Миллиарды каждый год, еще и из бюджета. на какие деньги живут российские партии и куда они их тратят?
Содержание:
- Материалы:
- ÐенÑги полÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ вÑе паÑÑии
- Кто больше тратит и на что
- Послесловие
- Примечания и ссылки
- Приложения
- Пожертвования и членские взносы
- Ðак пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенное ÑинанÑиÑование паÑÑий
- Понятие, функции, признаки политических партий
- Классификация политических партий
- Внешняя помощь
- Какие партии получают больше
- ↑ Партийная система
- Описание федерального закона о политических партиях
Материалы:
Кто финансирует партии в Россииhttp://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/kto_finansiruet_partii_v_rossii/
В России запретили финансирование партий иностранцамиhttp://polittech.org/2014/11/25/v-rossii-zapretili-finansirovanie-partij-inostrancami/
Кто финансирует российские партии?http://rusrand.ru/news/kto-finansiruet-rossijskie-partii
…В каких странах партии финансируют из бюджета?http://www.aif.ru/dontknows/1225905
«Золото» партий. Кто финансирует российских политиков?http://www.aif.ru/politics/russia/45589
Партийные финансы: как «оппозиция» догоняет «партию власти»http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/288267-partiinye-finansy-kak-oppozitsiya-dogonyaet-partiyu-vlasti
КПРФ и ЛДПР подкинули за верность курсуhttp://www.compromat.ru/page_35663.htm
Инфляция в Россииhttp://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia
Индексация размера страховой пенсииhttp://nnvita.ru/rasnoe_poleznoe/indeksaciya.html — индексация пенсий
Золото партийhttps://old.flb.ru/info/37629.html
ÐенÑги полÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ вÑе паÑÑии
«ÐÑÐ¾Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½ («РпÑоÑиводейÑÑвии полиÑиÑеÑкой коÑÑÑпÑии») Ð²Ð½ÐµÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² закон УкÑÐ°Ð¸Ð½Ñ Â«Ð Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑиÑÑ». Ðн Ð²Ð½ÐµÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñавил игÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑий, в ÐÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ð¾Ð± админиÑÑÑаÑивнÑÑ Ð¿ÑавонаÑÑÑениÑÑ Ð¸ в УголовнÑй ÐºÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ð£ÐºÑаинÑ. Таким обÑазом, полиÑиÑеÑкие паÑÑии неÑÑÑ ÑголовнÑÑ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑаÑивнÑÑ Ð¾ÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ, еÑли Ð¸Ñ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°ÑÑÑаÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½ «РпÑоÑиводейÑÑвии полиÑиÑеÑкой коÑÑÑпÑии».
СÑÐ°Ð·Ñ Ð¾ÑмеÑÑ, ÑÑо СÐРкÑайне мало ÑделÑÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑеализаÑии ноÑм ÑÑого закона на пÑакÑике, поÑколÑÐºÑ 89% ÑкÑаинÑев вообÑе не поддеÑживаÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½, поÑколÑÐºÑ Ð¾Ð½Ð¸ каÑегоÑиÑеÑки пÑоÑив, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкие паÑÑии ÑинанÑиÑовалиÑÑ Ð¸Ð· гоÑÑдаÑÑÑвенного бÑджеÑа.
СоглаÑно ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð²Ñе полиÑиÑеÑкие паÑÑии ежегодно и ежекваÑÑалÑно пÑбликÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾ÑиÑиалÑнÑÑ ÑайÑÐ°Ñ Ñвои ÑинанÑовÑе оÑÑеÑÑ. Ðа пÑакÑике ÑÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо в оÑÑеÑÐ°Ñ Ð¾ÑÑажаеÑÑÑ ÐºÑо ÑинанÑиÑÑÐµÑ Ð¿Ð°ÑÑиÑ, кÑо в ней Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑководÑÑие должноÑÑи и полÑÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð° ÑÑо заÑплаÑÑ, ÑÑо наÑодиÑÑÑ Ð² ÑобÑÑвенноÑÑи паÑÑии, оÑобенно Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ паÑÑÐ¸Ñ Ð°ÑендÑÐµÑ Ð¾ÑиÑнÑе помеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ плаÑÐ¸Ñ Ð°ÑенднÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑ. ÐÑоме пÑбликаÑии на ÑайÑаÑ, полиÑиÑеÑкие паÑÑии напÑавлÑÑÑ ÑÑи оÑÑеÑÑ Ð² ÐаÑионалÑное агенÑÑÑво пÑоÑиводейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑÑпÑии (ÐÐÐÐ).
ÐоÑÑдаÑÑÑвенное ÑинанÑиÑование полÑÑаÑÑ Ð½Ðµ вÑе паÑÑии, а лиÑÑ Ñе, коÑоÑÑе на вÑбоÑÐ°Ñ Ð¿ÑеодолеваÑÑ 2% баÑÑеÑ. Ðо когда депÑÑаÑÑ Ð¿Ñинимали ÑÑÐ¾Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½, Ñо внеÑли в него попÑавкÑ, ÑоглаÑно коÑоÑой ÑÑа ноÑма закона вÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¸Ð»Ñ ÑолÑко поÑле ÑледÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑламенÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑбоÑов, Ñо еÑÑÑ, Ñ 1 ÑнваÑÑ 2020 года. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенное ÑинанÑиÑование полÑÑаÑÑ ÑолÑко 6 полиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑий, пÑедÑÑавленнÑÑ Ð² ÐеÑÑовной Раде. Ð Ñ 2020 года ÑинанÑиÑование бÑдÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаÑÑ Ð¸ Ñе паÑÑии, коÑоÑÑе набÑали 2% на вÑбоÑаÑ, ÑоÑÑ Ð² паÑÐ»Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ не пÑоÑли. Таким обÑазом, гоÑÑдаÑÑÑво бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑживаÑÑ ÑазвиÑие молодÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑий», â ÑаÑÑказал СеÑгей Ðдаменко.
СеÑгей Ðдаменко
Кто больше тратит и на что
Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.
Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:
Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.
При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.
Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.
Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.
И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.
Послесловие
Источник
Как видно, существует определённая система финансирования политических партий за счёт средств федерального бюджета в целях их более эффективной деятельности в интересах населения. Чтобы было понятно, что выделяется немало средств на содержание политических партий, при этом данное финансирование превышает в разы по сравнению с уровнем инфляции и индексации пенсии (по годам), приведём данные, которые наглядно свидетельствуют уровень финансирования политических партий..
Таблица №3. Данные по уровню финансирования политических партий в сравнении с социальными показателями
Года/Показатели | Ставка за 1 голос, руб. | Уровень инфляции,% | Индексация пенсий,% |
---|---|---|---|
2002 | — | 15,6 | 30,7 |
2003 | 0,5 | 11,99 | 17,7 |
2004 | 0,5 | 11,74 | 11,4 |
2005 | 0,5 | 10,91 | 12,7 |
2006 | 5,0 | 9,0 | 16,0 |
2007 | 5,0 | 11,87 | 20,4 |
2008 | 5,0 | 13,28 | 26,9 |
2009 | 20,0 | 8,8 | 14,27 |
2010 | 20,0 | 8,78 | 8,8 |
2011 | 20,0 | 6,10 | 10,65 |
2012 | 20,0 | 6,58 | 10,1 |
2013 | 50,0 | 6,45 | 8,3 |
2014 | 50,0 | 11,36 | 11,4 |
2015 | 110,0 | 9,39 | 7,1 |
Темп роста в год | 3,62 раза | 9,68 | 14,74 |
Таким образом, темп роста финансирования деятельности политических партий, в том числе непарламентских, превышает значительно уровень инфляции и индексации пенсий. Следовательно, партии обязаны работать более эффективно, поскольку существуют на средства налогоплательщиков.
Думается, что всех названных средств вполне хватает, чтобы порадеть за народное благополучие, укрепить партийные ряды и реальными делами поднять авторитет своей партии в глазах избирателей. Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.
Госфинансирование не единственный источник деятельности партийных структур, хотя и самый значимый. На счета партий поступают добровольные взносы от граждан, организаций, предприятий. Это немалые средства, исчисляемые миллионами рублей. Народ также должен знать, на что они расходуются. Открытость и прозрачность деятельности партий — необходимое условие завоевания доверия граждан и повышения внутрипартийной дисциплины.
А запреты на иностранное финансирование призваны не только оградить российского избирателя от зарубежного вмешательства в политический процесс в России, но и гарантировать соблюдение принципа политического нейтралитета государства. А избирателям в предстоящие выборы 2015—2016 годов надо более вдумчиво к голосованию, чтобы не получилось как с Петрозаводском.
Источник
Примечания и ссылки
- Жерар Даве , « Законы о финансировании политических партий », Le Monde ,19 июля 2007 г.
- Статья 8 , в силу 16 января 1990, доступ к 11 декабря 2016
- ↑ и Информационный бюллетень Финансирование политической жизни: партии и избирательные кампании
- ↑ и Статья 9 закона от 11 марта 1988 г.
- Статья 9-1 Закона от 11 марта 1988 г.
- ↑ и Указу п о 2021-203 от 23 февраля 2021 года , принятый для применения статей 8, 9 и 9-1 закона п о 88-227 от 11 марта 1988 с поправками, о финансовой прозрачности политической жизни
- ↑ и Статья 11-4 Закона от 11 марта 1988 г., вступившая в силу 15 сентября 2017 г., по состоянию на 24 сентября 2017 г.
- Статья 200 3. Налогового кодекса.
- ↑ и Статья 11-7 Закона от 11 марта 1988 г.
- Аккаунты опубликованы на data.gouv.fr
Приложения
Распределительные указы
Политика во Франции |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
V — й Республики ( Конституция ) | ||||||||
государственный |
|
|||||||
Подразделения |
|
|||||||
Выборы |
|
|||||||
Политические партии · Финансирование политики · Бизнес |
- Французский политический портал
- Портал V — й Республики
- Финансовый портал
Пожертвования и членские взносы
Политическим партиям могут давать деньги организации , предприятия, отдельные доноры и группы с особыми интересами , такие как профсоюзы . Эти группы могут предлагать деньги или подарки партии или ее ведущим членам в качестве стимула. Когда это происходит с целью повлиять на политическую позицию или действия партии, это называется лоббированием .
Со второй половины 20 века партии, которые обычно полагались на пожертвования или членские взносы, сталкивались с растущими проблемами
Повышенное внимание к пожертвованиям и длительное сокращение членства в партиях в большинстве западных демократических стран создают большую нагрузку на финансирование. Например, в Соединенном Королевстве и Австралии членство в двух основных партиях в 2006 году было менее одной восьмой от того, что было в 1950 году, несмотря на значительный рост населения за тот же период.
Программа государственного финансирования в США, охватывающая как личное, так и общественное политическое финансирование, позволяет налогоплательщикам направлять 3 доллара из своего федерального подоходного налога на финансирование соответствующих расходов кандидатов в президенты. Небольшое индивидуальное пожертвование представляет собой не взнос, а перенаправление причитающегося подоходного налога без дополнительных прямых выплат налогоплательщиками.
В некоторых партиях, таких как посткоммунистические партии Франции и Италии или Социалистические партии в Ирландии и Нидерландах , избранные представители берут только среднюю заработную плату промышленного рабочего из своей зарплаты в качестве представителя, в то время как остальные вносят вклад в финансирование своей партии. в целом. Хотя сейчас эти примеры могут быть редкими, « вымогательство ренты » со стороны действующих операторов по-прежнему является характерной чертой некоторых партий, например, в Непале .
В Соединенном Королевстве утверждалось, что пэры были присуждены вкладчикам партийных фондов, при этом благотворители становились членами Палаты лордов и, таким образом, имели возможность участвовать в законодательном процессе. Например, было обнаружено , что премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж продавал пэры. Чтобы предотвратить подобную коррупцию в будущем, парламент принял Закон 1925 года о почестях (предотвращении злоупотреблений) , в котором прямая продажа пэров и аналогичных пособий была признана уголовным преступлением . Однако некоторые благотворители, как утверждается, пытались обойти это, замаскировав свои взносы под ссуды, что привело к скандалу « Деньги на пэрство ».
Такая деятельность, а также предполагаемая торговля влиянием привели к требованию ограничения пожертвований. По мере того как расходы на выборы растут, растут и требования партийных фондов. В Великобритании некоторые политики выступали за то, чтобы партии финансировались государством , предложение, которое обещало вызвать дебаты в стране, которая первой начала регулировать расходы на избирательную кампанию в 1883 году. Однако никаких законодательных действий после этого предложения не последовало.
Ðак пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенное ÑинанÑиÑование паÑÑий
Â«Ð Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼ ÑеÑко опÑеделен. ÐÑо â 0,02 минималÑной заÑплаÑÑ Ð² год, пÑедÑеÑÑвÑÑÑий наÑÐ°Ð»Ñ ÑинанÑиÑованиÑ, Ñмноженное на колиÑеÑÑво избиÑаÑелей, пÑоголоÑовавÑÐ¸Ñ Ð·Ð° паÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° вÑбоÑаÑ. Ðо вÑоÑом полÑгодии 2016 года вÑе паÑламенÑÑкие паÑÑии, кÑоме ÐппозиÑионного блока, оÑказавÑегоÑÑ Ð¾Ñ ÑинанÑиÑованиÑ, полÑÑили из гоÑбÑджеÑа 195 миллионов гÑивен. Ðе полÑÑала ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ РадикалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð°ÑÑиÑ, не ÑÑпевÑÐ°Ñ Ð¾ÑоÑмиÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑÑ Ð½Ð° ÑÑо.
Ð 2017 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»ÑÐ½Ð°Ñ Ð·Ð°ÑплаÑа вÑÑоÑла, и обÑÐ°Ñ ÑÑмма ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð° год ÑоÑÑавила 442 миллиона гÑивен. ÐÑи денÑги бÑли пÑопоÑÑионалÑно ÑаÑпÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð°ÑÑиÑми в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð±Ñанного ими пÑоÑенÑа голоÑов избиÑаÑелей на вÑбоÑаÑ.
Ðа 2018 год им вÑем ÑÑммаÑно должно бÑло бÑÑÑ Ð²Ñделено более миллиаÑда гÑивен, но бÑли внеÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² закон, и пÑивÑÐ·ÐºÑ Ðº минималÑной заÑплаÑе заменили пÑивÑзкой к пÑожиÑоÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼ÑмÑ. РпаÑÑии полÑÑили 513 миллионов гÑивен.
ÐÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ½ÐµÐ³ паÑÑиÑм вполне ÑваÑаеÑ, поÑколÑÐºÑ ÑÑмма в пеÑеводе на евÑо Ñавна ÑÑмме ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑий в ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ñ ÑазвиÑой демокÑаÑией», â ÑообÑил СеÑгей Ðдаменко.
Понятие, функции, признаки политических партий
Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.
Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.
Основные функции политических партий:
- борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
- участие в осуществлении власти;
- участие в формировании политической системы государства;
- формирование общественного мнения;
- выражение интересов социальных групп;
- политическое воспитание;
- подготовка политических кадров;
- защита интересов различных социальных групп.
Отличительные признаки политических партий:
- нацеленность на завоевание и осуществление власти;
- наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
- наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
- наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
- наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.
Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.
Классификация политических партий
Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.
По типу идеологии:
- Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
- Демократические партии выступают за утверждение и развитие народовластия.
- Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
- Коммунистические партии выступают за полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью.
- Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
- Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
- «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
- Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
- Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.
По отношению к социальной действительности:
- Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
- Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
- Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.
По характеру членства:
- Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
- Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
- Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.
Виды политических партий по отношению к власти:
- Правящие находятся у власти в определенный момент.
- Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.
По месту в политическом спектре:
- Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
- Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
- Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.
По источнику возникновения:
- Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
- Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
- Созданные на основе объединения социальных групп.
По положению в управляющей структуре:
- Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
- Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.
Виды политических партий по организационной структуре:
- Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
- Движенческие — характерно формальное членство.
- Политические клубы — характерно свободное членство.
Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.
Внешняя помощь
В странах с молодой демократией финансирование может также предоставляться за счет иностранной помощи . Международные доноры предоставляют финансовую помощь политическим партиям в развивающихся странах в качестве средства для продвижения демократии и надлежащего управления или, в некоторых случаях, для поддержки предпочитаемых политических партий. Поддержка может быть чисто финансовой или иной. Часто поддержка оказывается в форме мероприятий по развитию потенциала, включая разработку партийных манифестов, уставов партии и навыков проведения кампаний.
Целью всех видов помощи является оказание помощи в целях развития на международном уровне для поддержания функционирования глобального общества. Основные принципы современных форм иностранной помощи были определены в Плане Маршалла , который был направлен на поддержку восстановления Европы после Второй мировой войны, и в Законе США о внешней помощи 1961 года . Развитие связей между идеологически связанными партиями — еще одна общая черта международной поддержки партии. Иногда это может восприниматься как прямая поддержка политических целей политической партии, таких как поддержка правительством США грузинской партии, стоящей за « революцией роз» .
Другие доноры работают на более нейтральной основе, когда несколько доноров предоставляют гранты в странах, доступных для всех сторон, для различных целей, определенных получателями. Некоторые ведущие аналитические центры, такие как Институт зарубежного развития , призвали усилить поддержку политических партий в рамках развития потенциала для удовлетворения требований заинтересованных доноров в улучшении управления.
Какие партии получают больше
Поскольку партии получают бюджетное финансирование в зависимости от числа полученных на последних выборах голосов, лидирует, по понятным причинам, «Единая Россия». По данным отчета партии за 2019 год (более свежих данных пока нет), партия получила 4,3 миллиарда рублей из бюджета – при общем объеме поступлений в 5,8 миллиарда рублей.
На данный момент последние парламентские выборы – это выборы 2016 года. На них 3%-ный барьер преодолели только 4 партии, которые и представлены в парламенте.
Отданные за них голоса и объем финансирования распределились так:
- «Единая Россия» – 28,5 миллионов голосов, общее финансирование в 5,8 миллиардов рублей. Из них 4,3 миллиарда – поступления от бюджета (из расчета в 152 рубля за голос), еще 1,4 миллиарда – частные пожертвования и 100 миллионов набралось по остальным пунктам;
- КПРФ – 7 миллионов голосов, общее финансирование составило 1,2 миллиарда рублей, из которых 1,067 миллиарда пришло от бюджета. Частные лица пожертвовали коммунистам всего 48 миллионов рублей;
- ЛДПР – 6,9 миллионов голосов, финансирование на 1,098 миллиарда рублей, из которых 1,051 миллиарда дал бюджет;
- «Справедливая Россия» – 3,3 миллиона голосов, финансирование в размере 507,6 миллионов рублей, 497,8 миллионов из этой суммы приходится на федеральный бюджет.
Как можно заметить, «системная оппозиция» живет практически только на бюджетное финансирование, а остальные источники занимают совсем небольшую долю в поступлениях. И их весьма невнятные политические программы могут быть связаны именно с этим – когда партии слишком сильно зависят от бюджетных денег, они не решаются жестко критиковать действия власти, допуская лишь незначительную критику по несущественным вопросам.
Кстати, недавно стало известно, что «Единая Россия» намерена получить 45% голосов избирателей при явке в 45%. С учетом результатов прошлых выборов это даже шаг назад – в партии понимают, что с учетом недовольства населения социально-экономической ситуацией результаты будут соответствующими. И это непосредственно отразится на финансировании – вместо 4,3 миллиардов рублей в год партия получит около 3,4 миллиардов рублей, если все пойдет по намеченному плану. Но до следующего года еще может измениться законодательство, и выплаты за каждый голос могут стать больше 152 рублей.
Что касается других источников поступлений, то ощутимые деньги партии получают только от частных пожертвований. «Единая Россия» традиционно получает деньги от компаний, так или иначе связанны с государственными контрактами (например, в 2017 году партия получила от 30 компаний более 4 миллионов рублей от каждой, из них 16 получали госконтракты самостоятельно или через связанные структуры). Перечисляют деньги партии некие региональные фонды поддержки регионального сотрудничества и развития, которые, по сути, раньше были внутрипартийными структурами.
А совсем недавно в «Медузе» вышло расследование, из которого стало понятно, что «Единая Россия» может использовать неофициальные избирательные фонды – «черные кассы». Дело в том, что официально выделяемых на предвыборные кампании по линии партии средств явно недостаточно, чтобы профинансировать выборы во всех регионах. А, например, на избирательную кампанию кандидата в президенты вообще можно потратить только 400 миллионов рублей – хотя за такие деньги в России можно избрать разве что губернатора.
Неофициальные фонды, как говорят источники журналистов, пополняют представители бизнеса – как местного, так и федерального. За это руководители и собственники могут получить места в выборных органах власти (например, «проходную» позицию в партийном списке в регионе или федеральном списке).
Другие партии получают деньги буквально откуда придется. Например, КПРФ получает часть пожертвований от компаний, которые возглавляют коммунисты, «Справедливая Россия» – от неких фондов содействия, а ЛДПР – тоже от «своего» бизнеса.
Более мелкие партии обычно вообще не получают денег и существуют чисто номинально – таких партий как минимум 25, и за 2018 год они указали в отчетах нулевые доходы.
↑ Партийная система
Партийная системаТипы партийных систем
Наименование типа | Их сущность |
Однопартийная |
В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий |
Двухпартийная(бинарная) | В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, Республиканская и Демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе |
Многопартийная (полипартийная) |
В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат.— соглашение, достигнутое путём уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. |
Многопартийная |
Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы. В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов |
Описание федерального закона о политических партиях
Принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года, одобренный Советом Федерации 29 июня того же года Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ регламентирует тождественность всех партий перед законом. При этом их идеологии и целенаправленность значения не имеют.
Право, предусмотренное ФЗ «О Политических Партиях», позволяет добровольно вступать или воздерживаться от вступления в политические партии, создавать и участвовать в их непосредственной деятельности. В выборе направленности общественного объединения, гражданин руководствуется исключительно своими интересами и идеологией.
Одной из основных задач действующего закона 95-ФЗ является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления гражданами их конституционного права на организацию политических движений
Важно обеспечить юридическую и социальную безопасность в условиях разницы в политических взглядах и чаяний в социуме
Современное законодательство гласит, что политическая партия создаётся свободно, на добровольных началах. Любое давление со стороны федеральных и управленческих органов на её основателей рассматривается как неправомерное.
В статье 3 рассматриваемого закона даётся чёткое разъяснение внутренней структуры политической партии. Согласно тексту второй части статьи, она должна соответствовать следующим критериям:
- Региональные отделения каждой должны базироваться минимум в половине субъектов Российской Федерации. В каждом из городов может быть только один филиал конкретной общественной организации.
- Минимальное количество членов подобного объединения должно составлять 500 человек.
Штаб руководства и все региональные представительства политической партии находятся на территории Российской Федерации. - Партийная эмблема должна отличаться от символики РФ и других государств. Все совпадения в данном случае исключены. В качестве личной символики не может быть использовано изображение, носящее оскорбительный или угрожающий характер по отношению к государству и его гражданам. Также при использовании того или иного изображения не должны нарушаться авторские права (ст. 7, ч. 1-3).
При соблюдении всех указанных выше условий и при соответствующем решении, принятом на учредительном съезде, политическая партия считается созданной. Необходимо уточнить, что любое партийное решение принимается на основании подавляющего большинства голосов политиков, представляющих по меньшей мере половину территориальных субъектов Российской Федерации.
Новое социально-политическое объединение заносится в государственный реестр, как юридическое лицо. С этого момента им могут свершаться предусмотренные пропагандистские и информационные деяния, не противоречащие уставу Конституции РФ (ст. 11, ч. 2, 3).
Согласно действующему закону 95-ФЗ, действия политической партии не могут быть негласными. Вся её деятельность должна быть открытой и поддающейся структурному анализу. Принципы и идеология, которые исповедуются той или иной партией, не должны нарушать конституционные права граждан, угрожать их жизни или свободам, вне зависимости от пола, этнической принадлежности, вероисповедания этих людей. В противном случае, подобное сообщество признаётся экстремистским, и, как следствие, – противозаконным.
Ликвидация политической партии может быть провозглашена на съезде, на основании голосов большинства её членов. Однако она может быть упразднена по решению Верховного Суда Российской Федерации. Это происходит в случаях:
- Несоблюдения нормативов, указанных в пунктах 4 и 5 ст. 9 95-ФЗ;
- Непринятия своевременных мер по купированию нарушений, из-за которых деятельность партии ранее была временно приостановлена;
- Отказа от участия в выборах (статья 37);
- Качественного несоответствия региональных филиалов требованиям подпункт «а» ч. 2 ст. 3;
- Наличие идеологии, агитации и деятельности, признанных экстремистскими.
Таким образом, государство обеспечивает политическую и социальную безопасность граждан, не позволяя разрастаться расовой, межнациональной и классовой неприязни.
Как и любой другой современный закон, 95-ФЗ периодически претерпевает правки и изменения. Это связано с постоянно и стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановкой в государстве.
В 95 Федеральный Закон «О политических партиях» последние поправки были внесены 28 декабря 2016 года и вступили в силу 1 марта следующего года.
Скачать
Закон о политических партиях в новой редакции доступен на нашем сайте. Скачать текст действующего Федерального Закона «О политических партиях» N 95-ФЗ можно здесь: