Государственные органы социальной защиты населения

Что такое органы социального обеспечения

Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утвержденного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

С целью осуществления социальной поддержки людей, которые нуждаются в общественной помощи государством, созданы специальные структуры — органы социального обеспечения. Их основной функцией является содействие улучшению жизни нуждающихся и социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи и поддержки.

Государство, заботясь о благополучной жизни своих граждан, регулярно утверждает круг лиц, которым при регистрации определенных жизненных ситуаций, оказывается социальная помощь. Ее цель — выровнять социальное положение граждан, сделать так, чтобы никто не считал себя одиноким и беспомощным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Помощь может оказываться в виде социального обеспечения — определенных законами выплат, услуг либо благ натурального происхождения. Она связана с невозможностью граждан самостоятельно обеспечивать себя, а также имеющихся на попечительстве нетрудоспособных членов семьи. Кроме денежных выплат социальным законодательством предусмотрено предоставление определенным категориям граждан социальных услуг, а также льгот на некоторые оплаты (например, жилищно-коммунальные услуги, покупку медикаментов, протезирование, проезд в транспорте и т.п.).

Организацией и контролем оказания населению социальной помощи уполномочены заниматься органы социального обеспечения. Структура их системы оговаривается в ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 442. Кроме деятельности бюджетных структур по социальной защите населения, в Российской Федерации функционируют внебюджетные фонды, к которым отнесены:

  1. Пенсионный фонд РФ.
  2. Фонд социального страхования РФ.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Совместная деятельность по социальной защите населения сводится к следующим мероприятиям:

  • определение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий для студентов;
  • разработка системы мер для профилактики и снижения уровня безработицы;
  • помощь в воспитании детей многодетным семьям, в т.ч. выплата им пособий;
  • контролирование деятельности по соблюдению прав детей и др.

Согласно ст. 8, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в вопросе социального обслуживания отнесены:

  1. Регулирование на правовом уровне, а также обеспечение гарантии социального обслуживания в субъектах согласно возложенным полномочиям.
  2. Принятие решения по уполномоченному органу субъекта РФ, определение профильной организации (согласно полномочиям).
  3. Руководство предоставлением социальных услуг различными организациями, в т.ч. общественными.
  4. Разработка схем взаимодействия структур при осуществлении социального обслуживания населения.
  5. Установление количественной численности сотрудников в организациях социального обслуживания, хозяйственной части их функционирования.
  6. Контроль исполнения норм питания пациентов социальных организаций.
  7. Ведение реестров поставщиков социальных услуг и пр.

Функциональной обязанностью органов социального обеспечения является управление этой работой. Непосредственно управление делят на общее и оперативное.

Осуществление управления происходит в соответствии со спецификой организационных и правовых форм соцобеспечения. Сюда относятся:

  • социальное страхование;
  • социальное обеспечение определенных категорий зоны риска;
  • социальная помощь государства.

Исполнителем общего управления выступает Правительство. Оно ответственно за следование государственной соцполитике и соблюдение конституционных прав каждого гражданина касательно сферы социальной защиты. В качестве таких прав рассматриваются охрана здоровья, качественные медуслуги, социальное обеспечение. Кроме того, на государстве — решение тех проблем, которые стоят перед многодетными семьями, а также одинокими матерями или отцами.

Оперативное управление — функция, которая требует принятия экстренных мер, поэтому осуществляется органами исполнительной власти. Ответственность возлагается на Министерства образования и науки, обороны и прочие, а также организации, которые им подведомственны.

Модели социальной защиты

Немецкая модель

предусматривает обеспечение социальных прав в соответствии с отчислениями, которые уплатил человек на протяжении всей активной жизни. Для семей с ограниченными возможностями существуют различные государственные программы.

Английская модель

предусматривает предоставление социальной помощи в минимальных размерах независимо от принадлежности к какой-либо категории.

Корпоративная модель

предусматривает предоставление социальной помощи непосредственно от компаний в пользу работника

Смешанная модель

сочетает в себе различные соотношения признаков иных моделей

Как оформить льготы

Все виды социальной помощи оформляются в соответствующих организациях. Например, выдачей пенсий занимается Пенсионный фонд России, выплаты по родам и беременности осуществляет Фонд социального страхования, Центр занятости помогает преодолеть безработным низкий уровень жизни, Лечебно-профилактические учреждения — получение доступа к диспансерам и др. В каждом населенном пункте работает общий центр, который направит вас в соответствующую организацию.

Необходимые документы

Документы предоставляются в зависимости от необходимой выплаты. К примеру, пенсионер должен предоставить трудовую книжку, где хранится информация о трудовом стаже.

Трудовая книга — важный документ для оформления социальной помощи

Помимо трудовой, предоставляется паспорт, медсправка, справка о зарплате, свидетельство о рождении несовершеннолетних, удостоверение иждивенцев. Для государственной пенсии нужен военный билет. Для ликвидаторов аварии на ЧАЭС не нужна трудовая.

Чтобы получить пособие на ребенка, необходимо предоставить свидетельство о его рождении, а также все свидетельства других детей семьи, написать заявление на саму выплату, а также справку с работы одного из супругов, который еще не получал пособие.

Если предприятие прекратило свое существование во время декретного отпуска работника, необходимо предоставить копию приказа о предоставленном отпуске, трудовую (при наличии)

Пособие один раз в данном случае получает мама или папа, причем неважно, работаете ли член семьи или нет

Для работодателя в данном случае необходимо предоставить:

  • заявление;
  • справку из ЗАГСа;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справка с работы от второго супруга.

Первая выплата по беременности осуществляется до родов, а вторая после них по истечении 140 дней.

Важными документами здесь являются больничный лист из медицинского учреждения, в котором мать проходила лечение после родов. Пособие по беременности и родам выплачиваются вместе, если женщина встала на учет до двенадцати недель беременности. Аналогичные документы должны получить в том числе работодатели.

Время ожидания пособия

Символ времени. Ожидание ответа

После подачи заявления необходимо отслеживать его продвижение на сайте той или иной государственной организации. Законодательство указывает, что рассмотрение и ответ на заявление должны быть осуществлены не позднее 20 рабочих дней. Следовательно, если речь идет о рабочей неделе, вашу заявку могут рассматривать на протяжении четырех недель.

Однако не факт, что выплата будет получена сразу. После получения одобрения, в последующие 3 дня формируются документы для осуществления выплат. При получении отказа заявитель на выплату будет проинформирован в тот же день. Несмотря на указанные средние сроки рассмотрения заявок, бывают случаи, при которых рассмотрение достигает 2 месяцев. Это случается из-за рассинхронизации деятельности ведомств разных направлений.

Помощь для бедных семей

Она предоставляется семьям, чьи доходы ниже установленного минимального уровня. Она включает в себя помощь при рождении, выплаты по декрету, льготную ипотеку. Также такие семьи могут рассчитывать на бесплатные медицинские услуги, помощь в натуральном виде (продукты, топливо, лекарства), налоговые льготы, психологическую и юридическую поддержку.

Для многодетных семей предусмотрены следующие виды помощи:

  • Бесплатное пользование городским транспортом.
  • Скидки на оплату коммунальных услуг.
  • Для детей младше 6 лет – бесплатные лекарства, если их выписал врач.
  • Право на бесплатное питание детей в школе.
  • Компенсационные выплаты, связанные со школьной одеждой.
  • Прием малышей в детсад вне очереди.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Социальная поддержка населения России в 2021 году

В настоящее время основное внимание при оказании социальной помощи уделяется выплатам нуждающимся. За основу берется величина прожиточного минимума

Если доходы человека ниже данной величины, то это является основанием для оказания подобной помощи. Основные направления выплат:

  1. Субсидии.
  2. Денежные вознаграждения.
  3. Выплаты в целях компенсации.
  4. Гуманитарная помощь.

Социальные пособия выдаются безвозмездно и могут расходоваться по желанию человека. Их величина регулируется законодательно и зависит от конкретной категории граждан. В регионах возможны доплаты по решению региональных властей.

Субсидии также выплачиваются на безвозмездной основе и происходят путем перечисления денег на банковский счет получателя.

Выплаты с целью компенсации производятся уже после расходования денег на определенные цели. Они осуществляются в случаях, оговоренных в законодательстве. Для этого требуется предоставить доказательство расходования средств на определенные цели.

Гуманитарная помощь производится в натуральном виде: товарами, одеждой, продуктами. Обычно сбор средств осуществляется населением.

Защита прав несовершеннолетних детей

Законом определяется, что защиту прав несовершеннолетних производят его представители – родители, опекуны или попечители. В ситуации, когда в порядке суда родители ограничивались в правах, то интересы малыша станут защищать опекунские органы.

Когда родители или усыновители отсутствуют, то в качестве опекуна будет выступать администрация организации, когда человек будет помещаться.

Варианты защиты законных прав детей

Устанавливать защиту интересов малыша можно некоторым количеством методов, которые прописываются в законодательстве. Среди главных:

  1. Обращение в гос. органы. К примеру, полицию, опекунские органы. А также можно обратиться в комитет по правам несовершеннолетних, так как они работают по направлениям профилактики правовых нарушений, проведение психологической и социальной реабилитации.
  2. Разбирательство в суде. Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних граждан способно осуществляться в рамках гражданской и административной процедуры. Происходят ситуации и уголовного порядка. Иск предоставляет опекун малыша от собственного имени.

Когда опекунские учреждения устанавливают, что имеется противоречие в интересах малыша и родителей, то они не могут представлять несовершеннолетнего.

Защита прав детей в сфере образования

Право на бесплатное общее образование закрепляется законодательно, при этом нарушения в этой области имеют довольно распространенную характеристику. Даже когда несовершеннолетний будет принимать различные меры для лучшего обучения, должностные лица учреждения сферы образования способны потребовать платежи финансовых взносов. Они в основном предназначены для:

  • Приобретение учебников.
  • Ремонт
  • Покупка воды.
  • Закупки школьной формы и иные траты, которые не имеют отношения к процедуре обучения.

Когда несовершеннолетнему нужно продолжать обучение в этом учреждении, законным представителям нужно проявлять тактичность. Предпринимать дальнейший шаг требуется лишь в той ситуации, когда прошлый не дал благоприятного итога. Совместное обращение в каждое ведомство способно становиться причиной негативного взаимоотношения к малышу со стороны преподавателей.

Защита прав несовершеннолетнего нарушаемых в семье

Зачастую малыша нужно охранять именно от тех граждан, которые должны обеспечить его защиту. Проблема раннего определения жестокого обращения в семействе остро стоит перед специализированными органами.

Законные представители чаще всего подвергают опасность жизнь и здоровье граждан, не достигших возраста 18 лет, а также их собственности. Особенностью данных правонарушений считается сложность в определении. Конфликтные ситуации, которые происходят в семье, закрываются от посторонних глаз. Это формирует дополнительную опасность для малыша.

Заявление в органы соцзащиты

В системе соцзащиты района и жителей страны России имеются специализированные органы, которые отвечают за охрану прав несовершеннолетних. Это соц. опека и попечительство.

Законы России по опеке передаются для выполнения муниципальным органам. Следовательно, любой административный район обладает собственным отделом.

Осуществление полномочий производится по заявлению. Когда законному представителю нужен документ для защиты имущества несовершеннолетнего, требуется обращаться в отдел по месту регистрирования ребенка или месту нахождения собственности. Когда детские права нарушены, родителями или опекунами, то заявить об этом в опекунский орган способен любой человек.

Восстановление нарушенных прав

Восстановление нарушаемых прав лиц, не достигших возраста 18 лет, осуществляется в порядке суда и предполагает всестороннее разбирательство при участии, как государственных органов, так и представителей по закону.

Обязательно станет заслушиваться мнение отдела по защите прав детей. При условии наличия настоящего правового нарушения судебный орган и социальная опека всегда встает на сторону малышей.

Функции учреждения

Социальное обеспечение предусмотрено законодательством Российской Федерации. Это система материального обеспечения и предоставления услуг престарелым, больным гражданам и частично утратившим трудоспособность, семьям с детьми и потерявшим кормильца. Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ определил обязательное социальное страхование как систему организационных, правовых и экономических мер, компенсирующих либо минимизирующих последствия предусмотренных рисков.

Сейчас название Собес устарело, данный орган официально называется Управлением социальной защиты населения. Государство разделило соц. обеспечение на имущественное и неимущественное. К первому типу относится снабжение граждан вещами, деньгами и услугами, а второе означает предоставление, к примеру, психологической помощи, образовательных услуг и пр.

Существует два вида социального обеспечения:

  1. Помощь – как правило, кратковременная, на которую вправе претендовать граждане:
    • утратившие источник получения средств к существованию, но они в состоянии восстановить его;
  2. имеющие недостаточное материальное обеспечение для себя и своей семьи;
  3. со стабильным доходом, но временно оказавшиеся в неблагоприятном положении (серьезная болезнь, катастрофа и пр.).
  4. Содержание – основной источник средств к существованию нуждающегося лица, предоставляется государством в фиксированном размере в зависимости от рода нужды и принадлежности к конкретной социальной группе.

Социально-обеспечительная помощь бывает нескольких видов:

  • льготы;
  • пособия;
  • компенсации;
  • безвозмездное предоставление малоимущим гражданам предметов первой необходимости, таких как продукты питания, одежда и обувь;
  • некоторые социальные и медицинские услуги, оплачиваемые фондом ОМС.

Социально-обеспечительное содержание может оказываться гражданам двумя способами, посредством:

  • выплаты пенсий;
  • социальных услуг.

Можно сказать, что содержание граждан делится на эти виды в зависимости от формы обеспечения:

  1. Денежной:
    • пенсии всех типов;
  2. различные пособия.
  3. Натуральной:
    • снабжение лиц предметами первой необходимости;
  4. содержание инвалидов и престарелых в специальных интернатах и пансионатах;
  5. предоставление необходимых медицинских услуг, в том числе и санаторно-курортного лечения;
  6. компенсации, например, жилищные по выслуге лет на определенном предприятии, по вредности, после стихийного бедствия и пр.;
  7. льготы вроде бытового обслуживания вне очереди или снабжения лекарствами и др.

Законодательством закреплено всего 6 видов соцобеспечения:

  1. Пенсии.
  2. Пособия.
  3. Компенсации.
  4. Льготы.
  5. Услуги социального и медицинского характера.
  6. Предметы первой необходимости.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector