередь на крупный российский бизнес. В качестве потенциальных потребителей российского промышленного ПО документ называет, помимо прочих, «Алмаз-антей» и «Роскосмос». В списке также есть и оператор «Ростелеком».
Какие товары включены в программу
С введением санкций РФ предприняла ответные меры в сторону Запада. Так, в нашу страну перестали импортировать товары из Австралии, Норвегии и США. Перечень импортозамещающих товаров представлен в ПП № 1421 от 19.12.2014.
Среди продуктов питания стоит отметить:
- мясо;
- рыбу и морепродукты;
- молочную продукцию;
- большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
- фрукты и орехи;
- колбасные изделия.
В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:
- цистерны;
- генераторы переменного тока;
- водные и газовые турбины;
- силовые установки;
- авиадвигатели;
- самолеты;
- ракеты-носители;
- судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.
С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.
Что вообще включало в себя импортозамещение
О том, что России нужно производить товары, ввозимые из-за границы, начали много говорить только с 2014 года в связи с известными событиями. Но на самом деле политика импортозамещения имеет более долгую историю. Проблема зависимости от импортных товаров появилась еще в 90-е годы – как считают экономисты, всему виной стал переход от производства продукции с высокой добавленной стоимостью к продукции с высокой рентабельностью. Слишком сильное «увлечение» импортом бьет и по платежному балансу – особенно если экспортные товары дешевеют.
Более-менее системно решать проблему начали еще с 2012 года – то есть, как минимум за 2 года до Крыма и санкций. Тогда была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет. Но в итоге программу пришлось пересмотреть – случились всем известные события, против России ввели санкции, а Россия ответила на них контрсанкциями (ведь отсутствие импортных продуктов – это запрет со стороны России, а не запада).
В правительстве начали усиленно готовить почву под программу импортозамещения: приняли новую версию программы, а в 2015 году создали специальную Правительственную комиссию по вопросам импортозамещения.
Что такое импортозамещение, и так понятно – это такая политика, при которой ввозимые из-за рубежа товары (или объекты интеллектуальной собственности) постепенно замещается тем, что произведено внутри страны. Импортозамещение преследует две основные цели:
- снизить зависимость от импорта (что в будущем смягчит политические и валютные риски);
- за счет запуска новых производств и модернизации уже имеющихся обеспечить устойчивый рост разных секторов экономики.
Обеспечить все это можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (льготные кредиты, упрощенная сертификация, более простой доступ на рынок). В России с переменным успехом применяются оба метода.
На практике программа импортозамещения в России активнее всего реализуется в нескольких сферах:
- сельское хозяйство. В 2014 году оказалось, что Россия закупает за рубежом слишком много продовольствия – и часто в ущерб национальному производителю. Поэтому были введены контрсанкции, запретившие продукты из многих стран, в дополнение к этому государство поддержало отечественных сельхозпроизводителей. Это были и льготные кредиты, и субсидии, помогло и закрытие российского рынка от импорта;
- машиностроение. Несмотря на наличие серьезных машиностроительных производств, достаточно много промышленного оборудования и другой сложной продукции закупалось за границей. Здесь серьезных импортных ограничений не было, все свелось к активной поддержке производителей со стороны Минпромторга;
- информационные технологии. Создан реестр отечественного ПО, на него буквально в принудительном порядке переводят государственные учреждения, образование, медицину и другие сферы. К тому же развивается и производство «железа» – уже есть российские процессоры («Байкал», «Эльбрус»), правда, производятся они пока еще за границей;
- государственные закупки. Закупки стали одним из важных пунктов импортозамещения – правительство может буквально в ручном режиме управлять ограничениями на закупку товаров государственными учреждениями. Например, со второй половины прошлого года российские больницы могут закупать только российские средства индивидуальной защиты (маски и все остальное).
Программа по импортозамещению пока не выполнена, периодически правительство сдвигает сроки ее окончания по отдельным направлениям и пересматривает условия. Пока основной вопрос ко всему этому – финансирование. Как рассказывает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, государство участвует в финансировании проектов импортозамещения в разных форматах:
С 2018 года основные программы развития в России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.
Но вот другой вопрос – насколько это все было целесообразно – возникает в 2021 году все чаще.
44-фз и импортозамещение
Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.
Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).
В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.
Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.
IT
Отдельно хотелось бы остановиться на импортозамещении в IT. С одной стороны есть ряд проблем, которые немного тормозят масштабный переход на отечественное программное обеспечение. Среди них:
- Отсутствие полноценных российских аналогов
- Устоявшиеся привычки пользователей
- Отсутствие денежных средств на доработки
- Страхи перед сбоями в период адаптации к новым системам
- Отсутствие санкций за использование иностранных образцов
Но с другой стороны процесс запущен и его уже не остановить. Например, активно действует реестр отечественного ПО, из которого госкомпании при закупках должны выбирать себе продукты. Сегодня в реестре содержится уже более 4 тыс. наименований российского софта. Участники рынка явно не будут стеснены в выборе.
Напомним, что реестр был запущен в 2016 году. В реестр могут попасть продукты компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит гражданину РФ. При создании российского продукта допускается использование иностранных компонентов, но для попадания в реестр нужно, чтобы отчисления зарубежному партнеру не превышали 30% оборота.
В конце минувшего года глава Минфина Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой госкомпании должны разработать план активного перехода на отечественный софт. До 2021 года доля российских IT-разработок должна в госкомпаниях превысить 50% в объеме используемого ПО.
Но не только госкомпании переходят на отечественный софт. Анализ проектов импортозамещения показывает, что на операционные системы Альт, офисное ПО «МойОфис», антивирус Касперского активно переходят образовательные учреждения, судебная система, министерства, ведомства и т.д.
Учитывая такие преимущества отечественных аналогов, как низкая стоимость по сравнению с зарубежными образцами, лучшее понимание потребностей пользователей, оперативная техподдержка есть вероятность, что процесс импортозамещения будет лишь ускоряться.
Импортозамещение в сфере IT-технологий
IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.
Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.
Импортозамещение на «гражданке»
Как отметил в своем выступлении Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, импортная техника по-прежнему доминирует на наших рынках, доля российских производителей составляет около 10%. Даже на рынке госзаказа, регулируемом государством, объем которого составил, по данным Минпромторга, в 2019 году 900 млрд рублей, доля российских производителей составляет максимум 20%. Точную цифру получить невозможно, так как пока не создан механизм детального учета модулей и блоков, входящих в готовое оборудование, с точки зрения их происхождения – российского или зарубежного.
Дело осложняется тем, что создавать готовую гражданскую продукцию только на отечественных решениях вряд ли будет возможно в обозримом будущем. По некоторым видам микросхем, в частности, памяти, продукцию выпускает всего несколько компаний в мире, и глобальное разделение труда в этой части – норма. Привычка использовать в своей работе доступную на рынке зарубежную ЭКБ привела к тому, что даже крупнейшие поставщики отечественной продукции, например, «Ростех» разрабатывают свои готовые решения, за редким исключением, на иностранной компонентной базе.
Примерно так же обстоит дело с разработками «Росатома» для атомной промышленности, отмечает Василий Шпак и подчеркивает:
Рынок госзаказа на отечественной микроэлектронике нам еще только предстоит создать. Ей еще только предстоит попасть в те решения, которые поставляются по госконтракту |
Иными словами, Реестр отечественной радиоэлектронной продукции, который был создан осенью 2019мгода, а также определение отечественной продукции, данное в постановлении Правительства РФ №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», это только начало пути. Далее, по словам Шпака, требования к доле отечественных блоков и модулей в готовой продукции будет меняться по мере расширения российских микроэлектронных изделий.
Для поддержки этого движения государство предпринимает меры очень серьезной поддержки.
Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах
Наименование | Январь-сентябрь 2014 года, % | Январь-сентябрь 2018 года, % |
---|---|---|
Мясо и птица, включая субпродукты | 19,6 | 7,7 |
Говядина, включая субпродукты | 59,1 | 45,1 |
Свинина, включая субпродукты | 17,0 | 2,0 |
Изделия колбасные | 2,4 | 1,6 |
Мука | 1,0 | 0,9 |
Растительные масла | 14,0 | 17,9 |
Сухие молоко и сливки | 45,2 | 34,5 |
Успехи импортозамещения заметны не только в сфере продовольственной безопасности. Активная работа идет и по таким направлениям, как:
- Легкая промышленность
- Тяжелое машиностроение
- Станкостроение
- Радиоэлектронная промышленность
- Фармацевтика и медицина
В целях реализации государственной политики по продвижению отечественной продукции была создана Правительственная комиссия по импортозамещению, которая регулярно проводит заседания.